Что такое дифференциация

Что такое дифференциация?

Как часто вы сталкивались со словом «дифференциация»? Вы могли слышать его на телевидении или встретить в какой-либо информационной статье. Это слово довольно распространено, но для многих людей его значение до сих пор остается загадкой.

Узнаем, что такое дифференциация и где применяется этот термин.

Значение слова дифференциация

«Дифференциация» происходит от латинского слова differentia, что можно перевести на русский как «различие, разница». Также можно проследить связь с английским словом difference, которое имеет аналогичное значение.

Термин «дифференциация» означает выделение определенной части чего-либо из общего числа (объектов или значений) по некоторым признакам.

Применение термина дифференциация

Давайте узнаем, какие значения имеет слово «дифференциация» в различных областях науки.

  • В биологии — разделение одной группы организмов на несколько групп в результате различных эволюционных процессов. Биологическая дифференциация определенной группы организмов сопровождается возникновением определенной иерархической структуры. Также применяется термин «половая дифференциация», который означает разделение организмов по половому признаку.
  • Дифференциация в социологии — наличие социальной структуры, которая ведет к возникновению новых ролей или же видов деятельности, необходимых для выполнения новых функций.
  • В геологии — общее число процессов, которые разделяют вещество или материю. Кристаллизационная дифференциация — процесс, который описывает кристаллизацию вещества, которое будучи расплавом, имеет иной состав, нежели полученный во время кристаллизации минерал.
  • Дифференциация товара в экономике — определенная ситуация, при которой покупатели будут рассматривать (или рассматривают) товары конкурирующих производителей как схожие.
  • Дифференциация доходов – существенные различия в уровне дохода среди различных слоев населения.
  • Дифференциация в психологии (теория семейных систем) — способность индивида быть отдельной, уникальной личностью, при этом будучи связанным с окружающими.
  • Статистическая дифференциация — определение степени различий между двумя выборками показаний. Для измерения дифференциации в статистике существуют различные инструменты, такие как децильный коэффициент, дисперсия, кривая Лоренца и так далее.
  • Понятие дифференциации в образовании – отбор различных методик, материалов и объемов информации с целью создать оптимальные условия для обучения каждого ученика.
  • Дифференциация в лингвистике — процесс, который описывает структурное расхождение в языках, вследствие постепенной утраты их общих черт и приобретения собственных специфических элементов.

С другими интересующими вас терминами вы сможете ознакомиться в разделе Определения.

Источник: https://elhow.ru/ucheba/opredelenija/d/chto-takoe-differenciacija

Дифференциация – это… Что такое дифференциация: стратегия

Добавлено в закладки: 0

Что такое дифференциация? Описание и определение термина

Дифференциация – это различие, разделение, исключение, и имеет различное применение в сферах деятельности.

В экономике дифференциация (различение) товаров – это восприятие потребителями одинаковых (похожих) товаров разных производителей, но не абсолютно взаимозаменяемых; в биологии разделение однородной группы организмов на несколько различных в эволюционном процессе; в филологии – процесс, при котором формирующийся диалект языка отделяется от других диалектов и становится самостоятельным отдельным языком; в финансировании дифференциация доходов – это существование значительного различия в величине доходов разных слоев населения.

Дифференциация  в маркетинге

Дифференциация (дифференцирование) в маркетинге является процессом разработки ряда существенных особенностей продукта, позволяющих отличить его от товаров конкурентов, выявление привлекательных и выгодных для потребителя отличий товаров и(или) услуг.

По сути своей, дифференцирование как правило выделение предложения производителя из общей массы конкурирующих предложений других производителей. Именно дифференцирование делает возможным запомниться в сознании потребителя, занять выгодную позицию на рынке сбыта и быть более конкурентноспособным.

Товарное дифференцирование это производство похожих товаров, с незначительными различиями, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но которые обусловлены применением других технологий производства, материалов, из которого они изготовлены, качеством работы или другими показателями.

Дифференцирование в сервисе- это составляющая комплексного предложения, услуги, сопутствующей продукту, по своему уровню чем-то отличающиеся от услуг конкурентов. Дифференциация цен является предложением однородных товаров и услуг по разным ценам, – и это один из методов конкурентной борьбы.

Разница цен объясняется или ценовойдискриминацией, или же дифференциацией продукта. Ценовая дискриминация в товароведении, это различие цен на один и тот же товар разным категориям потребителей. Под ценовой дискриминацией, так же понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами.

Дифференциация продукции является способом, при помощи которого производители стараются выделить свой продукт из общей массы аналогичных товаров, для того, чтобы обратить на него внимание других покупателей; предложение товаров с характеристиками, лучшими, чем у конкурентов.

Компании, решившие использовать стратегию дифференциации продукции, все свои действия направляют на создание продукта, пользующегося ограниченным спросом и обладающим большей полезностью, чем продукты конкурентов.

Дифференциация продукции всегда вносит на рынок разнообразие, так как каждый из конкурентов стремится найти особенные оригинальные решения, а также стараются придать выпускаемому продукту какие-то отличительные характеристики, свойственные только их компании.

Конкурентное преимущество получает тот продукт (компания), уникальность которого создает для потребителя наибольшую ценность и выгоду и, соответственно, может им быть оплачена. Такая стратегия дает возможность предприятию стать лидером в отрасли по определенной линейке товаров.

Рассмотрим более детально, что значит термин дифференциация.

Дифференциация означает создание фирмой продукта или услуги с уникальными свойствами.

Стратегию дифференциации можно назвать стратегией  завоевания конкурентного преимущества перед другими, которая предполагает ориентацию деятельности предприятия на предоставление большей пользы потребителям (кроме низкой цены) путем предложения товаров более высокого качества с высоким уровнем сопутствующих услуг.

Дифференциация продукции — способ, с помощью которого производители могут выделить свой продукт из общей массы похожих товаров, с целью обратить на него особое внимание других покупателей; предложение товаров с характеристиками, лучшими, чем у конкурентов.

Компании, решившие использовать стратегию дифференциации продукции, все свои действия направляют на создание уникального продукта, пользующегося ограниченным спросом и обладающим большей полезностью, чем продукты конкурентов.

Безусловно, дифференциация продукции приносит на рынок большое разнообразие, поскольку каждый из конкурентов старается найти свои оригинальные пути и решения, а также, способы придания выпускаемому продукту каких-то отличительных особенных характеристик.

Конкурентное преимущество получает тот продукт (компания), уникальность которого создает для потребителя наибольшую ценность и, следовательно, может и будет им быть оплачена в свое время. Эта стратегия дает уникальную возможность предприятию стать лидером в отрасли по определенной группе (линейке) товаров.

Придание продукту особенных свойств, которые выгодно выделят его из числа аналогичных по назначению продуктов, требует значительных дополнительных затрат на исследовательские работы, повышение качества и другое.

Эти затраты, если они оправданы, конечно компенсируются установлением более высокой цены.

А конкурентное преимущество, полученное в результате дифференциации этого продукта, обеспечит увеличение объемов продаж и получение дополнительной прибыли за счет завоевания предпочтений у различных групп потребителей.

Кроме продукта (или товара) можно дифференцировать сервис, имидж, а также персонал.

Сервисная дифференциация — предложение определенных услуг (сюда включается скорость и надежность поставок.

установка, послепродажное обслуживание, служба поддержки и сопровождения, консультирование и так далее), сопутствующих товару и по своему спектру и качеству превосходящих услуги конкурентов.

Дифференциация персонала — наем и обучение персонала, который осуществляет свои функции быстрее, лучше, более эффективно, чем персонал у конкурентов.

Дифференциация имиджа — создание образа организации или ее товаров, выгодно отличающего их в лучшую сторону от имиджа конкурентов и их товаров.

Стратегии дифференциации уместны в тех случаях, когда потребности и вкусы покупателей слишком отличаются от покупателя к покупателю и поэтому не могут быть удовлетворены путем производства обычной стандартной продукции.

Производитель, с успехом применяющий принцип дифференциации, тщательно изучает поведение и потребности покупателей с целью выяснения мнения клиентов относительно ценности и значимости тех или иных признаков, а также их предпочтени, учитывается социальная цена.

После этого компания стремиться учесть все пожелания и дифференцирует свою продукцию согласно одного или, может быть, нескольких признаков, подталкивая тем самым покупателей к приобретению именно предполагаемой компанией продукции. Конкурентное преимущество является следствием уникальной (по сравнению с конкурентами) способности фирмы удовлетворять особенные потребности покупателей, отдающих предпочтение тому или иному признаку выпускаемой продукции.

Преимущества дифференциации для предприятия

  • устанавливать высокую наценку на свою продукцию;
  • увеличить объем продаж продукции (так как привлекается дополнительное число покупателей);
  • сделать торговую марку фирмы более узнаваемой и популярной среди покупателей (поскольку обычно некоторые покупатели сильно привязывается к дифференцирующим признакам). Также дифференциация может дать дополнительную прибыль, в том случае, если наценка способна покрыть дополнительные затраты, связанные с ее проведением.

Следует знать также, что дифференциация может и не принести желаемых результатов.

Это может произойти, если признаки, положенные в основу дифференциации продукции, не оценены покупателями столь высоко как ожидалось, чтобы окупить дополнительные издержки фирмы по процессу дифференциации.

Способы дифференциации продукции фирмы от продукции конкурирующих фирм могут быть самыми различными: цена, качество, сроки, сервисное обслуживание, поставка запасных частей, эксклюзивный дизайн и исполнение, разные вкусовые качества, престижность и неповторимость, качество производства, самый полный спектр услуг, широчайший ассортимент продукции и другие.

Наиболее успешными типами стратегий дифференциации считаются такие стратегии, имитация которых требует значительных затрат времени и средств у конкурентов.

Эффект дифференциации

Самый большой эффект может дать дифференциация, которая основывается на:

  • технологическом превосходстве предприятия;
  • высоком качестве выпускаемой продукции;
  • предоставлении потребителям наибольшего набора сопутствующих услуг;
  • гарантии качества продукции;
  • предоставлении потребителям большей «ценности» за меньшую цену.

Стратегия дифференциации

Стратегия дифференциации оправдана в случаях, когда:

  • прежде всего существует множество возможных способов дифференциации продукции или услуг;
  • потребности и предпочтения покупателейс разным уровнем доходов  в данном продукте различаются, причем сам продукт можно использовать по-разному;
  • небольшое число конкурирующих предприятий использует стратегию дифференциации.

Дифференциация – это процесс разделения системы, которая первоначально состоит из одинаковых элементов, на равные по качеству части. Примерами дифференциации являются: расовое, половое деление человека; деление букв на гласные, согласные; звуков на шипящие, глухие, твёрдые и т.д. Также дифференцировать можно доходы населения, товары, цены, клетки тканей и много другое.

Мы коротко рассмотрели термин дифференциация, постарались  раскрыть  его суть и показать преимущества.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Источник: https://biznes-prost.ru/differenciaciya.html

Что такое дифференциация? Значение слова “дифференциация” :

Достаточно интересным вопросом является то, что такое дифференциация. Данное слово имеет множество значений. Но универсальным ответом будет такое: это разделение какой-то совокупности явлений по типу.

Примером дифференциации может быть разделение всех биологических видов на сложноорганизованных и низкоорганизованных. Ладно, этот пример достаточно сложный.

Значительно проще привести такой пример: разделение всех существующих в природе объектов на живые и неживые.

Дифференциация имеет место тогда, когда речь идет о наличии какого-нибудь хаоса. В нашем мозгу постоянно роится куча мыслей.

Если мы попытаемся организовать весь поток, который имеется у нас в голове, то мы будем стараться его дифференцировать. Вот что такое дифференциация.

Тем не менее следует более детально разобрать определение данного понятия, так как оно является прекрасной возможностью для вас понять саму суть.

Что такое определение

Перед тем как более детально разбираться, что такое дифференциация, определение составлять необходимо. Но нужно разбираться в том хотя бы, что значит данное слово.

Определение – это предложение, которое стремится раскрыть суть рассматриваемого явления в одном или нескольких словах, пытаясь одновременно охватить все возможные признаки, касающиеся данного слова.

Составление определения является очень интересной задачей, так как попытка ужать в одно предложение всю известную человеку информацию о рассматриваемом явлении – задача очень занятная.

Определение данного понятия

Следует нам разобраться в системном виде, что такое дифференциация. В начале статьи мы уже затрагивали ответ на данный вопрос. Но он достаточно неточный. Просто когда человек читает определение, он уже должен быть подготовленным. В ином случае понять будет достаточно трудно.

Читайте также:  Что такое совесть и в чем ее свобода

Итак, дифференциация – это отделение от общей массы одного конкретного элемента со всей совокупностью его свойств, признаков и особенностей. Разобрать данное понятие достаточно просто. Когда мы отделяем одно от другого, то получившаяся часть целого обретает идентичность, то есть уникальность.

Достаточно тяжело это понять в абстракции, поэтому давайте разберем данное явление на примерах.

Что такое дифференциация наук

Данное слово активно используется в огромном количестве научных дисциплин. Но есть и общеизвестное значение данного термина. Дело в том, что в самом начале наших времен из всех существующих сейчас наук были только философия и медицина. Они заправляли бал на тогдашнем, еще не продвинутом, научном пространстве. И они существовали очень долго.

Дальше пошел тот процесс, который сейчас принято называть дифференциацией наук.

Из философии вышло огомное количество научных дисциплин: биология, психология, физика, экономика, социология и много чего еще. Даже математики в те времена, как таковой, не было.

Существовала только философия. А вот процесс отделения наук с собственным методологическим аппаратом и называется дифференциацией наук.

А как же дела обстоят с человеческими потребностями?

Потребность – это внутренняя нехватка чего-либо. Это очень простое определение, но его будет достаточно.

Кажется, что все потребности человека хаотичны, и их никоим образом не получится ни систематизировать, ни классифицировать. Но оказывается, что это давно сделано.

Потребности дифференцируются не только учеными, но и самим человеком. Чем старше он становится, тем более актуальными для него становятся определенные потребности.

Очень хорошую классификацию потребностей предложил известный психолог Абрахам Маслоу. Он разделил все потребности человека на три группы: базовые, социальные и личные.

Базовые потребности свойственны маленьким людям, которым достаточно только чувствовать себя в безопасности и кушать вовремя.

Когда человек взрослеет, ему с самого начала нужно налаживать контакты с людьми и адаптироваться к этому обществу. Данный процесс называется социализацией.

Каждому человеку важно чувствовать свою принадлежность к определенной социальной группе. Желательно, чтобы она была достаточно статусная, так как это определяет непосредственно статус самого человека. После того как он взрослеет дальше, у него появляется новая группа потребностей – личные.

Они направлены на самосовершенствование. Важно понимать, что данная классификация является достаточно неполной. Всего у Маслоу внутри данных трех потребностей есть семь типов того, что нужно человеку. Все они образовали знаменитую пирамиду Маслоу, которая пользуется популярностью по всему миру. Мы разобрались, что такое дифференциация потребностей.

Дифференциация звуков

Данный термин относится к сфере деятельности логопеда. Что такое дифференциация звуков? Это не простая классификация звуков, а разграничение подобно звучащих звуков у людей, имеющих определенные проблемы с речью.

Знаменитым примером, требующим дифференциации звуков, являются картавые люди, которые не просто не выговаривают звук “р”, но еще звук “л” произносят с ошибкой.

Те казусы словесные, которые сопровождают данную проблему, мы все знаем.

Правда, чаще всего такой тип картавости наблюдается у маленьких детей. Тем не менее есть еще куча дефектов, которые требуют дифференциации звуков. Например, достаточно часто дети путают звуки “Ш” и “Ж”. И действительно, они очень похожи. Тем не менее для оптимального развития речи данные звуки следует отделить друг от друга.

Дифференциация продукта

Данный термин касается такой сферы человеческой деятельности, как экономика. Что такое дифференциация продукта? Это наделение какого-то товара специфическими характеристиками, которые могут существенно нарушить конкуренцию.

Естественно, оно вместе с этим является движущей силой конкуренции, так как каждый производитель хочет выделить свой товар чем-то на фоне других.

Например, на рынке мобильных телефонов лучше всего это получается у одного известного производителя смартфонов, который выпустил просто максимально качественную продукцию, за которой выстраиваются колоссальные очереди.

И нет разницы, что данный товар настолько дорогой. Люди его все равно покупают, так как продукция данного производителя уже давно является синонимом качества и плавности интерфейса. И как бы ни старались другие производители смартфонов затмить успех данного телефона, это не получается сделать уже в течение восьми лет.

Тем временем вышла еще одна революционная модификация данной модели осенью этого года, которая имеет еще одно большое преимущество на фоне других производителей. И опять будут ей подражать, а данная компания опять стала пионером. Вот это замечательная дифференциация продукта. А вы уже угадайте, о какой компании шла речь.

Что такое дифференциация доходов

Опять данный термин имеет свои специфические характеристики. Сейчас нужно разобраться, какое отношение имеет данный экономический термин к слову “дифференциация”. Обычно когда речь идет о применении данного слова к населению, то, как правило, имеется в виду полное название даного понятия “дифференциация доходов населения”. Что это означает?

Здесь все очень просто. Одни люди зарабатывают больше, а другие – меньше. В этом и заключается дифференциация доходов. В то время как одни питаются каждый день красной икрой и лососем на золотых тарелках, другие используют деревяные миски и однокомнатную квартиру и довольны.

В этом и заключается дифференциация доходов. И от этого неравенства, как ты ни крути, никуда убежать не получится. Можно стараться зарабатывать деньги и возводиться на пьедестал. Но для этого нужно много работать.

Увы, но многие люди не испытывают потребности в том, чтобы заниматься делом вместо того, чтобы страдать по поводу своей бедности.

Дифференциация клеток

А теперь немного поговорим о биологии. Многие люди познакомились с этим термином именно благодаря этой науке. Что такое дифференциация клеток? Человек не может родиться, если он не был зачатым до этого.

Когда яйцеклетка и сперматозоид сливаются в одно целое, то появляется зигота, которая делится.

Через какое-то время начинает образовываться такая вещь, как гаструла, в которой происходит эта самая дифференциация клеток.

Это очень обобщенно. Но обычному человеку нужно знать только то, что дифференциация клеток – это процесс образования разных типов тканей из одного типа стволовых клеток. Именно благодаря им образуются разные типы клеток, а этот процесс как раз называется дифференциацией.

Другие значения дифференциации

Слово “дифференциация” может использоваться еще в огромном количестве значений. При этом каждый человек его может употреблять так, как ему хочется.

Например, можно сказать фразу “мне нужно сегодня дифференцировать свой график”. Она будет означать, что следует отделить все важные дела от второстепенных.

А среди важных следует также расставить приоритеты и сгруппировать. То же самое можно сказать относительно личных доходов.

Те значения, которые были приведены в этой статье, не являются единственными возможными. Такое слово, как дифференциация, например, существует в математике. Оно противоположно другому термину “интеграция”. В общем, вы поняли, что такое дифференциация, и теперь можете сами использовать это умное слово в своем лексиконе.

Выводы

А теперь давайте подведем итоги. Мы разобрались, что такое дифференциация, и с тем, где можно использовать это слово в качестве научного термина. При этом вы можете использовать его в повседневной речи, ведь оно может стать вашей фишкой.

Если вы хотите казаться умным, то почему бы не использовать его? Впрочем, дело ваше. Но багаж знаний в любом случае пополнился. А из него вы сможете сделать выводы, чем интересоваться и что изучать в дальнейшем.

Все науки, которые были затронуты в данном тексте, являются очень интересными, и в любой из них можно проявить себя с хорошей стороны.

Источник: https://www.syl.ru/article/208081/new_chto-takoe-differentsiatsiya-znachenie-slova-differentsiatsiya

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Differentiation; Differenzierung) – отделение частей от целого, необходимое для сознательного доступа к психологическим функциям.

“Пока одна функция настолько еще слита с другой или с несколькими другими функциями, например мышление с чувством или чувство с ощущением, что не может выступать самостоятельно – она пребывает в архаическом состоянии, она недифференцирована, т. е. не выделена из целого как особая часть и не имеет, как таковая, самостоятельного существования.

Недифференцированное мышление не может мыслить отдельно от других функций, т. е. к нему всегда примешиваются ощущение или чувство, или интуиция – точно так же недифференцированное чувство смешивается с ощущениями и фантазиями, как например, в сексуализации (Фрейд) чувства и мышления при неврозе.

Недифференцированная функция, по общему правилу, характеризуется еще и тем, что ей присуще свойство амбивалентности и амбитендентности (раздвоения чувств и двойственной направленности), т. е. когда каждая ситуация явно несет с собой свое отрицание, откуда и возникают специфические задержки при пользовании недифференцированной функцией.

Недифференцированная функция имеет слитный характер и в своих отдельных частях; так, например, недифференцированная способность ощущения страдает от смешения отдельных сфер ощущения (“цветной слух”); недифференцированное чувство – от смешения любви и ненависти.

Поскольку какая-нибудь функция является совершенно или почти неосознанной, постольку она и не дифференцирована, но слита как в своих отдельных частях, так и с другими функциями. Дифференциация состоит в обособлении одной функции от других функций и в обособлении отдельных ее частей друг от друга.

Без дифференциации невозможно направление, потому что направление функции или соответственно ее направленность покоятся на обособлении ее и на исключении всего не сопринадлежа-щего. Слияние с иррелсвантным делает направленность невозможной – только дифференцированная функция оказывается способной к определенному направлению” (ПТ, пар. 695).

Дифференциация одновременно является и естественным процессом психического роста, и сознательным психологическим мероприятием – она необходима для процесса индивидуации. Человек, зависящий от своих проекций, сохраняет слабое представление о том, кто и что он есть.

ДУХ (Spirit; Geist) – архетип и функциональный комплекс; часто персонифицируется и переживается как вдохновение, оживление или невидимое “присутствие”.

“Дух, как и Бог, обозначает объект психического переживания и опыта, который не может быть доказан существующим во внешнем мире и не может быть понят рационально. Таково значение слова “дух” в его наилучшем смысле” (CW 8, раг.626).

“Архетип духа в образе человека, карлика или животного всегда возникает в ситуации, когда необходимо понимание, самоанализ, хороший совет, планирование и т. д., но человеку не хватает для этого своих ресурсов. И тогда архетип компенсирует это состояние духовного дефицита неким содержанием, призванным заполнить пустоту” (CW 9i, par. 398).

Следует различать дух как психологическое понятие и традиционное представление о нем в религиозном контексте.

“С психологической точки зрения явление духа, как и любого автономного комплекса, осуществляется в виде стремления бессознательного превзойти или, по крайней мере, сравняться со стремлениями эго. И если мы хотим быть справедливыми к сути, именуемой нами духом, то здесь следует, скорее, говорить о “высшем” сознании, нежели о бессознательном” (CW 8, par. 643).

” популярная современная идея духовного зла согласуется с христианским взглядом, рассматривающим духовное зло с точки зрения общего блага (summum bonum) как самого Бога.

Фактически это также и идея злого духа.

Но в современном понимании невозможно придерживаться последнего, поскольку дух не обязательно зол; скорее, его следует называть безразличным к морали, нейтральным или безучастным к ней” (CW 9i, par. 394).

Источник: https://vocabulary.ru/termin/differenciacija.html

Дифференциация

differentiation) — см. Социальная дифференциация.

Источник: Большой толковый социологический словарь

differentiation). Развитие органических систем или обществ в сторону увеличивающегося усложнения.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

от лат. differentia – различие) – разделение, расчленение, расслоение целого на многообразные и различные формы и ступени.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

от лат. differentia – разность) – англ. differentiation; нем. Differenzierung. Процесс развития, связанный с разделением, расчленением развивающегося целого на части, ступени, уровни.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

деление общества на общности, фрагментация человеческой жизнедеятельности на множество относительно ограниченных культурных пространств, конкретных функций и социальных знаний.

Читайте также:  Как продвигать сайт — внешняя и пользовательская оптимизация

Источник: Краткий словарь по социологии

деление общества на общности, фрагментация человеческой жизнедеятельности на множество относительно ограниченных культурных пространств, конкретных функций и социальных занятий.

Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге

от лат. differentia – различие) – 1) Разделение, расчленение целого на многообразные и различные формы и ступени. 2) Возникновение в организме (или отдельном его участке) в процессе развития морфологических и функциональных различий.

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

от лат differentia – различие) – 1. Разделение, расчленение целого на многообразные и различные формы и ступени. 2. Возникновение в организме (или отдельном его участке) в процессе развития морфологических и функциональных различий.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

DIFFERENTIATION) Данное понятие, имеющее длительную историю в социологии, используется главным образом в рамках теорий социального изменения. Социальная или структурная дифференциация — это процесс, в ходе которого социальная деятельность, осуществлявшаяся одним социальным институтом, начинает осуществляться различными институтами.

Дифференциация представляет собой растущую специализацию частей общества, порождающую большую разнородность. Например, если когда-то семья выполняла функции воспроизводства, образования и экономическую функцию, то в современных обществах специализированные институты работы и образования развиваются вне семьи. В классической социологии XIX в.

«дифференциация» была одним из ключевых понятий при анализе социального изменения и при сравнении индустриального и доиндустриального обществ. При этом часто проводилась открытая аналогия между социальным и биологическим. Согласно Спенсеру, например, увеличение в размерах как биологических, так и социальных агрегатов всегда сопровождается дифференциацией.

При росте единиц необходимым условием их выживания является дифференциация структур. С растущей специализацией частей растет и их потребность в большей взаимозависимости и интеграции. В 1950-е гг. социологи продолжали разрабатывать эти классические темы в рамках функционалистской или эволюционистской теории социального изменения.

Парсонс, например, утверждал, что социальная эволюция от простых к прогрессивно более сложным формам происходит путем вариации и дифференциации. Он указывал, что социальные системы дифференцируются, образуя подсистемы, каждая из которых имеет различные функции в отношении различных сред, включающих в себя другие подсистемы.

Этот процесс продолжается с течением времени, приводя к увеличению числа подсистем, каждая из которых имеет собственные структуру и функцию, при этом всем подсистемам свойственна тенденция к общему росту способности к адаптации. Ярким примером эмпирического использования понятия дифференциации является попытка Н. Смелзера (Smelser, 1959) рассматривать индустриализацию XIX в.

с точки зрения дифференциации семейной структуры в связи с изменяющейся экономикой. Происходившие изменения представляли собой определенную последовательность: существовавшая структура вызывала недовольство, что в конечном счете вело к возникновению более дифференцированной структуры.

Существует некоторое сходство между понятиями дифференциации и разделения труда за исключением того, что последнее связано главным образом со специализацией задач в экономической сфере.

Время от времени понятие дифференциации используется не только в теориях социального изменения, но и с целью обозначения процесса, в ходе которого различные группы в обществе отделяются одна от другой и выстраиваются в иерархию согласно их статусу или богатству. В этом смысле данное понятие эквивалентно понятию социальной стратификации. Понятие структурной дифференциации не очень популярно в современной социологии из-за его связи с эволюции теорией и функционализмом. См. также: Дюркгейм; Конт; Новое международное разделение труда; Органическая аналогия; Социальная система. Лит.: Parsons (1966)

Источник: Социологический словарь

Источник: http://voluntary.ru/termin/differenciacija.html

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

лат. различие) — разделение, расчленение, расслоение целого на различные части, формы и ступени.

Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

от лат. differentia – различие) – выделение различающих моментов по единому принципу, исходя из одной отправной точки; дифференциация является, в частности, одним из принципов учения о биологическом развитии. См. также Индивидуация, Развертывание.

Источник: Философский энциклопедический словарь

от лат. differentia – различие) 1) Разделение, расчленение, расслоение целого на части, многообразные и различные формы и ступени (см.

Часть и целое); 2) Возникновение новых органов, частей, наделенных специализированными функциями, имеющее следствием постепенное усложнение системы (в частности, организма) при развитии; 3) Последовательное вызревание качественных различий, определений (см. Качество, Количество). Д. является одной из существ.

закономерностей развития природы, общества и познания. Так, в обществ. жизни Д. выявляется в исторически обусловленном возникновении и развитии классов. В истории познания Д. проявляется, в частности, как непрестанно совершающийся процесс Д. наук и т.д.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

франц. differentiation, от лат. differentia – разность, различие), сторона процесса развития, связанная с разделением, расчленением развивающегося целого на части, ступени, уровни. Различают Д.

функциональную, в ходе к-рой расширяется круг функций, выполняемых элементами развивающейся системы, и структурную, в ходе к-рой в системе выделяются подсистемы, реализующие те или иные функции. Термин «Д.» получил широкое распространение в науке начиная со Спенсера, рассматривавшего Д. и интеграцию как осн.

моменты всеобщей эволюции материи от простого к сложному на биологич., психологич. и социальном уровнях. Однако при анализе процессов развития необходимо учитывать, что на каждом структурном уровне материи и в каждой конкретной развивающейся системе процессы Д. и интеграции обусловлены действием различных механизмов. Результатом Д.

может быть как полная автономия выделившихся частей, так и установление – за счет процессов интеграции – новых взаимосвязей между ними, т. е. усложнение системы.

Иногда под Д. понимается дифференцированность, т. е. наличие в целом совокупности специализиров. частей, уровней, подсистем. Д. социальная, расчленение социального целого или его части на взаимосвязанные элементы; Д. обозначает как процесс расчленения, так и его результаты. В немарксистской социологии разрабатывались преим. формальные аспекты Д. Спенсер считал, что Д.

проявляется в обществе как разделение труда. Дюркгейм рассматривал Д. в результате разделения труда как закон природы и связывал Д. функций в обществе с ростом плотности населения и интенсивности межличностных и межгрупповых контактов. М. Вебер видел в Д. следствие процесса рационализации ценностей, норм и отношений между людьми. Совр.

структурно-функциональная школа в немарксистской социологии (Парсонс и др.) рассматривает Д. как наличное состояние социальной структуры и как процесс, ведущий к возникновению различных видов деятельности, ролей и групп, специализирующихся в выполнении отд. функций, необходимых для самосохранения социальной системы. Однако в рамках этой школы вопрос о причинах и типах Д.

остается не решенным (см. Структурно-функциональный анализ). Наряду с функциональными, существуют таксономич. определения Д., когда термин обозначает просто различия социальных ролей, статусов, групп и орг-ций. В. И. Ленин подверг критике абстрактную трактовку процесса Д. в бурж.

социологии, не учитывающую того главного, что связано с разделением общества на антагонистич. классы (см. ПСС, т. 33, с. 10).

Основоположники марксизма-ленинизма проанализировали процесс Д. в обществе, связывая его с развитием производит. сил, разделением труда и усложнением обществ. структуры. Важнейшие стадии Д. – разделение земледельч. и скотоводч. труда, ремесла и земледелия, сферы произ-ва и семьи, возникновение гос-ва.

Марксизм требует конкретного изучения процессов Д. в обществе в целом – возникновения и формирования классов, социальных слоев и групп, выделения отд. сфер общества (производства, науки и др.), а также Д. внутри классов, обществ. сфер. Такой конкретный анализ показывает, напр., что в условиях социализма Д.

сочетается с движением общества к социальной однородности.

Источник: Советский философский словарь

Источник: http://terme.ru/termin/differenciacija.html

Что такое дифференциация и ее разновидности

Новости и общество 29 июня 2013

На сегодняшний день существует достаточно много неоднозначных терминов, которые можно трактовать и рассматривать по-разному, в зависимости от их контекста. Например, как нельзя лучше такое можно применить к слову «дифференциация». Как известно, это слово встречается и в истории, и в биологии, и в политологии, и в экономике. Так что такое дифференциация?

В первую очередь стоит рассмотреть это слово в контексте естественных наук. Что такое дифференциация в биологии? Само слово в переводе с латыни означает «расхождение».

В биологии этим термином зазывают возникновение различий строения и функций клеток, органов и тканей, происходящих из одной и той же зиготы во время процесса онтогенеза.

Например, у некторых млекопитающих стволовые клетки изначально способны к процессу дифференциации, и дают начало формированию новых клеток и тканей в процессе их регенерации (обновления и восстановления).

Что такое дифференциация в экономике и промышленности? В маркетинге этим термином называют разработку ряда особенностей конкретно взятого продукта, которые призваны существенно отличить этот продукт от подобных товаров у конкурентных производителей и фирм.

По сути, ответ на вопрос о том, что такое дифференциация в маркетинге, прост – это выделение предложений производителей на фоне общей массы конкурентноспособных предложений других производителей.

Именно благодаря процессу дифференцирования товар может закрепить свой спрос у потребителей и занять более выгодную позицию в своем сегменте рынка, получив, таким образом, конкурентное преимущество.

Что такое дифференциация в товароведении? Это создание подобных друг другу товаров, но с небольшими отличиями. По теории экономики эти товары удовлетворяют одни и те же потребности, однако их различия по-разному запоминаются в сознаниях потребителей.

Что такое дифференциация в сервисном обслуживании? Это одна из составляющих комплексного предложения, услуг, которые сопутствуют продукту и отличаются по своему уровню от услуг у конкурентов.

Что такое дифференциация в экономике? Такое понятие применяют относительно ценовой политики.

Оно означает, что на рынке присутствует дифференцированный метод конкурентной борьбы – предложение подобных услуг и товаров, но по разным ценам.

В лингвистике существует понятие «территориальная дифференциация языка». Благодаря этому качеству и возникло разнообразие языковых групп, диалектов. Данное понятие тесно связанно с еще одним термином – «этническая дифференциация».

В этом случае данное слово будет означать «расслоение». Именно появление разновидностей языка связано с действием дивергентных процессов. Как следствие, язык распадается на ряд идиом и лексических единиц.

Данный процесс происходил и происходит совместно с процессом этнической дифференциации. Этот термин характеризует стремление людей, народов и наций, определенного этноса или этнической группы, отделится либо обособится от других групп и этносов.

Подобный процесс характеризует стремление к национальной самостоятельности и состоятельности, к саморазвитию, политической и экономической независимости.

Источник: fb.ruБизнес
Что такое конкуренция и ее виды

Что такое конкуренция? В переводе с латинского языка значит “столкновение”, “состязание”. В экономике данный термин имеет место быть, и определяется как основополагающий элемент. Конкуренция не является понятием, испо…

Здоровье
Что такое кожа и ее значение для организма человека

Что такое кожа? Это естественный барьер, который располагается между внешней и внутренней средой организма. Кожа человека выполняет ряд очень важных функций и задач и обеспечивает бесперебойную работу всего человеческ…

Компьютеры
Что такое клавиатура и ее виды

Обобщенное значение слова «клавиатура» – совокупность рычагов, расположенных в определенном порядке, используемая либо для управления устройством или механизмом, либо для ввода данных. На сегодняшний день …

Новости и общество
Что такое политика и ее принципы.

На современном телевидении так часто упоминается политика: международная, внутренняя, молодежная политика. Что такое политика? Это средство, с помощью которого государство добивается поставленных целей в определенной …

Новости и общество
Что такое инфляция и ее виды

Инфляция – представляет собой процесс, характеризуемый постоянным ростом цен. В результате него деньги начинают обесцениваться по отношению к активам. Зависит инфляция от ряда факторов. Но при этом необходимо по…

Образование
Что такое риторика и ее основы

Появилась наука о красноречии еще в античные времена. На сегодняшний день вопрос о том, что такое риторика, рассматривают с трех сторон:

Читайте также:  Как поставить пароль на папку (заархивировать или другим способом запаролить ее в windows)

Образование
Что такое ритмика и ее роль в образовании детей

В воспитании детей большое значение имеет воспитание чувства прекрасного, которое формируется благодаря таким урокам, как рисование, музыка, и включение ритмики в образовательный процесс. Как такового отдельного урока…

Бизнес
Что такое мульча и где ее взять? Что такое мульча на огороде

Содержание приусадебного участка, на котором выращиваются ягоды или овощи, обязательно должно включать мероприятия по защите и питанию растений. При этом если огород небольшой или дачное хозяйство ведется вдали от гор…

Бизнес
Что такое консалтинговая компания? Ее роль и задачи в бизнесе

В нулевые годы в нашей речи появляется новое понятие – “консалтинг”. Как и любое непознанное явление, оно быстро начинает привлекать к себе внимание и требовать пояснений. Не успели мы разобраться с одним термином, вс…

Бизнес
Что такое ВЭД и каковы ее основные виды и формы?

Развитие любой современной экономики трудно представить без активизации ее связей с другими странами. С 1991 года Россия отказалась от государственной монополии на внешнюю торговлю, а значит, все фирмы теперь знают о …

Источник: http://monateka.com/article/174881/

Дифференциация – это..

Означает развитие отличий, выделение частей из целого. В данном труде я пользуюсь понятием дифференциации, главным образом, применительно к психологическим функциям.

Пока одна функция настолько еще слита с другой или с несколькими другими функциями, например мышление с чувством или чувство с ощущением, что не может выступать самостоятельно, она пребывает в архаическом (см.

) состоянии, она не дифференцирована, то есть не выделена из целого как особая часть и не имеет, как таковая, самостоятельного существования.

Недифференцированное мышление не может мыслить отдельно от других функций, то есть к нему всегда примешиваются ощущение, или чувство, или интуиция – точно так же недифференцированное чувство смешивается с ощущениями и фантазиями, как, например, в сексуализации (Фрейд) чувства и мышления при неврозе.

Недифференцированная функция, по общему правилу, характеризуется еще и тем, что ей присуще свойство амбивалентности и амбитендентности (раздвоения чувств и двойственной направленности) /100- Bd.6. S.

249, то есть когда каждая ситуация явно несет с собой свое отрицание, откуда и возникают специфические задержки при пользовании недифференцированной функцией.

Недифференцированная функция имеет слитный характер и в своих отдельных частях; так, например, недифференцированная способность ощущения страдает от смешения отдельных сфер ощущения (“цветной слух”); недифференцированное чувство – от смешения любви и ненависти. Поскольку какая-нибудь функция является совершенно или почти неосознанной, постольку она и не дифференцирована, но слита как в своих отдельных частях, так и с другими функциями. состоит в обособлении одной функции от других функций и в обособлении отдельных ее частей друг от друга. Без дифференциации невозможно направление, потому что направление функции или соответственно ее направленность покоятся на обособлении ее и на исключении всего не сопринадлежащего. Слияние с иррелевантным делает направленность невозможной – только дифференцированная функция оказывается способной к определенному направлению.

Психологическая энциклопедия

(Differentiation; Differenzierung) – отделение частей от целого, необходимое для сознательного доступа к психологическим функциям.”Пока одна функция настолько еще слита с другой или с несколькими другими функциями, например мышление с чувством или чувство с ощущением, что не…

Психологическая энциклопедия

1. В эмбриологии – процесс, посредством которого группа изначально подобных клеток продуцирует ряд клеток различных видов. 2. В социологии – процесс, в ходе которого внутри общества формируются группы, роли, статусы и т.д. В психологии имеется два отчетливо различающихся способа…

Психологическая энциклопедия

(differentiation) – 1. В эмбриологии – этап эмбрионального развития, во время которого неспециализированные клетки или ткани становятся специализированными и начинают приспосабливаться к выполнению определенных функций. 2. В онкологии – степень сходства опухолевых клеток с…

Психологическая энциклопедия

– как внутригрупповой процесс – положение, статус членов данной общности (группы, коллектива и пр.). Каждый член ее занимает определенное положение – с позиций авторитета, занимаемого поста и пр. Для выявления статуса индивида в группе применяются методики социометрические.

Психологическая энциклопедия

См. дифференциация (особенно 4,5).

Психологическая энциклопедия

См. первичная интеграция.

Источник: http://insai.ru/slovar/differentsiatsiya-0

Дифференцированное обучение Что же такое дифференциация обучения?

Дифференцированное обучение

Что же такое дифференциация обучения?

(выступление на ШМО учителей начальных классов).

В словаре иностранных слов дифференциация рассматривается как разделение, расчленение, расслоение целого на части, формы и ступени.

Аналогичное определение дается и в словаре русского языка, но при этом подчеркивается, что дифференциация, то есть расчленение, различение происходит при рассмотрении, изучении какого-либо объекта.

Дифференциация процесса обучения предполагает, прежде всего, разделение учащихся на группы по каким-либо признакам, которое осуществляется для последующего группирования, то есть в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в объединении учащихся.

При этом необходимо учесть, что разделение учеников и объединение их в группы может быть явным, то есть группы будут четко определены, отделены друг от друга, и неявным, когда границы между группами размыты, стерты, реален переход учеников из группы в группу.

Однако разделение учащихся на группы – существенный признак дифференциации, но не единственный. Другим, не менее важным аспектом является различное построение процесса обучения в выделенных группах.

В условиях дифференциации обязательно должно происходить изменение процесса обучения.

Данное положение подтверждается фактами педагогической практики, когда создание классов различного уровня подготовленности детей без внесения изменений в учебный процесс не давало результата: не наблюдалось развития мотивации учащихся, роста уровня усвоения знаний.

Для того чтобы дать определение понятию дифференциации, необходимо решить еще один важный вопрос – о тех признаках, которые будут положены в основу деления учащихся на группы. Это особенности учащихся, прямо или косвенно влияющие на процесс обучения. Особенности учащихся, на основании которых они группируются в условиях дифференциации, называют индивидуально-типологическими.

Дифференциация обучения – это учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах.

Говоря о дифференциации обучения, делают акцент на процессе внесения определенных изменений в ход учебного процесса для отдельных групп учеников. Дифференцированное обучение – результат таких изменений.

Понятие «дифференцированный подход» определяется как подход к процессу обучения, в русле которого предполагается дифференциация в различных видах и формах.

Когда говорят «дифференцированный подход к учащимся», это предполагает предъявление различных требований к различным группам учеников в овладении ими содержанием образования.

Классификация форм дифференцированного обучения

Организуя в школе дифференцированное обучение, встаем перед проблемой, какие формы выбрать. Прежде всего, нужно знать, из чего выбирать, то есть должны ясно представить себе совокупность возможных форм дифференцированного обучения, определенным образом систематизированных и классифицированных.

Отбирая индивидуально-типологические особенности учеников, которые могут служить основаниями дифференциации, можно руководствоваться следующими критериями:

– значимость индивидуально-типологических особенностей для процесса обучения;

– возможность выявления и учета особенностей в образовательной школе;

– широта распространения среди учащихся.

На основании этих критериев исключаются следующие особенности: конституциональные особенности личности, особенности функционирования внутренних органов, состояние здоровья, дефекты физического развития, не оказывающие явного влияния на процесс обучения, половые различия, возраст учеников (из-за современной организации классно-урочной системы), особенности нервной системы, темперамента, задатки способностей (из-за отсутствия специальной аппаратуры и специалистов, способных выявить данные особенности).

В результате как основания дифференциации выявились: психофизиологические особенности личности, обученность, способности, интересы, профессиональные ориентации, этнокультурные особенности, религиозная принадлежность личности.

Конкретные проявления дифференциации в практике обучения называют формами. В основу классификации положены виды дифференциации и уровни ее реализации.

Виды дифференциации определяются в соответствии с основаниями дифференциации.

Охарактеризуем кратко основные формы дифференциации на уровне класса. Начнем с дифференциации по психологическим особенностям личности.

Это учет особенностей познавательных процессов учащихся: мышления, памяти, внимания, который может проявляться в специальных заданиях на развитие сосредоточенности, переключаемости внимания для отдельных групп учащихся, заданий на развитие логической памяти и т.д.

При этом, руководствуясь принципом адаптационно-развивающего характера дифференциации, предлагается не идти полностью вслед за индивидуально-типологическими особенностями личности, а учитывая их развивать недостаточно развитые.

Например, учет преобладания у группы учеников образного мышления над логическим предполагает включение в процесс объяснения нового материала образных средств, и вместе с тем необходимы специальные задания на развитие логического мышления у этой группы учеников.

Дифференциации по обученности предполагает задания, устраняющие пробелы в знаниях.

На уровне школы к дифференциации по обученности можно отнести классы, сформированные по успеваемости учащихся, однако такую форму дифференцированного обучения считают нецелесообразной, так как обученность является гибкой, меняющейся характеристикой учебной деятельности ученика и учет ее не требует выделения жестких, резко разграниченных групп учащихся.

Данный вид дифференциации сопутствует и ряду новых педагогических технологий: модульной, полного усвоения знаний. В последней после изучения темы и сдачи зачета ученики делятся на две группы: усвоившие и не усвоившие материал.

Дальнейшая работа с этими группами, естественно, строится по-разному. Ученики, усвоившие материал, получают возможность углублять и расширять свои знания. С учениками другой группы организуется работа по отработке, коррекции изученного содержания.

В дифференциации по специальным способностям выделяются подвиды: по познавательным, художественным, музыкальным, коммуникативным способностям и т.д.

это учет специальных способностей ученика, которые проявляются при выполнении дополнительных заданий, например, нарисовать что-либо к уроку, исполнить музыкальное произведение для создания определенного эмоционального настроя и т.д.

В дифференциации по познавательным способностям разделяют общие (или академические) способности к любой познавательной деятельности в любой сфере познания и специальные познавательные способности (например, к изучению математики, лингвистические).

Проявления дифференциации по общим познавательным способностям в педагогике довольно хорошо изучены. Это задания различного уровня сложности, дозирование помощи учителя ученикам. К этому виду дифференциации может быть отнесена и уровневая дифференциация.

Наиболее широкое распространение в практике получила дифференциация по интересам и склонностям учащихся. Этот вид дифференциации проявляется в выполнении учениками творческих, исследовательских заданий в соответствии со своими интересами и склонностями.

Основанием данного вида дифференциации наряду с интересами учеников являются их познавательные способности к определенным областям познания (естественным, математическим, гуманитарным наукам). Такие способности чаще всего совпадают с интересами и склонностями детей.

Завершая освещение классификации, необходимо сказать о дифференциации самих форм дифференциации. Устанавливая соотношение с возрастом и степенью обучения, можно выявить формы дифференциации на соответствующем этапе обучения или принадлежащие только той или иной ступени образования.

Так, учет психофизических особенностей детей (внимание, памяти и т.д.) при организации учебного процесса в классе наиболее уместен в начальной и средней школе, когда коррекция познавательных функций реальна. Коррекционно-развивающее обучение наиболее эффективно в начальной школе и может быть сохранено в средней.

В любой возрастной группе присутствует дифференциация по общим познавательным способностям учеников: выполнение заданий различного уровня сложности, дозирование помощи учителя ученикам.

А уровневая дифференциация, построенная полностью в соответствии с идеями ее авторов и включающая право выбора учениками уровня обучения, приемлема в старшем школьном возрасте.

На старший школьный возраст рассчитаны и классы, спрофилированные на вуз, профильные, классы углубленного изучения предметов, хотя они могут опускаться и в среднюю школу (8-9 классы), когда интересы и склонности детей уже проявились.

Элективная дифференциация возможна и в начальной, и в средней, и в старшей школе, но изменяется содержание и направленность курсов.

В начальной школе возможны элективные курсы, способствующие развитию любознательности детей, расширению их кругозора, формированию практических навыков. Например, занятия оригами, театрально-творческие игры, рассказы о звездах и планетах и т.д.

В старших классах элективные курсы углубляют знания учащихся в выбранной познавательной области.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://dogmon.org/differencirovannoe-obuchenie-chto-je-takoe-differenciaciya-obu.html

Ссылка на основную публикацию