Что такое концепция

Концепция — это простыми словами

Допустим разрабатывается какой-то новый, перспективный проект. Внедрение его в жизнь означает огромный скачок вперед, открывает грандиозные горизонты для дальнейшего развития компании, дает финансовую поддержку. Собрались специалисты многих областей.

Тут и экономисты, и дизайнеры, и узкие специалисты по главной теме. У каждого своя точка зрения на организацию работы. Каждый предлагает свое видение проблемы. Экономисты, все просчитав, противоречат… Как быть в таком случае, чьё мнение учесть в первую очередь?

Требуется некий общий подход к вопросу, общий взгляд, учитывающий всё. Говоря простым языком, требуется концепция, то есть ведущая идея, единый способ трактовки этой идеи.

Концепция — (от французского слова — «conception» (концепция) и латинского слова — «concipere» (собирать)) дают по смыслу понятие — система, главный замысел, способ понимания явлений (мировых, природных, общественных). Это точка зрения на события в различных видах деятельности, определяющая направление и стратегию действий.

Разным концепциям соответствует своя терминология.

Концепция — это также совокупность принципов, определяющих пути развития, например: концепция управления персоналом на предприятии, концепция бренда. В области научно-творческом концепция может выступать как основная научная мысль или как трактовка темы в литературном опусе.

В экономике и политике, в психологии и творческих начинаниях, в области техники и науки востребован стратегический взгляд на вещи, присутствие единой системы, главной точки зрения, т.е. концепции.

Легко перепутать концепцию и план. Понятия отличны друг от друга. Концепция-это суть с методикой и обоснованиями. План же представляет собой конкретные действия, даже мелочи, перечень намерений, обусловленных именно концепцией.

Понятие концепции взаимосвязано с развитием общества (тенденция начала XIX века). Человечество эволюционирует. Ученые стремятся выявлять общности развития нашего общества и наших пращуров. Одни и те же фазы проходятся всеми расами. Это изучается десятками школ, хотя, с точки зрения историзма, концепция одна.

Выделяются смысловые понятия :

  • Натуралистическая. С момента рождения закладывается один, но главный принцип-выжить. Этот принцип сохраняется и теперь. В этом смысле для человека ничего не изменилось. Не эволюционируя, он только использует свой потенциал, доставшийся от пращуров, поскольку принцип (выжить) не изменился. Выживание осталось, поменялись лишь условия.
  • Цивилизационная. Человек все же с течением времени культурно развивается.

Можно также рассматривать укрупненную и детализированную концепции.

  • Укрупненная-это общее понимание путей развития объекта или путей решения проблемы.
  • Детализированная — дает их более полное видение.

Концепция разрабатывается в несколько этапов. С каждым этапом разработки глубина больше.

Надо учитывать, что объект управления может развиваться разными путями, поэтому рассматриваются многовариантные схемы.

Накануне внедрения концепции возможна экспериментальная проверка (внедрение нового оборудования, технологий).

Любой род деятельности человека предполагает выработку общих принципов направления работы, применение общих подходов, объединение мнений на базе единой линии, концепции.

А наша человеческая жизнь? Разве не требует она осознания своей концепции? У каждого есть своя жизненная модель, но не каждый готов осознать такую простую вещь. Исходя из определения концепции, это взгляд на себя.

Мы живем автоматически, выполняя стереотипные действия, дарованные нам внешней средой. День проходит за днем, ничего не меняя. Так просто из года в год следовать колее, проложенной кем-то.

Осознание своей жизненной концепции даст свободу менять общие штампы, управлять и познавать.

Выводы

Концепции подобного разряда существуют всегда. Они, чаще всего не осознанны людьми. А уж сформулировать для себя свою собственную концепцию в голову приходит далеко не каждому.

Отчего же так происходит? Что мешает человеку сесть и подумать над вопросом, какова стратегия моей жизни? Причин великое множество. Самая главная — это нежелание познать себя или недостаточное знание.

Что же нужно тебе реальному и настоящему…Это надо понимать человеку, чтобы стать действительно свободным, цельным, а главное, счастливым.

Источник: https://fin-journal.com.ua/kontseptsiya-eto-prostymi-slovami/

Концепция

Концепция — это умозрительная система, выражающая определённый способ представления, понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и презентирующая ведущую идею и/или конструктивный принцип, реализующие определённый замысел в той или иной теоретической знаниевой практике.

Концепция — базовый способ оформления, организации и развёртывания дисциплинарного знания, объединяющий в этом отношении философию (см. Философия), теологию и науку (см. Наука) как основные дисциплины, сложившиеся в европейской культурной традиции (см. Культура).

Концепция исходит из установок на фиксацию предельных для какой-либо области значений («фрагмента» действительности) и реализацию максимально широкого «мировидения» (на основе «отнесения» к ценностному основанию познания).

В этом смысле концепция выражает или акт схватывания, понимания и постижения смыслов в ходе речевого обсуждения и конфликта интерпретаций, или их результат, представленный в многообразии концептов (см. Концепт), не отлагающихся в однозначных и общезначимых формах понятий.

Концепция имеет, как правило, ярко выраженное личностное начало, означена фигурой основателя (или основателей, которые не обязательно являются реальными персоналиями, так как в качестве таковых могут выступать мифические персонажи и культурные герои, трансцендентное божественное начало и так далее), единственно знающего (знающих) исходный замысел, выраженный в концепции.

Концепция связана с разработкой и развёртыванием некоторого знания, которое, в отличие от теории, не получает завершённой дедуктивно-системной формы организации и элементами которого являются не идеальные объекты, аксиомы и понятия, а концепты — устойчивые смысловые сгущения, возникающие и функционирующие в процессе диалога и речевой коммуникации. Концептуальный аспект теоретического знания выражает, прежде всего, парадигмальное «сечение» последнего, задаёт его топику и риторику, то есть определяет релевантные области применения и способы выражения конституируемых на основе развёртывания «порождающей» идеи систем понятий (концептов). Концепции, приобретая пропозициональную форму теории, утрачивают свою сопряжённость с коррелятивностью вопросов и ответов, образующих определённый комплекс. Концепции коррелируют не с объектами, а с вопросами и с ответами, выраженными в речи, и смысловыми «общими топосами», признаваемыми участниками диалога.

Концепция вводит в дисциплинарные дискурсы необязательно эксплицируемые в них онтологические, гносеологические, методологические и (особенно) эпистемологические допущения (способ дисциплинарного видения и доступные внутри него горизонты познания), без которых невозможна последующая более детальная проработка презентируемой идеи.

Кроме того, она «онтологизирует» и «маскирует» внутри исходной (базисной) теоретической структуры компоненты личностного знания, нерационализируемые, но необходимые внутри неё представления, «стыкуя» между собой различные по языковому оформлению и генезису (происхождению) компоненты, вводя с этой целью ряд дисциплинарных метафор.

Таким образом, концепция прежде всего вводят в теоретические дискурсы дисциплин их исходные принципы и предпосылки («абсолютные предпосылки», согласно Коллингвуду), определяющие базисные понятия-концепты и схемы рассуждений, формируя «фундаментальные вопросы» («идеи»), в соотнесении с которыми получают своё значение и обоснование выстраиваемые внутри этих дискурсов специальные утверждения. Р. Дж. Коллингвуд считал, что изменение концептуальных оснований (изменение интеллектуальной традиции у С. Э. Тулмина) — наиболее радикальное из всех, которые может испытывать человек, так как оно ведёт к отказу от обоснованных ранее убеждений и стандартов мышления и действия, к смене исходных концептов-понятий, обеспечивающих целостное восприятие мира. Концепция, будучи формой выражения дисциплинарности, по-разному специфицируются в философии, теологии и науке. Наиболее адекватной собственно концептуальной форме является философия, которую можно трактовать как дисциплинарность по порождению и обоснованию концепции (в которых культура [само] описывает себя), «производству» базовых концептов культуры, определяя «концептуальные возможности» последней. Дисциплинарная концептуальность философии принципиально разомкнута в гиперпространство.

В этом отношении теология принципиально «замыкает» свои горизонты через механизмы догматизации, соответственно — свои догматы.

Сам термин «концепция» заменяется здесь, как правило, близким ему термином «доктрина», но несущим подчёркнуто религиозные коннотации и подчёркивающим элемент разъяснения сути вероучения: в частности, новообращённым, когда она может приобретать форму катехизиса — поучения, аналог которому можно найти в большинстве развитых вероучений.

Тем самым, будучи содержательно релевантной концепцией, доктрина в смысловом отношении делает акцент на «непреложности», «конечности» оснований-предпосылок, не подлежащих релятивизации (что периодически происходит в философских концепциях). В свою очередь, акцент «научения» имплицитно присутствует и в понятии концепции как таковой.

Этот её аспект эксплицируется, когда понятие доктрины переносят за рамки теологии и религии, в частности в область идеологических и политологических дискурсов (например, коммунистическая доктрина), чтобы специально подчеркнуть элемент «догматики» в концепции (отсюда производные понятия — «доктринёр», «доктринёрство»).

В классических дисциплинарных дискурсах была сильна тенденция к отождествлению понятия «концепция» с понятием «теория». Иногда им обозначали «неполную», «нестрогую» и тому подобную теорию именно для того, чтобы подчеркнуть её «неполноту», «нестрогость» и так далее.

В неклассической науке понятие концепции стали, как правило, редуцировать к фундаментальной теоретической (концептуальной) схеме (включающей в себя исходные принципы, универсальные для данной теории законы, основные смыслообразующие категории и понятия), и/или к идеализированной (концептуальной) схеме (модели, объекту) описываемой области (вводящей, как правило, структурно-организационный срез предметного поля, на которое проецируются интерпретации всех утверждений теории). Таким образом, концепция редуцируется к предварительной теоретической организации «материала» внутри научной теории, которая в своей полной «развёртке» выступает как её реализация (в том числе «переводящая» исходные базовые концепты в конструкты — см. Конструкт). Однако в науке концепция способна быть и самостоятельной формой организации знания, особенно в социогуманитарном знании (например, диспозиционная концепция личности или концепция социального обмена в социологии), «замещающей» собой теорию.

Акцент на концептуальности в научном знании имплицитно актуализировал социокультурную и ценностно-нормативную составляющую в нём, смещал фокус с «когнитивного», «логического», «внутрисистемного» в теории на «праксеологическое», «семантическое», на её «открывание» вовне, что актуализировало проблематику социокультурной исторической обусловленности научного знания в целом. Эксплицитно это было осознано в постклассической методологии науки (см. Методология науки) и в социологии знания (концепции и/или концепты: «личностное знание» и «научное сообщество» М. Полани, «тематический анализ науки» Дж. Холтона, «исследовательская программа» И. Лакатоса, «сильная программа» Д. Влура, «парадигма» и «дисциплинарная матрица» Т. Куна, «междисциплинарное единство» А. Койре, «дисциплинарный анализ» и «интеллектуальная экология» С. Э. Тулмина и другие). Концепция связывалась также с символизацией личностного перцептивного опыта через воображение (С. Лэнгер), через метафору (X. Блюменберг) или через систему тропов (X. Уайт). В целом, постклассическая методология сильно поколебала и представления о теории как высшей форме организации и структурации научного знания, и представления о возможности преодоления его «гипотетической природы», реабилитировав тем самым и концепцию как самостоятельную форму знания. В методологии социогуманитарного знания наблюдались даже попытки обоснования принципиально концептуальной природы последнего.

В современном постмодернизме (Ж. Делёз, Ф. Гваттари) философия понимается как «творчество концептов», противопоставляемых понятиям науки.

Концепты, понятые как ядро концепции, рассматриваются ими как «нечто внутренне присутствующее в мысли, условие самой её возможности, живая категория, элемент трансцендентального опыта», как «фрагментарные единства, не пригнанные друг к другу, так как их края не сходятся», научающие нас пониманию, а не познанию, как «архипелаг островов» смысла.

Под влиянием постструктуралистских и постмодернистских дискурсов (особенно концепта «ризомы») в последнее время сложилась традиция употребления вместо термина «теория» термина «паттерн» (образовано от английского pattern; от латинского patronus — модель, образец для подражания, шаблон, стиль, узор, выкройка), близкого по содержательным и смысловым характеристикам к понятию концепции и трактуемого как коннатативного к концептам «прозрение», «базовая интуиция», «умозрительное видение», что в любом случае подчёркивает два аспекта: 1) «моментальность» «схватывания» и 2) его «целостность». В этом отношении понятие паттерна восходит ещё к методологическим анализам Коллингвуда (развитым затем с иных оснований в постпозитивизме), обосновывавшего невозможность полностью рационалистически простроенного перехода от одних «абсолютных предпосылок» (видений) к другим, что требовало бы введения представления о «сверхабсолютной предпосылке».

В этом же ключе применительно к паттернам говорят о том, что:

  • паттерн можно конструктивно критиковать только из другого паттерна, в чём большое значение имеет борьба научных сообществ за доминирование;
  • паттерн не столько обосновывают, сколько «накладывают» на «материал», на «предметное поле»;
  • паттерн скорее даже не «выбирают» по каким-либо рационализируемым основаниям, а «предпочитают»;
  • паттерн «провоцирует» замену дискурса «истины» на дискурс «аутентичности», легитимируя себя через ритуализацию и канонизацию базовых исходных культурных ценностей, а тем самым «выводя себя» за сферу действия принципа фальсификации (в силу «несоизмеримости» паттернов).
Читайте также:  Имхо — что это такое и какого значение слова imho в рунете

Паттерны, «гнездясь в сознании», в культуре, обеспечивают устойчивость, повторяемость, фиксируемость «естественной конфигурации» (проступающей за слоем феноменального) и «семантизации» (различения смысловых единиц), обеспечивающих видение мира.

Тем самым в постмодернистской перспективе снимаются перегородки между различными дисциплинарно-концептуальными дискурсами, более того, между практиками (дисциплинами) тела и знания.

В этом отношении интересен и феномен возникшего ещё в авангардистских практиках концептуального искусства, перенесшего в область художественного творчества изначально чуждую искусству форму концептуальности и снявшего его оппозиционность «телу» и «жизненным практикам».

В концептуальном искусстве художественное произведение (текст) стало пониматься как способ демонстрации понятий-концептов, употребляемых в дисциплинарных познавательных практиках.

Источник: https://gtmarket.ru/concepts/6890

Концепция – это простыми словами

В последнее время мы очень часто слышим из различных источников информации незнакомые для нашего слуха и понимания слова, с терминологией которых очень хочется разобраться. Сегодня мы поговорим об одном из таких терминов — Концепция.

Что бы разобраться в смысле этого слова и в его значении, для начала стоит дать ему определение, которое будет понятно любому человеку.

Итак, что значит Концепция? Ответить на этот вопрос не так уж и трудно, правда, в различных источниках информации бытует своя версия трактовки этого слова.

Изучив многие из таких версий, попытаемся дать свое, понятное для всех определение.

Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на какое-либо действие или какой-либо предмет. Концепция пускает свои корни в такие сферы деятельности, как:

  • Политика;
  • Экономика:
  • Художественное направление;
  • Техническое направление;
  • Психология и многое другое.

Концепцию можно легко спутать с планом каких либо действий, однако эти убеждения различны. Концепция имеет общее намерение, общее изображение какого либо прогнозируемого действия.

Она разнится с планом тем, что план – это уже конкретизация и обдумывание намерения, вплоть до неоднозначных мелочей.

Концепция предстает перед нами как смысл с внятной нам методикой и с четкими и понятными всем построенными основаниями.

Пытаясь разобраться с определением концепции нельзя обойти и нельзя не углубиться в историю возникновения этого термина. Концепция — это гибрид из французского слова — conception (концепция) и латинского слова — concipere (собирать). Легко догадаться, что это слово преимущественно заимствовано из французского языка, а именно в первой четверти XIX века.

Развитие концепции очень сильно взаимосвязано с развитием общества в целом, так что эти два термина прямо пропорциональны между собой. Тем временем, ученые выделяют несколько главных направлений этого слова:

  • Натуралистическая;
  • Цивилизационная;
  • Формационная.

Какие бывают виды

Сейчас мы говорим о такого рода определения, как “историческое развитие концепции и общества в целом”. Историки не просто изучают историю эволюционирования общества, не просто собирают информацию и сопоставляют ее с нашим уровнем развития, они стремятся их систематизировать, выявить что-то общее между нами и нашими предками.

История развития всех этапов человечества – один для всех процесс прогрессивного развития от низших этапов эволюции к высшим. Все люди, расы и цивилизации неизбежно проходят через одни и те же фазы усовершенствования. Разумеется, в наше время созданы десятки различных исторических школ, но историческая концепция у этих заведений одна.

Не важно, какого эта школа направления: формационная, цивилизационная или натуралистическая. Главный смысл в том, что сейчас ученых объединяет единое мнение. Некий план в совершенствовании человеческого общества есть, ведь даже исторические энтузиасты не отвергают то, что люди развиваются по единому шаблону.

Когда люди в древних веках испытывали потребности в еде, в защите или еще в чем-то, они шли на охоту, делали копья и так далее. Люди того времени проделывали работу для добычи данных ресурсов, то же самое происходит и сейчас в наше время.

Нам тоже нужно работать для того, что бы добыть все эти ресурсы, то есть купить.

Принцип развития и выживания остался тем же самым, только поменялась сложность выполнения данных действий.

Главный умысел в натуралистической концепции заключен в том, что в людях уже с рождения заложены законы и принципы выживания, мораль этой жизни.

Сравнивая те времена с новым временем можно прийти к выводу, что человек просто реализует свой потенциал, но не эволюционирует в натуралистическом направлении, так как мораль этой жизни не поменялась.

Выводы

Подводя итог, хочется сказать, что если у Вас имеется основная концепция, то она будет определять дальнейшую стратегию Ваших действий. Несмотря на то что, что все выше рассмотренные концепции взаимосвязаны между собой и неразлучные, все-таки, они немного разнятся. Зачастую, процесс развития общества предусматривает и наталкивает на создание новых концепций.

Если в процессе исполнения каких либо замыслов нам удалось создать новую для Вас концепцию, Вы можете ее усовершенствовать; на ее основе прийти к новому плану действия, обдумать более сильные для нас идеи.

Источник: https://fin-journal.ru/kontseptsiya-eto-prostymi-slovami/

Концепция

система взглядов на те или иные явления, руководящая идея, определяющая характер познавательной и практической деятельности, основная мысль или ведущий замысел, трактовка какого-либо явления, основная точка зрения.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

система основных взглядов; определенный способ понимания.

Источник: Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине “педагогические технологии”

определенный способ понимания, трактовка группы явлений, ведущий принцип анализа деятельности.

Источник: Терминологический словарь современного педагога

совокупность идей, взглядов, принципов, отражающих основные знания ученых о сущности какого-либо явления.

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

совокупность ведущих идей, теоретических положений для освещения каких-либо видов деятельности, явлений.

Источник: Терминологический словарь современного педагога

система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути ведения.

Источник: Исследовательская деятельность

определенный способ понимания, трактования какого-либо положения, явления, процесса; основная точка зрения на предмет или явление; руководящая идея.

Источник: Словарь-справочник для работника системы дополнительного образования детей

совокупность, система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; единичный, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо научного труда, произведения.

Источник: Терминологический словарь. Педагогические технологии

в педагогике)- одна из форм педагогического проектирования, посредством которой излагаются теоретические исходные принципы построения какой-либо образовательной системы или процесса [24, c. 65].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

от лат. conceptio — восприятие) — 1) система взглядов на процессы и явления в природе и обществе; 2) ведущий, замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, программ, проектов, планов.

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

отлат. conceptio – понимание, система) – определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

Источник: Словарь по педагогической психологии

результат обобщающей схематизации материала прямых описаний ситуации и хода деятельности. К. может трансформироваться в теорию при подчинении схематизации функции теоретического обобщения в рамках системы научной деятельности.

Источник: Методологический словарь для стратегов

внутреннее представление о чем-либо; — определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса; — основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения; — ведущий замысел деятельности [82, c. 346; 91, c. 278].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

определенный способ понимания, основная точка зрения, руководящая идея. В дидактике концепция обучения представляет собой совокупность обобщенных положений, систему взглядов на понимание сущности, содержания, методики, организации учебного процесса, особенности деятельности обучающих и обучаемых в ходе его осуществления.

Источник: Военная педагогика

лат. – зачатие) – форма педагогического проектирования, посредством которой излагается основной замысел, ведущие идеи построения и развития какой-либо педагогической системы (школы, училища, системы образования района, города, страны), процесса или определенной деятельности.

Это более или менее четкое представление о ближайшем будущем, это, условно говоря, «манифест» о педагогических намерениях. Как правило, концепция строится на результатах научного исследования, глубокого диагностирования объекта проектирования.

Концепция включает в себя только те идеи, принципы, положения, которые можно реально воплотить в сложившихся конкретных условиях.

Концепция служит исходным нормативным документом для достижения согласованных действий и осуществления единого подхода в решении текущих вопросов, как критерий полезности всякого рода новаций и инноваций, как основа для создания экспериментальных площадок, как средство стимулирования и объединения всех субъектов образования в единый коллектив, способ повышения общей педагогической культуры.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ведущий замысел синтеза или развития какого-либо объекта, процесса, из которого можно было бы вывести те деятельности, которые будут способствовать воплощению этого замысла в жизнь. Существует и второе толкование, при котором концепция представляет собой точку зрения, позицию, научную теорию, на основе которой объясняются происходящие процессы.

Однако применительно к существующему положению в высшем образовании актуальным является рассмотрение концепции как ведущего замысла. По своей сути, концепция должна содержать указания о том, в каком направлении необходимо развивать образование в наше время. Такие особенности требуют особого внимания к методологии концептуальной работы.

Чтобы обеспечить объективность и доказательность концепции высшего образования, реальность планируемых изменений, необходимо осуществить в процессе ее создания и реализации четыре важнейших функции: исследовательскую, коммуникативную, нормативную, исполнительную.

Разработка концепции должна начинаться с конкретизации и объективизации целей, которых желательно достигнуть. До тех пор, пока не сформулированы и не конкретизированы цели, последующая работа над концепцией не имеет смысла. Этот этап работы состоит в том, чтобы установить, в чем конкретно состоит «прогресс» на данном этапе развития объекта.

При всей своей кажущейся простоте эта функция не может осуществляться простой разработкой некоторого текста, выполняемой даже коллективом специалистов.

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

Источник: http://didacts.ru/termin/koncepcija.html

Концепция

способ трактовки предмета на основе понятий, руководящая идея, принцип систематического освещения предмета.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

определенный способ понимания, точка зрения на предмет или явление, система взглядов, теоретических положений.

Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура

1) система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т.д.

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

Читайте также:  Оферта — что это такое простыми словами, что является публичной офертой и какое отношение это имеет к договору

данное в развертке, идейно и содержательно целостное, аргументированное, последовательное и завершенное изложение оригинальной научной теории или версии.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

от лат.

conceptio) ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления; внезапное рождение идеи, осн. мысли, художественного или др. мотива.

Источник: Философский энциклопедический словарь

определенный способ научного понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения.

Источник: Философия науки и техники: словарь

от лат.

conceptio) — 1) система связанных между собой взглядов на то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т. д.; внезапное рождение идеи, основной мысли, научного или творческого мотива.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

от лат.

conceptio – понимание, система) – определ. способ понимания, трактовки к.-л. предмета; осн. точка зрения на предмет; руководящая идея для его систематич. освещения. Термин “К.” употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в науч., художеств., технич., политич. и др. видах деятельности человека.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

от лат.

conceptio – понимание, система), определ. способ понимания, трактовки к.-л. предмета, явления, процесса, основная т. зр. на предмет или явление, руководящая идея для их систематич. освещения. Термин «К.» употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в науч., художеств., технич., политич. и др. видах деятельности.

Источник: Советский философский словарь

(лат. conceptio — понимание, система) — опред. способ понимания, интерпретации к.-л. предмета, явления, процесса, осн. т.зр. на предмет или явление, руководящая идея для их систематического, развернутого изложения. Термин «К.» употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в науч., худ., техн., полит. и др. видах деятельности. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

от лат.

conceptio — схватывание) — термин философского дискурса, который выражает или акт схватывания, понимания и постижения смыслов в ходе речевого обсуждения и конфликта интерпретаций, или их результат, представленный в многообразии концептов, не отлагающихся в однозначных и общезначимых формах понятий. Концепция связана с разработкой и развертыванием личного знания, которое в отличие от теории не получает завершенной дедуктивно-системной формы организации и элементами которого являются не идеальные объекты, аксиомы и понятия, а концепты — устойчивые смысловые сгущения, возникающие и функционирующие в процессе диалога и речевой коммуникации. Концепции, приобретая пропозициональную форму теории, утрачивают свою сопряженность с коррелятивностью вопросов и ответов, образующих определенный комплекс.

Концепции коррелируют не с объектами, а с вопросами и с ответами, выраженными в речи, и смысловыми «общими голосами», признаваемыми участниками диалога. Референщ ильное отношение к предметам в них опосредовано речью Другого и моей речью, ориентированной на Другого. Каждый элемент концепции коррелирует не с объектом, а с целостностью личного опыта.

Уже в средневековой философии оппозиция «доктрина—дисциплина», где одна сторона характеризует знание для обучающего, а другая — для обучаемого, была восполнена Абеляром схоластическим методом «Да» и «Нет», что не только углубило антиномии религиозности, но и вынудило комментирующий разум обратиться к герменевтике как к искусству истолкования и к осмыслению особенностей знания, функционирующего в речевом обсуждении и конфликте интерпретаций. Философия Нового времени, ориентировавшаяся на построение теории, сначала полностью освободила знание от его коммуникативных связей и особенностей и свела идею концепта к понятию, а концепцию — к теоретико-системному знанию. Однако в начале 19 в. в английском эмпиризме (В. Гамильтон, Ш. X. Ходжсон) концепт и концепция были поняты как формы, восстанавливающие целостность перцептивного опыта, но все же отличающиеся от перцепции концентрацией внимания. В 20 в. концепция связывается с символизацией личностного перцептивного опыта через воображение (С. Лэнгер), через метафору (X. Блюменберг) или через систему тропов (X. Уайт). В современном постмодернизме (Ж. Делез, Ф. Гваттари) философия понимается как «творчество концептов» (Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., 1998, с. 56), противопоставляемых понятиям науки. Концепты, понятые как ядро концепции, рассматриваются ими как «нечто внутренне присутствующее в мысли, условие самой ее возможности, живая категория, элемент трансцендентального опыта» (там же, с. 11), как «фрагментарные единства, не пригнанные друг к другу, т. к. их края не сходятся» (там же, с. 40), научающие нас пониманию, а не познанию, как «архипелаг островов» смысла. Коммуникативная природа концептов и концепций не позволяет описать их с помощью интенциональной феноменологии, делающей акцент на направленности сознания на вещь. Поэтому наряду с концепциями диалога ( Бахтин, В. С. Библер), где концептуальным ядром выступает произведение, и с «респонсивной феноменологией» (Б. Вальденфельс), исходящей из отношений Я и Другой, из значимости вопросов и ответов для сознания, ныне развиваются трансцендентальная прагматика языка (К. О. Апель), теория речевых актов (Д. Серль), теория коммуникативного действия (Ю. Хабермас), сопрягающие формы сознания с формами коммуникаций.

С. С. Неретина, А. П. Огурцов

Источник: Новая философская энциклопедия

КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio — схватывание). — Изначально термин «К.» в латинском языке означал «слоги, т.е. связи, или концеации, потому что они схватывают, или соединяют буквы» (Lexicon of ancient latin ethymologies by R.Maltby. Leeds, 1991). К.

— термин философского дискурса, который выражает или акт схватывания, понимания и постижения смыслов в ходе речевого обсуждения и конфликта интерпретаций, или их результат, представленный в многообразии концептов, не отлагающихся в однозначных и общезначимых формах понятий. Часто термин «К.

» отождествляется с такими терминами, как «идея», «теория», «система», подразумевая соединение элементов, образующих определенное единство, связанное с закономерностями действительности. К., таким образом, связана с объективным положением вещей, хотя и сейчас понимается как руководящая идея, замысел и конструктивный принцип деятельности.

Однако идея замысла высказывается без какого-либо объяснения.         В Средневековье под К. понимались акты «схватывания» вещи в уме субъекта, предполагающего единство замысла и его осуществления в творении. К.

связана с разработкой и развертыванием личного знания, которое, в отличие от теории, не получает завершенной дедуктивно-системной формы организации и элементами которого являются не идеальные объекты, аксиомы и понятия, а концепты — устойчивые смысловые сгущения, возникающие и функционирующие в процессе диалога и речевой коммуникации. Не случайно Д.М. Армстронг назвал К.

любые формы предикации (Armstrong DM. Universals. An opinionated introduction. Boulder—San-Francisco—London, 1989. P. 78). Приобретая пропозициональную форму теории, К. утрачивают свою сопряженность с коррелятивностью вопросов и ответов, образующих определенный комплекс. К.

коррелируют не с объектами, а с вопросами и с ответами, выраженными в речи, и смысловыми «общими топосами», признаваемыми участниками диалога. Референциальное отношение к предметам в них опосредовано речью Другого и моей речью, ориентированной на Другого. Каждый элемент К. коррелирует не с объектом, а с целостностью личного опыта.

        Уже в средневековой философии оппозиция «доктрина—дисциплина», где одна сторона характеризует знание для обучающего, а другая — для обучаемого, была восполнена Петром Абеляром схоластическим методом «Да» и «Нет», что не только углубило антиномии религиозности, но и вынудило комментирующий разум обратиться к герменевтике как искуству истолкования и к осмыслению особенностей знания, функционирующего в речевом обсуждении и в конфликте интерпретаций. Философия Нового времени, ориентировавшаяся на построение теории, сначала полностью освободила знание от его коммуникативных связей и особенностей и свела идею концепта к понятию, а К. — к теоретико-системному знанию. Однако в начале 19 в. в английском эмпиризме (В. Гамильтон, Ш. Х. Ходжсон) концепт и К. были поняты как формы, восстанавливающие целостность перцептивного опыта, но все же отличающиеся от перцепции концентрацией внимания. В 20 в. К. связывается с символизацией личностного перцептивного опыта через воображение (С. Лангер), через метафору (X. Блюменберг) или через систему тропов (X. Уайт). В современном постмодернизме (Ж. Делез, Ф. Гваттари) философия понимается как «творчество концептов» (Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., 1998. С. 56), противопоставляемых понятиям науки. Концепты, понятые как ядро К., рассматриваются как «нечто внутренне присутствующее в мысли, условие самой ее возможности, живая категория, элемент трансцендентального опыта» (Там же. С. 11), как «фрагментарные единства, не пригнанные друг к другу, так как их края не сходятся» (Там же. С. 49), научающие нас пониманию, а не познанию, как «архипелаг островов» смысла.         Коммуникативная природа концептов и не позволяет описать их с помощью интенциональной феноменологии, делающей акцент на направленности сознания на вещь. Поэтому наряду с концепциями диалога (М.М. Бахтин, B.C. Библер), где концептуальным ядром выступает произведение, «респонсивной феноменологией» (Б. Вальденфельс), исходящей из отношений Я ж Другой, из значимости вопросов и ответов для сознания, ныне развиваются трансцендентальная прагматика языка (К.О. Апель), теория речевых актов (Д. Серл (Джон)), теория коммуникативного действия (Ю. Хабермас), сопрягающие формы сознания с формами коммуникаций.         С.С. Неретина

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Источник: http://terme.ru/termin/koncepcija.html

Что такое концепция жизни?

Концепция — это определенный способ понимания. Соответственно, концепция жизни — это модель вашей жизни, отражение вашего взгляда на самого себя.

Подобная концепция есть всегда. Но она далеко не всегда осознана и еще реже ясно сформулирована. Почему? Причин много. Основная — недостаточное знание самого себя. Или даже нежелание узнать самого себя настоящего, себя реального.

Зачем нужна концепция? Мой ответ многим может показаться неожиданным. Осознанная концепция жизни нужна для того, чтобы перестать быть «роботом» и прекратить автоматически реализовывать стереотипы, щедро загруженные в вас внешней средой. Концепция позволяет начать заменять эти стереотипы более контролируемыми и управляемыми установками.

Предназначение

Мой опыт говорит о том, что концепцию своей жизни нельзя просто взять и придумать. К примеру, нельзя решить стать с завтрашнего дня космонавтом и переориентировать все аспекты своей жизни на это. Если у вас нет склонности к космонавтике, все начинания быстро закончатся крахом. Поэтому первый шаг — это очень честный, очень искренний анализ самого себя.

Здесь множество вопросов. К чему я склонен? Что мне нравится делать? Что у меня получается делать лучше всего? В чем я наиболее эффективен? Какая деятельность наполняет меня такой силой, что возникает ощущение парения над землей? Обратите внимание, что во всех вопросах звучит анализ какой-то деятельности, действия.

Действия, реализующего потенциал человека, его предназначение.

Мне не нравится слово «предназначение». В нем слишком много пафоса. Или его надо понимать утилитарно — как предрасположенность к чему-либо. Примерно так же, как предрасположенность молотка к забиванию гвоздей, а самолета — к путешествиям по воздуху. Без всяких высокопарных смыслов.

Предназначение — это склонность, талантливость, предрасположенность. Почему я об этом заговорил? На мой взгляд, осознание своего предназначения — это фундамент построения концепции своей жизни.

Что здесь особенно важно при поиске предназначения? На мой взгляд, имеет смысл обратить внимание на несколько аспектов:

Читайте также:  7 лучших способов купить или заработать биткоины в интернете

Перед тем, как делать выводы, нужен огромный и крайне разнообразный опыт (особенно важно не отталкиваться от того, что понравилось в детстве или молодости и поэтому кажется самым привлекательным).

Ваша «самая сильная склонность» не должна вызывать у вас чрезмерных эмоций. Ориентир — не всплеск чувств, а ощущение глубинной уверенности и спокойствия, внутреннее безмолвие.

К своей «самой сильной склонности» вы склоняетесь в любой деятельности (например, если вы по натуре аналитик, то будете анализировать и законы физики, и семейный бюджет, и выступление стриптизерши).

Внимание к этим аспектам поможет постепенно выкристаллизовать из мутностей сознания какую-то формулировку, которую вы будете всю оставшуюся жизнь уточнять. Не стоит надеяться комфортно провести годы по одной и той же формуле. Более того, если вам хочется постоянно корректировать ее, значит, вы развиваетесь, и все лучше узнаете самого себя.

Поясню на собственном примере. Мне потребовалось довольно много времени для того, чтобы принять как данность свою склонность к рациональному осмыслению любых событий. Очень долго я думал, что это некий перегиб («ну нельзя же так сильно хотеть все ПОНЯТЬ?!»).

Но сейчас я отчетливо осознаю, что путь понимания — это единственная дорога, по которой я могу идти. Она не исключает сильных чувств и глубоких переживаний. Не исключает делания глупостей. Но если я чего-то не могу понять, это теряет для меня всякий смысл.

Причем мне важно понимать на рациональном уровне. Даже если со временем выяснится, что это понимание было ошибочным или неполным (последнее — особенно приятно!).

Еще через какое-то время я осознал, что понимание для меня является средним элементом в цепочке «Изучение — Понимание — Объяснение». Звучит банально и просто. Но откликается внутри.

И позволяет объяснить самому себе очень многое в своей жизни. Например, то, что ты раз за разом проходишь по этой цепочке.

И каждый раз чувствуешь, что именно три этих составляющих рождают твою жизнь и управляют ею.

Осознать свою самую мощную черту — значит принять свою силу. И начать ее развивать. Очень хорошо, если это получится сделать максимально уважительно и аккуратно по отношению к другим людям и природе.

Ценности

Другой важной составляющей концепции жизни являются ценности (убеждения). Они являются фильтрами для всего того, что вы делаете. Даже для ваших целей. Удивлены? Да, я считаю, что система ценностей первична. Цели вы формулируете исходя из них.

Способов докопаться до своих реальных ценностей много. Мне больше всего нравятся три:

  1. Составить список того, что вы считаете своими достижениями, а потом для каждого достижения несколько раз ответить на вопрос: «Почему для меня это важно?»
  2. Проанализировать то, на что вы больше всего тратите времени.
  3. Понаблюдать за собой в конфликтных ситуациях, ведь конфликт — это всегда индикатор нарушения ваших ценностей.

Интересный тест на адекватность обнаруженных ценностей — это готовность рассказать о них другим людям.

Я пока не встречал ни одного человека, у которого бы возникло такое желание, если осознаны и сформулированы действительно реальные ценности. Дело не в том, что они получаются какими-то предосудительными. Причина в другом.

Такой список воспринимается как что-то очень-очень интимное, ранимое, оберегаемое. Попробуйте его составить. Сами почувствуете.

Ваши ценности управляют всеми вашими решениями (за исключением решений, диктуемых физиологией). Осознание ценностей — это способ сделать свои решения более обоснованными.

Архив номеров #Персональный брендинг #Самосовершенствование 

Источник: http://interesno.co/mag/ba587eb90dda

Что же такое концепция?

Концепция и методы проектирования в дизайне

Концепция и методы проектирования в дизайне. Работу выполнил Зырянов П. гр 598

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Глава 1. Концепция в дизайне
    1. Что же такое концепция?
    2. Взаимосвязь концепции и проектной культуры
    3. Проявление концепции в современном обществе
    4. Взаимосвязь концепции с проектированием
  2. Глава 2. Методы проектирования в дизайне
    1. Понятие метода проектирования
    2. Обзор методов проектирования
    3. Специфика проектирование методом унификации и агрегативности
      1. Значение унификации и агрегативности
      2. Использование метода в дизайн – проектировании
      3. Принципы формообразования
      4. Пример использование метода унификации и агрегативности при реальном проектировании

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Дизайн в жизни человека начинает играть все большую роль. Человек начинает следовать ему, воспринимать, адаптировать его под себя. Дизайн навязывает себя человеку. А ведь не давно, каких-то лет 20 назад, лишь избранные знали что такое дизайн. В своих первоистоках дизайн можно отнести к художественному творчеству.

Но со стремительным развитием науки и техники, вызывает глубокий переворот во всех отраслях производства и оказывает воздействие на все стороны жизни общества. Появляется необходимость в создании объектов, которые решали бы некоторые проблемы человечества, улучшали, облегчали его повседневную жизнь.

Кроме того, что создаваемые объекты, окружающие повседневную жизнь, решают множество проблем человека, они должны обладать определенными эстетическими ценности, направленные на создание положительных эмоции, удобства и комфорта при взаимодействия с потребителем.

Для того чтобы объект обладал той или иной ценностью, необходимо правильно организовать его.

В результате бурного человечества и его растущих потребностей, начинают появляться и разрабатываться методы проектирования в дизайне, с помощью которых осуществляется создание идеального объекта, направленного на решение определенной проблемы жизнедеятельности человека, и его взаимодействия с окружающими предметами. Каждый объект создается с целью решения задач, поставленных перед проектировщиком.

Каждая спроектированная вещь решает множество проблем общества. Следовательно, она носит в себе определенную идею, замысел, так называемую концепцию.

В этом случае, наблюдается зарождение философского размышление, направленное на осознание сущности проектировании объектов жизнедеятельности человека.

Для написания данного реферата были прочитаны научные труды некоторых ученых и теоретиков в области дизайн проектирования. А именно, статья О. Генисаретского, произведения Грашина А. А. и Джонса Дж. К.

ГЛАВА I. Концепция в дизайне

Что же такое концепция?

В повседневной жизни современного общества все чаще и чаще стало употребляться слово «концепция». Мы слышим его по телевизору, по радио, в рекламе, в информационно аналитических передачах, видим в газетах, журналах и т.д.

Это слово встречается во многих сферах деятельности человека: в дизайне, в архитектуре, в политике, в экономике, в менеджменте, в инженерии, в разных отраслях научных исследованиях. А что именно обозначает это слово не многие имеют представление об этом. Кто-то сравнивает его со словами «идея», «замысел».

Ставят равенство между ними.Слово «концепция» образовано от латинского conceptio. По толковому русскому словарю Ожегова С. И. «концепция» – это система взглядов на что-нибудь, основная мысль. Но в разных дисциплинах оно имеет свое значение.

В экономике обозначает генеральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ, а так же система взглядов на процессы и явления в природе и в обществе.

В общественных науках это основополагающая идея теории, ведущая смысл.

В философии «концепция» рассматривается как система взглядов, выражающая определенный способ видения (“точку зрения”), понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и презентирующая ведущую идею или конструктивный принцип, реализующие определенный замысел в той или иной теоретической знаниевой практике.

Это исходный способ оформления, организации и развертывания дисциплинарного знания, объединяющий в этом отношении науку, теологию и философию как основные дисциплины, сложившиеся в европейской культурной традиции.Данная работа рассматривается в рамках обучения по специализации Дизайнер.

Интересно, какое же значение имеет слово «концепция» в дизайне? Дизайн-концепция – это проектный замысел, обобщенной конструкции, излагающий идею решения актуальной научно-обоснованной задачи и указывающий пути достижения цели. Дизайн-концепция состоит из четырех блоков: 1. Выработка профессиональной идеологии (результат проектного анализа); 2.

Выработка системы принципов проектирования; 3. Формирование принципиальной модели, видимого образа объекта; 4. Предварительное обоснование, социально-экономическое решение проблемы. Естественно достижение целостности, завершенности главного замысла осуществляется поэтапно. Существует иерахия становления концепции, которая складывается из трех пунктов: 1.Формулирование проектных проблем; 2. Формулирование проектных задач;

З. Формулирование проектных требований.

Источник: https://studopedya.ru/1-39235.html

Что такое концепция?

Что такое концепция?

  • У слова quot;концепцияquot; есть два значения.

    Наиболее узкое – это понимание концепции как идеи, сути, замысла. Такая концепция применима к определенному предмету или явлению и определяет стратегию воплощения этого предмета/явления в жизнь.

    Примеры: концепция научной диссертации, концепция фильма, концепция продукта.

    В более широком понимании концепция – это способ понимания или толкования чего-либо, являющейся составной частью нашего мира. Сюда можно отнести различные теории, гипотезы, взгляды, мнения. Примером в области философии или религии может служить коммунизм, капитализм, гуманизм, язычество, буддизм и т.д.

  • Концепция – определенная точка зрения, система по которой тот или иной человек или даже ученый понимает исследуемый вопрос. Свою концепцию большие умы, как правило, несут в массы. Тогда концепция Иванова (к примеру) может дойти даже до институтов, в которых потом студенты будут стараться понять исследуемый объект так, как его понимал автор концепции.

  • Это такое же понятие как quot;институтquot; quot;система взглядовquot; и другое…

    Так, например, концепция современного самолетостроения основана на моделях типа quot;монопланquot;. Т.е. инженеры поняли за годы развития авиации что бипланы себя не оправдывают, какими бы они не были маневренными.

  • Концепция, в переводе с латинского означает понимание или система.

    Концепция представляет собой определенный подход в понимании и осмыслении какого либо научного,технического, исторического,политического явления или процесса.

    Концепция подается как идея с ясной методологией с четко и логично выстроенными принципами. Под концепцией могут понимать и основной замысел или идею в любом виде человеческой деятельности.

  • Это система взглядов различных деятелей,людей,специалистов,на одну и туже проблему.

    Очень важно не путать это понятие с другими,да бы не попасть в какую-нибудь странную ситуацию.Как это часто бывает в наше время.

  • Если посмотреть по толковому словарю Даля, то слово концепция от латинского означает – понятие, образ понятия, способ понимания, соображения, выводы, основная точка зрения.

    В энциклопедическом словаре слово Концепция означает определнный способ понимания, основная точка зрения, система взглядов.

  • Концепция(ударение на quot;еquot;) – это понимание, система – с латинского; так же это определенный способ понимания, трактовки разных явлений и еще основная точка значения

    Так же она затрагивает политические системы и художественные.

    Она имеет очень много понятий, подробнее можно ознакомится в википедии.

  • Концепция происходит от латинского conceptio, что означает саму суть, замысел, идею, стержень понимания и трактования явления или процесса. Принцип работы и назначения в технической мысли и смысл общения или повествования применительно к искусству.

  • Концепция-это рождения какой то идеи и ее дальнейшая трактовка и обработка.Основная точка зрения какой то идеи,мысли,стратегии и так далее.

    Можно также конкретнее узнать о концепции,прочитав это вот тут

  • Концепция – это определнная система представлений о чм-либо, выстроенная вокруг стержневой идеи. А уж наслоения на не могут быть весьма сложными.

    Например, концепция теории относительности довольно проста и может быть выражена в течение пяти минут. Однако е последствия, с которыми имеет дело современная физика, чрезвычайно сложны.

Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/chto-takoe-koncepciya/

Ссылка на основную публикацию