Что такое общество — сферы, структура, функции и его понятие

Общество. Понятие, структура, виды общества

Оренбургский Государственный университет

Реферат

Философия

«Общество. Понятие, структура, виды общества»

Оренбург 2001г.
Содержание

Введение. 2

I Понятие общества. 5

II Структура общества. 6

2.1 Структура, внутренняя организация. 6

2.2 Основные элементы структуры общества. 10

2.3 Человек — универсальный компонент общественной системы.. 12

III Подсистемы общества по Т. Парсонсу. 16

IV Функционирование общества (К. Маркс; П. Сорокин) 26

Заключение. 32

Список используемой литературы.. 34

При изучении данной проблемы, имеющей значение для всего курса социальной философии, следует уяснить, что в понятии общества выделяется аспект: как структура общества.

Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельные объекты, но также и их свойства. Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов, ибо наряду с ними оно включает в себя реальные отношения, которые и объединяют людей. Поэтому в качестве простейшего приемлемо определение общества как совокупнос­ти людей и их взаимоотношений.

Если первый из указанных разрезов социальной структуры — отдельных людей и их разнообразные объединения — обнару­жить нетрудно, то второй — связи и отношения между людьми — увидеть сложнее, поскольку они носят как бы бесплотный, скрытый характер.

Именно поэтому огромная роль в обществен­ной жизни этих незримых отношений была понята не сразу. В оценке их роли немало предрассудков сохраняется и сегодня.

Из них наиболее распространены крайний индивидуализм (или социальный нигилизм) и воинствующий коллективизм.

С точки зрения социального нигилизма, существуют только отдельные люди, индивидумы, а общественных связей и, следовательно, общества не существует.

В данном случае общес­тво выступает как чистая фикция, удобное слово и ничего более.

Следствием подобного индивидуалистического подхода является анархизм, отрицающий существование объективных обществен­ных связей и значение общественных организаций.

С точки зрения крайнего, воинствующего коллективизма, напротив, общество не только существует, но и является более полноценным и высоким, чем индивиды, из которых оно состоит. Существует будто бы только общество и ничего кроме общества.

Отдельные же люди — всего лишь частицы, винтики.

При последовательном проведении эта точка зрения приводит к тоталитаризму, для которого общество должно подчинить себе личность полностью, регулировать все моменты ее жизни, вплоть до мельчайших.

Современная философия рассматривает человеческое об­щество как совокупность множества различных частей и элементов.

Причем эти части и элементы не изолированы друг oт друга, не обособлены, а, напротив, тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, в силу чего общество и существует как единый целостный организм, как единая система.

От других природных систем, в том числе физических и биологических, общество отличается своей особой сложностью.

Поэтому для описания общества ныне широко используется как общепринятые в теории системы понятия: «элемент», «сис­тема», «структура», «организация», «отношение», так и специфи­ческие философские понятия: «субъект», «объект», «идеальное», «социальная деятельность» и др.

Представление об обществе как едином организме явилось результатом длительного развития философской мысли. Пред­ставление о системности в природе и в обществе возникло еще в античной философии в виде обшей концепции об упоря­доченности, целостности бытия.

Проблему системности общес­твенной жизни наиболее активно разрабатывали такие крупней­шие мыслители XIX—XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс. Ими было определено содержание основных для решения дан ной проблемы понятий и категорий.

Под «элементом» или «частью» общества понимается мельчайшая частица системы или их сово­купность; в качестве элементов и частей общества могут высту­пать те или иные социальные субъекты, отношения, институты.

Составляющие общество элементы, части, подсистемы весьма многообразны, многокачественны, иерархичны.

Понятие «структура» отражает определенную форму устой­чивых связей, отношений, совокупность сложившихся на их основе социальных групп и институтов, обеспечивающих целос­тность общества и сохранность его свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Структура может быть опре­делена как форма организации общества, внутренняя упорядо­ченность, согласованность взаимоотношений различных его частей.

При характеристике социальной жизни часто употребляются понятия «субъект» и «объект». Эти понятия противоположны по смыслу.

Если под субъектом понимается явление, выступающее как носитель активности, направленной на другое явление, выступающее в данном случае в качестве более пассивного, то под объектом, напротив, понимается явление, на которое направлена активность другого явления.

В качестве относительно самостоятельного предмета изучения может быть выделена исторически сложившаяся в ходе совместной деятельности людей структура социальных общностей, включающая в свой состав такие общности, как семья, род, племя, нация, класс, сословия, касты и т.п.

Может быть также специально выделена и рассмотрена структура связей, зависимос­тей, отношений между людьми; они могут исследоваться по крупным сферам жизнедеятельности общества, таким, как эко­номическая, политическая, духовная, нравственная, религиоз­ная, эстетическая.

Могут рассматриваться как отношения между людьми внутри этих сфер, так и отношения между самими этими сферами.

Возможен и анализ общества с точки зрения существующих в нем многообразных институтов, возникающих с целью обес­печения устойчивости социальных отношений.

Эта структура включает бесчисленное множество социальных институтов: раз­личного рода производственные предприятия, институты сферы культуры, центральные и местные органы власти, систему здра­воохранения, т.е.

всю многообразную сеть экономических, поли­тических и культурных учреждений и организаций, удовлетворя­ющих различные потребности человека.

Допускается и иной, универсальный, синтетический подход к пониманию структуры общества — как состоящую из отдельных личностей; из отдельных коллективов, малых групп: из больших социальных групп и их организаций; из отдельных народов, наций и государств; из международных, межгосударственных объединений и организаций. При таком подходе каждый отдельный представи­тель любого из рассматриваемых уровней выступает в качестве элемента более сложной структурной организации, причем каж­дый элемент структуры находится в системе сложных взаимосвя­зей друг с другом, как вертикальных, так и горизонтальных.

Анализ перечисленных многообразных элементов социаль­ной системы — видов деятельности, социальных отношений, социальных общностей, сфер общественной жизни, социальных институтов — составляет, по сути дела, содержание социальной философии.

Понятие общества

Общество – группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности, причём члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности.

Общество покоится на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность отдельного человека гораздо меньше изменяется под воздействием его включённости в общество, чем в зависимости от включённости в общность.

Часто под обществом подразумевают сферу, лежащую между индивидом и государством.

После попыток объяснения сути понятия «общество» в древности (Аристотель) и в средние века (Августин и Фома Аквинский) вопрос этот стал, в особенности 1 18 века политико-философской проблемой, исчёрпывающее решение которой пытался дать Конт в своей социологии; поэтому общество стало предметом рассмотрения и центральным пунктом новой науки – социологии.

В самом широком понимании общество изучаемое социальной философией, выступает как социальность вообще, как социум, или особый род бытия в мире.

Существуют различные толкования общества: субъектное, которое рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей;

деятельное, которое полагает, что обществом следует считать не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей; организационное, которое рассматривает общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами.

Общество как предельно широкое понятие для обозначения той части материального мира, которая обособилась от природы и определённым образом взаимодействует с нею.

Это обособление состоит в следующем: в отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, не зависящим от человека и общества законам.

В этом смысле обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей как между собой, так и с природным окружающим их миром.

Это последнее определение рассматривается в этой работе как основное.

Структура общества

Огромное значение в опре­делении специфики того или иного целого, его особенно­стей, свойств плюет структура—внутренняя организация целостной системы, представляющая собой специфический способ взаимосвязи, взаимодействия образующих его ком­понентов.

Понятие структуры употребляется и в ином, более ши­роком смысле как совокупность элементов и их взаимо­связей. В этом случае понятие структуры, по существу, отождествляется с понятием целого, так как, например, «элементарные» частицы и атомы, молекулы и другие предметы и явления, будучи целостными образованиями, именуются как материальные структуры.

Источник: http://MirZnanii.com/a/228677/obshchestvo-ponyatie-struktura-vidy-obshchestva

Понятие и структура общества

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание.

Введение……………………………………………………..стр. 2

Глава 1. Понятие «Общество»……………………………..стр. 3

Глава 2. Структура общества……………………………….стр. 4

Глава 3. Типология общества………………………………..стр. 7

Заключение…………………………………………………..стр. 9

Список литературы…………………………………………стр. 10

Введение.

Знания об обществе стали формироваться в незапамятные времена, когда человек только начал осознавать свою включенность в группу и зависимость от отношения и поведения других людей.

Организация жизнедеятельности и воспроизводства все более сложных сообществ (от племен до государств) вызывала необходимость как-то обобщать и «функционализировать» представления об устройстве общества как объекта управления и о природе человека как адресата организующего воздействия вождей и политической манипуляции элит.

Мы живем в стране, где на фоне острых исторических коллизий представители разных народов много раз шли даже на смерть во имя сохранения чести, достоинства, интересов Родины, своей культуры.

Наш коллективный социальный опыт подтверждает, что люди преодолевают самые сильные жизненные инстинкты ради поддержания духовных ценностей, а иногда и условностей, отживших стереотипов.

Поэтому современная социология такое большое внимание уделяет изучению социальной культуры, того «эфемерного» поля нормативных стандартов, которое направляет и осознанное, и бессознательное поведение подавляющего большинства людей.

Общество – тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды, включающей и другие социальные системы.

Любое общество для сохранения себя в качестве системы зависит от того, что оно получает в порядке взаимообмена с окружающими системами.

Читайте также:  Скриншот — что это такое и как сделать скрин

И, значит, самодостаточность в отношении среды означает стабильность отношений взаимообмена и способность контролировать взаимообмен в интересах своего функционирования.

Глава 1. Понятие общества.

Общество – группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и

разумно организованной совместной деятельности, причём члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности. Общество покоится на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов.

Индивидуальность отдельного человека гораздо меньше изменяется под воздействием его включённости в общество, чем в зависимости от включённости в общность. Часто под обществом подразумевают сферу, лежащую между индивидом и государством.

После попыток объяснения сути понятия «общество» в древности (Аристотель) и в средние века (Августин и Фома Аквинский) вопрос этот стал, в особенности 1 18 века политико-философской проблемой, исчёрпывающее решение которой пытался дать Конт в своей социологии; поэтому общество стало предметом рассмотрения и центральным пунктом новой науки – социологии. В самом широком понимании общество, изучаемое социальной философией, выступает как социальность вообще, как социум, или особый род бытия в мире.

Существуют различные толкования общества: субъектное, которое

рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей;

деятельное, которое полагает, что обществом следует считать не столько сам

коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей; организационное,

которое рассматривает общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами.

Общество как предельно широкое понятие для обозначения той части материального мира, которая обособилась от природы и определённым образом взаимодействует с нею.

Это обособление состоит в следующем: в отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, не зависящим от человека и общества законам.

В этом смысле обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей, как между собой, так и с природным окружающим их миром.

Глава 2. Структура общества.1

Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д.
Социальная структура общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений.

Социальные общности – относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов – формы совместной жизнедеятельности.

Общности бывают:

 статические (номинальные категории) – например, по прописке;

 реальные – те же горожане, в реальной обстановке;

 массовые (агрегаты) – совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы;

 групповые – малые и большие социальные группы.

Социальная стратификация (расслоение общества) – иерархически ранжированное социальное неравенство, а также процесс, в результате которого индивиды и группы оказываются неравными друг другу и иерархически сгруппированными согласно социальным признакам. Стратификационная система подразумевает характерное расслоение и способ его утверждения.

Виды социальных общностей Критерии выделения социальных общностей Признаки общностей
Классы (страты) Место в системе общественного производства Характер трудовой деятельности
Проф. общности Положение в системе разделения труда Направление производственной деятельности
Отраслевые общности Сфера приложения труда Направление производственной деятельности
Этнонациональные Этническая и национальная принадлежность Общность происхождения языка, территории…
Региональные Межэтнические, межнациональные, межгосударственные связи Интернациональные связи во всех областях общественной жизни
Демографические Половозрастные характеристики индивидов Молодёжь, женщины, мужчины, и другие социальные группы
Территориальные Место проживания Государственно-административное образование
Расовые группы Морфофизиологические и физические особенности Цвет кожи, рост, …
Производственные коллективы Решение производственных проблем Организационные формы трудовой деятельности
Семья Родственные отношения Совместное проживание, общее хозяйство, взаимная ответственность…

Классы – основа социальной структуры общества.

Начиная с 30-х гг. В Советской литературе устоялось положение о том, что в социальной структуре СССР есть три класса: 1. Рабочий класс; 2. Колхозное крестьянство; 3. Интеллигенция.

Данное положение не соответствовало социальной структуре общества, являясь ненаучной. С начала перестройки (80-е – 90-е гг.) понимание социальной структуры общества изменилось, например академиком Заславской была предложена новая структура, основанная на конкретных социологических исследованиях:

1. Рабочий класс: – высокообразованные, политически активные; – средне-образованные (наиболее массовый тип); – рабочие (берут от государства больше, чем дают); 2. Крестьянство: – сельские рабочие; – фермеры; – колхозники; 3. Интеллигенция; 4. Военнослужащие; 5. Предприниматели; 6. Крупные хозяйственные руководители; 7. Государственные и партийные работники; 8. Высшее политическое руководство;

9. и т.д. (студенты, пенсионеры, деклассированные элементы, бомжи, священнослужители…).

Являясь органической частью природы, общество вместе с тем характеризуется как система, имеющая более сложную структуру, организацию, чем природные системы.

Как и всякая природная структура, структура общества включает в себя не только отдельные элементы, части в виде отдельных людей и их объединений, но также их свойства и отношения, позволяющие нам отделить одни социальные объекты от других. Человек обрел свои основные родовые качества как существо коллективное.

Поэтому человек и общество всегда были, и будут находиться в неразрывной связи друг с другом подобно двум сторонам одной медали. Но все, же человек и общество — явления разные, они далеко не тождественны друг другу.

Точно так же как живой организм обладает свойствами, которых нет ни у одной из составляющих его многочисленных клеток, так и общество представляет собой не только нечто большее, чем отдельный индивид, но также и нечто более сложное, чем простая сумма всех составляющих его индивидов.

Каждая социальная общность, поэтому представляет собой не только совокупность индивидуальных качеств составляющих ее людей, но и совокупность некоторых собственных качеств, которых нет, ни у одного из составляющих ее индивидов и которые придают данной общности ее своеобразие, уникальность.

И это своеобразие любой социальной общности, семьи, рода, племени, народности, нации, человеческого общества в целом, их отличие от составляющих их отдельных людей объясняются тем, что все указанные общности включают в себя еще один важнейший компонент — социальные связи, взаимодействия, отношения между людьми.

Именно эти взаимодействия как внутри групп, так и между ними, их бесконечное многообразие и специфичность придают каждой из общностей неповторимый колорит и позволяют нам различать счастливые и несчастные семьи, великие и малые народы, стабильные, прогрессивные государства и нестабильные, клонящиеся к упадку.

Таким образом, социальная структура общества представляет собой неразрывное единство двух основных составляющих:

1) это совокупность индивидов, людей, их объединений,

2) совокупность взаимодействий, связей, отношений между людьми и социальными группами.

Конечно, два указанных компонента общественной организации — люди и их взаимоотношения — еще не выражают всей сложности структуры общества. Они представляют собой лишь две ее главные, несущие опоры.

В действительности же структура общества не двухмерна, она сложна, многомерна, представляет собой множество различных частей и элементов, которые могут быть сведены к двум основным только в целях удобства восприятия читателем этого многогранного социального явления.

Глава 3. Типология общества.2

В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.

), так и скрытым (степень социальной интеграции, уровень стабильности и др.).

Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни признаки от других и объединяющих общества одной и той же группы.

В середине 19 века К. Маркс предложил типологию обществ, в основание которой были положены способ производства материальных благ и производственные отношения – прежде всего отношения собственности.

Он разделил все общества на 5 основных типов (по типу общественно-экономических формаций): первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические (начальная фаза – социалистическое общество).

Другая типология делит все общества на простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения).

Простое общество – это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы и могут легко взаимо заменяться.

Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор.

Сложное общество – общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации.

К. Поппер различает два типа обществ: закрытые и открытые. В основе различий между ними лежит ряд факторов, и, прежде всего отношение социального контроля и свободы индивида.

Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм (царская Россия).

Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. (современные западные демократии).

Устойчивым и распространенным является деление обществ на традиционные, индустриальные и постиндустриальные, предложенное американским социологом Д. Беллом на основании изменения технологического базиса – совершенствования средств производства и знания.

Традиционное (доиндустриальное) общество – общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции.

Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому маловосприимчиво к нововведениям.

Поведение индивидов в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Обычаи, нормы, институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об их изменении.

Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое проявление свободы личности, которая является необходимым условием постепенного обновления общества.

Термин индустриальное общество ввел А. Сен-Симон, подчеркивая его новый технический базис.

Индустриальное общество – (в современном звучании) это сложное общество, с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда, развитие средств массовой коммуникации, урбанизации и т.д.

Читайте также:  Большой вопрос — как зарабатывать на сервисе вопросов и ответов

Постиндустриальное общество (иногда его называют информационным) – общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг. В результате меняется и структура занятости, соотношение различных профессионально-квалификационных групп.

Заключение.

Общество – социальный организм, метасистема, включающая в себя все виды социальных общностей и их взаимосвязей и характеризующаяся целостностью, стабильностью, динамизмом, открытостью, самоорганизацией, пространственно-временным бытием. Целостность – системообразующее качество общества. Она – в общественном производстве: создании жизненных благ, идей, производстве самого человека.

Социальная система – целостность, функционирующая в форме социальных общностей и организаций; её основные элементы: люди, их нормы и взаимодействия; её специфические черты: размытые и меняющиеся параметры управляемости, локализованная во времени и пространстве граница меры познания и контроля за функционированием системы; наличие значительного количества самих систем и многоэлементность каждой из них.

Список литературы.

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2.

2. Афанасьев В.Г. «Системность и общество».– М; Политиздат. 1980

3. Социологический энциклопедический словарь. М., 1998 г.

4.Википедия – свободная энциклопедия.

Источник: http://works.doklad.ru/view/5dk32Ioil7o.html

Понятие общества. Основные сферы общественной жизни | Учеба-Легко.РФ – крупнейший портал по учебе

Существует много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определённая группа людей, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.

Рассматривая общество с социологической точки зрения, можно определить понятие «общество» как некую группу людей, которых объединяют общие интересы и цели. Выделением конкретного этапа в историческом развитии народа или страны характеризуется исторический подход к пониманию общества.

Понятие «общество» имеет также и этнографический смысл, в этом случае внимание акцентируется на этнических особенностях и культурных традициях определённой совокупности людей.

Приведенные трактовки имеют следующие общие характеристики:

  • общество состоит из отдельных людей, обладающих волей и сознанием;
  • определённое количество людей нельзя назвать обществом: для этого их должны объединять в общество совместная деятельность, общие интересы и цели;
  • любое общество есть способ организации человеческой жизнедеятельности;
  • связующим звеном общества, его каркасом, являются связи, устанавливающиеся между людьми в процессе их взаимодействия (общественные отношения).
  • В широком смысле, с философской точки зрения, общество – это освободившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. В центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей.

Поэтому общество – это искусственная природа, надстроенная над природой естественной в результате совместной деятельности индивидов.

Общество – это сложная динамическая система, которая может существовать, постоянно изменяясь, но сохранять при этом основные черты и качественную определённость.

Для анализа этой сложноорганизованной системы учёными было выработано понятие «подсистема».

Подсистемами общества было принято считать сферы общественной жизни.

Принято выделять 4 подсистемы (или сферы) общественной жизни:

экономическая (материальное производство и отношения, которые возникают между людьми процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);

социальная (структура общества, состоящая из классов, социальных слоёв, наций, взята в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом);

политико-правовая (политика, государство, право, их соотношение и функционирование);

духовно-нравственная (различные формы общественного сознания: религия, наука, нравственные нормы, образование, искусство и т.д.).

Каждая сфера в отдельности представляет собой сложное, динамическое образование, состоящее из многих частей и элементов – например, таких как общественные (социальные) институты.

Институты общества:

  • семья;
  • производство;
  • государство;
  • образование;
  • религия.

Слово “институт” происходит от латинского слова “установление”. В различных определениях понятия общественный (социальный) институт акцентируются разные признаки данного понятия.

Социальный институт – это:

  • объединение людей для удовлетворения той или иной конкретной и важной потребности;
  • чёткое разграничение функций и полномочий каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий;
  • следование образцам, стандартам поведения, основанным на определённых нормах и ценностях;
  • наличие правовой основы этих способов деятельности и социального контроля за ними.
  • В обществе как в сложной динамической системе между всеми отдельными подсистемами и элементами существуют многообразные причинные и функциональные связи. Определённые явления в обществе влекут за собой как следствие другие явления (это причинные связи) и в то же время отдельные элементы выполняют определённую роль в функционировании всего общества (это функциональные связи).

Источник: http://uclg.ru/education/obshetvoznanie/8_klass/obschestvo_i_chelovek/lecture_ponyatie_obschestva__osnovnyie_sferyi_obschestvennoy_jizni.html

Структура и функции общества :

Мы давно привыкли к понятию социума и даже не задумываемся, как правило, о его значении. Между тем, среди исследователей в этом отношении не существует единого мнения. Структура и функции общества в различных теориях определяются порой диаметрально противоположно. Если рассмотреть основные трактовки, можно выделить целый ряд специфических, характерных для социума черт.

Характеристики общества как системы

Несмотря на царящее разнообразие трактовок, существуют и определенные точки пересечения, позволяющие сформировать более-менее четкое представление о социуме, базирующееся на основных положениях.

К примеру, определяя структуру и функции общества, большинство исследователей сходятся на том, что социум – это обязательно группа лиц, объединенных по какому-либо признаку.

Многие в качестве основного элемента выделяют территориальную принадлежность, называя именно ее основным формирующим фактором. Тем не менее обществом может называться трудовой коллектив, школьный класс или, к примеру, члены кружка по бисероплетению.

Таким образом, можно говорить, что объединяющим критерием может быть общность интересов, разделение определенной идеологии и другие внешние обстоятельства.

Не менее важным фактором, влияющим на функции общества, можно назвать глубокую внутреннюю взаимосвязь между элементами того или иного социума. Внутри подобных систем всегда устанавливается определенная иерархия, формируется система зависимостей.

Подводя итог всему вышесказанному, можно говорить о том, что общество представляет собой некое органическое единство, сформировавшееся исторически или же под действием тех или иных внешних факторов.

Что может способствовать образованию общества

  • Особенности трудовой деятельности.
  • Географическое положение.
  • Религиозные убеждения.
  • Цвет кожи.
  • Используемый язык.
  • Культурные ценности.
  • Идеологическая позиция.

Сложность в определении структуры

На первый взгляд функции общества, как и особенности его формирования, кажутся достаточно простым и понятным явлением. Тем не менее единого мнения на этот счет также нет. Основная сложность заключается в том, что на Земле существует бесчисленное множество обществ, в каждом из которых будет присутствовать собственная иерархия, бытовать свои законы и понятия.

Взгляд на структуру Огюста Конта

Данная точка зрения считается одной из самых оптимальных и применимых в отношении большинства социумов. Французский мыслитель выделял всего три составляющие системы, три совокупности органов, выполняющих определенные функции.

  1. Регулятивная, или, согласно другим источникам, управленческая. Эта совокупность элементов представляет собой своего рода верхушку общества, его руководство. В отношении государства здесь уместно говорить о властных структурах, более мелкие социумы также имею своего лидера или несколько человек, занятых управленческой деятельностью.
  2. Производственная. На этой части социума, можно сказать, держится вся совокупность элементов. Это своего рода медиатор между верхним и нижним слоем той или иной структуры.
  3. Распределительная. Нижняя часть пирамиды, образующей общество, согласно Огюсту Конту.

Марксовский взгляд на вещи

Автор «Капитала» видел структуру и функции общества несколько иначе. Философ выделял только две основные группы: базисную и надстроечную. К первой Маркс и его последователи относили элементы, образующие экономическую составляющую, а ко второй – все остальные. Говоря о функционировании такой сложной системы, как социум, данный исследователь утверждал, что надстройка формируется базисом.

Для чего необходим социум

Основные функции общества определяются условиями, в котором оно функционирует. Первичной задачей в этом отношении является создание среды, комфортной для удовлетворения потребностей всех элементов структуры. Конечно, этим все не ограничивается. К основным функциям общества относятся:

1. Адаптационная

Система приспосабливается к любым внешним условиям для сохранения себя. Факторы окружающей среды влияют на формирование общества, и наоборот.

2. Целеполагание

Любой социум – это система, работа которой направлена на достижение определенного результата.

3. Координационная

Каждый отдельный индивид, входящий в социум, имеет определенный спектр интересов, который формирует общество и одновременно формируется им.

4. Стабилизирующая

В каждом социуме существует своя собственная система идеалов, ценностей и убеждений, которая выступает в качестве основного формирующего фактора. Становясь частью такой системы, индивид вписывает собственное сознание в установленные рамки.

В целом функции современного общества определяются внешними условиями. Каждая система адаптируется под определенные факторы, приобретая те или иные черты, позволяющие достичь конкретных целей и удовлетворить потребности. В условиях военных действий, к примеру, общество может выполнять защитную функцию, или же, наоборот, стремиться к уничтожению другого социума или конкретного индивида.

Для того чтобы система полноценно функционировала, она должна быть сбалансированной, иерархически распределенной и имеющей какую-то главную, базовую цель, способствующую естественному объединению индивидов.

Что же касается внешних условий, они не обязательно должны быть исключительно благоприятными, чтобы социум развивался. Порой катализатором данного процесса выступает именно внешнее давление.

Общество в этом случае образуется в результате реакции на раздражитель.

Чаще всего под обществом понимают государственные образования, однако на деле под это определение попадают самые разные социальные группы, начиная от людей, входящих в семейный круг, и заканчивая межэтническими образованиями и населением земного шара в целом. В связи с этим у каждого отдельного социума будет своя, адекватная ему структура организации с конкретным распределением ролей, выполняющих те или иные функции.

Читайте также:  Что такое способности, как обнаружить и развить их в себе

Источник: https://BusinessMan.ru/new-struktura-i-funkcii-obshhestva.html

Структура и функции общества

Общество как социальная система

Понятие общества

Категория общества (обобщённое понятие, культура, личность, прогресс, социальный конфликт, структура) – понятие общества (современное общество, информационные конфликты и т.д.) – термин общества (узкое понятие) – слово.

Общество – понятие категориальное, потому что мы живём в обществе.

Эпоха перемен – время, когда разрушаются и меняются ценности, то, к чему человек привык.

Понятия общества:

1) Общество – это люди, группы людей, которые объединенные и действуют вместе.

2) Общество – это исторический результат естественно складывающихся отношений людей.

3) Общество (в узком смысле) – это некая социальная организация жизнедеятельности населения, нации, народности, этноса.

4) Общество (Аристотель) – это совокупность индивидов, …
которые объединились на почве взаимодействия.

5) Общество – люди объединились для контроля друг над другом.

6) Общество (конвенциальная теория) – люди объединились в общество по договору.

7) Общество (формационная теория Карла Маркса) – общество развивается за счёт смены экономических формаций друг за другом.

Общество – это обособленная от природы и тесно связанная с ней часть материального мира, которую отражают формы объединения и взаимодействия людей и которая является единым социальным организмом.

Условия объединения конгломерата людей в общество:

1) Наличие территории.

2) Увеличение общества за счёт рождения, а не миграции.

3) Развитая экономика, соответствующая этапам общества. С экономической точки зрения общество способно себя прокормить.

4) Развитая культура, соответствующая этапам развития.

5) Признание того, что существуют разные культуры общество.

6) Политическая независимость. Не быть в составе другой более крупной системы.

Важно, чтобы общество осознавало свою социальность (мы – россияне).

Обществу присуща своя территория, своё управление на этой территории, отличное от другого управления, общество образуется, если срок его существования больше срока жизни одного человека.

Чтобы появилось общество, необходимо соблюдение всех условий.

Общество –это социальная система.

Система (категориальное понятие, О.Конт) – совокупность элементов тесно связанных и взаимодействующих друг с другом.

В систему входит семья, образование, другие социальные институты.

Любая система должна отвечать следующим признакам:

1) Целостность. Система как единый организм.

2) Устойчивость. Стабильная смена элементов.

3) Динамизм. Развивается динамически.

4) Открытость. Система самоуправляема.

5) Саморазвитие. Механизмы, которые позволяют обществу развиваться.

6) Пространственно-временные способы социального бытия. Люди в обществе объединены целью и другими факторами.

Три аспекта общества:

1) Строение или структура общества (индивиды, группы индивидов, социальные общности). Именно это позволяет рассматривать общество как социальную структуру.

2) Совокупность ролей и функций, которые выполняют индивиды в рамках социальных институтов.

3) Существование совокупности социальных норм и ценностей. Общество управляется культурой общества (нормы и ценности). Существуют традиционные и нетрадиционные (формальные) нормы.

Структура и функции общества

Структура – строение, как устроено общество.

Структура общества:

1) Индивид.

2) Группы.

3) Большие общности: классы, этносы.

4) Четыре основные сферы:

· экономическая;

· политическая;

· культурная;

· социальная (отношения, которые складываются между членами общества по поводу экономики, политики, культуры).

Функции общества:

1) Адаптация. Приспособление людей к изменяющимся условиям среды. Выполняют институты экономики.

2) Целеполагание. Выдвижение основных целей и мобилизация ресурсов для удовлетворения потребностей. Выолняют политические институты.

3) Воспроизводства и закрепления общественных отношений. Культура как совокупность норм и ценностей.

4) Регулятивная. Механизм контроля на основе принятых норм.

5) Интегративная. Объединение людей, взаимозависимость, взаимоответственность.

6) Транслирующая. Передача социального опыта поколениям.

7) Коммуникативная. Распространение информации для управления и контроля различных институтов.

8) Стабилизирующая. Поддержание образца, модели поведения, ценностей.

Малые группы общества (до 25 человек):

1) Первичные группы.

2) Вторичные группы – несколько групп объединены в одну группу.

Типы общностей:

1) Социально-территориальные общности (город и деревня, субъекты федерации).

2) Национально-этнические общности. (этнос: род-племя-народность-нация; супер-этнос: объединяет разные этносы, например, супер-этнос Россия).

3) Социально-демографические общности – по признаку пола и возраста. От 0 до 12 – дети, от 12 до 16 – подростки, от 16 до 18 – юношеский возраст, от 18 до 25 – молодёжный возраст.

4) Социально-профессиональные группы (общности) – люди объединяются по профессии. Существует приблизительно 26тыс. профессий.

5) Социально-экономические общности. Также есть общности по занятости:

· Занятое население – участвует в общественном разделении труда (сюда относятся также работающие пенсионеры, студенты, незанятые люди в поиске работы, домохозяйки).

· Незанятое население труда (инвалиды, пенсионеры, связанные с криминалом лица).

В историческом плане – это сословия, слои и классы. Класс – это большие группы людей, которые характеризуются включённостью в экономические отношения, связаны отношениями собственности, имеют определённое место в системе разделения труда и характеристики распределения доходов:

· Высший класс – высший слой, средний слой, низший слой высшего класса.

· Средний класс – верхний слой, средний класс, низший слой среднего класса.

· Низший класс – высший слой, низший слой низшего класса.

Люди, не входящие в эти класс – не имеют места жительства, нет средств существования, не участвуют в общественном разделении труда.

Социально-религиозные общности:

1) Религии.

2) Секты.

Типология общества

Первобытные общества:

1) Общество охотников и собирателей.

2) Возделыватели.

3) Плодоводческие (Греция, Египет и т.д.).

4) Аграрное общество.

Современные общества:

1) Индустриальное общество.

2) Постиндустриальное общество.

3) Постпостиндустриальное общество.

Современное деление общества:

1) Традиционное.

2) Современное.

Общество как общественно-экономические формации (К.Маркс):

1) Первобытное.

2) Рабовладельческое.

3) Феодальное.

4) Коммунистическое.

5) Капиталистическое.

Источник: http://refac.ru/struktura-i-funkcii-obshhestva/

Структура человеческого общества. Основные сферы жизни общества. Функции человеческого общества

Человеческое общество является сложным духовно-материальным образованием, внутренне организованным и структурированным. Познать структуру общества – это значит, во-первых, выявить ее компоненты, во-вторых, исследовать существенные внутренние связи и отношения этих компонентов, и, в-третьих, раскрыть специфическую природу целостности общественной структуры.

Вокруг вопроса о структуре общества происходит острая идейная борьбы между материализмом и различными видами идеализма.

И это вполне понятно, поскольку то или иное истолкование структуры общества определяет исходные позиции социальных теорий и влияет на решение других вопросов общественной жизни.

Так, среди исследователей нет единого мнения по поводу объективности существования общественной структуры. Структуралисты, например, К. Леви-Стросс и Э. Сестан относят понятие структуры не к эмпирической действительности, а к модели, построенной на ее основе.

Представители социальной философии, стоящие на позициях материализма, считают, что структура общества существует объективно и в ней можно выделить две подструктуры: социальную и природную. Интегрирующим эти подходы является сферный подход.

Под сферой общества понимают определенную его часть, объективно существующую, структурно оформленную и связанную с другими частями. В качестве основных сфер жизни общества можно выделить:

а) экономическую

б) социальную

в) политическую

г) духовную

Наиболее широкими подсистемами являются материальная и духовная сферы. Материальная или экономическая сфера включает в себя проявление материально-производственной деятельности людей, процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ.

Социальная сфера включает в себя различные социальные общности людей: классы, социальные группы, нации и т.д., а также их взаимодействие. Политическая сфера включает в себя политическое сознание, политические отношения, политические организации и институты. Функционирование политической сферы связано с решением вопроса о власти.

Духовная сфера – это результат развития духовного производства, воспитания, образования и т.п.

Все сферы общества взаимосвязаны между собой, представляя диалектическое единство.

Рассматривая общество как специфический целостный организм, обладающий определенной структурой, мы неизбежно приходим к необходимости выделения его функций.

Функционально общество может быть представлено двоякого рода отношениями: внутренними и внешними. Внутренние отношения – это способ бытия общества, выражающийся в непрерывно идущей перестройке его собственных характеристик.

Внешние отношения – способ бытия общества, выражающийся механизмом его связи со средой.

Обеспечение жизнедеятельности общественного организма неразрывно связано с выполнением им внутренних функций. Они призваны перерабатывать входящие извне необходимые для социальной жизни природные компоненты, формировать общественные компоненты и включать их в функционирование общественной системы.

Главной задачей общества является быть основой целенаправленной деятельности людей, их жизнедеятельности. Это является общей универсальной функцией общества, которую можно назвать человекотворческой функцией. Благодаря развитию этой функции общества происходит социализация индивида и выделение человека из природного мира.

Второй важнейшей функцией, с которой начинается общественное бытие человека, является та, которая осуществляется в труде, в производстве потребностей и их удовлетворении.

Функционирование труда в качестве способа удовлетворения потребностей человека превращает природу в «неорганическое тело» человека.

Этот процесс охвата природы разумной деятельностью человека, процесс создания свободы человека по отношению к силам природы, может быть охарактеризован как «свободнотворческая функция труда».

Специфическую роль играет в обществе его духовная сфера, основной функцией которой является духовное обслуживание материальной и духовно-практической жизни.

Духовная деятельность общественного субъекта выполняет важные функции духовного обеспечения его преобразовательной деятельности. В разные эпохи эту функцию выполняли различные формы общественного сознания – мифология, религия, политика и др.

Их особенности накладывали своеобразный отпечаток на функционирование общества в целом.

Общество и его подсистемы обладают определенными внешними функциями, среди которых наиболее общими являются: адаптационная, преобразовательная и адаптационно-преобразовательная.

Таким образом, наиболее общей задачей общества является сохранение себя как части материального мира, сбережение и поддержание жизни людей.

Общество прошло долгий путь исторического развития, приобретая все новые и новые функции и изменяя свой облик.

Если на традиционной стадии развития общества на передний план выходила адаптационная функция, то на индустриальной – преобразовательная.

Ориентация общества на покорение природы, свойственная его индустриальной форме, привела к неоправданной абсолютизации преобразовательной функции.

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/22262.html

Ссылка на основную публикацию