Что такое совесть и в чем ее свобода

Что такое совесть? Что такое свобода совести? :: SYL.ru

В течение жизни человек так или иначе сталкивается с понятиями морали и нравственного выбора.

Немаловажным при этом является вопрос: «Что такое совесть?» Многие считают, что это набор определенных качеств характера, позволяющих чувствовать себя достойно и хорошо.

К тому же всякому известно выражение «чистая совесть», и при каких обстоятельствах она возникает. В данной статье речь пойдет о совести как духовной составляющей успеха и счастья.

Что такое совесть?

Если обратиться к толковому словарю, то в разных изданиях можно прочитать примерно следующее: это подсознательное стремление человека к тому, чтобы совершать добрые поступки.

Таким образом, определение, что такое совесть, не вполне соответствует его реальному значению.

Надо заметить, что совесть – это голос Бога в душе человека, который пробуждается и начинает «говорить» в те минуты, когда личность больше всего в этом нуждается.

Например, вы только подумали об эгоистичном поведении, еще даже ничего не сделали, а внутренний голос уже подсказывает, что так поступать нельзя. Со стороны может показаться, что вы разговариваете с кем-то другим внутри себя. Отчасти это так и есть.

Духовные учителя древности и современности говорят, что в нашем сердце, помимо души, живет частичка божественной сути. Получается, что нам изначально дан проводник, соратник, верный друг, чтобы поддерживать и оберегать от всего дурного, недоброго.

Некрасивый поступок

Вспомните, пожалуйста, как вы чувствуете себя, когда совершили какое-то недоброе деяние? Во всяком случае, вы будете ощущать вполне осязаемое покалывание в области грудной клетки, исходящее от сердца – угрызение совести. Что это такое – лучше не испытывать в больших количествах. На самом деле чувство представляет собой страшное состояние, характеризующееся пониженным эмоциональным фоном, подавленностью и нередко – ощущением безысходности.

Никто не живет без ошибок. Важно лишь уметь правильно реагировать на божественные уроки, делать для себя определенные выводы и жить дальше. Нельзя всю жизнь себя корить за то, что произошло давно, как невозможно совершенно заглушать в себе истинный голос высшей справедливости.

Почему мы закрываем лицо ладонями?

Быть может, вы замечали когда-нибудь один удивительный феномен: когда мы плачем или испытываем состояние стыда, то руки наши словно сами собой тянутся к лицу. При этом для женщин совершенно не важно, испортят ли они себе макияж или нет.

Психологи определяют это действие подсознательной попыткой скрыть свою вину, спрятаться от гнетущих душу переживаний. Дело в том, что даже когда мы чувствуем острые симптомы внутренней боли, мы не всегда готовы это признавать.

Определение, что такое совесть, можно дать, исходя уже из одной этой характеристики.

Если вы обидели ребенка

Пожалуй, это самое ужасное, что вы можете сделать. Во многих странах считается, что причинить боль старику или младенцу – почти то же самое, что пойти на умышленное убийство. В данном случае ваши страдания будут намного больше, чем если бы вы поругались с равным себе. Вот что такое совесть человека.

Если подобная ситуация произошла с вами, немедленно найдите способ, чтобы исправить ошибку. Возможно, загладить свою вину так просто не удастся, на этом пути могут возникнуть различного рода препятствия. Вполне возможно, вас начнут обвинять в лицемерии, неискренности.

Продолжайте действовать! Сложно только сделать первый шаг, дальше все будет получаться легче. Найдите подходящий случай, чтобы поговорить с ребенком. Дети – удивительные и загадочные существа. Если вы будете действовать по-настоящему искренне, исходить от сердца, то получите прощение.

Разумеется, многое зависит от тяжести того проступка, который был совершен.

Правдивый голос

Мы имеем внутри себя настоящий путеводитель по счастливой и полноценной жизни. Не упускайте его! Воспользуйтесь имеющимся в вашем сердце руководством. Это божественное начало, позволяющее понять, что такое совесть. В том случае, когда вы замечаете, что какая-то ситуация или мысль тревожат вас слишком часто, не старайтесь спрятать их поглубже в подсознание.

Этим вы ничего хорошего не добьетесь. Иногда необходимо иметь большое мужество, чтобы смотреть правде в глаза. Найдите, нащупайте истоки проблемы, которая кажется вам сложной, может быть, даже неразрешимой. Обратитесь к своему внутреннему Богу, попросите у него прощение. Вот увидите, вам сразу сделается проще смотреть на вашу трудность.

Имея чистое сердце, гораздо легче отыскать истину.

Метафизический уровень

В настоящее время появляется все больше информации о том, что наше душевное состояние напрямую связано с физическим.

Болезни, любые недомогания возникают только потому, что мы неправильно живем: подавляем свои чувства, вовремя не раскрываем эмоции, тревожимся по поводу тех ситуаций, которые могли бы произойти. Так устроена личность, что она на все реагирует.

Мыслящий человек всегда ищет ответа на вопрос о том, что такое совесть, старается разобраться в истоках проблемы, определить точку отсчета, с которой все началось. Если он понимает свою ошибку, то старается ее исправить.

Специалистами замечена удивительная особенность: чем больше человек страдает чувством вины, тем явственнее у него проявляются проблемы с почками.

Вспомним, ведь функции выделительной системы заключаются в том, чтобы производить очищение организма. Почки – парный орган. Они работают вдвоем.

И если появляются проблемы в отношениях, острое недовольство собой или чувство неудачи – они немедленно реагируют. Тот, кто постоянно обижается, нередко имеет пиелонефрит, часто – хронический.

Искреннее раскаяние

Это то, что необходимо человеку, который понял глубину своей вины, но пока еще не знает, как ее исправить. Если вы хотите знать, что такое чистая совесть и спокойно спать по ночам, то воспользуйтесь следующим советом: найдите время, когда вас никто не потревожит звонками и визитами, сходите в церковь, покайтесь в своих прегрешениях.

Затем найдите повод встретиться с человеком, которого вы некогда обидели, поговорите с ним по душам, попросите прощения. Вы увидите, вам станет лучше. Истинное раскаяние заключается не в том, чтобы сиюминутно сбросить груз своих переживаний, а в том, чтобы суметь очистить свою душу через признание своей неправоты и желание измениться.

Что такое свобода совести?

Каждый из нас обладает выбором в том, как поступить. Этого никто никогда не отнимет. Один человек, оказавшись в достаточно сложной ситуации, будет стремиться действовать на благо других, другой, даже понимая, что не прав, не сдвинется с места.

Многое зависит от характера, от подлинного намерения души. По возможности, лучше не пытаться шутить с судьбой и вовремя исправлять ошибки.

Иногда мы и представить себе не можем, насколько коротка жизнь, и можно просто не успеть дать своим близким любовь и заботу, в которых они так нуждаются.

Таким образом, совесть – это внутренний путеводитель человека по миру, его защита и опора. Если бы все люди по-настоящему прислушивались к этому тихому голосу, прежде чем совершить какой-то поступок или сделку, то наверняка стало бы меньше обмана, расстроенных браков и в целом несчастных людей. Берегите друг друга и будьте счастливы!

Источник: https://www.syl.ru/article/167676/new_chto-takoe-sovest-chto-takoe-svoboda-sovesti

Что такое свобода совести?

Фонд Здравомыслие

Продвижение идей секуляризма в России

Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

Свобода совести — системообразующее право в системе прав человека, основополагающее неотъемлемое право каждого на удовлетворение мировоззренческой потребности, придающей смысл существованию, на основе свободного мировоззренческого выбора, а также правомерного поведения, основанного на упомянутом выборе без ограничения в других гражданских правах и свободах или их утраты.

Содержание свободы совести включает право индивидуально и/ или совместно с другими свободно формировать, выбирать, менять, распространять убеждения и действовать в соответствии с ними, не ущемляя свободы и личного достоинства других.

Многообразие форм ее проявления определяется видом тех ценностей, которые становятся основанием личного мировоззренческого выбора.

Исторический характер формирования нравственных критериев подразумевает их связь с религиозным/нерелигиозным восприятием мира.

В политическом плане свобода совести — одно из условий формирования демократического общества. Ее социально-политическое содержание определяется природой общественного строя, историческими, социокультурными традициями, реальным местом религии в политической и духовной жизни общества.

В юридическом плане свобода совести трактуется как духовная, интеллектуальная деятельность человека, исходящая из признания права разума на свободное, критическое рассмотрение религии и свободное исследование действительности.

Свобода совести является стержнем идентичности человека — можно сказать, что это право быть человеком.

Свободный мировоззренческий выбор является основой свободного политического выбора, правовой демократии и социального государства.

В глобальном контексте свобода совести является необходимым условием преодоления разобщенности человечества и решения комплекса глобальных проблем, включая социально-экономические, экологические, проблемы безопасности.

ВКаково соотношение свободы совести и свободы вероисповедания (религии)?

В современной науке наиболее распространенной является точка зрения, что свобода вероисповеданий (религии) (freedom of religion) — один из элементов свободы совести. Включает следующие элементы:

1) право исповедовать религию;

2) право совершения религиозных обрядов;

3) право менять религию;

4) право пропаганды религии;

5) право на благотворительную деятельность;

6) право на религиозное образование;

7) культурно-просветительская религиозная деятельность;

8) равенство перед законом всех граждан, независимо от их отношения к религии» и др.

По мнению исследователей Института свободы совести, свобода совести включает в себя все многообразие форм систем мировоззренческой ориентации, что подразумевает наличие единого правового института.

С учетом устоявшихся правовых понятий называть его следует «институт свободы совести». Свобода вероисповедания не только является составной частью института свободы совести, но и оказывается поглощена им.

Источник: http://zdravomyslie.info/26-svetskoe-gosudarstvo-v-voprosakh-i-otvetakh/411-chto-takoe-svoboda-sovesti

Что такое совесть?

О совести говорят всегда, иногда даже не понимания, что подразумевают под этим понятием. Давайте разберемся, что такое совесть. Совесть часто сравнивают с компасом, который так необходим путешественникам, чтобы не попасть в беду.

С виду это простой прибор с намагниченной стрелкой, всегда указывающей на север. Но если он правильно работает и если им пользоваться вместе с подробной картой, можно избежать беды. Это очень похоже на совесть.

Если она правильно обучена, она нас будет защищать, но только если мы будем быстро реагировать на ее предупреждения.

Разные мнения о совести

Без совести мы бы пропали. Есть много теорий в отношении определения совести. Например, Библия объясняет, что такое совесть. Буквально это слово означает “знание самого себя”.

Эта способность познавать самих себя дана нам от Бога. Получается, мы можем увидеть себя со стороны и оценить свои поступки, решения и чувства.

Совесть не только содействует нашей радости, но может сильно нас мучить.

С человеческой точки зрения, люди имеют разное понятие и представление о совести. Например, о том, что такое совесть, одни говорят, что это личный тайник, в котором его владелец хранит свои душевные качества.

Другие утверждают, что совесть присутствует только у наблюдающего со стороны человека, а тот, кто действует, совести лишен. Есть еще мнение, при котором совесть называют врагом.

Это касается тех, кто хочет добиться успеха в жизни быстро и нечестно.

Какую бы вы точку зрения ни выбрали, лучше прислушиваться к своей совести. Обучайте ее, чтобы ваши эгоистичные желания не оказывали на нее сильное влияние!

Сочинение о совести

Хорошо, что в школах тему совести не обходят стороной. Сочинение о том, что такое совесть, не всем ученикам дается легко. Многим непонятно, что означает это слово.

Они знают, что совесть есть у всех людей, и она как-то мешает спать по ночам. Но как она заставляет задумываться, сомневаться, огорчаться, – это им трудно понять.

Как это светлое и хорошее чувство, которое есть в глубине каждого человека, может побудить и к плохому поступку?

Сочинение о совести заставляет детей с раннего возраста прислушиваться к своей совести. Когда она призывает к добру, никогда не отворачивайтесь от нее. От совести невозможно убежать, она всегда с нами.

Читайте также:  Временная почта и одноразовые email-адреса без регистрации, а также бесплатные анонимные почтовые ящики

Что такое свобода совести

Во многих странах каждому человеку Конституцией гарантируется свобода совести. Что такое свобода совести, и есть ли она в каждой стране? Международное сообщество признало, что свобода совести дает право каждому человеку отказываться исполнять какой-то закон или обязательство, если это противоречит его совести. Но так ли это на практике?

Большинство стран официально придерживаются этого принципа. Но все же, в целом ряде стран, где нетерпимость и дискриминация представляют собой жестокую действительность, большое число людей сегодня не имеет свободы совести. Это противоречит самому понятию. Но ведь это естественное право человека. И он имеет такое право на любые убеждения, которые связаны не только с религией.

Определение слова “совесть”

Итак, увидев, как реагирует наша совесть и почему нужно учитывать совесть других, мы можем вынести ей определение. Совесть – это нравственность, справедливость, добро, честность, порядочность, мораль. От нее зависит развитие человека, его изменения, совершенствования в качествах.

Что такое совесть? Определение одного словаря говорит, что “это способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности, реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых поступков”. Очень лаконичное и немного запутанное определение, не правда ли?

Запомните, бессовестных людей нет! Просто совесть таких людей очерствела, как кожа после мозоли или ожога, где зарубцевавшиеся ткани становятся нечувствительными. Не игнорируйте и не подавляйте голос своей совести, и вы всегда будете идти правильным путем!

Источник: https://elhow.ru/psihologija/psihologicheskie-ponjatija/chto-takoe-sovest

Совесть – психология

В новейшей философии эволюционизм, став на естественно-научную точку зрения и отбросив схоластические разделения совести на эмпирическую и трансцендентную, занялся выяснением причин возникновения совести.

Однако несмотря на свои симпатии к эволюционизму и к философии Просвещения, Ницше не согласился с объяснением, которое давалось эволюционизмом возникновению совести.

Он вновь вводит учение о двойной совести, различая мораль господ от морали рабов.

Во многих новоевропейских учениях совесть представляется как познавательно-моральная сила (разум, интуиция, чувство), как фундаментальная способность человека высказывать оценочные суждения, осознавать себя как морально ответственное существо, намеренно определенное в отношении добра. И не случайно у Канта совесть обозначается как практический разум.

Людвиг Фейербах дал материалистическое объяснение тому факту, что совесть представляется человеку голосом его внутреннего Я и одновременно гласом, идущим извне, вступающим с человеком в спор и осуждающим его поступки.

Он называет совесть «другим Я» человека, но указывает, что это alter ego не исходит от Бога и не возникает «чудесным путем самозарождения»[10].

В «Новом учении о нравственности» Менгера (1906) говорится, что совесть – врожденное чувство, которое сродни чувству стыда.

Совесть не эволюционирует с возрастом и не изменяется после вхождения человека в общество. Но общественные отношения влияют на разум и позволяют ему манипулировать совестью, «прятать» ее. Однако совесть постоянно напоминает о себе своими угрызениями. Совесть является единственным мерилом верности принятия решений.

Марксизм делал упор на раскрытии социальной природы совести, показывая ее детерминированность условиями жизнедеятельности человека и его идейно-общественной позицией. «У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего – иная, чем у неимущего, у мыслящего – иная, чем у того, кто неспособен мыслить»[11].

Не отрицая специфически личностного характера совести, марксизм утверждает, что чем выше мера общественного развития личности, ее социальная активность и сознательность, тем большую роль играет в ее жизнедеятельности совесть.

По мере развития коммунистических отношений правовое принуждение будет постепенно уступать место нравственному воздействию, которое будет все чаще совпадать с повелениями лично совести.Феномен совести и его значение для человечества обсуждался русскими философами (Бердяев, 1993; Ильин, 1990, 2002, 2004, 2011). В частности, И.

И еще: «Там, где совесть вытравливается из жизни, ослабевает чувство долга, расшатывается дисциплина, гаснет чувство верности, исчезает из жизни начало служения; повсюду воцаряется продажность, взяточничество, измена и дезертирство; все превращается в бесстыдное торжище, и жизнь становится невозможной»[12].

Психологические воззрения на совесть были связаны в первую очередь с именем Зигмунда Фрейда, описавшего свои представления о совести в работах «Я и Оно» (1923) и «Недовольство культурой» (1930). С точки зрения Фрейда, совесть – это внутреннее восприятие недопустимости проявления имеющихся у человека желаний.

З. Фрейд связывал совесть со Сверх-Я, которое сосредоточивает в себе все моральные ограничения в человеке. Согласно Фрейду, совесть осуществляет надзор и суд над действиями и помыслами человека.

В понимании Фрейда Сверх-Я, совесть не только вбирает в себя авторитет родителей, но и становится носителем традиций, всех сохранившихся в культуре ценностей.

Зигмунд Фрейд писал, что на первой ступени развития совесть была первопричиной отказа от влечений. Затем на второй ступени развития каждый отказ от влечения становился источником совести.

При этом происходило усиление строгости и нетерпимости совести.

В результате соответствующего развития совесть приобрела такую карающую функцию и стала столь агрессивной, что постоянно довлеет над человеком, вызывая у него страх (страх перед собственной совестью).

По Фрейду, на второй ступени развития у совести обнаруживается своеобразная черта, которая была ей чужда на первой ступени, а именно «чем добродетельнее человек, тем суровее и подозрительнее делается совесть».

Пока дела идут у него хорошо, совесть человека не особенно притязательна. Но стоит случиться несчастью, совесть со всей силой обрушивается на человека.

Укоры совести порождают чувство вины. Страх перед собственной совестью обостряет чувство вины, которое возникает даже несмотря на отказ человека от удовлетворения своих влечений.

Таким образом, понимание совести в психоанализе исходит из признания ее двойственности.

С одной стороны, совесть выступает в качестве добродетельного начала в человеке, способствующего его моральному самоконтролю и нравственной самооценке, а с другой стороны, ее суровость и агрессивность порождают в человеке страх и обостряют у него чувство вины, что может привести к психическому расстройству.

В советской психологической литературе были лишь упоминания о совести в социоцентрическом контексте. В 1950–1960-е годы в работах Б. Г. Ананьева, А. Г. Ковалева, В. Н. Мясищева, К. К. Платонова, П. М.

Якобсона и других исследователей появляются отдельные высказывания о совести в контексте проблемы морально-нравственного развития человека.

Совесть определялась этими учеными как психологически сложное образование в духовной жизни человека, выраженное в форме нравственного отношения и нравственного чувства.

Затем, практически в течение двадцати лет, совесть не привлекала отечественных психологов в качестве объекта исследования. Во многом это объясняется тем, что ряд видных психологов, вслед за Н. Н.

Бердяевым, утверждавшим, что духовные явления в принципе не поддаются психологическому исследованию, но познаются в духовном опыте, относили явления духовно-нравственной сферы к философии, социальной антропологии, этике, богословию, тогда как психология, будучи естественнонаучной дисциплиной в их понимании, явления духовные не рассматривает.

Во второй половине 1990-х годов наступает эпоха «ренессанса» в понимании значимости нравственных качеств человека. И сегодня вопросы о совести и процессе воспитания совести получают новое звучание, приобретая актуальность в связи с очевидным наличием в обществе духовно-нравственного кризиса.

Совесть в философии – это категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль на основе различения добра и зла, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности, ответственности за свое поведение.

Совесть в психологии – это нравственное качество личности, связанное с субъективным осознанием личностью своего долга и ответственности как перед отдельными людьми, так и перед обществом.

К. К. Платонов в работе «Об изучении психологии учащихся» (1961) говорит о совести как о моральном качестве личности, как о самооценке поступков с позиции усвоенных нормативов поведения. А. Г.

Ковалев (1960) определяет совесть как эмоционально-оценочное отношение личности к собственным поступкам и поступкам других людей, за поведение которых личность несет ответственность как член коллектива. О. П.

Источник:

СОВЕСТЬ

способность человека к осуществлению морального контроля и нравственной самооценки, внутренний голос, предписывающий ему нормы долженствования и запреты. С точки зрения З. Фрейда, совесть – это внутреннее восприятие недопустимости проявления имеющихся у человека желаний.

   Представления З.

Фрейда о совести содержались в таких его работах, как «Я и Оно» (1923), «Недовольство культурой» (1930). Он не считал совесть чем-то изначальным в человеке. Ее возникновение он связывал с психосексуальным развитием ребенка. Маленький ребенок аморален. В нем нет внутренних тормозов против стремления к удовлетворению желаний.

Роль моральной цензуры выполняют родители, поощряющие или наказывающие ребенка. Впоследствии внешнее сдерживание со стороны родителей, воспитателей и авторитетов перемещается внутрь человека. Их место занимает особая инстанция, которую З. Фрейд назвал «Сверх-Я».

Это Сверх-Я как раз и является совестью человека, олицетворяющей собой внутренние запреты и нормы долженствования.

   Будучи олицетворением совести, Сверх-Я сосредоточивает в себе все моральные ограничения в человеке. В понимании З.

Фрейда Сверх-Я, совесть не только вбирает в себя авторитет родителей, но и становится носителем традиций, всех сохранившихся в культуре ценностей (в этом смысле З.

Фрейд признавал ту часть психологической истины, которая содержалась в утверждении, что совесть божественного происхождения правда, при этом он отмечал, что в отношении совести Бог поработал недостаточно, поскольку большинство людей получили ее в довольно скромных размерах).

Затем на второй ступени развития каждый отказ от влечения становился источником совести. При этом происходило усиление строгости и нетерпимости совести.

В результате соответствующего развития совесть приобрела такую карающую функцию и стала столь агрессивной, что постоянно довлеет над человеком, вызывая у него страх (страх перед собственной совестью).

   По словам З. Фрейда, на второй ступени развития у совести обнаруживается своеобразная черта, которая была ей чужда на первой ступени развития, а именно «чем добродетельнее человек, тем суровее и подозрительнее делается совесть».

Пока дела идут у него хорошо, совесть человека не особенно притязательна. Но стоит случиться несчастью, совесть со всей силой обрушивается на человека.

   Укоры совести порождают чувство вины. Постепенно сознание виновности становится уделом человека.

Страх перед собственной совестью обостряет чувство вины, которое возникает даже несмотря на отказ человека от удовлетворения своих влечений. Так, по мнению З.

Фрейда, угроза внешнего несчастья, связанная с утратой любви и наказанием со стороны внешнего авторитета, превращается во внутреннее несчастье, обусловленное напряженным сознанием виновности.

С одной стороны, совесть выступает в качестве добродетельного начала в человеке, способствующего его моральному самоконтролю и нравственной самооценке, а с другой стороны, ее суровость и агрессивность порождают в человеке страх и обостряют у него чувство вины, что может привести к психическому расстройству.

   Внутренний конфликт между стремлением к удовлетворению влечений человека и сдерживающими их предписаниями совести является той питательной почвой, на которой произрастают неврозы. Отсюда особое внимание психоаналитиков к осмыслению истоков формирования и природы совести с целью лучшего понимания причин возникновения невротических заболеваний и их успешного лечения.

   Проблема совести рассматривалась в работах Э. Фромма (1900–1980). В книге «Человек для себя» (1947) он провел различие между авторитарной совестью и гуманистической совестью.

Заданные извне нормы становятся нормами совести не потому, что они хороши, а потому, что они даны авторитетом. По сути дела, авторитарная совесть – это то, что было описано З. Фрейдом в качестве Сверх-Я.

Источник: https://obu4ayka.ru/psihologiya/sovest-psihologiya.html

Манифест Человек Свободный – Психологос

Прежняя идеология ушла не по воле злокозненных людей, как иногда думают и говорят, а потому, что в ее основании была красивая мечта – но несбыточная. В действительности мало кто верил в нее, поэтому воспитание постоянно оказывалось неэффективным. Официальная пропаганда, которой придерживалась и школа, разительно не соответствовала реальной жизни.

Читайте также:  Share42 — скрипт для добавления на сайт кнопок социальных сетей и закладок (есть вариант плавающей панели)

Теперь мы возвращаемся в реальный мир. Вот что в нем главное: он не советский, он не буржуазный, он действительный, реальный – мир, в котором живут люди. Хорошо или плохо, но живут. У каждого народа своя история, свой национальный характер, свой язык и свои мечтания – у каждого народа свое, особое. Но в целом мир един, реален.

И в этом реальном мире есть свои ценности, есть свои высшие цели для каждого человека. Есть и одна высшая ценность, относительно которой выстраиваются все другие цели и ценности.

Для учителя, для воспитателя, для воспитания крайне важно понимать, в чем же состоит эта высшая ценность.

По нашему мнению, такой высшей ценностью является то, о чем люди мечтают и спорят тысячелетиями, что является самым трудным для человеческого понимания, – свобода.

Спрашивают: кого же теперь воспитывать?

Мы отвечаем: человека свободного.

Что такое свобода?

Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения. Бесконечное не определимо в словах. Оно выше слов.

Сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.

Полной социальной свободы нет нигде в мире, экономической свободы для каждого человека нет и, судя по всему, быть не может; но свободных людей – огромное множество. Как же это получается?

В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. По сути, речь идет о совершенно разных вещах.

Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» – свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения – и есть «свобода-для» – внутренняя свобода человека для его самоосуществления.

Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.

В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. Мы говорим о другом – о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.

Внутренняя свобода не зависит жестко от внешней. В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. В самом несвободном, где все так или иначе угнетены, могут быть свободные.

Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно.

Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу – это спорный вопрос, – а потому, что внутренняя свобода нужна самому нашему воспитаннику, в каком бы обществе он ни жил.

Человек свободный – это человек, свободный внутренне. Как и все люди, внешне он зависит от общества. Но внутренне он независим. Общество может освободиться внешне – от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своем будут внутренне свободны.

Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране, стремящейся к свободе. Здесь нет ничего нового; присмотритесь к лучшим учителям, вспомните своих лучших учителей – они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.

Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.

Что такое внутренняя свобода?

Внутренняя свобода так же противоречива, как и свобода вообще. Внутренне свободный человек, свободная личность, в чем-то свободен, а в чем-то не свободен.

От чего свободен внутренне свободный человек? Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью. От расхожего общего мнения. Он независим от толпы. Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. Свободен от предубеждений. Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений.

Можно сказать так: в нем свободно человеческое.

Свободного человека легко узнать: он просто держится, по-своему думает, он никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости. Он ценит свободу каждого человека. Он не кичится своей свободой, не добивается свободы во что бы то ни стало, не сражается за свою личную свободу – он всегда владеет ею. Она дана ему в вечное владение. Он не живет для свободы, а живет свободно.

Это легкий человек, с ним легко, у него полное жизненное дыхание.

Каждый из нас встречал свободных людей. Их всегда любят. Но есть нечто такое, от чего действительно свободный человек не свободен. Это очень важно понять. От чего не свободен свободный человек?

От совести.

Что такое совесть?

Если не понять, что же такое совесть, то не понять и внутренне свободного человека. Свобода без совести – ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости.

Будто бы свободный, но без совести – раб дурных своих устремлений, раб обстоятельств жизни, и внешнюю свою свободу он употребляет во зло. Такого человека называют как угодно, но только не свободным.

Свобода в общем сознании воспринимается как добро.

Обратите внимание на важное различие: тут не сказано – не свободен от своей совести, как обычно говорят. Потому что совесть не бывает своя. Совесть и своя, и общая. Совесть – то общее, что есть в каждом отдельно. Совесть – то, что соединяет людей.

Совесть – это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом. Не нужно спрашивать, что же такое правда, она так же не выразима в словах, как и свобода.

Но мы узнаем ее по чувству справедливости, которое каждый из нас испытывает, когда жизнь идет по правде. И каждый страдает, когда справедливость нарушается – когда попирается правда. Совесть, чувство сугубо внутреннее и в то же время общественное, говорит нам, где правда и где неправда.

Совесть заставляет человека придерживаться правды, то есть жить с правдой, по справедливости. Свободный человек строго слушается совести – но только ее.

Учитель, цель которого – воспитание свободного человека, должен поддерживать чувство справедливости. Это главное в воспитании.

Никакого вакуума нет. Никакого госзаказа на воспитание не нужно. Цель воспитания одна на все времена – это внутренняя свобода человека, свобода для правды.

Свободный ребенок

Воспитание внутренне свободного человека начинается в детстве. Внутренняя свобода – это природный дар, это особый талант, который можно заглушить, как и всякий другой талант, но можно и развить.

Этот талант в той или иной мере есть у каждого, подобно тому как у каждого есть совесть, – но че-ловек или прислушивается к ней, старается жить по совести, или она заглушается обстоятельствами жизни и воспитанием.

Цель – воспитание свободного – определяет все формы, способы и методы общения с детьми.

Если ребенок не знает угнетения и научается жить по совести, к нему сами собой приходят все житейские, общественные навыки, о которых так много говорится в традиционных теориях воспитания.

На наш взгляд, воспитание заключается лишь в развитии той внутренней свободы, которая и без нас есть в ребенке, в ее поддержке и охране.

Но дети бывают своевольны, капризны, агрессивны. Многим взрослым, родителям и учителям кажется, что предоставлять детям свободу опасно.

Тут проходит граница двух подходов в воспитании.

Тот, кто хочет вырастить свободного ребенка, принимает его таким, какой он есть, – любит его освобождающей любовью. Он верит в ребенка, эта вера помогает ему быть терпеливым.

Тот, кто не думает о свободе, боится ее, не верит в ребенка, тот неизбежно угнетает его дух и тем губит, глушит его совесть. Любовь к ребенку становится угнетающей. Такое несвободное воспитание и дает обществу дурных людей. Без свободы все цели, даже если они кажутся высокими, становятся ложными и опасными для детей.

Свободный учитель

Чтобы вырасти свободным, ребенок с детства должен видеть рядом с собой свободных людей, и в первую очередь – свободного учителя. Поскольку внутренняя свобода не прямо зависит от общества, всего лишь один учитель может сильно повлиять на талант свободы, скрытый в каждом ребенке, как это бывает и с музыкальными, спортивными, художественными талантами.

Воспитание свободного человека посильно каждому из нас, каждому отдельному учителю. Вот то поле, где один – воин, где один может все. Потому что дети тянутся к свободным людям, доверяют им, восхищаются ими, благодарны им. Что бы ни происходило в школе, внутренне свободный учитель может быть в победителях.

Свободный учитель принимает ребенка равным себе человеком. И этим он создает вокруг себя атмосферу, в которой только и может вырасти свободный человек.

Быть может, он дает ребенку глоток свободы – и тем спасает его, научает его ценить свободу, показывает, что жить свободным человеком возможно.

Свободная школа

Учителю гораздо легче сделать первый шаг к воспитанию свободного, легче проявить свой талант к свободе, если он работает в свободной школе.

В свободной школе – свободные дети и свободные учителя.

Таких школ не столь уж много на свете, но все же они есть, и значит, этот идеал осуществим.

Главное в свободной школе не то, что детям предоставляют делать все, что они хотят, не освобождение от дисциплины, а учительский свободный дух, самостоятельность, уважение к учителю.

В мире много очень строгих элитных школ с традиционными порядками, которые дают наиболее ценных людей. Потому что в них свободные, талантливые, честные учителя, преданные своему делу, – и потому в школе поддерживается дух справедливости. Однако в таких авторитарных школах далеко не все дети вырастают свободными. У некоторых, слабейших, талант свободы заглушается, школа ломает их.

Подлинно свободная школа та, в которую дети идут с радостью. Именно в такой школе дети обретают смысл жизни. Они научаются думать свободно, держаться свободно, жить свободно и ценить свободу – свою и каждого человека.

Путь к воспитанию свободных

Свобода – это и цель, и дорога.

Для учителя важно вступить на эту дорогу и идти по ней, не слишком уклоняясь. Дорога к свободе очень трудна, ее без ошибок не пройдешь, но будем придерживаться цели.

Первый вопрос воспитателя свободных: не угнетаю ли я детей? Если я принуждаю их к чему-то – ради чего? Я думаю, что ради их пользы, но не убиваю ли я детский талант свободы? Передо мной класс, я нуждаюсь в определенном порядке, чтобы вести занятия, но не ломаю ли я ребенка, стараясь подчинить его общей дисциплине?

Возможно, не каждый учитель найдет ответ на каждый вопрос, но важно, чтобы эти вопросы были заданы себе.

Свобода умирает там, где появляется страх. Путь к воспитанию свободных – возможно, полное избавление от страха. Учитель не боится детей, но и дети не боятся учителя – и свобода сама собой приходит в класс.

Освобождение от страха – первый шаг на пути к свободе в школе.

Осталось добавить, что человек свободный всегда красив. Воспитать духовно красивых, гордых людей – это ли не мечта учителя?

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/manifest-chelovek-svobodnyy

Свобода совести

Д. А. Гранин

Потомки не смогут постичь, почему нам снова пришлось жить в такой густой тьме, после того как однажды уже настал свет.

С. Кастеллио. Об искусстве сомневаться. 1562 г.

Когда насилие, грубая сила торжествует и довлеет над всем, как чёрные тучи хмурого неба над одиноко стоящим тростником, не остаётся ничего, что могло бы противостоять ей… Кроме чистой совести. Вот почему насилие изо всех сил пытается поработить и её.

Но она не может так просто захватить совесть в свой вихрь, поскольку совесть радикально противостоит этой силе.

И тогда не находя другого выхода насилие подменяет понятия, с пеной у рта убеждая нас в том, что совесть это не то, что мы думаем, а совсем другое, что-то очень, очень родное и близкое грубой силе.

Читайте также:  Как поставить пароль на папку (заархивировать или другим способом запаролить ее в windows)

Что такое совесть?

Вот почему те, у кого совесть нечиста, испугались и спешат отвести от себя подозрение.

Виктор Гюго . Отверженные

Можно ли превратить ливень в засуху? Как сделать чёрное белым? Есть такой метод, гениальнейший метод: законодательно закрепить за чёрным белый цвет. К примеру, ввести уголовную ответственность за оскорбление религиозных чувств верующих.

Казалось бы, а что тут такого? Вот и на Западе уже давно существуют такие прецеденты и никто против не выступает! Примерно так “оправдываются” те, кто так неистово ненавидит этот самый Запад, но в нужный момент “умело” использует его в качестве щита и меча: доказательства своей правоты и атаки на “разлагающие” общество элементы. Только проблема в том, что законы потеряли всякую силу, по существу, они перестали быть законами, поскольку перестали быть легитимными в глазах граждан. Если в 90-е гг. всё легитимное было легальным и потому царило беззаконие, то в теперь легальное перестало быть легитимным и беззаконие продолжает бурно фонтанировать. На деле, эти самые законодатели занимаются не законотворчеством, они находятся в банальной агонии, ведь мозги Homo Soveticus могут нормально функционировать только в бочке, наполненной питательным веществом совка. Как только их хрустальные замки, построенные на облаках начинают рушится, они тут же готовы наброситься с кулаками на любого, кто окажется в поле их досягаемости.

Г. Хазанов. Волки и овцы

Ведь когда имена не выправлены, то словам не следуют; а когда не следуют словам, то и дела не завершаются…

Конфуций

В действительности же нет ничего большего, что заслуживало бы выправления, чем их собственные мозги и бить они должны не других, а себя по собственному затылку, чтобы выбить свои же галлюцинации.

Мир, в котором легальность и легитимность размыты в той же степени в какой Запад то является примером загнивания, то вдруг лучшим доказательством верности собственного пути, мир, где чёрное легко переходит в белое, в конце концов, становиться миром, в котором эти цвета смешиваются в одну единую массу – серым миром.

Не спроста эстетика последних дней великого союза была столь серой и опостылевшей – коллективное сознание коллективно выстроило материальный мир по образу и подобию мира духовного. В таком мире понятия перестают иметь какой-либо постоянный смысл и именно в нём возможно квалифицировать совесть и веру в рамках уголовного кодекса.

Люди, создающие и принимающие подобные законы, понятия не имеют что такое совесть и вера, но как раз этого-то от них не требуется. Если бы они понимали, то ни за что не сотворили бы этого безумия, т.к. отдавали бы себе отчёт, что совесть и вера не подконтрольны праву – всё с точностью да наоборот.

Поэтому сжигание Корана в США не повлекло для пастора Джонса уголовного преследования – само право (первая поправка к конституции) не даёт праву это сделать. Но Россия – это не США. В современной России совесть – не главное, не то, к торжеству чего все так стремятся.

Сейчас важно только одно – корысть, ради которой и создан этот маскарад – когда все в масках, легче провести любую идею и совершить любой поступок, ведь формально никто ничего не делал, кого обвинять-то? Вот для чего нужна серость! Ибо если бы законы принимались, чтобы их выполнять и были бы применимы ко всем, а не избирательно, то православным хулиганам тоже стоило бы влепить по “двушечки”.

В.С. Высоцкий. Баллада о правде и лжи.

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.

И. Кант

Совесть

Многим, если не всем, из тех, кто принимает сейчас свои жалкие потуги за великие свершения, кажется, что якобы он управляет жизнью, Вселенной и всем таким. Как показывает история, долго такие иллюзорные общества иллюзий не существовали никогда.

Как только их жалкое судёнышко, никак не связанное с действительным миром, столкнётся с ним лицом к лицу, оно мгновенно разобьётся об его Законы, которые оно так не хотело соблюдать. Разобьётся, потому что совершенно не приспособлено плавать в море действительности, оно способно только витать в облаках.

Рано или поздно критическая масса будет набрана, точка невозврата пройдена, а иллюзия, что легальность можно произвольно мешать с легитимностью, что всякая, даже безнравственная легитимность бессовестных – доказательство верности твоих законов, что чёрное и белое – всего лишь части серого и что якобы существуют те, кто более равны перед законом – всё это схлопнется в один момент как звезда, которая сожгла весь водород и вот-вот закончит своё существование. Всё дело в том, что там, в звёздном небе над нами, и здесь, в нравственном мире внутри нас, действуют одни и те же законы, которые никто не в силах отменить.  А самый главный закон нравственности заключается в том, что в действительном мире быть совестливым может только свободный индивид.


Что такое свобода?

Такие прецеденты, ваша честь, были ещё в 1789 году. Обвиняемый имел право сам себя защищать. Особенно защищая от тирании собственную свободу. – Ваша честь! – Генри Уорд Бичер писал в 1887 году…

– Сейчас XX век. – Извините. – Это просто цирк! – Я в праве говорить в свою защиту, сэр. Это записано в Конституции. – Я знаю Конституцию. – Свобода – это право души дышать.

Без неё жизнь человека в опасности, а сам он – скопец.

Умница Уилл Хантинг

Мысль, находящаяся в плену у мракобесия, свободной быть не может.

Нельзя говорить о свободе, которой управляет кто-то и что-то, что это тогда за свобода? Здесь, на самом деле, не имеет значения какая религия или власть претендует быть выше свободы, важен сам принцип существования свободы: если нет ничего важнее власти и религии, то нет и свободы.

Иными словами, невозможно одновременно быть подлинно свободным и быть подлинно верующим: возможность сомнения во всём и вера без всякого сомнения – вещи несовместимые. Двум богам служить нельзя. Но, когда все боги слиты воедино и все одинаково серые как на подбор, возможно всё.

Под пеленой серости можно творить всё, что угодно, например, регулировать  морально-нравственную категорию свободы законодательно-избирательными понятиями, почувствовав себя хозяином свободы, продавая её на развес: кому-то больше, а кому-то меньше.

Руководствуясь именно такими соображениями властители считают, что даруют кому-то свободу. Будучи сами несвободными, они не могут допустить даже мысли о том, что свобода присуща нам только потому, что мы принадлежим к роду человеческому, а не из-за благоволений кого бы то ни было.

David Bowie & Queen – Under Pressure (Дэвид Боуи и Фредди Меркьюри. Под давлением)


Что такое свобода совести?

Ибо моральная самостоятельность человечества – и в этом наше вечное утешение! – в конечном счете несокрушима.

Стефан Цвейг. Совесть против насилия: Кастеллио против Кальвина

Свобода и совесть соединяются вместе не только в понятии свободы совести – их связь гораздо глубже, иначе такого понятия бы вообще не возникло. Возможность иметь своё собственное мнение можно выразить в понятии свобода убеждений, со свободой совести всё сложнее. Свобода совести подразумевает не просто наличие своего собственного убеждения, но такого убеждения которое без принуждения принимает и признаёт свою нравственную ответственность. Возможно, поэтому кое-кому особенно выгодно говорить не о свободе убеждений, а свобода совести, т.к. здесь можно прямо апеллировать к морали, под которую в зависимости от культуры, общества и государства можно подвести любые правила игры. Таким образом, выбор – это всегда лишь предпосылка к свободе,  но не сама свобода. Понятие свобода совести улавливает самую важную особенность свободы: её связь с моралью, отсюда безнравственный выбор как не свобода, но бегство от неё в поддельный мир
суррогатов. Любой безнравственный выбор, как это не покажется парадоксальным, ведёт к закрепощению, зависимости и рабству от плодов такого выбора. Не выбирающий управляет наркотиком, но наркотик управляет им. Потому истинная свобода совести состоит не в праве иметь любые убеждения, а в том, чтобы выбор был соотнесён с моралью. Истинная свобода вероисповедания состоит не в праве выбирать или не выбирать ту или иную религию, а в том, чтобы не исповедовать ни одну из религий. В этом парадоксе нравственной необходимости подлинно свободного выбора заключён истинный смысл свободы и совести как категорий морали. С точки зрения морали я могу считать идеалом выше сказанное, но я не могу требовать закрепления этого на законодательном уровне. Нравственные ценности могут быть объявлены правом священными, но они не могут быть регулируемыми им. В связи с этим можно сказать, что само понятие свободы совести, возможно, является лишним, т.к. его смысл может быть полностью выражен понятием свободы, но оно явно не является лишним для прояснения смысла свободы и совести.

Пример болтологии потерявших совесть и не обладающих компетентностью по поводу природы университета


Когда читаешь письма гуманистов тех дней, по братски разделяешь их глубокую печаль из за растерянности мира перед насилием, взволнованно сочувствуешь их душевному отвращению к тупым, базарно крикливым заявлениям догматиков.

Ах, какой ужас охватывает этих просвещенных граждан мира перед бесчеловечными усовершенствователями человечества, которые вломились в их мир, исполненный веры в прекрасное, и теперь с пеной у рта проповедуют свою жестокую ортодоксальность! О, как их воротит от этих Савонарол, Кальвинов, Джонов Ноксов, которые хотят умертвить красоту на земле и превратить землю в семинарию нравственности! С трагической прозорливостью все эти умудренные гуманисты осознают то зло, которое неистовые упрямцы принесут Европе, за этими горячими речами им слышится бряцание оружия, а в ненависти уже предчувствуется грядущая ужасная война.

Стефан Цвейг. Совесть против насилия: Кастеллио против Кальвина

Логичным продолжением нелогичных действий является и новый закон об образовании. Этот закон органически вписался в карнавал безумия и бессовестности, уровнявший все понятия и скрывший лица людей под маской благопристойности и респектабельности. На сегодняшний момент сложилась такая ситуация, что любой закон несёт в себе опасность своим беззаконием.

Субъекты, которые берутся за реформирование, больны самой опасной болезнью – моральным разложением. Но они, по какому-то невероятному стечению обстоятельств, обладают почти неограниченной властью и спешат проявить её во всём, как им кажется, блеске.

И поскольку вертикаль власти выстроена образцово-показательно, постольку проказа поразила почти всех на всех уровнях вплоть до самых мелких и незначительных деканов и заведующих кафедр. В результате под запрет может подпасть любое обсуждение политики и религии, в зависимости от того, насколько благосклонны будут ваши рецензенты.

Вы можете быть самым распрекрасным учёным, даже сами рецензенты могут признавать ваши заслуги, но оценивать они будут не вашу научность, а вашу лояльность. Таким образом, науки и учёных больше не будет – будет сплошная лысенковщина. Идеология наконец станет наукой, точнее заменит её (в очередной раз).

Этот накат уже начался и остановится он похоже только тогда, когда выродится сам, поскольку людей способных остановить его практически нет, потому что для этого нужна совесть, которая сегодня в дефиците. Критической массы совестливых для противостояния этим процессам – нет, осталось одно сплошное нестояние.


Кому это выгодно? Почему образованный человек объявляется врагом народа и государства? Как “серый” закон об образовании способствует консервации современной ситуации и чем это угрожает обществу? Разъяснения  от доктора исторических наук, профессора Елены Галкиной.<\p>

Где грань между пропагандой политики и религии в университете и их анализом? Ясный и аргументированный ответ от доктора исторических наук, профессора Елены Галкиной.

Источник: https://erudimus.blogspot.com/2013/04/FreedomOfConscience.html

Ссылка на основную публикацию