Парадигма — что это такое простыми словами и как это связано с восприятием картины мира

Что такое парадигма?

Краткое содержание статьи:

Если бы древние греки узнали современный смысл изобретенных ими слов, они бы очень сильно удивились. Когда афинский оратор для убеждения публики приводил для яркого примера притчу или басню, это называлось парадигма. Что это простыми словами значит сейчас, зависит от конкретной научной сферы.

Что означает слово «парадигма»?

Слово имеет греческое происхождение, где имело значение «шаблон, пример, образец». В Античности оно применялось преимущественно в риторике и обозначало разновидность доказательства при ведении дискуссии или во время публичных выступлений оратора.

В новейшее время первой наукой, освоившей древнегреческий термин, было языкознание. Еще в 1900 году лексема считалась техническим термином из области грамматики. Впоследствии она была подхвачена другими областями знания и получила новые, многогранные значения.

В современном понимании, парадигма – это общепризнанные научные достижения, которые на определенный промежуток времени являются моделью решения и поиска проблем для сообщества специалистов-практиков.

Она определяет:

  • Что должно подвергаться рассмотрению и исследованию;
  • Какие вопросы нужно изучать в рамках определенной проблематики;
  • Каким образом следует структурировать эти вопросы;
  • Какие нужно делать прогнозы в рамках доминирующей в дисциплине теории;
  • Как нужно интерпретировать результаты научных исследований;
  • Как следует проводить эксперимент и какое оборудование при этом использовать.

В этом видео Андрей Куценко расскажет, как был образован термин «парадигма», о его определении:

Значение в языкознании

Применительно к науке о языке это греческое слово означает всю совокупность словоформ с разным грамматическим наполнением, принадлежащих одной единице речи.

В русском языке парадигмальный анализ представляет собой список падежных форм, например:

  • Солнце;
  • Солнца;
  • Солнцу;
  • Солнце;
  • Солнцем;
  • О солнце.

Для глагола потребуется составить таблицу спряжения.

В зависимости от раздела языкознания значение термина «парадигма» варьирует:

  • Морфология: множество форм слова, которые соответствую определенным грамматическим категориям. При любых изменениях определенная часть слова (корень) остается прежней;
  • Лексикология: категория слов, которые противопоставлены другой категории по определенному признаку (значению, произношению, написанию);
  • Словообразование: множество дериватов, происходящих от одного корня;
  • Синтаксис: отличающиеся между собой конструкции предложений и словосочетаний. Например, категория модальности (предположение, пожелание, возможность).

Парадигмы в социологии

В общественных науках под парадигмой понимают преобладающую на определенном историческом этапе концепцию, которая определяет механизм поиска проблем и их решения.

В зависимости от конкретной социологической школы выделяют несколько базовых концепций:

  • Социальные факты. Положение, установившееся в обществе, не зависят от волеизъявления отдельных его членов;
  • Понимание. Всякий участник общественного процесса руководствуется в своих действиях определенной логикой;
  • Социальное поведение. Человек действует на основании импульсов, заложенных от рождения;
  • Социально-исторический детерминизм. Роль отдельной личности в истории ничтожна в сравнении с ролью коллектива;
  • Психологический детерминизм. Инстинкты индивида находятся в непрерывной борьбе со стереотипами;
  • Натурализм. В исследованиях должны довлеть математические методы;
  • Интерпретация. Необходимо становиться на место каждого индивида для понимания его поступков;
  • Оценивание. Ученый должен предпочитать чистое исследование критическому взгляду на проблему.

Парадигма в философии

Применительно к философии набор базовых концепций имеет следующий вид:

  1. Спекуляция. Взгляд на проблему не должен иметь ничего общего с реальностью. Логические методы не применяются. Роль философии сводится к отвлеченному рассуждению о судьбах мира;
  2. Сциентизм. Логический метод является базисным для познания. Всякая посылка должна быть подкреплена рациональными аргументами. Знания должны подвергаться критическом осмыслению и классификации;
  3. Аналитика. Философ должен изучать точное значение слова, поскольку проблемы исходят из-за неправильного обозначения предметов и явлений;
  4. Антисциентизм. Проблематика предыдущих эпох не имеет никакого значения для истинной сути человеческого бытия;
  5. Эстетикос. Всякий философ есть художник и творец, который исходит скорее из своей интуиции, чем из здравого смысла;
  6. Практицизм. Наука должна быть основой для смены несправедливого строя;
  7. Метафизика. Предметом изучения являются материя, дух и Бог;
  8. Религиозная философия. Изучения духовных методов и реригии.

Понятие научной революции

Как полагал выдающийся американский историк Томас Сэмюэл, научная мысль в своем развитии проходит через три этапа:

  1. Обыденное существование, когда всякое явление укладывается в текущую картину мира;
  2. Постепенно массив «неправильных» и необъяснимых фактов становится настолько велик, что происходит кризисная ситуация;
  3. Предыдущий этап длится до тех пор, пока не будет разработана новая система знания, в рамках которая старая модель будет лишь частным случаем.

При переходе от 2-й к 3-й ступени в обществе царит скепсис. Так, в 1900 физик Уильям Кельвин писал, что «в физике нет ничего нового. Остаются лишь более-менее точные измерения».

Примерами кардинальной смены парадигм являются:

  • Переход от геоцентрической к гелиоцентрической картине мира (1543);
  • Утверждение принципов классической механики и отход от идей Аристотеля (1687);
  • Принятие теории Лавуазье о химических реакциях (1783);
  • Утверждение генетики благодаря исследованиям Георга Менделя (1866);
  • Принятие квантовой механики (1905);
  • Разработка теории относительности (1920).

Доминирующая некоторое время картина мира в определенной области знания носит название парадигма. Что это простыми словами? Ближайшими аналогами является «метод», «модель», «концепция». Когда один базовый метод сменяет другой, говорят о революции.

Видео о значении слова «парадигма»

В данном ролике Геннадий Малышев расскажет о том, что такое парадигма и как она влияет на нашу жизнь:

Источник: http://1-kak.ru/550-paradigma-chto-ehto-prostymi-slovami.html

Парадигма – что это такое простыми словами? Узнай, чтобы не смотреть Википедию

Изложу свою попытку объяснить это доступным языком: это некие границы, в рамках которых заключены все известные, четко сформулированные, доказанные и принятые всеми описания процесса или явления.

Парадигма это, это некоторая суть явления, полностью сформировавшаяся в сознании индивидуумов благодаря опыту, накопленному поколениями, так к примеру, в одно время, люди, населявшие планету Земля, были уверены, что она — Земля плоская и держится на черепахах, которых в свою очередь держат на своих могучих спинах три слона – это своего рода, была парадигма строения Земли.

И, по сути, данная парадигма, в силу своей общепризнанности, была единственно верной и людей, её не признававших и уж тем более отрицавших преследовали и даже сжигали на кострах Великой инквизиции.

Позже среди людей стали появляться, так сказать выскочки, которым не всё нравилось в представленной парадигме строения земли, не во все доводы данной парадигмы они верили.

Когда они стали находить нестыковки в доводах  существовавшей парадигмы и тем более явные опровержения её истинности, то стали искать другие объяснения касательно строения земли и тем самым начинали формировать свою новую парадигму.

Но сразу парадигма, толковавшая о том, что Земля имеет форму шара, не стала таковой, потому как все люди науки не могли, да и не хотели менять свою парадигму, в которую они уже давно и твердо верили. И потребовалось немало времени , чтобы новая парадигма ею стала и заменила старую.

Таким образом, границы парадигмы условны и со временем они могут смещаться от одной истины, замещая собой другую или вытесняя её вообще. Вот, примерно, что такое парадигма — если объяснять без научных доктрин и философских хитросплетений.

Условия формирования

Условия формирования Парадигмы могут отличаться по методу формирования.

Давайте рассмотрим пример формирования, посредством перемещения одной парадигмы на территорию, где проживает населения, у которого существует другая парадигма.

Как правило, парадигма формируется и описывается системой взглядов и убеждений, которые сформировались либо на определенной территории, в среде обитания той или иной народности, либо, что происходит более часто, в течение какого-то времени, периода.

Изменение парадигмы при её территориальном перемещении

Соответственно одна и та же парадигма, перенесенная, с одной территории на другую, начинала претерпевать изменения, обусловленные таким переносом и слиянием с теми парадигмами, которые уже устоялись на тех территория, куда данная парадигма была перенесена.

Ярким примером смене таких парадигм может быть Крещение Руси. До этого события на территории Руси существовала так называемое язычество и поклонения языческим богам, сопоставленным явлениям природы (боги грозы, ветра, дождя, моря, огня). Византия, об истинности целей которой можно спорить долго, принесла нам

Православие, было произведено Крещение Руси и с этого момента парадигма веры поменялась, бог стал один, а не несколько, как в язычестве, но и как бы им – правителям Руси и их Крестителям — того не хотелось, чистой смены одной парадигмы на другую не произошло, так как был не учтен фактор, того что русский народ никогда не шел легким путем. И чистого Православия в том виде, который Византия пыталась нам навязать не получилось, вышло нечто похожее на Православие, но с нотками язычества – были сохранены почти все даты, наименования и значения праздников.

Вот так наглядный пример смешения принесенной парадигмы, поменявшейся под действием уже существовавших верований коренного населения.

Изменение парадигмы воздействием времени

Для рассмотрения данного принципа, вернемся к нашему диску под названием Земля,  держащемуся на черепахе и на спинах могучих слонов.

Данное убеждение бытовало в научных умах очень долгое время и даже после совершения многих определенных открытий, говорящих в пользу того, что Земля – шар, и не смотря на представление соответствующих доказательств, данная парадигма продолжала существовать ещё долго.

Доказательства, как говорится, как вода текущая камень, долго и верно точила себе дорожку и по прошествии времени взгляды ученого общества стали склонятся к признанию того, что какая-то дали правды в теории шарообразности Земли есть и тем самым открыли данной парадигме дорожку в жизнь.

И вот время смиловалось и парадигма, проповедующая шаровидное строение Земли вышла в свет и покорила умы общественности.

Источник: https://leadinlife.info/paradigma-chto-eto-takoe-prostymi-slovami.html

Суть понятия «парадигма»

В большинстве книг и статей понятие «парадигма» имеет весьма туманное объяснение. Если говорить простым языком, то данный термин означает какую-то истину или аксиому, которая принимается за основу. На базе этой теории ведутся исследования ученых в определенной области знаний .

В более сложном понимании парадигма – это система средств, методов и суждений. Она устанавливает рамки, в пределах которых ведутся исследования, происходит понимание и дальнейшее изучение информации.

Появилась данная концепция благодаря приверженцу постпозитивизма – Томасу Куну. Он выделяет несколько этапов развития своей теории:

  • Допарадигмальный этап (проявление различных аномалий, которые трудно доказать).
  • Формирование какого-то знания (появление книг и учебников, которые последовательно, поэтапно раскрывают нюансы определенной теории).
  • Нормальная наука (поиск новых доказательств парадигмы, уточнение предыдущих знаний).
  • Экстраординарная наука (разочарование в старой парадигме и предъявление новых истин).

Разумеется, полный отказ от каких-то систем и суждений невозможен. Обычно образуются группы ученых: те, которые поддерживают традиционные, «старые» взгляды, и те, которые стремятся от них отказаться в пользу новых. Первая команда продолжает старые исследования, а вторая категория выдвигает что-то новое.

Основные группы в психологии

1. Естественнонаучная парадигма. Отражает все существующие знания о мире и человеке. С ее точки зрения люди являются объектами, которые подвергаются анализу и изучению.

Ученые разделяют эту парадигму на два блока. Первый включает старые теории о происхождении природы и давно имеющихся форм, а второй ориентируется на новый подход.

Естественнонаучный взгляд на мир требует не догадок и предположений, а неопровержимых доказательств. Здесь господствуют эмпирические факты, которые выявляют все нестыковки и предыдущие заблуждения.

Незаменимая экспериментальная форма проверяет определенные гипотезы и закономерности, которые характеризуют начальную истину.

Рекомендуем: Житейская и научная психология

2. Гуманитарная. В данном случае основой является духовный мир человека. Изучается его личное мировоззрение, ценности и жизненный смысл. Здесь неприменимы научные методы, которые требуют доказательств. Данная парадигма основывается на ощущениях и чувствах объекта.

Исследование предполагает анализ возможностей человека и его психики. Однако доказательства всегда будут оставаться довольно смутными, ведь человеческая душа не является чем-то материальным.

3. Практическая. Эта парадигма рассматривает не эмоциональные установки, а практику, основанную на них. Она изучает когнитивные способности, которые включают в себя мышление, ориентацию в пространстве, принятие решений и т.п.

Также исследуются личностные характеристики объекта, которые он формирует сам. Что индивид представляет о мире, о себе, об окружающих? Данные выводы имеют большое значение для ученых, анализирующих практическую парадигму.

Читайте также:  Аутсорсинг — что это такое простыми словами

Второстепенные виды

1. Психотехническая парадигма. Психотехника рассматривает роль психологических аспектов в культуре. Для этого проводятся эксперименты, которые выявляют зависимость мозга и конкретных движений или эмоций. К примеру, какая-то работа больше подходит определенному человеку и меньше утомляет его, и наоборот.

Также в сфере внимания данного подхода находятся последствия воздействия на человека рекламной информации. Исследуется влияние на людей различных публикаций и пропаганды определенных продуктов. Данная парадигма подразумевает выявление закономерностей и разработку и развитие техник, которые могут помочь в повседневной жизни и в трудовой деятельности.

Рекомендуем: Мировоззрение — это

2. Деятельная. Изучает соотношение чувств и мыслей, которые возникают по поводу каких-то действий, явлений. То есть человек опирается не только на практику в какой-то сфере, но и на свои ощущения, то есть на сферу психического.

Субъект не может быть полностью открытым и беззащитным, ведь в своих действиях он руководствуется не только чужими советами, но и своим опытом, и даже интуицией. Именно поэтому очень важна связь общества и человека, причем активная с обеих сторон. Это касается не только взрослых людей, но и детей, характеры и привычки которых еще только формируются.

3. Педагогическая. Комплекс определенных установок, методов и планов обучения, которые являются образцом в различных образовательных учреждениях. Педагогическая парадигма не основывается на индивидуальных особенностях человека, а предусматривает усвоение одинаковых знаний всеми обучаемыми.

В данном случае ученик становится полностью подвластен преподавателю, так как только тот может дать ему что-то новое. Такая схема вызывает негативные эмоции у воспитанника, ведь он чувствует себя подчиненным. К сожалению, сегодняшняя педагогическая парадигма уже устарела, поэтому поиск нового подхода невероятно актуален.

Сейчас рассматривается вопрос об ориентации образования на культуру личности. Будущая педагогическая парадигма планирует позиционировать учителя как друга, а не как что-то пугающее и строгое.

Рекомендуем: Гипотеза — это

4. Эзотерическая. Считается самой древней из известных парадигм. Ее главная суть заключается в существовании неизменной истины, которую не каждый может познать.

К тому же большое значение имеет учитель, который не преподает, а дарит данное учение как откровение. Можно назвать данный подход религиозным, ведь не все верят в Бога и загробную жизнь. Эзотерика же близка со всеми подобными суждениями и установками к религии.

В этой парадигме не существует никаких оценок и эмоциональных заключений. Данные понятия применимы лишь к личности, а в этой системе координат ее не существует. Основной идеей является то, что все в мире едино и цельно.

5. Прагматическая. Это полная противоположность предыдущему подходу. Главная цель этой парадигмы заключается в поиске способов урегулирования задач, которые возникают во всех сферах жизни человека. В данном случае все знания и истины являются инструментами для решения проблем.

Это касается не только умения зарабатывать деньги, но и способности выживать в нашем мире. Долгое время значение данного подхода сводили к финансам, которые рассматривались как основа существования. Лишь в последние годы можно заметить, что большинство людей перестало игнорировать собственные желания, таланты и предпочтения, что резко поменяло классический прагматизм.

Перспективы

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в современной психологии существует множество теорий и предположений. Оценка ее перспектив зависит от огромного количества факторов. Они включают в себя личностные суждения разных типов людей, взаимосвязь разных парадигм, веру, пол, социальное положение в обществе и даже такие понятия, как искренность, зависть и правильная мотивация.

Рекомендуем: Что значит: объективное мнение?

Парадигмы в психологии настолько противоречивы, что не все психологи верят в них. Большая часть ученых забывает о первоначальных целях, посвящая все больше времени духовным вещам. Однако такая конкретика в направленности позволяет открывать настоящие эмоции и таланты человека, а не только его навыки для пользы обществу.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/paradigma.html

Определение и разновидности парадигмы в сферах деятельности

Парадигмой считается совокупность данных и аксиом науки или других утверждений, которые всегда воспринимаются как правда. На основании именно этих утверждений разрабатываются все теории науки, религии и философии. Это совокупность тех истин, которые сомнению не подлежат. Если перевести это слово с греческого языка, то оно будет означать образец (пример).

Можно привести пример парадигмы в геометрии. Это аксиомы, которых существует большое множество. Аксиомы твердят о том, что:

  • параллельные прямые никогда не могут между собой пересечься;
  • прямую линию можно выводить бесконечно;
  • через две точки, поставленные на плоскости, проводят уникальную прямую линию.

Парадигма может определяться не только в геометрии, она может быть личной, принятой всем обществом, разработанной в науке или в государстве. Приведем несколько примеров:

  • Общепринятая парадигма – это метод, с помощью которого принимаются решения, которые считаются образцовыми. Это модели те, которые применяются большим количеством людей. В России существует парадигма конституционного курса 1993 года. Существует также общепринятая парадигма программирования.
  • Что касается личной парадигмы, то она определяет сущностный метод принятия решений, а также ментальную модель поведения конкретного человека. Сюда же относится и еготочка зрения. Бытует мнение о том, что личностная парадигма обязательно должна отличаться от общепринятого утверждения, и это не совсем верно. Такое утверждение возникло потому, что субъект ухватывает только свой личный опыт, и не знает многого, потому что никто не может знать абсолютно всего. Но общепринятая парадигма существует для того, чтобы определять только ту сущность, которая необходима для деятельности человека в рамках эволюции, а не знания буквально обо всем. 

Социологические парадигмы и парадигмы в менеджменте

Термин «парадигма» может употребляться в разных значениях. В науках этот термин означает модель поведения или принятия решений, которая доминирует среди других вариантов. И такая доминация должна присутствовать на протяжении длительного промежутка времени. Если парадигма изменяется, то это называется революцией в области науки.

Социологическая теория может возникнуть только в то время, когда социум достиг определенного уровня развития. Такие изменения должны выражаться учеными, которые фиксируют разные изменения процессов в обществе. Такие парадигмы помогают осмыслить динамику социума и его реальность.

Парадигмы, которые приняты в менеджменте, не влияют на физический мир. Это общественная наука, и парадигма в ней дает представление только о менеджменте. Поэтому принято считать, что такие утверждения действуют только в пределах данной сферы, и также не влияют на внешний мир.

Таким образом, парадигма включает в себя общепринятое мнение. Это те утверждения, которые считаются правильными и это сомнению не подлежит.<\p>

Видео

Источник: http://sekrety-zhizni.ru/paradigma-chto-ehto-prostymi-slovami

III.I. ПОНЯТИЯ «КАРТИНА МИРА» И «ПАРАДИГМА». ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНЫ МИРА

Человек издавна стремился создать для себя неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ целостное представление об окружающем мире, ʼʼподнявшисьʼʼ над теми фрагментарными знаниями, впечатлениями, которые он получает через свои ощущения в процессе повсœедневной жизни. Это хорошо выразил всœемирно известный ученый А.

Эйнштейн. ʼʼЧеловек, — писал он, — стремится каким-то адекватным способом создать себе простую и ясную картину мира для того, чтобы оторваться от мира ощущений, чтобы в известной степени попытаться заменить данный мир созданной таким образом картиной.

Этим занимается художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему.

На эту картину и ее оформление человек переносит центр тяжести своей духовной жизни, чтобы в ней обрести покой и уверенность, которые он не может найти в чересчур тесном головокружительном круговороте собственной жизниʼʼ.[99]

Термин ʼʼкартина мираʼʼ появился в рамках физической науки в конце XIX в. Одним из первых его использовал знаменитый физик Генрих Герц.

Он понимал физическую картину мира как совокупность создаваемых исследователями представлений (внутренних образов) об объектах внешнего мира, из которых логическим путем, — как следствие указанных представлений, — можно получить сведения относительно поведения этих объектов.[100]

Термином ʼʼкартина мираʼʼ, вслед за Герцем, широко пользовался не менее знаменитый физик Макс Планк. Под физической картиной мира он понимал ʼʼобраз мираʼʼ, формируемый в физической науке и отражающей реальные закономерности природы.

Планк считал, что содержание этого ʼʼобраза мираʼʼ непрерывно углубляется по мере развития физического знания. При этом он указывал на единство физической картины мира.

Чувственные ощущения людей, — указывал он, — вызываемые различными предметами, могут и не совпадать, но ʼʼкартина мира, мира вещей для всœех людей одинаковаʼʼ.[101] Научная картина мира, подчеркивал Планк, изменяется в процессе развития науки и имеет в связи с этим относительный характер.

Создание такой картины мира, которая представляла бы собой нечто абсолютное, окончательно завершенное и не нуждалось бы в дальнейших улучшениях, Планк считал недостижимой задачей.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, ʼʼнаучная картина мира представляет собой систему общих представлений о мире, вырабатываемых на соответствующих стадиях исторического развития научного познанияʼʼ. [102]

Картина мира, которая складывается из существующих научных представлений о строении и развитии природы, принято называть естественнонаучной картиной мира. Вместе с тем, отдельные естественные науки могут создавать собственные картины исследуемой ими реальности.

Их называют частнонаучными (или локальными) картинами мира. Здесь термин ʼʼмирʼʼ обозначает уже не природный мир в целом, а тот его аспект (фрагмент), который изучается данной наукой с помощью ее понятий, представлений и методов.

В этом смысле говорят о физической картинœе мира, о химической картинœе мира и т.д.

Наряду с естественнонаучной, существует и философская картина мира. Она представляет собой систему наиболее общих философских понятий (категорий), принципов, концепций, дающую на определœенном историческом этапе представление о мире в целом.

Указанные картины мира не существуют изолированно, в отрыве друг от друга. Философская картина мира опирается на достижения естествознания, подтверждающие и конкретизирующие ее положения и выводы.

В свою очередь естественнонаучная картина мира обязательно связана с теми или иными философскими представлениями, свойственными какой-либо эпохе, ᴛ.ᴇ.

является своеобразным синтезом знаний о природе и философских, мировоззренческих установок.

К примеру, ʼʼхимическая картина природы как высшая форма химического знания, как предельно обобщенный взгляд химика на окружающую его природу представляет собой структурно-организованную систему понятий, законов, проблем, гипотез, теорий, естественнонаучных и философских принципов, находящихся в сложных противоречивых отношениях друг с другом. С помощью этих базовых форм систематизации философского и естественнонаучного (в первую очередь химического) знания и создается наиболее концентрированный, сущностный ʼʼхимический образʼʼ природы на определœенной стадии развития человеческого познанияʼʼ.[103]

История научного познания сопровождалась периодической сменой картин мира. А это означало смену так называемых парадигм. Данное понятие (происходящее от греческого термина ʼʼпарадигмаʼʼ — пример, образец) использовалось еще в античной и средневековой философии для характеристики взаимоотношения духовного и реального мира.

Но в философии науки ХХ века понятие ʼʼпарадигмаʼʼ наполнилось новым содержанием. Приоритет в использовании и распространении этого понятия принадлежит американскому науковеду и историку физики Т.Куну. Стремясь построить теорию научных революций, он предложил систему понятий, среди которых важное место заняло понятие парадигмы.

Под парадигмой понимают определœенную совокупность общепринятых в научном сообществе на данном историческом этапе идей, понятий, теорий, а также методов научного исследования. Другими словами, парадигма сводится к ʼʼ… признанным всœеми научным достижениям, которые в течение определœенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществуʼʼ.[104]

Сегодня понятие парадигмы используется в теории и истории науки для характеристики различных этапов развития научного знания. Научные революции, имевшие место во второй половинœе истекшего тысячелœетия и о которых речь пойдет ниже, сопровождались сменой парадигм.

Читайте также:  Как быстро заработать — 10 способов быстрого заработка в сети
  • — Трансформация хозяйства и общества Рима и Италии в период заморских завоеваний III II вв. до н.э.

    Лекция 7. Рим в период заморских завоеваний III II вв. до н.э. Классическое рабство Таким образом, римские подданные страдали не столько от самой системы провинциального управления, сколько от злоупотребления этой системой со стороны коррумпированной римской… [читать подробнее].

  • — Лекция 8. Римская гражданская община в III II вв. до н.э.

    Хозяйство на вилле постепенно усложнялось и совершенствовалось, требования к качеству товарной продукции постоянно росли, а вместе с ними увеличивалась потребность в квалифицированных инициативных работниках. Но заставить их работать не за страх, а за совесть, не… [читать подробнее].

  • — I II III IV

    I II z9/z10 III z13/z14 IV z5/z6 n10 Но уменьшилось число n9 скоростей (z = 10), т. е. z3/z4 n8 2 скорости повторились n7 (их можно получить по z1/z62 n6 двум кинематическим n5 цепям). z7/z8 n4 n3 n2 z11/z12 n1 Другой случай: z = 12 = 31 · 23 · 26 – обычная структура. Увеличим характеристики первой и второй… [читать подробнее].

  • — I II III IV

    Г Д -507 Б К С -156 А Полупроводниковые диоды Полупроводни­ковым диодом называется устройство, состоящее из кристалла полупроводника, содержа­щее обычно один р-n переход и имеющее два вывода. Существует много различных типов диодов – выпрямительные,… [читать подробнее].

  • — I II — III IV

    КП — 103 Л ГТ — 313 А Биполярные и полевые транзисторы. Тиристоры Биполярные транзисторы Транзистором называется ППП с одним или несколькими р-п переходами пригодный для усиления мощности и имеющий не менее трех выводов. По принципу… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/istoria/view/103341_iii_i_ponyatiya_kartina_mira_i_paradigma_estestvennonauchnaya_i_filosofskaya_kartiny_mira

    Картина мира

    Мир не хорош и не плох, — утверждали ещё мудрецы древности, — он таков, каким мы его воспринимаем. У каждого человека есть свой определенный образ мира и окружающих людей, и человек действует и чувствует себя, как отмечал Э. Берн, не в соответствии с действительными фактами, а в соответствии со своими представлениями об этих фактах.

    Специфика формируемой в голове человека картины мира определяет глубину и границы познания, эмоциональное отношение и готовность активного действия в нем.

    Всем нам известны случаи, когда даже наиболее честные очевидцы, наблюдавшие одно и тоже событие, нередко предоставляют о нем противоречивые сведения.

    Вроде бы все видели и слышали все, что происходило, но каждый будет рассказывать и трактовать по – своему. Оперативные сотрудники правоохранительных органов часто сталкиваются с такой ситуацией. Что существенно порой осложняет их работу. Это происходит потому, что у нас у всех может существенно отличаться построение и восприятие картины мира.

    Так называемая топографическая карта того мира, в котором мы живем.

    Пример: У каждого из нас есть знакомые, для которых мир образован только преступниками, негодяями, злодеями, шарлатанами, стихийными бедствиями, болезнями и другими ужасами. И они ничего не придумывают, они просто так его видят. То есть из всего потока информации они воспринимают только ту, которая подтверждает их мировосприятие и не видят ничего другого. Чтобы вы им не говорили о радостях жизни, они вам сразу приведут кучу примеров, что в жизни все ужасно. Самое главное, что они это не придумывают – они реально так воспринимают этот мир.
    Другой пример: Не у каждого из нас есть такие знакомые, но у тех у кого есть поймут о чем я говорю. Это те, для которых мир — бесконечный повод для радости. Их гораздо меньше — в современном мире создать и сохранить такую «карту» очень сложно. Но тем не менее эти люди иногда встречаются, а каждая встреча с ними всегда почти удивительна. Соприкасаясь с ними , мы на какое-то время начинаем видеть все окружающее их глазами и тогда весь мир вокруг нас в буквальном смысле начинает светиться. Но стоит нам отойти от них , как все волшебство пропадает — у нас просто нет этой «карты», вернее — она недостаточно устойчива для того, чтобы мы могли поддерживать её в одиночку.
    Это происходит потому, что люди ощущают и действуют не в соответствии с «беспристрастными» фактами, а исходя из собственного представления о них. Здесь следует разграничить такие понятия как «описание мира» и «картина мира».«Описание мира» — это система представлений об объектах, формах, вещах, их взаимодействиях, т.е. это координационная сетка, которую мы набрасываем на реальность. Это язык, на котором мы разговариваем с миром и описываем его.

    «Картина мира» — это воспринимаемая реальность, та картинка, которую мы воспринимаем всеми нашими органами ощущения. Это значит: видим, слышим, чувствуем, мыслим.

    Во всех духовных традициях мы можем встретить следующее утверждение, что человек – есть проводник бесконечного океана знания и силы. То есть человек, он же проводник, пропускает через себя знание и на выходе получается воспринимаемая и отображенная реальность.

    И результат этого процесса во многом определяется свойствами данного проводника. А проводники могут сильно отличаться друг от друга.

    Еще в древнейшем памятнике герметизма Изумрудной Скрижали Гермеса Трисмегиста было сказано: «Что внутри, то и снаружи».

    В восприятии картины мира жестко выполняется закон, который на языке современной психологии звучит так: «без концепции нет перцепции». Другими словами: нет в описании – нет и в восприятии.

    Если чего-то нет в описании мира, то какими бы умными мы не были, если в поле нашего восприятия чего-то нет, то оно само собой никогда не появится. В картине мира принципиально не может появиться объект, которому в описании, не приписан статус существования.

    Именно этот закон работает в нашей жизни. Если в описании мира женщины «все мужики – сволочи», то и в ее реальности не может появиться «принц». Вспомните героиню романа Александра Грина «Алые паруса» — Ассоль. Она очень рано потеряла свою маму, и жила с отцом в бедности и нужде.

    Однажды Ассоль гуляла в лесу, где встретила старика по имени Эгль, который рассказывает ей, что когда она станет взрослой, к ней приплывёт принц на корабле с алыми парусами. Ассоль поверила старику, и стала ждать принца. А, в один прекрасный день её мечта сбылась. Автор в художественном произведении смог передать один из основополагающих законов нашей жизни.

    Можем поговорить еще об одном секрете, который искусно используется во всех системах от самых древних (шаманизм, знахарство, магия) до современных (биоэнергетика, НЛП). Этот секрет также прост на первый взгляд, но также, как и закон о котором мы говорили выше, не всеми применяется в жизни.

    А те, кто знаком с ним и применяет его в жизни, и для них реальность та, которую они хотят видеть. Другими словами – это один из секретов исполнения желания. Итак, данный аспект информационного процесса кратко можно выразить формулой: «Форма пуста». Иначе говоря, если попробовать изложить кратко: любое описание мира использует форму, но форма изначальна пуста.

    Сама по себе она не несет какого-либо определенного смысла. Лишь человек наполняете форму тем или иным содержанием. Одна и та же форма может присутствовать в разных описаниях с совершенно различными смыслами. Мы не можем что-то адекватно интерпретировать, не будучи в контексте конкретного описания мира.

    Это обстоятельство как раз и не дает существовать какой бы то ни было картине мира отдельно от его описания. Свойство пустоты формы, возможность отождествления формы с каким-либо содержанием – это тот секрет, который используется при изменении той реальности, которая существует на ту, которая желательна.Я чуть отвлеклась от темы, вдаваясь вглубь.

    Поэтому, вернемся непосредственно к понятию Картина мира. Мы уже определись с тем, что у каждого из нас картина мира своя. И она может существенно отличаться от картины мира другого. Так, например, картина мира крестьянина отличается от картины мира его современника-университетского профессора.

    Но, точно так же, сегодняшний крестьянин или профессор воспринимает мир совсем не так, как представители этих же социальных групп сто лет назад. Различаются картины мира у олигарха и рабочего, у замужней женщины и женщины, торгующей своим телом, у успешного человека и у неудачника и т.д.

    Итак, что же это такое картина мира?Вот как понимают картину мира социологи, психологи, психоаналитики и нейрофизики это:• система образов (и связей между ними) — наглядных представлений о мире и месте человека в нём, сведений о взаимоотношениях человека с действительностью (человека с природой, человека с обществом, человека с другим человеком) и самим собой; составляющие картину мира образы являются не только (и не столько) зрительными, но и слуховыми, осязательными и обонятельными; образы и сведения чаще всего имеют эмоциональную окраску;• порождаемые этой своеобразной конфигурацией образов и сведений жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации и духовные ориентиры; любые существенные изменения картины мира влекут за собой перемены в системе указанных элементов.В соответствии с этими особенностями картина мира:• целиком определяет специфический способ восприятия и интерпретации событий и явлений;• представляет собой основу, фундамент мировосприятия, опираясь на который человек действует в мире;• имеет исторически обусловленный характер, что предполагает постоянные изменения картины мира всех её субъектов.Субъектом или носителем картины мира является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнонациональные или религиозные общности.

    Картина мира — сложноструктурированная целостность, включающая три главных компонента — мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи, этноса или субкультуры образом.

    Мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают социальная группа и личность.
    Мировоззрение-ядро общественного и индивидуального сознания. Это — отражение, общее понимание мира, человека, общества и ценностное отношение к ним, определяющее социально-политическую, философскую, атеистическую или религиозную, нравственную, эстетическую и научно-теоретическую ориентацию человека. Будучи способом осознания действительности, мировоззрение включает в себя и принципы жизни, обусловливающие характер деятельности людей. Важнейшая компонента мировоззрения — идеалы как решающие жизненные цели. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда обретает характер убеждений. Мировоззрение имеет огромный практический смысл. Оно воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы.Согласно З. Фрейду, мировоззрение — интеллектуальная конструкция, которая единообразно решает все проблемы нашего бытия, исходя из некоего высшего предположения; в ней ни один вопрос не остается открытым, и все, что вызывает интерес, занимает определенное место.Мировосприятие — (то есть чувственно-образная часть) — это совокупность наглядных образов культуры, человека, его места в мире, взаимоотношений с миром и другими людьми и т. п.

    Мироощущение – представляет собой особый склад мышления, систему своих категорий или особое соотношение понятий.

    Если бы можно было бы изменить мироощущение – сама бы жизнь стала иной. (Кэтрин Мэнсфилд)Обычно переход от одной стадии общественного развития к другой сопровождается резким изменением или ломкой общественной картины мира, утверждением новых эталонов мирообъяснения.

    Читайте также:  Аккаунт — что это такое, как его создать или удалить

    Новое мировоззрение формирует новое мировосприятие и мироощущение в конечном счёте — новую картину мира. Прогресс — развитие человека и человечества — это последовательное изменение и усложнение индивидуальных и групповых картин мира.

    Таким образом, из картины мира вытекает всё остальное — и ценности, и иерархия, и парадигмы научного познания, и допустимые способы человеческих действий. Следовательно, картина мира может служить интегральной типологической характеристикой культуры.

    По этим соображениям можно (и следует) применять термины «культура» и «картина мира» как взаимозаменяемые, ибо разные учёные вкладывают в слово «культура» противоречивые, порой взаимоисключающие толкования: от бытового уровня понимания воспитанности той или иной личности до понятия о созданном людьми мире культурных ценностей и далее вплоть до представления о культуре как о всеобщем способе существования человеческого рода[Выделяют следующие признаки-критерии, на основе которых можно различать особенности различных картин мира:• масштабность;• чёткость;• эмоциональная окрашенность;• свет и мрак;• присутствие прошлого, настоящего и будущего;• аналитизм и синтетизм;• выделенность субъекта из внешней среды;• активность-пассивность;• знаковость (символичность);• рефлексивность;• насыщенность межчеловеческими отношениями;• конформность;• детерминированность мироустройства;• степень общей развитости;• особенности развития репрезентативной системы.

    Осознание того, что можно измениться самому, изменить свое мировоззрение и убеждения — существенная часть процесса управления своей жизнью.

    Источник: https://golitsina-n.livejournal.com/11210.html

    К вопросу о когнитивной природе восприятия и его отражении в семантике слова

    К вопросу о когнитивной природе восприятия и его отражении в семантике слова

    И. Н. Ивашкевич (Белорусский государственный университет)

    В статье анализируется базовая категория восприятия как основа чувственного познания с точки зрения философии, психологии и когнитивной лингвистики. Особый акцент в исследовании сделан на освещении когнитивного феномена зрительного восприятия и его репрезентации в семантике английских имен существительных.

    Ключевые слова: восприятие, познание, когнитивная лингвистика, лексическое значение, перцептивный признак.

    Проблема отношений базовых категорий, образующих известную триаду «восприятие — мышление — язык», известна еще с античных времен в связи с фундаментальной проблемой познания, ориентированной на получение достоверных знаний о мире. Так, Аристотель, высоко оценивая чувственные восприятия в познании, особо подчеркивал роль зрительного восприятия, объясняя это тем, что чувственные восприятия составляют самые главные знания об индивидуальных

    вещах. Таким образом, древнегреческий философ выстраивает своеобразную иерархию чувственного познания окружающей действительности, вершиной которой выступает зрение.

    Проблема соотношения сознания и реальности вылилась в две главные философские дилеммы — рационализм и эмпиризм. В самом общем виде рационализм как гносеологическая концепция (Декарт, Платон, Лейбниц, Кант, Гегель и др.) основывается на утвержде-

    ние о том, что подлинную информацию об объективной действительности дают человеку не органы чувств, а исключительно разум в качестве главной формы и источника познания. Противостоящий рационализму эмпиризм (Аристотель, Беркли, Бэкон, Гоббс, Локк, Юм, Мах и др.

    ), напротив, выводит всеобщий и необходимый характер знаний из опыта и чувственного восприятия.

    И хотя противостояние этих двух философских школ ощущается и сегодня, ученые отмечают сложнейшую природу восприятия, которая признана еще у истоков познания: наличие в нем рациональной и чувственной составляющих.

    Здесь злободневно звучит ранее высказанная учеными мысль о том, что две ступени познания не существуют изолированно друг от друга. Чувственная ступень познания действительности не только является основой абстрактного мышления, но и сопутствует ему, внося элементы чувственного наблюдения в процесс понятийного мышления.

    В психологии восприятие определяется как «отражение целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы, в виде субъективного образа. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А. Н.

    Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. Основные свойства восприятия — это предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция» (Кондаков, 2007: 107).

    Классические теории восприятия трактовали его как пассивный процесс, который сводился лишь к фиксации чувственных ощущений и впечатлений.

    «Отсюда теория так называемого прямого восприятия, согласно которой человек «схватывает» разную информацию именно потому, что оно не требует никакой конструктивной деятельности по созданию ментальных репрезентаций и не связано с обращением к предыдущему опыту, памяти, умению делать какие-либо заключения и т. п. Подобная теория подвергается обоснованной критике, причем именно со стороны когнитологов, утверждающих обратное: восприятие тесно связано

    с другими когнитивными способностями человека и другими когнитивными процессами, а поэтому его следует определить как звено такой конструктивной когнитивной деятельности, которой является процесс обработки информации» (Краткий словарь., 1996: 18).

    Выдающиеся психологи А. Н. Леонтьев, А. А. Запорожец, В. П. Зинченко и другие рассматривают восприятие не как пассивное созерцание действительности, а постулируют его как активный творческий процесс познания, как непрерывный когнитивный процесс извлечения информации из внешнего мира.

    «Признание восприятия сложной познавательной деятельностью, опирающейся на известные вспомогательные средства и протекающие при ближайшем участии языка, в корне меняет классические представления о восприятии как о непосредственно протекающем процессе, в основе которого лежат относительно простые естественно-научные законы» (Лурия, 1974: 4). Оценивая вклад Дж.

    Гибсона в исследование феномена восприятия, ученые отмечают, что «экологический подход» к изучению восприятия положил начало новому пониманию онтологии воспринимаемого мира. Так, Б. М. Величковский пишет, что «действенный характер имеет уже само гибсо-нианское понятие перцептивной системы.

    Наряду со зрением в обследовании окружения участвуют и другие перцептивные системы. Однако зрение является самой важной перцептивной системой» (Величковский, 2006: 324).

    Современное представление «восприятия как события», репрезентирующее перцептивный процесс в его онтологической целостности и динамике, развивается в работах В. А. Барабанщикова, где изучаются две парадигмы исследования этого феномена: гносеологическая и онтологическая.

    Первая парадигма связана с идеей отражения или превращения свойств действительности во внутреннее достояние субъекта — чувственный образ. В онтологической парадигме предмет исследования меняется.

    Им становится не чувственный образ как таковой или его отдельные свойства, а целостное событие, вызываемое потребностью человека в конкретной чувственной

    информации (Барабанщиков, 2002: 10). Таким образом, в понимании когнитивного феномена восприятия в большинстве направлений современной философии и когнитивной психологии (при некоторых существующих разногласиях этих направлений между собой) существует нечто общее: «это истолкование восприятия как вида знания.

    Однако восприятие, будучи знанием, не может вместе с тем рассматриваться в качестве просто «низшей ступени познания», как говорилось во многих учебниках по философии, изданных в советский период.

    Конечно, мышление, выходящее за рамки восприятия, может иметь дело с таким содержанием, которое непосредственно не воспринимается (хотя, как следует из вышеизложенного, восприятие тоже является видом мыслительной деятельности).

    Вместе с тем в восприятии сознанию презентировано такое содержание, которое отсутствует в том мышлении, которое не включено в состав восприятия. Восприятие обеспечивает наиболее прямой контакт с окружающим реальным миром и возможность его непосредственного обследования (Лекторский, 2001: 132).

    Наиболее полное развитие проблема механизмов чувственного восприятия действительности и его отражения в семантике языковых форм получает на новом парадигмальном витке развития научного знания, связанном со стремительным расцветом когнитивной науки. Как отмечает Е. С.

    Кубрякова, когнитивизм получил свое признание примерно с 90-х годов прошлого века благодаря его обращению к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004: 16).

    Фактически зарождение данного направления связывают с выходом в свет известной монографии Дж. Миллера и Ф. Джонсон-Лэрда «Язык и восприятие» (МШег, Johnson-Laird, 1976).

    В этом монументальном исследовании, которое во многом способствовало развитию когнитивного направления в лингвистике, ученые отмечают глубокую связь между языком и когнитивным феноменом восприятия, полагая возможным искать решение проблемы от исследования простейших ощущений до семан-

    тики слова. В фокусе внимания современных исследований (когнитивная грамматика Р. Лангакера, теория концептуальной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона, топологическая семантика Л. Талми, ментальные модели Ф. Джонсон-Лэрда, теория прототипов

    3. Рош, Дж. Лакоффа, фреймовая семантика

    4. Филлмора, М. Минского, когнитивные операции типа правил концептуального вывода Р. Шенка, Ч. Ригера и др.) находится глобальная проблема изучения содержательной стороны языковых явлений. «Когнитивная лингвистика, разумеется, возникла не „с чистого листа“.

    Она, как, впрочем, и все другие научные направления, имеет достаточно глубокие научные корни и содержательные предпосылки, созданные мэтрами мирового языкознания (В. фон Гумбольдт, А. А. Потебня, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Г. Гийом и др.).

    При этом нельзя не упомянуть интерпретацию семиологи-ческого пространства языка, содержащуюся в работах Н. В. Крушевского, и учение о понятийных категориях И. И. Мещанинова. К предпосылкам когнитивного подхода в отечественном языкознании следует отнести оно-мосиологическую теорию Е. С.

    Кубряковой, семасиологическую концепцию Ю. Д. Апресяна, логико-лингвистическое направление

    Н. Д. Арутюновой, семиологическую доктрину языка Ю. С. Степанова, положение о речемыслительной деятельности С. Д. Кацнельсо-на. Конструктивную роль сыграли структурно-типологические построения В. С.

    Виноградова, психолингвистические исследования А. Р. Лурия, А. А. Залевской и др.

    В России, таким образом, лингвокогнитивистика — закономерный результат эволюции лингвистических учений» (Алефиренко, 2008: 75).

    На современном этапе развития когнитивная лингвистика предлагает комплексную программу исследования человеческого сознания сквозь призму языка.

    Поиски закономерностей получения, обработки и хранения знаний, приобретаемых в результате чувственного восприятия и жизненного опыта, и изучение языковых форм, в которых происходит объективация этих знаний, стали приоритетными задачами когнитивной парадигмы научного знания. Одной из ее отличительных

    черт является рассмотрение языка как ментального феномена, как наиболее доступного и объективного источника сведений о когнитивных структурах сознания.

    Важнейшим аспектом отношений когнитивной науки с лингвистикой считается и та часть лингвистики, которая приходилась на исследование семантики слова.

    Ведь само значение определяется учеными как когнитивная структура, а любые данные об этом феномене — как проливающие свет на структуры сознания, их форматы и внутреннее устройство.

    «И хотя среди этих структур выделяют как вербальные, так и невербальные, а точнее, имеющие и не имеющие аналогов в вербальных формах естественного языка, полагают, что наиболее существенные из представлений нашего мозга и имеющихся структур сознания — это те, которые уже сформировали значения языковых знаков, те, которые репрезентируют структуры сознания с помощью языковых знаков» (Кубрякова, 1994: 37).

    Когнитивные исследования последнего времени направлены на описание строения и функционирования в языке концептуальных категорий, имеющих внеязыковую природу, с целью установления сложнейших отношений между окружающим миром, восприятием и языком.

    Начало комплексному описанию отражения в семантике языковых знаков широких внелингвистических систем — модусов перцепции (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса) — положила работа И. Г. Рузина «Модусы перцепции (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) и их выражение в языке» (Ру-зин, 1995).

    Когнитивные исследования последнего времени, посвященные изучению способов преломления различных аспектов восприятия в языке, отражают актуальность и значимость данной проблематики (см. работы: Мерзлякова, 2003; Лаенко, 2005; Колесов, 2009 и др.).

    Говоря о роли восприятия в процессах познания, исследователи отмечают, что главной онтологической категорией человеческого опыта оказывается категория предметности. В интерпретации Т. В. Дроздовой все свойства объекта наиболее полно передаются в системе языка такой языковой формой, как существи-

    тельное, которое характеризуется референциальной способностью служить индикатором предметного мира (Дроздова, 2003: 107). Языковые знания, по мнению Д. Н.

    Шмелева, исследуются в современных семантических исследованиях как компоненты лексического значения, поскольку оно представляет собой разновидность знания о мире. «Именно поэтому значение оказывается в тесной зависимости от свойств и признаков предметов.

    Значение слова изначально существует для фиксации знаний людей, полученных в процессе познания окружающей действительности» (Шмелев, 1973: 18).

    Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-kognitivnoy-prirode-vospriyatiya-i-ego-otrazhenii-v-semantike-slova

    Ссылка на основную публикацию