Что такое экономика — 7 научных школ и 4 вида макроэкономик

Предмет и методы макроэкономики. Современные школы макроэкономики

Макроэкономические модели. Эндогенные и экзогенные переменные. Модели закрытой и открытой экономики.

Модель — упрощённое отражение действительности, позволяющее выявить основные закономерности развития экономических процессов и разработать варианты решения сложных макроэкономических проблем, таких как экономический рост, инфляция, безработица и др. Макроэкономические модели могут выступать в виде: функций, графиков, схем и таблиц.

Модели включают 2 вида показателей: экзогенные и эндогенные. Экзогенные величины – показатели, задающиеся извне, формирующиеся вне модели. Экзогенные величины являются автономными (независимыми). Эндогенные величины – показатели, формирующиеся внутри модели.

Модель позволяет показать, как изменение экзогенных величин (внешний импульс) влияет на изменение эндогенных.

Например, если функция потребления имеет вид: С = С (Yd, W), где С – величина совокупных потребительских расходов, Yd — располагаемый доход и W – богатство, Yd и W являются экзогенными величинами, а С – эндогенной.

Эта модель позволяет исследовать, как изменение располагаемого дохода и/или богатства меняет величину потребительских расходов.

Закрытая экономика – экономика, не подверженная влиянию международной торговли, в которой нет ни экспорта, ни импорта. Совокупный спрос в закрытой экономике представлен как сумма потребительских, инвестиционных и государственных расходов: AD = C + I + G.

Открытая экономика – экономика, участвующая в международной торговле и международных финансовых отношениях. Модель кругооборота национального дохода в ней учитывает влияние экспорта и импорта, и совокупный спрос представлен как сумма потребительских, инвестиционных и государственных расходов и расходов на чистый экспорт: AD = C + I + G +Xn.

Макроэкономическое равновесие на рынке товаров и услуг, его изменение.

Макроэкономическое равновесие предполагает соответствие совокупного спроса AD и совокупного предложения AS. На макроуровне пересечение кривых AD и AS определяет общий равновесный уровень цен P и равновесный объём производства Q.

Уровень ВВП в денежном выражении в таком случае равен: ВВП = PQ.

Так как равновесный уровень цен и равновесный объём производства определяются точкой пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения, на практике возможны различные варианты их пересечения на разных участках кривых.

Равновесие на кейнсианском отрезке кривой AS. Движение к равновесному объёму ВВП не сопровождается изменением цен, а вызвано вовлечением в производство неиспользованных ресурсов. Равновесие на промежуточном отрезке кривой AS.

Изменение уровня цен исключает перепроизводство или недопроизводство товаров. Равновесие на классическом отрезке кривой AS. Здесь увеличение совокупного предложения практически невозможно из-за максимального использования производственных возможностей и отсутствия резервов.

Следовательно, увеличивается уровень цен.

Таким образом, расширение совокупного спроса на кейнсианском отрезке приводит к существенному увеличению объёма ВВП и занятости без повышения уровня цен.

На промежуточном отрезке расширение совокупного спроса приведёт к увеличению объёма ВВП и к повышению уровня цен.

На классическом отрезке рабочая сила и капитал используются полностью, и расширение совокупного спроса окажет воздействие только на уровень цен.

Уменьшение совокупного спроса повлечёт за собой на кейнсианском отрезке уменьшение объёма производства при оставшемся неизменным уровне цен; на промежуточном отрезке — уменьшение объёма национального производства и уровня цен; на классическом отрезке — падение цен при полной занятости и неизменном объёме производства.

На самом деле, при смещении кривой совокупного спроса влево происходит эффект храповика (колёса, вращающиеся только в одну сторону). Обратное движение совокупного спроса может не восстановить первоначальное равновесие за короткий период времени.

Сложность в том, что цены негибкие. Другими словами, цены легко повышаются, но не сразу падают.

Такое «поведение» цен и кривой совокупного предложения объясняется тем, что предприниматели заключают договора на поставку сырья, аренду помещений и оборудования, оплату рабочей силы по определённым ценам, которые они не могут изменить произвольно в сторону уменьшения.

Поэтому даже при снизившемся совокупном спросе они вынуждены предлагать свою продукцию по тем ценам, которые установились первоначально и, чтобы не оказаться в убытке, резко снижать объём производства.

Предмет и методы макроэкономики. Современные школы макроэкономики.

Макроэкономика — раздел экономической теории. В переводе с греческого «макро» означает «большой», а «экономика» — «ведение хозяйства». Т.о., макроэкономика – наука, изучающая поведение экономики в целом или её крупных совокупностей (агрегатов).

Впервые термин «макроэкономика» употребил в своей статье в 1933 году норвежский экономист-математик Рагнар Фриш. Однако современная макроэкономика берёт своё начало от фундаментального труда английского экономиста, лорда Джона Мейнарда Кейнса.

В 1936 году вышла его книга «Общая теория занятости, процента и денег», в которой Кейнс заложил основы макроэкономического анализа.

В отличие от микроэкономики макроэкономика изучает экономику как единое целое, исследует проблемы, общие для всей экономики, и оперирует совокупными величинами: ВВП, НД, совокупный спрос, совокупное предложение, общий уровень цен, уровень безработицы, государственный долг и т.д.

Основными проблемами, изучаемые макроэкономикой, являются: экономический рост и его темпы; экономический цикл и его причины; уровень занятости и проблема безработицы; общий уровень цен и проблема инфляции; уровень ставки процента; состояние государственного бюджета, проблема финансирования бюджетного дефицита и проблема государственного долга; состояние платёжного баланса и проблемы валютного курса; проблемы макроэкономической политики.

Различают 2 вида макроэкономического анализа: ex post и ex ante. Анализ ex post — анализ статистических данных, что позволяет оценивать результаты экономической деятельности. Анализ ex ante — прогнозное моделирование на основе теоритических концепций.

В своем анализе макроэкономика использует методы: абстрагирование; сочетание дедукции и индукции; нормативный и позитивный анализ; предположение о рациональности поведения экономических агентов; анализ и синтез; агрегирование.

Особенность макроэкономического анализа состоит в том, что его принципом выступает агрегирование. Изучение экономики в целом возможно, если рассматривать совокупности.

Агрегирование — объединение отдельных элементов в одно целое, в агрегат, в совокупность. Агрегирование всегда основывается на абстрагировании, т.е.

отвлечении от несущественных моментов и выделении наиболее существенных, типичных черт и закономерностей.

Агрегирование, основанное на выявлении типичных черт поведения экономических агентов, выделяет 4 макроэкономических агента: домохозяйство, фирма, государство, иностранный сектор.

Домохозяйство — самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью деятельности которого выступает максимизация полезности, являющийся в экономике: а) собственником экономических ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей).

Продавая экономические ресурсы, домохозяйства получают доход, большую часть которого они тратят на потребление и поэтому выступают: б) основным покупателем товаров и услуг. Оставшуюся часть дохода они сберегают и поэтому являются: в) основным сберегателем или кредитором.

Фирма — самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью деятельности которого выступает максимизация прибыли. Фирмы выступают: а) покупателем экономических ресурсов, с помощью которых обеспечивается процесс производства, поэтому фирмы являются: б) основным производителем товаров и услуг в экономике.

Полученную выручку фирмы выплачивают домохозяйствам в виде факторных доходов. Для расширения процесса производства и возмещения износа капитала фирмам необходимы инвестиционные товары, поэтому фирмы являются: в) инвесторами.

А поскольку для финансирования своих инвестиционных расходов фирмы используют заёмные средства, то они выступают: г) основным заёмщиком в экономике, т.е. предъявляют спрос на кредитные средства.

Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор экономики.

Государство — самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, основная задача которого – ликвидация провалов рынка и максимизация общественного благосостояния – и выступающий поэтому: а) производителем общественных благ; б) покупателем товаров и услуг для обеспечения функционирования государственного сектора; в) перераспределителем национального дохода через систему налогов и трансфертов; г) в зависимости от состояния государственного бюджета — кредитором или заёмщиком на финансовом рынке. Кроме того государство выступает: д) регулятором рыночной экономики.

Частный и государственный сектора образуют закрытую экономику.

Иностранный сектор — самостоятельный рационально действующий макроэкономический агентом, осуществляющий взаимодействие со странами посредством: а) международной торговли (экспорт и импорт); б) перемещения капиталов (экспорт и импорт финансовых активов).

Добавление в анализ иностранного сектора позволяет получить открытую экономику.

Агрегирование рынков выделяет 4 макроэкономических рынка: рынок товаров и услуг (реальный рынок), финансовый рынок (рынок финансовых активов), рынок экономических ресурсов, валютный рынок.

Для получения агрегированного рынка товаров и услуг мы должны выделить закономерности формирования спроса и предложения на товары и услуги. Соотношение спроса и предложения позволяет получить величину равновесного уровня цен на товары и услуги и равновесного объема их производства.

Финансовый рынок (рынок заёмных средств) — рынок, где продаются и покупаются финансовые активы (деньги, акции и облигации). Этот рынок делится на 2 сегмента: а) денежный рынок; б) рынок ценных бумаг.

Изучение денежного рынка, условий его равновесия позволяет получить равновесную ставку процента и равновесную величину денежной массы, а также рассмотреть последствия изменения равновесия на денежном рынке и его влияния на рынок товаров и услуг. Основными посредниками на денежном рынке являются банки, которые принимают денежные вклады и выдают кредиты.

На рынке ценных бумаг продаются и покупаются акции и облигации. Покупателями ценных бумаг, в первую очередь, являются домохозяйства, которые тратят свои сбережения с целью получения дохода (дивиденда по акциям и процента по облигациям). Продавцами (эмитентами) акций выступают фирмы, а облигаций – фирмы и государство.

Фирмы выпускают акции с целью получения средств для финансирования своих инвестиционных расходов и расширения объема производства, а государство — для финансирования дефицита государственного бюджета.

Читайте также:  Как проверить сайт на вирусы, проверка онлайн или с помощью скрипта, а так же правдивая история одного заражения

Рынок ресурсов представлен рынком труда, поскольку закономерности его функционирования позволяют объяснить макроэкономические процессы, особенно в краткосрочном периоде.

В долгосрочных макроэкономических моделях исследуется также рынок капитала. Равновесие рынка труда позволяет определить равновесное количество труда в экономике и равновесную ставку заработной платы.

Анализ неравновесия на рынке труда позволяет выявить причины и формы безработицы.

Рынок валюты – рынок, на котором обмениваются национальные денежные единицы (валюты) разных стран. В результате обмена одной валюты на другую формируется обменный курс.

Кейнс разработал свою теорию макроэкономического воздействия на экономику в связи с Великой Депрессией 1929-1933 гг. Этот экономический кризис показал, что политика государственного невмешательства в экономические процессы, которую проповедовала классическая макроэкономическая школа, оказалась неэффективна.

Великая Депрессия показала, что рыночная система не самодостаточна, ей необходимы импульсы извне, стимуляция, которую и предлагал Кейнс в своей теории. Кейнсианство предлагало политику активного вмешательства в экономику, борьбу с ростом цен при экономическом подъёме и стимулирование спроса во время стагнации.

Недостатки этой теории проявились во время кризиса 1973-1975 гг., когда период спада в экономике усугубился ростом цен – появился новый термин «стагфляция» = стагнация+инфляция. Кейнс не предусмотрел этого, и несостоятельность его теории привела к появлению неоклассиков и монетаризма.

Эта теория утверждала, что кроме поддержки свободной конкуренции, государство должно отслеживать денежную массу, т.к. именно она оказывает основное воздействие на инфляцию и темпы экономического роста.



Источник: https://infopedia.su/5xfb2.html

Этапы развития экономической теории. Экономические школы

Экономическая теория является одной из древнейших наук, привлекавшей внимание ученых и всех образованных людей.

Так, уже первобытные люди владели основами экономических знаний, имели определенные представления о ведении хозяйства, об отношениях, складывающихся между членами общины в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами.

Однако эти представления еще не выделялись в самостоятельную область знаний, существовали в рамках нерасчлененного общественного сознания, являлись составной частью мировоззрения людей вообще.

Экономическая теория зародилась и сформировалась в недрах философии, а затем отделилась от неё в рамках общего процесса дифференциации наук и специализации учёных, вызываемого непрерывным накоплением знаний и невозможностью охвата всего их массива отдельными исследователями.

Как наука экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения рынков, интенсификации денежного обращения.

В XIX веке экономическую теорию начинают преподавать в форме отдельных курсов на юридических факультетах университетов.

В XX веке появляются особые экономические факультеты, специализированные экономические высшие и средние специальные учебные заведения, экономику начинают изучать в средних школах, лицеях, гимназиях, колледжах, формируется круг профессиональных экономистов.

В прошлом веке А.С. Пушкин, которому царь Николай I поручил продумать принципы воспитания молодежи, прежде всего, высказался против домашнего образования, а в числе обязательных к изучению наук назвал политическую экономию.

И сегодня интерес образованных людей к экономической теории не иссякает. Видный американский ученый П.

Самуэльсон назвал ее «королевой наук», а создатели пролетарской политэкономии считали ее «анатомией человеческого общества».

И действительно, как нет хорошего врача без знания анатомии, так нет хорошего экономиста, коммерсанта, предпринимателя без знания основ экономической теории.

П. Самуэльсон в известной всему миру книге «Экономикс» писал, что человек, который систематически не изучал экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся дать свою оценку музыкальному произведению.

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего, стран Древнего Востока. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV-III вв.до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей Платона, Ксенофонта, Аристотеля можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки. Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима стали продолжением экономической мысли Древней Греции.

Экономика — это такая наука, которая изучает использование различных ограниченных ресурсов с целью обеспечения удовлетворения потребностей человека и людей в целом, а так же взаимоотношения между сторонами хозяйственной деятельности; а так же само хозяйство, как совокупность средств производства, которые используют люди с целью удовлетворения потребностей.

Экономика разделяется на две части научную и прикладную.

Научная экономика еще называется экономической теорией — наукой о том, как отдельные люди так и общество в целом избирают способ использования дефицитных ресурсов, которые имеют многоцелевое значение.

Прикладная экономика изучает возможности использования экономических законов, теорий и т.д., которые были разработаны экономической теорией, для работы разных элементов экономических систем.

Первые экономические школы начинают зарождаться в XVI-XVII вв.

История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.

Экономические школы Период развития Представители
Меркантилизм 16-17 вв. Томас Ман (1571-1641)
Физиократы 18 век. Франсуа Кенэ (1694-1774)
Классическая политическая экономика конец 18 — 1-я пол.19 вв. Адам Смит (1723-1790)
Марксизм 2-я пол. 19 — 20 вв. Карл Маркс (1818-1883)
Неоклассическая экономическая теория конец 19 — начало 21 вв. Альфред Маршал (1842-1924)
Кейнсианство 20 — начало 21 вв. Джон Кейнс (1883-1946)
Институционализм 20 — начало 21 вв. Джон Гелбрейт (1908-2006)
Неоконсерватизм(монетаризм) 20 — начало 21 вв. Милтон Фридмен (1912-2006)

В условиях разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений возникла первая школа политической экономии – меркантилизм (середина XVI в. – середина XVII в.).

Именно с этого периода (XVI-XVII вв.

) можно говорить об экономической теории как самостоятельной науке, так как появилась первая система экономических взглядов, в центре которой оказалась проблема богатства.

Меркантилисты (Т. Ман, А. Монкретьен) считали, что доход создается в сфере обращения, а богатство нации заключается в деньгах – золоте и серебре. Поэтому они ставили цель экономической политики государства – всеми способами привлекать в страну эти металлы. Источником богатства, по их мнению, являлась внешняя торговля.

Меркантилизм возник во время великих географических открытий, захвата колоний, роста влияния городов и делился на ранний и поздний.

Главным в раннем меркантилизме являлась теория денежного баланса, направленная на увеличение золота и серебра в стране законодательным путем. В целях удержания денег запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранные купцы были обязаны истратить на покупку местных товаров.

Для позднего меркантилизма характерна система активного торгового баланса, который обеспечивался путем вывоза национальных товаров за рубеж. При этом выдвигалось требование: вывозить больше, чем ввозить.

Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.

С выходом в свет книги Монкретьена «Трактат по политической экономии» (1615) экономическая теория более 350 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия.

Появление данного термина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что, источником богатства является только труд в земледелии, сельскохозяйственном производстве, промышленность же определялась как «бесплодная» сфера, не создающая «чистого продукта».

Представители школы: Франсуа Кенэ, Робер Тюрго.

Школа классической политэкономии

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).

Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.

Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен.

Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда, затраченного на его изготовление. Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.

Экономическая школа утопического и научного коммунизма (марксизм)

Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.

Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная занятость. С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, в которой все хозяйственные решения принимаются центральным аппаратом.

Читайте также:  Что такое гештальт простыми словами

Маржинализм

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория маржинализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно маржинализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.

Представителями маржинализма (школы предельного анализа) являются: Менгер, Визер, Вальрас.

Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют стоимость любого блага или товара в зависимости от его предельной полезности для потребителя.

Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции.

Неоклассическая школа

Возникает на основе синтеза идей Давида Рикардо и представителей школы Маржинализма.

Представители неоклассической школы: Альфред Маршал, Артур Пигун.

Основная идея — экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

Кейнсианство

Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы.

С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние спроса на поток инвестиций и на формирование национального дохода.

Дж.Кейнс был объявлен «спасителем капитализма», а его теория провозглашена «кейнсианской революцией в политической экономии». Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д.Ридардо, а также из экономической теории марксизма.

Экономическая школа Институционализма

Институционализм (от лат. institutum — установление, учреждение) — экономическое учение, уделяющее основное значение роли, которую играют институты в области принятия и направленности экономических решений, их эффективности и экономической деятельности вообще.

Метод институционализма основывается на изучении людей, институтов управления и права, общества.

Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» — нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» — закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений.

Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.

Представители школы институционализма: Веблен, Митчелл, Гэлбрейт.

Школа Неоконсерватизма

Неоконсерватизм – (монетаризм, теория предложения, теория рациональных ожиданий) – защита идей свободного предпринимательства и принципа саморегулирования рыночной системы. Рынок признается наиболее эффективным способом организации хозяйства, роль государства сводится к обеспечению условий для свободной конкуренции.

Основателем школы неоконсерватизма является Милтон Фридмен.

Источник: http://newinspire.ru/lektsii-po-mikroekonomike/etapi-razvitiya-ekonomicheskoy-teorii-ekonomicheskie-shkoli-263

Предмет макроэкономики

РАЗДЕЛ III. МАКРОЭКОНОМИКА

Тема 1. Введение в макроэкономику

Несмотря на то, что макроэкономика – раздел экономической теории, предмет, объект и методология ее исследования имеют определенную специфику. При изучении данной темы следует выявить особенности предмета и объекта исследования макроэкономики, а также специфические методы исследования.

Предмет макроэкономики

Макроэкономика как самостоятельная научная дисциплина возникла позднее, чем микроэкономика. Разделение экономической теории на микро- и макроэкономику произошло в 30-е гг.

XX века под определяющим воздействием идей Джона Мейнарда Кейнса, который разработал научную концепцию, объясняющую возникновение конъюнктурных колебаний в экономике, а также предложил специальную программу действий правительства по преодолению депрессии и сглаживанию экономического цикла.

Основные теоретические идеи Дж. М. Кейнса были изложены в работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).

Хотя, это не означает, что до начала 30-х гг. XX в. эта область экономических знаний отсутствовала. Макроэкономические концепции присутствуют и у меркантилистов, и у физиократов, и у представителей классической политэкономии.

Все они имели вполне определенные взгляды по таким макроэкономическим проблемам, как необходимый объем национального производства, уровень занятости, инфляция, экономические функции государства и т.д. Поэтому макроэкономика не является, вообще говоря, открытием Дж. М. Кейнса.

Однако экономисты прошлого, будучи людьми своей эпохи, формально не создавали макроэкономические модели в современном понимании этого термина.

Вплоть до начала 70-х гг. практически вся макроэкономика сводилась к специфической интерпретации идей Дж. М. Кейнса в виде макроэкономической модели, создание которой приписывается Дж. Хиксу.

Эта модель широко использовалась в научных исследованиях, преподавании экономической теории, формировании экономической политики. В развитие и популяризацию этой модели внесли большой вклад П.

Самуэльсон и А. Хансен.

Однако, в начале 70-х годов единодушие, царившее среди экономистов было нарушено.

Отдельные сомнения в правильности некоторых постулатов классического кейнсианства переросло в «монетаристскую контрреволюцию» во главе с признанным руководителем этой научной школы Милтоном Фридманом.

С критикой макроэкономической модели Дж. Хикса и предложениями альтернативных трактовок идей Дж. М. Кейнса выступили и другие возникшие направления экономической мысли.

Бурное развитие макроэкономического анализа нашло свое отражение в эволюции сложившихся ранее представлений о предмете этой отрасли экономических знаний. В результате четкие былые границы между объектом исследования микро- и макроэкономики стали размытыми и нечеткими. Многие проблемы, считавшиеся 20 лет назад сугубо макроэкономическими, перестали быть таковыми (например, занятость).

Предмет исследования макроэкономики постоянно изменяется, в ходе воспроизводственного процесса возникают новые макроэкономические аспекты, осмысление которых требует новых подходов и решений.

Воздействие НТП, внешнеэкономические факторы и многое другое обусловливают структурные непрерывные сдвиги в национальной экономике, которые проявляются на рынках.

В результате экономическое поведение государства, бизнеса и публики начинает отклоняться от того, которое было предусмотрено уже разработанными макроэкономическими моделями. Возникает необходимость выработки новых моделей, учитывающих произошедшие изменения.

Принципиально невозможно разработать модель, пригодную для разных национальных экономик во все времена. Поэтому развитие макроэкономики не может быть приостановлено, как не может быть приостановлен воспроизводственный процесс.

Вообще в основе деления экономической теории на микро- и макроэкономику лежат два обстоятельства.

Во-первых, микроэкономика и макроэкономика различаются аспектом и методикой исследования национального хозяйства Микроэкономический анализ посвящен изучению поведения отдельных экономических субъектов, выявлению условий, обеспечивающих совместимость их хозяйственных планов, и описанию механизма согласования совокупности индивидуальных целей субъектов национальной экономики.

Макроэкономический же анализ направлен на выявление результатов функционирования национальной экономики в целом. В макроэкономике исследуются факторы, определяющие национальный доход, уровень безработицы, темп инфляции, состояние государственного бюджета и платежного баланса страны, темпы экономического роста.

Во-вторых, микроэкономика исследует меновое хозяйство, в котором используются «товарные деньги», т.е. функции денег выполняет одно из производимых фирмами благ (например, золото).

Это приводит к тому, что в микроэкономике рассматривается лишь реальный сектор национального хозяйства. Макроэкономический анализ исходит из существования в стране «кредитных денег», количество которых регулируется государством (Центральным банком).

Поэтому в макроэкономике наряду с реальным исследуется монетарный сектор экономики и взаимодействие между этими секторами экономики.

Таким образом, в самом общем виде предметом макроэкономики является поведение экономики, рассматриваемой как единое целое с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.

Для понимания предмета исследования макроэкономики важно различать макроэкономический анализ ex post, или народнохозяйственное (национальное) счетоводство, и анализ ex ante – макроэкономику в собственном смысле слова.

В рамках национального счетоводства определяются значения макроэкономических параметров прошедшего периода с целью получения информации о том, как экономика функционировала и каковы достигнутые результаты.

Эта информация служит для определения степени реализации намечавшихся целей, выработки экономической политики, сравнительного анализа экономических потенциалов различных стран.

На основе данных ex post анализа происходит корректировка макроэкономических концепций и разработка новых.

Анализ ex ante представляет собой прогнозное моделирование экономических процессов и явлений на основе определенных теоретических концепций. Целью данного анализа является определение закономерностей формирования макроэкономических параметров.

Так, на основе анализа ex post можно констатировать, национальный доход распределяется между потреблением и накоплением в пропорции 3:1.

Соответствует ли такое соотношение условиям сбалансированного роста при отсутствии конъюнктурной безработицы, выясняется в ходе анализа ex ante.

В настоящее время макроэкономическими категориями и показателями интересуются самые широкие слои населения. Текущие доходы людей непосредственно зависят от уровня национального дохода и занятости.

Ценность семейного имущества напрямую связана с темпом инфляции. Состояние платежного баланса страны в значительной мере определяет степень свободы передвижения ее жителей через государственные границы.

Экономическая теория, как и другие науки, призвана не только объяснить суть исследуемых процессов и явлений и дать прогнозы их развития, но и выявить возможности влияния людей на ход событий.

Поэтому экономическая теория в целом, и макроэкономика в особенности, оказывает активное воздействие на экономическую политику правительства (фискальная политика, кредитно-денежная политика, политика распределения доходов, внешнеэкономическая политика).

Изучение макроэкономики крайне важно, макроэкономические решения играют центральную роль в успехах или неудачах правительств. Споры вокруг макроэкономики образуют особые разделы в платформах политических партий или их кандидатов.

Источник: https://megaobuchalka.ru/4/15111.html

3. Экономические школы и направления:

1)Экономические взгляды античных авторов; 2)Меркантилизм; 3)Физиократы; 4)Классическая школа; 5)Историческая школа; 6)Марксизм; 7)Маржинализм; 8)Неоклассицизм; 9)Кейнсианство; 10)Институционально – эволюционно – экономическая теория.

Читайте также:  Модули jfusion для вывода сообщений с форума на сайте, а так же создание кнопки в smf для возврата в джумлу

Экономические воззрения:

1)античный способ про-ва — это основа рабовладельческой общ-эконом формации. Аристотель, Платон, Ксенофонт (идея общ разделения труда; рабовладельческое общество, т.е деление на свободных и рабов абсолютно нормально; Аристотель дал определение деньгам и товару, и сказал , что товар сущ-т для обмена);

2)Меркантилизм — эк  идеология периода разложения феодализма, кот способство-вала первоначальное накопление капитала и формирование капиталистических отношений. На смену рабовладению приходит феодальный способ про-ва, более прогрессивный и экономичный. Исторически сущ-ло 3 вида феодализма: барщина, оброк натуральный, оброк денежный.

Мастерская ремесленника мануфактура фабрика

Формула меркантилизма: Меньше покупать, больше продавать.

Причины возникновения капитализма: 1)великие географические открытия (создание общего рынка, создание колониализма, революция цен); 2)Эпоха буржуазной революции.

Физиократы: Франсуа Кенэ

Классическая школа: см билет 3

Истор школа экономики: основатель — Ф.Лист, 1841, «основы нац поит экономики». Осн идеи ист.

школы: 1) экономика является национальной; 2)экон наука является политической; 3)огромная роль гос-ва в экономике; 4) на экономику влияют неэконом факторы (религия, искусство, право, язык); 5)хоз-во развивается стадиально (охотничий, пастушеский, земледельческий, земл-мануфактурный, мануф-торговый).     2.2

Марксизм: Карл Маркс (1818-1883). 1867: «Капитал»-критика полит экономики. 2 основные идеи: 1)теория прибавочной стоимости, кот показывает как один класс живёт за счёт другого; 2) основной силой общества является смена общ-эконом формации.

Маржинализм: Джеванс, Вальрас, Курно, Госсен. Маржиналисты создали микроэкономич анализ.

Неокласска: Альфред Маршал (1842-1924) 1890- «принцип экономики»- первый учебник по экономике- лучшее, что создано. «Кембриджская школа» в экономики.

Маршал в явном виде сформулировал основные принципы (парадигмы) неоклассической экономики: 1)Экономическая система- это равновесная сбалансированная система, в которой встроен механизм внутреннего регулирования.

Истинное состояние этой системы — полное равновесие (изменение производства 1-го товара не может обойтись без изменения производства другого)

1)Основным механизмом внутреннего регулирования является является рынок с совершенной конкуренцией; 2)Цена строго задана внешним фактором; 3)На рынке действует аналитический принцип.

Цель субъекта — максимизация выгоды; 4)Отсутствие противоречий капитализма; 5)Экономика рассматривается с позиции первичности сферы производства обеспечивающего основные пропорции; 6)Капитализм рассматривается как бархатная система, деньги есть, но не играют большую роль; 7)Современное состояние экономической системы предопределено ее прошлым.

Кейнсианство: Джон Кейнс (1873-1946) 1936-«общая теория занятости процента и денег».

Основные принципы кейнсианства: 1)Экономика неравновесная и несбалансированная система и вмешательство государства в нее- абсолютно нормальный путь; 2)В экономике действует мультипликационный эффект.

(кризис производства прокатится по всей экономике в целом); 3)Капитализму присуще внутренние противоречия, обеспечение совокупности спроса; 4)Финансовая система (деньги); 5)Все в экономике зависит от ожидания будущего.

Кейнс выводит основной психологический закон: С ростом доходов человек склонен увеличивать свое потребление, однако в меньшей степени, чем выросли его доходы. Кейнс- создатель подлинной макроэкономики- психологизм.

Институционально-эволюционная теория: Веблен. Норт, Нельсон, Уинбер «Эволюционная теория экономический изменений». Институт-это «правила игры» в обществе, созданные человеком ограничительные механизмы, которые взаимо-действуют м/у людьми в обществе. Основополагающие принципы:

1) недооценка историч и эмоц факторов. Хоз-я деятельность людей; 2) интеграция эко-ки с другими сферами знаний; 3) недооценка неоклассич поведения индивида; 4) эволюция капитализма в посткапитализм с активной ролью гос-ва и соц контролем над бизнесом.

Эк институт-это совокупность формальных, фиксированных в законодательстве, и неформальных…, структурирующих взаимоотношения индивидов  в системе отношений собственности.

Основные принципы эволюционной экономики: 1)экон рассматривается как эволюц открытая система, кот-я постоянно испытывает воздействие страны; 2)  передаётся спонтанный характер к тому что сущ-ие институты  не создавались сознательно к той цели кот-ю они играют; 3) применяется концепция биологической эволюции и биологии:

Эволюцию в природе и экономике протекает если не общим, то похожим  путём.

Источник: http://ampl77.spb.ru/publications/3-ekonomicheskie-shkoly-i-napravleniya

Макроэкономика и микроэкономика как две составляющих экономической теории :

Экономика как наука – это учение о наиболее эффективном использовании и распределении иссекаемых ресурсов. Делится же экономика на микроэкономику и макроэкономику.

Но такое деление не совсем корректно.

Хоть и состоит экономическая теория из микроэкономики и макроэкономики, это относительно – множество разделов теории экономического мышления рассматриваются как макро-, так и микроэкономикой.

Микроэкономика

Этот раздел экономической теории занимается изучением агентов экономики во время их обычной деятельности. Экономические агенты в ходе своей активности осуществляют разную деятельность:

  1. Распределительную.
  2. Обменную.
  3. Производственную.

Задача микроэкономики заключается в том, чтобы постараться объяснить, как экономические субъекты на самом низком уровне принимают те или иные решения и что на них влияет.

Иными словами, как предприятия принимают решения о численности персонала; как покупатели выбирают необходимые им товары; что влияет на выбор того или иного блага; роль изменения цен и доходов жителей в процессе принятия решения о покупке товара или услуги.

Микроэкономика: предмет изучения

Предмет микроэкономики – экономические отношения агентов в условиях экономического выбора. Микроэкономика исследует несколько основных направлений. Во-первых, это проблемы производителей и потребителей. В первом случае изучается, почему агенты выбирают те или иные блага; во втором – для чего и каким образом производители выбирают определенные факторы производства.

Во-вторых, микроэкономика изучает рынок, его равновесие и структуру. Для более детального исследования рынка необходимо определить такие экономические категории, как «спрос» и «предложение».

Еще одним направлением является теория общественного выбора. Это целый раздел экономики, в котором объясняется, как люди удовлетворяют собственные интересы, используя государственные учреждения.

Спрос и предложение

Под термином «спрос» следует понимать количество товаров и услуг, которые покупатель готов приобрести за определенную стоимость. Закон спроса говорит о том, что при снижении цены на услуги или товары спрос будет увеличиваться, а при увеличении стоимости – снижаться. Кривая спроса демонстрирует, какой объем благ готов купить человек при разных ценах в определенный момент времени.

На спрос влияет множество факторов. Главными из них являются ценовые ожидания, изменение доходов и вкусов потребителей, товары-субституты, а также количество других потребителей.

Предложение – количество товаров и услуг, которые производитель хочет реализовать при определенных ценах на них. Кривая предложения демонстрирует, сколько благ готов продать продавец при разной цене реализации в определенный момент времени. Закон предложения говорит о том, что при увеличении цены на товары и услуги предложение увеличивается.

Как и на спрос, существует ряд фактор, влияющих на предложение. Главным из них является стоимость факторов производства. Всегда существует рыночная цена, не позволяющия продавцам устанавливать цены, которые помогут им достичь запланированного уровня рентабельности.

Поэтому при увеличении себестоимости прибыль продавца будет уменьшаться, поскольку цена не сможет быть выше рыночной. Второй фактор – размер налоговых ставок и субсидий. Третий фактор – конкуренты. Под воздействием конкурентных сил цена может уравновесить спрос и предложение.

Такая цена называется равновесной.

Макроэкономика

Как и микроэкономика, макроэкономика занимается изучением функционирования экономики. Но на более высоком уровне. В отличие от микроэкономики, макроэкономика рассматривает всю экономику как единое целое. Ее основателем принято считать Джона Кейнса.

Существует много вопросов, ответы на которые микроэкономика дать не способна. Именно на эти вопросы пытается найти ответы макроэкономика как наука. Такими проблемами принято считать следующие:

  1. Безработица.
  2. Экономический рост.
  3. Уровень цен.
  4. Оборот денег.
  5. Процентные ставки.
  6. Баланс между импортом и экспортом.

Составляющие макроэкономики

Основными индикаторами макроэкономики являются валовый внутренний продукт (ВВП), валовый национальный продукт (ВНП), инфляция, безработица и валютный курс. Кроме того, любая экономика состоит из семи элементов: три рынка и четыре агента.

Тремя рынками принято считать финансовый рынок, рынок товаров и услуг, а также рынок факторов производства. Четыре макроэкономических агента – это государство, предприятия, домашние хозяйства и иностранный сектор. Все они соединены друг с другом кругооборотом доходов и расходов.

Связь микроэкономики и макроэкономики

Микроэкономика рассматривает отдельные фирмы, а макроэкономика анализирует поведение всей экономики. Но для того, чтобы нарисовать полную картину взаимодействия микроэкономических субъектов с государством и иностранными представителями, необходимо использовать базовые методы и принципы микроэкономики и макроэкономики в комплексе.

Макроэкономика является более молодой наукой, поскольку начало ей было положено в середине прошлого века, когда Джон Кейнс опубликовал свою работу под названием «Общая теория занятости, процента и денег». Она принимает во внимание основные постулаты микроэкономики которая берет свое начало с тех же пор, что и вся экономика как наука.

Источник: https://BusinessMan.ru/makroekonomika-i-mikroekonomika-kak-dve-sostavlyayuschih-ekonomicheskoy-teorii.html

Ссылка на основную публикацию