Олицетворение — это искусство оживлять неживое

Олицетворение: примеры в русском языке, литературе

Русский язык

Олицетворение — прием, когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.
Чтобы создать образность, придать речи выразительности авторы прибегают к различным литературным приемам, олицетворение в литературе — не исключение.

Основная цель у приема — перенести человеческие качества и свойства на неодушевленный предмет или явление окружающей действительности.

В работах писатели используют эти художественные приемы. Олицетворение выступает одной из разновидностей метафоры, например:

Деревья проснулись, трава шепчет, страх подкрался.

Олицетворение: деревья проснулись, словно живые

Благодаря использованию олицетворений в изложениях авторы создают художественный образ, который отличается яркостью и неповторимостью.
Такой прием позволяет расширить возможность слов при описании чувств и ощущений. Можно передать картину мира, выразить отношение к изображаемому предмету.

История появления олицетворения

Откуда в русский язык пришло олицетворение? Этому способствовал анимизм (вера в существование духов и души). Древние люди наделяли неживые объекты душой и живыми качествами. Так они объясняли мир, который окружал их. Из-за того что они верили в мистические существа и богов — образовался изобразительный прием, как олицетворение.

Всех стихотворцев интересует вопрос о том, как правильно применять приемы в художественных изложениях, в том числе при написании стихов?

Уместный пример присутствует в романе Андрея Битова “Пушкинский дом”. Во вступительной части литературного произведения автор описывает ветер, который кружит над Петербургом, весь город описывается с точки зрения ветра. В прологе главным героем является ветер.

Пример олицетворения выражен в повести Николая Васильевича Гоголя “Нос”. Что самое интересное, нос главного героя не только описан приемами олицетворения, но приемами персонификации (часть тела наделена человеческими качествами). Нос главного героя стал символом двойников.

Иногда авторы допускают ошибки при использовании олицетворения. Они путают его с аллегориями (выражениями в конкретном образе) или антропоморфизмами (перенесение психических свойств человека на явление природы).

Если в произведении вы придадите какому-либо животному человеческие качества, то такой прием не будет выступать олицетворением.
Употребить аллегорию без помощи олицетворения невозможно, но это уже другой изобразительный прием.

Какой частью речи выступает олицетворение?

Чтобы оживить неодушевленный предмет авторы используют особый прием в качестве глагола. Его можно вписывать перед и после описываемого существительного.

Но в этом случае нельзя олицетворение называть простым глаголом — это часть речи. У нее больше функций, чем у глагола. Она придает речи яркости и выразительности.
Использование этих приемов в художественном изложении позволяет авторам сказать больше.

Олицетворение — литературный троп

В литературе можно встретить красочные и выразительные фразы, которые используются для одушевления предметов и явлений. В других источниках другое название этого литературного приема — персонализация, то есть когда предмет и явление воплощают антропоморфизмами, метафорами или очеловечиванием.

Примеры олицетворения в русском языке

Часто авторы пользуются тропом для создания полноценных и мелодичных форм. Они придают сказочным персонажам героичность и повод для восхищения. И персонализация и эпитеты с аллегориями способствуют приукрашиванию явлений. Так создается более впечатляющая реальность.

Поэзия богата на гармоничность, полет мыслей, мечтательность и красочность слова. Если добавить в предложение такой прием как персонализация, то оно будет звучать абсолютно по-другому.

Персонализация как прием в литературном произведении появился благодаря тому, что авторы стремились наделить фольклорных персонажей из древнегреческих мифов героизмом и величием.

Как отличить олицетворение от метафоры?

Перед тем как начинать проводить параллель между понятиями, нужно вспомнить, что такое олицетворение и метафора?

Метафора — слово или словосочетание, которое употребляется в переносном смысле. Она основана на сравнении одних предметов с другими.

Например:
Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой

Метафорой здесь выступает слово «келья», то есть автор имел в виду улей.
Олицетворение — это одушевление неодушевленных предметов или явлений, автор наделяет неживые предметы или явления свойствами живых.

Например:
Утешится безмолвная природа
И резвая задумается радость

Радость не может задуматься, но автор наделил ее свойствами человека, то есть использовал такой литературный прием, как олицетворение.
Тут и напрашивается первый вывод: метафора — когда автор сравнивает живой предмет с неживым, а олицетворение — неживые предметы приобретают качества живых.

Чем отличается метафора от олицетворения

Давайте рассмотрим пример: летят алмазные фонтаны. Почему же это метафора? Ответ прост, автор в этом словосочетании скрыл сравнение. В этом сочетании слов мы можем сами поставить сравнительный союз, получим следующее — фонтаны как алмазы.

Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в ее основе лежит сравнение, но автор не оформляет его с помощью союза.

Использование олицетворения в разговоре

Все люди во время разговора используют олицетворение, но многие не знают об этом. Оно используется так часто, что люди перестали его замечать. Яркий пример олицетворения в разговорной речи — финансы поют романсы (петь свойственно людям, а этим свойством наделили финансы), так мы получили олицетворение.

Несмотря на такую популярность, чаще олицетворение встречается в художественных изложениях. Авторы со всего мира не могут пройти мимо такого художественного приема.

Олицетворение и художественная литература

Если взять стихотворение любого писателя (не важно русский или иностранный), то на любой странице, в любом произведении мы встретим массу литературных приемов, в том числе и олицетворений.

Если в художественном изложении идет рассказ про природу, то описывать природные явления автор будет используя олицетворение, пример: мороз разрисовал все стекла узорами; гуляя по лесу можно заметить, как шепчут листья.

Если произведение из любовной лирики, то авторы используют олицетворение в качестве абстрактного понятия, к примеру: можно было услышать, как пела любовь; их радость звенела, тоска съедала его изнутри.
Политическая или социальная лирика также включает в себя олицетворения: и родина — мать наша; с окончанием войны мир вздохнул с облегчением.

Олицетворение и антропоморфизмы

Олицетворение — простой изобразительный прием. И дать определение ему не сложно. Главное уметь его отличать от других приемов, а именно от антропоморфизма, ведь они похожи. Олицетворение — прием, когда автор хочет неживому объекту придать живых свойств.

Антропоморфизм — перед автором стоит цель одушевить неживой предмет исключительно человеческими свойствами.

Если в рассказе идет речь о неживом объекте или абстрактном понятии, то использовать нужно олицетворение, а вот если описано живое мифологическое существо — антропоморфизм.

Запомнив это, вы никогда не перепутаете эти два приема в тексте.

Примеры олицетворения

Чтобы понять суть олицетворений, давайте рассмотрим примеры:

  • воет море ( нам известно, море не воет, но автор применил прием, давая понять, что море издает сильный шум) — это олицетворение;
  • плакала ива (ива — это дерево и оно не может плакать, так автор акцентировал внимание на развесистые гибкие ветви, которые внешне напоминают слезы);
  • играло пианино (пианино не может играть само по себе. Такое словосочетание указывает на то, что оно издает звуки, когда на нем играет пианист).

Предложения, в которых используется олицетворение, мы употребляем и слышим каждый день, но не замечаем, что используем выразительный прием.

Но стоит ли разбавлять свою речь олицетворениями или лучше этого избежать? Суть воплощений несет характер мифопоэтики, но мы часто их используем.

Использование олицетворений началось с употребления цитат из литературно-художественных произведений. Со временем они стали частью разговорной речи.

кто хочет в группу единомышленников присоединяйтесь к нам

Присоединиться

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Интересное:

Источник: http://lisel85.ru/copywhiting/russkij-yazik/olicetvorenie

Консультация (3 класс) на тему: Памятка. Литературное чтение

Что такое олицетворение

Олицетворе́ние (персонифика́ция, прозопопея) — троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.[1] Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

Олицетворение – это наделение неодушевленных предметов живыми качествами!

Олицетворение – глагол, употребленный в переносном значении, который переносит действие живого существа на другие предметы. Например, природа притихла; спит трава.

В стихотворении “Вот ветер тучи нагоняя” А.С.Пушкин говорит о зиме, как о человеке, о живом существе. Например, она [зима] пришла, легла, сровняла, проказничает. Это олицетворение.

Олицетворение – это оживление неживого предмета

Олицетворение – художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами.

И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются;осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, изовёт к себе такую же зелёную свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками. (М.М.Пришвин.)

К сравнению и олицетворению близки метафоры. Метафоры по праву могут претендовать на главенствующую роль среди всех тропов.

В основе любой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими.

Метафора – скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, союз (как, словно, как будто) при этом отсутствует, но подразумевается.

В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть (С.А.Есенин).

Особенно ярким средством изобразительности речи являютсяразвёрнутые метафоры. Они возникают в том случае, когда одна метафора влечёт за собой новые, связанные с ней по смыслу.

Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком (С.А.Есенин).

Что такое эпитет

Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον — «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественноименем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).

Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность. Употребляется как в поэзии (чаще), так и в прозе. Многие писатели используют эпитеты (Т.Г. Шевченко, И. Франко)

Эпитет – это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. Эпитет представляет собой сравнение и может быть выражен как именем прилагательным, так и cуществительным, глаголом или наречием.

Эпитет – это яркое образное определение, например: золотая осень, синее море, белоснежная зима, бархатная кожа, хрустальный звон.

Что такое сравнение

Сравне́ние — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.

В сравнении выделяют: сравниваемый предмет (объект сравнения), предмет, с которым происходит сопоставление (средство сравнения), и их общий признак (основание сравнения, сравнительный признак, лат.

 tertium comparationis).

Одной из отличительных черт сравнения, является упоминание об обоих сравниваемых предметах, при этом общий признак упоминается далеко не всегда Сравнение следует отличать отметафоры.

Сравнения характерны для фольклора.

Известны разные виды сравнений:

Сравнения в виде сравнительного оборота, образованного при помощи союзов как, будто, словно, точно: «Мужик глуп, как свинья, а хитёр, как чёрт». Бессоюзные сравнения — в виде предложения с составным именным сказуемым: «Мой дом — моя крепость». Сравнения, образованные при помощи существительного в творительном падеже: «он ходит гоголем». Отрицающие сравнения: «Попытка не пытка»

Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

…чёрные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты (Н.В.Гоголь).

Сравнение может представлять собой

  • сравнительный оборот (отражались, как в зеркале; как птица, нырнул он между ветвями) присоединяется с помощью союзов как, точно, словно, будто, как будто, подобно, что;
  • сложноподчинённое предложение с придаточным сравнительным (Замрёшь на берегу лужи, словно скала в небесах тебя держит, а внизу – сине.);
  • сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа (ползёт улиткой);
  • форму сравнительной степени прилагательных, наречий (Из мрака куст ползёт, мохнатей медвежонка.)

Сравнения могут быть прямыми (И листочки бегут по дорожке,словно жёлтые мышки от кошки…) и отрицательными:

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи:

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои…

(Н.А.Некрасов)

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2014/10/21/pamyatka-literaturnoe-chtenie

Приём олицетворения в искусстве Строганова Ирина Геннадьевна МОУ СОШ 1 г. Комсомольска-на-Амуре. – презентация

1 Приём олицетворения в искусстве Строганова Ирина Геннадьевна МОУ СОШ 1 г. Комсомольска-на-Амуре<\p>

Читайте также:  Ооо и ип — чем они отличаются, их плюсы и минусы, что лучше открыть и стоит ли вообще легализовывать онлайн-бизнес

2 Существуют вечные ценности: любовь, дружба, красота, честь, достоинство… Но каждый человек любит по- своему, видит красоту тоже по-своему. Живопись, музыка, литература выражают красоту мира и человека, позволяют каждому открыть самого себя.<\p>

3 Красота –утешенье для глаз, Для души и для сердца утеха. Красота – и в природе, и в нас, Звук и отзвук, стократное эхо.<\p>

4 «Приём олицетворения в искусстве».<\p>

5 перенос признаков живого существа на неживой предмет; видение в неживом предмете черт человека; одна из разновидностей метафоры.<\p>

6 Художники, поэты, музыканты в своем творчестве оживляют и «очеловечивают» образы природы и природных явлений.<\p>

7 Попробуй из живого сделать ещё более живое- Вот это настоящая работа! Григорий Горин<\p>

8 М. Лермонтов Ночевала тучка золотая На груди утёса- великана; Утром в путь она умчалась рано; По лазури весело играя; Но остался влажный свет в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И глубоко плачет он в пустыне.<\p>

9 Сергей Козлов. Ёжик в тумане (отрывок) Из – за туч вышла луна и, улыбаясь, поплыла по небу. « Ммм-у!..» -вздохнула корова за рекой. Залаяла собака, и сорок лунных зайцев побежали по дорожке.<\p>

10 олицетворениеРазгадать пейзажные тайны художественных произведений, «очеловечить» образы природы позволяет прием олицетворение.<\p>

11 Живопись – это вдохновение, это озарение, это вечность, открытая нам на мгновение, это неповторимое повторение.<\p>

12 Микалоюс Чюрлёнис Автор музыкальной живописи ( )…Я полечу в далекие миры, в край вечной красоты, солнца и фантазии, в заколдованную страну.. М.-К. Чюрленис<\p>

13<\p>

14 Соната моря “Я рисовал или по целым часам сидел у моря, в особенности на закате я всегда приходил к нему, и было мне всегда хорошо, и с каждым разом становилось все лучше…”<\p>

15 Музыка. «Душа томится и кипит. И ткётся звуков сеть густая, И тяжким облаком свилась, По ней, прерывисто сверкая, Трель огневая пронеслась». П.П. Ершов.<\p>

16 Николай Рерих Рерих художник, археолог, создатель поэтических пейзажей, романтических исторических композиций, символических “идеограмм”; религиозный мечтатель и фантаст, “ясновидец и пророк”; он переходит от полотен, выполненных в духе реализма XIX века, к условно стилизаторским панно и иконоподобным композициям начала XX века, а затем увлекается религиозными монументальными росписями и театральной декорацией; создает в 40-х годах многочисленные полотна, проникнутые мистическим настроением, а завершает творческую эволюцию реалистическим Гималайским циклом.<\p>

17<\p>

18 Стражи скалы Анализировать картины Рериха очень трудно; фактически в них нет сюжета в традиционном для XIX века понимании; в них важно не то, что происходит, а поэтическая целостность произведения, одухотворенность, мелодия, пластичность. В своих попытках овладеть тайной цвета Рерих вплотную подошел к издавна волновавшей философов, музыкантов и художников проблеме музыки цвета.<\p>

19 Живопись, как и любой вид искусства, – это общение. Художник очень хочет быть понятым, хочет совместного переживания чувств. Ему нужен не просто созерцатель полотен, а зритель с тонко чувствующей душой.<\p>

20 Звуки. Что за звуки! Неподвижен внемлю Сладким звукам я; Забываю вечность, небо, землю, Самого себя. М.Ю. Лермонтов<\p>

21 Поэт и писатель, художник и композитор каждый по – своему создает картину мира. Пользуясь особыми приемами, они помогают нам ее представить, вообразить, почувствовать – учат видеть, слышать и понимать окружающий мир.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/581325/

Аллегория и олицетворение

Палитра нашей речи

Сегодня займемся мы оживлением неживого. Это любимое занятие нашего правого полушария. Почему?

А это опять-таки его прозрение из глубин мироздания, откуда правое полушарие черпает информацию.

Наши предки это хорошо чувствовали, молясь камням и любым красивым предметам. Они понимали родство всего материального мира. Для нас, нынешних, этот мир разбился на кусочки, классифицировался на живое, неживое, слегка живое, некоторым образом одушевленное и прочее.

А утратив эту связь, западный человек тут же почувствовал необходимость ее восстановить. Иначе мир вокруг непознаваем. Что-то есть в нем такое, что ускользает от понимания, не укладывается в классификации, термины и определения. И только умудрившись прочувствовать какое-то явление эмоционально, пропустить его сквозь себя, мы приходим к его пониманию.

А как прочувствовать неживой предмет. Он неживой, он не откликается на наш зов. Во всяком случае перестал откликаться для нас, теперешних. Значит, его надо оживить. Вернуть ему одухотворенность.

Вот так и сложились в нашей речи совершенно уникальные инструменты: аллегория и олицетворение.

В чем разница! И то и другое оживляет.

По форме то же самое. Разница только в цели.

Аллегория нужна, чтобы выразить в привычных образах отвлеченные понятия, выразить то, что словами не объяснишь. Это способ познания мира.

На аллегории построена вся античная мифология, воплотившая такие отвлеченные пониятия, как любовь, власть, смерть, победа, мудрость.

Вернулись к ней в средние века, когда после нескольких веков перестройки сознания пришлось вернуться к познанию мира. Как познать то, что невозможно описать, то, что невозможно увидеть.

Аллегория — это всегда попытка нарисовать то, что нельзя представить воочию.

И заметьте еще такую интересную деталь. Аллегория может быть совершенно необъяснима без комментария. Подпись к аллегорической картине — это не просто подпись, это часть самой картины. Без подписи аллегорическая картина может потерять смысл.

В литературе аллегория прижилась в форме басни.

Давайте вспомним характерный признак всякой басни.

Правильно, мораль! Она в басне играет ту же роль, что и подпись к аллегорической картинке, без нее смысл басни может быть непонятен.

А олицетворение появляется в том случае, когда человеку требуется объяснить собственные мысли и чувства. Олицетворение — способ самопознания. Это литературный прием, свойственный лирике и лишь потом ушедший в другие литературные жанры.

Все мы прекрасно знаем русскую народную песню о дубе и рябине на стихи забытого русского поэта Ивана Сурикова. Вот классический пример олицетворения:

Тонкими ветвями я б к нему прижалась

И с его листвою день и ночь шепталась.

Как объяснить миру и самой себе, что твоя мечта о любви несбыточна, безнадежна. Вот он, поразительный образ: два одиноких дерева, разделенные дорогой, — и каждое корнями в свою собственную землю уходит. А значит, невозможен шаг, решающий судьбу.

Олицетворение оказалось сильнейшим приемом, заставляющим привлечь внимание к некоей детали, очень важной для автора. Оживляя неживой персонаж, мы предлагаем читателю воспринимать его как человека, эмоционально, а значит, и понять его как разумное существо.

Да, между этими двумя средствами выразительности очень много общего. Часто грань, их разделяющая, очень тонка.

Скажем, может ли образ двух деревьев, разделенных дорогой, быть аллегорией, образом двух судеб, которые никогда не пересекутся в этой жизни? Конечно, может. Если цель автора — размышление о человеческих судьбах.

Но стихи эти стали песней не потому, что людям интересно размышлять о судьбах. Каждый пропускает эту песню через себя и находит в душе собственный уникальный отголсоок. Уже не об отвлеченных понятиях люди поют, а о собственной судьбе.

И видят женщины в рябине самых себя. И понимают: что поделаешь, так мир устроен — несбыточно счастье!

В том и разница: аллегорию порождает разум. Она логична, красива и холодна.

Олицетворение живо, тепло и сразу отзывается в любой душе, как родное.

Но так бывает тонка эта грань.

Помните, в романе Льва Толстого «Война и мир» Андрей Болконский увидел себя в старом мертвом дубе? А дуб вдруг покрылся листвой и указал Болконскому, что его жизнь не закончилась, что все еще впереди.

Это аллегория или олицетворение?

А ведь этот дуб мы видим не только глазами князя Андрея. Рядом с ним автор Лев Толской. Андрей Болконский видит в дубе вернувшегося к жизни себя — и это олицетворение.

А Лев Толстой видит, что всему в мире, что живо, свойственно обновление — ничто не умирает, не уходит бесследно.

И это аллегория.

Продолжение цикла:  Перифраз и эвфемизм

Источник: http://olgaveiga.ru/allegoriya_i_olitsetvorenie/

Что такое олицетворение в литературе, его функции и примеры, отличие от других художественных средств

Главная > Литература > Что такое олицетворение в литературе, его функции, примеры

Олицетворение — довольно часто использующийся в литературе художественный прием, суть которого заключается в перенесении особенностей личности на неживые предметы. С помощью него обеспечивается образность речи.

Этот художественный прием — разновидность метафоры. С его помощью можно создавать оригинальные смысловые конструкции, добавляющие красок в текст.

Например, «камыш шепчет» (что в реальной жизни может делать только человек).

Также можно встретить название «персонификация», которое является синонимом.

Википедия пишет, что персонификация является термином, который используется в психологии, когда человек свои качества и эмоциональные реакции ошибочно приписывает другому человеку (этот механизм называется проекцией, который лежит в основе этого процесса). В социологии персонификация используется для того, чтобы переложить ответственность за плохие события на другого человека.

Функции олицетворения в искусстве

Этот художественный прием используют для решения разных задач.

  • Добавление игровых моментов в обучение детей. Например, басни полны олицетворениями разного рода. Животные наделяются человеческими качествами, благодаря чему ребенку интереснее воспринимать сюжет и находить мораль произведения.
  • Создание эмоционального оттенка текста. Персонификация может использоваться для того, чтобы приковывать внимание читателя к произведению. Оно может найти применение не только в художественной литературе, но и научно-популярной. Нередко персонификация используется как один из маркетинговых приемов.
  • Стимулировать воображение читателя, дать ему возможность более красочно ощутить прочитанное.

И ряд других задач ставит перед собой персонификация. Вот, для чего применяется олицетворение.

Где используется персонификация?

Один из жанров, где особо активно проявляется персонификация — миф. В текстах древних народов растениям, животным, морям и океанам приписывались человеческие качества.

На примере было значительно проще объяснить суть вещей, причины происхождения вселенной и появление живых существ.

Было множество богов, которые воплощались в неживых предметах и животных и имели такие же черты характера, как и люди.

Персонификация используется и в сказке. Надо провести грань между мифом и сказкой. Первый воспринимается как реальность. То есть в персонификацию верят, отрицая, что это просто художественный прием. В случае же со сказкой все понятно — персонажи вымышленные. Она не ставит целью объяснить непонятные вещи типа происхождения жизни на Земле.

Персонификация может использоваться и в научной литературе, хотя ее количество значительно меньше, чем в художественной.

Чаще всего она используется в форме устойчивых выражений типа «дождь идет», которые применяются повсеместно. То есть персонификация в научных текстах используется неосознанно, без цели создать красочность.

Наиболее активно персонификация себя проявляет в искусстве, а не науке.

Как найти олицетворение?

Найти олицетворение в прозе, стихотворении, несложно. Для этого необходимо исходить из определения. Олицетворение — это когда не человек наделяется человеческими качествами. Пример — солнце село. Так, в известном стихотворении А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» из поэмы «Руслан и Людмила» есть такие строчки:

Очевидно, что кот не может петь или говорить сказку, на это способны только люди. Вот этот прием называется персонификацией или олицетворением.

Чем отличается олицетворение от аллегории?

Очень часто можно спутать олицетворение и аллегорию. Ну действительно, и там, и там определенные качества воплощаются в конкретных предметах или живых существах. Тем не менее, разница между этими понятиями есть. Олицетворение является разновидностью метафоры и являет собой простой ассоциативный художественный прием.

  • Аллегория может быть значительно большей по масштабу и охватывать целое произведение. Она может включать в себе и олицетворение, хотя необязательно. Аллегория имеет скорее символическое значение. Например, символ правосудия — весы. Здесь никакое действие не выполняется, но при этом качество приписывается неживому объекту.
  • Олицетворение хотя и являет собой приписывание качеств другому существу или предмету, но подразумевает скорее действие, причем единичное. Например, «ветер разбушевался». Здесь порывы воздуха показываются достаточно злыми и агрессивными. Но это лишь ситуативно.
  • Кроме того, любая метафора, в том числе, и олицетворение является по своей природе лишь удачным красивым сравнением.

Выводы

Олицетворение является хорошим инструментом, который поможет добавить выразительности за счет удачного сравнения. Оно используется в огромном количестве сфер, начиная мифами и заканчивая научными текстами. Это мощный прием, который надо применять осторожно и умеренно.

Отзывы и комментарии

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/chto-takoe-olitsetvorenie-v-literature-ego-funktsii-primery.html

Правила олицетворение

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ ПРИНЦИП – одно из центральных понятий в аналитической и феноменологической антропологии тела. Исторические эпохи по-разному выражали человеческую являемость в мире.

Человека (как лица) еще нет в мире древних дохристианских эпох: лицо как принцип олицетворения мира и всех отношений появляется только в христианскую эпоху, оно становится иконографическим знаком божественного предназначения человека.

В христианской антропологии (православной) вокруг лицевого образа (Высшего Первообраза) сформировались три измерения, без которых невозможно олицетворение, являемость лица; лик – лицо – маска (личина), – лицо воспринимается в соотнесении с маской (личиной) – низшим, или ликом (святым) – высшим.

Всякое человеческое лицо отражает в той или иной мере высший всечеловеческий Образец. Под маской (личиной) понимается «падение во грех», изначальная «нечистота», явление злого, демонического начала. Лицо – переходный момент от маски (личины) к лику.

Лицо находится на горизонтальной линии взаимодействий (олицетворения), лицевые трансформации (маска/личина, лик) на вертикали перехода. Грамматика олицетворения строится как строгая иерархия лицевых смещений или того, что П.А.Флоренский называет «поворотами».

Под поворотом он понимает определенную точку зрения, фиксирующую законченную лицевую трансформацию: если лицо дано в фасном повороте, то это иконные лики, или лики святости; если в прямом, то это властный профиль, или цари, тираны, диктаторы; если в анфас или в повороте на три четверти, то это женские лица и детские (и общая неопределенность выражения лица «современного человека»); если в спинном, тыльном повороте, то это маска, демонизм, враждебные человеку силы. Само по себе лицо обладает неясной фактурой, оно субъективно и подвижно, не способно выразить свою идентичность, ибо идентичность обретается в подобии высшему образцу, первообразу. Лицо – «сырая материя», смешение света и тени, жизни и тлена, добра и зла. Сотворение лица должно идти через выявление неизменных и устойчивых черт его по каноническому и изначальному образу. Расчищение, высветление лица, – этой операцией устраняется все мертвое, что захватывает лицо, подчиняет его неупорядоченной мимической игре, бренному времени. Олицетворение не физиогномично, а следует лицевому канону. Лик ничего не выражает и ничего не представляет, он есть свой собственный символ, лицо Перволица (христоморфизм). Лик чист, ибо всегда «на свету», т.е. не имеет игры теней или световых вибраций, уравновешен, покоится в себе. К лицу неприменимы привычные правила герменевтическо-физиогномических толкований лица.

Каждая человеческая страсть имеет свой анатомически-физиологический и физиогномический эквивалент.

Порядок всех внешних знаков (выраженных на лице мимических движений, тиков и парезов, или гримас) находится в строгом соответствии с внутренними знаками (ощущения боли, радости, удовольствия, скорби т.п.). Из картезианской механики человеческих страстей постепенно к 18 в.

сформировались новые гуманитарные (антропологические) науки: физиогномика (Ле Брюн), педагогика, психология, психиатрия и ее последующие ответвления (Делла Порта, Лафатер, Гальс, Лихтенберг, Ч.Ломброзо, Э.Кречмер).

В 20 в. получает развитие феноменология и герменевтика лица (П.Валери, Ж.-П.Сартр, Э.Левинас, М.М.Бахтин, Г.Зиммель и др.). Экзистенциальная временность – истинная субстанция лица живого. Лицо выражается, имеет имя, сообщает о себе, оно всегда в поле коммуникации, в контакте, диалоге.

Лицо живое подвергается воздействиям, реагирует, не может существовать без лица Другого, к которому обращается, олицетворяясь в общении с иным себе лицевым образом. Отсюда получает развитие ряд герменевтических техник лица. В новейших исследованиях по антропологии лица выделяются два его плана: лицо отражающее (напр.

, понятие «типажа» в раннем русском кинематографе – С.Эйзенштейн) и лицо выражающее; в одном случае фиксируется прохождение информации через лицевые образы, в другом, напротив, обратный отсыл лицевой информации к потребителю.

Крупный план в кинематографе и современной системе электронных средств информации – типичный пример действия принципа олицетворения: деталь, выведенная в крупный план, приобретает физиогномически-ценностное значение, олицетворяется, т.е. наделяется качествами, которые делают ее символом всей ситуации представления лицевого образа.

Любая «вещь», переведенная в крупный план, транслирует лицевую информацию. Не как анатомически устроено лицо, или что оно есть, а что оно выражает (или отражает). Лицевые образы – коды олицетворения. Лицо-тип (visage-type) и лицо-событие (visage-occurence) – Φ. Гваттари; лицо отражающее (visage-reflexif) и лицо интенсивное (visage-intensif) – Ж.Делез.

Лицо функционирует в двойной системе кодирования информации: «духовно-абстрактное» переводится в визуально-материальный, пространственно-временной план, а последнее – в «духовно-абстрактный». Благодаря воссозданию лицевого образа формируются отдельные политические, интеллектуальные, идеологические персонажи.

Впервые социальная и политическая маска героя массовой культуры становится независимой от личности ее носителя («истории жизни»). Вместо феноменологии лица его визуальная семиотизация.

Если в феноменелогии принцип олицетворения «вырабатывал» единые лицевые гештальты, тем самым придавая лицу некий смысл, то при семиозисе лица значение получают лишь частичные аспекты олицетворения. Лицо как единство смысла обесценивается в пользу лицевого фрагмента: благодаря разнообразным (масс-медиальным) техникам разложения лицевого единства ценность приобретает лицевой фрагмент, который не нуждается ни в каком целом, включаясь (благодаря фрагментации) в самые разнообразные коллекции чувственных, телесных и ментальных фактов.

1. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М., 1990;

2. Он же. Иконостас. М., 1994;

3. Бахтин M.M. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965;

4. Эйзенштейн С.М. Избр. соч. в 6 т., т. 4. М., 1966;

5. Бела Балаш. Кино. Становление и сущность нового искусства. М., 1968;

6. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977;

7. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983;

8. Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М., 1985, с. 150–210.

iphlib.ru

Что такое олицетворение?

Олицетворение — это лите­ра­тур­ный при­ем пере­не­се­ния свойств и качеств чело­ве­ка на неоду­шев­лён­ные пред­ме­ты и отвле­чен­ные поня­тия.

Для созда­ния образ­но­сти и выра­зи­тель­но­сти речи писа­те­ли исполь­зу­ют раз­лич­ные худо­же­ствен­ные сред­ства, сре­ди кото­рых мож­но назвать оли­це­тво­ре­ние.

В осно­ве воз­ник­но­ве­ния оли­це­тво­ре­ния лежит пере­нос свойств и качеств чело­ве­ка на неоду­шев­лен­ные пред­ме­ты и явле­ния окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­сти. В сво­ем про­из­ве­де­нии писа­тель, исполь­зуя этот худо­же­ствен­ный при­ем, кото­рый явля­ет­ся одним из видов мета­фо­ры, может нам сооб­щить, что

  • лес проснул­ся (срав­ни­те: ребе­нок проснул­ся);
  • камыш шеп­чет (девуш­ка шеп­чет);
  • тем­но­та под­кра­лась (раз­вед­чик под­крал­ся).
  • Олицетворение в литературе. Примеры

    Поищем при­ме­ры оли­це­тво­ре­ний в поэ­зии. Читаем у Сергея Есенина:

    Мелколесье. Степь и дали. Свет луны во все кон­цы. Вот опять вдруг зары­да­ли

    Разливные бубен­цы.

    Бубенцы не зазве­не­ли, а зары­да­ли, как рыда­ют жен­щи­ны, если у них горе.

    Ф.И. Тютчев исполь­зо­вал оли­це­тво­ре­ние для боль­шей выра­зи­тель­но­сти сти­хов:

    Лазурь небес­ная сме­ёт­ся , Ночной омы­тая гро­зой, И меж­ду гор роси­сто вьет­ся

    Долина свет­лой поло­сой.

    Лазурь сме­ёт­ся, как сме­ет­ся ребе­нок или любой чело­век от удо­воль­ствия.

    Я свист­ну, и ко мне послуш­но, роб­ко впол­зет окро­вав­лен­ное зло­дей­ство , и руку будет мне лизать , и в очи смот­реть , в них знак моей читая воли (А.С. Пушкин).

    Выхожу один я на доро­гу, Сквозь туман крем­ни­стый путь бле­стит; Ночь тиха. Пустыня внем­лет богу

    И звез­да с звез­дою гово­рит .

    Олицетворение помо­га­ет писа­те­лю или поэту создать худо­же­ствен­ный образ, яркий и непо­вто­ри­мый, рас­ши­ря­ет воз­мож­но­сти сло­ва в пере­да­че кар­ти­ны мира, ощу­ще­ний и чувств, в выра­же­нии сво­е­го отно­ше­ния к изоб­ра­жа­е­мо­му.

    Утешится без­молв­ная печаль,
    И рез­вая заду­ма­ет­ся радость.

    russkiiyazyk.ru

    Олицетворение

    Олицетворением называется наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека [. Звезда с звездою говорит (Л.); Спит земля в сиянье голубом. (Л.)]. Олицетворение – один из самых распространенных тропов.

    Традиция его употребления восходит к устной народной поэзии (Не шуми, мати, зеленая дубравушка, не мешай мне, доброму молодцу, думу думати. ). Многие поэты использовали этот троп в произведениях, близких к фольклору (Что шумишь, качаясь, тонкая рябина, низко наклоняясь головою к тыну? – Сур.).

    Художники слова сделали олицетворение важнейшим средством образной речи. Олицетворения используются при описании явлений природы, окружающих человека вещей, которые наделяются способностью чувствовать, мыслить, действовать [Парк качался и стонал (Пауст.

    ); Весна бродила вместе с легким сквозным ветром по коридорам, дышала в лицо девичьим своим дыханием (Пауст.); Забормотал спросонок гром. (Пауст.)].

    Олицетворение – один из тех тропов, которые широко употребляются не только в художественной речи, но и в научном стиле (воздух лечит, рентген показал), публицистическом (Заговорили наши орудия. Начался обычный поединок батарей. – Тих.). Прием олицетворения используется в заголовках газетных статей («Ледовая дорожка ждет», «Солнце зажигает маяки», «Матч принес рекорды»).

    Особым видом олицетворения является персонификация (из лат. persona – лицо, facere – делать) – полное уподобление неодушевленного предмета человеку. В этом случае предметы наделяются не частными признаками человека (как при олицетворении), а обретают реальный человеческий облик:

    Вопреки ожиданьям развала, какой мы видим повсеместно, тут сохранилось нормальное хозяйственное кровообращение. Трудности – как везде, но жирок поднакоплен тут был (. ). . А Пуща уже зябнет от легких ночных морозов, от долгих туманов. Пуща спокойна и равнодушна к страстям человеческим. Много всего повидали ее дубравы. Но молчаливы. И, умирая, ничего не расскажут.

    (В. Песков // Комсомольская правда. – 1996. – 18 окт.)

    Голуб И.Б. Стилистика русского языка – М., 1997 г.

    www.textologia.ru

    Лучший ответ

    Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

    Перенос свойств человека на животных или предметы и т.п.

    Олицетворение это – когда свойства живого существа присваивают не живым.

    Олицетворение – это оживление неживого предмета.

    1. 1.Lesya Donich 80
    2. 2.Полина Беликова 70
    3. 3.Bronwyn Tim 39
    4. 4.Сергей Сафонов 25
    5. 5.Никита Гущин 23
    6. 6.Софья Мармеладова 12
    7. 7.Oly Kova 9
    8. 8.Ольга Исаева 5
    9. 9.Karina Khachatryan 5
    10. 10.Александр Гирс 5
    11. 1.Ramzan Ramzan 6,296
    12. 2.Елизавета Анчербак 5,056
    13. 3.Iren Guseva 4,925
    14. 4.Анастасия Гудяева 3,482
    15. 5.admin 3,392
    16. 6.Александра Люханчикова 3,122
    17. 7.Мухаммад Амонов 3,084
    18. 8.Гузель Миннуллина 2,374
    19. 9.Артём Чекуров 2,016
    20. 10.Алёна Кошкаровская 1,886

    Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Михаил Воронин — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • Источник: http://sokolieds.ru/blog/pravila-olicetvorenie/

    Что такое олицетворение и где это применяется? – База ответов на любые вопросы

    Нисколько не задумываясь, мы произносим словосочетания «солнце встало», «ручьи бегут», «метель завывает», «солнце улыбается», «дождь плачет», «мороз рисует узоры», «листья шепчутся».

    На самом деле эти привычные фразы являются составляющими элементами старинных олицетворений. Сейчас они стали настолько обыденными, что их исходный смысл уже не воспринимается.

    Что означает слово «олицетворение»?
    Примеры олицетворения в литературе
    Чем метафора отличается от олицетворения?
    Олицетворением чего моряки считают кита?

    Слово «олицетворение» имеет древний латинский аналог «персонификация» (persona — лицо, facio — делаю) и древнегреческий «прозопопея» (prósōpon — лицо, poiéō— делаю).

    Этим стилистическим термином принято обозначать восприятие неодушевленных предметов как одушевленных и придание им свойств живых существ, наделение животных, растений, явлений природы человеческими переживаниями.

    В древности олицетворение сил и явлений природы было методом познания мира и попыткой объяснить устройство мироздания. В легендах и мифах Древней Греции взаимоотношения Урана и Геи, например, олицетворялись как бракосочетание Неба и Земли, в результате которого появились горы, деревья, птицы и звери.

    У славян бог Перун олицетворял гром и молнию, Стрибог — ветер, Дана — воду, Дидилия — Луну, Коляда — бога Солнца в возрасте младенца, а Купала — бога Солнца в его летней ипостаси.

    Понятие персонификации более тесно связано с миросозерцанием и имеет научный подтекст. Этот термин употребляют в философии, социологии и психологии. В персонификации сознания заложен механизм проекции, родственный принципу олицетворения.

    Социология рассматривает психологию персонификации сознания как стремление человека в ситуации тщетных ожиданий и неудач возложить вину за события на кого-либо.

    Олицетворение используют в качестве художественного приема в литературе, особенно часто поэзии, сказках, баснях, былинах и песнях. Его относят к одному из видов тропов — выражений, которые используют в литературе для усиления образности и выразительности.

    Примеров олицетворений в литературе не счесть, а в стихах они являются неотъемлемой составляющей. Смысловая нагрузка олицетворений имеет много оттенков.

    Древнерусский шедевр «Слово о полку Игореве» отличает выразительность и эмоциональность, во многом достигнутая за счет приемов олицетворения природы.

    Деревья, травы и животные щедро наделены чувствами, они сопереживают вместе с автором «Слова». В баснях И.А. Крылова олицетворение несет уже совсем другую смысловую нагрузку и используется как иносказание. В поэме А.С.Пушкина наряду с традиционными олицетворениями («злые волны», «красуйся, град Петров») оно приобретает социальный и политический подтекст.

    Энциклопедический словарь трактует олицетворение как прозопопею, т.е. особый вид метафоры, который переносит свойства одушевленных предметов на неодушевленные.
    Их применяют в тех случаях, когда хотят провести психологическую параллель между состоянием природы и душевным состоянием человека.

    По этому признаку можно отличить метафоры–олицетворения от остальных. Такими метафорами наполнена повесть «Степь» А.П.Чехова. В ней пожухлая трава поет заунывную песню, тополь страдает от одиночества, а степь осознает напрасную гибель своих богатств и вдохновения, что перекликается с размышлениями писателя о своей родине и о жизни.

    Значения древних олицетворений поучительны и до сих пор вызывают интерес. К ним относятся и знаки Зодиака. Само слово «зодиак» означает в переводе с греческого «животные в круге». 12 знаков Зодиака являются олицетворением основных особенностей и характера человека.

    Рыб отличает сложность и чувствительность, интеллектуалов Водолеев — критическая оценка всех и всего и стремление к спорам, Козерогов — мудрость и решительность, Львов — аристократизм, свободолюбие и т.д.

    Вообще олицетворения животных носили планетарный и философско-образный характер. Особое отношение было к китам. Желудок кита считали местом смерти и перерождения, а моряки считали кита олицетворением коварства.

    Разгадка такого отношения кроется в древних преданиях, в которых моряки путали китов с островами и бросали якоря, которые при погружении китов топили корабли.

    Остается добавить, что олицетворения точно определяют качества человека, а применение их в повседневной речи делает ее богаче и интересней.

    Источник: http://www.mnogo-otvetov.ru/literature/chto-takoe-olicetvorenie-i-gde-eto-primenyaetsya/

    Что такое олицетворение, или Почему ветер дует?

    Как мы уже писали, Д.Ушаков считает, что олицетворение – это вид метафоры. По сути, так оно и есть. Олицетворение – это перенос на неживые объекты свойства живых. То есть неживые объекты (предметы, природные явления, физические проявления и т.д.

    ) отождествляются с живыми, «оживляются». Например, дождь идёт. Физически он идти не может, но существует такой оборот речи.

    Другие примеры из нашей повседневной жизни: солнце светит, мороз ударил, роса высыпала, ветер дует, флигель вращается, дерево машет листьями, осина дрожит… Да их множество!

    Откуда это пошло? Считается, что прародитель олицетворения – анимизм. Древним предкам человека было свойственно наделять неживые объекты «живыми» свойствами – так они стремились объяснить мир вокруг них. Из веры в мистических существ и богов и выросло вот такое замечательное изобразительное средство, как олицетворение.

    Детали, что такое олицетворение и каковы его разновидности, нас не особо интересуют. В этом пусть разбираются профессиональные литературоведы. Стихотворцам гораздо интереснее, как олицетворение можно использовать в художественном произведении и, в том числе, в стихах.

    Если вы откроете любое стихотворение с описанием природы, вы найдёте в нём множество олицетворений. Например, попробуйте найти все олицетворения в стихотворении С.Есенина «Береза»:

    Видите: здесь нет простых, обывательских, примитивных олицетворений, которые мы привыкли употреблять в повседневности. Каждое олицетворение – это образ. В этом-то и смысл употребления олицетворения.

    Поэт употребляет его не как «вещь в себе», в его поэзии олицетворение возвышается над «мирским уровнем» и переходит на уровень образности. С помощью олицетворений Есенин создаёт особую картину.

    Природа в есть стихотворении живая – но не просто живая, а наделённая характером и эмоциями. Природа – основной персонаж его стихотворения.

    Как уныло смотрятся на этом фоне попытки многих стихотворцев создать красивое стихотворение о природе, где вечно «дует ветер», «светит луна», «звёзды блещут» и т.п. Все эти олицетворения – избитые и стёршиеся, они не порождают никакой образности и, следовательно, скучны.

    Но это не говорит, что их употреблять нельзя. И стёршееся олицетворение можно поднять до уровня образа. Например, в стихотворении «Снег идёт» Бориса Пастернака:

    Заметьте, сколько здесь олицетворений. «Сходит небо с чердака», ступени и перекрёсток, которые пускаются в полёт! Одни «удивлённые растенья» чего стоят! А рефрен (постоянный повтор) «снег идёт» переводит простое олицетворение на уровень смыслового повтора – а это уже символ. Олицетворение «Снег идёт» – символ идущего времени.

    Поэтому и в своих стихах вы должны стараться использовать олицетворение не просто само по себе, а чтобы оно играло определённую роль. Например, прекрасный пример олицетворения имеется в романе Андрея Битова «Пушкинский дом». В прологе описывается ветер, кружащий над Петербургом, и весь город показан с точки зрения этого ветра.

    Ветер – главный герой пролога. Не менее замечателен образ заглавного персонажа повести Николая Гоголя «Нос». Нос не только олицетворяется и персонифицируется (т.е. наделяется чертами человеческой личности), но и становится символом двойничества главного героя.

    Ещё прекрасный пример олицетворения имеется в лирической стихотворении Михаила Лермонтова «Ночевала тучка золотая…».

    Но не следует путать олицетворение с аллегорией или антропоморфизмом. Например, наделение животного чертами человека, как в баснях Крылова, не будет олицетворением. Конечно, аллегория невозможна без олицетворения, но это совсем другое изобразительное средство. Вот о ней и поговорим далее.

    Источник: http://nsaturnia.ru/kak-pisat-stixi/chto-takoe-olicetvorenie-ili-pochemu-veter-duet/

    Олицетворение. Видеоурок. Русский язык 4 Класс

    Мы рассмотрим на уроке такое понятие, как олицетворение – художественное средство, с помощью которого стихи и проза становятся ярче и красивее, – увидим, как наделяются неодушевленные предметы человеческими качествами.

    Олицетворение – это:

    1. Процесс действия по значению глагола: олицетворить, олицетворять.

    2. а) Воплощение какой-либо стихийной силы, явления природы в образе живого существа.

       б) Воплощение идеи, понятия, характера, свойства в человеческой личности.

       в) Воплощение, конкретное, реальное выражение чего-либо.

    3. Литературный прием, заключающийся в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных.

    Разберем стихотворение И.З. Сурикова «Рябина»:

    Что стоишь, качаясь,

    Тонкая рябина,

    Головой склоняясь

    До самого тына.

    А через дорогу,

    За рекой широкой

    Так же одиноко

    Дуб стоит высокий.

    Как бы мне, рябине,

    К дубу перебраться.

    Я б тогда не стала

    Гнуться и качаться.

    Тонкими ветвями

    Я б к нему прижалась

    И с его листами

    День и ночь шепталась.

    Но нельзя рябине

    К дубу перебраться,

    Знать, ей, сиротине,

    Век одной качаться.

    В своем стихотворении Суриков не одушевляет ни рябину, ни дуб, он создает с помощью олицетворения образы хрупкой красной девицы и могучего доброго молодца, разделенных непреодолимым препятствием (рис. 1).

     Рис. 1. Образы красной девицы и доброго молодца (стихотворение И.З. Сурикова «Рябина») (Источник)

    Олицетворение – это придание явлению или предмету каких-нибудь индивидуальных, точнее, личностных признаков.

    В переводе с греческого олицетворение – это персонификация, то есть наделение неживого предмета или явления человеческими качествами.

    Вместе с этим в литературных словарях олицетворение трактуется как одушевление, что является искажением литературоведческого термина. К примеру, участники басни И.А. Крылова «Квартет» (рис. 2): 

     Рис. 2. Олицетворение спеси и невежества в басне И.А. Крылова «Квартет» (Источник)

    Проказница-Мартышка,

    Осел,

    Козел

    Да косолапый Мишка

    Затеяли сыграть квартет.

    Ни один из них не нуждается в одушевлении, потому что все они одушевленные существительные, а вот каждый из них и все они вместе за компанию – олицетворение спесивых и ни на что не годных людей.

    Совершенно чудесно применяет олицетворение А.А. Фет в стихотворении «Вечерние огни»:

    Устало все кругом, устал и цвет небес,

    И ветер, и река, и месяц, что родился,

    И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,

    И желтый тот листок, что наконец свалился.

    В этой картине, в которой схвачена ночь на пороге осени, воистину все олицетворяется, даже цвет небес, а при словах «и желтый тот листок» ком подкатывает к горлу.

    Олицетворение – художественный прием, основанный на наделении неодушевленных предметов человеческими качествами и чувствами.

    Найти в тексте олицетворение:

    И вот начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зеленаясвечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой; черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками.

    Олицетворения: деревья шепчутся, березы перекликаются, осинка вышла и зовет, помахивая, черемуха подает.

    Очень красиво автор наделил неодушевленные предметы человеческими качествами, то есть олицетворил их. Этот художественный прием писатели и поэты используют для того, чтобы сделать текст ярким, красивым, чтоб мы могли ясно представить себе то, о чем говорит автор, вызывая у нас эмоции, о которых он нам рассказывает, наделяя предметы положительными и отрицательными качествами.

    Мы познакомились с художественным средством изображения – олицетворением, узнали, что его используют для того, чтобы тексты были яркими, красивыми, чтобы мы могли ясно себе представить  картину того, о чем нам рассказывает автор.

    «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

    А.П. Чехов

    Список литературы

    1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4:Академкнига/Учебник, 2013

    2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык.4. – М.: Баласс, 2012

    3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС, 2015

    Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

    1. Интернет портал «К уроку литературы» (Источник)

    2. Интернет портал «Tolkslovar.ru» (Источник)

    3. Интернет портал «Pycckoeslovo.ru» (Источник)

    Домашнее задание

    1. Что такое олицетворение?

    2. Где чаще всего используется олицетворение?

    3. Какие части речи используются в качестве олицетворения?

    Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/4-klass/nasha-rech/olitsetvorenie

    Ссылка на основную публикацию