Сибарит — это человек стремящийся к удовольствиям или прожигатель жизни

Стремление к удовольствию

Согласно Эриху Фромму, стремление к получению удовольствия представляет собой попытку побороть скуку, убежать от пустоты жизни и ощущения бессмысленности существования. При этом человек на какое-то мгновение концентрирует всю свою энергию, все свои силы в едином порыве.

Если разуму и ЛЮБВИ не нашлось места в этом порыве, то, каким бы мощным ни было ощущение удовольствия, как бы интенсивно ни переживал человек пик наслаждения и приятного возбуждения, на смену им придёт непременно чувство печали и скуки.

  Ведь, как утверждает Фромм, «хотя мы испытали возбуждение, внутри нас ничего не изменилось, наши внутренние силы не возросли», как это бывает при реализации смысла какой-либо ситуации.

Тем не менее, немало людей утверждает, что всей жизнедеятельностью человека управляет стремление к наслаждению, к получению удовольствий (от физических до психологических и интеллектуальных) – и сопутствующее им стремление к избавлению от неудовольствия.

Почему так происходит?

Удовольствия вызывают в человеке приятные ощущения. Удовольствие, по мнению некоторых лингвистов, имело в древнем русском языке значение мужского оргазма: “воля уда” (где “уд” – это половой член). Приятные ощущения, испытываемые при получении удовольствия, делают понятным стремление человека к приумножению этих ощущений.

С другой стороны, со времен Фрейда принцип удовольствия рассматривается как одно из стремлений человеческой психики к снижению внутрипсихического напряжения.

Удовольствие, замещая собой ощущение неудовольствия (неважно по какой причине возникающее в человеческой психике), вызывающее напряжение, приводит как раз (наряду с приятными переживаниями) к снижению напряжения.

Приятные ощущения формируют в человеке благоприятную установку в их отношении и желание их продлить или приумножить.

Как отмечает Джон Ролз, гедонизм (стремление к удовольствиям) “традиционно понимается двояко: либо как убеждение, что единственным подлинным благом является чувство приятности, либо как психологический тезис, что единственное, к чему стремятся индивиды, —это удовольствие”. Со своей стороны Джон Ролз рассматривает гедонизм как попытку рационального выбора некой главной цели человеческой жизни – а именно достижение и максимизация удовольствий.

Виктор Франкл отмечает, что подход к жизни, основанный на принципе удовольствия, упускает из виду направленность человека на нечто ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ, то есть лежащее вне его самого (на какое-то осмысленное действие, на некую ЦЕЛЬ). Именно стремление к удовольствию нарушает стремление человека к смыслу.

Франкл указывает на то, что люди никогда не рассматривают удовольствие или неудовольствие в качестве аргумента за или против того или иного осмысленного действия.

Более того, человеческому желанию может соответствовать множество целей, а удовольствие (или избегание неудовольствия) “всегда выступает в одной и той же форме, независимо от того, каким способом оно доставлено – нравственным или безнравственным”.

Люди, стремящиеся к удовольствию (гедонисты), делают именно удовольствие своей целью, что влияет на совершение ими выборов между существующими на данный момент возможностями. Ради получения удовольствия в ближайшем или отдаленном будущем эти люди будут выбирать такие возможности, которые, по их мнению, будут способствовать достижению их цели.

Джон Ролз приводит ход мысли гедониста:

“Во-первых, он думает, что если человеческая жизнь направляется разумом, должна существовать преобладающая цель. Не существует рационального способа уравновесить наши соперничающие цели, кроме как посредством какой-то более высокой цели.

Во-вторых, он истолковывает удовольствие узко, как приемлемое чувство. Приятность как атрибут чувства и ощущения мыслится как единственный правдоподобный кандидат на роль преобладающей цели, и поэтому она является единственной вещью, которая представляет благо сама по себе”.

Таким образом, мы имеем здесь дело с подменой целей: вместо направленности на осмысленные содержания, удовольствие само превращается в цель.

Джон Ролз подчеркивает, что предпочтение удовольствия всему остальному “является несбалансированным и нечеловеческим в той же мере, как и всеподавляющее желание максимизировать власть или материальное благополучие”.

Если удовольствие представляет собой доминантную цель, пишет Ролз, то человек “будет безразличен ко всем аспектам самого себя, рассматривая свои естественные задатки и даже свои естественные склонности и привязанности как материал для получения приятных переживаний”.

Кроме того, выбор удовольствия как доминантной цели может привести к внутренним конфликтам: “какое из приятных ощущений предпочесть на данный момент? следует ли выбрать короткое, но интенсивное приятное ощущение одного вида чувства или менее интенсивное, но более продолжительное переживание другого?”.

Удовольствие – это не цель наших стремлений, а лишь следствие их удовлетворения, заявляет Виктор Франкл.

Макс Шеллер заметил в этой связи, что удовольствие не является целью нравственного действия (напротив, нравственное действие влечет за собой удовольствие).

Франкл указывал, что у человека, который особенно добивается наслаждений и развлечений,  оказываются в конечном счете фрустрированы его стремления к смыслу.

Если концентрироваться на достижении удовольствий в будущем, то не останется места переживаниям, которые нам дарит мгновение. Если всеми силами стараться мо что бы то ни стало испытать желаемое чувство, то можно не заметить, что оно уже пришло…

и прошло: удовольствие ускользнуло, так и не будучи замеченным. Лишь отдавшись процессу, открывшись миру, стремясь к проживанию, а не к результату, можно достичь вершин наслаждения. Переживание удовольствия – это, по Франклу, “…

побочный продукт осуществленного человеком смысла или смысла, внезапно открывшегося ему в бытии”.

Эрих Фромм указывает, что предоставляемые современным обществом удовольствия, наслаждения и удовлетворение все новых желаний в той или иной степени возбуждают, но не вызывает радости.

А отсутствие радости заставляет искать все новых, все более возбуждающих удовольствий, которые точно так же не могут принести удовлетворения.

Так человек становится пленником этого порочного круга, и, стремясь избежать ощущения пустоты, еще глубже проваливается в бездну бессмысленности.

Люди, стремящиеся к максимизации удовольствия (то есть к получению максимально возможного удовольствия в любых его аспектах) бессознательно пытаются, тем самым, консолидировать свою личность, выстроив и используя ее как инструмент достижения этих целей. Сиджвик отмечает, что удовольствие для людей, ставящих его во главу угла, является неким “окончательным критерием при сравнении идеальных ценностей, таких как знание, красота и дружба”.

Однако, как заявляет Джон Ролз, “удовольствие как конечная цель не может играть той роли, которую гедонисты хотели бы ей приписать”.

Он утверждает, что “личность первична по отношению к целям, которые она утверждает” – то есть, не человек формирует себя целями, а, напротив, “даже преобладающая цель должна выбираться из многочисленных возможностей…

Это решение должен принять сам человек, принимая в расчет полный спектр своих наклонностей и желаний, настоящих и будущих”. Таким образом, стремление к удовольствию как к самоцели оказывается само по лишенным смысла.

Макс Шелер показал, что удовольствие относится к классу так называемых “эмоций состояния” и, в отличие от РАДОСТИ, является «ненаправленной» эмоцией, то есть, человеку не важно по какому поводу (с помощью чего или за счет чего) испытывать удовольствие. Радость же всегда интенциональна, то есть направлена на какой-нибудь объект, следовательно она не может быть самоцелью.

Смысл радости лежит вне её, а именно в том объекте, на который она направлена. Ценность, на которую направлено действие, трансцендентна по отношению к самому этому действию.

Если эта ценность достигнута, постигнута, реализована, то действие, направленное на неё, становится осмысленным. Осмысленной становится и радость от достижения этой цели.

Поэтому именно радость, а не удовольствие, может сделать жизнь осмысленной.

Источник: http://www.strah-i-trevoga.ru/articles/291-fundamentalnye-resheniya/fundamentalnye-resheniya/axiologicheskie/qsurrogatyq-smysla/468-stremlenie-k-udovolstviyu.html

Сибарит – что это за человек и что такое сибаритство?

В современной литературе нечасто можно встретить слово сибарит, а раньше оно часто попадалось на страницах романов русских классиков.

Это слово вошло в оборот из древней истории, и родом оно из древнегреческой колонии Сибарис, которую называли столицей роскоши.

Город-колония находился в очень удобном месте – на пересечении торговых путей. Жители собирали дань с торговцев и сказочно богатели.

Сибарит – кто это?

Сибаритами в СМИ называют нынешних мажоров, которые не работают, но зато живут в роскоши и неимоверном достатке благодаря своим родителям. Сибарит – это человек, который:

  • бездельничает;
  • потребляет изысканные и дорогие блюда и напитки;
  • совершает дорогие покупки;
  • не отказывает себе во всевозможных удовольствиях;
  • не утруждает себя никакими заботами и еще можно сказать, что сибарит – это человек, который отличается избалованностью и эгоизмом.

Что такое сибаритство?

Образ жизни человека праздного, избалованного, проводящего жизнь в поисках все более утонченных удовольствий – сексуальных, гастрономических, эмоциональных, называют сибаритством. И к сожалению, стремление к праздной жизни все больше захватывает умы молодежи. Сибаритство – это стремление жить:

  • праздно;
  • в роскоши за чужой счет;
  • в безделье.

Гедонист и сибарит – в чем разница?

Гедонизм – это древнее учение, которое провозглашало смыслом жизни человека любой вид наслаждения и удовольствие:

  • сексуальное;
  • духовное;
  • этическое.

Гедонисты всегда стремятся получать все самое лучшее, потому что оно приносит максимальное удовольствие. И если смотреть объективно – то здесь нет ничего плохого. Но, как и всегда, в мире все решает тонкая грань.

Здоровый гедонизм не подразумевает эгоизма, не нарушает рамки и правила других людей. А вот нездоровый гедонизм, когда главным становится получение удовольствий любой ценой, даже за счет других – это уже сибаритство.

Сибариты и гедонисты – они как дети одной матери, и отличаются друг от друга степенью эгоизма. И если гедонистов еще можно назвать положительными персонажами, то сибаритов уже нет. Гедониста нельзя назвать бездельником, а сибарит как раз таковым и является. Если гедонизм – это не всегда наслаждения за счет других, то сибаритство-это полное игнорирование чувств и желаний других людей.

Сибаритствовать – что это такое?

Сибаритствовать- это означает вести праздную жизнь бездельника. Такой образ жизни можно наблюдать на обложках глянцевых журналов – фото мажоров с дорогими коктейлями на яхтах, в дорогих отелях, в салонах крутейших авто и личных самолетов. Такой образ жизни характерен для людей ограниченных, которым огромные материальные ценности достались по случаю, незаслуженно.

Дети богатых родителей:

  • не обременяют себя заботами;
  • прожигают жизнь в праздниках и веселье;
  • получив дорогое образование за границей, не стремятся работать.

Сибаритские привычки

Это мировоззрение формирует определенное качество сибарита, привычки и моду. Расточительные, глупые, а порой и просто безумные поступки, приобретения и траты привлекают внимание общества. Этого и добиваются, порой подсознательно, не ограниченные в материальных средствах и ограниченные духовно люди. Сегодня сибариту ничего желать, кроме внимания к своей персоне.

Потому что, качество сибарита – это:

  • склонность к роскоши;
  • избалованность:
  • тяга к утонченным удовольствиям.

Выходки сибаритов со всего мира попадают на страницы СМИ, как, например,:

  1. Вечеринка для Наоми Кэмпбелл за 4 млн. долларов;
  2. Майбах для 16-летней дочери;
  3. 130 000 фунтов стерлингов на покупку дорогого алкоголя для вечеринки в английском клубе;
  4. Сумочка стоимостью 1 000 000 долларов в подарок подруге футболиста Мамаева;
  5. Колесные диски, декорированные стразами Сваровски и чехлы из белой норки.

Но как показывает история, такой образ жизни ни к чему хорошему не ведет. Богатые жители древнего города Сибарис так уверовали в свое могущество, что объявили войну соседнему городу и проиграли ее. 70 дней город грабили завоеватели, а потом и вовсе затопили. Жизненный опыт показывает, что деньги, потраченные на безумную роскошь, удовольствия и прихоти приносят только зло.

Источник: https://womanadvice.ru/sibarit-chto-eto-za-chelovek-i-chto-takoe-sibaritstvo

Прожигание жизни

     Прожигание жизни  как качество личности –  склонность вести беспорядочный и праздный образ жизни, бездумно проматывать, растрачивать свои силы, здоровье, деньги на удовольствия, развлечения.

    Вызывает начальник молодого разведчика:  — Ваше первое задание: вживание в среду миллионеров. Ваша легенда: вы молодой прожигатель жизни, живете в Париже, у вас виллы, яхты машины. Словом, кутите, наслаждаетесь жизнью на полную катушку. Первые пять лет связи с Центром не будет.

     Парень на радостях устроил с приятелями вечеринку, на которой сказал про начальника, что он старый пердун. На другой день его вызывает начальник: — Бухгалтерия не утвердила смету. Ваша легенда изменилась: вы одноглазый, больной педераст, живете под мостом. Задание немного усложнилось —  десять лет вживаетесь в среду.

Читайте также:  Как проверить скорость интернета — онлайн тест соединения на компьютере и телефоне, speedtest, яндекс и другие измерители

     Сидит мужик в кафе. Квасит. Мимо проходит монашка. Ловит взгляд мужика и говорит укоризненно: — Как ты можешь прожигать свою жизнь в этом пристанище блуда и разврата! — Да нет тут никакого разврата, сестра… — Анна, — гневно отвечает монашка. — Да, Анна. Все нормально.

Я просто пью. — И это противно Господу, — говорит монашка. — Ты сама-то, сестра Анна, пробовала хоть раз? — спрашивает мужик. — Нет! — возмущенно восклицает монашка. — Как же ты можешь утверждать? — спрашивает мужик.

— Вот, я сейчас куплю тебе выпивку, и ты попробуешь… — Никогда! Чтобы люди увидели, как монашка пьет спиртное? — Я попрошу, чтобы тебе налили в чашку, — говорит мужик. Монашка неохотно соглашается.

Мужик подходит к стойке и говорит: — Слышь, дай мне два стакана водки, но один налей в чайную чашку. Бармен оборачивается: — Что, ОПЯТЬ СЕСТРА АННА?

     Намерение прожечь свою жизнь – самое опасное, что встречается на пути духовного развития.  Прожигатель жизни – кандидат в деграданты. За что ему предстоит отвечать? За глупость, выраженную в потере времени.

Время – бесценно. Если человек растрачивает время на глупости, это уже не измеряется ничем. И уже, в принципе, не важно, на какую глупость мы потеряли эту минуту, мы просто ее потеряли.

Она сгорела, как бумага в пепельнице.

     Каждому знакомо чувство: задумался вечером, как я потратил день и, если честен перед собой, делаешь вывод: день прошёл зря, ноль, пустота, никакой пользы, сгорел, в мусорное ведро выкинулся. Ни день, а нагромождение глупости. Вячеслав Рузов пишет: «Для нас это максимальная потеря.

То есть нельзя взять и чуть-чуть, минутку времени потерять, нет, мы минуту потеряли навсегда. Она никак не восстанавливается. Если б были способы восстановления, это бы как-то взвешивалось, но нет способов восстановления. Просто, день ушел.

А, может, это был предпоследний день, кто знает? А ценность времени увеличивается с нашим пониманием, как его использовать. Если понимания мало, как его использовать, то ценность времени  не так высока, человек прожигает свою жизнь и всё.

Но когда мы понимаем, как использовать время, вот тут эта бесконечная ценность времени во много раз увеличивается. И так оно бесконечно ценно и еще во много раз увеличивается. Поэтому тут особенно жалко прожигать жизнь».

      Человек с чистым сознанием не будет прожигать жизнь. Прожигает жизнь человек, считающий себя телом. Какие мыслишки витают в его хилом умишке? — Живем только раз. Поэтому гуляй, пей, веселись.

Пей тут – там не дадут! Жизнь нужно прожить так, чтобы оглянулся и увидел гору пустых бутылок, кучу обманутых женщин, и чтобы каждый второй пацан на улице тыкал в тебя пальцем и кричал  — Вон,  мой папа пошел!

    Человек, считающий себя телом, стремится прожигать свою жизнь как можно быстрее, ибо  понимает, что следующей жизни не будет, и скоро все будет потеряно, скоро он постареет, у него не будет сил колобродить, пьянствовать и развратничать.

   И вот люди прожигают бесценные годы. Они хотят найти счастье в разгуле, но находят  разочарование и депрессию.  Прожигатель жизни – самоубийца, саморазрушитель личности.  Алтаев в «Памятных встречах» пишет: «Он был яростным прожигателем жизни, бросавшим деньги на цыган, на кутежи в шикарных ресторанах, на кокоток, на карты».

   Почему прожигатели жизни не нравятся мирозданию? Мы пришли в этот мир, чтобы развивать свой разум, взращивать в себе достоинства и освобождаться от пороков, совершенствоваться, приближаться к Абсолютной Истине – к Богу.

Если человек перестаёт развиваться, не желает у жизни учиться, проходить ее уроки, принимать её вызовы, значит, он не интересен Для Сил Мироздания. Он не достоин находиться в человеческом теле. Пора его забирать. Проснётся в следующем воплощении, а мама языком лижет его мордочку.

Подходит к зеркалу и в ужасе отскакивает от него. Вот это допрожигался.

    Многие люди, дорвавшись до больших денег, начинают прожигать жизнь,  забывая, что все духовные традиции говорят  о том, что неправильное использование времени и денег – прямая дорога к саморазрушению личности. В прошлом эти люди имели хорошую благочестивую карму. Сейчас, в этой жизни  они её сжигают. На плаву им долго не удержаться. Их удел – страдания, мучения, разочарование.

    Прожигать жизнь – значит, палить своё благочестие. Сегодняшние миллиардеры, миллионеры, неправильно используя деньги, которые дал им Бог, обречены в следующей жизни на плохое рождение в невежественной среде.

Родители – пьяницы, живущие в нищете и скандалах.  Словом, им предстоит «весёлое» детство.

Всё это придёт по судьбе за прожигание жизни, за бездумное, нерациональное использование времени и денег в предыдущем воплощении.

      Прожечь свою жизнь модно в пустых мечтаниях, фантазиях, грёзах. Тот, кто живёт чужой жизнью, прожигает свою. Жизнь в иллюзии и идеализациях – форма прожигания жизни. Практически мало разницы между пустыми мечтаниями и пьянкой. По-разному действует, но результат одинаков – прожигание жизни.

      Прожигать свою жизнь – иногда означает, смотреть 500 – серийные сериалы, забыть о своей жизни, живя жизнью какого-то Педро или Хуаниты в сериале «Мёртвые не потеют». Руслан Нарушевич пишет: «Возможность общения делает женщину на порядок более счастливой.

И это стоит отличать, очень сильно отличать от тупого одинокого просмотра всех программ подряд и всех телесериалов, которое является просто тенденцией к самоуничтожению, когда человек теряет интерес к жизни, тогда он готов интересоваться чужой жизнью, погружаться в нее, и как бы жить чужую жизнь, при этом прожигая бесплодно свою».

    Монашка тормозит такси. В машине она говорит томным голосом: — Хорошо вам, таксистам, вы любую девушку поцеловать можете, можете прожигать жизнь, как хотите, а нам монашкам приходится жить без ласки, постоянно думая о духовном, о вечном. Таксист целует монашку. Едут дальше.

— Хорошо вам, таксистам, вы любую девушку прямо в машине полюбить сможете. Пусть это называют прожиганием жизни. Но всё-таки обидно, почему я не могу прожечь хотя бы один денёчек, не думая о вечном.

До слёз обидно, что нам — обездоленным монашкам, никогда не узнать радости чувственной любви. Таксиста охватывает похоть, он резко останавливается и набрасывается на монашку. Темно, тесно, монашка немного сопротивляется, но, наконец, всё получилось.

После этого едут, и монашка говорит: — Хорошо вам, таксистам, как хотите, так и живёте, а нам, педикам, монашкой прикидываться приходится.

Петр Ковалев 2015 год
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/

(Просмотров 997 всего, 1 сегодня)

Источник: https://podskazki.info/prozhiganie-zhizni/

К чему стремиться в жизни?

Многие из нас однажды задаются вопросом, к чему стремиться в жизни, к чему я лично стремлюсь в жизни, а к чему надо стремиться. И не всегда сразу находится ответ. В этой статье я попробую рассказать, по моему мнению, к чему же стремится человек в жизни и как для определить свои стремления.

Прежде, чем я расскажу о своих мыслях, я хочу, чтобы Вы попробовали ответить себе на вопрос «А я, к чему стремлюсь в жизни? Что я хочу на самом деле? Что движет моими действиями каждый день?»

К чему стремиться в жизни? 2 ключевых стремления

На самом деле большинство из нас в своей жизни стремятся к двум вещам. Открыто с пониманием или косвенно бессознательно, но мы все хотим по большей части двух вещей. Успеха и счастья. Именно к успеху и счастью мы чаще всего стремимся в жизни. Трудно представить человека, который желал быть несчастным. Это уже больше похоже на патологию.

Успех и счастье – это два кита человеческого  существования, две цели, к которым все стремятся, иногда этого не понимая и не отдавая отчет себе.

Чем же они характеризуются и в чем заключаются? Если обобщить все частные составляющие счастья и успеха для каждого конкретного человека и посмотреть в целом на то, что общего в понятии «счастье и успех» для всех людей, то можно выделить несколько составляющих этих состояний.

К чему стремиться в жизни. составляющие наших стремлений

Счастье

  • Внутренняя и внешняя гармония, состояние дружественного отношения с миром и людьми. Согласитесь, мало счастья в тех случаях, когда у тебя вроде есть все, но люди осуждают, живешь ты не там, где хочешь, вся обстановка будто давит на тебя.
  • Довольство жизнью. Ощущение, что получаешь удовольствие сейчас, в настоящее время, не живешь будущим или прошлым, а наслаждаешься каждым моментом. Способность жить в настоящем и радоваться ему очень явный показатель счастливых людей
  • Жажда и интерес к жизни. Хочется жить, работать, встречаться с людьми, узнавать новое, строить планы, достигать целей
  • Познание смысла своей жизни и своего предназначения, когда ты понимаешь, зачем родился, для чего существуешь, в чем глобальная миссия твоей жизни.
  • Реализация своего предназначения, возможность воплощать и реализовывать свою миссию.
  • Способность мечтать, способность представлять и желать о чем-то

Еще возможно есть, что добавить к этому списку, наверняка вы хоть раз в жизни встречали таких людей, от которых бьет фонтан энергии, позитивного настроения.

Такие люди как неиссякаемый источник энергии дарят радость и постоянно что-то делают, постоянно чем-то увлечены, радуются настоящему, строят грандиозные планы. С большой долей вероятности можно сказать, что такие люди ощутили то самое состояния счастья, ведь оно дает невероятный прилив сил и энергии, которую чувствуют окружающие.

Задумайтесь, к чему Вы стремитесь в жизни? Это материальные блага, хорошие отношения? Ощущаете ли Вы потребность в счастье?

При этом надо сделать важное замечание: счастье можно получить только своей внутренней работой, своими действиями и установками. Окружающие сделать счастливым не могут.

Счастье никогда не приходит извне, оно исходит изнутри каждого человека. Окружающие могут помочь или помешать, но лишь частично.

Каждый человек способен самостоятельно изменить свою жизнь или свое поведение и отношение к миру так, чтобы стать счастливым.

Успех

  • Мудрость. Под этим термином я понимаю некоторую степень знания окружающего мира и обладание определенным опытом, которые человек уместно использует и применяет в своей жизни, добиваясь лучшего варианта из возможных исходов.
  • Реализация своего предназначения. Относится как к счастью, так и к успеху.
  • Достижение желаемого статуса / уровня (состояние, деньги, положение в обществе и так далее). Что не менее важно, желаемого и достаточного, чтобы ощущать удовлетворение, но чтобы достаток не был излишним, угнетающим и разрушающим для личности.
  • Признание достигнутого уровня близкими и обществом. Важный аспект, так как социальная отдаленность, изолированность и непризнание окружающими  – это не успех, а скорее неудача.
  • Возможность реализовывать свои мечты, таланты, задумки, наличие средств/денег/умений для реализации задумок. Согласитесь, иметь много потрясающих идей  и мечтаний хорошо, но когда человек их реализует, то он значительно увеличивает свою успешность.
  • Уверенность в своих силах и значимости
  • Процветание (достаточность) во всех сферах жизни (личные взаимоотношения, деньги, здоровье, духовный мир). Что очень важно: во всех сферах, а не в какой-то одной.
  • Потенциал развития, когда есть возможность стремиться, учиться и совершенствоваться. Останавливающийся в своем развитии человек отстает от окружающего мира, постоянно меняющегося, тем самым теряет свой успех.

Иногда мы можем достигнуть успеха в жизни, но не быть счастливыми. Это очень печальная ситуация. Бывает и наоборот, человек может быть счастлив, не будучи успешным. Хотя показатели успешности для людей отличаются коренным образом.

Успехом для одного может быть своя квартирка и зарплата в 15 тысяч рублей, а для другого успехом будет свой бизнес и большой загородный дом в красивом месте. Оба варианта имеют абсолютно одинаковое право на существование. При этом счастливые люди не всегда стремятся добиться успеха, им достаточно главного в жизни, хотя успех сделал бы их жизнь еще полней.

Читайте также:  Киви кошелек — как пользоваться деньгами, пополнить счет или снять

Таким образом, мы все стремимся к счастью и успеху и должны понимать, что иногда одно без другого не возможно. Наша жизнь становится полной только в том случае, когда мы гармонично развиваемся, реализуя все составляющие счастья и успеха, а не воплощая в жизнь частичные обрывочные элементы.

Можно ли достичь того, к чему стремишься в жизни?

Самым интересным является то, что по настоящему счастливыми и успешными являются те, кто этого еще не достиг. Вдумайтесь в эти слова.

Сам путь, само движение — это и есть счастье. Представьте, что у Вас есть все. Все, что Вы только пожелаете. Конечна точка. Будет ли в этой конечной точке настоящее счастье? Сомневаюсь.

Мы чувствуем полноту жизни и осмысленность ее тогда, когда шаг за шагом воплощаем свои идеи, когда делаем маленькие шаги, добиваемся успеха на небольшом этап своего пути.

Остановка, как правило, вводит нас в состояние опустошенности, бессмысленности, отчуждения. Вспомните, возможно, Вы когда-то страстно хотели чего-то, шли к своей цели, трудились, ждали, верили в свое будущее. Вы были счастливы в это время, полны надежд.

Вопрос лишь в том, чтобы найти для себя такие цели, такие горизонты, к которым хочется стремиться всю жизнь. Что это может быть?

Самое важное, к чему мы стремимся

Взгляните на те составляющие счастья и успеха, которые я описала выше. Взгляните внимательно, и вы увидите, что есть нечто общее, что их объединяет. В том и другом случае я упомянула реализацию своего призвания.

Я глубоко верю и знаю, что в каждом человеке заложена своя миссия, предназначение. В каждом человеке заложена определенная цель. У всех она разная, у каждого своя.

Это предназначение настолько искусно подобрана каждому, что именно она вдохновляет, дает силы. Если вы нашли свое призвание, то его планомерное воплощение в жизнь дает вам то самое счастье и постепенно приводит к успеху.

Ваше предназначение в жизни есть та цель, к которой можно и нужно стремиться в жизни.

Если же вы еще не поняли и не нашли свое предназначение, то пусть временно вашей целью будет ее поиск. Ищите, пробуйте, пытайтесь понять, что для вас является самой вдохновляющей деятельностью.

Обретая понимание своего предназначения, вы обретаете понимание, к чему стремиться в жизни!

Счастья и успехов вам!

Данная статья входит в цикл статей о смысле жизни:

Часть 1.  В чем смысл жизни?

Часть 2. [Вы ее прочитали выше] К чему стремиться в жизни?

Источник: http://razvitie-intellecta.ru/k-chemu-my-stremimsya-v-zhizni/

Виктор Лега. Эпикур / Православие.Ru

«Не сошли ли с ума те люди, которые распространяли об Эпикуре такие сказки?» – писал древнегреческий историк философии. На самом деле представление об эпикурействе как о вседозволенности – миф.

Даже святитель Григорий Богослов защищал Эпикура как целомудренного и благопристойного человека, а преподобный Иоанн Дамаскин фактически дублирует в своих трудах некоторые положения греческого философа… В чем же состояла философия удовольствия Эпикура?

Эпикур

Варвары – тоже люди!

Вместе с Эпикуром мы входим в период эллинистической философии, возникшей после завоевательных войн Александра Македонского. Задачи, которые ставят философы этой эпохи, несколько другие, чем прежде: грек вдруг открывает, что мир на самом деле огромен.

Раньше он жил в своем уютном греческом мире, иногда сталкиваясь с набегами, и понимал, что греки – люди, а остальные предназначены грекам в рабы. Это слова Аристотеля: «варвар и раб по природе своей понятия тождественные». Остальные народы, по мнению греков, не могут мыслить свободно, у них нет философии – поэтому они не являются полноценными людьми.

А в эпоху эллинизма греки вдруг открывают обратное: оказывается, у варваров тоже есть культура, религия и наука. И другая сторона этого открытия: мир огромен, и человек чувствует себя в нем песчинкой. Но в любом случае человек хочет быть счастливым, и поэтому задачи, которые ставят перед собой философы эллинистической эпохи, – это, прежде всего, задачи этические.

Онтология, гносеология уходят на второй план, они интересны уже не сами по себе, а как средства для того, чтобы решить вопросы добра и зла – и прежде всего счастья.

К таким школам относятся три самых известных школы эллинистического периода: школы Эпикура, стоиков и скептиков.

Эпикур: преодоление страхов

Биография Эпикура проста. Он родился на острове Самос, малоизвестным приехал в Афины в возрасте около 35 лет и там обосновался. Поскольку он не был афинянином, то не мог поселиться в самих Афинах.

Поэтому он купил себе сад в пригороде и в этом саду создал свою школу. Неслучайно школу Эпикура часто именуют просто словом «Сад». Над ее вратами Эпикур повесил слова: «Гость, тебе будет здесь хорошо. Здесь удовольствие – высшее благо».

О том, что такое удовольствие в понимании Эпикура, мы поговорим чуть позже.

Его философия имеет одну цель: сделать человека счастливым. Для этого и нужна философия! «Пусть никто в молодости не откладывает занятий философией, а в старости не утомляется занятиями философией, – пишет Эпикур. – Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, будто быть счастливым еще рано или уже поздно».

Почему человек несчастен? Потому что всего боится! В конце концов, – говорит Эпикур, – существует три вида страха: страх перед природой, перед богами и перед смертью.

Страх перед природой решается посредством изучения физики: Эпикур, как и Демокрит, уверен, что всё состоит из атомов и пустоты и поэтому все естественные явления объясняются с помощью атомной теории. Человек боится непонятного, а когда он знает, что всё вызывается столкновениями атомов, ему спокойнее.

Страх перед богами Эпикур решает следующим образом. Кто такие боги? Боги – существа, во-первых, бессмертные, а во-вторых, блаженные. В нашем мире всё разрушается, поэтому тут бессмертные существа жить не могут – они живут где-то за пределами нашего мира, а поскольку миров много – то между этими мирами.

Появись они в нашем мире, стали бы смертными – вот и не появляются. И вместе с тем боги блаженны, и потому мы им не интересны. Человек может бояться только того, кому от него что-то нужно. У богов есть всё, и люди им не нужны.

Так что наши представления о богах, – пишет Эпикур, – совершенно неправильные: богов бояться не надо.

А смерти? Смерти тоже бояться не надо. Во-первых, душа тоже состоит из атомов, и после смерти атомы души разлетаются в пространстве. А во-вторых, мы со смертью никогда не сталкиваемся, потому что, когда мы живы, смерти нет, а когда она придет, тогда не будет нас! Бояться же можно только того, с чем столкнешься.

Счастье – в удовольствии

Вопрос со страхами решен, и Эпикур идет дальше и развивает положительный аспект своей философии: недостаточно не бояться, это лишь избавит нас от несчастий – нужно стремиться к истинному счастью.

Очевидно, что человек стремится к удовольствию, поэтому для него счастье – это удовольствие. Следовательно, нужно разобраться, к каким же удовольствиям стоит стремиться, а каких следует избегать.

«Нельзя жить счастливо, не живя разумно», – совершенно справедливо замечает Эпикур.

Эпикур. Часть фрески Рафаэля

А какие же бывают удовольствия? Философ указывает на существование трех типов удовольствий:

  1. естественные и необходимые,
  2. естественные и не необходимые,
  3. неестественные и не необходимые.

В качестве естественного и необходимого удовольствия Эпикур приводит следующие примеры. Когда человек испытывает жажду, ему необходимо выпить воды, и это будет для него естественно. Когда человек голоден, ему необходимо поесть, для этого вполне достаточно простой еды, скажем хлеба.

Естественными и не необходимыми удовольствиями Эпикур называет роскошный стол. Допустим, я хочу пить – мне дают воду. Я говорю: «А можно квасу?» Пить квас – это естественно, но не необходимо. Можно обойтись и простой водой. Можно обойтись простым куском хлеба или кашей, роскошный стол не обязателен для того, чтобы утолить голод.

Примером неестественных и не необходимых удовольствий Эпикур называет венки и почетные статуи, то есть славу. Слава совсем неестественна для человека, не соответствует его природе и не является необходимостью для его жизни.

Так почему люди несчастны? Потому что они стремятся к неестественным и не необходимым удовольствиям! «Я никому неизвестен, у меня нет славы» или «Мой стол не так шикарен, не так разнообразен», – говорят они.

А если ты хочешь находиться постоянно в состоянии блаженного, счастливого духа, то должен стараться обходиться только естественными и необходимыми удовольствиями.

Получается – элементарный призыв к аскезе!

А как же понимать фразу на вратах эпикурова Сада: «Гость, тебе будет здесь хорошо.

Здесь удовольствие – высшее благо»? Представим себе: жаркое лето, пыльная дорога, гость идет в Афины, устал, проголодался, хочет пить, заходит в Сад – его встречает один из друзей Эпикура, предлагает ему чашку воды и миску простой каши на воде, говоря: «Насыщайся, утоли жажду, и ты почувствуешь неизъяснимое удовольствие». И это настоящее удовольствие.

Откуда возник миф?

А откуда возник миф об эпикурейцах как воспевателях покоя, лени и чувственных удовольствий? Этот миф, скорее, памятник нашей греховной природе. Представим себе: человек видит слова: «Здесь удовольствие – высшее благо».

А что такое удовольствие в его понимании? Это пьянки, гетеры, роскошный стол.

«Ой, нет-нет, я туда не пойду», – думает этот человек, а прибыв в Афины, рассказывает: «Проходил я мимо Сада Эпикура – там кошмар творится, ужас, разврат, пьянство!» И в Афинах действительно распространяется слух, что в этом месте царит разнузданное удовольствие.

Поговаривают, что самого Эпикура несколько раз на дню рвет от переедания. Хотя, как честно замечает греческий историк философии Диоген Лаэртский в книге «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», «все, кто такое пишут, не иначе как рехнулись».

ЭпикурНа самом деле Эпикур вел совершенно противоположный образ жизни.

О чем, кстати, пишет и святитель Григорий Богослов, защищая его как целомудренного и порядочного человека: «Эпикур, – говорит он, – хотя усиливался доказать, что удовольствие есть награда за подвиги добродетели и что наслаждение есть конец всех благ для человека, однако же, чтобы не подать мысли, будто для какого-то удовольствия хвалит удовольствие, вел он себя благопристойно и целомудренно, чтобы подкрепить учение свое добрыми нравами» («О смиренномудрии, целомудрии и воздержании»). А в «Точном изложении православной веры» преподобный Иоанн Дамаскин в параграфе «Об удовольствиях» фактически точно так же, как Эпикур, классифицирует все виды удовольствий: естественные и необходимые, естественные и не необходимые, неестественные и не необходимые. Правда, преподобный Иоанн Дамаскин приводит другие примеры. Естественные и необходимые – простая еда, простое питье; естественные и не необходимые – это сексуальные совокупления, которые естественны для человека по его природе, но не необходимы – мы знаем многих монашествующих, которые живут в девстве; неестественные и не необходимые, по Иоанну Дамаскину, – это как раз роскошество, пьянство и прочее. «Поэтому, – делает вывод великий святой, – живущий в согласии с Богом должен принимать необходи­мые и в то же время естественные удовольствия, а естественные и не необходимые ставить на втором месте, допуская их в подобающее время, и подобающим образом, и в подобающей мере. Остальных же удовольствий следует безусловно избегать».

Не знаю, читал ли святой Иоанн Дамаскин Эпикура (в то время не принято было обязательно ссылаться на источник) или же сам таким образом классифицировал удовольствия, но его терминология и классификация точно соответствуют эпикуровым…

Источник: http://www.pravoslavie.ru/88601.html

Основные сценарии поведения человека | База знаний

Под сценарием в психологии понимается «широкая» программа или, иначе, линия поведения с определенными правилами, ценностями и целями.

Сценарий поведения формируется, как правило, в детско-подростковом  и юношеском возрасте. Проследить его проявления можно лишь в больших промежутках времени: от нескольких месяцев до десятков лет.

Читайте также:  Как сделать скрин на компьютере или ноутбуке (в windows) и как делают скриншоты с телефона (на андроиде, ios и др.)

Сценарии поведения устойчивы к изменениям, они находятся в бессознательном, поэтому либо совсем не осознаются личностью, либо осознаются ею частично.

 Сценарий поведения проявляется не во всех ситуациях; он может не проявлять себя никак на протяжении длительного периода времени примерно, до нескольких месяцев.

Любой сценарий имеет определенные психологические причины возникновения: особенности воспитания, трансляция родителями и другими значимыми людьми алгоритмов и сценариев своей жизни, менталитет окружающей среды с принятыми в нем ценностями и алгоритмами поведения, другие уникальные условия становления данной личности.

Сценарий поведения нельзя резко изменить или отказаться от него, даже если человек осознал принцип его работы. Процесс изменения может происходить только постепенно, через осознанную проработку причин и выгод его существования в поведении личности. Если не подвергать сценарий специальному анализу, не практиковать самоанализ, сценарий остается неизменным на протяжении всей жизни.

Попытка резкого, насильного избавления от ведущего сценария может привести к возникновению контрсценария – полной противоположности изначального сценария. Однако это, как правило, не решает проблемы и не приносит человеку желаемого результата.

Сценарии поведения в некоторой степени могут соотноситься с известными в психологии типами личности, однако прямой связи между ними нет.

Каждый сценарий может принимать патологическую форму, но не каждый может принимать «здоровую», нормальную форму.

Список сценариев

Аскет. Для этого сценария характерен отказ от материальных благ, любых удовольствий и богатства, умеренность во всем: в еде, одежде, условиях жизни. Патология и норма.

Везунчик. Человек с данным сценарием поведения предпочитает вести себя легкомысленно, надеяться на удачу, не планировать наперед, полагаться на случай.  Патология.

Гедонист. Сценарий гедониста или, по-другому, «прожигателя жизни» направлен на получение максимума удовольствий, без оглядки на последствия такого поведения. Патология.

Дипломат. Человек с данным сценарием обычно пытается подружить всех окружающих, помогает найти им общий язык.

Минусом такого сценария является то, что человек не выражает собственную позицию и не отстаивает свои собственные интересы.

Плюсом этого сценария является положительная роль Дипломата в обществе, которая позволяет мирить и объединять враждующие стороны. Патология и норма.

Духовный сценарий. Для этого сценария характерна чрезмерная духовность без учета закономерностей материальной реальности. Люди с развитым духовным сценарием считают себя «просветленными» либо двигаются к «просветлению».

Они готовятся к жизни после смерти, считая, что земная жизнь – всего лишь подготовка к ней. Среди таких людей встречаются те, которые верят в реинкарнацию, в то, что проживают уже не первую жизнь.

Нормальным этот сценарий может быть, если человек несет практическую пользу как для себя, так и для окружающих. Патология и норма.

Жажда власти. Патологичность данного сценария прямо пропорциональна выраженности стремления к власти. Патология и норма.

Избегание несчастий. Люди с данным сценарием всеми силами стараются избежать возможных несчастий и неприятностей. Распространенные роли для этого сценария – фобик, ипохондрик, тревожная личность, зацикленный на здоровом образе жизни. Патология.

Коммерческий сценарий. Для этого сценария характерны алчность и жадность, и чем сильнее их проявление, тем более патологическим будет сценарий. Человек с коммерческим сценарием воспринимает реальность исключительно с материальной стороны. Патология и норма.

Компенсатор. Для этого сценария характерна выраженная неудовлетворенность, которую человек компенсирует успехами в других сферах или разными видами наслаждения. Распространенные роли для этого сценария – шопоголик, трудоголик, чревоугодник, сексоголик, зацикленный на спорте или личностном росте человек. Патология.

Конформист. Конформисты часто пристраиваются около более сильной личности: лидера, защитника, помощника. Люди с таким сценарием обычно играют второстепенную роль на работе, в семье, отношениях, обществе.

Особенностью данного сценария является полная или частичная подстройка в поведении, ценностях, целях под другого значимого человека или группы людей, которая происходит без какого-либо давления со стороны окружающих, в результате чего Конформист рискует потерять собственное Я. Патология.

Лидер. В норме Лидеру свойственно такое качество как справедливость, а при патологическом развитии сценария Лидер становится тираном. Патология и норма.

Мазохист. Психологический сценарий, который проявляется в желании стать жертвой ради счастья других людей. Патология.

Мизантроп. Данный сценарий характеризуется нелюдимостью, презрением и ненавистью к другим людям, а иногда и к самому себе. Часто он сопровождается пессимизмом, подозрительностью, нелюдимостью.  Патология.

Мудрец. В норме человек с данным сценарием действительно техническими и духовными знаниями, которые приносят практическую пользу.

При патологическом развитии сценария человек переоценивает свои возможности, раздает окружающим советы, при этом сам не стремится сделать что-либо полезное для себя или общества.

В этом случае сценарий характеризуется общей ленью к работе и другим делам. Патология и норма.

Наблюдатель. Наблюдатель в большинстве ситуаций сохраняет нейтралитет, часто его называют «ни рыба ни мясо». Для этого сценария характерна нейтральная позиция к большинству событий в жизни, кроме тех, которые касаются значимых сфер, людей. В некоторых случаях такой человек может считать себя чужим и лишним в мире, в котором он живет.  Патология.

Нарцисс. Нарциссу не нужно доказывать кому-либо, что он самый лучший. Поэтому он практически не приносит пользы самому себе и окружающим.

Минусы такого сценария заключается в отсутствии критики к своим неадекватно завышенным возможностям, самооценке, уровню притязаний.

Это может привести ко многим негативным последствиям: отсутствие настоящих друзей, хорошей работы, семьи и т.д. Патология.

Неприятие реальности. Человек с данным сценарием предпочитает жить в «другой» реальности, так как окружающая реальность кажется ему слишком ужасной. Из-за этого он может находить себя в различных патологических зависимостях: алкоголизме, наркомании, игромании. Патология.

Неудачник. Этот сценарий характеризуется низким уровнем притязаний и самооценки, а также частыми депрессивными состояниями. Распространенные роли для этого сценария – «козел отпущения», шут, аутсайдер. Патология.

Оппозиционер. Данный сценарий может проявляться в активной и пассивной позиции. В первом случае для него характерна выраженная агрессия. А во втором – избегающее поведение, шизоидные черты личности.

Главная особенность этого сценария в том, что Оппозиционер всегда идет против основного движения в обществе, в котором он находится. Нередко он противоречит даже самому себе и обладает двойными стандартами.

Патология и норма.

Посредственность. Человек с таким сценарием считает себя обычным, заурядным, ничем не отличающимся от других людей. Часто он думает, что в случае его исчезновения его будет легко заменить. Для этого сценария характерны депрессивные состояния. Патология.

Пофигист. Для данного сценария характерно нарочитое обесценивание общепринятых норм этики и морали, циничное отношение к окружающим. Такие люди проявляют незаурядную лень во всех сферах жизни. Пофигист, в отличие от Наблюдателя, безразличен не только по отношению к окружающим, но и по отношению к самому себе. Патология.

Праведник. Этот сценарий характеризуется гипертрофированной моральностью, которая часто сопровождается двойными стандартами. Как правило, человек с данным сценарием не может найти близких по духу людей, все окружающие кажутся ему недостаточно хорошими. Из-за этого он часто испытывает презрение, отвращение к людям, в том числе и к близким. Патология.

Провокатор. Человек с данным сценарием намеренно, открыто или скрытно манипулирует людьми, заставляя их совершать запрещенные, недостойные, аморальные и любые другие отрицательные поступки. Провокатор делает это либо ради собственной выгоды, либо ради морального удовлетворения Патология.

Пуританин. Данный сценарий похож на сценарий Аскета и также сопровождается отказом от материальных благ и удовольствий. Однако для Пуританина вдобавок к этому характерны патриархальные, консервативные взгляды, выраженная религиозность. Патология и норма.

Серый кардинал. Данный сценарий характеризуется желанием влиять на происходящие вокруг Серого кардинала события, манипулировать окружающими его людьми и заставлять их делать то, что выгодно Серому кардиналу. При этом человек с этим сценарием сам всегда стремится оставаться «в тени», перекладывая ответственность на другого, часто – «козла отпущения».  Патология и норма.

Сибарит. Люди с данным сценарием любят роскошь, богатство и все сопутствующие атрибуты. Они ведут или хотят вести праздный образ жизни. Патология и норма.

Соблазнитель. Данный сценарий характеризуется стремлением завоевать как можно больше партнеров, влюбить их в себя, стать объектом страсти, вожделения, любви. Человек с таким сценарием обычно не способен на крепкие, продолжительные отношения с одним партнером, ему трудно создать и сохранить семью. Патология.

Социопат. Человек с данным сценарием испытывает трудности в социальной адаптации, из-за чего часто вступает в конфликты с окружающими. Ему трудно усваивать принятые в обществе правила и следовать им, он пытается адаптироваться в обществе за счет труда других людей. Социопаты, как правило, склонны к паразитическому существованию. Патология.

Спаситель. Сценарий, похожий на мазохистический, при котором, однако, у человека хватает собственных сил и энергии на помощь другим людям, обществу не в ущерб себе. Норма.

Сценарий накопления. Этот сценарий распространяется как на материальные ценности (деньги), так и на нематериальные (знания). Патологичность накопления зависит от степени жадности к накоплениям и возможностей самого человека. Патология и норма.

Творческий сценарий. Данный сценарий предполагает стремление создавать что-то новое своим собственным трудом. При патологичном развитии сценария творческая деятельность осуществляется в убыток основным сферам жизни человека: семье, материальному благополучию, здоровью. Патология и норма.

Учитель. Для данного сценария поведения характерно стремление учить и поучать других людей, постоянно советовать им, как лучше поступить.  Патология и норма.

Философ. Для человека с данным сценарием характерно находиться в постоянном поиске смысла жизни. Распространенные роли для этого сценария – обсессивные личности, шизотипические личности, мыслители и, естественно, философы. Патология и норма.

Хитрец. При этом сценарии человек постоянно стремится «обойти систему». Как правило, такой человек полностью или частично асоциален, нарушает правила общежития, иногда нарушает закон.

Его недостаток в том, что такой человек привыкает использовать изъяны и несовершенства системы, а также слабости других людей в собственных корыстных целях. Из-за этого у него часто возникают проблемы с близкими, друзьями и окружающим обществом, которые рано или поздно выводят Хитреца на чистую воду.

Для самого человека и его личностного пространства минус этого сценария заключен в том, что навык хитреца распространяется и на его владельца. То есть, человек легко обманывает и самого себя во многих ситуациях, сам не осознавая этого факта. Это может проявляться в виде частых оправданий своему поведению и двойных стандартов.

Преимущество этого сценария в том, что Хитрец может накапливать материальные ценности. Самые распространенные роли для этого сценария – это мошенник, коррупционер, политик, недобросовестный бизнесмен. Патология.

Экстремал. Для данного сценария характерна постоянная проверка жизни на прочность и борьба со страхами, в том числе со страхом смерти. Распространенные роли для этого сценария – не только представители экстремальных видов спорта, но и представители опасных профессий, сопряженных с риском для жизни. Патология и норма.

Энергетический вампир. Человек с данным сценарием испытывает удовлетворение от досады, раздражения и печали окружающих людей. Часто он сам осознанно или неосознанно становится виновником таких состояний. Патология.

Я – особенный. Распространенные роли для этого сценария – мистик, эзотерик, маг, ученый с высокими ожиданиями от себя. Патология и норма.

Я – самый плохой. Это депрессивный сценарий, для которого характерно избегание неудач и низкий уровень жизненных притязаний. Нередко сопровождается алкоголизмом. Патология.

Я – самый хороший, и я докажу вам это. Это разновидность нарциссического сценария. Человек с таким сценарием старается изо всех сил стать успешным в обществе и продемонстрировать свои результаты другим, чтобы повысить собственную значимость.

Но поскольку совершенствование для него становится замкнутым патологическим кругом, он не может остановиться, пока его не остановят внешние (ограничение по карьерному росту, культурные и социальные ограничения) или внутренние обстоятельства (астения, профессиональное выгорание, ограничение физических и психических возможностей). Если человек понимает границы своих возможностей, то сценарий может удерживаться в норме, но как только человек начинает стремиться преодолеть их, сценарий становится патологическим. Распространенные роли для этого сценария – идол, звезда. Патология и норма.

Источник: https://psyweb.global/database/knowledge/article-1505-osnovnye-scenarii-povedeniya-cheloveka

Ссылка на основную публикацию