Социализация — это то, что позволит вам жить в гармонии с миром

5 мифов о социализации детей на семейном образовании

Многие начинающие хоумскулеры опасаются, что, обучаясь дома, ребёнок не получит навыков общения, не найдёт друзей и станет изгоем в социуме. Мы расскажем, почему это не так.

Миф 1. Социализация — это общение со сверстниками

Некоторые родители и даже педагоги приравнивают социализацию к общению детей между собой. Но это более глубокое и многогранное понятие.

Термин «социализация» ввёл в XIX веке американский социолог Гиддингс и французский психолог Тард. Они понимали под ним формирование человека как личности под влиянием социального окружения.

Согласно Большому энциклопедическому словарю, «социализация — это процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества».

В Оксфордском толковом словаре по психологии подчёркивается, что понятие социализации в равной степени применимо к людям всех возрастов и по сути является жизненным опытом человека.

Ошибочно воспринимать её как погружение в среду ровесников.

В социализации нуждается и дошкольник, впервые очутившийся на детской площадке, и взрослой, переехавший из деревни в мегаполис, и пожилой при выходе на пенсию.

Социализация подразумевает общение с людьми разных возрастов, рас, профессий и социального статуса

Важным условием здесь является передача опыта. Ребёнок развивается, только если перенимает что-то от более зрелой личности. В классе, состоящем из 20–30 примерно одинаковых ребят, социализация в подлинном её смысле, увы, невозможна.

Миф 2. Дети на семейном обучении заперты в четырёх стенах

В массовом сознании если ребёнок не ходит в школу, то он сидит взаперти дома, несчастный, отрезанный от мира.

На практике, хоумскулеры занимаются одновременно в нескольких кружках, и это не единственный их способ взаимодействия с обществом. В то время как мир среднестатистического школьника порой напоминает замкнутый круг: дом — школа — дом.

Жизнь сама по себе — бесконечный источник социализации

Вот лишь некоторые возможности для социальной адаптации ребёнка на семейном обучении.

  • Родственники и друзья семьи. У кого, как не у близких, перенимать ценности?
  • Детские площадки во дворах и торговых центрах.
  • Роллердромы, катки, парки отдыха.
  • Встречи хоумскулеров. Родителей семейников часто объединяются и организуют досуг для своих детей.    
  • Детские лагеря: спортивные, оздоровительные или образовательные.        

В Домашней школе Фоксфорда также немало внимания уделяют социализации учеников. Проводятся очные встречи, экскурсии, тренинги и мастер-классы, ребята участвуют в волонтёрских проектах.

Миф 3. «Домашние» дети вырастают замкнутыми и стеснительными

Люди делятся на экстравертов, интровертов и амбивертов. Первые — открытые и общительные, вторые — скромные и немногословные, третьи — «золотая середина». Это природа, и изменить темперамент человека с помощью социализации практически невозможно. По наблюдениям педагогов, стеснительный ребёнок не перестаёт быть им ни в первом ни в десятом классе.  

Семейное обучение ориентировано на личность. Можно не только подобрать программу под психологические особенности ребёнка, но и сформировать для него комфортный круг общения.

Миф 4. Хоумскулеры находятся в «тепличных условиях» и совершенно не подготовлены к жизни

Некоторые взрослые убеждены в необходимости школьных ссор. Мол, так дети ребёнок поймёт, что люди бывают злыми и подлыми, и сможет в будущем постоять за себя.

Тёмной стороной школьной социализации является буллинг

По словам психолога Елены Трушиной, если в коллективе началась травля, бесполезно занимать отстранённую позицию: «даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка “это не касается”, наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию».  

Драться с одноклассниками — не единственный способ научиться разрешать конфликты. Родители «семейников» стремятся преподносить детям достойные образцы поведения, учат взаимодействовать с разными, даже с неприятными, людьми и извлекать пользу из спорных ситуаций.

Миф 5. Без школы ребёнок никогда не научится быть частью коллектива  

Некоторым родителям кажется, что в классе дети автоматически осознают, что такое взаимовыручка, поддержка и дружба. Правда заключается в том, что всему этому ребёнка нужно обучать. К чему школьный коллектив может приучить легко, так это «не выделяться» и дружит с теми, кто рядом, а не с теми, кто по-настоящему интересен.   

Социализироваться — не значит быть, как все

Хоумскулеры понимают, что в XXI веке человек вправе сам формировать своё окружение. Развитый эмоциональный интеллект позволяет жить в гармонии с окружающими, а навыки нетворкинга превращают ребёнка в лидера.

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/5-mifov

Проект “В гармонии с миром”

Главная : ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ : Проект “В гармонии с миром”

Аннотация

Проект направлен на создание условий в ЦКРОиР, обеспечивающих эмоциональный комфорт детей с тяжёлыми и множественными нарушениями через создание специальной среды, снятие эмоциональной напряжённости у родителей и формирования толерантного отношения у педагогов.

Эмоциональный комфорт –

Представленные материалы подтверждают комплексность и системность в работе по созданию условий для эмоционального комфорта детей с тяжёлыми и множественными нарушениями.В проекте отражены целевая аудитория, специалисты, реализующие проект, необходимое оборудование, методическое обеспечение, алгоритм отслеживания результатов.

Реализация проекта – это один из важнейших элементов формирования у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями социального поведения.

Создание соответствующих условий, использование современных технологий, в том числе и компьютерных, учёт индивидуальных особенностей детей, а также трёхуровневая система взаимодействия с родителями позволит преодолеть проблемы социализации детей с тяжёлыми и множественными нарушениями, что соответствует установкам и целям специального образования.

Проект актуален и представляет собой практическую значимость для специалистов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и территориальных центров социального обслуживания населения, работающих с детьми-инвалидами и детьми с особенностями психофизического развития.

Постановка проблемы

Каждому ребёнку нужны пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но человеку мало лишь удовлетворения его естественных потребностей.

В настоящее время в условиях разработки и реализации гуманистической парадигмы специального образования в республике Беларусь, направленной на развитие личности детей с ОПФР происходит переосмысление целей и задач воспитания и образования детей данной категории.

Одной из приоритетных задач является социализация детей с особыми потребностями. Особую важность в формировании социального поведения детей с тяжёлыми и множественными нарушениями (далее ТМН) приобретают вопросы, связанные с обеспечением их эмоционального комфорта.

Первичные отклонения в развитии приводят к «выпадению» ребенка из социально и культурно обусловленного образовательного пространства, грубо нарушается связь с социумом.

Кроме того, на самых ранних этапах нарушается и связь родителя и ребенка, так как взрослый не знает и не может передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который нормально развивающийся сверстник приобретает спонтанно, без специально организованных дополнительных и специфических средств, путей и методов.

Средовой подход в воспитании детей с ТМН является сегодня одним из актуальных. Предметно-пространственная среда развития – это организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствие с целями безопасности и психологического благополучия ребенка.

    Эмоциональный комфорт является жизненно важным для ребенка с особенностями психофизического развития (далее ОПФР) на каждом этапе его развития.

Трудности развития эмоциональной сферы охватывают широкий спектр особенностей реагирования ребенка с ТМН, и осложняют его взаимодействие с окружающим миром (повышенная возбудимость, пресыщаемость в контактах со средой, малая активность во взаимодействиях с ней, трудности адаптации, сложности развития отношений с близкими людьми и взаимодействия с посторонними, с детьми; возникновение страхов, агрессии и др.)  От эмоционального состояния зависит восприятие ребенком окружающего мира. Удовлетворение потребности в безопасности продуцируетчувство благополучия. Для его возникновения и стабилизации необходимо стабильное окружение и уверенность в его стабильности и закономерности. Это обеспечивается зависимостью ребенка от окружения. Специалистами ЦКРОиР, по мере возможности, создаются комфортные условия, которые удовлетворяют не только физиологические потребности ребенка, но и эмоциональные.

   Результаты психологического исследования показали, что

–  из 45 детей, посещающих Слуцкий ЦКРОиР, у 46% базовое эмоциональное состояние оценивается как недостаточно удовлетворительное (это обусловлено тяжестью диагноза, проблемами в семье, особенностями развития эмоциональной сферы детей с ТМН);

– у 52% родителей высокая степень выраженности эмоциональной напряжённости, а это не способствует созданию такой атмосферы дома, которая обеспечивает эмоциональный комфорт как для ребёнка, так и для родителей;

– у 27% педагогов ЦКРОиР отмечается синдром эмоционального выгорания, что влияет на доброжелательное отношение к детям.

         Таким образом, создание эмоционального комфорта нами видится через следующие составляющие:

Составляющие  эмоционального комфорта ребенка с ТМН

Проект предусматривает работу по улучшению эмоционального комфорта детей с ТМН, их  родителей, педагогов  по следующим направлениям:

– создание сенсорной комнаты для повышения уровня эмоционального комфорта  детей,  родителей, педагогов;

– улучшение эмоционального благополучия в семье;

– профилактика синдрома эмоционального выгорания и формирование благоприятных  взаимоотношений в диадах «воспитатель-ребёнок»,        

Материальная база ЦКРОиР (наличие компьютеров, мультимедийной установки, цифрового фотоаппарата, помещения для сенсорной комнаты и методического кабинета для проведения семинаров-практикумов и тренингов), а также  высокий уровень общения педагогов с детьми, созданная в центре развивающая среда позволяют частично проводить работу по данным направлениям. Но, в то же время, недостаточное техническое оснащение  центра (отсутствие сенсорного оборудования, техники для видеосъёмки, обработки видеоматериалов, создания роликов и т.д.),  не позволяет в полной мере реализовывать поставленные задачи.

Сенсорная комната – это важная часть реабилитационной  среды для детей. Эмоциональное развитие ребенка сопряжено с развитием его сенсорной системы. Следовательно, для эффективного развития эмоциональной сферы детей необходимо обеспечение сенсорных раздражителей и условий для двигательной активности.

Сенсорная комната, оснащенная стимуляторами различного типа, позволяет ребёнку с ТМН получить дополнительную стимуляцию органов чувств, а также  обогатить детей данной категории положительными эмоциями.

  Кроме того, отсутствие опасных предметов, “мягкий” пол и стены дают ребенку ощущение безопасности при передвижении, а значит, развивают самостоятельность, навыки общения и самообслуживания, способствуют развитию двигательных и психических навыков. В условиях этой комнаты можно снимать страхи, невротические состояния, проводить коррекцию поведения.

Сенсорная комната повышает эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья ребенка. А также эффективно  в работе с детьми с ранним детским аутизмом и детским церебральным параличом.

Приобретение сенсорного оборудования даст возможность:

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТМН:

– создать условия для снижения уровня эмоционального дискомфорта;

– активизировать ряд функции центральной нервной системы за счёт применения сенсорных стимулов;

– устранить вторичные личностные реакции, обусловленные эмоциональными нарушениями, такие как агрессивность, повышенная возбудимость и т.д.;

– снять мышечное и психоэмоциональное напряжение;

– создать позитивный эмоциональный фон;

– стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.);

– развитие двигательных функций.

ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ (родителей и педагогов):

– организовать релаксацию для людей неудовлетворённых своим состоянием, самочувствием или возникшей жизненной ситуацией;

– вывести человека из состояния депрессии (гармонизация психологического состояния) и вернуть ему возможность активного, практического управления ходом жизни;

– нормализировать психоэмоциональное состояние.

Использование сенсорной комнаты в центре возможно различными специалистами: учителями-дефектологами, психологами, логопедами, врачами, инструкторами ЛФК.

Современный век – век компьютерных технологий. Используя на своих занятиях различные компьютерные релаксационные программы, психолог получает возможность расширить спектр воздействий на ребёнка.

Приобретение видеокамеры позволит фиксировать наиболее яркие, положительно заряженные моменты в жизни ребёнка, создавать из этого материала ролики, а затем транслировать ему для повышения эмоционального комфорта.

Это даёт возможность использовать данный материал даже для очень тяжёлых детей, которые не всегда могут фиксировать свой взгляд, но прослушивание звуков, которые ребёнок издавал в состоянии покоя или радости, позволят стабилизировать его эмоциональное состояние.

Проведение психокоррекционных занятий с мамами, воспитывающими детей с ТМН, в рамках «Школы женского счастья» позволит снять у них эмоциональную напряжённость                                                 (добавить коммуникации в семье), а это в свою очередь будет способствовать улучшению психологического климата в семье.

Читайте также:  Отвечаю на частые вопросы

Работа с педагогами по предупреждению эмоционального выгорания и формированию у них толерантного отношения к детям с ТМН будет способствовать формированию у педагогов таких качеств, как доброжелательность, милосердие, эмпатия и т.д.

Таким образом, создав специальную среду, используя компьютерные технологии для обеспечения эмоционального комфорта детей с ТМН во время пребывания их в центре, а также проводя работу с родителями, которая поможет им создать условия для обеспечения эмоционального комфорта ребёнка дома и сформировав у педагогов толерантное отношение к детям, будут созданы оптимальные условия для социализации детей данной категории.

Цель проекта:

  • создание оптимальной среды для эмоционального комфорта детей с ТМН с целью их социализации.

         Для достижения этой долгосрочной цели, проект ставит краткосрочные цели, которые будут выполнены посредством конкретных действий:

  1. Обеспечение эмоционального комфорта детей с ТМН во время их пребывания в ЦКРОиР. Это будет достигнуто через:
  • проведение занятий в    сенсорной комнате;
  • использование на коррекционных занятиях компьютерных технологий;
  • толерантное взаимоотношение в диаде отношение специалистов центра к детям с ТМН.
  1. Обеспечение эмоционального комфорта детей в семье. Это будет достигнуто через:
  • снятие эмоциональной напряжённости у родителей,
  • помощь в решении психологических проблем.

Задачи:

  • снятие психоэмоционального напряжения, стимуляция органов чувств через оснащение комнаты психологической разгрузки сенсорным оборудованием и использование компьютерных технологий;
  • гармонизация внутрисемейных отношений родителей, воспитывающих детей с ТМН.
  • стабилизация психоэмоционального состояния педагогов ЦКРОиР;

Проект будет реализован на базе Слуцкого районного ЦКРОиР.

Целевая группа:

– 45 детей с ТМН;

– 78 родителей;

– 21 педагог.

Потребности целевых групп

Существуют 3 основные проблемы, имеющие отношение к эмоциональному комфорту детей с ТМН:

  1. Недостаточная оснащённость оборудованием, позволяющим устранять эмоциональный дискомфорт детей с ТМН;
  2. Недостаточное осознание родителями, имеющими детей с особыми потребностями, взаимосвязи между обеспечением эмоционального комфорта своим детям и успешностью их дальнейшей социализации.
  3. Дефицит знаний – педагогам необходимо дополнительное обучение и методическая поддержка по дальнейшим направлениям:

        – обеспечение эмоционального комфорта детям в период их пребывания в центре;
        – поддержка своего эмоционального здоровья;
        – формирование толерантного отношения к детям с ТМН.

Основные принципы реализации проекта:

  • принцип междисциплинарного подхода;
  • принцип сотрудничества с семьей ребенка;
  • принцип конфиденциальности;
  • принцип последовательности и поэтапности;
  • принцип непрерывности;
  • принцип ориентации на индивидуальные особенности;
  • принцип создания специально организованной педагогической среды.

На наш взгляд эффективность проекта по созданию условий для эмоционального комфорта детей с ТМН, их родителей, педагогов заключается в новом подходе к моделированию воспитательной среды и взаимодействию всех участников образовательного процесса, ориентированном на их эмоциональном благополучии, что является системообразующим фактором целостного воспитательного процесса.

Практическая значимость данного проекта нам видится:

  • в разработке механизмов создания среды для эмоционального комфорта всех участников образовательного процесса;
  • в создании методического обеспечения условий эмоционального комфорта (методических рекомендаций для педагогов и родителей, разработок интерактивных и нетрадиционных форм работы с детьми, родителями и педагогами);
  • в ориентации на условия организации воспитательного процесса, способствующего устранению эмоционального дискомфорта детей с ТМН в педагогической практике специального образования, и поэтому возможность трансляции полученных результатов для других педагогов учреждений специального образования не только в Беларуси, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Механизмами реализации содержания проекта по созданию условий для поддержания эмоционального комфорта нами определены:

  • психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса;
  • разработка новых (нетрадиционных, интерактивных) форм взаимодействия с семьей;
  • преобразование сенсорной среды;
  • использование компьютерных технологий.

Обозначенные механизмы раскрывают систему работы по созданию целостной среды для повышения эмоционального комфорта всех участников образовательного процесса в условиях конкретного специализированного учреждения образования, что позволит решить одну из важнейших задач специального образования – социализация детей с ТМН.  

Ожидаемые результаты:

– своевременное выявление эмоциональных нарушений у детей с ТМН;

– устранение эмоционального дискомфорта у детей данной категории;

– стабилизация эмоционального состояния всех участников образовательного процесса;

– улучшение психологического микроклимата в семьях, воспитывающих детей с ТМН, гармонизация внутрисемейных отношений.

– повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.

– создание специально организованной среды.

Конечные цели и предполагаемые результаты

Конечная цель проекта состоит в том, чтобы обеспечить им оптимальные условия для создания эмоционального комфорта с целью успешной их социализации в обществе.

Нормативно-правовое обеспечение

Наше государство закрепило законодательно свою ответственность за то, чтобы детям с ограничениями стали доступныи были гарантированы обучение и воспитание. Организация в центре всей деятельности   обеспечивается следующей нормативно-правовой базой:

  • Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.11 г.  243-3

Источник: http://ckroir.slutsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=43331

Что вам мешает жить в гармонии с самим собой

Это, пожалуй, одна из главных причин, мешающая нам обрести внутреннюю гармонию и почувствовать себя поистине счастливыми. Когда люди встречаются, происходит столкновение их внутренних миров. Каждый из них по-своему прекрасен и обладает своими уникальными особенностями.

До этой встречи каждый из нас прошёл некоторый путь, совершил ошибки и приобрёл ценный опыт.

И в какой-то момент эти миры начинают всё больше и больше сближаться: мы разделяем чувства и эмоции друг друга, делимся своими переживаниями или планами на будущее со своим партнёром, начинаем постепенно вводить человека в своё окружение.

Казалось бы, что здесь плохого? Все мы мечтаем о здоровых и гармоничных отношениях, в которых будем желать разделять интересы друг друга. Только порой это выходит из-под нашего контроля под натиском нахлынувших романтических чувств, мы растворяемся в человеке, забывая о себе.

Rémi Walle/unsplash.com

Я бы назвала это своего рода мимикрией. Мы увлечённо наблюдаем за жизнью партнёра, его хобби становятся нашими хобби. Мы делимся друг с другом личными победами и празднуем совместные, и так по накатанной.

Всё бы ничего, но на секунду представьте, что этого человека больше нет в вашей жизни. Что останется от вас после его ухода? Будет ли ваша жизнь по-прежнему интересной и яркой? Будете ли вы находиться в постоянном процессе созидания чего-либо? Или будете ждать нового столкновения?

Зона комфорта: созидать или разрушать

В последнее время зона комфорта является наиболее обсуждаемой темой среди психологов и блогеров. Глянец кишит статьями о способах выхода из этой пресловутой зоны с целью повышения уровня жизни и уверенности в себе.

Бесспорно, выходить из зоны комфорта очень важно и полезно, но нельзя делать это бездумно. Для начала нужно понять, где начинается и заканчивается ваша зона комфорта.

Существует очень тонкая грань между тем, что вам просто непривычно, и тем, что может стать для вас настоящим испытанием.

Выходить из зоны комфора трудно даже самым раскрепощённым и общительным, я уже не говорю о людях, страдающих разного рода фобиями.

Действительно, трудно сломить уверенность в себе и своих силах человека, который находится в постоянном созидании себя посредством постоянного роста и выхода из привычной среды. Причина дискомфорта при первых шагах в новом деле порой заключается не в том, что человеку тяжело приспособиться к непривычному укладу жизни, а в том, что ему это не нужно.

Ломать себя жизненно необходимо, чтобы оставаться в струе, но надо отдавать себе отчёт в том, для чего вы делаете это, здраво оценивать все возможные потери. В противном случае, постоянно ломая себя, вы превратитесь в опустошённый сосуд, утратите то, что было дано вам самой природой, а ваши жизненные ориентиры собьются.

Срывая маски

Как же часто мы скрываем свою сущность от посторонних глаз и самих себя.

Пытаемся быть похожими на кого-то, оглядываемся на чужие успехи, в чём-то завидуем проходящим мимо людям, порой даже злимся и обижаемся.

Без сомнения, есть множество образцов для подражания, которые добились небывалого успеха и живут иной жизнью: яркой, лишённой рутины и ежедневных ранних подъёмов на работу, которая не приносит удовольствия.

Но зачем злиться и опускать руки, когда мы в силах изменить ход событий? Наша жизнь дана нам не для того, чтобы пребывать в образе жертвы и сетовать на несправедливость судьбы. Необходимо действовать и желательно без промедления.

Не нравится ваша причёска или гардероб? Меняйтесь и создавайте себя заново. Вы должны любоваться своим собственным отражением в зеркале, а не оборачиваться на каждого случайного встречного с мыслями: «Она такая красивая и ухоженная, почему у меня всё иначе…»

Не нужно давить в себе переживания и осознание того, что вам не нравится быть таким, каким вас заставляют быть обстоятельства. Снимите маску нормальности и обыденности и перестаньте уже переживать о том, что подумают о вас другие люди. Задумайтесь: многие из них достойны уважения и вызывают восхищение именно потому, что когда-то перестали заботиться о чужом мнении.

Может, именно в тот момент, когда вы выпустите на волю своего внутреннего зверя, к вам придёт осознание того, чему вы хотите посвятить свою жизнь. А как известно, одним из главных компонентов счастья является дело, приносящее нам удовольствие.

Бесконечный круговорот желаний

Мы всегда желаем получить что-то или достичь чего-то, и это прекрасно, иначе нельзя было бы говорить ни о каком развитии и внутреннем росте. В чём же загвоздка?

Мечта у каждого своя: новая пара туфель или платье, самый навороченный внедорожник или суперкар, квартира или вилла на побережье, а у кого-то мечта — вырваться из маленького городка и покорить вершины мира. Но вслед за исполнением этих желаний приходят новые, и так может длиться бесконечно. Чувство счастья быстро обращается блеклой радостью, которая сменяется удовлетворённостью положением дел.

Но, как известно со студенческих лет, удовлетворительно — это всего лишь три, а кому из нас хочется проживать жизнь на троечку? Мы придумываем себе новую мечту, вновь переживаем за её исполнение, злимся, если что-то идёт не по плану, пока наконец-то она не сбывается. Дальше всё по-новой — бесконечный круговорот желаний.

Приносит ли нам это счастье? Едва ли. Ведь мы не можем удержать в себе испытываемое счастье от исполнения нашей маленькой, но от этого не менее заветной мечты.

До тех пор, пока мы будем находиться в этой безумной гонке, мы не сможем почувствовать себя счастливыми, когда сбываются наши мечты.

Учитесь быть счастливыми наедине с самим собой и радоваться каждому моменту жизни. Поймите, что ни один человек в этом мире не сможет подарить вам чувство гармонии, если внутри у вас бушует ураган страстей, состоящий из неудовлетворённости своим положением, неуверенности в себе и страхов.

3 правила, которые помогут чувствовать жизнь во всех её проявлениях

  1. Расширяйте свой кругозор. Найдите новое увлечение, познакомьтесь с интересными людьми, начните заниматься спортом, путешествуйте, делайте что-то новое и непривычное для вас.
  2. Прислушайтесь к своему внутреннему голосу.

    Вам необходимо осознать, что нравится именно вам, а не вашему окружению. Сохраните свою уникальность и продолжайте быть интересным собеседником.

  3. Забудьте о том, что было раньше, и не загадывайте наперёд.

    Прошлое подарило вам бесценный опыт, а ваше будущее зависит от того, что вы делаете здесь и сейчас. Сконцентрируйте все свои силы на том, чем заняты в данный момент. Вот увидите, насколько легче и быстрее вы станете продвигаться к поставленным целям.

Не бойтесь неизвестности и новшеств. Вы в любом случае останетесь в выигрыше, ведь за вашими плечами будет опыт, который поможет вам продвигаться вперёд.

Источник: https://lifehacker.ru/vnutrennjaja-garmonija/

Как жить в гармонии. Гармония с собой, с природой, с миром

Если у вас появилось ощущение, что жизнь потеряла всяческий смысл, что все ваши дни наполнены только лишь суетой и переживаниями, значит, были нарушены законы гармонии. Ведь для того, чтобы человек ощущал себя счастливым, он должен находиться в гармонии с собой, окружающим миром и природой. Как же обрести гармонию в душе?

Гармония с собой

Как жить в гармонии с собой? Как понять себя?

  • В первую очередь проанализируйте свои мысли и эмоции. Но при этом, не корите себя за них, если они негативны. Настоящий смысл имеют только ваши поступки. Ненужное самобичевание за плохие мысли – путь в никуда.
  • К внутреннему голосу прислушиваться, конечно, стоит. Но лишь прислушиваться. Не совершайте необдуманных поступков. К внутреннему голосу обязательно подключайте разум.
  • Не стоит слишком активно критиковать себя. С этой задачей за вас прекрасно справятся другие. А, если серьезно, в том случае, если вы недовольны собой, не занимайтесь самобичеванием. Лучше всего найти способ все исправить.
  • Не критикуйте других. Это бесполезная трата вашего времени. К тому же, от вашей критики, люди не станут лучше. А критикой других людей вы добьетесь только того, что гармония в душе нарушится.
  • Избавляйтесь от чувства вины. В том случае, если все сделанное можно исправить, потратьте время на то, чтобы обдумать, как можно все исправить. Если же исправить ничего нельзя, чувствуя себя виноватым, вы только добавите в свою жизнь дисгармонии.
  • Переставайте переживать о будущем. То, что должно произойти – обязательно произойдет, хотите вы того или нет. Конечно, на некоторые события жизни можно оказать влияние, поэтому лучше составляйте планы и стремитесь к ним вместо пустых переживаний.
  • Вы не можете понять, как обрести гармонию, если ваши планы постоянно срываются? Стоит научиться гибкости. Вносите в ваши планы корректировку, в зависимости от ситуации, и тогда все наладится.
  • Ответьте честно на вопрос «Нравитесь ли вы сами себе?» Если ваш ответ отрицательный, подумайте, как жить в гармонии с собой, если вы не любите сами себя? Как вы можете понравиться кому-то еще, если не нравитесь самому себе? Подумайте, каким человеком вы хотели бы быть, и меняйтесь!
  • Не забывайте о правиле бумеранга. Все то, что мы посылаем в мир и другим людям, непременно возвращается! Если мы посылаем добро и позитив, именно оно вернется к нам. А если наши посылы наполнены зла, не стоит удивляться, что гармония в душе нарушена.
  • Помните притчу, где два человека сидели в тюрьме и смотрели в окно? Один из них видел решетку, а другой звезды. Так же и с гармонией. Каким вы видите мир, таким он и будет. Либо ярким и радостным, либо серым и унылым.
  • Стоит помнить о том, что каждый человек, появляющийся в нашей жизни, был послан нам с какой-то целью. Быть может для того, чтобы научить нас терпению или, например, прощению. Задумайтесь об этом, когда этот человек уйдет из вашей жизни. Вполне возможно, что он уже выполнил свою цель свыше, лучше его отпустить и мысленно поблагодарить за тот жизненный опыт, который он вам дал.
  • Если вы никак не можете понять, как обрести гармонию с собой, попробуйте поискать причины в себе самом. И только потом в окружающем мире.
  • Знайте, счастье в нас самих. И нет определенных понятий счастья, у каждого оно свое. Не оглядывайтесь на других, творите свое счастье.
  • Дайте себе право на ошибку. Это право есть у каждого человека, ведь все мы несовершенны. Вместо того, чтобы корить и казнить себя, направьте все силы на исправление ошибки, если это возможно.
  • Гармония в душе непременно придет, если вы будете всегда совершенствоваться. В чем угодно – в профессии, в любимом деле, даже в отношениях с близкими.
  • Если вы из такой категории людей, которые предпочитают советоваться перед тем, как что-то сделать, не забывайте, решение всегда должно оставаться за вами. Иначе потом вы будете винить других в том, что сделали сами.
  • Ну и, конечно, чтобы понять, как жить в гармонии с собой, стоит следить за своим здоровьем, образом жизни, который вы ведете и за своим питанием. Помните? «Мы то, что мы едим!»

Гармония с природой

В то же время, обрести гармонию в душе невозможно, если не находиться в гармонии с природой. Как научиться жить в гармонии с природой? 

  • Не стоит держать дома, в качестве питомцев, диких животных, которым чужда жизнь в неволе. Если вам кажется, что животному или птице нужна помощь, окажите ее, а затем отпустите в естественную среду обитания. Или если вы увидели, например, маленьких ежат без взрослых, это не обязательно значит, что их нет. Вполне вероятно, что родители просто заняты поиском корма для потомства.
  • Никто не спорит, что очень интересно посмотреть на маленьких птенцов в их гнездах, или даже подержать их в руках. Но, прежде, чем вы достанете пташку, подумайте о том, что его мать потом может от него отказаться, так как от него будет пахнуть человеком. И птенец погибнет. Стоит ли ваш сиюминутный интерес чьей-то жизни?
  • Придя отдохнуть в лес, всегда помните обо всех, даже самых маленьких его обитателях. Не стоит разорять муравейник из интереса, как же поведут себя муравьи. Если вы хотите понять, как жить в гармонии с природой, не стоит нарушать эту самую гармонию.
  • Запомните, природа не делит живых существ на нужных и ненужных. На хороших и плохих. На красивых и мерзких. Все одни – от лягушки до гусеницы нужны и важны.
  • Постарайтесь не приезжать в лес на автомобиле. Во-первых, продукты отходов работающего авто могут серьезно навредить обитателям леса. Во-вторых, за урчанием мотора или песней на магнитоле, вы просто не услышите волшебных звуков леса – пения птиц, стучания дятла и многих других.
  • Не срывайте растения без надобности. Красивые цветы, сорванные вами в начале прогулки по лесу, к ее концу, скорее всего, увянут. И вы просто выбросите их. Оставьте их расти, и они будут радовать вас каждый раз, когда вы придете в лес.
  • Как здорово гулять по лесу и вдруг наткнуться на орешник, или на полянку с ягодами. Но не стоит обрывать все подчистую, да еще бежать к этим дарам природы сломя голову, круша все вокруг. Помните о том, что этими дарами пользуются не только люди, но и обитатели леса, которым больше неоткуда добыть пропитание.
  • Большинство людей очень любят березовый сок, но многие не задумываются о том, что дерево, после такого вмешательства, может просто погибнуть. Если же вам ну очень хочется добыть сок, не поленитесь потом заделать ранку, хотя бы кусочком пластилина.
  • Многие задумываются о том, как жить в гармонии с природой, но, при этом, оставляют после себя горы мусора в лесу. Тем самым нарушая экологию, вынуждают животных покидать места обитания, и даже погибать. Не посчитайте за труд забрать вес мусор с собой.
  • Выращивайте цветы! Если вы живете в квартире, сделайте на балконе живой уголок, расставьте цветы в горшках по подоконникам. А если вам повезло жить в частном доме, разбейте клумбу под окном, или, даже, создайте садик с красивыми растениями и цветами.
  • Вы знаете о том, что полиэтиленовые пакеты способны разлагаться до двухсот лет? Представляете, какой урон природе наносит этот процесс? Какая уж тут гармония?! Приобретите вместительную полотняную сумку для покупок, и откажитесь от пакетов. Природа скажет вам спасибо!
  • Если вы хотите понять, как жить в гармонии с природой, постарайтесь использовать как можно больше естественного, а не искусственного освещения. Чаще мойте окна, открывайте шторы в дневное время, одним словом, впустите свет в свое жилье!
  • Откажитесь от транспорта, если вам необходимо преодолеть не очень большое расстояние. Пройдитесь пешком, или, прокатитесь на велосипеде.
  • Если вы живете за городом, в частном доме, скорее всего, вы уже и сами поняли, как жить в гармонии с природой. Если же вы обитатель так называемых каменных джунглей, рассмотрите, хотя бы, такую возможность, как приобретение дачи. Как здорово будет всей семьей выбираться туда в теплое время!
  • Попробуйте чаще просыпаться на рассвете. Это волшебное время, когда природа просыпается! Лучи солнца только-только касаются земли, птицы щебечут радостно и громко. В эти моменты можно почувствовать самое настоящее единение с природой, обрести гармонию.

Гармония с миром

Мы – часть существующего мира, причем неотъемлемая его часть. И невозможно жить в гармонии с собой, если не понять, как находиться в гармонии с миром. Итак, как достичь этой гармонии? Для начала стоит определиться с самим термином.

Что значит находиться в гармонии с миром? Если кратко, то это – научиться находить компромиссы между своими желаниями и желаниями других людей, найти некие точки их соприкосновения. Кроме того, это еще и определение своего предназначения в этом мире.

Какие конкретные действия стоит предпринять?

  • Знаете ли вы, что мысль способна материализоваться? Чаще всего так и происходит. Постарайтесь больше думать о тех успехах, которых вы хотите достичь, мечтайте. И, наоборот, сведите к минимуму негативные мысли, страхи, что у вас ничего не получится.
  • Помните о том, что подобное притягивает подобное. В вашей жизни, в последнее время, появилось много людей, которые тянут вас вниз? Задумайтесь, возможно, вы сами настроены пессимистично.
  • Подумайте и решите, что больше всего раздражает вас в других людях. Именно это качество самое негативное в вас самих. Подумайте, как это можно изменить.
  • Знайте, что там, где закончилось что-то, тут же начинается что-то другое. Не стоит останавливаться, посмотрите вперед. Возможно, там вас ждет что-то еще лучшее.
  • Если вы стремитесь понять, как жить в гармонии с миром, понаблюдайте за морем. Приливы и отливы вод в нем неизбежны. Точно так же происходит и в жизни. Если что-то не получилось сегодня, вполне вероятно, что завтра это получится с легкостью.
  • Как вы думаете, что произойдет, если пружину очень сильно зажать? Правильно, в конце концов, она раскроется с такой силой, с которой ее зажимали. Эта аналогия к тому, что все должно быть в меру. Если переусердствовать в чем-либо, неизбежно настанет время, когда вас с такой же силой отбросит обратно.
  • Всему происходящему в мире есть свои причины. Просто так не происходит ничего. Поэтому, если вы хотите жить в гармонии с миром, вы не должны думать, что все бессистемно. Всему происходящему есть объяснения.
  • Важное правило – уметь сохранять и приумножать. Начните откладывать деньги прямо сегодня. И сработает еще одно правило Вселенной, описанное выше – подобное к подобному. Чем больше вы сохраняете, тем быстрее приумножаете.
  • Чтобы жить в гармонии с миром, нужно научиться благодарить Вселенную за подарки. Старайтесь всегда отдавать часть того, что имеете сами другим людям, и тогда Вселенная отблагодарит вас еще больше.
  • Если вы часто пребываете в состоянии напряжения, обязательно выделяйте время для того, чтобы расслабиться. Все должно быть уравновешено, гармонично. Чем больше вы работаете, тем больший отдых давайте своему организму.
  • Обязательно выделяйте время для того, чтобы побыть наедине с самим собой. Это очень полезно. Помогает лучше понять себя, проанализировать настоящее, спланировать будущее. Да и, наконец, от всех отдохнуть.
  • Не забывайте о том, что в мире все движется, а значит движение – жизнь. Не позволяйте себе проводить все выходные или отпуск на диване или шезлонге. Больше двигайтесь, это поможет обрести гармонию не только с миром, но и с собой!

Внутренняя гармония

Если не достичь внутренней гармонии, то можно даже и не пытаться достичь ее с миром или природой. Поэтому, внутренняя гармония, можно сказать, самое важное. Есть несколько видов внутренней гармонии. Рассмотрим их ниже.

  • Физическая гармония. Это все, что относится к нашему телу. Нравится ли вам ваше тело, или вы хотели бы что-то в нем изменить? Обязательно пересмотрите свое питание – все ли продукты, потребляемые вами, способствуют улучшению вашего физического состояния? Возможно, от чего-либо можно было бы отказаться или заменить на более полезное.Кроме того, подумайте, достаточно ли активен тот образ жизни, который вы ведете? Способствует ли он развитию физического состояния или, наоборот, угнетает.
  • Психологическая гармония. Психологическое состояние очень важно для того, чтобы достичь внутренней гармонии. Поэтому, вы должны постараться всячески избегать неприятных для вас контактов. Не делайте того, что вам не нравится и неприятно. Кроме того, не стоит копить в себе обиду на других людей. От этого они лучше не станут, а вы будете постоянно находиться в дискомфорте. От чистого сердца простите своих обидчиков, и отпустите их из своей души.Не зацикливайтесь на прошлом. От этого оно не станет другим. Воспринимайте его, как опыт, который вам пригодится в дальнейшем. И стройте планы на будущее.
  • Духовная гармония. Дух не менее важен, чем тело, если вы пытаетесь понять, как достичь внутренней гармонии. Читайте больше хороших и интересных книг, посещайте выставки или те мероприятия, которые приносят вам удовольствие. Вспомните о давно заброшенных и забытых увлечениях, как знать, может они вдохнут в вас вторую жизнь. Встречайтесь с друзьями, делитесь с ними хорошим настроением. А когда захочется побыть наедине с собой – попробуйте освоить медитации. Они способны научить вас по-настоящему расслабляться и отдыхать.
  • Умственная гармония. Если долго не заряжать аккумулятор, от которого работает какой-либо прибор, рано или поздно его энергия закончится, и прибор работать перестанет. То же самое можно сказать и о нашем мозге. Он нуждается в постоянной подпитке. Старайтесь приобретать новые знания в интересующих вас сферах, решайте умственные задачи.

Напоследок хотелось бы сказать, что, пытаясь понять, как жить в гармонии с собой, в гармонии с природой и миром и, наконец, как достичь внутренней гармонии, в первую очередь нужно найти и ликвидировать из вашей жизни все источники дисгармонии. Только тогда вы сможете обрести гармонию в душе и стать счастливым! Успехов вам и радости!

Источник: https://YaPrelest.ru/ya-uspeshnaya/kak-zhit-v-garmonii

Как женщине жить в гармонии с собой и миром?. Статья. Женские практики. Самопознание.ру

Быть хорошим человеком, значит, быть в согласии с самим собой.

“Разлад — необходимость быть в согласии с другими”. Оскар Уайльд.

Давай поймём, что означает жить в гармонии с самой собой, и как прийти к этому состоянию воспетой гармонии.

Правда в том, что в жизни всегда будут победы и поражения, взлёты и падения, радости и горести. Только вот мы сами выбираем, как реагировать на все события в нашей жизни. Например, твоя подруга сделала тебе замечание о поведении твоего партнёра. Это такое же событие, как сдача экзамена. Но мы сами выбираем свою реакцию на эту ситуацию.

Мы можем разозлиться на комментарий подруги, обидеться или просто поблагодарить за высказанное мнение. Как это обычно происходит с тобой? Ты склонна реагировать сразу и эмоционально или обдумываешь свои действия на несколько шагов вперёд? У каждой из нас свой темперамент.

И независимо от того, насколько горячее твоё сердце, всегда стоит попробовать одну простую технику в сложной ситуации.

Упражнение на оценку ситуации

  • Вспомни ситуацию в прошлом, когда ты огорчалась.
  • Спроси себя: что именно меня огорчили?
  • И запиши ответ.
  • Найди ещё три других возможных варианта реакции на это же событие, которые ты могла выбрать в тот момент.

Из этого примера ты уже понимаешь, что гармония начинается внутри нас. И не стоит пытаться искать снаружи то, что находится внутри, в твоей душе и сердце.

Часто мы ищем гармонию снаружи для того, чтобы отвлечь себя от правдивой реальности. Но правда такова, что гармонию можно найти только внутри себя. Найти гармонию — это не похоже на покупку новой машины или вступление в новый брак.

Гармония — это внутреннее спокойствие, мир и радость, которая начинается с нас.

Как мы справляемся с негативными эмоциями?

Психологи говорят, что негативные эмоции мы склонны избегать, перекладывать на других людей, страдать и терпеть. Такое поведение — наша защита от сложностей, с которыми мы не можем справиться.

Когда женщина считает, что окружающие будут критиковать её внешность, она может принять решение не ходить на вечеринки и свидания. Это называется избеганием.

Когда женщину расстроила новость, и затем она совершает ошибку в работе, и в конце концов обвиняет в случившейся оплошности того, кто принёс эту плохую весть. Это называется перекладыванием.

Когда женщина старается “быть хорошей” всегда и для всех и ставит свои желания на второе место, а потом себя тайно винит за потерянные возможности. Это называется страданием и терпением.

Прибегая ко всем выше перечисленным способам, мы не даём себе возможность расти и развиваться. Мы не выносим уроки, которые посылает нам судьба. Я предлагаю тебе попробовать более осознанный подход.

Как использовать негативные эмоции для улучшения жизни?

Вообще, в нашем обществе эмоции считают проявлением слабости. И зря! Эмоции в жизни человека существуют не просто так. Позитивные эмоции дают нам знать, что происходит что-то полезное для нас.

Негативные эмоции — это сигнал к тому, что что-то идёт не по плану. Важно не просто от них избавиться, стерпеть или переложить на другого, а постараться понять этот сигнал и отреагировать на него.

Когда что-то оказывается эмоционально невыносимым, может происходить как-будто отключение эмоций: человек больше не страдает, но он также и не радуется по-настоящему, а со временем возникает ощущение, что жизнь бессмысленна, или чувство безвкусия, проживания жизни в отсутствие самой жизни.

Мало кто хочет испытывать физическую боль. Тем не менее, когда человек в действительности по какой-то причине теряет способность чувствовать боль, он находится в смертельной опасности.

Он больше не отдёрнет руку, когда она соприкасается с раскалённым предметом… Он больше не чувствует, что начинается серьёзное воспаление… Сломав ногу, он продолжит ходить, раздрабливая кости внутри… Одним словом, без боли он не сможет во время отреагировать на опасность для жизни…

Но что же тогда делать с негативными эмоциями? Избегая их, мы прячемся от мира и не реализуем свои возможности. Используя других, чтобы справиться c ними, мы заставляем близких страдать, а остальные просто покидают нас. Страдая и терпя, мы жертвуем своей жизнью.

Альтернатива этим не очень привлекательным вариантам — это внутренняя работа со своими эмоциями. Ты можешь её проделать самостоятельно. Для этого тебе будет достаточно ответить на несколько простых вопросов:

  1. Какие именно эмоции неприятны или причиняют страдание?
  2. Что именно их вызывает.
  3. Что из происходящего ты можешь изменить?
  4. Чего именно хочется достичь и каким способом.
  5. Предприми хотя бы одно действия к принятому решению.

Такая внутренняя работа не только позволит тебе справиться с негативными эмоциями. Она изменит твою жизнь к лучшему и даст основания гордиться своим внутренним ростом.

Принципы гармонии с окружающими

Не реагировать на незави­сящие от тебя неприятные события.

Не в твоей власти решать, когда пойдёт дождь или как поведёт себя водитель в соседнем ряду. Есть ли смысл расстраиваться, когда идёт ливень? Ведь можно сделать чашку ароматного чая и под тёплым одеялом почитать любимую книгу.

Благодарить судьбу, ка­кой бы она ни была.

В лю­бой судьбе есть свои радости, до­бро, счастье и удача. Когда ты благодаришь судьбу за препятствия и победы, жизнь склады­вается счастливо, и ты чувствуешь себя более уверенно. Ты заметишь, что будешь меньше болеть, чувствовать себя увереннее, а главное, все проблемы с таким настроением будут решаться проще и легче.

В любом событии, происходящим с нами, бывают светлые стороны. Когда мне было 10 лет, я прочитала чудесную книгу Элеонор Портер “Поллианна”. Главная героиня, мать которой погибла очень рано, придумала игру — находить в любом событии что-то хорошее. Много лет спустя я узнала, что в психологии этот приём называется рефреймингом.

Очень советую прочесть книгу или посмотреть фильм.

Помни: ты создаёшь своё состояние своими мыслями и действиями. Ты как бы укрепляешь своё состояние ими. Когда ты принимаешь каждое маленькое решение, совершаешь каждый шаг в согласии с собой, ты будешь жить в гармонии с собой.

Всё вокруг будет постоянно меняться. Жизнь будет иногда сложной. Люди будут тебя огорчать. Так устроен этот мир. Не в твоих силах изменить это.

Придерживаясь своих внутренних ценностей, несмотря на всё происходящее, ты будешь засыпать спокойно.

Тебе потребуется приложить много усилий, чтобы начать прислушиваться к себе. Постарайся следовать нескольким советам:

Знай, какой ты хочешь быть.

Составь список тех качеств, которые ты хочешь в себе развивать. Хочешь быть добрее, терпеливее, мудрее, спокойнее, увереннее? Как ты будешь реагировать на трудности, чтобы воспитать эти черты? Каким принципам и ценностям ты будешь придерживаться.

Отпусти желание быть совершенной.

Наша жизнь будет намного проще, когда мы перестанем искать подтверждение своей хорошести у других и не будем стремиться сделать всё идеально, только чтобы понравиться. Мы наказываем себя за ошибки и злимся. Ошибки — это наш путь. Они всегда будут. Позволь себе быть несовершенной.

Проси прощение и прощай

Если ты повелась с кем-то несправедливо, не жди — сразу же попроси прощения. Исправляй свои ошибки на месте, и факт, что ты приложила усилия для исправления ситуации, наполнит сердце спокойствием.

Будь терпеливой

Я не могу передать, насколько это важное качество. Мы живём во время, когда всё ускоряется. Мы разучились наслаждаться моментом и ожидать подарки судьбы с предвкушением.

Мы хотим, чтобы кто-то изменился тот час, успевая за нами. Нужно научиться уважать индивидуальность каждого. Кому-то для осознания жизненного урока нужно несколько секунд, другому могут понадобиться годы.

Сделай глубокий вдох, когда тебя раздражает скорость реакции другого человека.

Положись на свои сердце и голову

Ты не сможешь жить в гармонии, когда в твоих мыслях доминируют негативные сценарии. Постарайся понять точку зрения другого человека, но не осуждать. Излучай понимание, будь добра и ожидай наилучшего исхода. Это не только поможет другим, твоя самооценка поднимется.

Думай в долгосрочной перспективе

Очень тяжело потерять голову в порыве эмоций. Подумай, как ты оценишь свой поступок после такого выпада. Ты похвалишь себя за такое поведение? Такое решение придаст спокойствия? Если нет — подумай дважды, чем сделать то, что планировала.

Цени себя

Ты не найдёшь гармонию, пока не начнёшь ценить себя за всё хорошее. Мало замечать хорошее в других людях и говорить им комплименты. Оставляй это важное занятие для самой себя.

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/kak_zhenschine_zhit_v_garmonii_s_soboy_i_mirom/

Ссылка на основную публикацию