Что такое революция

Что такое революция простыми словами

Любое общественное развитие рано или поздно претерпевает изменения. Как правило, их инициатором является либо общество в целом, либо его часть. Слово революция находится на слуху у людей, однако далеко не каждый понимает значение этого слова.

Что такое революция

Революция, в первую очередь, это явление, направленное на изменения устоев жизни.

Революция представляет собой коренное преобразование определенной сферы жизнедеятельности общества, для которого характерны массовость и кардинальность.

Вернее будет отметить, что революционные действия направлены на одну или же несколько общественных сфер жизни. Революции бывают различные. Их вид зависит от того, на какую область общественной жизни людей они направлены:

  1. Политическая (это разновидность революции, целью которой является коренное преобразование политической стороны развития государства. Круг действий, проводимых в ее ходе, включает следующие: активное способствование изменению политики страны; требование смены аппарата власти; расширение прав населения);
  2. Экономическая (проведение кардинальных изменений в сфере экономики: например, снижение цен);
  3. Социальная (изменение социальной стороны жизни граждан: требование улучшений условий труда, повышение заработной платы);
  4. Научно-техническая (представляет собой своего рода «прорыв» в создании и развитии технического оборудования. Например, когда-то придумали средство связи — телефон. Многие могут возразить, что это революция. Однако такое утверждение неверно. Ведь с возникновением телефонной связи жизнь людей существенно изменилась);
  5. Промышленная (создание и обеспечение дальнейшего существования и усовершенствования промышленной).

Черты революции

Революция — это явление, которое возникло за долго до настоящего времени. Однако именно длительный опыт существования позволяет выделить основополагающие черты революции:

  1. Массовость (революцию проводят, как правило, многочисленные группы людей, объединенных общей целью);
  2. Наличие группировки основателей (предводители революционных движений могут быть обычными людьми, а могут — представители власти, как правило, оппозиции);
  3. Быстротечность (революционные события не носят длительный характер, за редким исключением, и рассчитаны на скорейшее достижение результата);
  4. Коренное преобразование (революция организовывается для достижения масштабных целей).

Что касается организаторов революционного движения, то в большинстве своем это обычные люди с низким или средним доходом, занимающие невысокие должности, поскольку их права достаточно часто нарушаются, условия труда оставляют желать лучшего.

Также организовать революцию могут социально незащищенные слои населения: бродяги, безработные, пенсионеры. Это обусловлено тем, что их уровень жизни находится за гранью хорошей (или хотя бы нормальной) жизни. А про нарушения их законных интересов и прав промолчать так же нельзя.

Почему возникает революция

Причин возникновения революции достаточно много. Каждому отдельно взятому периоду развития общества свойственны собственные причины. Но основная и общая абсолютно для всех — чувство ущемленности и подавленности у народа.

В данном случае имеет место нарушение прав человека, не способствование властью обеспечению достойного уровня жизни населения.

Из причин вытекают и революционные цели, среди которых: смена власти, улучшения условий жизни граждан, повышение оплаты труда, обеспечение рабочими местами и т.д. Таким образом, революция — это скоротечное изменение общественного развития, которое возникает из-за массового недовольства жителей той или иной страны.

Революция — это неизбежный исторический этап жизни человечества, поскольку всегда будут богатые и бедные, безработные и работающие, довольные и недовольные.

Политика и государство не могут обеспечить достойный уровень жизни абсолютно каждому человеку, но при этом усердно делают акцент на том, что для этого делается все возможное. В реальности же таких действий не существует (за редким исключением).

В связи с чем недовольства в обществе растут, люди открыто заявляют о несогласии с политикой государства, о недоверии действующей власти, проявляют абсентеизм (отказ от участия в выборах).

Важно помнить, что революция далеко не всегда приводит к заветному улучшению жизни. В большинстве случаев из истории, революция заканчивается печально и приносит государству серьезный ущерб: дестабилизация общественного порядка и материальные трудности, поскольку в ходе революционного восстания могут разрушаться магазины, общественные места и прочее.

Источник: https://microzajmi.ru/chto-takoe-revolyutsiya-prostymi-slovami/

Что такое революция?

Многие не знают, что такое революция, дадим определение революции, а также рассмотрим основные теории этого социального явления.

Когда речь идет о революции, большинство людей придает ей политический смысл. Хотя в широком смысле, революция – это любые радикальные изменения в какой бы то ни было сфере. Например, революция труда, образования или производства. С латинского языка, слово «революция» переводится как «переворот» или «превращение».

Революционные изменения могут быть в таких сферах:

  • Природа (геологическая революция).
  • Общественное развитие (неолитическая революция).
  • Экономика (революционное производство).
  • Культура (революция письменности).
  • Демографическая революция.
  • Научная революция (появление нового качественного знания в науках) и т.д.

Изначально, данный термин использовался в таких областях знания, как химия и астрология. В научный оборот термин «революция» бел введен Николаем Коперником.

Каковы причины революции?

Если говорить о революции, как о социально-политическом перевороте, то можно выделить такие причины ее возникновения:

  • Нестабильная экономика. Население любой страны очень остро ощущает любые проблемы в экономической сфере, будь то увеличение долгов государства, инфляция или нестабильный курс валют. Все это приводит к массовым волнениям, являющимся следствием повышения цен. Обычно, повышение цен на товары и услуги связано с нестабильной экономикой и рядом экономических проблем. В такой ситуации люди напуганы, они пытаются найти выход, и находят его в революционном восстании.
  • Несовпадение мнений элит. В каждом государстве есть своя элита: политическая, экономическая, культурная и другие. Идеология одной элиты может существенным образом отличаться от идеологии другой элиты. Это вносит диссонанс в стабильность мнений, относительно будущего страны. Элита, которая выдвигает мнение, противоположное большинству, может создать политическую оппозицию и вести переговоры с правящей элитой в революционном контексте.
  • Мобилизация масс. Речь идет о человеческих ресурсах, которые мобилизуются для выдвижения мнения властям. Целью мобилизации являются революционные переговоры. Народ видит выход только в революционном способе коммуникации и действует соответственно этому.
  • Идеология. Идеология большинства может совершенно не совпадать с идеологий меньшинства. Обычно, идеология навязывается меньшинству с помощью различных методов: насилия, технологий влияния и т.д. Несогласное меньшинство же выступает против навязывания.

Классификация революций

Революции можно классифицировать по-разному. Мы же приведем наиболее простую и логичную классификацию. В политологии и социологии, революции делят на политические и социальные.

  • Социальная революция – это революционные изменения, связанные со сменой общественных формаций, в результате чего одно социальное устройство сменяется другим.
  • Политическая революция – это революционные перемены, которые связаны с заменой одного политического режима, на другой. В некоторых случаях, революционный приход к власти новой политической элиты тоже можно считать политической революцией.

Главным признаком любой революции считается полная замена старого режима на новый.

Значительный вклад в развитие теории революции внес Карл Маркс. Он разделял революции на буржуазные и социалистические. Каждая революция, по мнению Маркса, приводит к смене формации.

Например, после буржуазного переворота, феодализм сменяется на капитализм. А социалистический переворот приводит к замене капитализма на социализм.

Каждому из этих формаций соответствует отдельная форма ведения хозяйской деятельности, форма экономических и рыночных отношений.

Отдельно нужно выделить такой вид восстания, как национально-освободительный. Целью национально-освободительной революции является освобождение от ассимиляции со стороны доминирующей нации. Такие восстания присущи колониальным и завоеванным странам.

Стоит отметить, что история знает множество примеров, когда революции не увенчались успехом. Повстанцы не всегда имеют возможность донести до правящей верхушки свою точку зрения. Из-за этого их часто арестовывают и даже убивают. 

Ученые разных гуманитарных наук по-разному оценивали такой социальный феномен, как революции. Рассмотрим наиболее интересные теории о революциях.

Теория Питирима Сорокина

Питирим Сорокин – это выдающийся русский социолог, знакомый с революциями не понаслышке. Дело в том, что во время Октябрьской революции 1917 года, он бежал в Америку.

Сорокин очень негативно относится к любым революционным восстаниям, считая их морально бедными. Он говорил о том, что победа в революции достигается слишком высокой ценой, ценой многочисленных человеческих жертв.

Возникает вполне логичный вопрос: а стоят ли полученные изменения людских жизней? Для Сорокина ответ очевиден – однозначно нет.

По его мнению, для того чтобы изменить сложившуюся ситуацию, нужно искать компромисс. Со стороны правительства, этим компромиссом являются реформы.

Если в государстве есть недовольные и несогласные, проще пойти им на встречу и выполнить ряд их пожеланий. Это будет гуманно и справедливо.

Тем более, после грамотно внедренных и реализованных на практике реформ, количество недовольных граждан снизится. Это приведет к угасанию революционных настроений в массах.

Теория Карла Маркса

Маркс и Энгельс разработали свою теорию (которую впоследствии назвали «марксистской»), раньше, чем Сорокин. Марксистская теория революции является полностью противоположной предыдущей теории.

По мнению марксистов, необходимость революционного переворота просто огромная! Восстание необходимо людям для того, чтобы сменить буржуазную капиталистическую формацию на пролетарскую социалистическую. Эта смена формации должна положительно повлиять как на развитие экономики страны, так и на массовое сознание.

Маркс считал, что формация социализма должна смениться формацией коммунизма. Коммунистическое общество он считал наивысшим социальным благом. Поэтому для того, чтобы построить общество всеобщего равенства и справедливости, необходим революционный переворот.

Психологическая теория революции

Представители данной теории – Джеймс Дэвис и Тэд Гурр. По их мнению, любой бунт можно объяснить наличием в психике человека сознательных и бессознательных механизмов.

Человек не хочет быть бедным, но, в то же время, он стремится к тому, чтобы не быть в социальной изоляции. Иными словами, он хочет, чтобы не он один оставался бедным.

Это толкает его примкнуть к массе таких же недовольных, как и он сам.

Таким образом, нежелание нищеты объясняется сознательными компонентами психики человека, а желание быть частью революционной толпы – бессознательными. В результате мы получаем революции, бунты и восстания.

Источник: http://TopKin.ru/voprosy/nauka-voprosy/chto-takoe-revolyutsiya/

Что такое революция? Причины революции. Итоги революции :

Наверняка сегодня всякий знает, что такое революция, особенно в свете событий, которые происходят в мире.

То тут, то там, то в Европе или Африке, то в Азии или Америке народы, неудовлетворенные условиями своей жизни, а следовательно, правительством своих стран, начинают бороться за свои права.

Если такое противоборство приводит к смене власти, это означает, что в данной стране имела место революция. Давайте узнаем, какая существует трактовка этого понятия, и какие выделяют виды революции.

Определение

Переворот, поворот, превращение – эти слова на позднелатинском произносятся как “revolution”. Исходя из этого, на вопрос “что такое революция” можно дать следующий ответ: глубокое, радикальное, качественное изменение в виде скачка, новый цикл в развитии общества, познания или природы, которое сопряжёно с явным разрывом с прежним состоянием.

Некоторые считают, что этот процесс есть не что иное, как эволюция, о которой говорит Дарвин. Однако это не совсем так, поскольку события революции происходят быстро, скачкообразно и радикально, тогда как эволюционные процессы протекают медленно.

А вот реформа от революции отличается тем, что в данном случае изменения происходят не во всей, а только в какой-то части системы, к тому же они не затрагивают ее основ.

Виды

Мы уже знаем, что такое революция, а сейчас пришло время рассказать о ее видах. Они происходят в различных сферах нашей жизни. В обществе различают революцию:

  • неолитическую;
  • промышленную;
  • культурную;
  • “зелёную”;
  • революцию растущих потребностей;
  • демографическую.

В политическом плане она делится на:

В науке выделяют:

  • научную;
  • научно-техническую революцию.

Политическая революция

Политологи делят революцию на социальную и собственно политическую. Первый вид приводит к смене одного строя другим, а политическая – к смене политических режимов. Согласно марксистской теории, в обществе она бывает двух видов: социалистическая и буржуазная революция. Примером второго вида являются самые первые революции, которые произошли в XVI веке в Нидерландах и в XVII веке в Англии.

Войну за независимость американских колоний, а также Великую французскую революцию также можно отнести ко второму типу. В случае, когда буржуазная революция приводит к замене одного строя другим, но не до конца, а частично, это ведет к возникновению буржуазно-демократической революции. Ее смысл заключается в приведении в равновесие политической надстройки по отношению к экономическому базису.

Примерами данного вида являются Французская революция в1848 и 1871 годах, Вторая революция в Америке, которая известна нам как Война Севера и Юга, а также две российские – в 1905 и в 1917 (февральская) годах. Турецкая, или Кемалистская революция в 1918—1922 гг., Испанская в 1931—1939 гг., а также Иранская Исламская революция 1979 года также относятся к данному виду революций.

Согласно сталинской традиции, существует третий вид политического типа, а именно – социалистическая революция. В этом случае на смену капитализму приходит социализм. И первой среди данного вида является Октябрьская революция 1917 года.

За ней следуют народно-демократические революции в 40-х годах ХХ века, произошедшие в некоторых странах Восточной Европы, в Китае в 1949 году, а также революция на острове Куба в 1959 году и т. д. Кстати, многие марксистские направления (например, неомарксизм, каутскианство, постмарксизм, Франкфуртская школа и др.

) и отдельные теоретики (Рудольф Баро, Юрий Семенов, Иштван Месаро, Александр Тарасов) не считают эти революции социалистическими. Но разве важно, как они называются? Сама суть революцииближе всего к социалистическому типу.

Провальные революции

Не все восстания, смуты и бунты приводят к смене одной формации другой. В истории были такие ситуации, когда революционное движение терпело поражение. К таким случаям относятся, например, крестьянские войны в средневековой Англии, Франции и в других европейских странах или же революция 1905 года в России, а также Парижская коммуна и т. д.

Национально-освободительные революции

К данному виду относится борьба народа одной страны против иностранных захватчиков. Причины революции данного типа – желаниеосвободиться от колониального ига или национальной зависимости.

Например, самая первая из революций – Нидерландская, а также Первая американская, Война за независимость в Латинской Америке в XIX веке, Филиппинская, Вьетнамская Августовская и Июльская в Египте относятся к национально-освободительным.

Бархатные революции

В странах Варшавского договора, а также в Монголии в конце восьмидесятых и в начале девяностых годов прошлого столетия с целью ликвидации политических режимов были осуществлены так называемые бархатные революции.

Предпосылкой этому послужила перестройка в СССР, а также политика Михаила Горбачева.

Если подвести итоги революции,то можно заметить, что, несмотря на смену общественно-политического строя, в вышеперечисленных странах никаких существенных изменений во власти не произошло.

Причина этого кроется в том, что данные революции происходили с ведома и даже при участии членов правящей элиты, которая в ходе действий не только не теряла своих позиций, но и присоединяла собственность. Учитывая эти обстоятельства, данные революции можно назвать мнимыми, или же псевдореволюциями.

В результате “переворота” правящий класс не только не утрачивает свои позиции, но и не теряет свою собственность. К тому же в итоге революции происходит возвращение на качественно более низкую ступень развития общества (по марксизму), то есть к капитализму.

Читайте также:  Платежная система okpay и ее возможности

Несмотря на то что эти события в мире называют революцией, они скорее являются “реставрацией” прежнего строя.

Цветные революции

А этот термин возник совершенно недавно, в начале XXI века. Политологи считают их последующим развитием бархатных революций. Что же они собой представляют? Они далеки от того определения, которое имеет, например, октябрьская революция.

Здесь речь чаще всего идет о смене политического режима ввиду народного протеста. В 2003 году такая революция произошла в Грузии, когда действующий президент страны Шеварднадзе был отстранен от своего поста. Ее прозвали “розовой”.

А вот революция в Украине, когда к власти пришел Ющенко, была “окрашена” в оранжевый цвет. Примерно в одно и то же время с ними в Киргизии произошла “тюльпановая” революция. В ее ходе был отстранен от власти действующий президент Аскар Акаев.

Несмотря на то что все эти события в прессе описываются как революции, ученые их не считают таковыми.

Великая французская революция

Несмотря на то, что первые серьезные революционные события произошли еще в конце XVI века, тем не менее, наиболее серьезной из них историки считают Révolution française. Она проходила во Франции с середины 1789 года.

Именно тогда произошла глубокая трансформация в политической и социальной системах французского государства.

Это привело к уничтожению старого государственного устройства, то есть монархии, и провозглашению в 1792 году Первой Французской республики.

Это классический пример того, что такое революция. Ее девизом была фраза, состоящая из трех слов: свобода, равенство и братство. За три года до этого, в июле 1789 года, народом была взята самая страшная из Парижских тюрем, так называемая Бастилия – один из символов монархической власти.

Эта дата и считается началом Révolution française. Далее идут напряженные годы революции (1789-1799 гг.). 9 ноября последнего года XVIII века произошел переворот 18 брюмера, что и считается концом Великой Французской революции.

Далее последовал период реставрации монархии, ну а затем – новые перевороты.

Этапы

Великая французская революция проходила в три этапа. На первом власть была захвачена крупной буржуазией и либеральным дворянством. Их целью было провозглашение конституционной монархии. Лидерами на данном этапе были М. Лафайет, А. Барнав и А. Ламет.

В сентябре 1791 года их цель была достигнута: Людовик XVI был вынужден подписать конституцию, согласно которой во Франции должна была установиться конституционная монархия.

После этого отношение к Франции в мире изменилось, и она была вынуждена объявить войну некоторым европейским странам.

Первые месяцы войны ознаменовались неудачами для французских войск. Вместе с этим в Париже произошло народное восстание под предводительством парижской коммуны. Это стало началом второго этапа войны. Во главе коммуны стояли такие революционные деятели: П. Г. Шометт , Ж. Р. Эбер и др. В обществе произошли перемены.

Например, все мужчины, достигшие 21 года, получили избирательное право. Позже коммуна организовала вооруженный штурм царского дворца, в котором находился сам Людовик XVI и все члены его семьи. После того как дворец был взят, коммуна приняла постановление об отрешении короля от власти.

В результате этого монархия во Франции была ликвидирована.

Чуть позже в Париже был создан Конвент – новое революционное собрание. Политическое руководство сосредоточилось в руках жирондистов, представителей республиканской торгово-промышленной и земледельческой буржуазии. Их оппонентами были якобинцы: М. Робеспьер, Ж. Ж. Дантон, Ж. П. Марат и др. Они были на стороне революционно-демократической буржуазии.

К ним присоединились крестьянство и плебейство. Между этими двумя партиями шла борьба. Жирондисты выступали против казни короля, в то время как якобинцы считали ее необходимостью. Несмотря на это, в Конвенте были приняты следующие положения: о неприкосновенности частной собственности, об упразднении монархии и установлении республиканской власти.

Первая Республика во Франции была провозглашена 21 сентября 1792 года. Ровно через 4 месяца Людовик XVI был обезглавлен, а через несколько месяцев была казнена его супруга Мария-Антуанетта. Однако французский народ не успокоился и 2 июня 1793 г. восстал против жирондистов, а якобинцы для установления порядков в стране ввели якобинскую диктатуру. Это стало началом третьего этапа.

Причины революции

Давайте рассмотрим, почему же произошла Révolution française. Французская монархия XVIII века опиралась на регулярную армию и на бюрократическую централизацию.

В стране в результате противостояния различных политических сил, а также длительных гражданских войн сложился особый социально-политический режим, основанный на компромиссе.

Например, такая договоренность существовала между двумя привилегированными сословиями и королевской властью: государство стояло на защите их прав.

Другой компромисс был в отношении крестьян. Последние смогли добиться отмены большинства налогов, взимаемых с них деньгами, а также перехода к натуральным отношениям в сельском хозяйстве. Был еще и третий компромисс – по отношению к буржуазии.

Она в те времена считалась средним классом, да и была таковым. Правительство в ее интересах делало довольно много поблажек. Например, сохраняло некоторые привилегии буржуазии в сравнении с основной массой населения, то есть крестьянства.

Государство также поддерживало существование многих тысяч мелких предпринимателей – представителей сословия французских буржуа.

Но все эти сложные компромиссы не могли способствовать нормальному развитию страны. В результате всего этого Франция в XVIII веке стала отставать от других соседствующих европейских государств, прежде всего от Англии.

Власти осознавали это и подвергали народ чрезмерной эксплуатации, а это все больше настраивало против них народные массы, среди которых появлялись лидеры. Они собирали вокруг себя недовольных властью и разрабатывали план борьбы с ней.

В этом и состояли главные причины революции.

К концу XVIII века в верхних слоях французского общества созрело понимание того, что неразвитость рыночных отношений, хаос в управленческой системе, коррумпированность в верхних эшелонах власти, отсутствие законодательства, устаревшая система налогообложения по византийскому образцу, а также архаичная система сословных привилегий должны быть подвергнуты реформам. Вместе с этим власть короля постепенно теряла доверие верхушки духовенства, дворянского сословия и буржуазии. Все они начинали понимать, что королевская власть является ничем иным, как узурпацией в отношении прав народа (так считал Жан-Жак Руссо) или сословий и корпораций (по Монтескье). На политическую арену в этот период времени вышли просветители, физиократы и энциклопедисты. Образованная часть французского общества не желала больше мириться с подобным положением в обществе. К концу правления Людовика XV (а потом при его сыне Луи XVI) были произведены реформы в политической и экономической сферах, что должно было привести к разрушению старых порядков.

Русская великая революция

Известные революционные события, которые произошли в Царской России в феврале 1917 года (при которых был свержен царизм, а власть перешла к так называемому Временному правительству), и октябрьское вооруженное восстание большевиков, приведшее к свержению новосозданного правительства и провозглашению Советской Власти, в совокупности принято называть Великой русской революцией. Однако она была не первой в ХХ веке.

Революция 1905 года стала первым вестником того, что скоро в стране произойдет грандиозный переворот. Все события разворачивались в Петрограде. В те годы Верховным Главнокомандующим царской армии был генерал М. В. Алексеев. В самый критический для страны момент он посчитал, что Россия не владеет достаточными средствами для подавления революции.

В этот же период Император всея Руси Николай Второй отрёкся от царского престола. Великий князь Михаил, предполагаемый преемник, также отказался от царской власти, и тогда Государственной думе пришлось взять страну под контроль и создать Временное правительство России. Параллельно с ним образовались Советы, то есть в России воцарилось двоевластие.

Большевики стали формировать отряды из вооружённых крестьян и рабочих, которые, объединившись, образовали Красную Гвардию.

Партия большевиков благодаря своим популистским лозунгам стала завоёвывать большую популярность в Петрограде и Москве, а также в крупных промышленных российских городах.

В рядах военнослужащих, а именно на Балтийском флоте и в сухопутных войсках Западного и Северного фронтов, это учение также стало получать отклики. Революция 1917 года произошла именно благодаря тому, что убольшевиков была большая армия единомышленников.

25 октября (по старому стилю) красногвардейцы под предводительством Троцкого и Ленина сумели свергнуть Временное правительство. На II Всероссийском съезде большевистская партия выдержала тяжёлую борьбу с правыми эсерами и меньшевиками, в результате которой было сформировано первое Советское правительство.

В декабре того же года к ней присоединились левые эсеры, была создана коалиция. Через полгода после этого правительство стало однопартийным, однако в стране началась Гражданская Война. После ее окончания были созданы все условия для образования СССР.

Многие современные историки считают, что великая революция в России состоит из трех этапов: февральской и октябрьской революций и Гражданской воны.

Октябрьская революция: итоги

В этой главе мы попробуем подробней раскрыть суть Октябрьской революции. В литературе можно встретить несколько ее названий, а именно – Октябрьский или большевистский переворот, Октябрьское восстание и т. д. Как бы ее не называли, революция 1917 года является одним из важнейших политических событий ХХ века, ведь она повлияла на ход истории всего мира.

В результате произошедшего вооруженного восстания и штурма Зимнего дворца, в котором восседало временное правительство, к власти пришли большевики, а позже к ним присоединились крестьянские депутаты.

Октябрьская революция в России была организованаВладимиром Лениным и Львом Троцким. Несмотря на то, что многие политические силы считали эти события восстанием, большевики с первых же дней ее именовали революцией.

И первым ее так назвал сам Владимир Ленин.

В официальной историографии СССР уже с начала 30-х годов было утверждено следующее название: Великая Октябрьская социалистическая революция. Также нужно отметить, что в то время, когда в стране произошел переворот, Россия находилась в состоянии войны.

Отречение царя, февральский переворот, а также октябрьская революция отрицательным образом сказались на военном духе армии. Да и вся страна была на грани краха. Поэтому революция была неизбежной.

Как известно, государство, которое было создано в результате Великой Социалистической революции, продержалось ровно 70 лет.

Источник: https://www.syl.ru/article/170918/new_chto-takoe-revolyutsiya-prichinyi-revolyutsii-itogi-revolyutsii

Что такое революция и государственный переворот?

Сегодня многие путают понятия революции и государственного переворота, ведь они и вправду схожи.

Тем не менее, имеют принципиальные отличия, и в этой статье мы поговорим о разнице между революцией и переворотом.

Государственный переворот в Украине

Для начала разберемся с понятием государственный переворот — это насильственная смена действующей власти какой-то группой лиц, как правило, при этом происходит нарушение законов и конституции.

Революция

Революция предполагает не только смену действующей власти, но и радикальные преобразования в обществе, политике или экономики.

Выделяют обычно такие виды революций, как буржуазная, социалистическая, национально-освободительная, революция «сверху», цветная.

Буржуазная революция — приводит к смене феодализма на капитализм и варьируется от самых умеренных с сохранением устоев общества, до самых радикальных с полной заменой экономических и политических аппаратов.

Социалистическая революция приводит к замене капитализма на социализм, также бывают как радикальные, так и умеренные.

Национально-освободительные, в ходе которых страны обретают независимость от метрополий.

Так называемые «революции сверху», которые отмечаются достаточно радикальными реформами, проводимыми действующими властями.

Такие реформы были проведены в 19-м веке в Японии и Германии, что превратило эти страны из отсталых раздробленных государств, в мощные и процветающие державы.

Как правило, революция и государственный переворот неотличимы на начальных этапах, исключая революцию сверху.

Они вызваны общественными запросами на перемены или обусловлены недовольством действующей властью.

Обычно сопровождаются вооруженными столкновениями и захватами госучреждений, однако имеют в корне разные цели — в то время, как революция стремится сменить действующий строй, переворот желает только смены власти.

Революционные движения, как правило, имеют собственную идеологию и путь развития, в то время, как государственный переворот не имеет четкого представления о своих дальнейших действиях, хотя он часто прикрывается популистскими лозунгами.

В сущности, государственный переворот может привести, как к революции, так и не произвести серьезных перемен в стране.

К примеру, изначальный октябрьский переворот привел уже к социалистической революции.

Октябрьская социалистическая революция 1917 года

В той же великой французской революции вообще произошло множество переворотов, но именно благодаря коренным переменам в обществе этот период вошел в историю, как революция, а не переворот.

Подводя итог можно сказать, что главное отличие революции от переворота заключается в степени перемен после их осуществления.

Стоит заметить, что сегодня существует такое понятие, как цветная революция, которое появилось недавно и представляет собой относительно мирную смену власти и, несмотря на то, что в названии есть слово «революция», цветные революции бывают как просто переворотами, так и революциями.

Источник: http://worldwebwar.ru/history/chto-takoe-revolyutsiya-i-gosudarstvennyj-perevorot.html

Что такое революция

В объяснении революций и их последствий традиционно соперничали два противоположных взгляда. Сторонники прогресса считали революции локомотивами истории, славными моментами освобождения и, главное, объективной неизбежностью.

Именно эсхатологической борьбой Будущего против Прошлого (все равно, в сознании ли якобинцев, либералов, националистов, социалистов, рыночных реформаторов или иных авангардных групп) оправдывалось героическое революционное самопожертвование, равно как и беспощадная ломка препятствий.

Какие могут быть компромиссы, когда законы истории познаны и их надо реализовать?

Противники, особенно проигравшие элиты и эмигранты, напротив, считали революции лишь внезапными приступами массового безумия, «инстинктов толпы», преступного посягательства на устои, веру и собственность.

Поскольку те, кому в прошлом было комфортно, ностальгически считали утраченный уклад жизни единственно добродетельным и нормальным, то революцию оставалось объяснять подстрекательством чужеродных смутьянов — либеральных масонов, космополитических евреев, студентов-террористов, иностранных агентов.

Со времен перестройки общественное отношение к 1917 году и его последствиям качнулось из первой крайности во вторую. Однако именно потому, что мы уже покинули ХХ век, эту великую «эпоху крайностей», по выражению ее лучшего историка Эрика Хобсбаума, можно теперь сделать набросок более рациональной реконструкции новейшей истории.

Читайте также:  Анкетка.ру — вход в личный кабинет и заработок на платных опросах, а так же отзывы об онлайн-сервисе anketka

Помочь нам в этом может гарвардский профессор Теда Скочпол и ее сравнительное исследование социальных революций во Франции, России и Китае, которое положило в 70-е годы начало научному перевороту в объяснении подобных катаклизмов.

Отойдя от идеологии, Скочпол показала, насколько все революционные взрывы были обусловлены тектонической динамикой межгосударственных столкновений. Классические революции начинались всеобщим панически нарастающим осознанием неадекватности старого режима и его позорного провала перед лицом внешних угроз.

Одновременно возникали альтернативные политические элиты из образованных и при этом «лишних» средних слоев, страстно уверовавших в идеи прогресса и свое право на выведение страны из тупика.

Кульминация непременно сопровождалась взрывом неорганизованного, зато устрашающе массового недовольства низов, которые переставали терпеть давние унижения, вдруг видя, что прежнее начальство более не в состоянии им запретить.

Этот взрыв сметал старый режим и расчищал место для нового революционного режима, которому, однако, еще предстояло удержаться в обстановке кровавого хаоса и попыток иностранной интервенции. Успешным итогом во всех случаях было вовсе не наступление царства свободы. В этом все революции, по горькому выражению Троцкого, всегда оказывались «преданы» самими революционерами.

Итогом всех победивших революций было значительное усиление государства — наполеоновская империя, советская военно-индустриальная сверхдержава либо восстановление единства и суверенитета Китая при «новом императоре» Мао, победа вьетнамских партизан н

Источник: http://expert.ru/expert/2008/01/chto_takoe_revolyuciya/

Что такое революция?

Революция – глобальное высококачественное изменение в развитии природы, общества либо зания, сопряжённое с открытым разрывом с предшествующим состоянием.

Сначало термин revolution употреблялся в астрологии и алхимии. В научный язык вошел из наименования книжки Николая Коперника «О вращениях небесных сфер» (1543).

Различают революции в природе (к примеру, геологическая революция), в развитии общества, в том числе экономическом (неолитическая революция, научно-техническая революция, промышленная революция, культурная революция, «зелёная революция», сексапильная революция, демографическая революция, «революция возрастающих потребностей») и политическом (соц революция, политическая революция), в науке (революции в физике, философии, космологии, биологии, медицине).

Томасом С. Куном введён в воззвание термин «научная революция» (в книжке «Структура научных революций», 1963, российский перевод 1977).

Время от времени «революциями» обычно именуют те либо другие социально-политические явления, которые, строго говоря, не носят революционного нрава.

К примеру, муниципальный переворот, приведший к подмене на британском престоле династии Стюартов династией Оранских-Нассау («Славная революция» 1688-1689 годов); политику модернизации Ирана при шахе Мохаммеде Реза Пехлеви («белая революция») либо кампанию Мао Цзэдуна по ликвидации собственных соперников в структурах КПК сверху донизу в 1966-1976 годах («Великая пролетарская культурная революция»).

Революцию как высококачественный скачок в развитии, разрыв постепенности отличают и от эволюции, где развитие происходит равномерно, и от реформы, в процессе которой делается изменение какой-нибудь части социальной, политической и т. п. сферы, в отсутствие затрагивания имеющихся основ системы.

Историко-политологическое осознание
В исторической науке, социальной философии и политологии революции делятся на социальные и политические. Социальные революции приводят к смене 1-го социально-экономического строя другим, а политические революции – к подмене 1-го политического режима другим, в отсутствие конфигурации строя.

Взятие Бастилии – начало Величавой французской буржуазной революции. Наибольшее внимание этим вопросам обычно уделял и уделяет марксизм. В марксистской традиции введено разделение на буржуазные революции и социалистические.

Примером буржуазных революций является Нидерландская революция XVI века, Британская революция XVII века, 1-ая американская революция (она же – Война за независимость американских колоний), Величавая французская революция, революции 1848-1849 годов в Европе (в Германии, Австрии, Италии, Венгрии и т. д.

). Буржуазная революция в отдельных случаях может носить нрав «революции сверху» («Славная революция» в Великобритании в 1688 – 1689 годах, «Революция Мэйдзи» в Стране восходящего солнца в 1867-1868 годах, «эпоха реформ» 1860-х годов при Александре II в Рф), но «революции сверху», как проводящиеся самими правящими классами и слоями, носят, чаше всего, незавершённый нрав.

В том случае буржуазная революция приводит к подмене феодализма капитализмом в экономике не до конца либо не ликвидирует при всем этом феодальный политический режим, это обычно тянет за собой появление буржуазно-демократических революций, смыслом которых является приведение политической надстройки в соответствие с экономическим базисом.

Примерами подобных революций являются революции 1848 и 1871 годов во Франции, 2-ая американская революция (Война Севера с Югом), Революция 1905 года и Февральская революция 1917 года в Рф, Синьхайская революция 1911 года и Революция 1924-1927 годов в Китае, революции 1918 года в Германии и в Австро-Венгрии, Кемалистская революция 1918-1922 годов в Турции, Революция 1931-1939 годов в Испании, Исламская революция 1979 года в Иране и т. п.

Штурм Зимнего замка – победа Октябрьской революции. Социалистическая революция приводит к переходу от капитализму к социализму. Сталинистская традиция таковой революцией считает Октябрьскую революцию 1917 года в Рф, народно-демократические революции 1940-х годов в Восточной Европе, Китайскую революцию 1949 года, Кубинскую революцию 1959 года и т. д.

[5][6] Но целый ряд направлений в марксизме (каутскианство, неомарксизм, рэтекоммунизм, Франкфуртская школа, фрейдо-марксизм, марксистский экзистенциализм, школа «Праксиса», меньшинство в троцкизме (сторонники Тони Клиффа) и др.

, а в Восточной Европе – отдельные теоретики, к примеру, Рудольф Баро, Иштван Месарош, Юрий Семёнов, Александр Тарасов, Борис Кагарлицкий) опровергает социалистический нрав этих революций.

В истории вероятна ситуация, когда революция терпит поражение (крестьянские войны в Великобритании, Франции, Германии, Рф и других странах; Революция 1905 года в Рф; Революция 1808-1814, Революция 1820-1823, Революция 1834-1843, Революция 1868-1874 годов в Испании; Революция 1848 года и Парижская Коммуна во Франции; Сентябрьская революция 1836 года в Португалии; революции 1848-1849 годов в Германии, Австрии, Венгрии и Италии; Революция 1905-1911 годов в Иране; пролетарские революции в Баварии, Венгрии и Словакии 1919 года и т. д.).

Известны также национально-освободительные революции, в процессе которых те либо другие страны освобождаются от колониальной, полуколониальной либо другой зарубежной (государственной) зависимости.

Примерами подобных революций являются Нидерландская революция XVI века, 1-ая американская революция, войны за независимость в Латинской Америке в XIX веке, Филиппинская революция 1896-1898 годов, Августовская революция 1945 года во Вьетнаме, Июльская революция 1952 года в Египте, Иракская революция 1958 года, Алжирская революция и т. д.

Но в этих революциях национально-освободительный нрав является наружным выражением классового нрава революций – буржуазных, буржуазно-демократических либо социалистических.

Первоисточники:

wikipedia.org – статья о революции;

saint-juste.narod.ru – статья А. Тарасова «Национальный революционный процесс».

Источник материала Интернет-сайт www.genon.ru

Источник: http://new-best.com/miscellaneous/chto-takoe-revoljutsija.htm

что такое революция

Образование 25 октября 2012

Рассматривая вопрос о том, что такое революция, следует отметить, что она представляет собой метод перехода от одного политического и социального строя к иному путём активных действий народных масс, иногда вооружённых.

Революция является созидательной формой развития общества, направленной на сохранение и увеличение созданных народом производительных мощностей.

Она способствует устранению сил, которые препятствуют развитию общества, ставя свои интересы выше интересов граждан.

Таким образом, ответ на вопрос о том, что такое революция, может быть следующим: революция – это процесс разрушения отживших производственных отношений, которые лишились стимулов развития производственных сил, и восстановление механизмов развития общества. При этом творцами революции считаются общественные классы, группы и слои, которые заинтересованы в переменах и выступают против существующих порядков.

Одной из главных задач любой революции является свержение действующей власти и утверждение новой. Эти задачи могут осуществляться мирным и немирным путём, то есть либо с применением вооружённого насилия при свержении власти, либо без использования такового.

Характер революции обуславливается сущностью социальных, экономических и политических противоречий, которые она разрешает, а также характером её движущих сил.

Например, если в её основе лежат внутренние противоречия между развитием производительных сил и мешающими этому развитию отжившими отношениями, то революция, в соответствии с природой общественных масс, которые утверждают новые отношения, может носить буржуазный характер.

Такими были голландская и английская, а также Великая Французская революция, причины которой крылись в стремлении утвердить новые порядки.

В том случае, если революция основана на противоречиях между национальным развитием и давлением империализма, то она приобретает национально-освободительный, демократический характер.

Рассматривая вопрос о том, что такое революция, необходимо указать, что она возникает тогда, когда большая часть страны не желает больше терпеть положение, в котором она находится, и жаждет перемен. Недовольство людей возрастает, если им не удаётся добиться желаемого.

Но, во всяком случае, для начала необходим толчок. Как правило, она начинается стихийно с мятежей, которые легко подавляются силой. Однако если во главе революции находится сильный лидер, ставящий чёткие задачи, она закончится успешно.

В иных случаях она будет обречена на провал.

Рассмотрим несколько примеров возникновения революций в разных странах:

1. Американская революция (1775 год) – колонисты восстали против введения налогов, их целью было изменение статуса колонны и провозглашение независимости. В результате Штаты были провозглашены демократической республикой.

2. Социалистическая революция в России (1917 год) – вследствие возникновения кризисной ситуации в стране были подняты восстания под предводительством В. И. Ленина, которые вылились в революцию.

3. Великая Французская революция (1789 год) – в результате возникновения хаоса в системе управления, роста цен на продовольствие начали вспыхивать бунты, появились массовые беспорядки. Вследствие всего этого монарх был свергнут, учреждено новое правительство.

Таким образом, рассмотрев, что такое революция, необходимо сказать, что она может быть абсолютно непредсказуемой. Революционеры могут добиться своих целей, но и могут потерпеть поражение, а лидеры революций – как войти в историю героями, так и предателями (в том случае, если изменят своим идеалам).

Революция представляет собой качественное глубокое изменение в развитии общественной жизни. Она носит массовый характер и приводит к переменам в социальной, экономической и политической жизни.

Источник: fb.ruОбразование
Что такое неолитическая революция: причины и особенности

Что такое неолитическая революция? Это, в первую очередь, новый этап развития общества. И уже во вторую – переход к новому типу сельского хозяйства, который основывался на земледелии и, конечно же, на животновод…

Образование
Что такое цветная революция?

Вот уже последние лет десять в политическом обиходе укоренилось такое понятие, как цветная революция. Что же это такое? Как возникает эта форма протеста? В чем она проявляется? Кто ее финансирует, готовит и инспири…

Автомобили
Колесная база – это что такое в автомобиле?

В автомобиле есть множество технических параметров – объем двигателя, вместительность багажника, клиренс. Также одним из параметров является колесная база. Новички часто задаются вопросом – что это такое, …

Автомобили
Что такое тосол и для чего он нужен?

Системы отопления и охлаждения двигателя автомобилей работают за счет циркуляции специальной жидкости в системе. Она по своим свойствам похожа на воду. Жидкость при постоянной циркуляции забирает лишнее тепло от двига…

Автомобили
Что такое дизель? Принцип работы, устройство и технические характеристики дизельного двигателя

Дизельные двигатели весьма распространены на легковых автомобилях. Многие модели имеют хотя бы один вариант в моторной гамме. И это без учета грузовиков, автобусов и строительной техники, где их применяют повсеместно….

Автомобили
Что такое ШРУС трипоидный?

ШРУС, или шарнир равных угловых скоростей, – это механизм, с помощью которого обеспечивается передача крутящего момента от системы трансмиссии на колеса. При этом тяга передается на ведущие управляемые колеса бе…

Автомобили
Что такое стартер редукторный? Как выбрать стартер редукторный?

Современный двигатель может самостоятельно работать только при определенной частоте вращения коленчатого вала. Процесс внутреннего сгорания невозможно начать без внешнего воздействия на механизм. Поэтому непосредствен…

Автомобили
Что такое тахограф в автомобиле и каковы правила его установки?

Тахограф для многих автолюбителей является загадочным и непонятным устройством, во многом – из-за его специфического предназначения. Хотя достаточно большое количество водителей мирятся с его присутствием, а некоторым…

Автомобили
Что такое обгон и что считать нарушением ПДД?

Обгон – безусловно, самый опасный из маневров, которые водитель может осуществить во время движения на транспортном средстве. Несмотря на простоту этого понятия, далеко не все водители понимают его смысл. Давайт…

Автомобили
Амортизаторы – это что такое в автомобиле? Принцип работы и особенности амортизаторов

В нынешний информационный и автомобильный век любому человеку известно, что эргономичность машины во многом определяют амортизаторы. Это непременная часть подвески современного автомобиля. Как же конкурируют на авторы…

Источник: http://monateka.com/article/193550/

Что такое революция и зачем она нужна?

Александр Артёмов

Огромным достижением марксизма в XIX веке было то, что историю, привычно преподносившуюся как цепочку “великих деяний великих людей”, он переосмыслил заново – как историю классов, борьбы их социально-экономических интересов.

Первая глава “Коммунистического манифеста” открывается знаменитыми словами: “История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.

Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов”…

Разумеется, если экономический уклад рушится, то правящему классу волей-неволей приходится “уйти в отставку”. Однако остаётся открытым вопрос: чем определяется судьба правящего класса (или, как теперь принято говорить, “элиты”) в том случае, если экономический строй остаётся неизменным – на протяжении столетий и даже тысячелетий, как это бывало порой в истории?

Нельзя сказать, что классики марксизма этот вопрос не затрагивали вовсе. Разумеется, это не так. Например, Лев Троцкий писал в 1929 году: “Без Кромвеля и его армии не было бы современной Англии. Кромвель и сегодня несравненно более современен, чем Черчилль…

Несмотря на победоносную реставрацию, несмотря на всю дальнейшую цепь приливов и отливов, борьбу вигов и тори, фритредеров и протекционистов, бесспорно одно: вся новая Англия взошла на дрожжах Кромвеля. Эта историческая закваска стала истощаться только в последней четверти прошлого [XIX] столетия. Этим объясняется неудержимый упадок мировой роли Англии.

Чтобы возродить падающую Англию, нужны новые дрожжи. Не Черчиллю понять это… Будущее, и не столь отдалённое, докажет это”.

Читайте также:  Advertapp — заработок в мобильном приложении адверт апп

Будущее – распад Британской империи, закат Британии как “мастерской мира” и как первой мировой державы – и впрямь доказали правоту прогноза Троцкого. Но что же это за “дрожжи”, “закваска”, и почему с течением времени они неумолимо “истощаются”, приводя в конечном итоге к падению государства? Попробуем в этом разобраться.

* * *

1. Ещё в древности люди отметили важный исторический закон:

– Срок жизни любой элиты ограничен.

В древнекитайской “Книге перемен” этот закон выражен в словах: никакая династия не может царствовать дольше 25 поколений. Последующая китайская история это полностью подтвердила: династии Тан, Сун, Мин, Цин… – все царствовали около трёх столетий, век остальных был ещё короче.

(Правда, если подходить формально, то в мире можно найти отдельные династии, которые царствовали и дольше – целые тысячелетия. Таков, например, японский императорский дом.

Но в этом случае сменявшие друг друга элиты просто передавали династию друг другу, как иногда передают герб, флаг или само название государства).

Элиты подобны людям – они рождаются, стареют и умирают. Ни одна элита не может править обществом бесконечно долго, даже если экономический строй общества в основном сохраняется.

Каков предельный срок жизни элиты? Судя по всему, авторы “Книги перемен” определили его довольно точно: 25 поколений. Примерно столько прожила элита Османской империи, к концу правления которой Турцию, как известно, называли “больным человеком Европы”.

Однако гораздо чаще жизнь элиты пресекается ещё задолго до достижения ею полной дряхлости. Обычно история элиты открывается рождением новой могущественной империи, а заканчивается её полным распадом, крушением или превращением в “призрак”.

Таковы были три века арабского халифата, “Священной Римской империи”, великой монгольской державы, индийской империи Великих Моголов, европейских колониальных империй…

* * *

2. Можно выделить несколько основных законов жизни и развития элит, пути, который они проходят от своего рождения до гибели. Один из них таков:

– Социальная мобильность в любой элите непрерывно убывает.

Так, французская революция широко распахнула двери в элиту для выходцев из любого чина и звания. В 1806 году, в разгар наполеоновских войн, во Франции получило известность письмо одного солдата, который писал: “Не подлежит сомнению, что солдата ободряет и поощряет мысль, что он может, как всякий другой, сделаться маршалом, князем или герцогом”.

Конечно, в стареющей элите такое выглядит как совершеннейшая фантастика: чтобы “всякий мог сделаться князем или герцогом”! Знаменитый циркуляр “о кухаркиных детях” 1887 года министра народного просвещения Российской империи Ивана Делянова гласил: “При неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одарённых необыкновенными способностями, вовсе НЕ СЛЕДУЕТ ВЫВОДИТЬ ИЗ СРЕДЫ, К КОЕЙ ОНИ ПРИНАДЛЕЖАТ” (выделение моё. – Прим. автора).

Каждый человек должен пожизненно пребывать в “среде, к коей он принадлежит”. В этом – жизненная философия любой стареющей элиты, её понимание “социальной справедливости”. Поэтому сын полковника станет полковником, сын генерала – генералом, а сын дворника должен остаться дворником.

Нетрудно понять, к какому вырождению талантов и способностей – во всех областях жизни общества – это в конечном итоге приводит. И какое напряжение накапливается в нижних этажах и подвалах общественной пирамиды, ход откуда наверх наглухо перекрыт.

Революция ломает эти искусственные перегородки, разом включает на полную мощность все вертикальные общественные лифты: в политике, культуре, науке, искусстве и т. д. В этом заключается её важнейшее значение.

* * *

3. Можно выделить и другую закономерность развития элит, а именно:

– Потребности элиты непрерывно растут.

Действие этого закона, пожалуй, всегда в истории бывает в наибольшей степени заметно и бросается в глаза. Роскошь стареющей элиты резко контрастирует со скромностью, непритязательностью, бытовым аскетизмом элиты революционной.

Л. Троцкий по этому поводу замечал: “В стране, где лава революции ещё не остыла, привилегированных жгут их собственные привилегии, как новичка-вора – украденные золотые часы”.

Неудивительно, что именно на возрастание элитарного богатства и роскоши в первую очередь обращали внимание почти все историки, пытавшиеся осмыслить причины упадка и крушения различных государств. Как писал Клод Гельвеций о древнем Риме: Богатством доблести была разбита сила, Народ властительный изнеженность сгубила, И трон, построенный из тронов ста царей, Внезапно рушился от тяжести своей.

Но, конечно, сводить причины кризиса и падения Рима – республики, а затем и империи, – к росту роскоши, богатства и “изнеженности” его элиты и наивно, и односторонне.

Это – лишь одна из сторон развития правящего класса древнего Рима, которая неотделима от остальных. Революция ставит жёсткий предел гедонизму правящей элиты, ограничивает роскошь, устанавливает своего рода “партмаксимум”.

Это относится к любой революции, начиная ещё с цезарианской революции в Древнем Риме.

* * *

4. Ещё одна закономерность развития элит:

– Центральная власть постоянно убывает.

По мере старения элиты верховная власть не укрепляется (как часто принято ошибочно считать), а наоборот, слабеет. Три египетские пирамиды в Гизе довольно точно и наглядно отражают этот процесс. Их можно даже рассматривать как своего рода “трёхмерную диаграмму” ослабления фараонской власти.

🙂 Первая и наибольшая из них – пирамида Хеопса – после завершения достигала высоты 146,5 метров. Во времена её постройки фараонская власть в Египте находилась в зените своего могущества. Вторая пирамида – сына Хеопса фараона Хафры – была уже несколько меньше (143,5 метра).

Третья, принадлежавшая внуку Хеопса фараону Менкауру, вознеслась в высоту “всего лишь” на 66,5 метров. Пирамиды их преемников были ещё меньше – карлики на фоне великанов…

Власть верховного правителя шаг за шагом сужается, слабеет. Наступает эпоха правления “ленивых королей” (во Франции такое прозвище получили последние Меровинги, а тремя столетиями позже – последний Каролинг). Отметим, что их “леность” и “кротость” весьма мало определяются личными качествами.

Затем начинается процесс распада: единый прежде общественный организм рассыпается на несколько дочерних, самостоятельных организмов. Наместники (эмиры, князья, главы областей, феодалы и т. д.) постепенно де-факто выходят из подчинения верховному правителю. Вся полнота власти на местах сосредотачивается в их руках. Дробится всё, включая культуру и экономику.

Адам Смит замечал об эпохе раздробленности в истории Англии: “В смутные времена Плантагенетов, которые управляли Англией с середины XII до конца XV столетия, один округ мог пользоваться изобилием, тогда как другой, находящийся на небольшом расстоянии от первого, мог претерпевать все ужасы голода, если его жатва была уничтожена неблагоприятной погодой или же вторжением какого-нибудь соседнего барона”.

Конфуцию принадлежит следующее меткое наблюдение: “Когда в Поднебесной царит дао, ритуал, музыка, приказы на карательные походы исходят от сына неба (императора. – Прим. автора). Когда в Поднебесной нет дао, музыки, ритуала, приказы на карательные походы исходят от чжухоу (правителей уделов. – Прим. автора).

Когда они исходят от чжухоу, редкий случай, чтобы власть не была утрачена в течение жизни десяти поколений. Если же они исходят от высших сановников, то редкий случай, чтобы власть не была утрачена в течение жизни пяти поколений.

Если же судьба государства оказывается в руках мелких чиновников, то редкий случай, чтобы власть не была утрачена в течение жизни трёх поколений”.

Из этого правила – неуклонного ослабления центральной власти – между прочим, следует, что разделить прежде единое государство на части – вполне возможно, практически всегда. А вот восстановить его, слепить обратно из этих осколков – уже невозможно, – по крайней мере, без революции, без смены правящей элиты.

* * *

5. С предыдущей перекликается и следующая закономерность:

– Способность элиты действовать как единое целое постоянно уменьшается.

Молодая элита – единый организм, действующий совершенно согласованно. Стареющая элита – сообщество отдельных личностей, подчинённых только закону собственного индивидуального эгоизма. Заставить их соединить свои усилия, хотя бы для того, чтобы дать отпор общему и явному врагу – почти непосильная задача.

Образно эту мысль выражал Александр Блок, когда писал в 1919 году: “Всякое движение рождается из духа музыки, оно действует проникнутое им, но по истечении известного периода времени это движение вырождается, оно лишается той музыкальной влаги, из которой родилось, и тем самым обрекается на гибель”.

* * *

В сущности, изложенные выше закономерности сводятся к одной, более общей: по мере развития элиты возможности (власть, собственность, независимость, иные доступные жизненные блага) отдельного её представителя неуклонно растут.

А возможности элиты как целого столь же непрерывно убывают, примерно так же, как резко падает высота египетских пирамид.

Именно однонаправленностью этого процесса и определяется конечность существования любой элиты, даже если экономический строй (скажем, рабовладельческий или феодальный) тысячелетиями остаётся неизменным…

Тут действует нечто вроде “второго начала термодинамики”: энергия, прежде принадлежавшая целому, перераспределяется между его отдельными частицами, причём процесс этот – односторонний, идёт он только в одном направлении. Собрать “обесцененную” энергию воедино без приложения внешних сил невозможно. Ну, а вмешательство “внешних сил” в историческом процессе – это, как правило, и есть смена элит, революция.

* * *

6. Другими словами всё изложенное можно выразить так:

– Количество пассионариев в элите постоянно убывает.

Пассионарий во всём – психологии, поведении, системе ценностей – противоположен представителю стареющей элиты. Типичными пассионариями были, например, первые христиане, погибавшие ради своих религиозных убеждений на аренах античных цирков. Пассионариями были революционеры XIX – начала XX веков, своей героической борьбой подготовившие европейские революции 1917-1918 годов.

Осип Мандельштам по этому поводу замечал: “Мальчики девятьсот пятого года шли в революцию с тем же чувством, с каким Николенька Ростов шёл в гусары: то был вопрос влюблённости и чести. И тем и другим казалось невозможным жить несогретыми славой своего века, и те и другие считали невозможным дышать без доблести.

“Война и мир” продолжалась, – только слава переехала. Ведь не с семёновским же полковником Мином и не с свитскими же генералами в лакированных сапогах бутылками была слава! Слава была в ц.к., слава была в б.о… Здесь были свой протопоп Аввакум, своё двоеперстие…

И в скудных партийных полемиках было больше жизни и больше музыки, чем во всех писаниях Леонида Андреева”.

Собственно говоря, пассионарий – это и есть типичный представитель молодой, восходящей элиты. Та самая “закваска”, “дрожжи”, о которых писал Троцкий. Перефразируя приведённое выше его высказывание, можно сказать, что “без революционеров поколений Маркса и Ленина не было бы современной Европы. Они и сейчас несравненно более современны, чем всевозможные Меркели, Медведевы и Саркози.

Несмотря на победоносную реставрацию в СССР, несмотря на всю дальнейшую цепь приливов и отливов, бесспорно одно: вся новая Европа, восточная и западная, взошла на дрожжах красных революционеров. Сейчас эта историческая закваска начинает истощаться… Чтобы возродить падающую Европу, нужны новые дрожжи. Не нынешним европейским правителям понять это…

Будущее, и не столь отдалённое, докажет это”.

Само слово “пассионарии” для обозначения людей такого типа придумал Лев Гумилёв. Он признавался, что сам не знает, откуда взял это слово. Можно предположить, что он произвёл его от прозвища испанской революционерки-коммунистки Долорес Ибарурри – Пасионарии (“пламенной”).

Правда, Гумилёв связывал пассионарность с биологическими, а не социальными особенностями личности, что, разумеется, не выдерживает никакой критики. Если бы пассионарность была чисто биологической мутацией, невозможно было бы объяснить её подъёмы и спады в процессе истории.

* * *

7. Ещё одним следствием изложенных выше закономерностей является следующее правило:

– Рождаемость в элите неуклонно падает.

Представитель стареющей элиты живёт “для себя”, в самом узком смысле этого слова. Многодетность воспринимается как нечто неприличное, “скотское” (вспомним Пушкина, едко высмеивавшего дворянскую “Скотининых чету седую, с детьми всех возрастов, считая, от тридцати до двух годов”.

Советский биолог Юрий Филипченко в 1923 году с нескрываемым сожалением писал: “Нельзя не признать, что за последнее время подбор плодовитости принял в человеческом обществе совершенно нежелательный и опасный характер…

Падение рождаемости особенно резко бросается в глаза среди представителей наиболее образованного, культурного и талантливого слоя.

Неизбежным результатом этого (результатом, который не раз имел уже место в истории) должно явиться понижение качества расы и вытеснение её другими”.

Конечно, то, что описал Филипченко – падение рождаемости среди элиты – на самом деле является всеобщим историческим законом.

В той степени, в какой элита заражает всё общество своими “ценностями”, падение рождаемости захватывает и другие социальные слои.

Но дело отнюдь не в “качествах расы” (в Латинской Америке, наиболее бедной и революционной части “белого” мира, та же самая “раса” до сих пор сохраняет, как известно, высокую рождаемость), а в качествах социальной элиты.

* * *

8. Итак, мы подошли к некоторым выводам. Что же такое революция? Это смена общественных элит.

Китайцы обозначают слово “революция” иероглифами “смена мандата Неба”. По их традиционным представлениям, Небо выдаёт “мандат” верховному правителю или династии. Но такой мандат не вечен, рано или поздно он исчерпывается, и тогда наступает эпоха его “смены” – революция.

Общий смысл революции неплохо выразил Николло Макиавелли, которого трудно назвать революционером: “Элиту, которая противостоит народу, надо устранить и заменить элитой, представляющей народ”…

А о значении революций в истории он писал: “Добрые деяния происходят от доброго воспитания, доброе воспитание от хороших законов, а хорошие законы от тех самых смут, которые многие безрассудно осуждают. Эти смуты никогда не вредили общему благу”.

Настоящая революция всегда искореняет старую, утонувшую в роскоши, кастовых привилегиях и сословном эгоизме паразитическую “элиту”. Пришедшая ей на смену новая элита, в формировании которой ключевую роль играют пассионарии, прежде всего обеспечивает высочайшую социальную мобильность.

Элита сознательно ограничивает свои потребности, зато её подвижность и способность осуществлять масштабные исторические проекты резко возрастают. Общество получает мощное ускорение, новую “закваску”, “дрожжи” для своего развития, которых хватает, как минимум, на столетие или дольше…

Владимир Ульянов в 1917 году говорил своим товарищам: “Революция – это локомотив истории. И мы – его машинисты”.

Чтобы поезд истории двигался вперёд, ему необходим локомотив. Чтобы управлять локомотивом, необходимы машинисты…

Источник: http://demsoyuz.blogspot.com/2011/09/blog-post_6475.html

Ссылка на основную публикацию