Кто такой кум(а) — определение понятия, роли и обязанности

Кто такие кума и кум: значение, 2 вида ответственности, родственные отношения

Очень часто случается так, что, употребляя какое-либо слово, мы не задумываемся о его значении. К примеру, широко распространенные понятие «кум, кума» в представлении многих – это любые близкие родственники или приятели.

Это не совсем так. Чтобы не попасть впросак в беседе, попробуем разобраться, кто такая кума и кум и каковы роли этих людей в нашей жизни.

Точное определение

Итак, кто же такой кум? Толковое значение слова «кум» следующее – это крестный отец ребенка по отношению к маме и папе. Также такое обращение принято по отношению крестных родителей друг к другу.

Как видно, фактически кумовьями могут быть люди, не связанные кровными родственными отношениями. За исключением тех случаев, когда в качестве крестных родителей были выбраны родственники.

Привилегия ответственности

Быть крестным, а значит, и кумом, весьма почетно. Приглашение на такую «должность» — это знак высокого доверия и симпатии к человеку. Ведь куму доверяют самое дорогое – жизнь (духовную) своего ребенка.

Тем более ответственна эта роль. Помимо привилегий и прав в вопросах воспитания и развития малыша, кумовья имеют ряд обязанностей.

  • Воцерковление ребенка. Конечно, с родителей не снимается ответственность за духовное воспитание своего чада. Но в не меньшей степени груз этих забот ложится и на плечи крестных.
  • Привитие духовных ценностей. Понятия семьи, любви, добра, дружбы не даются с рождения. Этим основам нужно научить, и крестные — это те люди, которые должны это сделать.

Научить крестника основам службы и вероисповедания, а также подготовить к будущей семейной жизни – непростые и важные задачи. Прежде чем преподавать жизненно важные уроки убедитесь, что сами овладели ими в достаточной степени.

Кум и кума – не одна сатана?

Если уж говорить о точном значении слов кум и кума, то стоит и знать некоторые правила, по которым стоит их выбирать.

  • Супруги не могут быть крестными для одного и того же ребенка.
  • Мужчина и женщина, ставшие крестными для малыша, не должны вступать в интимную связь.
  • Также интимные отношения запрещены церковью между крестными и их подопечными.
  • В кумовья можно выбирать родственников – братьев, сестер, кузенов и т. д.

Родственные отношения

Хотя кумовья могут и не быть фактическими родственниками родных родителей, но с момента крещения они становятся близкими духовно. На плечи как родителей, так и крестных в равной степени ложится ответственность за духовную и физическую жизнь ребенка.

Присматривая себе кумовьев, ориентируйтесь в первую очередь не на свои интересы (с кем мне было бы приятно общаться), а на душевные качества людей, их нравственное здоровье.

Смотрите на то, насколько человек ответственно подходит к своему собственному духовному развитию. Мечущийся из крайности в крайность человек не сможет правильно повлиять на ребенка.

Многие задаются вопросом, как вести себя с новоявленными кумовьями. Безусловно, прежними отношения уже не будут.

Они должны стать более близкими, ведь теперь вас объединяет такая важная миссия, как воспитание маленького человечка.

Постоянное общение, посещения друг друга, поздравления с праздниками – подавайте пример детям. Чем ближе вы будете со своими кумовьями, тем легче вашему ребенку будет принять их в качестве своих вторых родителей.

Напоследок

Кум – это человек даже в большей степени близкий, чем кровный родственник. Ведь своих братьев, сестер, дядей и теть мы не выбираем. Мы строим отношения с родными на тех условиях, которые были нам даны.

С кумовьями дело иное – право выбора дано нам. Отнеситесь ответственно к приобретению новых родственников, с которыми вы будете связаны всю дальнейшую жизнь.

Вам также может понравиться…

Источник: http://adella.ru/family/kto-takoj-kum.html

Кто такой кум и кума

Распространено мнение, что кум и кума — это родственники.

На самом деле это не совсем так.

Крестные родители ребенка являются кумовьями их родителей.

Для семьи эти люди должны быть очень близки. Часто на эту роль приглашают своих родственников: братьев, сестер, дядь, теть, кузенов и т.д.

Кумовьям отводится очень важная роль в жизни ребенка. Духовное, физическое развитие и православное наставничество.

Что вовсе не означает, что такая ответственность снимается с родных родителей и передается крестным отцу и матери. Сейчас породниться таким образом — это почетная роль для друзей или родственников, по сути, кумовья это вторые родители.

Стать крестными родителями ребенку могут люди не состоящие в паре друг с другом. Какая либо интимная или любовная связь между кумовьями исключена. Также запрещены любовные связи между крестными родителями и крестниками до второго колена.

Задача кумов привить ребенку моральные ценности и воспитать его духовность. Это даже больше, чем просто родственники, оных судьба не дает права выбрать, в отличии от крестных родителей своему чаду. Крестные родители готовят ребенка к взрослой жизни и должны стать больше друзьями, нежели родителями.

Установить духовную связь с крестником и стать его опорой в жизни, вот к чему стремятся крестные. Для родителей кумовья — это семья, которые зачастую ближе кровных родственников. Семьи оказывают друг другу всяческую поддержку.

Значения слова в России и Украине

Разницы в значении слова для Украины и России нет. Больше все-таки понятие развито в Украине, особенно в глубинках, где чтятся традиции. Современный житель мегаполиса больше узнает о традициях своего народа посредством кинематографа, в классических украинских произведениях очень часто встречается это понятие.

Семьи породнившиеся таким образом обретают близких родственников. К кумовьям приходят за советом, помощью и благословением. На свадьбе крестные сидят вместе с родителями крестника. В случае утери родителей, кумовья считаются их первыми преемниками, кто именно оговаривается заранее.

В нынешней политике, как России, так и Украины распространено такое слово, но несет больше негатива. Кумов пристраивают по-родственному на хорошие должности. Позитив присутствует только для самих чиновников.

И сейчас не каждый сможет ответить кто такой кум, больше ассоциаций с полным захватом власти. Эти люди также совершают священные обряды, но для них они несут несколько иной смысл и гарантируют прикрытие в нужный момент.

А в остальном нет разницы значения слов: кум и кума для украинцев и россиян. В большинстве случаев это значит снижение требований и снисходительность. Таким образом создаются современные альянсы.

Значение слова «кум» на тюремном жаргоне

В местах лишения свободы кумом называют представителя власти, который взаимодействует с охраной или другими заключенными и контролирует внутреннюю ситуацию. Кумовья могут законными и незаконными путями добиваться своих целей.

Нередко кум сотрудничает с бывшими и настоящими заключенными. За небольшие привилегии в отбывании срока, зэки становятся его глазами и ушами за решеткой. Не обходится и без физической расправы над неконтролируемыми заключенными. Зэков, которые работают с кумовьями называют стукачами.

Источник: https://zajmy-onlayn.ru/kto-takoj-kum-i-kuma/

Кум и кума — кто это: значение обряда Крещения ребенка

Значение слова Кумовья со временем утратило свой первоначальный смысл. Считается, что такими званиями «награждают» родственников, близких друзей.

На Руси же, с момента становления христианства, так назывались люди, ответственные за духовное здоровье ребенка. Для малыша они становились крестными отцом и матерью.

Родители должны делать осознанный выбор, который отразится на всей жизни их чада.

Кум и кума – восприемники новорожденного ребенка перед крещенской купелью. Русская традиционная культура предполагает значимую роль восприемников в жизни крестника, считается, что духовная связь между ними сильнее, чем кровная.

С момента совершения таинства крестные отец и мать становятся своего рода посредниками между своим подопечным и Богом. Они занимаются нравственным и духовным воспитанием ребенка. Восприемники становятся близкими людьми по отношению к физическим родителям крестника.

Они получают статус «духовные родственники», а по народному – «кум» и «кума».

Кумовство на Руси являло собой определенную систему взаимоотношений. Для нее были характерны определенные поведенческие нормы:

  • сдержанность, уважение кумовьев по отношению друг к другу;
  • взаимопомощь;
  • боязнь ссоры, которая считалась грехом;
  • восприятие кума и кумы, как непосредственных членов семьи;
  • воспитание в детях глубокого уважения к крестным.

В период становления христианства в древней Руси обряд крещения проводился над взрослыми людьми, которые понимали, для чего совершается таинство. Считалось, что младенцы не имеют грехов, и их не надо крестить.

С развитием православных традиций изменилось и отношение к этому вопросу. В современном мире крещение младенцев проводится после 40 дня жизни. В случае тяжелой болезни разрешено проводить обряд с первых минут жизни.

Несколько веков считалось, что крестить ребенка могут только кровные родственники. Это объяснялось тем, что они смогут уделять много времени подопечному, находясь в постоянном контакте с его родителями.

Первыми восприемниками для своего ребенка выступали кровные родители (отец). За последние несколько десятилетий принцип выбора восприемников несколько изменился. Родители приглашают кумовьями приятеля, начальника, соседку по лестничной клетке.

Такой подход нельзя назвать верным, ведь крестные перед Богом несут ответственность за дитя.

Родственные отношения

Много лет в самой церкви идет спор по поводу разрешенной степени родства восприемников по отношению к крестнику и друг к другу. 211 статья Номоканона (сборника правил православной церкви, составленного еще в древней Византии) запрещает мужу и жене крестить одного и того же малыша. Они могут это сделать в отношении двух разных детей из одной семьи.

Но «Настольная книга священнослужителя» 1913 года говорит о том, что «если родители хотят взять восприемниками супружескую чету, это можно сделать. Нужно подать прошение Правящему архиерею епархии, где планируется проводиться таинство крещения».

Что касается людей, еще не связанных узами брака на момент проведения обряда, они не могут венчаться после произнесения обета возле купели. Так считает большинство церковных служащих. В «Настольной книге священнослужителя» указано, что при такой ситуации восприемники могут быть обвенчаны по разрешению архиерея». Светские браки этот вопрос обходит стороной по причине их «греховности».

Родных брата или сестру можно пригласить крестными малыша, если юноше исполнилось 15 лет, а девочке – не меньше 13. Почетная роль разрешена тетям, дядям, бабушкам и дедушкам.

Главное, чтобы восприемник был воцерковлен и имел представление о православной вере. Родственники в случае смерти родителей будут заботиться о ребенке в любом случае.

Поэтому многие стараются взять в кумовья не родных по крови людей, чтобы получить уверенность в дополнительной опеке над ребенком.

Обычай брать крестных для малыша исходит своими корнями к Апостольскому преданию. Обряд крещения предполагает присутствие только одного крестного. Если же восприемников двое, то у мальчика мужчина – крестный, у девочки – женщина. Для своего подопечного они становятся духовными родителями.

К основным духовным обязанностям восприемников относятся:

  1. Обучение ребенка основам христианского вероисповедания.
  2. Крестные обязаны молиться за свое духовное чадо. Когда малыш подрастет, задача крестных – научить его основным молитвам, объяснить смысл главных церковных таинств.
  3. На своем личном примере крестные должны показывать ребенку проявление христианских добродетелей – доброты, милосердия, любви.
  4. Духовные родители обязаны подготовить подопечного к супружеской жизни, обучая премудростям быта, помогая материально.

Таинство крещения

Несколько веков крещение считалось церковным таинством. На нем присутствовали только священник, крестные и ребенок. Последние 10-15 лет в храме собираются все желающие. Согласно законам РПЦ, восприемники становятся духовными родственниками для крестника и его родителей после произнесенных возле купели обетов.

Читайте также:  Как заработать на курсе валют

Во время важного события крестные приносят младенцев на руках. До погружения в купель мальчика может носить крестная мать, девочку – крестный отец.

После троекратного омовения ребенка берет восприемник одинакового с ним пола. При этом в его руках должна быть чистая пеленка для вытирания малыша.

Крестные обязаны знать основную молитву православных христиан – Символ веры. От лица крестника восприемники дают обет отречения от Сатаны.

Затем ребенка нарекают именем святого, который родился примерно тогда, что и малыш. Воцерковленных мальчиков заносят в алтарь и кланяются престолу. Младенцев обоих полов прикладывают к иконам Божьей Матери и Спасителя. В конце таинства кровный отец совершает три земных поклона в сторону священника и берет ребенка на руки.

Обязанности крестных

При проведении обряда крещения ребенка на восприемников накладываются определенные обязательства:

  1. Причащение и исповедь перед началом таинства. Крестные должны вступать в роль духовных наставников с чистыми помыслами.
  2. Крестный отец должен приобрести в подарок нательный крест своему подопечному.
  3. Крестная мать должна приготовить крестильное полотенце и одежду для малыша. Эти вещи в дальнейшем используют только в случае болезни ребенка – укрывают его полотенцем или надевают вещи с остатками крещенской воды.

Как правильно выбрать кума и куму

Есть несколько рекомендаций насчет того, как правильно выбрать своему малышу людей, которые действительно будут примером для него:

  1. Выбирать крестных необходимо, исходя из нравственных качеств человека, его духовного развития.
  2. Восприемники должны иметь возможность общаться с крестниками хотя бы 2-3 раза за неделю, чтобы наставить на правильный путь.
  3. Следует помнить, что с кумовьями родителям придется общаться много и постоянно, вместе отмечать праздники, мириться с какими-либо недостатками.
  4. Крестными выбирают людей, которые готовы любить малыша, отдавать ему не только свое время, но и дарить частицу души, счастье истиной веры.

Кого нельзя брать в кумовья

По поводу супружеских пар и тех, кто планирует ими стать, однозначного мнения в вопросе пригодности на роль восприемником, нет. Но духовенством четко определен перечень лиц, которым запрещено становится крестными и кумовьями:

  • физические родители малыша;
  • монахи, монахини;
  • юноши младше 15 лет;
  • девочки младше 13 лет;
  • женщины в период менструации
  • люди с отклонениями в психике;
  • сектанты, иноверцы.

Видео

Источник: https://sovets.net/16268-kum-i-kuma-kto-eto.html

Кумовья — это кто? Кого брать в кумовья :

Несмотря на то что множество традиций, пришедших к нам из глубины веков, уже забыто, на сегодняшний день большинство детей на территории стран бывшего СССР крестят. При этом принято выбирать крёстных отца и мать. От правильного выбора кума и кумы зависит, будет у малыша в будущем два дополнительных близких ему человека или нет.

Кумовья — это, по сути, родные люди

Перед крестинами родители малыша обычно достаточно долго задумываются над тем, кто именно будет крёстным для ребёнка. Кумовья — это именно крёстные родители. Причем данная степень родства устанавливается не только между кровными и крёстными родителями, но также и между самими новоиспечёнными папой и мамой.

Кумовья — это не кровные родственники, скорее — духовные. Именно по данной причине подобные отношения не регистрируются в официальных документах и актах.

Откуда взялось кумовство?

Данное явление уходит своими корнями в историю раннего христианства. Изначально крестить ребёнка мог даже сам кровный родитель. В дальнейшем подход к крестинам и устанавливаемым в результате данного таинства духовным связям несколько изменился.

На территорию восточных славян кумовство пришло из Византии вместе с самим христианством. Следует считать, что только в X-XII веках на территории современной России и прочих стран СНГ появились первые кумовья. Это связано с тем, что ранее христианство на Руси было явлением единичным и встречало серьёзное сопротивление со стороны народных масс.

Как становятся кумовьями?

Для этого необходимо крестить ребёнка. В результате данного события устанавливаются духовные связи кума и кумы между собой, а также их родство с ребенком и его родителями. При этом крещеному они становятся вторыми родителями и называются крёстными.

Что должны сделать кум и кума в церкви?

Ранее было принято, что таинство крещения не должен видеть никто посторонний. Даже родных папу и маму не допускали к данной процедуре. В храме находились только батюшка, прочие служители церкви, малыш, а также будущие крёстные папа и мама. В настоящее время чаще всего священнослужители идут навстречу родным ребёнка и допускают на обряд всех приглашённых.

Во время проведения таинства крёстные родители поочерёдно держат ребёнка на руках. Принято, что они перед крещением должны приобрести для малыша крестик и праздничную одежду. Иногда все траты на себя берут кровные родители ребёнка.

После окончания таинства обычно устраивают застолье. Кум и кума, а также их новоиспеченный подопечный — главные виновники торжества. Они чаще прочих участвуют в конкурсах, а также собирают деньги для родителей ребёнка. Одной из наиболее распространенных традиций является битьё горшка с кашей.

Для того чтобы каша не рассыпалась, а глиняные осколки не разлетелись в стороны, горшок заворачивается в платок или простынку. В дальнейшем кум и кума раскладывают по тарелкам кашу и дают каждому по кусочку горшка на счастье. При этом все должны дать какую-то сумму за угощение.

Самые крупные куски горшка и особенно большие ложки каши получают те, кто оказался наиболее щедрым.

Обязанности крёстных

Ранее все, кого выбирали кумовьями, достаточно серьёзно относились к выполнению своих обязанностей.

Дело в том, что в случае если ребёнок лишался кровных родителей и прочих близких родственников, то именно крестные брали на себя его воспитание.

В настоящее время сироты уже в достаточной степени защищены со стороны государства, поэтому столь серьёзной необходимости в таком опекунстве нет.

Мы говорили, что, по сути, родными становятся кумовья. Как родство это не закреплено ни в каких документах и актах, однако не стоит считать назначение на такую высокую «должность» формальным.

Дело в том, что право стать крёстными имеют только те люди, которые сами в своё время прошли это же таинство.

В итоге они берут на себя определённые духовные обязанности, которые многие считают гораздо более важными, чем даже юридические.

Чаще всего сейчас обязанности крёстных сводятся к периодическим посещениям ребёнка и своих кумовьёв. При этом малышу обычно дарят подарки.

Как выбрать крёстных родителей правильно?

В настоящее время при решении вопроса о том, кого брать в кумовья, чаще всего выбор падает на лучших друзей матери и отца ребёнка. На самом деле подобный подход является не совсем верным.

Дело в том, что далеко не каждый друг, пусть и лучший на данный момент, сможет с достоинством выполнять те задачи, которые на него будут возложены. Поэтому, прежде чем сделать выбор, необходимо хорошо поразмыслить.

Кроме того, достаточно важно, чтобы у крёстных родителей была физическая возможность хотя бы один раз в 2-3 месяца посещать ребёнка. В противном случае сложно будет говорить о какой бы то ни было связи между ними и их подопечным.

Большую роль в процессе воспитания девочки играет кум. Кто такой кум в данном случае? Крестный для малышки — второй отец.

Именно на примере этих двух мужчин, если, конечно, крёстный принимает достаточное участие в воспитании девочки, она и будет узнавать, как должны вести себя молодые люди по отношению к ней.

В итоге, если крёстный и кровный отцы подают пример не очень хороший, велика вероятность, что и будущий муж у неё будет грешить теми же недостатками.

Что касается кумы, то она должна стать для своих крёстных детей настоящей второй матерью. Если она не станет посещать своих подопечных с первых месяцев и лет их жизни, то в дальнейшем те не будут воспринимать её в качестве родственницы.

Её задачей является помощь кровной матери детей в их воспитании. При этом для многих тесные отношения со своими крестниками становятся первым опытом общения с детьми.

В данном случае новоиспечённая кума будет набираться знаний, которые помогут ей в воспитании её собственных детей.

Отношения между кумовьями

Многие терзаются вопросом о том, можно ли вступать в брак людям, крестившим одного и того же ребёнка. С юридической стороной вопроса никаких сложностей, естественно, не возникает. Кумовство не является кровным родством, поэтому не может выступать в качестве препятствия.

Что касается духовного родства, то оно на документы не влияет. Трудности могут возникнуть при желании двух крёстных венчаться. Многие священнослужители считают, что между кумовьями уже имеются духовные отношения и их нельзя разрушить под напором плотских желаний.

На самом деле никаких запретов на венчание между крёстными одного и того же ребёнка не существует. Так что отказывать в проведении данного таинства у священнослужителей нет оснований. Естественно, не стоит настаивать на проведении венчания, если батюшка считает его невозможным.

Здесь один выход — искать другого батюшку.

Отсутствие препятствий обосновано тем, что ранее, к примеру, вообще нужен был всего один взрослый для крещения ребёнка. Он должен был быть того же пола, что и малыш.

Одной из главных обязанностей, которые ему вверялись, являлось обучение ребёнка христианским ценностям. К примеру, если крестили мальчика, то нужен был только кум.

Кто такой кум в данной ситуации? Восприемник. А ребёнка называли воспринимаемым.

Стоит отметить, что некоторые ограничения по браку таинство крещения всё-таки накладывает. К примеру, крёстные родители не должны вступать в брак с кровными родителями ребёнка. Помимо этого, запрещён брак между крёстными и их крестниками. Никаких других ограничений, согласно канонической литературе, не существует.

Источник: https://www.syl.ru/article/180029/new_kumovya—eto-kto-kogo-brat-v-kumovya

Хрошо бы вспомнить, кто такой кум

Духовное развитие 4 июля 2013

В настоящее время такие понятия как «кум», «кума» считаются устаревшими. С уходом из повседневной жизни религии, забываются и некогда бывшие естественными отношения между людьми.

Если спросить случайного прохожего: «Кто такой кум?» — редко ответят правильно. А слово «кума» практически безвозвратно изменило свое значение и стало ассоциироваться с хитростью и недалекостью.

На самом деле кум — это крестный отец, а кума — крестная мать ребенка. В прошлом они были ему очень близкими людьми, практически родственниками.

На крестных возлагалась обязанность содействовать тому, чтобы ребенок вырос развитым духовно и нравственно. И ответственность за это они несли перед Богом. Поэтому к советам кумовьев прислушивались, они были уважаемыми людьми в семье ребенка.

В понимании народа тех времен «кумовство» воспринималось как духовное родство. Крестные родители считались посредниками между Богом и ребенком. Это сегодня многие не знают, кто такой кум, а раньше этим словом называли очень близкого человека.

На Руси бытовала пословица: «Духовное родство пуще плотского». Церковью запрещались браки не только между кумовьями, но и между кумой — отцом ребенка, кумом — матерью ребенка. И не только в первом, но и во втором поколении семей такие связи не одобрялись.

Те, кого сблизило духовное родство, не имели права вступать в брак. Потому что нравственность ставилась выше телесных утех.

Интимные связи в духовном родстве воспринимались как «кровосмешение». Ведь эти люди при обряде крещения перед Богом отрекались за ребенка от сатаны. Считалось, что вступив в плотские отношения, они сами шли в лапы черта, да еще и ребенка за собой тащили. Но человек слаб, и случалось всякое. Отсюда и пословица: «Кум и кума одна сатана».

Особая роль у крестных была на свадьбах. С ними советовались о выборе пары, они благословляли молодых.

Читайте также:  Yandex translate — моментальный перевод с множества языков

Сегодня мало кто догадывается, кто такой кум. А ведь раньше именно он надевал на ребенка при обряде крещения крест, с которым человек не расставался всю жизнь.

На сегодняшний день многие понятия о нравственности и духовности извращены или потеряли былую значимость. Исчез и институт кумовства за ненадобностью.

Люди старшего поколения еще помнят отголоски уважительного отношения к крестным. Но и среди них немногие точно знают — кто такой кум. Потому что уже в то время мало кого крестили.

Более того, долгое время в нашей истории такой обряд считался асоциальным, был под запретом.

На сегодняшний день более распространено ошибочное убеждение, что свекровь является кумой тещи, и наоборот. То же и в мужской иерархии: «Кто такой кум? Это отец того парня, за которого вышла моя дочь.» А уж о том, чтобы между ними не было связей… В наше время, к сожалению, возможно все.

Сонники всегда отражают глубинные психологические установки человека. Так вот, в большинстве из них кум ассоциируется с чувством досады, со скандалом. А кума — со сплетнями и хитростью.

Вот, таким образом деградировало бывшее на Руси светлым понятие кумовства. Но как бы не измывалась история над русским человеком, народ в основе своей остается нравственным. И верующих людей становится все больше.

Источник: fb.ruНовости и общество
Кто такие кума и кум? И какие отношения их должны связывать?

Наверное, нет такого жителя СНГ, который бы не знал о том, кто такие кума и кум. Но всегда ли эти слова трактуются правильно? Давайте разбираться!Научное определение слова «кум»Кумовьями, к…

Бизнес
Конкурсные кредиторы — это кто такие? Требования и права конкурсных кредиторов

Отношения между коммерческими предприятиями основываются на взаимной выгоде. Характер таких взаимодействий может быть любым. К примеру, одно предприятие выступает в роли поставщика мяса, а второе – производителе…

Бизнес
Кто такие сеошники и как ими становятся?

В интернете постоянно появляется множество сайтов и блогов. Этот вид заработка очень популярен, и поэтому многие решаются открыть именно этот бизнес. Создать собственный сайт сейчас не проблема, но со временем пользов…

Бизнес
Кто такой механизатор? Это…

Часто в СМИ звучит подобная фраза: «В разгар уборки зерновых и заготовки кормов для сельскохозяйственных животных не покладая рук трудятся механизаторы — комбайнеры и кормозаготовители». Из этой фразы многим непонятно…

Бизнес
Кто такой фермер? Ведение фермерского хозяйства

Все больше современных предпринимателей активно интересуется сельскохозяйственной отраслью. Это довольно прибыльный и не особо затратный вид деятельности, который можно начать практически с нуля. Прочитав сегодняшнюю …

Бизнес
Кто такой «доминант»? Порода кур «доминант»: описание породы, характеристики и отзывы

Чешские селекционеры вывели специальную яйценоскую, устойчивую к вирусным заболеваниям, неприхотливую породу кур. Получила она свое название от фирмы «Доминант», где была получена.Исходные породы

Бизнес
Кто такой коммерсант и как им стать?

С чем ассоциируется слово «коммерсант»? Бизнес, торговля, продажи, предпринимательство и даже спекуляция. Все верно: коммерсанты – это в общем смысле люди, занимающиеся торговлей. Но значит ли это, ч…

Бизнес
Кто такой предприниматель? Права предпринимателя. Частный предприниматель

Впервые термин «предприниматель» был введен примерно в 1800 году. Это слово стал использовать Жан-Батист Сэй – французский экономист. Частный предприниматель, по его определению, являлся человеком, который переб…

Бизнес
Сейлз — это что такое? Кто такой сейлз-менеджер?

Сейлз – это направление деятельности в сфере услуг. Специалисты данной отрасли являются ключевым звеном в любой компании, так как каждая сфера деятельности в основном замыкается на отделе по сбыту.Анализ…

Бизнес
Кто такие руководители предприятия? Руководители — это…

Предприятие любой формы собственности не может обойтись без руководителя. Кто же эти люди и в чем заключаются их обязанности?Кто такой руководитель?Согласно словарю экономических терминов («Большой эко…

Источник: http://monateka.com/article/52877/

Роль

англ. role; нем. Rolle. Степень участия, мера влияния, значение ч.-л.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенную социальную позицию или статус.

Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге

ролевое функционирование личности, занимающей определенное положение в своем социальном окружении.

Источник: Социальная психология на рубеже веков: глоссарий к книге, 2002 г.

модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социальными нормами; динамическая характеристика статуса.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социальными нормами; динамическая характеристика статуса.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

от фр. role) — ожидаемый в конкретной ситуации рисунок поведения, ассоциирующийся с социальным статусом человека. Наличие ролей позволяет индивидам предвидеть действия других в различных ситуациях и соответственно реагировать на них, чем обеспечивается устойчивость социального порядка [16].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

в социологии) (role), относительно стандартизированное социальное положение, включая опред. права и обязанности. Человек может играть мн. Р.: врача, матери, дочери, игрока. Для каждой Р. ожидаемая модель поведения разл. Исследование Р. показывает, как формируется социальное поведение личности.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

role) — 1. Относительно стандартизированное социальное положение, включая определенные права и обязанности индивидуума, например, отца или матери. 2.

«Динамический аспект ста- туса», где «статус» относится к положению и «роли» его исполнения (Р- Линтон, 1936), хотя последний термин чаще касается и положения, и исполнения, а «статус» является альтернативным по отношению к положению.

Роли могут быть специфическими или распространенными, предписанными или достигнутыми — см. Образцовые переменные. В символическом интеракционизме социальные тождества и социальная деятельность анализируются скорее как результат «принятия роли другого».

Сходную основу имеет исполнение роли — форма социального обучения людей путем участия в групповых деяниях, где они исполняют широкий диапазон социальных ролей, включая и те, к которым актор первоначально испытывает мало симпатий. Ожидание состоит в том, что это приведет к большему социальному пониманию.

В функционализме теория роли подчеркивает нормативные ожидания, связанные со специфическим положением, и способ, которым роли определены институтами. Ударение делается на приобретении и предписании образцов поведения согласно нормам и правилам.

Мертон (1949) предложил понятие совокупности ролей для обозначения диапазона отношений между ними в соответствии с данным статусом. Признано, что индивидуум сталкивается с напряженными отношениями (ролевым конфликтом) в попытке придерживаться требований несовместимых ролей, например, рабочей и матери или лектора и исследователя.

Данная теория критиковалась, однако, за иногда допускаемую статичную, неизменную концепцию социальной деятельности.

Более ранний подход символического интеракционизма к «роли», ассоциируемый с Г.Х. Мидом, отличается от функционализма. В нем «принятие роли» представляет интерес главным образом как необходимый процесс в развитии «Я».

И взрослые, и дети устанавливают понятия «Я», воображая себя занимающими положение других (см. также Зеркальное «Я»). Отсутствуют установленные роли и подчеркивается непрерывно «переустраиваемый» характер социальной деятельности.

В произведениях Гофмана предложены и другие примеры, в частности, концепция ролевой дистанции, в которой исполнитель субъективно отделяется от роли.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ожидания и обязательства вести себя тем или иным образом, вытекающие из общепризнанного социального положения или статуса. Роли могут нести с собой конкретные права и обязательства.

Люди одновременно выступают в разных ролях, например роли родителя, работника и соседа. Люди могут принадлежать к ролевым группам, т. е. группе людей, выполняющих определенную роль. Одни принадлежат ко многим группам, другие – к меньшему их числу, например к одной (или ни одной, как отшельники или затворники).

Роли могут конфликтовать между собой. Во-первых, конфликт может быть заложен в самой роли, например от лидера команды ее члены могут ждать защиты в том случае, если они и так уже работают в полную силу, однако от того же лидера старшее руководство ожидает более напряженной работы, если поджимают сроки.

Такие конфликты называют внутриролевыми. Второй вид ролевых конфликтов – это противоречия между ролями, т. е.

межролевые конфликты; примером может служить человек, вынужденный работать сверхурочно (роль работника) и который очень беспокоится за своих детей (роль родителя), однако не в силах изменить ситуацию, чтобы выполнить все ролевые обязательства.

Роли можно подразделить на приписанные и достигнутые. Здесь социологи обращают внимание на то, является ли роль врожденной и неизменной (как в некоторых традиционных обществах) или же ее можно приобрести впоследствии.

В рамках теории ролей можно проанализировать ряд интересных проблем, например как первое поколение выходцев из Азии приспосабливается к традиционным семейным требованиям и ожиданиям сверстников.

Сходным образом одни роли жестко заданы (специфичны), а другие – сравнительно общие (диффузные); эта типология ролей позволяет рассмотреть заложенные в них обязанности. Переход от жестко заданной роли к диффузной или обратный процесс может иметь важные следствия для заинтересованных сторон.

ТЕОРИЯ РОЛЕЙ тесно связана с социальной работой и смежными специальностями, так как занимается оценкой конкретных социальных проблем и ситуаций (скажем, роли женщины в современной Великобритании) и возможностей понять индивидуальные проблемы, например, в социальных группах и семье. СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ как сфера деятельности способствовала развитию и практическому применению теории ролей. (См. также РОЛЬ БОЛЬНОГО.)

Источник: Словарь справочник по социальной работе

ROLE) Данное понятие предполагает, что при нахождении людей в каких-либо социальных позициях их поведение определяется главным образом существующими ожиданиями других людей в отношении этих позиций, а не их собственными индивидуальными характеристиками. Роль — это совокупность социально определяемых атрибутов и ожиданий, связанных с определенной социальной позицией.

Например, какой-либо школьный учитель исполняет роль «учителя», которая предполагает определенное ожидаемое поведение независимо от его или ее настроения в тот или иной отрезок времени. Таким образом, профессиональное ролевое поведение учителей поддается обобщениям, не зависящим от индивидуальных характеристик занимающих эти позиции людей.

Понятие роли имеет важное социологическое значение, поскольку оно демонстрирует социальную обусловленность индивидуальной деятельности, следующей повторяющимся образцам. Социологи рассматривали роли в качестве единиц, в совокупности образующих социальные институты.

Например, школа как социальный институт может рассматриваться как совокупность общих для всех школ ролей учителей и учащихся. Существует два основных подхода к теории социальных ролей. Первым систематически использовать это понятие стал Дж.Г. Мид (Mead, 1934), основоположник символического интеракционизма.

Роли представлялись им как результат опытного (tentative) и созидательного процесса взаимодействия.

Социальная психология Mида связана прежде всего с анализом того, каким образом дети познают общество и развивают свое собственное социальное бытие (самость, свое «Я») посредством принятия роли (role-taking), когда они в своем воображении принимают роли других людей, таких, как отец, мать, врач, учитель.

Мид считал, что взрослые индивиды в своем социальном поведении также используют принятие ролей для выработки собственных ролей.

Согласно символическому интеракционизму, каждая роль предполагает взаимодействие с другими ролями: например, роль «учителя» невозможно представить без роли «учащегося», она может быть определена как ожидаемое поведение только относительно ожидаемого поведения учащегося.

Процесс взаимодействия означает, что люди, исполняя роли, всегда занимаются проверкой своих представлений о ролях других людей, и реакция последних укрепляет или ставит под сомнение эти представления. В свою очередь это ведет к тому, что индивиды сохраняют или изменяют свое ролевое поведение.

Читайте также:  Что такое меркантилизм

Понятием создания pоли (role-making) обозначается формирование и модификация ожидаемого поведения в ходе взаимодействия. Создание роли — это «опытный процесс, в ходе которого роли идентифицируются и наполняются содержанием по мере взаимодействия в изменяющейся системе координат» (Turner, 1962).

Символические интеракционисты пытаются избежать предполагаемого понятием создания роли крайнего релятивизма, состоящего в том, что роли изменчивы и неопределенны, и что каждое отдельное взаимодействие порождает уникальную роль.

Они утверждают, что результатом процесса создания роли являются последовательные образцы поведения, которые могут отождествляться с различными типами социальных деятелей (actors). В целом интеракционисты привержены общесоциологическому интересу к регулярности ожидаемого поведения. Второй подход основывался на идеях Р.

Линтона (Linton, 1936); впоследствии он стал составной частью функционализма. Его отличает отход от идеи принятия роли как характерной формы взаимодействия, результатом которого является создание роли. Роли в рамках данного подхода рассматриваются в сущности как предписанные и статичные ожидания поведения, как предписания, свойственные определенным позициям.

Эти предписания основываются на культуре общества, обычно анализируемой в рамках функционалистских концепций как унифицированная культурная система, и выражаются в социальных нормах, определяющих поведение в пределах ролей.

Такой подход, основанный на идее культурных предписаний, признает, что роли часто определяются относительно других ролей, но отрицает, что они создаются или модифицируются в ходе взаимодействия. Однако индивиды могут осознавать свои культурно определяемые роли в ходе взаимодействия с исполняющими другие роли людьми.

В своей крайней форме данный подход предполагает жесткую детерминацию поведения, при этом понятие «роль» превращается в сущности в синоним понятий «культура» и «нормы» и таким образом становится излишним.

Исследования реальных ролей часто демонстрируют значительную неопределенность ожидаемого поведения, связанного с социальными позициями, то есть именно то, что постулируется символическим интеракционизмом.

Тем не менее, эту неопределенность можно объяснить с позиций подхода, основанного на идее культурных предписаний: культурные нормы, определяющие поведение, могут быть неясными и поддаваться различным интерпретациям; индивидуальные роли могут испытывать несовместимые ожидания со стороны других, связанных с ними ролей.

Например, известно, что роль рядового контролера (first-line supervisor) на производстве подвергается давлению как со стороны тех, кто находится в роли рабочих, так и со стороны людей, находящихся в роли менеджеров.

Эти противоречащие друг другу воздействия воплощают различные представления об ожидаемом поведении контролера, хотя может быть показано, что как те, так и другие представления детерминируются культурой. Культура и нормы редко бывают определенными в отношении конкретного поведения.

Они также не представляют собой интегрированной системы взаимно совместимых элементов (принятие которых является всеобщим), о которой говорят функционалисты: культуры современных обществ часто являются фрагментарными и содержат разнообразные и несовместимые элементы, при этом различные группы (например, рабочие и менеджеры) могут быть привержены различным элементам культуры. Разработанные впоследствии концепции ролей отличает ряд теоретических тонкостей. Ролевая дистанция, термин, предложенный И. Гофманом (Goffman, 1959), обозначает дистанцирование индивида от роли, которую он исполняет. Данное понятие способствует проведению важного различия между существованием ожиданий в отношении социальной роли, исполнением роли и приверженностью индивида к своей роли. При ролевой дистанции исполнитель роли субъективно отделяется от нее. Понятие ролевого конфликта используется в различных смыслах: (1) в отношении ситуации, когда индивид обнаруживает, что он одновременно играет две или более роли, предъявляющие к нему несовместимые требования (так часто бывает, например, с работающими замужними женщинами, ощущающими, что они должны соответствовать одновременно ролевым ожиданиям работника, жены и матери, которые могут находиться в конфликте между собой); (2) когда индивид определяет свою роль одним образом, тогда как другие, выполняющие связанные с ним роли, определяют ее иначе (например, когда учителя придерживаются своих собственных кодексов профессионального поведения, вызывающих нарекания со стороны родителей или руководства в сфере образования); (3) когда роли, связанные с какой-либо ролью, предъявляют по отношению к ней несовместимые требования, как в приведенном выше примере с контролерами, сталкивающимися с несовместимыми ожиданиями со стороны рабочих и менеджеров. В настоящее время считается также, что степень свободы индивидов создавать роли зависит от типа занимаемой ими позиции. При этом на одном полюсе расположены бюрократические роли, обнаруживаемые в официальных организациях и армии, где существуют четкие и формализованные правила поведения, а возможности импровизации ограничены, хотя, как показывает организации теория, никогда не устраняются полностью. На другом полюсе находятся роли неопределенные, такие, как роли родителей или друзей; в этом случае сфера импровизации гораздо шире. См. также: Норма; Половые роли; Статус. Лит.: Jackson (1972); Turner, J.H. (1991)

Источник: Социологический словарь

Источник: http://voluntary.ru/termin/rol.html

ОБЯЗАННОСТЬ

моральная) — нравственное требование, когда оно выступает как долг человека, как возлагаемая на него задача. В отлич-ие от категории долга, понятие О. имеет, с одной стороны, более общий характер, поскольку в нем формулируются требования, равно относящиеся ко множеству людей, а с др.-более конкретный характер, т. к.

оно раскрывает содержание предписываемых человеку поступков (что именно он должен делать). Долг человека состоит в том, чтобы выполнять определенные О. Последние предусматривают самые различные действия в зависимости от той сферы человеческой жизнедеятельности (Отношения моральные), к к-рой они относятся (семейные, общественные, трудовые О.

); их выполнение становится долгом в определенных ситуациях, в к-рые человек попадает. Лишь на основе выполнения всеми людьми лежащих на них моральных О. создается возможность согласованного действия всех звеньев общественного организма, поддержания определенной общественной дисциплины. И наоборот, пренебрежение своими О.

ведет к подрыву этой дисциплины, к падению авторитета нравственных требований, способствует развитию атмосферы попустительства злу и безнаказанности, взаимного недоверия между людьми.

Поэтому моральный долг каждого отдельного человека состоит не только в том, чтобы выполнять нравственные требования, когда общественно полезные последствия этого очевидны, но и способствовать строгому исполнению лежащих на нем О., утверждению и укреплению тех моральных принципов, к-рые он исповедует. В реальной жизни различные О.

могут не согласовываться и даже противоречить друг другу, ставя человека в ситуацию морального выбора. Лицемерие морали эксплуататорского об-ва состоит в том, что ее требования не распространяются в равной мере на представителей различных классов. Действенность же коммунистической нравственности заключается в ее общеобязательности, в действительном равенстве всех перед ее требованиями.

Источник: Словарь по этике

в широком значении — синоним долга. В философии это понятие исторически складывается в значении должного вообще. «Надлежащее» у стоиков означало подобающее, т. е. соответствующее требованиям природы.

Латинским эквивалентом этого термина явилось слово officium, впервые в этом значении, по-видимому, использованное Цицероном, который в силу своей практической ориентированности в моральной философии понимал под officium не отвлеченный изначальный долг, а обязанности человека как гражданина — члена римской общины. Это то должное, что обусловлено его связями, общностью с другими людьми. Соответственно Цицерон указывает на две основные обязанности: справедливость и благотворительность-щедрость (beneficientia). Co времени Цицерона, по замечанию Канта, учение о нравственности (этика) называется учением об обязанности.

Термин «officium» прочно закрепился в европейской философии. Ф. Бэкон, затрагивая проблему обязанности в связи с проблемой общественного блага, специально оговаривал, что это проблема не общественной науки, а учения о человеке, живущем в обществе.

Он различал учение об общих обязанностях (обязанностях человека как человека) и учение о специальных, иДи относительных, обязанностях (профессиональных, сословных, статусных); учение об относительных обязанностях предполагает, по Бэкону, изучение всякого рода обманов и ухищрений и охватывает также «взаимные обязанности» (между супругами, родителями и детьми, друзьями, коллегами, соседями и т. д.). Гоббс, неоднократно упоминающий различные отдельные обязанности, не дает им специального определения, однако из контекста его рассуждений легко реконструируется его понимание обязанности как долженствования, детерминированного законом. Соответственно каковы законы (напр., естественный, гражданский, церковный), таковы и обязанности.

Кант существенно уточняет это понимание: «правовые обязанности» (officia juris), т. е. такие, для которых возможно внешнее законодательство, он отличает от «обязанностей добродетели» (officia virtutis), для которых не может быть внешнего законодательства, поскольку они направлены к цели, которая сама есть также и долг.

Но долг определяется (довольно близко к гоббсовскому пониманию обязанности) как необходимость действия из уважения к закону (см. «Основоположение к метафизике нравов»).

При этом у Канта долг и обязанность фактически дифференцированы нестрого; нравственная обязанность трактуется как долг; наряду с «долгом добродетели» говорится о «правовом долге».

Кант делит обязанности на обязанности по отношению к себе и обязанности по отношению к другим, которые в свою очередь имеют дополнительные деления. Обязанность является совершенной, если она не допускает никаких ограничений со стороны других обязанностей, и несовершенной, если допускает ограничения.

Определяя понятие долга, Кант делает замечание, важное для дальнейшего развития понятия обязанности: «Всякому долгу соответствует некое право, рассматриваемое как правомочие» («Метафизика нравов» II. Введ., II.— Соч. в 6 т., т. 4 (2). M., 1965, с. 316).

Это соответствие было уточнено Гегелем по отношению к обязанности: человек обладает «правами постольку, поскольку у него есть обязанности, и обязанностями, поскольку у него есть права» («Философия права», § 155).

Однако это соотношение оказывается различным в абстрактном праве и в морали: в области первого праву одного лица соответствует обязанность другого лица в отношении этого права (с правовой точки зрения раб, на что указывает Кант, не имеет прав, но имеет обязанности); в области морали человек имеет право на собственное знание, воление и благо лишь в единстве с обязанностями (с моральной точки зрения раб, на что указывает Гегель, не может иметь обязанностей, не имея прав).

Т. о., складывается понятие обязанности в узком смысле — как формы долженствования, вменяющего лицу (как индивидуальному, так и коллективному — общественной организации или государственному органу) действия, гарантирующие (обеспечивающие) права людей.

Отсюда данное Шопенгауэром определение обязанности как поступка, простым несоверщением которого другим причиняется несправедливость, т. е. нарушаются права других. Зафиксированное Гегелем различие в соотношении обязанностей и прав задало две концепции соотношения этих понятий, практиковавшиеся в 20 в.

Одна из них, согласно которой обязанности и права едины в рамках правовой системы в целом, при том что каждое определенное право одного лица коррелирует с определенной обязанностью другого (других), присуща либеральному течению политической мысли и характерна для открытых (демократических) обществ.

Другая, согласно которой права человека фактически представляют собой награду за выполнение определенных (сориентированных на общество) обязанностей, присуща радикально-ригористским взглядам и характерна для иерархически организованных закрытых (тоталитарных) обществ.

Слова «обязанность» и «обязательство» в живом языке, как правило, не различаются. Обязательство » форма долженствования, принимаемая лицом, вступающим в особенные, нередко документально закрепляемые отношения с другими лицами, организациями или учреждениями.

Лит.: Цицерон. Об обязанностях.— Он же. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993; Кант И. Метафизика нравов.— Соч. в 6т., т. 4(2). M., 1965, с. 353-57; Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990, с. 202—207; Шопенгауэр А. Об основе морали [II, 5].— Он же. Свобода воли и нравственность. М., 1992.

Р. Г. Апресян

Источник: Новая философская энциклопедия

Источник: http://terme.ru/termin/objazannost.html

Ссылка на основную публикацию