Что такое абстрактное мышление: определение, признаки и как его развить

Одно из главных отличий человека от других животных — осознанное мышление, которое, в свою очередь, состоит из конкретного и абстрактного. Представь, если бы идеи, приходящие в твою голову, могли быть реализованы гораздо быстрее, чем ты можешь ожидать. За результативный итог и удовлетворение результатом отвечает абстрактное мышление. Расскажем, что это такое и как его можно развить.

Абстрактное мышление — это способность человека представлять вещи, других людей или явления, когда они не находятся перед ним физически. С его помощью мы можем думать о предмете, который только что увидели, размышлять о философии, сохранять в голове набор моральных принципов и так далее. Абстрактное мышление напрямую связано с видением контекста и общей картины, которая окружает событие или идею. Это умение даёт человеку возможность фантазировать, мысленно переноситься в пространстве, проживать уже знакомые чувства и ощущения.

Человек, который опирается на абстрактное мышление для познания окружающего мира, использует метафоры и аналогии. Он видит разницу между вербальным и невербальным, мысленно передвигает объекты без необходимости их вращения.

Сложно объяснить, что такое абстрактное мышление, ведь это понятие само по себе абстрактно.

Для того чтобы понять, насколько оно относится к твоему собственному опыту, можешь ответить на следующие вопросы:

  • Можешь ли ты представить детали, связанные с общей картиной?
  • Спрашиваешь ли ты себя «почему?»
  • Ищешь ли ты более глубокие значения и основные закономерности в привычных вещах?
  • Стремишься ли понять, как они относятся ко всему остальному в твоём жизненной опыте?

Если на все ты ответил «да», можем тебя поздравить: навыки абстрактного мышления у тебя есть.

Почему абстрактное мышление так важно

Человек, активно использующий абстрактное мышление в своей жизни, способен хорошо представить сложные идеи, разработать их, он читает невербальные подсказки тела для того, чтобы оценить текущую ситуацию. Те, у кого развиты навыки абстрактного мышления, могут принимать более обоснованные решения, опираясь на возможности, которые выходят за рамки конкретики.

Абстрактное мышление помогает лучше ориентироваться в жизни. А если одновременно прибегать и к абстрактному, и к конкретному мышлению, это даст тебе более широкое представление о любой ситуации. Понимание общей картины и проработка возможных событий поможет тебе принимать лучшие решения и предотвращать негативные последствия какого-либо совершённого действия.

Что такое абстрактное мышление: определение, признаки и как его развить

Как можно развить абстрактное мышление

Даже если ты никогда не задумывался о том, что это такое, хотя бы раз в жизни ты точно к нему прибегал. Существует много способов использовать абстрактное мышление таким образом, чтобы развить его.

Подумай о концепции предмета или явления

Каждый раз, когда ты представляешь себе неконкретные ситуации, — это уже работа абстрактного мышления. Такие понятия, как любовь, уважение, поддержка, означают всё, у чего нет конкретной физической формы. Это те концепции, которые требуют абстрактного мышления.

К примеру, Статуя Свободы — это конкретная концепция. А свобода, правосудие и демократия — абстрактные концепции, которые напрямую связаны с конкретным предметом. Ещё один пример: твоя собака — это конкретный объект, а твои размышления о ваших взаимоотношениях, её развитии, заботе являются абстрактными мыслями.

Игра в ассоциации

Такой способ является одним из самых простых и привычных нам. Ты можешь подумать о том, какие ассоциации ты испытываешь при мысли о том или ином предмете, человеке, явлении, понятии. Мысленно сравнить, на что похожи облака, машины, созданные человеком роботы-пылесосы. Представить, на что похожи звуки и мелодии, провести параллель с каким-нибудь фильмом или книгой.

Если ты будешь выполнять это упражнение часто, то довольно скоро ты заметишь, как лучше стал воспринимать окружающий тебя мир, усваивать информацию и устанавливать причинно-следственные связи.

Развивай креативность

Ещё одним хорошим упражнением является следующее. Закрой глаза и подумай о тех, с кем ты общался за день или как-то контактировал. Вспомни в деталях их одежду, особенности речи, жестикуляцию, эмоции, отражённые на лице. Также постарайся вспомнить свои личные ощущения во время общения с этими людьми, переживания, состояние. Попробуй создать в голове их образы.

По такой же схеме ты можешь работать с образами эмоций, которые не привязаны к конкретными объектами. Или попробовать представить образ какой-либо идеи, термина или понятия. Отследи свои ассоциации и ощущения, свяжи их с символами представляемого.

Используй метафоры и аналогии

Эти средства речи могут стать отличным стартом для развития абстрактного мышления. Чтение художественных произведений, а в лучшем случае — их написание, даст направление работы с абстракцией. Ещё одним вариантом может стать выставка современного искусства — ведь именно в нём содержится наибольшее количество метафор и аналогий, которые дают пищу для фантазии.

Метафоры и аналогии создают связь между двумя идеями, которые изначально могут быть как абстрактными, так и конкретными.

Что такое абстрактное мышление: определение, признаки и как его развить

Всё время задавай вопросы

Чем чаще ты будешь задумываться о том, что происходит вокруг и внутри тебя, тем лучше будет развито твоё абстрактное мышление. Постоянно спрашивай «Почему?»: «Почему в этом проекте должны быть именно эти задания?», «Почему эта вещь должна работать именно таким образом?», «Почему человеку необходимо сделать это?»

Если вопросы, начинающиеся с «почему», не дают ответы, попробуй перефразировать их: «Что должно быть в результате моей деятельности?», «Могу ли я упростить эту проблему и как?», «Кому может это пригодиться?» Продолжай задавать себе вопросы, и ты сможешь увидеть общую картину проблемы, а не только её саму.

Абстрактное мышление – что это. Формы, виды, развитие

Разнообразная информация о внешнем мире поступает в наш мозг через органы чувств в виде звуков, запахов, тактильных ощущений, зрительных образов, нюансов вкуса. Но это сырая информация, которую еще нужно переработать.

Для этого требуется мыслительная деятельность и высшая ее форма – абстрактное мышление.

Именно оно позволяет не только сделать детальный анализ поступающих в мозг сигналов, но и произвести их обобщение, систематизацию, категоризацию и выработать оптимальную стратегию поведения.

Абстрактно-логическое мышление как высшая форма мыслительного процесса

Мышление человека – результат длительной эволюции, в своем развитии оно прошло несколько этапов. Абстрактное мышление на сегодняшний день считается высшей его формой. Возможно, это и не последняя ступень в развитии познавательных процессов человека, но пока другие, более совершенные формы мыслительной деятельности неизвестны.

Три этапа развития мышления

Формирование абстрактного мышления – это процесс развития и усложнения познавательной деятельности. Основные его закономерности характерны как для антропогенеза (развития человечества), так и для онтогенеза (развития ребенка). В том и в другом случае мышление проходит три этапа, все более увеличивая степень абстрактности или отвлеченности.

  1. Свой путь эта форма познавательных процессов начинает с наглядно-действенного мышления. Оно носит конкретный характер и связано с предметной деятельностью. По сути, и осуществляется оно только в процессе манипуляций с предметами, а отвлеченные размышления для него невозможны.
  2. Второй этап развития – это образное мышление, для которого характерны операции с чувственными образами. Оно уже может быть отвлеченным и является основой процесса создания новых образов, то есть воображения. На этом этапе появляется и обобщение, и систематизация, но все же образное мышление ограничено непосредственным, конкретным опытом.
  3. Возможность преодоления рамок конкретности появляется только на этапе абстрактного мышления. Именно этот тип мыслительной деятельности позволяет достигать высокого уровня обобщения и оперировать не образами, а абстрактными знаками – понятиями. Поэтому абстрактное мышление называют еще понятийным.

Образное мышление носит дивергентный характер, то есть напоминает расходящиеся в разные стороны круги от брошенного в озеро камня – центрального образа. Оно довольно хаотично, образы переплетаются, взаимодействуют, вызывают ассоциации.

В отличие от него, абстрактное мышление линейно, мысли в нем выстраиваются в определенной последовательности, подчиняющейся строгим законом. Законы абстрактного мышления были открыты еще в эпоху Античности и объединены в особую область знаний, которая называется логикой.

Поэтому абстрактное мышление еще называют логическим.

Инструменты абстрактного мышления

Если образное мышление оперирует образами, то абстрактное – понятиями. Слова – это основной его инструмент, и существует данный тип мышления в речевой форме. Именно речевые формулировки мыслей позволяют выстраивать их логически и последовательно.

Читайте также:  Что такое DNS-серверы и зачем они используются в интернете

Слова упорядочивают и облегчают мышление. Если вам что-то непонятно, попробуйте эту проблему проговорить, а еще лучше кому-нибудь объяснить.

И поверьте, в процессе этого объяснения вы и сами разберетесь даже в очень сложном вопросе. А если нет желающих слушать ваши рассуждения, то объясните своему отражению в зеркале.

Это даже лучше и эффективнее, так как отражение не перебивает, и в выражениях вам тоже можно не стесняться.

Четкость и ясность речи напрямую влияет на мыслительную деятельность и наоборот – хорошо сформулированное высказывание предполагает его осмысление и внутреннюю проработку. Поэтому абстрактное мышление иногда называют внутренней речью, которая хоть тоже использует слова, но от обычной, звуковой все же отличается:

  • она состоит не только из слов, но и включает в себя образы и эмоции;
  • внутренняя речь более хаотична и разорвана, особенно, если человек не старается специально организовывать свое мышление;
  • она носит свернутый характер, когда часть слов пропускается и акцентируется внимание на ключевых, значимых понятиях.

Внутренняя речь напоминает высказывания маленького ребенка 2-3 лет. Дети в этом возрасте также обозначают лишь ключевые понятия, все остальное в их голове занимают образы, которые они пока называть словами не научились. Например, только проснувшийся малыш радостно восклицает: «Бай-бай – баба!» В переводе на «взрослый» язык это значит: «Как здорово, что пока я спал, к нам пришла бабушка».

Фрагментарность и сжатость внутренней речи – одно из препятствий четкости абстрактно-логического мышления. Поэтому нужно тренировать не только внешнюю, но и внутреннюю речь, добиваясь максимально точных умственных формулировок в процессе решения сложных задач. Такую упорядоченную внутреннюю речь называют еще внутренним проговариванием.

Использование слов в мышлении – это проявление знаковой функции сознания – того, что отличает его от примитивного мышления животных. Каждое слово – знак, то есть абстракция, связанная с реальным объектом или явлением значением.

У Маршака есть стихотворение «Кошкин дом», и там есть такая фраза: «Вот это стул – на нем сидят, вот это стол – за ним едят». Это очень хорошая иллюстрация значений – связи слова с объектом.

Связь эта существует только в голове человека, в реальности сочетание звуков «стол» не имеет никакого отношение к реальному объекту. В другом языке таким значением наделено совсем иное сочетание звуков.

Установление таких связей, а тем более оперирование в сознании не конкретными образами, а абстрактными знаками-словами, цифрами, формулами – это очень сложный психический процесс. Поэтому овладевают им люди постепенно вплоть до подросткового возраста, да и то не все и не в полной мере.

Логика – наука о понятийном мышлении

Что такое абстрактное мышление: определение, признаки и как его развить

Логика, как наука о мышлении, родилась более 2 тыс. лет назад в Древней Греции. Тогда же были описаны основные виды логического мышления и сформулированы законы логики, которые остаются незыблемыми и до настоящего времени.

Два вида мышления: дедукция и индукция

Элементарная единица абстрактно-логического мышления – понятие. Несколько понятий, объединенных в связную мысль – это суждение. Они бывают утвердительные и отрицательные. Например:

  • «Осенью с деревьев облетают листья» – утвердительное.
  • «Зимой на деревьях не бывает листьев» – отрицательное.

Суждения также бывают истинные или ложные. Так, суждение «Зимой на деревьях вырастают молодые листья» – ложное.

Из двух или нескольких суждений можно сделать вывод или умозаключение, а вся эта конструкция называется силлогизмом. Например:

  • 1-я посылка (суждение): «Осенью с деревьев облетают листья».
  • 2-я посылка (суждение): «Сейчас с деревьев начали облетать листья».
  • Умозаключение (силлогизм): «Наступила осень».

В зависимости от метода, на основе которого делается умозаключение, выделяют два вида мышления: дедуктивное и индуктивное.

Метод индукции. Из нескольких частных суждений делается общий вывод. Например: «школьник Вася летом не учится», «школьник Петя летом не учится» «школьницы Маша и Оля тоже летом не учатся».

Следовательно, «школьники летом не учатся».

Индукция не слишком надежный метод, так как абсолютно верный вывод можно сделать, только если учитывать все-все частные случае, а это сложно, а иногда и невозможно.

Метод дедукции. В этом случае рассуждения строятся на основе общих посылок и информации, данной в суждениях. То есть идеальный вариант: одно общее суждение, одно – частное и вывод тоже частное суждение. Пример:

  • «У всех школьников летом каникулы».
  • «Вася – школьник».
  • «У Васи летом каникулы».

Так выглядят самые элементарные умозаключения в логическом мышлении. Правда, чтобы сделать правильные выводы, должны соблюдаться определенные условия или законы.

Законы логики

Основных законов четыре, и три из них сформулировал еще Аристотель:

  • Закон тождества. Согласно ему любая мысль, высказанная в рамках логического рассуждения, должна быть тождественна сама себе, то есть оставаться неизменной на протяжении всего рассуждения или спора.
  • Закон противоречия. Если два высказывания (суждения) противоречат друг другу, то одно из них обязательно ложное.
  • Закон исключенного третьего. Любое высказывание может быть либо ложным, либо истинным, что-то третье невозможно.

В XVII веке философ Лейбниц дополнил эти три четвертым законом «достаточного основания». Доказательство истинности любой идеи или суждения возможно только на основании использования достоверных аргументов.

Считается, что достаточно следовать этим законам, уметь правильно строить суждения и делать выводы, и можно решить любую самую сложную задачу. Но сейчас доказано, что логическое мышление ограничено и часто дает сбои, особенно когда возникает серьезная проблема, у которой нет одного единственно правильного решения. Абстрактно-логическое мышление слишком прямолинейно и негибко.

Ограниченность логики была доказана уже в эпоху Античности с помощью так называемых парадоксов – логических задач, не имеющих решения. И самый простой из них – «парадокс лжеца», опровергающий незыблемость третьего закона логики. В IV веке до н. э.

древнегреческий философ Эвбулид шокировал сторонников логики одной фразой: «Я лгу». Это истинное или ложное суждение? Оно не может быть истинным, так как сам автор утверждает, что он лжет. Но если фраза «Я лгу» ложная, то таким образом суждение становится истинным.

И этот замкнутый круг логика преодолеть не может.

Но абстрактно-логическое мышление, несмотря на свою ограниченность и негибкость, лучше всего поддается управлению и само очень хорошо «организует мозги», заставляет нас придерживаться строгих правил в мыслительном процессе. К тому же абстрактная форма мышления продолжает оставаться высшей формой познавательной деятельности. Поэтому развитие абстрактного мышления актуально не только в детском возрасте, но и у взрослых.

Упражнения для развития абстрактного мышления

Что такое абстрактное мышление: определение, признаки и как его развитьПодумайте, какие фигуры можно составить из этих деталей

Развитие этого вида мышления тесно связано с речевой деятельностью, в том числе богатством словарного запаса, правильностью построения предложений и способностью к анализу информации.

Упражнение «Докажи обратное»

Это упражнение лучше делать письменно. Кроме удобства, у письменной речи есть еще важное преимущество перед устной – она более строго организована, упорядочена и носит линейный характер. Вот само задание.

Выберите одно из сравнительно несложных, и главное, непротиворечивых утверждений. Например: «Отдых на море очень привлекателен».

А теперь найдите аргументы, доказывающие обратное – чем больше опровержений, тем лучше. Выпишите их в столбик, полюбуйтесь и найдите опровержение к каждому из этих аргументов. То есть вновь докажите истинность первого суждения.

Упражнение «Аббревиатуры»

Это упражнение хорошо проводить в компании, оно не только полезно для мышления, но и может развлечь вас, например, во время долгого пути, или скрасить ожидание.

Нужно взять несколько произвольных сочетаний 3-4 букв. Например: СКП, УОСК, НАЛИ и т. д.

Далее представьте, что это не просто сочетания букв, а аббревиатуры, и попробуйте их расшифровать. Возможно, получится что-то юмористическое – это не хуже. Юмор способствует развитию мышления. Могу предложить следующие варианты: СКП – «Совет креативных писателей» или «Союз криворуких производителей». УОСК – «Управление отдельными социальными конфликтами» и т. д.

Если выполняете задание в команде, посоревнуйтесь, у кого название оригинальнее и чем может заниматься такая организация.

Упражнение «Работа с понятиями»

Упражнения с понятиями, точнее с абстрактными категориями, аналогов которых нет в материальном мире, хорошо развивают абстрактное мышление и устанавливают связь между мыслительными процессами разного уровня.

Читайте также:  Что такое статья: общие признаки и жанры

Как правило, такие категории отражают качества, свойства предметов, их взаимозависимость или противоречия.

Таких категорий много, но для упражнения можно брать даже самые простые, такие как «красота», «слава», «ненависть».

  1. Выбрав одно из понятий, постарайтесь максимально просто (своими словами) объяснить, что это такое. Только избегайте объяснений через примеры («это, когда…), за такое даже в школе ругают.
  2. Подберите синонимы к этому понятию и постарайтесь определить, есть ли какие-то отличия, нюансы между основным словом и синонимом.
  3. Придумайте символ этого понятия, он может быть как абстрактный, так и конкретный, выражаться в словах или в графическом образе.

После того как поработали с простыми понятиями, можно перейти и к сложным. Например, таким: «конгруэнтность», «виктимность», «резистентность» и т. д. Если вы не знаете, что это такое, то допустимо посмотреть определения этих слов, но все равно объяснять вы их будете своими словами.

Польза развития абстрактного мышления не только в том, чтобы научиться решать логические задачи. Без него невозможны успехи в точных науках, сложно понять многие экономические и социальные законы. К тому же, что немаловажно, это мышление сделает более правильной и четкой речь, научит доказывать свою точку зрения на основании строгих законов логики, а не потому что «мне так кажется».

Абстрактное мышление

Определение

Абстрактное мышление — анализ и понимание информации, выявление закономерностей и взаимосвязей на более сложном уровне, без активной связи с материальными объектами, пространством и временем. К абстрактным категориям относят числа, свойства, множества, утверждения, философские принципы, идеи.

В чем отличие абстрактного мышления от конкретного:

  • абстракции нельзя потрогать или увидеть (материальные вещи всегда конкретны и осязаемы);
  • абстрактное мышление есть только у человека (в этом его особенность, ведь животным столь сложный способ понимания мира просто не доступен).

Абстрактный образ мыслей развивается постепенно. В детстве преобладает конкретное мышление, способность воспринимать только то, что видишь прямо перед собой. Формирование абстрактного понимания реальности происходит обычно в подростковом возрасте. Его появление говорит о переходе к более осознанному образу жизни.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Примечание

Швейцарский психолог Жан Пиаже (автор «Стадии развития интеллекта» и других книг) считал, что первые зачатки абстрактного мышления появляются в период между 2 и 7 годами, когда ребенок уже может воспринимать символы, буквы, звуки. И только в возрасте около 12 лет у большинства людей начинается переход к абстрактному мышлению.

Например, многие математические задачи, которые мы решали в школе, являются примерами такого мыслительного фактора, так же как и изучение языков, философии, логики, психологии. Мышление абстрактными категориями может быть затруднено при некоторых формах аутизма и шизофрении, деменции, а также недостаточном умственном развитии.

Понятие простыми словами

Если говорить просто, то абстрактное мышление — это способность думать об общих категориях, идеях, концепциях, а не только о событиях и явлениях, которые происходят «здесь и сейчас».

Не имея такого образа мыслей, человек обладает, по сути, только своим опытом и текущим восприятием действительности.

Но он не способен заранее предвидеть какие-то ситуации, создать художественное или философское произведение или отследить закономерности между явлениями.

Примечание

Мыслитель, который думает абстрактно, сосредоточен не на яблоке на столе перед собой, а на всех яблоках на планете или на метафорах и аллегориях связанных с райским запретным плодом. Обладая таким образом мыслей, человек способен лучше понимать философские проблемы, искусство, придумывать и создавать что-то новое.

Однако многие исследователи отмечают и негативные свойства такого рода мышления:

  • склонность к ненужным обобщениям;
  • отсутствие конкретики;
  • не способность прийти к окончательным выводам.

Лучше всего сохранять здоровый компромисс между абстрактным и конкретным видением мира, чтобы мыслить действительно эффективно и быть полезным обществу. 

Признаки абстрактного мышления 

Для абстрактного метода понимания мира характерна способность воображать, предсказывать и устанавливать связи. С его помощью можно выявить закономерности, которые не распознаешь при конкретном, материальном изучении объектов, создать концепции, обработать и проанализировать информацию для решения проблемы. 

Основные признаки:

  • способность видеть вещи под разным углом;
  • отсутствие зависимости от текущей ситуации, времени, событий;
  • склонность к обобщениям;
  • использование аналогий и метафор;
  • отсутствие необходимости видеть материальные объекты или события, о которых можно составить представление;
  • тесная связь с языковой формой выражения идей, мыслей;
  • возможность переносить полученные знания из одного контекста в другой.

Абстрактный мыслитель, чаще всего, отталкивается от общих тенденций, вычленяет повторяющиеся элементы, чтобы найти главное и выявить устойчивые связи или их отсутствие. Он всегда использует весь свой багаж знаний, опыт, обобщает, сравнивает и анализирует.

Формы

Формы абстрактного познания мира:

  1. Понятия: определение класса однород­ных предметов или явлений.
  2. Суждения: простые и сложные выводы относительно чего-либо, составленные после изучения.
  3. Умозаключения: заключение, итоги, полученные посредством суждений.

В нормальном абстрактном процессе мышления важны самостоятельность, беспристрастность, отсутствие когнитивных искажений.

Понятия в повседневной жизни применяются постоянно. Например, мы говорим, «движение» или «доминирование», подразумевая под этими словами некий процесс или преобладание одних явлений над другими.

Суждения также применяются всеми, начиная со школьного возраста и в этом нет никакой особой специфики. Пример: если не выучить урок, получишь плохую отметку. Обычно суждение выражается в довольно короткой форме, чаще простой, чем сложной.

Умозаключения — более трудная категория. Они представляют собой преобразования простых суждений в некие выводы на основе логических операций. Пример: указываем посылки и заключения, располагая их, друг под другом. Проводим черту и пишем заключение. 

Следователь не может участвовать в расследовании дела, если он является заинтересованным лицом и родственником потерпевшего.

Следователь Иванов — родственник пострадавшего от преступления. ________________________________________

Следователь Иванов должен быть отстранен от дела.

Примечание

Существуют дедуктивные, индуктивные и другие виды таких выводов, а также умозаключения по аналогии.

Как развить абстрактное мышление

Абстрактное познание мира можно стимулировать разными способами. Чтобы научиться абстрагироваться от текущей ситуации желательно:

  • много читать;
  • решать кроссворды и головоломки;
  • играть в шахматы и другие интеллектуальные игры;
  • совмещать разные виды деятельности (точные науки и живопись или театр, к примеру).

Традиционно считают, что занятие математикой и логическими задачами развивает способность мыслить абстрактно. Мышление советуют стимулировать одновременно в разных областях (например, математике, литературе, естественных науках).

Примечание

Учеников призывают «думать вслух», подвергая сомнению разные версии и проводя аналогии, чтобы докопаться до истины. Например, такой способ использовали древнегреческие философы, которые вовлекали своих последователей в сложные разговоры, постепенно выводя их на все более высокие уровни понимания и абстракции.

Популярна также концепция развития образного мышления при решении математических и других задач. Помогает и постоянное сравнение разных способов понимания мира: конкретного, образного и абстрактного, что демонстрирует разные подходы, их недостатки, специфику, а также преимущества.

Какой может быть абстракция, примеры

Функция абстрактного познания в достижении истины, получении новых знаний. Чтобы убедиться в том, что абстрактное умозаключение истинно, его обычно проверяют на практике.

Примеров абстрактных понятий очень много. Например, термины «справедливость», «биологический вид» и «свобода» нельзя потрогать или увидеть перед собой. Это чистая абстракция. К подобным понятиям относят и метафоры. Например, виноград «дамские пальчики» или «стеклянный человек». 

Особенность абстракции в том, что она создается в ходе мыслительного процесса.

По своему определению абстрактное мышление — это способность рассматривать концепции, выходящие за рамки того, что мы наблюдаем физически. Доминирование абстрактного образа мыслей демонстрирует интеллектуальный уровень человека, его способность к более высокому уровню восприятия реальности. 

Абстрактное мышление: понятие, примеры, формы, как развить?

Мышление – это особая форма познания, которая свойственна только людям. Психологи выделяют большое количество разных видов мышления, каждый из которых играет свою роль в познавательных процессах.

Сегодня мы поговорим об абстрактном (или абстрактно-логическом) мышлении.

Оно формируется у человека примерно к 7-летнему возрасту и подразумевает манипулирование общими понятиями, а не конкретными объектами или явлениями.

Что такое абстрактное мышление?

Абстрактное мышление – это оперирование абстрактными понятиями. К таковым относятся понятия, которым не соответствуют конкретные объекты или явления. Это могут быть обобщения (человек, животное, собака), а также различные понятия, получающие свой смысл непосредственно в процессе мышления или дискуссии (число, нравственность, материя).

Читайте также:  Где купить ссылки для продвижения сайта: ТОП-5 сервисов

В диалектической логике абстрактное противопоставляется конкретному. К примеру, можно говорить о конкретной собаке, а можно о собаке или животном вообще – это уже абстракция. Можно говорить о том, что сегодня на улице плохая погода – дождь и гроза, а можно говорить о погоде как о явлении вообще.

Чтобы правильно понять, что такое абстрактное мышление, важно понимать смысл терминов «абстракция» и «абстрагирование». Абстракция – это отвлечение от части свойств объекта.

К примеру, в живописи это подразумевает, что художник отбрасывать часть визуальных свойств персонажей и предметов, чтобы подчеркнуть другие свойства и передать определённые эмоции.

Абстрагирование – это сам процесс обобщения и упрощения, отбрасывания конкретных деталей, несущественных в текущем контексте.

Абстрактное мышление позволяет нам размышлять о различных объектах и явлениях, не конкретизируя их свойств.

Пользуясь им, мы можем представить и осмыслить некоторую ситуацию, не формулируя происходящее словами и не воссоздавая никаких образов в мыслях.

Являясь самым быстрым из доступных нам способов мышления, именно оно позволяет нам быстро находить неординарные способы решения возникающих перед нами проблем.

Отличия от «конкретного» мышления

Абстрактное и конкретное мышление можно считать противоположностями друг друга. Первое направлено на концептуализацию и обобщение, тогда как второе конкретизирует объект или явление, придаёт принципиальную важность ему или его свойствам.

Конкретное или конкретно-предметное мышление возникает в возрасте 18 месяцев и развивается примерно до 7 лет. Используя его, ребёнок может решать задачи, используя конкретные предметы и их образы. При этом он не способен отвлекаться от реальных предметов, ему недоступны абстрактные понятия и категории.

Абстрактное или абстрактно-логическое мышление возникает у ребёнка примерно к 7-летнему возрасту, после чего развивается по мере формирования его личности. Вместе с ним он получает способность оперировать категориями, которые не существуют в реальной природе в виде конкретных объектов или явлений.

Примеры абстрактного мышления

Наиболее очевидным примером абстрактного мышления являются математические операции. Можно использовать математику в реальной жизни, подсчитывая или измеряя конкретные предметы и явления. Но при этом мы можем полностью абстрагироваться от реальности, используя абстрактные значения.

К примеру, каждый прекрасно понимает, что означает число 10, даже если речь не идёт о 10 конкретных предметах. Кроме того, абстрактными являются математические действия. Мы можем складывать, делить, умножать и вычитать, не подразумевая при этом каких-либо конкретных объектов.

Менее очевидный, но гораздо более обширный пример – язык нашего общения.

Он состоит из огромного количества абстрактных лексических единиц, большинство из которых так или иначе сопоставляются с реальными объектами и явлениями, но в разговоре далеко не всегда привязаны к чему-то конкретному.

Предложения, которые мы используем в речи, представляют собой абстрактно-логические цепочки лексем, которые наш собеседник может понять и интерпретировать достаточно однозначно.

Формы абстрактного мышления

Абстрактное мышление может принимать три формы: понятие, суждение и умозаключение. Обычно, мысля абстрактно, человек последовательно использует все три формы. Рассмотрим каждую из них подробнее.

  1. Понятие. Это обобщенная абстракция, описывающая определённый предмет или явление, но не указывающая на конкретный объект или событие. Примеры понятий: человек (абстрактный человек, а не конкретный индивид), дом, собака
  2. Суждение. Это некое утверждение, содержащее информацию о свойстве определённого предмета. Суждения подразделяются на правдивые и ложные, а также на простые и сложные. Простое суждение указывает на один факт, тогда как сложное может описывать закономерность или причинно-следственную связь. К примеру, суждение «Трава зелёная» простое и правдивое, тогда как суждение «Мы не соскальзываем с Земли, потому что она плоская» сложное и ложное.
  3. Умозаключение. Умозаключение представляет собой новое суждение, сформулированное на основе нескольких других. Оно представляет собой результат рационального познания (то есть, получено не эмпирическим путём). Пример умозаключения на основе двух суждений: «Утром в этой вазе были конфеты» + «Сейчас ваза пуста» → «Кто-то съел все конфеты».

Какие преимущества даёт абстрактное мышление?

Абстрактное мышление является источником для творческих идей, которые необходимы практически в каждой профессии.

Креативность позволяет придумывать идеи для новых проектов, находить необычные решения для поставленных задач, подбирать для себя инструменты и создавать новые.

Креативный подход полезен во всех сферах жизни, а опирается он в первую очередь на способность мыслить абстрактно.

Развитое абстрактное мышление даёт такие преимущества как:

  • умение решать сложные проблемы;
  • высокий уровень интеллекта;
  • высокий уровень креативности;
  • склонность к различным искусствам;
  • умение выходить за рамки стереотипов;
  • умение генерировать новые идеи;
  • умение предсказывать и оценивать перспективы проекта;
  • способность замечать потенциальные подводные камни.

Как развить абстрактное мышление?

Как мы уже выяснили, способность мыслить абстрактно очень важна, поэтому любому человеку стоит работать над тем, чтобы развивать её. Как и другие когнитивные способности, абстрактное мышление развивается при активном использовании. Для этого можно выполнять 5 простых, но эффективных упражнений:

  1. Осмысление абстрактного объекта или явления.Каждый из нас постоянно оперирует различными абстрактными понятиями, например, такими как «любовь», «дружба», «уважение» и прочее. Очень хорошее упражнение на развитие способности мыслить абстрактно состоит в том, чтобы попытаться понять, что представляет собой каждое из этих абстрактных понятий. Нужно осмысливать их и давать им определения в простых и доступных для понимания словах.
  2. Игра в ассоциации. В эту игру очень любят играть дети, точнее, у них это получается непроизвольно. Глядя на облака, они узнают в них знакомые образы. Они могут сказать вам, на что похожа стоящая у обочины машина, какую форму имеет дерево, на что похож звук пылесоса или стиральной машины. Дети делают это непроизвольно, потому что изучают мир и всё, что их окружает, вызывает у них интерес. Но и взрослым стоит чаще играть в эту игру, пытаясь узнавать знакомые образы в очертаниях предметов, искать ассоциации к определённым звукам, пытаться понимать, на что похож вкус того или иного блюда.
  3. Развитие образного мышления. Абстрактно-логическое мышление во многом зависит от образного. Поэтому для его развития полезно активно использовать способность мыслить образами. Для этого можно вспоминать события, произошедшие за день, стараясь восстановить в воображении визуальные образы, голоса и иные звуки, испытанные эмоции, запахи и вкусы. При этом важна детализация. К примеру, вспоминая чьё-то лицо, желательно отчетливо представить форму носа, глаз и прочие детали.
  4. Использование метафор. Для того, чтобы придумать хорошую метафору, необходимо развитое абстрактное мышление. И его можно развивать, используя данную особенность. Для этого полезно читать художественную литературу, в которой часто встречаются интересные и неожиданные метафоры. Полезно также применять их в повседневном общении, стараясь, конечно же, чтобы это выглядело уместно. Впрочем, если вы не уверены в качестве придуманной метафоры, её совсем не обязательно озвучивать.
  5. Нахождение сути. Очень полезно докапываться до сути различных событий, явлений и даже собственных действий. Для этого можно задавать себе вопросы обо всём, что нас окружает. Примеры таких вопросов: «Почему эта вещь имеет именно такую форму?», «Почему я делаю эту работу именно так? Не должен ли я делать её иначе?», «Каким будет результат моих действий? Это именно то, что мне нужно?», «Могу ли я упростить свою работу, чтобы добиться того же результата меньшими усилиями?». Поиск ответов на подобные вопросы не только поможет развить абстрактное мышление, но и может заметно упростить жизнь.

Заключение

Абстрактное мышление – это одна из важнейших форм познания. Оно позволяет нам мыслить быстро, чтобы адаптироваться к меняющимся условиям и находить решения различных проблем.

Кроме того, оно обеспечивает нам способность мыслить креативно, создавать что-то новое, генерировать нестандартные идеи и более полно раскрывать свой потенциал в любом виде деятельности.

Не у всех оно развито одинаково хорошо, к счастью, развить абстрактное мышление можно, воспользовавшись упражнениями, которые мы сегодня рассмотрели.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector