Тема этой статьи почти так же неоднозначна, как и само понятие автостопа. Однако, мы постараемся разобраться, почему этот способ перемещения не остался в прошлом вместе с хиппи и битниками.
7 декабря 2021 Мы всё продумали: идеальная пара дней в Алматы Читать 26 ноября 2021 Читать 18 ноября 2021 Ещё, пожалуйста: как сэкономить в путешествиях Читать 16 ноября 2021 Россия возобновляет авиасообщение с пятью странами, в которые почти не летала раньше Читать 11 ноября 2021 Власти хотят ввести QR-коды для поездок по России. Как это будет работать? Читать 8 ноября 2021 Читать
На самом деле
Автостоп (в привычном нам понимании) появился одновременно с первыми машинами, то есть больше ста лет назад. А если что-то может быть популярно так долго, значит, в этом наверняка есть смысл.
Расцвет автостопа пришёлся на середину прошлого века, причём распространена эта культура была не только в Америке и Европе, как думают многие. Например, в СССР водителям, подвёзшим наибольшее число путешественников, полагались всяческие бонусы и похвалы, да и самих автостопщиков в стране любили и уважали. А что сейчас?
В наши дни
Забавно, но страна, в которой автостоп обрёл свою популярность, сейчас абсолютно для него не приспособлена. Современное поколение не очень-то любит вылезать из зоны комфорта. Платные дороги и скоростные хайвеи усложняют свободное передвижение, а высокие штрафы и вовсе отбивают желание следовать по стопам Керуака*. Да, это о США.
В Европе всё куда лучше. Там тоже много запретов и нюансов, но культура автостопа всё ещё жива, как и путешествующее поколение.
Европейская молодежь легка на подъём, и в целом автостопщик в Европе — явление привычное.
Единственное, что сильно испортило картину в последнее время, это беженцы и теракты, которых европейцы очень боятся, а потому ко всем незнакомым людям относятся с настороженностью.
В России с автостопом хорошо было всегда, кроме, разве что, опасных девяностых. Более того, если в США автостопу дорожка заказана, то в нашей стране он только набирает обороты. Хотя бы потому что никуда не денутся добродушные дальнобойщики, скучающие в своих бесконечно долгих рейсах и подбирающие стопщиков, чтобы развлечься за разговором.
И в чём смысл?
Обыватель наверняка скажет, что в экономии, но это не совсем так. Иногда добраться до места общественным транспортом получается намного дешевле, чем ехать попутками. Соль автостопа, скорее, в возможностях, которые может дать только искреннее общение с водителем, подкреплённое его интересом к твоей персоне.
Главные принципы автостопа — добровольность и взаимовыгода. Первое означает, что если водитель остановился, чтобы помочь, значит, это нужно ЕМУ.
Неважно, из каких побуждений — очистить карму, от скуки или по доброте душевной — но делает он это добровольно (надеемся). Второе вытекает из первого.
Тебе нужно куда-то доехать, водителю отвлечься от монотонной трассы, а вам обоим есть чем поделиться.
Выходит, смысл автостопа весьма прозаичен: пообщаться с незнакомцем и получить удовольствие от рандомного акта доброты, при этом ещё и двигаясь в нужном направлении. Причём заметь, всё это касается обоих участников процесса.
Кому подойдёт?
Как ты уже понял, автостоп — дело тонкое и точно не для всех. Не стоит обольщаться: если ты глубокий интроверт, преследуемый паническими атаками, то автостоп вряд ли поможет тебе решить свои проблемы.
Если ты думаешь, что в первой же машине окажется маньяк-насильник-наркоман, то с такими мыслями лучше вообще не выходить из дома.
И если ты Шелдон Купер, привыкший расписывать каждую минуту жизни, не оставляя места случаю, то поисковик Aviasales — для тебя, а вот автостоп — точно нет.
В остальных случаях автостопотерапия может даже пойти на пользу. Лучше всего она помогает тем, кто забыл (или никогда не знал) о целебной силе разговора с незнакомцем и том, что в этом мире есть ещё место для бескорыстной, ни к чему не обязывающей помощи.
На практике
Несмотря на всё, что мы написали выше, прежде всего, автостоп — это просто ещё один способ перемещения. Даже если ты не относишь себя к заядлым любителям приключений, а просто хочешь попробовать что-то новое, то вовсе не обязательно брать бессрочный отпуск и мчаться покорять Африку на попутках.
Начать можно с самого простого. Например, добраться из аэропорта в город не на такси или автобусе, а автостопом. Проехать несколько километров до соседнего города, если ты в Европе.
Навестить любимую бабушку в области.
В конце концов, доехать из Питера в Москву не Сапсаном, а на машинах, попутно выслушивая байки дальнобойщика Лёхи и обогащая свой словарный запас очень полезным дорожным сленгом.
Часто бывает так, что недорогой билет на самолёт нашёлся из другого города, а проезд до него выйдет чуть ли не дороже, чем сам перелёт. Это ещё один повод попробовать автостоп — конкретно в этом случае в качестве бюджетного способа перемещения.
Если страшно начинать, подумай о том, что до тебя автостопом ездил далеко не один человек. Даже Михаил Ломоносов пересёк полстраны с рыбным караваном — и это в 18 веке, и не на комфортабельном транспорте с кондиционером и подушками безопасности. Возьми с собой друга, powerbank и просто начни. Как известно, это и есть самое сложное.
Стоит знать
Как и в любом искусстве, у автостопа есть множество негласных правил. Соблюдать их или нет — дело твоё, но вряд ли в этом деле ты сможешь стать новатором, так что советуем прислушаться.
- Думай, как водитель. Это касается и твоего внешнего вида, и местоположения, с которого ты ловишь машину. Стал бы ты пускать в своё личное пространство неопрятного, дурнопахнущего или (чем чёрт не шутит) пьяного пассажира? Смог бы ты остановиться на крутом спуске или скоростной трассе? Успел бы затормозить сразу после поворота? Задавай себе эти вопросы, прежде чем выйти на трассу, чтобы не только уехать, но и не доставлять проблем ни себе, ни водителю.
- Будь чутким. Не нужно без умолку болтать, если видишь, что водителю это не нужно. Не все забирают автостопщиков ради разговора, кто-то делает это просто так, без какой-либо цели.
- Доверяй, но проверяй. Прежде чем сесть в машину, у тебя в запасе есть, как минимум, полминуты, чтобы узнать, одинаковы ли ваши с водителем цели и пункт назначения. Если по какой-то причине человек тебе не нравится, просто скажи, что едешь в другое место. Не забывай, что в автостопе, как и в любом самостоятельном путешествии, ты полагаешься только на себя и свои ощущения. Прислушивайся к ним.
А это безопасно?
Нет. Безопаснее всего сидеть дома и летать на самолёте, а все остальные виды передвижения рискованны сами по себе. Тем не менее, стоит лишь быть внимательным и доверять интуиции, чтобы обезопасить себя от собственной глупости, а всё остальное — человеческий фактор. Вот несколько очевидных пунктов, которые помогут свести риски к минимуму:
- На трассе и в машине ты должен быть трезв. Всегда.
- Не стоит рьяно спорить с водителем, даже если он совершенно необоснованно болеет за Спартак, а нужно за Зенит. Надеемся, ты понимаешь, что это касается не только футбола.
- Стопить нужно на максимально возможной удаленности от дороги. Хорошо, если в этом месте будет широкая обочина, где хватит места тебе, твоему рюкзаку и останавливающейся машине.
- Если ты девушка, то для автостопа лучше одеться, как твой старший брат, и, желательно, не садиться на переднее сидение.
- Пристегивайся. Всегда и везде.
- Все равно переживаешь? Запомни номер машины и при первой же возможности отправь его друзьям/родственникам. А вот брать с собой перцовый баллончик и другие средства самозащиты лучше не стоит — тогда и пользоваться ими не придётся.
Национальный акцент
Автостоп, девушки, Кавказ. Можно ли спокойно воспринимать эти слова в одном предложении? Для начала следует разобраться в этом, привести аргументы – за и против, выдвинуть версию и проверить её на прочность.
Первое – автостоп. Способ передвижения на дальнее расстояние, весьма популярный в России, дело тонкое и точно не для всех. В ходе подготовки этого материала был проведен опрос среди молодежи 18-30 лет.
Один из вопросов звучал следующим образом: «Путешествовали ли Вы автостопом?». 12% респондентов ответили утвердительно. Другие отвечали, что автостоп это небезопасно, поэтому никогда и не пробовали.
Так ли это на самом деле узнаем после, а сейчас перейдем ко второму пункту.
Девушки. Юлия Блинова (22 года) и Анастасия Захарова (20 лет) – решили провернуть одно авантюрное, на первый взгляд, дельце. Юлия окончила бакалавриат Удмуртского Государственного Университета по направлению «Психология».
Анастасия также обучалась в УдГУ по специальности «Педагогическое образование по английскому и китайскому языкам». Девушки жили несколько месяцев в разных странах и не понаслышке знают, что такое выход из зоны комфорта.
Юлия проходила волонтерские стажировки от международной организации AIESEC в Турции и Китае, Анастасия – в Марокко.
И наконец, третье – Кавказ. Территория между Черным, Азовским и Каспийским морями. Уникальное место, где можно найти все: от спокойных пляжных курортов до сумасшедших горнолыжных склонов, от древних памятников до высокотехнологичных зданий.
Но, к сожалению, за Кавказом, словно шлейф, тянется цепочка стереотипов. Согласно результатам опроса, большинство респондентов считают представителей Кавказа агрессивными, вспыльчивыми и уважающими только свою семью. Выражение «брат за брата», по их мнению, чётко подчеркивает ментальность кавказцев.
Такой позиции придерживается большинство, но не все.
Итак, можно выдвинуть следующее предположение. Автостоп – опасно, Северный Кавказ – очень красиво, но опасно. Автостопом по Кавказу – можно рискнуть. Путешествие молодых и красивых девушек по Кавказу – сомнительно.
Далее аргументация и проверка выдвинутой версии на правдивость. Для этого стоит задать несколько вопросов Юлии и Анастасии. Девушки, которые, несмотря на отговорки и сомнительность идеи, рискнули и уехали на Северный Кавказ.
– Как у вас возникла идея отправиться в путешествие автостопом на Кавказ? Это было спонтанное или взвешенное решение?
Настя: Это было спонтанно. Просто из-за картинок в интернете. У меня не было предубеждений, что в Дагестане опасно. Но мои знакомые, когда слышали, что мы едем в Дагестан, были в шоке.
Юля: Я помню, мы наткнулись ВКонтакте на фотографии Дагестана и были удивлены. Неужели Дагестан может быть таким разнообразным? На фотографиях был Сулакский каньон, фото пустыни и гор. Лично у меня Дагестан всегда ассоциировался с чем-то опасным, а тут такие красивые места. И мы подумали, почему бы не поехать вдвоем. Вот так появилась идея поехать в Дагестан.
Настя: Вспомнила историю, что в самом начале автостопа у меня были мысли, а вдруг водитель попросит деньги. И Юля предложила сплести браслетики из холщового шнура. Мы их сделали, но они ни разу не пригодились, потому что никто ничего не просил.
А когда я спрашивала «А почему вы вообще берете автостопщиков, попутчиков?». Обычно отвечали, что им скучно, у них монотонная дорога, поэтому им нравится, когда есть еще человек в кабине просто для общения. Однажды нас даже попросили рассказать анекдот или спеть песню.
Второй вариант: водителям просто тебя жалко.
– Какой был ваш маршрут?
Юля: Мы выехали 21 июля, сначала поехали в Дагестан по маршруту Казань – Волгоград – Элиста – Махачкала. После Дагестана добрались до Владикавказа. Затем через Туапсе приехали в Сочи. И потом нас ждала Абхазия. Там сходили в горный поход, Настя осталась, а я поехала дальше до Москвы автостопом, а потом в Ижевск. А Настя из Абхазии сразу в Ижевск.
– Какие города вам больше всего понравились? И почему?
Юля: Владикавказ.
Настя: Он очень красивый, там архитектура несовременная, очень мало хрущевок. Когда я гуляла по центру Владикавказа, у меня было такое ощущение, что я гуляю по исторической Москве.
Там было много узеньких улочек, похожих на европейские. Все здания аккуратные, я не видела дома, где штукатурка облезла или здание огорожено. Жилье, кстати, там очень дешевое.
И второй город, который лично меня впечатлил, это столица Калмыкии – Элиста. Очень простой и при этом необычный город.
– В каком городе сильнее ощущалась разница культур?
Юля: В Махачкале, там мы подумали, что находимся в другой стране, но при этом все говорят на русском. Там никто не ходит в коротких шортах, юбках или топах, это запрещено.
Настя: А если так ходишь, то к тебе подойдут и скажут: «Чувак, это запрещено».
– Какие у вас возникали сложности при путешествии? Какие могли бы дать рекомендации для будущих путешественников?
Настя: Мы в основном путешествовали по большим городам, например, Махачкала, и никогда не заезжали в горные аулы, потому что там редко ходит транспорт. Поэтому сначала просто необходимо проверить, где есть дорога, а где нет, есть ли жители, и стараться обходить безлюдные места.
Был один случай, но не с нами, а с нашей знакомой – к ней приставал молодой человек. У нее случился негативный опыт, потому что она стопила в безлюдном месте, около небольшого аула. Советуем стопить в туристических местах, где много людей – это безопасно, а в аулы не всегда рекомендуется заходить.
Например, дагестанцы, которые нас подвозили, были максимально дружелюбными, спокойными, они были рады тому, что мы приехали. Мы показали своим примером, что по Дагестану путешествуют. Зачастую они считают, что Дагестан – это их дом, крепость.
И людям, которые приезжают, они помогают как собственным гостям.
Юля: Дагестан хочет развиваться в плане туризма, и он готов быть открытым для туристов.
– Сколько вы тратили в поездке?
Юля: Получалось где-то тысячи две в неделю на человека. В месяц восемь тысяч рублей получается.
Настя: Но при этом мы еще останавливались в городах, там тратишь больше. Бывало и такое, что нас кормили, и трат не было совсем.
Кстати, когда мы только приехали в Дагестан, мы сели в машину с мужчиной, который живет по нормам ислама. Он нас подвез и еще оплатил обед в кафе. Мы спросили почему? Он ответил, что это помощь девушке, так принято в исламе.
Еще часто кормят водители фур. У них очень много еды, им столько не нужно и они делятся. Ну, или просто хотят помочь.
– Как ваши родные отнеслись к идее путешествия автостопом по Кавказу?
Юля: У меня нормально отнеслись. Я помню, бабушка говорила, «а что вы будете делать, если никто не остановится?». Я ответила, что это невозможно, в любом случае кто-то остановится.
Настя: Когда мы решили поехать на Кавказ автостопом, я не сказала об этом маме, сказала, что мы поедем на поезде до Сочи. А потом когда мы уже были во Владикавказе, позвонила маме и рассказала.
– Подтвердились ли ваши ожидания от путешествия на Кавказ?
Настя: У меня было ожидание, что мы доедем, и мы доехали! А так было напряжение, что попросят деньги, я не понимала о чем говорить, что буду всегда бояться разговаривать. Было чувство вины, что ты стоишь, как будто просишь милостыню.
Но в итоге через пару дней это все ушло, никаких страхов не осталось. И кавказцы к этому абсолютно нормально относятся. Первая, вторая, третья машина не остановилась, четвертая обязательно остановится.
В других российских регионах нам приходилось дольше ждать машину.
– Какие национальные блюда вы пробовали?
Юля: В Дагестане мы попали на Курбан-байрам, и нас угощали чем-то вроде вареных булочек, без мяса. Ели пахлаву, а в Абхазии пробовали фасоль по-абхазски.
Настя: Еще я делала мамалыгу.
Юля: Во Владикавказе мы пробовали осетинский пирог с картошкой и сыром – очень вкусный, лепешки грузинские или осетинские. В Дагестане это, конечно, местные помидоры, персики. Это просто что-то невероятное, в Ижевске таких нет. Очень сладкие, сочные.
Настя: Да! Я ела их как яблоки.
– Подтвердились ли стереотипы про кавказцев? Например, в опросе люди часто указывали, что кавказцы – агрессивные и вспыльчивые натуры.
Юля: Мне кажется, это все видно в быту, а не когда тебя подвезли на машине.
– Безопасно ли такое путешествие? Опять-таки опрос показал, что одной девушке небезопасно, лучше ехать с парнем.
Юля: Так все говорят, нормально, безопасно, мы живы. Плохих кавказцев мы не встречали.
Настя: Мне кажется, большая проблема Дагестана и в целом Кавказа – в этих стереотипах. Когда мы говорили, что едем в Дагестан, нам отвечали «Страшно! Уезжайте обратно».
Кто-то говорил, посмотрите Элисту и уезжайте домой. Кавказ не такой опасный, как кажется. От этого путешествия нас отговаривали только те, кто такого не пробовал, кто там не был.
Остальные одобряли наш выбор.
Итак, аргументация закончилась. Можно ли после этого сказать, что путешествовать автостопом по Кавказу опасно? Нет. Кавказ – удивительное место, и внутренний мир людей Кавказа такой же прекрасный и разнообразный, как и природа в их регионе.
Есть такая пословица «Одна шелудивая овца все стадо портит», так вот забудьте её. Не судите о народах по отдельным личностям, про которых говорят в криминальных хрониках. Оставьте в стороне стереотипы и диванного критика. Нет плохих или хороших народов. Все мы одинаково прекрасны.
Откройтесь миру, ведь мир дружелюбен и полон возможностей.
Диана Фёдорова
13.11.2020
Путешествие автостопом – путешествие по России и не только. Развеиваем мифы
Сталкиваясь часто с тем, что путешествие автостопом воспринимается как нечто опасное, авантюрное и негативное, хочу развеять некоторые мифы и поделиться впечатлениями от своих путешествий по России автостопом.
Путешествие автостопом — это бесплатное передвижение на попутных машинах из точки А в точку В. Для остановки машин используются разные знаки, но чаще это вытянутая в сторону рука с поднятым вверх большим пальцем.
Знающие водители сразу понимают, что человек едет автостопом. Но после остановки машины не излишне спросить, подбросите, мол, автостопом до туда то.
А вообще советую почитать книгу Антона Кротова про путешествия автостопом, он там рассказывает про свои путешествия по России и другим странам, про основные правила и прочее.
Мой же опыт гораздо скромнее, порядка 10000 км. Из них, путешествие Москва-Геленджик-Туапсе-Москва и перемещение в течении 5 лет по Кавказу каждое лето, часть пути из поездки по Франции, пару сотен километров в кузове тайского пикапа, и попытка проехать Турцию насквозь различными видами транспорта, в том числе и автостопом из Кемера до Бейшехира.
Итак, миф первый: никто не остановится
Останавливаются, и еще как! В очередь выстраиваются, чтоб подобрать меня! Настрой главное, чтоб такой был. Я когда первый раз поехал тоже сомневался, но после нескольких остановленных машин, сомнения уходят. Я у каждого водителя спрашивал, мол почему подобрали. Некоторые удивлялись в ответ, так ты ж останавливал…
Подбирают еще потому, что видят, человек с рюкзаком, значит он турист, а туристы хорошие люди. Иногда водители сами туристы, и пускаются в рассказы о своих путешествиях по России. Редко, но встречаются люди, которые знают про путешествия автостопом, так сами ездили, или их знакомые. Вообще вне городов народ попроще, и им не сложно человека подвезти, заодно о жизни поговорить.
Путешествие автостопом. Путешествия по России.
Миф второй: опасно, мол
Так опасно вообще из дома выходить. Если глянуть статистику, сколько людей погибает в автокатастрофах, так и за руль своей машины садиться не стоит. И самолеты падают не редко. Ужас, что творится, всем сидеть дома! Все надо делать с умом просто, тогда все хорошо будет, да и в голове, чтоб порядок был, это тоже влияет на ситуацию.
Есть такая теория, что с хорошими людьми, плохое за зря не происходит, и походу это не теория вовсе. У меня есть куча знакомых, которые практикуют путешествия автостопом, и ни от кого я не слышал, что возникали серьезные проблемы в дороге.
Уточняю, среди этих знакомых есть и молодые красивые девушки, которые ездят одни. А вообще, водители хорошие люди, плохие не остановятся. Часто даже угощают чаем, бутерами, фруктами.
Я вот даже в кабине у дальнобойщика ночевал, холодно было на улице.
Миф третий: ехать долго
В центральной части России, где большой трафик, скорость перемещений между крупными городами, немногим дольше поезда. Я доехал из Москвы до Геленджика за 2 дня, с одной ночевкой по дороге.
Но если вы торопитесь, и вам нужно быть в определенное время, или нужно добраться до пункта находящегося вдали от основных трасс, то имеет смысл использовать транспорт, ходящий по расписанию, ну или выезжать с запасом времени.
Да, и никто не мешает совмещать путешествие автостопом с перемещением на платных видах транспорта, получается более универсально.
Миф четвертый: антисанитарные условия
Честно говоря, я сам не знаю что это такое. Наверняка, мнение какой-то «блондинки».
По сути, путешествие автостопом не сильно отличается от поездки на собственном транспорте. Вы можете кушать в кафе, ночевать в гостинице, вовремя принимать душ и прочее, этого добра по дороге навалом. Так же есть речки и озера, где можно купаться летом бесплатно, если с деньгами напряг.
Как-то я писал про вонючих стопщиков, которых я встретил будучи водителем, неприятно. Но ведь только от конкретного человека зависит, в каких условиях он будет путешествовать и будет ли он соблюдать гигиену при этом, и связано это вовсе не с автостопом.
Умытый, с чистой одеждой и рюкзаком
Миф пятый: зачем вообще оно надо
Многие автостопщики путешествуют по России и миру не из-за экономии денежных знаков, а просто потому что это им по кайфу. Во-первых, это интересно общаться с разными людьми, из разных слоев общества, прочувствовать чужую жизнь так сказать. Чего только не узнаешь, сам не придумаешь, если захочешь.
Останавливаются, кстати, и дорогие машины, с крутыми дядьками за рулем. Во-вторых, для некоторых людей это встряска, смена привычной зоны комфорта. В-третьих, таким образом можно проверить свое отношение к миру, к людям, и отношение мира к себе. А еще, столько всего по дороге интересного, чего не увидишь из окна поезда, и тем более самолета.
Если появилось желание попробовать автостоп в деле, то прочитайте Правила автостопа.
Удачных путешествий автостопом! По России и не только!
Выбрать страховку сейчас сложно, поэтому в помощь всем я составляю ТОПы. Постоянно читаю форумы и сам пользуюсь страховками. Из опыта, дешевле всего покупать у сервисов: Polis812 или Черехапа. Так можно сэкономить 25%.
Страховки с ковидом →
Автостоп – это… Что такое Автостоп?
Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011) |
Понимаемый в некоторых странах жест автостопа
Команда автостопщиков на ночной трассе
Автосто́п — бесплатное передвижение на попутном транспорте с согласия водителя. Изначально автостоп был возможен только на попутных автомашинах, однако позже развился автостоп на других видах транспорта. Безбилетный проезд в маршрутном транспорте не считается автостопом, если на это не получено согласие водителя (машиниста/кондуктора).
Принципы автостопа
- Автостоп — не халява. Основным принципом автостопа является взаимная выгода (осознаваемая или нет) участников. Как правило, основной пользой, извлекаемой водителем из автостопщика, является общение. На дальнем маршруте — общение, избавляющее от однообразия дороги и позволяющее не заснуть. Именно поэтому автостоп в тех или иных формах и под разными названиями на самом деле существует с незапамятных времён и будет существовать всегда, пока не исчезнут машины и люди-водители.
- Неформальность — одна из важных сторон автостопа. Известны факты, когда связанные жёсткими правилами водители рейсовых платных автобусов подбирают автостопщика именно ради неформального общения. «Пассажиры — для денег. Ты — для души». Именно поэтому проезд на попутном корабле со включением в судовую роль автостопом обычно не считается, так как в этом случае создаются определённые формальные отношения.
- Доверие. Водитель допускает автостопщика в очень узкое, практически личное пространство. Проявления лжи, подозрительности, неискренности — недопустимы.
Виды автостопа
- Автостоп первого рода (наиболее распространённый) — передвижение на попутных легковых и грузовых автомобилях, автобусах и других наземных не рельсовых транспортных средствах.
- Автостоп второго рода — передвижение на попутных железнодорожных поездах, чаще в локомотивах.
- Автостоп третьего рода — «гидростоп» или «аквастоп», передвижение на попутных кораблях, катерах, паромах и других водных транспортных средствах.
- Автостоп четвёртого рода — передвижение на попутных самолётах, вертолётах и других воздушных транспортных средствах.
Безопасность автостопа
«Бескомбезный» автостопщик голосует на дороге
Зачастую встречается мнение, что автостоп — это совершенно безопасно, об этом говорится в некоторых книгах и фильмах об автостопе. Нельзя сказать, что автостоп является более опасным видом туризма, чем любой другой. Было проведено исследование безопасности автостопа[1], его итоги говорят о том, что каждый третий автостопщик становился жертвой преступления или несчастного случая. Однако это исследование не является строго научным.
Главная опасность при перемещении автостопом — возможность попасть в дорожно-транспортное происшествие. Она оставляет далеко позади прочие угрозы для путешественника.
Существует большое количество разнообразных течений и клубов тематики автостопа, и отношение к безопасности у них совершенно разное: от полной свободы и безответственности до длительных курсов обучения.
Внешний вид автостопщика
«комбезный» автостопщик на ночной трассе
Одним из главных отличительных признаков автостопщика является рюкзак. Объёмы и типы рюкзаков сильно разнятся от расстояний и стиля передвижения, планируемого автостопщиком. Как правило, автостопщики одеты в яркую одежду, преимущественно жёлтую, оранжевую, «кислотного» цвета. Яркие цвета одежды позволяют снизить опасность быть сбитыми невнимательным водителем, особенно в тёмное время суток, а также снизить среднее время ожидания машины и повысить среднюю скорость езды. Зачастую для ночного передвижения автостопщики используют светоотражающие полоски на одежде и рюкзаке, катафоты, налобные фонари. Некоторые автостопщики указывают на одежде или рюкзаке автомобильный номер региона, являющегося местом его проживания или целью путешествия. При путешествиях в регионах с разветвленной дорожной сетью, преимущественно в Европе и Северной Америке, некоторые автостопщики предпочитают использовать таблички с указанием пункта назначения или номера автомобильной дороги, по которой пролегает маршрут поездки.
История автостопа
Самым известным автостопщиком нулевого рода (на гужевом транспорте) в шутку называют Михаила Васильевича Ломоносова, несмотря на то, что эта часть его биографии скорее легендарна.
Появление автостопа совпадает с появлением первого автомобильного транспорта в начале XX века. Изначально автостоп носил стихийный характер.
Большую роль в развитие автостопа внесли битники, «разбитое поколение» — предшественники хиппи, которых последние вполне основательно считают своими учителями.
Автостоп давал им возможность путешествовать и знакомиться с разными людьми, не тратя денег, которых у них обычно и не было (или было мало), так как философия битников носит сугубо антибуржуазный характер.
Достаточно ознакомиться с одним или несколькими произведениями таких известных битников-писателей как Джек Керуак («В дороге», «Бродяги Дхармы»), Аллен Гинзберг и других, чтобы убедиться в громаднейшем значении роли битников в деле развития автостопа. Дальнейшую роль в продвижении мирового автостопа сыграли хиппи.
Клубы автостопа
Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. |
Петербургская Лига Автостопа
В 1978 году была основана Петербургская Лига Автостопа (ПЛАС).
Президентом Лиги является Алексей Воров, проехавший автостопом более 1,7 миллиона километров, что пока является непревзойдённым рекордом.
Автостоп, по учению ПЛАС, — это спорт, из-за чего членами ПЛАС часто проводятся различные гонки и соревнования на скорость, как по территории России, так и на гораздо более дальние расстояния.
Внешне гонщики ПЛАС выделяются яркими жёлтыми комбинезонами. Однако данная «униформа» с их подачи стала встречаться повсеместно, поэтому не следует считать всякую жёлтую фигуру на дороге ПЛАСовцем.
Достижения
- Наибольшее достижение ПЛАС — кругосветная экспедиция «Автоколумб» 1992-1993 годов. Участники экспедиции совершили путешествие вокруг земного шара, не пользуясь никаким рейсовым транспортом, побывав в 25 странах Евразии, а также Северной и Южной Америках.
- Летом 1996 года Филипп Леонтьев, один из членов ПЛАС, совершил путешествие из Санкт-Петербурга в Дакар, пройдя автостопом более 16000 километров с использованием 197 транспортных средств (включая самолет Нуакшот—Лиссабон, груженный мороженой рыбой) и побывав в 15 странах. Путешествие заняло 2 месяца.
- Владимир Шарлаев 81-ый номер ПЛАС, посетил, используя попутный транспорт, более 100 стран (информация на 2011 год).
Гильдия Мастеров Автостопа
Гильдия Мастеров Автостопа (ГМА) — петербургский автостопный клуб, существует с 1996 года. Некоммерческая общественная организация[2]. Клуб преимущественно спортивной ориентации, однако в него входят и путешественники[3].
Основные направления деятельности Гильдии таковы:
- подготовка и проведение соревнований в области автостопа (на 19.11.2011 состоялась 141 гонка)[4],
- обучение членов Гильдии и вольнослушателей,
- популяризация автостопа и свободы передвижения.
Участники ГМА («гильдейцы») традиционно принимают участие в автостопных «эльбах».
Московская Школа Автостопа
Московская Школа Автостопа (МША) была основана в 1994 году московским автостопщиком Валерием Шаниным, автором книги «Хитч-хайкинг: автостопом по США и Европе». Его автостопный стаж — около 100000 километров (данные на 2001 год из книги А.
Кротова «АвтоSTOPом по России»). «Основной интерес Шанина и Школы автостопа — страны Запада» — такое мнение у многих сложилось, потому что первые путешествия организованных автостопщиков были в Европу.
На основе этих путешествий был издан путеводитель «Европа для всех»[5].
Валерием Шаниным и Школой автостопа были проведены несколько мероприятий для автостопщиков, таких как «Чемпионат России по автостопу» 1995, «Чемпионат Москвы» 1996, кругосветное путешествие автостопом 1999 и другие. Мероприятия привлекли большое внимание СМИ, но, по мнениям некоторых автостопщиков, были организованы на весьма низком уровне.
Академия Вольных Путешествий
Академия Вольных Путешествий (АВП) основана в 1995 году Антоном Кротовым. Стаж Антона составляет более 600000 километров. В отличие от других школ автостопа, АВП принимает автостоп как науку, как метод познания доброты и единства окружающего мира. Главным лозунгом АВП является «Наука победит!».
Главными целями АВП является нахождение, сбор и распространение информации, связанной с самостоятельными путешествиями, не зависящими от материального достатка путешественника. Из-за этого школа является одной из самых известных и уважаемых среди начинающих автостопщиков.
В частности, одним из проектов АВП является «Вольная энциклопедия».
Академией проводится множество массовых экспедиций в самые разные страны, включая Африку и Азию. Для новичков часто организовываются «самоходные походы».
КЭП «Sky Division», Беларусь
Команда Экстремальных Путешествий «Sky Division» была создана в 1999 году Александром Михальчиком (AKA Лесник) и Дмитрием Мишиным (AKA Полярник) из города Брест.
Летом этого года была осуществлена первая автостопная экспедиция «Убей Лесника!» по маршруту Брест — Санкт-Петербург — Кольский п-ов (Хибины) — Мурманск — Брест, совместно с Сергеем Мартынюком (Санкт-Петербург).
6-7 мая 2000 года под Брестом на берегах реки Муховец силами КЭП была проведена первая белорусская автостопная Эльба.
Автостопные события
Автостопные «Эльбы»
Эльбопена 21.05.2005
«Эльбы» — это традиционные встречи автостопщиков.
В начале 1997 года примерно посередине между Москвой и Санкт-Петербургом состоялась встреча между автостопщиками из ПЛАС и АВП. Встреча была названа «Встречей на Эльбе», как напоминание о встрече союзников на р. Эльба во II Мировой войне. Впоследствии ПЛАС отказались от участия в этом мероприятии из-за межклубных разногласий.
После обсуждения в эхоконференции Fidonet RU.AUTOSTOP мероприятие было поддержано рядом клубов: Команда «УЛЬТРА автостоп», Петербургская гильдия автостопа, АВП и прочими. Идея была поддержана другими автостопщиками, мероприятие стало носить открытый характер и с тех пор встречи стали регулярными, а название сократилось до «Эльбы».
Встречи проходят в форме палаточного лагеря, где участники рассказывают о пройденных маршрутах, ищут попутчиков на следующие поездки, обсуждают города и трассы, участвуют в нестандартных спортивных соревнованиях. Традиционно составляется «эльбопена» — туристский коврик со списком всех участников «эльбы».
Ижицкие (российские) «эльбы»
Встречи проходят в районе посёлка Ижицы Новгородской области (300 км от Санкт-Петербурга, 400 км от Москвы) в середине мая («весенняя эльба») и в конце сентября («осенняя эльба»).
Менее многочисленные «зимние эльбы» проходят в конце февраля.
Место в Ижицах для лагеря определил Филипп Леонтьев, которое многим понравилось из-за расположения в живописном лесу и близости к святому источнику и в дальнейшем стало традиционным.
Региональные «эльбы»
Такие же встречи проходят и в других регионах России (Сибирская «эльба», Уральская «эльба», и пр.) и ближнего зарубежья (Украинская «эльба», Белорусская «эльба», и пр.)
Сленг
Российские автостопщики (употребляются также термины «стопщик» и «стоппер») используют собственный сленг, не всегда понятный другим людям. Некоторая часть этого сленга заимствована из сленга хиппи и сленга дальнобойщиков.
Отдельные общеизвестные слова:
- Вписка — временная остановка в пути следования, предполагающая ночлег в доме у местного жителя (часто у другого автостопщика).
- Эльба — слёт автостопщиков.
- Драйвер (от англ. driver, водитель) — водитель автомобиля.
- Бэг/Бэк (англ. bag — сумка / от англ. backpack — рюкзак) — дорожный рюкзак автостопщика.
- Стопник — атлас дорог, обычно автомобильных.
- Деньготряс, деньгопрос, таксист — водитель, пытающийся подвезти за деньги.
- Позиция, точка