Каждый день мы принимаем множество решений: как быстрее добраться из пункта А до пункта Б, что подарить другу на день рождения, как решить сложную задачу в школе или в обычной жизни. И хотя мир полон неопределенностей, то, как мы рассуждаем, все же частично влияет на результат.
Мышление — это когда мы что-то познаем: систематизируем и анализируем информацию, строим связи, выделяем важное, откидываем лишнее и делаем выводы.
Мышление «делает» мозг, а результат называют мыслью.
Чтобы понять, как развивать мышление, важно уточнить: само мышление бывает разным — все зависит от того, какую именно работу проделывает наш мозг.
Наглядно-действенное — это когда мы принимаем решение прямо внутри ситуации, которая постоянно меняется. Шахматы и головоломки — отличный пример. Очень полезный навык для мира, который меняется каждый день — да что уж там, порой и несколько раз за день. Наглядно-образное — это представить какую-то ситуацию или образ, но фактически ничего с ними руками не делать. Например, увидеть в случайном прохожем что-то знакомое и подумать, с чем это связано: может, он похож на соседа или на знаменитого актера (или он и есть тот самый актер)? Словесно-логическое — мы применяем этот тип мышления, когда группируем предметы по признакам (смартфон, фитнес-браслет, беспроводная колонка — гаджеты), что-то утверждаем или отрицаем (на улице хорошая погода, светит солнце и тепло / на улице ужасная погода, светит солнце и очень жарко) или делаем выводы на основе суждений (мама сказала, что вечером занята работой — значит она не придет на родительское собрание). Теоретическое мышление — любимое занятие ученых! Когда они проводят эксперименты, то выделяют и анализируют разные характеристики явлений. Все это помогает мысленно изменить объект и изучить его в деталях. Например, надо решить, что лучше взять на перекус в школу: банан или яблоко. Анализируем: банан мягкий и может испортить тетрадки в рюкзаке, яблоко твердое и занимает меньше места. Выбор очевиден! Практическое мышление — поставить цель выучить английский и придумать под это дело план, чтобы была мотивация продолжать. Творческое мышление — это когда мы нестандартно решаем простые задачи: используем воображение, систематизируем и анализируем. Например, нужно придумать, как не волноваться на семейной фотосессии. Можно предложить родителям изображать разных животных и общаться друг другом на их языках. Тогда и кадры получатся с улыбками, и в процессе будет весело. |
Телеграм-канал для умных родителей Чтобы получать полезные материалы для учебы и быть в курсе новостей, которые касаются вас и вашего ребенка, подпишитесь на телеграм-канал Skysmart | Родителям.
Зачем развивать самостоятельно, если есть школа
Школьные программы развивают мышление, но заниматься с ребенком дома не менее важно. И вот почему: уроки в школе дают детям новые знания, но закрепить и усвоить их помогает как раз домашняя работа — с упражнениями на развитие мышления та же история.
Кроме того, дома ребенок чувствует себя комфортнее — в кругу семьи ему проще делиться мыслями, ошибаться и пробовать снова. Вот еще несколько причин в пользу развития мышления:
- Антистресс. С развитым мышлением проще справляться с эмоциями и решать непростые ситуации.
- Экономия времени. Дети с развитым мышлением умеют расставлять приоритеты и стремятся сами управлять своим временем.
- Креативность. Нестандартные идеи и новые решения востребованы как в школе, так и за ее пределами. Развитое мышление помогает увидеть, где лежит граница стереотипов и нормы — и когда уместно выйти за ее пределы.
- Социальная реализация. Недостаточно развитое мышление ограничивает потенциал. Чтобы стать физиком, кроме хороших отметок в школе нужно еще усердие и мотивация, чтобы поступить в вуз и доучиться до конца. Так же и с работой — у специалистов с гибким умом больше возможностей по сравнению с теми, у кого есть только знания и опыт, но нет нужных навыков.
Как развивать мышление младших школьников
Школьники с 1 по 3 класс часто неусидчивы. Они живут «здесь и сейчас» и еще не умеют логически мыслить. Поэтому ключ к их развитию — игровой формат. Никакая мотивация и «кем станешь, когда вырастешь» тут не работают. Только игра сможет по-настоящему увлечь ребенка.
Детям в этом возрасте сложно (и даже невозможно) просто что-то выучить. Поэтому их обучение не должно быть похоже на обучение. Многократное повторение, интересный сюжет, яркая картинка — вот что привлечет внимание и даст результат. Чем разнообразнее игры, тем дольше получится сохранять интерес ребенка. Рассмотрим пять приемов на развитие мышления младших школьников.
Разложить картинки на группы
Распечатайте набор картинок с изображением простых предметов из разных областей и предложите ребенку рассмотреть их и разложить на группы. Например: кухонная посуда, одежда, гаджеты, котики, фрукты.
Отделяя одни предметы от других, ребенок учится видеть общее и разное — тем самым развивает словесно-логическое мышление за счет группировки предметов по признакам.
Собрать конструктор
Предложите ребенку составить разные фигурки из конструктора — в том числе такие, которых нет в инструкции. Чем больше деталей, тем лучше.
В процессе подбора фигурок без инструкции, ребенок учится ошибаться и пробовать снова и развивает наглядно-действенное мышление.
Чтобы ребенок не скучал над конструктором и с любопытством исследовал мир, его нужно на это вдохновить. Как это сделать — расскажет психолог и эксперт Skysmart Екатерина Мурашова на бесплатном курсе «Учеба без слез». На курсе обсудим, как современным родителям не сойти с ума, постоянно контролируя ребенка и что сделать, чтобы разжечь в школьниках тягу к знаниям.
Отметить общий признак
Перечислите слова из одной категории и попросите ребенка назвать одно слово, которое их объединяет. Например:
- огурец, брокколи, кабачок, редис — овощи;
- мухомор, подберезовик, лисичка — грибы;
- береза, дуб, сосна — деревья.
Когда ребенок ищет общее между разными объектами, он учится визуализировать и анализировать их свойства и развивает наглядно-образное мышление за счет активного воображения и обработки прошлого опыта.
Поиграть в «Слова наоборот»
Назовите слово и предложите ребенку найти слово с противоположным значением. Можно использовать разные части речи:
- существительные (смелость — трусость);
- прилагательные (смешной — грустный);
- глаголы (открыл — закрыл).
Подбирая антоним, ребенок учится выделять противоположные признаки при совпадении других компонентов — за счет анализа и смекалки развивается словесно-логическое мышление.
Поиграть в «Угадайку»
Назовите разные части одного объекта и предложите ребенку угадать, какой объект вы загадали. Например:
- цифры, стрелки — часы;
- уши, хвост, хобот — слон;
- буквы, картинки, бумага — книга.
Можно усложнить задание: кроме частей называть еще и характеристики объекта. Например: маленький, колючий, живет в лесу — еж.
Когда ребенок соединяет разные части в целое, он учится рисовать воображаемые картинки — отличная тренировка для прокачки словесно-логическое мышление.
Как развивать мышление средних школьников
Нарисовать эмоции на лице
Предложите ребенку нарисовать мордашки с разными эмоциями. Вы можете называть эмоции сами или попросить ребенка вспомнить разные ситуации за день и нарисовать то, что он чувствовал в те моменты.
Рисуя грустные, веселые и сердитые рожицы, ребенок учится распознавать внешние сигналы эмоций — что как раз помогает укреплять теоретическое мышление и вместе с ним эмоциональный интеллект. Это происходит благодаря тому, что ребенок анализирует свои чувства и реакции других людей.
Сочинить историю
Сочините вместе с ребенком историю. Начните с простого предложения, например: «Жил-был кот…». Пусть ребенок продолжит и скажет следующее предложение, и так по очереди. Постарайтесь развить историю по всем правилам драматургии, с завязкой, кульминацией и заключением.
Выбирая продолжение истории, ребенок учится смело озвучивать свои фантазии. Он развивает творческое и системное мышление за счет последовательного проговаривания своих идей с сохранением общего смысла.
Поиграть в «Правду или вымысел»
Придумайте предложение с реалистичным смыслом (мама готовит ужин) и спросите ребенка: правда это или вымысел. Затем скажите что-то нереальное (книга идет домой) и задайте тот же вопрос. Предложите ребенку самому называть вам правдивые и ложные предложения.
Так ребенок учится сопоставлять реальность и фантазии. Благодаря этому происходит развитие словесно-логического мышления за счет анализа слов и предложений.
Поиграть в «Нереальное действие»
Возьмите любой предмет и попросите ребенка изобразить такое действие, которое мы обычно не делаем с этим предметом: сыграть на швабре, как на гитаре, нести мяч на голове, как корону. Угадывайте, что изображает ребенок, задавайте ему уточняющие вопросы.
Придумывая, как изобразить необычное действие с определенным предметом, ребенок учится реализовывать нестандартные идеи. В этот момент его гибкий ум вместе с активным воображением развивают наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Нарисовать интеллект-карту
По центру листа напишите любое слово или идею. Например, город. От него нарисуйте несколько стрелок и отметьте, что есть в городе: дома, люди, дороги.
Дальше проведите стрелки от каждого слова и определите категории: какие бывают дома (школы, жилые дома, заводы, магазины), какие бывают люди (взрослые и дети, мужчины и женщины).
На следующих стрелках отметьте, что есть в этих домах (классы в школах, прилавки и примерочные в магазинах), чем занимаются горожане (гуляют, работают). Продолжайте до самых мелких деталей.
Это упражнение учит видеть целое, его части и закономерности. Оно дает положительный заряд творческому и системному мышлению за счет работы обоих полушарий мозга.
Как развивать мышление подростков
Составить список
Предложите подростку составить список (чек-лист) чего-то важного для всей семьи или конкретно для него: список желанных подарков, покупок, фильмов для просмотра. Затем обсудите, чем полезны списки и как он может их использовать в учебе.
Составляя список, подросток учится систематизировать свои мысли, желания, планы — тем самым развивает практическое и системное мышление за счет придания формы тому, что до этого было только в голове.
Назвать различия
Спросите об отличиях между кораблем и лодкой, травой и газоном, рассказом и стихом, слоном и носорогом, натюрмортом и портретом.
Когда подросток замечает различия похожих объектов, то задействует словесно-логическое мышление: анализирует характеристики, выделяет главное от второстепенного, вспоминает свой прошлый опыт.
Придумать название предмету
Покажите фотографии таких гаджетов и предметов, которые подросток еще не видел: это может быть что-то суперсовременное (датчик осанки) или наоборот что-то давно забытое (стационарный телефон с пружинкой). Предложите придумать название и описать функционал этих предметов.
В этом упражнении подросток учится смело выражать свои мысли и отказываться от скучных и неподходящих идей. Как следствие, это помогает развивать творческое мышление за счет создания новых сочетаний слов.
Поиграть в «Придумай сценарий»
Покажите фотографию, на которой изображена неоднозначная ситуация (собака застряла в вазе) и попросите предположить, что произошло до этого момента.
В момент создания своей истории, подросток анализирует ситуацию и видит ее объемнее — тем самым развивает творческое мышление за счет выражения своих гипотез и фантазий.
Поиграть в «Странные вопросы»
Задайте подростку странные и неожиданные вопросы. Например:
- Что лучше: яблоко или дыня?
- Что мягче: рука или нога?
- В чем польза жирафа?
В ответе должно быть как минимум три аргумента.
Когда подросток отвечает на нестандартные вопросы, он размышляет в состоянии неопределенности и укрепляет словесно-логическое мышление — то самое, которым пользуются ученые.
Как не утомить ребенка постоянным развитием
Если ходить в зал на тренировки каждый день (особенно с непривычки), можно быстро перегореть и отказаться от желания стать спортивным. То же самое и с развивающими упражнениями — выполнять их нон-стоп точно не стоит, иначе возникнет сопротивление. Лучше всего внедрять их между делом, постепенно, в виде игры.
![]() |
«Вот, о чем стоит помнить родителям, чтобы помочь детям развивать мышление: Использовать с пользой время, которое обычно считается потраченным впустую: поездки в транспорте, прогулка из школы домой и обратно, очереди в магазинах и поликлиниках. На ходу можно легко делать несложные упражнения. Например: «Слова наоборот», «Правда или вымысел». Не превращать развитие мышления в обучение — этого формата ребенку более, чем достаточно. Покажите, что это может быть весело и интересно на приемах, о которых мы рассказали. Заниматься мало, но регулярно. 15 минут каждый день — всегда лучше, чем 2 часа за раз. Не делать задания за ребенка. Делайте вместе с ним». |
Внедрить эти приемы просто: играйте по пути в школу, когда готовите ужин или на выходных. Не относитесь к заданиями слишком серьезно, иначе ребенок может излишне стараться, переживать — делу это не поможет.
Если ребенок не знает, как ответить — порассуждайте вместе с ним: задавайте вопросы или подарите подсказку. Наслаждайтесь процессом вместе, и все получится!
ак развить мышление. Несколько мощных упражнения и рекомендаций!
С чего начать?
Если вы решили заняться развитием своего мышления, то вам нужно понять несколько базовых принципов.
Во-первых мозг может развиваться в любом возрасте, он обладает нейропластичностью. Постоянно могут возникать новые нейронные связи, а также связи которые не используются могут расформировывается со временем.
Методика простая. Поясню на примере.
Если вы например хотите научиться быстро бегать, то вы ставите перед собой такую задачу, а потом начинайте тренироваться. Вы можете делать пробежки каждый день, а может быть через день. Вы формируете определенный график тренировок, постепенно повышаете нагрузку пока не достигните нужной вам физической формы.
- Соответственно так реализована модели развития, организм получает нагрузку и развивается в том направлении откуда идет нагрузка.
- Тоже самое с нашим мышлением, ситуация одинаковая, только здесь нужно не бегать, а напрягать свой мозг ставя ему определенные задачи.
- И если вы будете делать это постоянно, то аналогично с мышцами тела будет прокачиваться “мышца интеллекта”.
- Здесь есть два приема, с одной стороны можно выполнять упражнение о которых я расскажу ниже, это собственно вторая часть статьи.
- С другой стороны можно пройти специальную программу обучения и освоить основы и методики креативного мышления, и применять их в каждой ситуации в вашей жизни, сделав их своей повседневной привычкой.
- В этом случае ваши способности к решению сложных задач, вырастут незаметно и вы будете обладать мощным разумом, который будет способен находить ответы быстро и на самые трудные вопросы.
Упражнения для развития мышления
Упражнений очень много, если почитать интернет или какую-то литературу, то можно найти целую кучу разного рода тренировочных упражнений для развития вашего интеллекта.
Однако здесь нужно определиться с тем какие задачи вы перед собой ставите. Я считаю что самое сложное это создавать что-то новое, находить неординарное решение сложных задач.
- Как правило наш мозг действует по привычным алгоритмам, он выбирает самое простое решение основанное на прошлом опыте или уже на известных ранее решениях.
- Люди которые добиваются успеха, создают новые бизнесы и запускают интересные продукты, обладают другим типом мышления, они способны мыслить нестандартно и находить новые грани уже известного.
- Поэтому и представленные ниже упражнения нацелены на то чтобы прокачать вашу способность мыслить нестандартно и креативно, умение находить новые идеи.
- Это самое ценное.
- Конечно есть разные типы мышления, с одной стороны есть творческое мышление, аналитическое и логическое.
- Но, каким бы типом мышление вы не пользовались, умение находить новое и создавать новые комбинации является самым ценным и востребованным навыком.
Чашка кофе
Это очень неплохое упражнение, которое помогает прокачать способность находить новые решения.
Вообще всё наше обучение в школе либо в высшем учебным заведении построено на повторение за другими. Мы видим примеры, решаем шаблонные задачи, но очень мало прокачиваем способность создавать новое.
Поэтому и отделы мозга, которые отвечают за создание новых идей у обычных людей слабо развиты.
Данное упражнение помогает закрыть этот пробел. Но его нужно выполнять регулярно и тогда она даст ощутимый эффект. Вы научитесь видеть то чего не видят другие, получите способность находить решения, которые недоступны большинству. Но всё это после определенного количества тренировок.
Итак, для начала возьмите чашку для кофе или какую-нибудь кружку. Задачей будет найти 10 и больше нестандартных способов применения этого предмета.
Как можно применить чашку для кофе? Можно ей подарить, можно в кого-нибудь кинуть, можно продать, можно использовать не только для кофе, а для решения других задач и так далее.
Поначалу мозг начинает накидывать самые примитивные, простые решения, их будет несколько 3-4, но ваша задача пойти дальше. Найти все неординарные возможности, надо посидеть и подумать, поразмыслить, потратить на это время и тогда вы начнете находить самые необычные варианты, которые раньше вам не пришли бы и в голову.
Чашка кофе взята для примера. На самом деле вы можете брать любые предметы. Когда вы проделали упражнение с чашкой для кофе вы можете использовать другой предмет, который есть в вашем доме или необязательно, можете взять когда абстрактный предмет и придумывать необычные способы его применения.
Это упражнение развивает креативное мышление и помогает вам прокачать нейронные связи, которые в последствии помогут в решении самых различных задач.
Упражнение увлекает и можно заниматься самостоятельно либо с кем-то. Если у вас есть дети то, можно попробовать сделать это упражнение вместе с ними, оно им понравится поможет воспитать из ваших детей гениев.
Свободные ассоциации.
Это упражнение немного похоже на первое, но суть его в другом. Выберите предмет, это может быть тоже чашка кофе или мандарин или ещё что-нибудь что подвернется вам на ум.
- И придумайте то какие ассоциации могут быть с этим предметом, но у мандарина может быть мячик, блик солнца… ну и так далее.
- Опять-таки в первом предложении мозг сначала вам подсовывает самые привычные варианты те которые больше всего похожи на исходной предмет и не сразу появляются в вашем уме.
- Вам нужно пройти этот уровень, написать три четыре варианта, которые являются самыми простыми и пойти дальше придумать 10 и более ассоциацией на один предмет.
- Поначалу это упражнение может показаться вам несколько сложным, но чем сложнее упражнения для мозга тем больше оно дает эффекта.
- Здесь применяется творческий подход и ваша способность находить свободные ассоциации может помочь в решении креативных задач.
- Многие проблемы так решаются, нужно просто найти какую-то ассоциацию и на основе ее уже разработать новую идею.
Вы можете чередовать первое второе упражнение. То есть сначала продумали сколько можно найти способрв применения чашки с кофе, а потом придумали ряд свободных ассоциаций на и тот же предмет.
Такая комбинация будет очень эффективна и безусловное даст рост вашим способностям мышления. Здесь главное делать это постоянно, превращать в небольшую игру и будет все получаться, главное не заскучать и не забросить эти упражнения через пару дней.
Игры
Игр для прокачки интеллекта тоже очень много. Конечно самой известный это шахматы и шашки. Можно играть, это пойдет только на пользу.
Однако нужно учитывать один момент, каждому действию которое мы выполняем соответствует определенный нейронные связи.
Если мы тренируем свое мышление игрой в шахматы, то соответственно мозг будет прокачивать нейронную связь, которая отвечает за игру в шахматы. Мы можем отлично справляться, ставить маты и обыгрывать сильных соперников. Но для решения других задач, например для нахождения новых бизнес идей, это мышление не подойдёт.
Я считаю что логические игры являются дополнительным методам, которые помогают развить внимание, память и возможность стратегического мышления. То есть просчитывание ситуации на несколько ходов вперед.
Если вы решите играть например в шахматы, то старайтесь развивать в себе во-первых выход за рамки стандартных вариантов, думайте на несколько шагов вперёд. Старайтесь запоминать расположение фигур и внимательно анализировать действия соперника. В этом случае Вы получите больше пользы от игры.
Можно также играть в другие игры, главное давать постоянную нагрузку на ваш мозг, тогда он будет сильным в плане решения различных задач.
Здесь можно провести аналогию со спортом, если вы качаете мышцы, то становитесь сильней. Вот то же самое и с интеллектом.
P.S
Я специально не стал рассказывать большое количество упражнений, дело не в количестве, а в том сколько вы будете упражнений реально делать.
Каждое из них может привести вас к результату. Многие люди обкладывается книгами, читают много материалов, но нефига не делают.
Главное делайте и вы получите положительный эффект от этого.
Если вы хотите больше, узнать как прокачать в себе креативное мышление, узнать какие есть ловушки в мышление и собственно получить несколько стратегии как решать проблемы, как находить новые идеи, то рекомендуем Вам получить мой обучающий курс по теме креативного мышления (курс пока в разработке). Он будет вашим руководством в плане саморазвития с вашего интеллекта и нахождение новых смыслов.
Как развить логическое мышление: советы, упражнения + примеры из жизни
Привет, дорогие читатели! С вами Людмила.
Каждый день жизнь преподносит нам приятные или неприятные сюрпризы. И каждый день мы сталкиваемся с решениями, анализом действий, выбором.
Ежедневные задачи стимулируют нас к применению хоть какой-то логики, когда кого-то убеждаем, решаем вопросы по работе, последовательно решаем бытовые задания.
Тут-то и проявляется наше логическое мышление: если оно у нас имеется и с ним все норм, то задачи будут решаться быстро и эффективно. А если нет?
В этой статье я составила мини-руководство, как развить логическое мышление, чтобы стать продуктивнее.
Что такое логическое мышление и из чего оно состоит
Начнем с определения этого сложного психологического понятия.
Логическое мышление – это такой мыслительный процесс, во время которого человек использует рассуждение, понятия и конструкции, их можно доказать и из них можно сделать выводы.
То есть это не просто сказать “сегодня будет дождь”, а доказать и сделать вывод “на небе западные дождевые тучи, усиливается ветер, через несколько часов будет дождь”.
Что вы первое представили, когда услышали “логическое мышление”? У меня возникла картинка моего любимого человека (а он логик с макушки головы до пяток!), который с умным видом что-то доказывает, задает вопросы и быстро решает проблемы. У некоторых возникла картинка задач на логику. А еще у определенной группы людей возникла фраза “логика да и логика, творчество – наше все”.
Но этот вид мышления очень многогранный и включает в себя не только картинки, но и сложные мыслительные процессы. Умение логически мыслить состоит из таких основ:
- знание, как аргументировать, то есть хоть какое-то представление о теории логики;
- умение оперировать такими формами мышления, как понятие, суждение, умозаключение;
- способность отстаивать свою точку зрения в соответствии с законами логики: если все ежики зеленые, а деревья – ежики, то все деревья зеленые;
- навык эффективно и быстро решать логические задачи: как теоретические, учебные, так и практические, из жизни.
Именно к логическому мышлению относятся такие важные операции, как классификация, понятие, доказательство, умозаключение, дедукция, вывод, опровержение, категоризация. Поэтому этот вид мышления крайне важен для таких профессий, как следователь, юрист, преподаватель точных наук и некоторых других.
Виды логического мышления
Логическое мышление имеет свои виды:
- Образно-логическое – по-другому наглядно-образное. Подробнее про этот вид можно почитать в статье Виды мышления. Но именно с точки зрения логики, происходит представление ситуации в воображении и там же проходит процесс оперирования образами. Этот вид в среднем формируется у ребенка с 1,5 года.
- Абстрактно-логическое – мыслительный процесс, который использует абстрактные категории, нематериальный предмет. Здесь происходит умозаключение, суждение, используется понятие.
- Словесно-логическое – или вербально-логическое. Здесь, помимо мыслительных умозаключений, используются речевые конструкции. Оно важно во время выступлений, написания текстов, дискуссий и т. д. Узнать, насколько оно у вас развито, можно пройдя один из тестов по мышлению.
Для чего нужно развивать и применение в жизни
Взрослому человеку без логики вообще сложно жить на белом свете. Если у дошкольника, школьника эта структура мышления проседает, тут все понятно: “Дети…” – скажете вы и тяжко вздохнете. Тогда как к взрослым уже другие требования. И если на вопрос “Что ты сделал?”, вы отвечаете “Во вторник”, тогда тут явно нестыковочка получается.
❗ПРИГЛАШАЮ ВАС В СВОЙ TELEGRAM-КАНАЛ ПО ДЕНЬГАМ❗
Как-то холодным осенним вечером я лежал в студенческом общежитии №17, и мою юную голову не покидали мысли. Как же разбогатеть? Как не работать всю жизнь на дядю, путешествовать, наслаждаться жизнью и делать то, что тебе нравится, а не то, что хотят другие? Мыслей было много, а потом я уснул. Это был интересный путь длиною в 8 лет. Путь тренировок, попыток, непонимания со стороны окружающих. Но у меня получилось, пусть и с фиг знает какой попытки. Получилось создать пассивный доход, получилось раскрутить этот блог, получилось создать капитал в инвестициях в 40+ тыс. $, приобрести недвижимость и спортивную машину. А также полгода прожить на Бали и путешествовать. Но это все не просто так. Много учебы, шишек, ошибок и неудач. И теперь я хочу передать свои знания и опыт вам. На этом блоге много пользы, но также я веду свой Telegram-канал. Это канал о заработке денег и саморазвитии. В нем я публикую посты, аудио- и видеосообщения. Объясняю все простым языком и никакого спама. Приглашаю вас развиваться вместе со мной! ????
Мы уже рассмотрели с вами составляющие логического мышления, и без них в жизни сложно обойтись. Мы не сможем объединять понятия, классифицировать их и из поведения людей или ситуаций делать выводы, и будем наступать на одни и те же грабли.
Помню, когда сдавали зачет по предмету “Логика”, некоторые однокурсницы 5 раз ходили и никак не могли сдать.
И в жизни у них прослеживалось вот это “наступание на грабли” – парень несколько раз унизил, другая с первого раза бы ушла, а эти терпят, к сессии вовремя не подготовились, другие уже сдали давно и отдыхают, а эти пыхтят. В чем проблема? В том, что выводы не делали, не анализировали. Вот вам и проблемы с логикой!
Еще пример: обратимся к нашим праотцам. Логика позволяла людям избежать не просто проблем, а даже спасти свою жизнь. Наблюдая, как во время грозы молния попадает в дерево, развивается пожар, они делали вывод, что их ждет опасность. Именно оттуда пошла привычка прятаться во время грозы. Да и просто неудобно, когда капли за шиворот падают!
Мы пришли к тому, что таки логическое мышление нужно развивать и делать это желательно как можно быстрее, чтобы не напортачить в своей жизни! И вам даже не придется париться, искать, где это лучше сделать. Я уже подготовила для вас уникальную подборку курсов по развитию мышления, где вы найдете ответы на все вопросы.
Для освоения логики нужно совмещать теорию и практику, с помощью упражнений довести логические составляющие до автоматизма, чтобы потом легко применять в реальных ситуациях.
Тесты
Здесь выделила 4 теста на логическое мышление, которые помогут увидеть, насколько оно у вас развито.
- Тест на логическое мышление – это онлайн-тест, который определит вашу способность мыслить логически. Здесь дается 12 умозаключений, и вам нужно выбрать один из представленных ответов. Результаты вы увидите в отдельном окошке.
- Методика для оценки логического мышления – это тест для взрослых людей, оценивает, насколько у вас проявляется способность к умозаключениям, выводам, обобщению. Предстоит решить 18 заданий и поверить свои результаты.
- Методика “Исключение понятий” – оценивает уровень развития мышления, способность к обобщению, выделению определенных признаков. Нужно выбрать правильный ответ. Результаты теста подробно расписаны после его прохождения.
- Тест на логическое мышление – очень информативный тест, который показывает особенности вашего мышления. Здесь 30 вопросов, они очень веселые. Нужно выбрать один из представленных ответов, которые наиболее подчиняются законам логики.
Некоторые тесты на IQ тоже дают информацию о том, есть ли у вас проблемы с логическим мышлением.
Как развивать логическое мышление
Довольно распространено мнение, что логика присуща только людям с математическим складом ума, а вот гуманитариям с этим не повезло… А вот и нет! Развивать логику могут все, нужно только захотеть. Этим мы с вами сейчас и займемся.
Советы психолога
Существует много способов развивать логику. Но здесь я приведу несколько универсальных советов, которые подойдут всем и каждому в желании логически мыслить.
Вспомните детство
Не знаю, как в вашем детстве, но у нас были популярными устные игры “В города”, “Названия предметов на последнюю букву предыдущего слова”, “Найди общее”.
Суть в том, чтобы устно проводить анализ и подключать другие процессы логики. Вот, например, игра “Найди общее” строится вообще на пустом месте. Вы идете по улице, видите указатель и траву.
Вот и придумайте, что у них общего, а чем они отличаются.
Мда… С указателем и травой я что-то тоже подвисла ????
Тренируйте речь
Речь, составление рассказа напрямую связаны с логическими процессами в головном мозге. Вот вы сидите с телефоном в руках, просматриваете картинки в Инстаграме, и тут тоже можно развиваться: увидели картинку – проговорите историю про нее. Например, высветилась реклама брюк – постарайтесь в 5 предложениях составить описание товара. Знаете, как стимулирует мозг работать?!
Играйте в настольные игры
Очень классная практика – играть в настольные игры. Если собралась хорошая компания, то веселые и полезные вечер и ночь вам обеспечены! Есть множество веселых настольных игр, которые развивают логику: “Кто я”, “Монополия”, “Ассоциации” и другие.
Головоломки, кроссворды
Прокачивайте иногда логику головоломками, ребусами, кроссвордами. Только кроссворды не наши обычные, а хорошо использовать сканворды, судоку, японские кроссворды.
Принимайте участие в спорах
Тренируйтесь обосновывать свое мнение. Я знаю людей, которые так и развивали логическое мышление – специально в общении отстаивали не то, как считают на самом деле, а то, что противоречит мнению большинства. Типа “а Баба-яга против!”. И это, кстати, действенный способ.
Игры
Игры также очень полезны. Выше я уже некоторые упоминала. Здесь отмечу, что игры для любого возраста подойдут, если человек не зануда. Вы можете играть с племянниками, детьми, взрослыми. Есть онлайн-игры на развитие логики. В общем, было бы желание…
- Игра “Кто я” учит характеризовать предмет, выделять в нем главное, систематизировать, обобщать и анализировать.
- Игра “Ассоциации” помогает проводить аналогию, делать выводы, анализировать, убеждать.
- Игра “Монополия” помогает учиться решать стратегические задачи, просчитывать наперед.
- Игра “Шахматы” помогает просчитывать ходы, логику противника, развивать стратегию и анализировать.
- Игра “Уно” тоже развивает логическое мышление, когда нужно запоминать цвета противников и стараться выйти первым из игры.
Эти и другие игры помогут вам прокачать разные процессы логического мышления.
Упражнения
Есть несколько упражнений, которые помогут повысить уровень вашего логического мышления.
- Разноцветный текст. Возьмите какой-то разноцветный текст, где названия цветов разукрашены не тем цветом, который назван. Например, красный, синий. Вслух нужно быстро назвать цвет по изображенному, а не написанному. Дойдя до конца, делайте упражнение в обратном порядке.
- Таблицы Шульте. В психологии есть методика для диагностики, которая построена на этих таблицах. Но вы можете их взять для развития логики. Там вразброс расположены цифры. Вам нужно быстро найти 25 и от 1-го по порядку вычеркнуть все цифры.
- Пальчиковая гимнастика. Очень, кстати, эффективный способ развития мышления. Делайте “восьмерки”: соедините большой палец правой руки и указательный левой, потом наоборот. И ускоряйте темп “восьмерок”.
Запомните: регулярность – залог успешных тренировок.
Задачи, загадки
Логические задачи, занимательные задачи – это все об одном. Раньше в СССР детям давали решать такие задачки, поэтому и с логикой было все в порядке.
Итак, чтобы “дружить” с логическим мышлением, нужно еще и задачками себя напрягать.
Отлично в этом помогает математика со своими “из пункта А в пункт Б выехал грузовик со скоростью 70 км/ч, весь путь занял 5 часов, какое расстояние между А и Б?”.
Задачи на логику
Загадки на логику тоже важно использовать. Для начала попробуйте отгадать “семь одежек и все без застежек” и другие. Приведу некоторые из них.
- Может ли страус назвать себя птицей?
- Электричка едет со скоростью 70 км/ч, в какую сторону идет дым?
- Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не разбиться?
- Идут трое: 2 отца и 2 сына. Как это возможно?
- Что будет, если повернуть направо три раза?
- Какое самое длинное слово в русском языке?
- Сколько яиц можно съесть натощак?
Ответы на загадки: нет – он не говорит; у нее нет дыма; спрыгнуть с первой ступеньки; это дед, отец и сын; повернешь налево; Слово о полку Игореве; одно, второе уже не натощак.
Вот такие загадки с подвохом заставляют нас шевелить мозгами, мыслить логически и развивать критическое мышление.
Тренажеры
Для разных профессий крайне важно уметь принимать решения с логикой. Например, для программирования этот навык незаменим. В придумывании чего-то нового также важна логика. И это не значит, что творческое мышление не совмещается с логическим. Они могут очень гармонично дополнять друг друга. Тренажеры помогают развивать сразу несколько типов мыслительной деятельности.
Очень хорошая платформа для этого – Викиум. Здесь можно найти много тренажеров, и даже бесплатно попробовать свои силы.
- Цветовод тренирует внимание, зрительное восприятие и образное мышление. Навыки, которые здесь прокачиваются, помогут в проблемных ситуациях, когда нужно принимать быстрые решения и сохранять спокойствие.
- Сравнение по памяти тренирует воображение и гибкость ума, улучшает память и развивает логику. Тренажер полезен для людей творческой профессии и тем, кому необходима гибкость мышления.
- Анаграммы тренируют умение решать задачи, используя языковые навыки. Улучшают вербально-логическое и абстрактное мышление. Повышают словарный запас, способность к анализу, дольше удерживается внимание.
Здесь есть еще несколько тренажеров, которые также будут полезны.
Тренажеры для развития логики
Книги
Чтение книг тоже прокачивает логическое мышление. В них простыми словами описаны механизмы логики, в некоторых даны практические упражнения. Поэтому дерзайте!
Онлайн-курс
Знаете, есть такая поговорка: “Лучше плохо ехать, чем хорошо идти”. Я ее перефразирую: “Лучше пройти один курс по развитию логического мышления, чем читать много книг, решать уйму задач”. Почему? Потому что любая программа выстроена поэтапно: от простого к сложному, от теории к практике. Вам не нужно самим докапываться до истины – в уроках эта истина до вас уже прописана.
Один из самых ярких курсов по обучению логическому мышлению – это Мышление Шерлока от Викиум. Он состоит из 10 уроков. В нем собрано более 100 задач и загадок + 2 тренажера.
Будут рассмотрены такие темы:
- логическое мышление;
- думай, как ученый;
- ведение переговоров;
- развитие умозаключений;
- навыки принятия решений;
- навыки убеждения;
- что такое иррациональное мышление;
- логические парадоксы и предметы логического мышления;
- аргументация;
- критическое мышление.
Курс обучает:
- принимать быстрые и правильные решения;
- предсказывать поведение людей;
- определять обман и манипуляции;
- анализировать свои поступки и то, к чему они привели;
- видеть ошибки в рассуждениях собеседника;
- умело парировать в дискуссиях;
- убеждать людей.
Стоимость курса – 990 руб. При быстрой покупке доступен бонусный урок “5 техник манипуляции в спорах”.
Заключение
Дорогие друзья, если вы дочитали статью до конца, то понимаете, что без логики жить очень сложно. А если это так, отбросите лень и занятость и хотя бы по 10 минут в день будете посвящать своему развитию. Вот видите, тут я тоже использовала закон логики “если…, то…” и указала на причинно-следственную связь.
Делитесь полезной информацией с друзьями в соцсетях, старайтесь развивать логическое мышление, чтобы в дискуссиях ни один злостный оппонент не мог вас переубедить!
Желаю логических успехов и побольше интересных жизненных задачек на вашем пути! Да, да, побольше – это будет вас стимулировать и развивать! До встречи!