Конвергентное и дивергентное мышление – что это такое и как развить

Проблемы каждый решает по-своему. Один в поисках ответов начнет штудировать учебник, другой будет искать ответ в собственной голове, и она предложит несколько вариантов.

Вероятнее всего, и тот и другой найдут выход. Но первый это сделает по всем правилам, второй – применив воображение. Вся разница в образе мышления.

В данном случае перед нами люди с ярко выраженными типами конвергентного и дивергентного мышления.

Ввёл понятия конвергентного и дивергентного мышления психолог из США Джой Гилфорд. Он в 60-х годах прошлого века выделил два этих типа.

Согласно его определению, конвергентное мышление направлено на поиск единственно верного решения.

Особенность же дивергентного заключается в том, что его обладатель подходит к решению вопроса нестандартно, по-другому это называется креативно.

Говоря простыми словами, у одного на первом месте – правила, у второго – собственные размышления, он не относится к общепринятым нормам как к некой догме.

Конвергентное и дивергентное мышление – что это такое и как развить

Термин происходит от латинского divergere, что значит «отклоняться» или «расходиться». Человек с дивергентным образом мышления ищет сразу несколько вариантов ответа на один и тот же вопрос. Он подходит к решению проблемы комплексно, нередко основываясь на собственных чувствах. Ему свойственны следующие характеристики:

  • скорость восприятия – человек выдает массу идей за небольшое время;
  • способность мыслить образами;
  • разнообразность, умение не зацикливаться на одном варианте, менять свою точку зрения;
  • наблюдательность – он замечает то, что другие упускают из вида или не придают значения;
  • нестандартность, способность выдавать оригинальные идеи.

Чаще всего таким видом мышления обладают люди творческие. В школе, как правило, они не считаются выдающимися учениками. Им трудно оставаться в рамках общей программы. Изучение таблицы умножения им дается куда сложнее, чем написание сочинения на любую тему.

Эти люди изобретательны как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Ярким примером является великий физик-теоретик Альберт Эйнштейн. В детстве он не демонстрировал выдающихся умственных способностей. Педагоги не особо ценили его. Однако это не помешало ему, повзрослев, стать одним из самых известных ученых XX века.

Пожалуй, самое точное определение ему и другим людям с ярко выраженным дивергентным мышлением дали современники Нобелевского лауреата. Они говорили, что пообщаться с ним было все равно, что побывать в четвертом измерении. Таких, как Эйнштейн, единицы, они составляют особую, ни на кого не похожую часть общества. Но именно благодаря им свершаются величайшие открытия.

Они не боятся экспериментов, думают не как все и в результате делают жизнь лучше, понятнее и качественнее.

Конвергентное и дивергентное мышление – что это такое и как развить

Термин также пришел к нам из латинского языка, где convergere означает «сходиться к одному центру». Этот вид мышления можно сравнить со школьной программой, где чаще всего используется «массовый» подход. Выучил теорему – пятерка в журнал красной ручкой, засомневался в необходимости изучать химию – изгой, лентяй, двоечник.

Однако не всегда человек, обладающий энциклопедическими знаниями, способен так же хорошо разбираться в жизни, как в законах геометрии. Его прямые никогда не пересекаются. Он не дает себе права сомневаться.

Вместе с золотой медалью он получает вовсе не драгоценную клетку, которая не позволяет ему выйти за рамки, навязанные образовательной системой.

В его жизни все разложено по полочкам, а если эта самая полочка ломается, то он оказывается беспомощным.

Конвергентное и дивергентное мышление – что это такое и как развить

Если у человека хоть в какой-то мере развиты оба типа мышления, он потенциальный гений. Однако такие встречаются редко. Определить, какой тип присущ тому или иному человеку, достаточно просто.

Наиболее распространенный способ – предложить список неких предметов, например, «ведро, кровать, стол, тумбочка» и попросить испытуемого рассказать, как можно их использовать.

Если ведро у него исключительно для мусора, кровать – для сна, стол – для приема пищи, тумбочка – для хранения бижутерии, перед нами яркий обладатель конвергентного мышления.

Если же при ответе на данный вопрос применяется опосредованность, то есть ведро вполне может стать музыкальным инструментом, кровать – ширмой для домашнего кукольного театра, стол – холстом для картины, а тумбочка – стулом, то применяется дивергентность.

Чем больше разных вариантов предлагается, тем лучше развит такой тип мышления, которое помогает проявлять гибкость в различных жизненных ситуациях. Поэтому его следует развивать.

Конвергентное и дивергентное мышление – что это такое и как развить

Развить ее можно с помощью различных упражнений. Причем они применимы как к дошкольникам, так и ко взрослым людям. Начните выполнять задания всей семьей или в обеденный перерыв с коллегами. Делайте это регулярно. Превратите подобные занятия в игру.

Обязательно определяйте победителя. Установите призовой фонд. Делайте все для того, чтобы заинтересовать в этом своих близких или подчиненных. Кроме всего прочего, это поможет снять напряжение.

  • Напишите как можно больше слов, начинающихся с буквы Ю. Потом заканчивающихся на Г. Далее те, третья буква в которых Ж. На составление каждого списка отводите определенное количество времени. Например, 3 или 5 минут. Повторяйте такую игру регулярно, меняя буквы, вводите новые условия. Пишите не все слова, а только существительные, потом – прилагательные.
  • Возьмите любой предмет. Задача – придумать как можно больше способов его использования. Карандаш, к примеру, может не только писать, он вполне может стать жердочкой для птицы в клетке, указательной палочкой, мерой длины и так далее. Меняйте предметы, пробуйте создавать «конструкции» из двух или трех разных вещей.
  • Придумайте различные решения бытовых проблем. Перегорела лампочка. Как наладить освещение? Назовите 10 способов сделать это. Поход в магазин за новой, использование подсветки телефона, разжигание камина и так далее. Не останавливайтесь, пока не придумаете именно 10 ответов.
  • Напишите предложение, в котором все слова будут начинаться на определенную букву. В следующий раз усложните задание – задайте определенное количество слов.

Выполнять его нужно на скорость. Это будет способствовать развитию скорости реакции.

Конвергентное и дивергентное мышление – что это такое и как развить

Пока ребенок еще не научился писать и читать, для развития дивергентного мышления можно использовать различные картинки и предметы.

  • Наберите 5 разных игрушек. Задача ребенка – придумать историю, героями которой они станут.
  • Положите на стол несколько предметов – один из них в этой игре «главный». Определите его и предложите ребенку угадать с помощью наводящих вопросов. Он синий? Он круглый? Он тяжелый? И так далее.
  • Танцевальный конкурс. Включите музыку и предложите ребенку с помощью движений и выражения лица показать различные состояния: радость, злость, грусть, веселье.
  • Дайте ребенку лист бумаги с частью какого-то изображения. Задача – дорисовать картинку.
  • Похожее можно сделать и по аппликации. Сделайте только центральную ее часть. Ребенку предложите завершить. К примеру, создайте свой цветик-семицветик. Выложите на бумаге стебель. Задача малыша – прикрепить к нему листочки и лепесточки.
  • Разложите на полу максимальное количество различных предметов. Задача ребенка – разделить их по определенному признаку (цвету, размеру, материалу).
  • Предложите ребенку описать определенный предмет. Рассказать, что ему нравится, что – нет. Почему именно эта кукла любимая, а зеленым карандашом он никогда не пользуется?

Конвергентное и дивергентное мышление – что это такое и как развить

Если вам хотя бы иногда кажется, что вы оказались в тупике и при всей своей образованности не можете найти оптимальное решение какой-то проблемы, попробуйте использовать следующие методы.

  • Ищите несколько вариантов ответа на любой вопрос. Нередко истина лежит на поверхности, а мы, чтобы найти ее, копаем слишком глубоко.
  • Представьте, как будет развиваться ситуация, если вы пойдете разными путями. Переберите в голове все возможные варианты. Не зацикливайтесь на одном, даже если он кажется единственно верным.
  • Хотя бы на время забудьте то, чему вас учили в школе. Попробуйте решить вопрос логически, без применения общепринятых норм и правил. Представьте, как думает большинство и выведите формулу меньшинства. Вполне вероятно, что она будет оптимальной для решения конкретной задачи.
  • Не отделяйте теорию от практики. Всегда просчитывайте, как будет реализовываться задуманное в жизнь.
  • Не останавливайтесь на достигнутом. Даже если нашли, казалось бы, абсолютно правильное решение, переберите другие варианты.
  • Используйте помощь коллег и друзей. Устраивайте «мозговые штурмы». Возможно, кто-то из ваших детей подскажет вам гениальную идею.
  • Держите под рукой блокнот и записывайте туда все свои даже самые смелые и неожиданные идеи. Если не сейчас, то потом они вполне могут пригодиться.
  • Выпишите на листок бумаги все свои мысли по волнующему вопросу. Спустя некоторое время, перечитайте. Наверняка среди множества слов отыщется то, что укажет на нужное направление.

Конвергентное и дивергентное мышление – что это такое и как развить

Но не стоит кидаться из крайности в крайность. Вчерашний физик прямо сегодня не станет лириком, как и наоборот.

Помните – и конвергентное, и дивергентное мышление важны в повседневной жизни. Поэтому нужно развивать и то и другое. Дивергентное мышление состоит из разрозненных, нередко спонтанных идей.

Его невозможно измерить по стандартной пятибалльной шкале, в отличие от конвергентного.

А в психологии человека заложено стремление к конкретному результату. Поэтому при составлении плана работы придумайте, как будет поощряться то или иное достижение. Нельзя объективно оценить рисунок трехлетнего малыша и дать четкую характеристику одаренного ребёнка. Но можно заинтересовать его творчеством, изобретением чего-то нового.

Окружите своего ребенка конструкторами, пазлами, разбирающимися игрушками. Не ругайте, если вместо руки малыш приделает кукле ногу или нарисует зеленое солнце. Не мешайте ему экспериментировать.

Читайте также:  38 полезных SMM-инструментов для автоматизации раскрутки

Но при этом не забывайте давать и практические навыки. Даже если девочка танцует, как Анна Павлова, ей не помешает знать, что дважды два – четыре.

Если мальчик отлично рисует, ему все же важно понимать, что «булки не растут на дереве».

Если ребенок отказывается учиться считать, превратите этот процесс в игру. Не забывайте поощрять его успехи. Предлагайте чаду самому выбрать «приз» из нескольких вариантов: поход в зоопарк, мороженое, просмотр мультфильма.

Чаще предлагайте ему выбор во всем. Пусть он думает в разных направлениях, и тогда его жизнь, как и ваша, станет разнообразной.

В будущем такому ребенку не составит труда найти выход из любой необычной или нестандартной ситуации, а сложный вопрос никогда не поставит в тупик.

Человек будет идти по жизни смело, не боясь совершать ошибки. И, возможно, именно про него в следующем веке скажут, что он был одним из выдающихся ученых XXI столетия.

Конвергентное и дивергентное мышление – что это такое и как развить

Конвергентное и дивергентное мышление

Опубликовал Николай Медведев – 6 марта, 2014

Здравствуйте уважаемые читатели !

Я хотел бы поблагодарить всех читателей, оставивших комментарий к предыдущей статье. Не стесняйтесь, пишите, задавайте вопросы, обсуждайте.

Продолжим нашу тему «Мышление».

Думаю, что читателям знаком такой старый анекдот:
Висит банан, выпустили обезьяну, попрыгала — не достать, потрясла пальму – не падает, взяла палку – сбила банан и съела.
Предложили решить эту задачу (дальше можно подставить студенту, школьнику…).

Прыгает, прыгает – не достать, ему говорят — ты подумай,… подумал – стал трясти, не падает. Ему- еще подумай. Он думал-думал и говорит «А что тут думать, трясти надо».

В какой-то степени этот пример показывает, как работает  конвергентное и дивергентное  мышление.

Конвергентное мышление

Конвергентное мышление (от лат. соnvergere — сходиться) использует предварительно усвоенные алгоритмы решения определенной задачи. Предполагает точное следование инструкции или последовательности действий по решению задачи.

Конвергентное мышление – это линейное мышление, логическое мышление, предполагающее одно единственно правильное решение задачи.

Обычно ассоциируется с тестами IQ и свойственно классическому типу преподавания.

Люди с конвергентным мышлением, считают, что существует только единственно правильное решение. Они пытаются использовать имеющиеся знания и логические рассуждения, чтобы найти это решение.

Не секрет, что почти все наше обучение направлено на формирование конвергентного мышления. И как результат этого обучения – поиск единственно правильного ответа по типу экзамена ЕГЭ. Экзамен построен на знании фактов, но факты – это еще не все.

Такой вопрос – впадает ли Волга в Каспийское море ? Ответ вроде бы очевиден.

Но миллионы лет назад она впадала в Азовское, а не Каспийское море. А сейчас она скорее впадает в реку Кама и уже далее в Каспийское море. Но кого это интересует ? Хотя это такая интересная тема для развития кругозора и мышления в том числе. Но нам нужна только галочка в нужном ответе (единственно верном). А начнешь рассуждать – не сдашь экзамен.

Вот так со временем развивается наиболее значительный недостаток человеческого интеллекта – цепляться за собственные убеждения и игнорировать все что им противоречит.

Человек ищет в поступающей информации именно ту, которая подтверждает правильность его выводов и игнорирует ту, которая их опровергает. Не замечали ? Попробуйте обратить на это внимание.

Небольшое отступление в сторону:
Ведь вы уверены в том, что гипотеза — человек произошел от обезьяны, принадлежит Ч. Дарвину.

Однако Дарвин никогда не утверждал, что человек эволюционировал от обезьяны: он говорил, что у обезьяны и человека есть общий предок. Но миллионы людей до сих пор повторяют то, о чем услышали, но не изучили более внимательно, хотя бы прочитав его «Происхождение видов».

Хороший пример, конвергентного мышления: человек зашел в комнату, увидел юридический справочник и принял «единственно верное решение»: хозяин – юрист.

Ну а кто же еще ?  Вот примерно так мы судим и о многом другом.

Дивергентное мышление

Дивергентное мышление (от лат. divergere – расходиться) — метод творческого мышления, заключающийся в поиске множества решений одной и той же задачи. В отличии от линейного конвергентного, этот тип мышления иногда называют параллельным.

Дивергентные способности проявляются в умении выдвигать большое количество интересных и необычных идей, в отказе от стереотипов.  Хороший пример дивергентного мышления — мозговые штурмы.

Характеристики дивергентного мышления:
1. Беглость восприятия (способность генерации множества идей).
2. Гибкость (способность переходить с одной точки зрения на другую).

3. Оригинальность (способность выдвигать нетривиальные идеи).

Впервые в науку понятие “дивергентное мышление” ввел Дж. Гилфорд (1967).

Конвергентное и дивергентное мышление – что это такое и как развить

Джой Пол Гилфорд (1897—1987), — американский психолог. Известен как создатель модели структуры интеллекта. Занимался исследованиями интеллекта в части памяти, мышления, внимания, творчества и темперамента.

Он указал на принципиальное различие между двумя мыслительными операциями: конвергенцией и дивергенцией. Дивергентное мышление – это «тип мышления, ищущий в различных направлениях».

Именно оно рождает множество оригинальных идей и предполагает, что на один вопрос может быть несколько ответов. А ведь именно это является условием самовыражения личности.

Добавлю, что дивергентность рассматривается в психологии как базовая черта личности, обеспечивающая самостоятельность мышления и последующих действий.

Обращу ваше внимание на такой важный момент.
Если рассмотреть полный цикл продуктивного мыслительного процесса, то он включает:
1. формулирование проблемы,
2. формулирование мыслительной задачи,

3. поиск решения и его обоснование.

И вот что важно: этап формулирования проблемы рассматривается как наиболее важный в творческом процессе мышления.

Замечу: в бизнесе наиболее важным является способность руководителя найти и сформулировать проблему. Этой способности как раз и не хватает, и об этом часто упоминается.
Вся система образования (от ВУЗа до МBА) строится на обучении решать проблемы, но в меньшей мере – выявлять их.

Аналогично, при чтении. Если у человека возникают вопросы – он ищет ответы на них, в книгах и других источниках. Если вопросов нет – то и искать незачем, что собственно и происходит.

Так что обратите на это внимание: вопросы, проблемы (кто не любит это слово – пусть будет задачи) способствуют вашему развитию, поиску решений, самостоятельному поиску. И дивергентное мышление будет только в помощь таким поискам.

  • *****
    Но как увязать дивергентное мышление, предполагающее множество ответов на один вопрос и нашу современную школу – школу «правильного ответа» и «точного решения».
  • Вы уже понимаете, что такая одномерность мышления (только конвергентное) вряд ли способствует адекватному пониманию ситуации, восприятию других людей и событий.
  • В то же время дивергентное мышление развивает исследовательский интерес и способность оценивать, сравнивать, анализировать и классифицировать, строить гипотезы.

Наша система взглядов задает для нас рамки, и мы воспринимаем мир через эти рамки. Но мы должны быть готовы к признанию того, что наша точка зрения лишь одна из многих, и мы можем ее пересмотреть по мере поступления новой информации.

Можно предполагать, что должен быть переход к формированию дивергентного мышления. Об этом мы будем говорить в следующих статьях блога.

А пока я бы не хотел, чтобы у вас сложилось неверное представление, что конвергентное мышление это плохо.
Конечно нет, иначе любое действие мы бы подвергали сомнению и анализу.

Важны оба мыслительных процесса. Конвергентное мышлении дает нам возможность использовать имеющиеся знания для изучения новых концепций и не отказываться сразу от всего нового, что не соответствует нашим текущим знаниям и убеждениям.

В процедуре мозгового штурма есть два этапа: этап конвергентного мышления – задающего рамки проведения этого мероприятия, и есть этап дивергентного мышления, когда идет генерация идей.

Хороший пример синергии двух видов мышления: композитор, сочиняя произведение, сначала использует дивергентное мышление – сочиняя оригинальную мелодию. Но затем он начинают использовать конвергентное мышление, которое позволяет ему оформить музыкальный фрагмент в соответствии с правилами гармонии.

*****

Пример с определением профессии юриста, приведенный выше, когда рассматривалось конвергентное мышление можно видоизменить для случая дивергентного мышления.

Человек входит в ту же комнату и смотрит по сторонам. Что он замечает: картины на стенах, цвет ковра, на полке юридическую литературу, семейную фотографию и кошку, спящую в уголке и тд. Это параллельное мышление (дивергентное).

Если бы ему необходимо было определить профессию хозяина комнаты, то, скорее всего он бы определил, что хозяин –юрист. Но этот вывод он сделал бы по нескольким признакам, сопоставив множество факторов.

Ведь не факт, что хозяин — юрист.

Еще пример:

Вы подошли к своей квартире и не можете найти ключей. Действует конвергентное мышление – достаете ключи – открываете – входите. Но если ключи потеряны. Конвергенция не поможет, процедура нарушена.

Вы начинаете перебирать варианты: забыли ключи в машине, можно вызвать слесаря или специальную службу, можно дождаться другого члена семьи, у которого есть ключи. Можно было бы задействовать и стратегическое мышление, но чуть раньше – оставив запасной комплект ключей у рядом живущих родственников. Вот примерно так работает дивергентное мышление в простой житейской ситуации.

Читайте также:  Как изменить образ жизни за 5 простых шагов

Оба типа мышления одинаково важны. Ни один не лучше и не хуже другого. Важно уметь применять в соответствующих ситуациях оба этих метода мышления.

  1. Резюмируя сказанное, сведем результаты в таблицу: Конвергентное и дивергентное мышление – что это такое и как развить
  2. *****
  3. Надеюсь, что общее представление о типах мыслительных процессов вы получили.

Вы узнали, что использование одного типа мышления – ограничивает наши возможности, делает нас упертыми в своей правоте. Хотя мы же понимаем, что наши знания всегда будут неполными, а следовательно возможны и другие мнения, основанный на новой, пока неизвестной нам информации.

Действовать по принципу «если есть А, то значит будет B» не всегда верный путь, возможно и C и D и тд. Логика важна, но мир слишком многообразен, чтобы существовали только однозначные решения.

Безусловно, развития требует и логическое, а не только творческое мышление. Об этом в следующих статьях на блоге.

Пишите, какие возникли вопросы, мнения, пожелания. Всегда буду рад вашим м.

С уважением, Медведев Николай.

Дивергентное и конвергентное мышление: что это, как развить (методы и упражнения для тренировки)

Конвергентное и дивергентное мышление – что это такое и как развить

Во второй половине прошлого века профессор из США Джой Гилфорд, исследуя возможности интеллекта, описал два принципиально разных подхода к решению задач – дивергентное и конвергентное мышление.

Согласно его определению, в основе традиционного конвергентного способа познания лежит использование четких алгоритмов. Для творческого дивергентного образа мыслей характерен поиск в разных, порой самых неожиданных, направлениях.

Дивергентное мышление: что это такое

Дивергентное мышление характеризуется:

  • оригинальностью мировосприятия;
  • творческим подходом;
  • широким кругозором;
  • использованием интуиции.

Креативный подход опирается на воображение, подразумевает способность мыслить широко и глубоко, видеть уникальные свойства объекта, никогда не останавливается на одном решении.

При столкновении с препятствием дивергент начинает генерировать различные идеи и варианты, выходящие за рамки стандартов.

Важно! Для дивергента верный ответ не существует в единственном экземпляре – релевантные решения равноценны по правильности.

Дивергентные приемы лежат в основе популярных в современном менеджменте методов управления коллективной деятельностью, например, «Шесть шляп мышления Боно» или «Мозговой штурм».

Склонности к дивергентному мышлению характеризуются рядом факторов:

  • Беглость:
    • определяется количеством идей, рождающихся за определенный промежуток времени.
  • Оригинальность:
    • характеризуется умением отойти от стереотипов и шаблонов,
    • позволяет избегать типовых идей.
  • Чувствительность:
    • дает возможность видеть неопределенности и противоречия,
    • выражается в способности воспринимать необычные моменты в обычных деталях, оперативно переходить от одной идеи к другой.
  • Образность:
    • стремится выражать свои мысли с помощью ассоциаций и символов,
    • позволяет свободно ориентироваться в воображаемом контексте.

Дивергентные способности невозможно оценить традиционными тестами на умственное развитие. Чтобы определить уровень развития данного типа мышления, используют задачи и тесты с непредсказуемыми версиями ответов или вообще без них.

Развитие дивергентного мышления (упражнения для тренировки)

Некоторым людям от рождения присуща способность буквально фонтанировать оригинальными идеями и гипотезами, другие могут этому научиться. Развивать дивергентные способности лучше, конечно, с детского возраста, но и для взрослых нет непреодолимых преград. Специальные упражнения помогут в этом:

  • Использование предметов: придумать оригинальное и полезное применение обыденным вещам.
  • Сравнить несравнимое: найти объединяющие признаки для совершенно разных предметов.
  • Причины и следствия: придумать неожиданные объяснения для обычных жизненных ситуаций.
  • Слова и ассоциации: придумать рассказ из набора случайных, не связанных друг с другом слов; как разновидность: игра буриме – сочинить четверостишие на заданную рифму.
  • Спрятанная форма: найти различные фигуры, скрытые в аморфном малопонятном изображении.
  • Составление изображений: нарисовать разные силуэты, используя заданный набор фигур; как вариант – дана конфигурация спичек, некоторые нужно переложить, чтобы получить заданное изображение.

Важно! Эффективнее выполнять упражнения в командах или парах: взаимное обучение, соревновательный аспект стимулируют тренировку ума.

Конвергентное мышление: что это такое

Конвергентный образ мыслей это – стратегический подход к решению задач с использованием известного алгоритма, приводящего к ожидаемым правильным результатам.

Конвергентное мышление считается традиционным, так как люди в большинстве своем пользуются именно таким приемом.

Их сначала в школе, а потом в институте учили решать задачи по конкретному структурированному алгоритму, когда существуют единственно верный ответ и заданная последовательность решения.

Именно конвергентное начало заложено в классических тестах на определение уровня интеллектуального развития.

Способность к конвергентному мышлению характеризует, насколько быстро и правильно человек находит верное решение в заданных условиях деятельности. Три среза интеллектуальных качеств определяют эти способности:

  • Уровень:
    • скорость восприятия;
    • концентрация внимания;
    • словарный запас и т.д.
  • Комбинаторность:
    • применение накопленных знаний;
    • выявление взаимосвязей, закономерностей и соотношений.
  • Процесс:
    • способы интеллектуальной трансформации полученных сведений.

Развитие конвергентного мышления (упражнения для тренировки)

Может сложиться обманчивое впечатление, что конвергентное мышление – удел ретроградов, а будущее принадлежит дивергентам. Однако, это совсем не так. Умение решать проблему на основе логических алгоритмов чрезвычайно важно в процессе исследовательской деятельности на этапах анализа и оценки ситуации, выработки суждений и умозаключений, оценки найденной информации.

Развитию этого вида мышления способствуют такие упражнения:

  • Поиск соответствий: подобрать пары для слов или фигур.
  • Анализ последовательностей: найти закономерность и продолжить чисел, слов или изображений.
  • Логические головоломки: разгадывать ребусы, кроссворды; собирать рисунки из множества фрагментов.
  • Декомпозиция: найти в большой геометрической фигуре другие формы.
  • Сравнение: выявить заданное число различий в похожих изображениях.

Задачи на конвергентное мышление подразумевают наличие единственного правильного ответа, который можно получить путем анализа предоставленной в условии информации.

Конвергенция + дивергенция: сила в единстве

Оба вида мышления имеют большое значение для процесса познания мира и достижения целей. Чтобы мыслить эффективно, нужно стремится в равной степени владеть дивергентными и конвергентными приемами, которые дополняют друг друга.

Бывает так, что сначала человек генерирует множество идей в разных направлениях, затем отбирает понравившуюся и оттачивает ее с помощью заданной последовательности действий.

Дивергентное мышление: что это, отличия от конвергентного, как развить | РБК Тренды

4

Дивергентное мышление можно развить с помощью специальных упражнений. Вот четыре упражнения, с которых можно начать.

Тест Гилфорда. Тест альтернативных применений — неплохое упражнение. Если проводить его регулярно, есть шансы улучшить свои показатели и научиться генерировать больше идей.

Синектика. Это метод мышления, основанный на подборе аналогий и поиске схожих качеств в предметах, которые изначально между собой не связаны. Например, попробуйте придумать три общих черты Финского залива и реки Тибр.

Сам термин synectics ввели в использование психолог Уильям Гордон и писатель Джордж Принс. Они же разработали целую методологию коллективной креативной генерации идей с одноименным названием.

Десять новых идей. В течение недели каждый день придумывайте 10 идей на какую-либо тематику. В понедельник, например, можно придумать 10 идей для стартапа, а во вторник — 10 способов перепланировать вашу спальню. И так до воскресенья. Эта техника развития креативного мышления предложена писателем и предпринимателем Джеймсом Альтушером.

Сумасшедшая восьмерка. Техники дивергентного мышления можно сразу применять на практике. Например, во время рабочего брейншторма.

Максим Шпаковский, основатель направления дизайн-спринтов Focus агентства Aventica рассказывает, как это происходит в их команде:

«Чтобы переключиться в режим созидания, мы используем упражнение «сумасшедшая восьмерка», разработанное в рамках методологии дизайн-спринтов Джейка Кнаппа. Каждый участник команды берет лист бумаги и делит его на восемь равных частей — «экранов».

И задача заключается в том, чтобы изобразить на каждом «экране» новое решение поставленной задачи. Например, если мы придумываем концепцию нового продукта, то каждый участник будет рисовать по восемь разных баннеров с вариантами ценностного предложения и визуала.

Усложняется все тем, что на каждый вариант дается всего одна минута.

Обычно первые четыре варианта — это идеи, которые лежат на поверхности. А дальше людям приходится, не теряя темпа, генерировать новые решения за одну минуту. И зачастую это дает интересные результаты, помогает хорошо разогнать голову».

Запомнить

  1. Дивергентное мышление — это способность человека находить большое количество оригинальных идей для решения одной задачи.
  2. Структура интеллекта и тест альтернативных применений подробно описаны в работе Джоя Гилфорда «Природа человеческого интеллекта» — The Nature of Human Intelligence.
  3. Проверить, насколько у вас развито дивергентное мышление, можно с помощью теста альтернативных применений Джоя Гилфорда.
  4. Чтобы развить дивергентное мышление, нужно регулярно повторять тест Гилфорда и делать другие упражнения.

Конвергентное и дивергентное мышление: почему планирование не всегда идет на пользу?

Вы руководите выполнением проекта и все продумали до мелочей.

Уже составлен подробный план. Вы обсудили ожидания с руководителями и с участниками команды, организовали процесс создания отчетов.

И вдруг, когда проект уже в самом разгаре, участники команды обращаются к вам с предложением: им кажется, что они нашли более эффективный способ выполнить один из этапов работ.

Знакомая ситуация? Такое часто происходит в сфере управления проектами. Если вы единственный, кто несет ответственность за выполнение работ, вы будете до последнего думать, что ваш подход самый верный.

Но подумайте вот о чем: возможно, вы ограничиваете пространство для маневра, необходимое участникам вашей команды для перехода на новый уровень эффективности. Если вы планируете все до мелочей и не позволяете сотрудникам действовать гибко, им становится сложно адаптироваться к новой информации и изменяющимся требованиям.

Так что же делать? Менеджерам проектов пора начинать думать о себе не только как о планировщиках, но как о людях, помогающих участникам команды полностью раскрыть свой потенциал.

Читайте также:  Бесплатные файлообменники — как залить фото и получить ссылку на картинку

Для этого необходимо поощрять оба подхода к решению проблем и использовать дивергентное и конвергентное мышление.

В чем разница между дивергентным и конвергентным мышлением?

«Дивергентное мышление — это процесс открытия новых идей и возможностей — без критики, анализа и обсуждений.

Этот тип мышления позволяет нам “играть в ассоциации”, не ограничивать свою фантазию и обсуждать новые способы решения сложных задач, на которые нет единого, правильного, известного ответа», — объясняет Энн Мэннинг, партнер-учредитель Drumcircle LLC и преподаватель Гарвардского университета.

Представьте себе мозговой штурм, во время которого вы обсуждаете, какую из проблем компании нужно решить прежде всего. Участники выдвигают самые разные предложения, в том числе и те, которые с первого взгляда кажутся неосуществимыми. Это и есть дивергентное мышление. 

Ну а теперь, когда у вас есть длинный список смелых идей, что делать дальше? В идеальном мире следующим этапом станет использование конвергентного мышления.

Что такое конвергентное мышление?

«Конвергентное мышление связано с анализом, оценкой и принятием решений. Это процесс, в ходе которого мы берем множество идей, оцениваем, анализируем все “за” и “против” и, наконец, принимаем решение», — говорит Мэннинг.

Некоторые из таких идей отбрасываются, потому что они требуют слишком больших денежных затрат, времени и ресурсов, или потому что они слишком необычны. То есть, по сути, конвергентное мышление — это процесс рационального отбора идей с целью отыскать наилучшее решение.

Взгляните на упражнение, демонстрирующее разницу между двумя типами мышления, которое Энн Мэннинг проводит со своими студентами:

Конвергенты против дивергентов — есть ли смысл в соперничестве?

Каждый из нас способен использовать и конвергентное, и дивергентное мышление в зависимости от ситуации. Однако при решении проблем и выполнении проектов обычно мы склоняемся к чему-то одному.

«Некоторые люди от природы склонны к дивергентному мышлению. Именно такие сотрудники любят предлагать что-то новое, — говорит Мэннинг. — И именно они вносят наибольший вклад в решение очень сложных проблем, потому что формулируют оригинальные идеи, которые оказываются новаторскими и полезными».

Но если вы слишком привержены определенному типу мышления, это может привести к серьезным трудностям. «Слишком большая склонность к дивергентному мышлению приводит к генерации бесполезных идей и отсутствию реальных решений. Переизбыток конвергентного мышления влечет за собой отсутствие новых идей и так называемый аналитический ступор», — добавляет Мэннинг.

Управление проектами и мнимое преимущество конвергентного мышления

Давайте рассмотрим пример. Дивергентное мышление начинается с цели — допустим, вам нужно привлечь за месяц тысячу новых потенциальных клиентов. Для начала вы проводите мозговой штурм, чтобы найти новые идеи и решения для достижения этой цели: вечеринки с участием экспертов, прямые рассылки подарочных карт и тд.

Далее вы переходите к оценке этих вариантов и выбираете из них наиболее перспективные. И это уже пример использования конвергентного мышления.

Именно такой подход к работе над проектом наиболее успешен, но менеджеры проектов слишком часто упускают первый этап. Они так стремятся поскорей составить план, что не уделяют времени игре воображения. Просто выбирают уже испытанное решение, привязывают его к цели и начинают действовать.

Этот подход опасен по нескольким причинам. Во-первых, вы вновь и вновь эксплуатируете одни и те же старые идеи — не потому, что они лучшие, а потому, что с ними вам проще.

Во-вторых, это снижает ваши шансы на успех. Конкурентоспособные организации должны быть гибкими и способными к адаптации. Они должны рассматривать все возможные варианты, а не сразу приступать к планированию или использовать все тот же аргумент: «А мы всегда так делали».

«Проблема вовсе не в планах — сами по себе планы очень полезны, — пишет руководитель в сфере программного обеспечения Крис Гэйдж в своей статье для Medium.

— Проблема в людях, которые не могут обойтись без планирования, чьей инстинктивной реакцией на любой неизвестный фактор становится навязчивое желание составить план, чтобы добиться “определенности”. Сюрприз: определенности не существует.

И когда вы пытаетесь идеально сделать то, что не идеально по самой своей задумке, вы сковываете себя по рукам и ногам».

Как развить склонность к дивергентному мышлению

Хотя менеджерам проектов следует поощрять в команде склонность к дивергентному мышлению, нельзя забывать и о таких важнейших вещах, как сроки и эффективность. Как же сохранить баланс?

Как встроить дивергентное мышление в процесс планирования проектов? Предлагаем несколько рекомендаций, которые помогут вам быть достаточно гибкими, чтобы адаптироваться к изменяющимся целям и требованиям, и при этом не сбиться с пути.

1. Выделяйте достаточно времени, чтобы применить оба подхода

И конвергентное, и дивергентное мышление очень важны для творческого решения проблем и планирования проекта, а это значит, что вам нужно выделить время и на то, и на другое.

«Но мы именно так и поступаем! — можете воскликнуть вы. — Мы столько мозговых штурмов провели, что вам и не снилось!»

Но задумайтесь вот о чем: позволялось ли участникам этих мозговых штурмов действовать как дивергенты — выдвигать абсолютно любые идеи и знать, что их рассмотрят и оценят позже? 

Стремление использовать и дивергентное, и конвергентное мышление одновременно совершенно непродуктивен. «Объединять эти два типа мышления — все равно что давить одновременно и на тормоз, и на газ. Так вы никуда не уедете», — заключает Мэннинг.

Хотя оба типа мышления необходимы для достижения успеха, их следует разделять. Для начала расскажите об этих двух типах членам проектной группы. Что значит думать как дивергент? Что такое конвергентное мышление? Почему это так важно, и как научиться использовать оба подхода?

Когда вы проводите мозговой штурм, подчеркните, что на этот раз участники должны прибегнуть к дивергентному мышлению. Какой бы недостижимой или безумной ни казалась та или иная идея, все они будут рассмотрены позже. Напомните участникам команды, что они не должны критиковать чужие предложения.

Тем самым вы дадите людям возможность проявить себя в качестве дивергентов, а потом уже перейдете к планированию. По словам 38% сотрудников, они перестали проявлять инициативу только лишь потому, что руководители сразу отметали их идеи. А это значит, что дивергентное мышление не только улучшает результаты проектов, но и поднимает уровень мотивации.

2. Внедрите решение для управления совместной работой

Решение для управления работой?! А разве это не еще один инструмент для составления планов и выполнения налаженных рабочих процессов?

Верно. Платформа для управления проектами и совместной работы (такая как Wrike) — это отличная возможность постоянно получать актуальную информацию о планировании и выполнении проекта. Но лучшие из таких платформ дают вам свободу действий, необходимую для поддержки дивергентного мышления.

Упоминания и комментарии в реальном времени упрощают совместное воплощение в жизнь амбициозных идей и позволяют обойтись без многочисленных совещаний и пересылки информации по электронной почте. Гибкая структура папок и настраиваемые поля помогают менеджерам проектов быстро вводить новые шаблоны проектов и настраивать рабочие процессы.

Проще говоря, хорошая платформа для управления проектами и совместной работы не только упрощает выполнение повторяющихся рабочих заданий, но и дает достаточно гибкости для использования дивергентного мышления и адаптации к изменяющимся целям и требованиям.

3. Избавьте себя и других от рутины

У кого найдется время на генерацию нестандартных идей, когда приходится постоянно обновлять статусы, назначать задачи и составлять планы проектов? Менеджеры проектов потому и переходят сразу к конвергентному мышлению, и решают задачи путем наименьшего сопротивления, потому что вынуждены экономить каждую минуту.

Однако есть новые технологии, позволяющие избавить менеджеров проектов и других сотрудников от трудоемкой рутинной работы. Например, автоматизация рабочего процесса избавляет от необходимости вручную назначать задачи исполнителям, создавать шаблоны проектов или рассылать уведомления об обновлении статуса.

Такие решения, как Zapier и Azuqua упрощают установление связи между программными системами и позволяют беспрепятственно передавать информацию между различными платформами — без копирования и вставки! Многие ведущие платформы также предлагают встроенные возможности интеграции.

Сведение к минимуму объемов повторяющейся работы позволяет командам уделять больше времени дивергентному мышлению, которое раньше задвигалось на задний план. Переложите часть рутинных обязанностей на машины, а сами занимайтесь тем, на что способен только человек!

Планирование ради творчества — это возможно!

Вам может показаться, что планирование и творчество — два взаимоисключающих понятия. Но, оценив все плюсы и минусы дивергентного и конвергентного мышления, вы поймете, что они прекрасно уживаются вместе.

Вы всегда сможете найти время и место для обоих подходов, и самые эффективные менеджеры проектов понимают, когда и как ими можно воспользоваться. Следуйте нашим рекомендациям, и вы сможете успешно выполнять проекты и при этом действовать гибко и радоваться переменам и новым идеям.

Хотите испытать решение для управления проектами и совместной работы, поддерживающее и дивергентное, и конвергентное мышление? Подпишитесь на 14-дневную бесплатную пробную версию Wrike!

Ссылка на основную публикацию