Чтобы речь была четкой и разборчивой, нужно укреплять органы речевого аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика. Она также помогает отрабатывать различные положения губ, языка, мягкого неба и мышц, задействованных во время звукопроизношения.
Поскольку связанная речь – это поочередное воспроизведение различных звуков, артикуляционные органы должны быстро менять свое положение. Гимнастика помогает сформировать их четкие и согласованные движения. Упражнения должны подбираться индивидуально, в зависимости от имеющихся нарушений звукопроизношения.
Чистая и четкая речь поможет ребенку стать более уверенным в себе, наладить общение со сверстниками
Как заниматься артикуляционной гимнастикой: общие рекомендации
- Занятия должны быть систематичными, так необходимые навыки будут формироваться и закрепляться быстрее. Поэтому гимнастику лучше проводить ежедневно. Старайтесь, чтобы с момента приема пищи прошло не менее 1 часа.
- Длительность занятия не должна превышать 10 минут, а во время него не стоит стараться сделать как можно больше упражнений, достаточно 2–5 за раз.
- Каждое упражнение нужно повторять по 5–7 раз. Следите за качеством выполнения – если оно начнет снижаться, это может свидетельствовать о переутомлении.
- Удержание одной артикуляционной позы (статические упражнения) нужно выполнять в течение 7–10 секунд.
- При подборе комплексов упражнений начинайте с самых простых, потом переходите к более сложным. Занятия должны проходить эмоционально, в игровой форме. Лучше всего проводить их в положении сидя и следить, чтобы спина ребенка была прямой, тело расслаблено.
- Заниматься нужно перед большим зеркалом. В нем ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, который с ним занимается, и свое собственное.
- Сначала взрослый показывает, как делать упражнение, потом контролирует, насколько качественно ребенок его выполняет. Следит, чтобы движения были точными, плавными, с правильным темпом.
- Если у ребенка что-то не получается, его движения можно скорректировать с помощью ручки, чайной ложки, медицинского шпателя или просто чистого пальца.
- Будьте готовы, что у ребенка далеко не все будет получаться с первого раза. Старайтесь, чтобы занятия артикуляционной гимнастикой проходили увлекательно. В противном случае необходимость выполнять ее ежедневно приведет к потере интереса и снижению ее эффективности.
Занимайтесь с ребенком артикуляционной гимнастикой перед большим зеркалом, в котором он сможет видеть и вас, и себя
Примеры упражнений
Для губ
- «Улыбочка» (губы удерживаются в улыбке, зубов не видно):
- Губки мои гибкие
- Могут стать улыбкою.
- «Трубочка» (вытянуть губы в длинную трубочку):
- Губы сложим в трубочку,
- Чтобы сделать дудочку.
- «Заборчик» (улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы):
- Зубы ровно мы смыкаем
- И заборчик получаем.
- «Бублик» (округлить губы и немного вытянуть вперед, через «бублик» должно быть видно сомкнутые зубы):
- Бублик мы изобразили –
- Губы плавно округлили.
- «Пятачок» (губы вытянуть трубочкой, двигать вправо-влево, потом делать круговое вращение):
- Дети свинку угощают, ее носик выбирает:
- Справа рыженький Антошка предлагает ей картошку,
- Слева – с яблоками Злата.
Надо хрюшке выбирать: «Это выбрать? Это взять?».
Для губ и щек
- «Щечки замерзли» (покусать изнутри, снаружи похлопать, потереть щечки):
- Мы согреем наши щечки:
- Разотрем, похлопаем, зубками потопаем.
- «Толстячок» (сначала надуть обе щеки, затем поочередно по одной):
- Вот толстяк – надуты щеки
- И, наверно, руки в боки.
- «Худышка» (втянуть щеки):
- Вот худышка – щеки впали,
- Видно, кушать ей не дали.
- «Шарик» (надуть щеки, потом слегка ударить по ним кулачками):
- Сперва шарик надувай,
- Потом воздух выпускай.
- «Орешек» (язык попеременно упирается в правую и левую щечку):
- Белка щелкает орешки,
- Основательно, без спешки.
- Упираем язычок
- Влево, вправо, на бочок.
Для языка (статические)
- «Птенец» (широко раскрыть рот, язык расслаблен):
- Кушать птенчики хотят,
- Маму ждут, но не шумят.
- Мама зернышко несет,
- Открывай пошире рот!
- «Бегемотик» (широко открыть рот, расслабленный язык положить на нижнюю губу):
- Бегемотик рот открыл,
- Подержал, потом закрыл.
- «Чашка» (широко раскрыть рот, передний и боковой края приподняты, но не касаются зубов):
- Любим пить мы крепкий чай,
- Ну-ка, чашку подставляй!
- «Иголочка» (вытянуть сильно вперед свернутый в напряженную трубочку язык):
- Язычок мой как иголка,
- Отойди, уколет колко!
- «Грибочек» (открыть рот, язык присосать к верхнему небу):
- На тонкой ножке вырос гриб,
- Он не мал и не велик.
- Присосался язычок,
- Несколько секунд – молчок!
Для языка (динамические)
- «Часики» (приоткрыть рот, растянуть губы в улыбке. Языком попеременно тянуться к правому и левому уголку губ):
- Тик-так, тик-так,
- Ходят часики вот так.
- «Качели» (напряженный язык поочередно тянется к носу и подбородку):
- Выше дуба, выше ели
- На качелях мы взлетели.
- «Катушка» (открыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам.
Широкий язык выдвинуть вперед, затем убрать вглубь рта):
- Язычок сложи катушкой
- И катай, как кот игрушку.
- «Лошадка» (присосать язык к небу, цокать языком медленно и сильно):
- Я веселая лошадка,
- Темная, как шоколадка.
- Язычком пощелкай громко,
- Звук копыт услышишь звонкий.
- «Варенье» (облизать по кругу сперва верхнюю, затем нижнюю губу):
- Мы сегодня ели
- Вкусное варенье,
- А теперь по кругу
- Мы оближем губы.
Для мышц глотки и мягкого неба
- «Зевушка» (имитировать зевание с закрытым и открытом ртом, во втором случае шумно втягивать воздух):
- Зевушка – левушка, сонная головушка.
- Постелю под спинку мягкую перинку,
- Положу под ушко я тебе подушку,
- В одеяльце заверну, вместе я с тобой усну.
- «Подражание» (имитировать стон, мычание, свист):
- Почему мычишь, корова?
- Может, просто нездорова?
- Вон раздуты как бока!
- И походка нелегка!
- «Полоскание горла» (запрокинуть голову, имитировать полоскание горла):
- Петю в комнату позвали,
- Положили на кровать,
- Полоскание достали,
- Чтобы горло полоскать.
- Порошок от кашля дали
- И, проверив рост и вес,
- Вокруг шеи повязали
- Согревающий компресс.
- «Сытый хомячок» (надуть щеки с зажатым носом):
- Рыжий хома-хомячок – настоящий толстячок,
- За щекой зерно хранит, пожует и снова спит.
- «Согласные» (медленно произнести звуки «к», «г», «т», «д»).
На консультации логопед подберет индивидуальный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, расскажет и покажет, как заниматься с ребенком дома
Выполнение этих и других артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, поскольку они помогают сделать речь чистой, четкой, ритмичной.
Для детей с нарушениями звукопроизношения такая гимнастика является необходимой. Индивидуальный комплекс упражнений лучше всего подбирать с логопедом.
Сделать это можно на занятиях по развитию слуха и речи, а потом выполнять «домашние задания», основываясь на рекомендациях специалиста.
Логопедия: артикуляционная гимнастика и упражнения для коррекции и восстановления речи в Москве
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. К ним относятся нижняя челюсть, губы, язык, мягкое нёбо. Точность, и сила движений этих органов развиваются у ребёнка в процессе речевой деятельности.
При нарушении артикуляции речи логопеды Юсуповской больницы применяют гимнастические упражнения, инновационные технологии коррекции голоса. Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, которые необходимых для правильного произношения звуков.
Упражнения артикуляционной гимнастики для губ
Логопеды проводят артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Каждое упражнение выполняют по 5-7 раз. Артикуляционную позу следует удерживать в одном положении по 10-15 секунд.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдают определённую последовательность, вначале простые упражнения, а затем сложные. Проводят их эмоционально, в игровой форме. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка тело не напряжено, спина прямая, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Пациент должен хорошо видеть лицо логопеда, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Дети могут пользоваться небольшим ручным зеркалом. Тогда логопед находится находиться напротив ребёнка лицом к нему.
Начинают артикуляционную гимнастику с упражнений для губ. Логопед рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы, показывает его выполнение. Затем ребёнок делает упражнение, а взрослый контролирует выполнение.
Логопед следит за качеством выполняемых маленьким пациентом движений:
- точностью;
- плавностью;
- темпом;
- устойчивостью;
- переходом от одного движения к другому.
Он обращает внимание на то, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Если у малыша не получается движение, помогает ему шпателем.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики включает как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
Детям предлагают выполнить следующие упражнения для губ:
- улыбка – удерживание губ в улыбке, зубы не видны;
- трубочка – вытягивание губ вперёд длинной трубочкой;
- кролик – губы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Далее выполняют упражнения для развития подвижности губ:
- улыбка-трубочка – губы вытянуть вперёд губы трубочкой, затем растянуть в улыбку;
- рыбки разговаривают – хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук);
- пятачок – губы, вытянутые трубочкой, двигать вправо-влево и вращать по кругу.
Упражнение «недовольная лошадка» выполняют логопедии выполнятся следующим образом: ребёнок легко и активно посылает поток выдыхаемого воздуха к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
Упражнение «Заборчик» вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Ход выполнения упражнения следующий: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы, удерживать губы в таком положении под счёт до пяти.
Упражнения для языка
Дети выполняют комплекс статических упражнений для языка:
- лопаточка – рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе;
- птенчики – рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости;
- трубочка – рот открыт, боковые края языка загнуты вверх.
Затем переходят к динамическим упражнениям для языка. Во время выполнения упражнения «часики» рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка ребёнок тянется попеременно под счёт педагога к уголкам рта.
Упражнение «качели» в логопедии выполняют так: рот открыт, ребёнок тянется напряжённым языком к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам. Во время выполнения упражнения под названием «футбол» рот держат закрытым.
Напряжённым языком упираются то в одну, то в другую щеку.
С помощью упражнения «парус» происходит подготовка верхнего подъёма языка для звуков [р], [л]. Ребёнок широкий язык поднимает к верхним резцам и упирает в альвеолы. Логопед следит, чтобы язык не провисал, а был напряжённым и широким.
Целью упражнения «пулемёт» является закрепление вибрации кончика языка для звука. Из положения «парус» ребёнок выполняет упражнение «дятел» и добавляет воздушную струю, как толчок воздуха: «Д-ддд» + толчок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка – «дрр». Упражнение следует выполнить интенсивно 5 раз.
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти
В логопедии для развития артикуляции речи применяют упражнения, которые способствуют развитию нижней челюсти. К ним относится упражнение «Трусливый птенчик»:
- широко открыть и закрыть рот так, чтобы тянулись уголки губ;
- челюсть опустить примерно на расстояние ширины двух пальцев;
- язычок- «птенчик» сидит в гнёздышке и не высовывается.
Упражнение следует выполнять ритмично. Затем проводят имитацию жевания с закрытым и открытым ртом.
Чтобы выполнить упражнение «сердитый лев», необходимо опустить челюсть вниз, максимально вытянуть язык к подбородку и мысленно произнести звуки «а» или «э» на твёрдой атаке. Сложнее упражнение выполнить с шепотным произнесением этих звуков.
Ребёнку предлагают произнести пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта:
- мал, да удал;
- нашла коса на камень;
- каков рыбак, такова и рыбка;
- у ужа ужата, у ежа ежата;
- под лежачий камень вода не течёт.
В процессе выполнения упражнений логопед следит за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносились немного подчёркнуто.
Тренировка мышц глотки и мягкого нёба
Артикуляцию речи улучшают упражнения, укрепляющие мышцы мягкого нёба и глотки:
- позёвывание с открытым и закрытым ртом;
- позевывание с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха;
- произвольное покашливание;
- имитирование полоскание горла с запрокинутой головой.
Ребёнку можно предложить полоскать горло тяжёлой жидкостью (кефиром, киселём, соком с мякотью), глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков), надувать щёки с зажатым носом. Можно подражать свисту, стону, мычанию.
Логопедические упражнения на различение звуков на слух
Целью приведенных ниже игр и упражнений является развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Они помогают учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с – з, с – ц, ц – ч, ш – ж, ч – щ, с – щ, з – ж, л – р), правильно выделять во фразах нужные слова.
Игры для детей с двух до четырёх лет основаны на звукоподражании:
- как ребёнок плачет? – ААА;
- как водичка бежит? – ССС»;
- как волк воет? – УУУ.
Ещё одна игра для самых маленьких – «Песенка». Логопед показывает карточки-символы гласных звуков – А, У, О, И в разном порядке, а дети поют песенку.
Игра на выделение звука на фоне слова «Поймай звук» проводится в качестве физкультурной минутки. Дети должны подпрыгнув хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например [к]).
Целью игры «Охотники» является развитие фонематического восприятия. Логопед предлагает детям научиться ловить звуки. Он просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. Услышав нужный звук в ряду других звуков, нужно «проснуться» (сесть прямо).
Для постановки звуков в логопедии применяют упражнение «Окошко». Ребёнка учат удерживать рот широко открытым. Упражнение активизирует круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Ребёнок учится опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам.
Малышу предлагают улыбнуться, широко открыть рот и придвинуть расслабленный язык вплотную к зубам. Удерживать позицию следует на счёт до пяти.
Во время выполнения упражнения логопед следит, чтобы губы малыша были растянуты, зубы видны, корень языка опущен, язык располагался в полости рта симметрично.
Дыхательная гимнастика в логопедии
23 эффективных упражнения для улучшения дикции
Артикуляционная зарядка
Прежде чем приступать к упражнениям, необходимо как следует размять, разогреть речевые органы, а также мышцы, участвующие в произношении звуков. Тогда тренировка окажется более эффективной, и вы быстрее достигнете желаемого результата.
- Высуньте язык как можно дальше вперед и верните его максимально назад. Повторяйте 5 минут. Не торопитесь.
- По очереди потрогайте языком стенки щек. Выполняйте 8-10 минут.
- Закройте рот, сомкните челюсти. Языком «нарисуйте» круг на внутренней поверхности зубов, вращая им, то по часовой стрелке, то против нее. Выполните по 20 раз на каждую сторону.
- Откройте рот, вытяните вперед язык и вращайте им, десять раз в одну сторону и столько же – в другую.
- Вытяните губы трубочкой и задержитесь на 5-10 секунд в этом положении. Затем улыбнитесь настолько широко, насколько сможете и опять замрите на 5-10 секунд. Повторяйте упражнение в течение 10 минут.
- Снова вытяните губы, как в предыдущем упражнении. Представьте, что вы держите ими кисточку. «Нарисуйте» ею круг, потом «мазки» вверх – вниз, вверх-вниз. Повторяйте эти движения в течение 5 минут.
- Надуйте щеки, набрав как можно больше воздуха. Мышцами лица «перекатывайте» воздух туда-сюда, пока не устанете.
- Несколько минут потратьте на разогрев мимических мышц: корчите смешные рожи, надувайте и сдувайте щеки, выкатывайте глаза и т. д.
Теперь, когда речевые органы и лицевые мышцы хорошо разогрелись, можно приступать к комплексу упражнений для улучшения дикции.
Где найти опытного дефектолога для ребенка в Москве
Учимся произносить отдельные звуки
Самое главное для улучшения дикции – это отработка согласных звуков. Они несут смыслоразличительную нагрузку, кроме того, механизм их произношения намного сложнее, чем у гласных. Очень важно научиться выговаривать их четко, не проглатывая и не смешивая со звуками, сходными по месту и способу образования.
- Взрывные согласные — [б] — [п], [т] — [д] и [г] — [к]. Они образуются путем преодоления препятствия воздушным потоком, например, сомкнутых губ, зубов, твердого нёба (кончик языка прижимается к зубам и нёбу).
- Старайтесь произносить только глухие звуки без гласных, у вас должен получиться чистый взрывной звук: [п],[т], [к]. Затем добавьте к ним гласные и звонкие пары [б], [д], [г]: ПА! БА! ПО! БО! и т. д.
- Конец слова – слабая позиция для любых согласных, поэтому конечные звуки требуют обязательной тренировки. Мы их будем произносить при обязательном участии голоса, громко, четко. Например, ДА-ДУ-ДАДД, ГА- ГУ- ГАГГ и т. д. В конце вы должны отчетливо ощущать, как возникает звук.
По такому же принципу отрабатываются и остальные группы согласных. Некоторые буквенные сочетания, к примеру, ЛРА, РЛО, ЛРЯ, ШРА, ЛРУ, ЧРА, МФЕ, МФО, ЛРЮ, РЛИ, очень трудны для произношения. Их отрабатывают с помощью, так называемых звуковых рядов, где гласный каждый раз меняется. Например, ЛРА- ЛРО-ЛРУ-ЛРЮ-ЛРЭ –ЛРЫ.
Артикуляционная гимнастика: как научиться говорить четко?
В основе красивой, правильной речи лежит отчетливое и уверенное произношение звуков. А за него, в свою очередь, отвечают артикуляционные органы: гортань, голосовые связки, язык, нёбо, губы.
Когда у ребенка или у взрослого возникают сложности с произношением тех или иных звуков, на помощь приходит артикуляционная гимнастика. Мышцы речевого аппарата укрепляются, и дефекты уходят.
Чаще всего такую гимнастику прописывают детям, которым необходимо развить артикуляционный аппарат. Но многие упражнения полезны и для взрослых. Если вы хотите обучиться ораторскому искусству, уверенно выступать на публике или просто развить красноречие, возьмите артикуляционную гимнастику на заметку!
Упражнений для красивой речи очень много, мы предлагаем начать с некоторых базовых. Для достижения хорошего результата выполняйте этот комплекс хотя бы 1 раз в день, а лучше 2-3 раза. На начальном этапе рекомендуется использовать зеркало.
Улыбнитесь и широко откройте рот, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Расслабленный язык придвиньте вплотную к нижним зубам. Удерживайте позицию, обращая внимание на ровное положение языка.
Цель: активизировать круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Научиться опускать корень языка.
Максимально широко улыбнитесь, показав верхние и нижние зубы. Челюсти должны быть сомкнуты и находиться ровно друг напротив друга. Задержите положение.
Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков.
Вытяните губы вперед, максимально плотно сомкнув. Задержите положение. Следите, чтобы не опускалась нижняя челюсть. После этого упражнения чередуйте «Трубочку» и «Забор» несколько раз.
Цель: выработать подвижность губ.
Улыбнитесь и откройте рот, положите широкий расслабленный кончик языка на нижнюю губу. Следите, чтобы язык лежал ровно. Чтобы «сделать» язык широким, можно слегка пошлепать его губами.
Цель: умение удерживать язык в распластанном положении.
Улыбнитесь и откройте рот. Напрягите язык и удерживайте его в узком положении между верхней и нижней челюстями. Постарайтесь не касаться языком зубов и не отклонять его в сторону. После статического упражнения чередуйте «Иголочку» и «Лопатку» несколько раз.
Цель: умение удерживать язык узким.
Из положения «Забор» откройте рот. Зафиксируйте нижнюю челюсть. Поочередно упирайтесь «широким» языком то в верхние резцы, то в нижние.
Цель: укрепление мышц языка, быстрая смена его положения, правильное произношение звуков: р, л, ш.
Статические упражнения выполняйте 10-15 секунд. Упражнения на повторения ребенку можно делать 5-7 раз, а взрослому побольше. Важна правильная техника!
При наличии серьезных дефектов речи рекомендуем обратиться к логопеду, чтобы подобрать индивидуальный комплекс упражнений.
Этот блог не предназначен для обеспечения диагностики, лечения и медицинских советов. Информация на этом блоке предоставлена только в информационных целях. Пожалуйста, проконсультируйтесь с врачом о любых медицинских и связанных со здоровьем диагнозах и методах лечения. Информация на этом блоге не должна рассматриваться в качестве замены консультации с врачом.
Артикуляционная гимнастика для детей
Авторы: Коваль Ирина
Уже с младенчества ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка. Именно с помощью гуления и звукоподражания органы речи тренируются для последующей более сложной работы в естественных условиях жизни.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических.
Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).
Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, мы имеем в виду упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Зачем нужно тренировать артикуляционный аппарат?
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза.
Такая гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата (особенно языка и уздечки), отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Всем известно, что формирование письма происходит на основе устной речи, именно по этой причине недостатки устной речи в дальнейшем могут привести к низкому уровню успеваемости ребенка в школе.
Для того чтобы ребенок научился правильно произносить такие сложные звуки, как С, Л, З, Ш, Ж, Р, его губы и язык должны обладать силой, гибкостью, уметь долго удерживать нужное положение, а также легко совершать переходы от одного движения к другому.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает его язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция — автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5–7 минут.
Мы предлагаем вам артикуляционные упражнения, которые вы будете регулярно выполнять вместе с ребенком.
Например, одним из упражнений артикуляционной гимнастики для звука [р] является упражнение под названием «Почистить верхние зубы». Его цель — выработка навыка подъема языка вверх и умение владеть языком в этом положении.
Для выполнения нужно приоткрыть рот и кончиком языка как бы «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, при этом осуществляя движения языком из стороны в сторону. Во время выполнения данного упражнения необходимо, чтобы губы улыбались, причем были видны нижние и верхние зубы.
А кончик языка должен находиться у корней верхних зубов, не высовываясь и не загибаясь внутрь. Работает только язык, нижняя челюсть неподвижна.
- В комплекс артикуляционной гимнастики для звука [л] входят такие упражнения, как «Наказать непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Пароход гудит», «Индюк», «Качели» и «Лошадка».
- «Окошко»
- Широко открыть рот, будто очень жарко («жарко») — закрыть рот, будто стало холодно («холодно»).
- «Чистим зубки»
- Улыбнуться — открыть рот — кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
- «Месим тесто»
- Улыбнуться — пошлепать языком между губами «пя-пя-пя-пя-пя» — покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения).
- «Чашечка»
Улыбнуться — широко открыть рот — высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка).
- «Дудочка»
- Улыбнуться — с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты) — улыбнуться.
- «Заборчик»
- Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
- «Маляр»
- Губы в улыбке — приоткрыть рот — кончиком языка погладить («покрасить») нёбо.
- «Грибочек»
- Улыбнуться — поцокать языком, будто едешь на лошадке, — прижать крепко широкий язык к нёбу.
- «Киска»
- Губы в улыбке, рот открыт — кончик языка упирается в нижние зубы — выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.
- «Поймаем мышку»
- Губы в улыбке — приоткрыть рот — произнести «а-а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).
- «Лошадка»
- Вытянуть губы — приоткрыть рот — процокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки).
- «Пароход гудит»
- Губы в улыбке — открыть рот — с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы».
- «Слоник пьёт»
- Вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника» — «набирать хоботом водичку», слегка при этом причмокивая.
- «Индюки болтают»
- Языком быстро двигать по верхней губе «ба-ба-ба-ба».
- «Орешки»
- Рот закрыт — кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки — на щеках образуются твердые шарики («орешки»).
- «Качели»
- Улыбнуться — открыть рот — кончик языка за верхние зубы — кончик языка за нижние зубы.
- «Часики»
- Улыбнуться — открыть рот — кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.
- «Блинчик»
- Улыбнуться — приоткрыть рот — положить широкий язык на нижнюю губу.
- «Вкусное варенье»
- Улыбнуться — открыть рот — широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу.
- «Шарик»
- Надуть щёки — сдуть щёки.
- «Гармошка»
Улыбнуться — сделать «грибочек» (т.е. с силой прижать, как бы присосать широкий язык к нёбу). — не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
- «Барабанщик»
- Улыбнуться — открыть рот — кончик языка за верхними зубами «дэ-дэ-дэ».
- «Парашютик»
- На кончик носа положить ватку — широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.
- «Загнать мяч в ворота»
- «Вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота) — дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать).
- Систематическое выполнение этих и других несложных упражнений из комплекса артикуляционной гимнастики помогает подготовить детский артикуляционный аппарат к правильному произнесению сложных звуков.
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:
- Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3–4 раза в день по 3–5 минут.
- Каждое упражнение выполняется по 5–7 раз.
- Статические упражнения выполняются по 10–15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
- При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность — идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
- Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, то не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, поскольку именно в этом положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9 х 12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
- Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Работа над выполнением упражнений организуется следующим образом:
- взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы;
- показывает, как его выполнять, попутно объясняя;
- упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, который проводит артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается явная напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Но постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения артикуляционной гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести вообще к отказу его выполнять. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).
Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.
Практически у всех дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, но большинство из них носят временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты.
Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно четки и согласованны.
Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.
Помните, что ежедневными упражнениями вы помогаете ребенку достичь правильного звукопроизношения. И не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребенком вновь и вновь.
- Удачи вам и терпения, любящие и заботливые родители!
Артикуляционная гимнастика для детей 1-2, 3-4, 5-6 и 7 лет
Ребенок, весело делающий зарядку по утрам, – мечта каждой мамы, потому что самых любимых членов семьи хочется видеть здоровыми, физически развитыми и полноценными. Но часто родители упускают из виду, что физические нагрузки требуются не только группам крупных мышц, выполняющим опорно-двигательные функции, но и мышцам, отвечающим за микропроцессы. Такие зарядки не укрепляют общее здоровье, как приседания или бег, но позволяют избежать ранних проблем с речью. Артикуляционная гимнастика для детей ставит правильную речь, от которой зависит психическое здоровье ребенка и темпы его интеллектуального развития.
Детские проблемы с речью иногда носят психологический характер и свидетельствуют о наличии сложностей в семье или окружении малыша.
Но когда это так, ребенок отказывается говорить, а не испытывает трудности с произношением звуков.
Аналогично могут обстоять дела с играми: одно дело, когда ребенок не играет в «догонялки» со сверстниками из-за проблем с координацией движений, и совсем другое, когда он стесняется или боится сверстников.
Зачем нужна артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика поможет, если речь малыша недостаточно развита по причине слабости органов речевого аппарата, т. е. по самой распространенной причине детских проблем с речью. Принцип ее действия ничем не отличается от принципа действия всех физических упражнений:
- Укрепление мышц.
- Развитие подвижности и гибкости.
- Развитие мелкой моторики, отвечающей за микровзаимодействия.
На ранней стадии задержки речевого развития и при наличии любых дефектов регулярное выполнение артикуляционных упражнений обязательно в терапевтических целях.
Если явных проблем у малыша нет, гимнастика может использоваться в целях профилактики.
Сами упражнения очень простые, уделять им следует всего несколько минут в день, вот почему в начале статьи мы провели параллель с утренней зарядкой.
Профессиональные актеры и ораторы действительно используют упражнения на лицевые мышцы в качестве самостоятельной утренней зарядки или вместе с общей разминкой. Это помогает подготовить речевой аппарат к нагрузкам рабочего дня, а в долгосрочной перспективе улучшает тонус лицевых мышц.
Правила выполнения упражнений
- Как и в любых тренировках, решающую роль играет систематичность выполнения и мера при распределении нагрузок. Рекомендуется заниматься каждый день дважды, не более чем по 15 минут за занятие. Если занятия имеют профилактические цели, то можно заниматься раз в день по 5–10 минут.
- Выполнять упражнения следует перед большим зеркалом, в котором ребенок будет видеть и себя, и взрослого. Взрослый сможет показывать правильные движения, а ребенок – контролировать себя визуально.
- Не рекомендуется заниматься как на голодный, так и на полный желудок. С момента последнего приема пищи должно пройти не менее одного часа.
- Особое внимание уделяется качеству выполнения упражнений. Движения должны быть точные, не смазанные. Мышцы должны получать нагрузку, поэтому каждое движение акцентируется, выполняется выраженно и с напряжением. Скорость выполнения особого значения не имеет.
Детям свойственно выполнять упражнения быстро, не акцентируясь на технике.
Одергивайте ребенка и заставляйте прилагать усилия, иначе занятия не принесут никаких результатов.
Виды упражнений
Упражнения делятся на статические и динамические. Разница между ними в том, что первые требуют фиксации речевого аппарата в одном положении, а вторые состоят из движений.
У каждого упражнения есть название («Чашечка», «Лошадка» и др.), обязательно используйте его в занятиях, чтобы малышу было проще ориентироваться в системе.
Часто упражнения имеют игровую основу, что позволяет заинтересовать даже самых маленьких. Ее также можно придумать самостоятельно.
Статические упражнения
Статическое упражнение является разновидностью динамического, т. к. тоже имеет движение в своей основе. Разница лишь в том, что движение здесь одно и выполняется оно перманентно до конца упражнения.
Для примера, есть такое упражнение в хореографии, когда танцор встает на цыпочки и тянется кончиками пальцев рук как можно выше вверх. Т. к. длина его тела не безгранична, в какой-то момент он замирает в максимально растянутой позе, однако движение не прекращается, поэтому в теле сохраняется постоянное напряжение.
Аналогично выполняется, например, вытягивание губ трубочкой: это не просто фиксация губ, а непрекращающееся движение вперед.
Динамические упражнения
По-другому их можно назвать «серийными». Это упражнения в привычном понимании слова, когда движения выполняются подряд под счет 5-10 раз или на «раз-два-три». Например, уколы языком в щеку – 5 раз в правую, 5 раз в левую. Или круговые движения вытянутыми губами в одну, затем в другую сторону.
Комплекс упражнений по возрастам
Чтобы обеспечить малышу своевременное развитие речевых функций, достаточно подобрать небольшую комплексную зарядку под его нужды и следить за регулярным ее выполнением. Никаких сверхнагрузок здесь быть не должно, достаточно заниматься 10 минут в день при условии, что занятия полноценные, и упражнения выполняются правильно.
1–2 года
Для детей 1-2 лет подойдут простейшие игры на артикуляцию. Главная задача здесь – обеспечить мышцам активность. Т. к. ребенок совсем маленький, вы не добьетесь от него выполнения скучных упражнений, если не добавите в них игровую составляющую и не заинтересуете собственным примером.
- «Прятки» – высунуть язычок и быстро спрятать.
- «Заборчик» – широко улыбнуться, верхняя губа максимально поднята, нижняя опущена, зубы сомкнуты. Удерживать положение на счет до 10.
- «Дом» – ротик открывается на слова «тук-тук» и закрывается на слова «пока-пока», взрослый постукивает малыша по щеке, как будто стучится в домик.
3–4 года
Для детей 3-4 лет остаются актуальными все упражнения, описанные выше, но к ним стоит добавить несколько более сложных вариантов. Обратите внимание, в этом возрасте ребенок уже говорит, а значит, гимнастику можно подстраивать под актуальные нужды. Обязательно проконсультируйтесь у логопеда, который, скорее всего, есть в средней группе детского сада.
- «Бегемотик» – широко открыть рот, удерживать положение на счет до 10.
- «Маятник» – губы растянуты в улыбке, рот слегка приоткрыт, выполняются движения высунутым языком от одного уголка губ к другому.
- «Трубочка» – сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать на счет до 10.
5–6 лет
В старшей группе детского сада речь дошкольника уже относительно сформирована. Все сложности, если они есть, видны, как на ладони. Предыдущие упражнения подходят для детей 5-6 лет, их можно продолжить использовать в качестве зарядки. Самые элементарные можно убрать за ненадобностью.
- «Маляр» – ротик открыт в улыбке, язычок гладит небо движениями вперед и назад.
- «Индюк» – язычок положить на верхнюю губу, совершать быстрые движения вправо и влево, не отрывая язык от губы. Выполняется со звуком, напоминающим крик индюка: «бл-бл-бл».
- «Чашечка» – ротик открыт, края языка загнуты кверху, должно получиться подобие чаши. Положение удерживать на счет.
7 лет
Речь ребенка в подготовительной группе почти полностью сформирована. Убрать оставшиеся огрехи речи позволяют упражнения, предназначенные для детей 7 лет и старше.
- «Катушка» – плоским кончиком языка следует сильно нажать на нижние зубы с внутренней стороны. Рот при этом открыт, бока кончика языка касаются коренных зубов. Язык окажется как бы сложенным вдвое.
- «Барабанщик» – рот приоткрыт, губы в улыбке, язык касается верхних альвеол, ребенок произносит звук «д» с постукиванием. Упражнение сложное, желательно начинать выполнять его с логопедом.
- «Пароход» – кончик языка плотно прижат к небу, рот приоткрыт, ребенок произносит долгий звук «ы» под счет, не двигая языком.
«Вкусные» речевые игры
«Вкусные» – значит связанные с едой и ее приготовлением. Дети обожают проводить время на кухне вместе с мамами. Если использовать это время с умом, то малыш не будет скучать, мешать, отвлекать от готовки, но с удовольствием займется полезным делом. Главное, не забывайте, что прием пищи и речевая игра – вещи несовместимые.
Для начала определите круг дел, которые вы могли бы доверить малышу. Например, вынуть из холодильника и разложить продукты. Каждый ингредиент вашего будущего блюда – это слово, которое можно угадывать по буквам, проговаривать и т. д.
Продукты бывают кислые, соленые, горькие, сладкие. Можно делить их по категориям, проговаривая названия. Можно разбирать целые блюда на составные части, например, перечислить, из чего состоит борщ или оливье.
Приготовьте несколько простых считалочек в стихах, под которые можно выполнять какие-нибудь простые ритмичные действия, например, месить или катать тесто. Хорошо, если стишки будут связаны с едой.
Не забываем про звукоподражания: как булькает вода в кастрюле, как скворчит масло на сковороде, как хрустит морковка и т. д.
Записаться на курс