Что такое бюрократия и какие функции она выполняет в государстве

Все предметы / Государственное и муниципальное управление / Бюрократия и бюрократизм / Функции бюрократии

Содержание статьи

Добавить страницу в закладки

Определение 1

Бюрократия – это институт, созданный для обеспечения реализации решений, принятых управляющей системой.

В научную сферу данный термин был введен немецким социологом Максом Вебером. По его мнению, бюрократия выступает в качестве наиболее эффективного аппарата государственного управления.

В соответствии с Максом Вебером бюрократия характеризуется следующими основными чертами:

  1. чиновники бюрократического аппарата обладают личной свободой, но обязаны подчиняться обезличенным официально утвержденным нормам и правилам;
  2. в основе бюрократического аппарата находится иерархический принцип вертикального типа, суть которого сводится к тому, что высшие уровни управления распоряжается низшими уровнями управления;
  3. четкая определенность должностных функций внутри бюрократического аппарата;
  4. выполнение своих обязанностей осуществляется должностными лицами бюрократической системы на контрактной основе;
  5. в качестве главного критерия отбора чиновников выступает их квалификация;
  6. деятельность чиновников сосредоточена на выполнении их должностных обязанностей, занятия иной деятельности недопустимо;
  7. в основе движения чиновников по карьерной лестнице находится совокупность их должностных заслуг;
  8. в качестве основного или единственного источника формирования доходов чиновников выступает их заработная плата, на величину которой влияет место замещаемой ими должностей в иерархии должностей;
  9. не допускается присвоение чиновником или иным должностным лицом занимаемой им должности, а также недопустимо извлечение дохода от занимаемой должности;
  10. в отношении чиновников устанавливается строгая дисциплина, исполнение ими должностных обязанностей подлежит контролю.

Замечание 1

В совокупности указанные характеристики, по мнению Макса Вебера, формируют рациональный и идеальный тип бюрократии. Функционирование бюрократического аппарата характеризуется высоким уровнем эффективности.

Характеристика функций бюрократии

Бюрократия является обязательным элементом любой управляющей системы. В качестве основных причин нужности бюрократии можно обозначить следующие:

  • во-первых, развитие рынка. Существование рыночной экономики обеспечивается развитием отношений товарно-денежного содержания, что обуславливает выплату чиновникам денежного вознаграждения, а также способствует развитию их карьеры, стандартизации процессов управления и делопроизводства;
  • во-вторых, усложнение процесса управления государством и стремительное увеличение количества административных задач;
  • в-третьих, пространственное увеличение государств и усложнение системы налогообложения, стимулирующие увеличение численности чиновников;
  • в-четвертых, усложнение задач административного управления, повышающих требования к чиновникам и их деятельности.

В рамках демократического общества бюрократия выполняет несколько функций, к числу которых следует отнести:

  1. Обеспечение функционирования политической системы, социальных и общественных институтов, политических институтов. Бюрократическая система выступает в качестве основы функционирования перечисленных элементов системы управления обществом, определяя механизм осуществления им повседневных действий, составляющих сущность их деятельности;
  2. Содействие выработке демократических концепций, соответствующих подлинным интересам населения, а также механизма реализации этих концепций на практике;
  3. Контроль деятельности элементов бюрократической системы в целях пресечения возможности их отхода от принципов демократии в управлении политическими и общественными процессами, недоступности и закрытости для отдельных членов общества;
  4. Осуществление руководства функционирования институтов специального назначения, изучающих политические процессы, которые проходят в обществе, обобщают опыт и вырабатывают рекомендации по углублению демократизации политической жизни.

В функциональном смысле бюрократию можно охарактеризовать с трех точек зрения:

  • во-первых, бюрократия представляет собой концентрация реальных инструментов власти в руках чиновников в своекорыстных целях;
  • во-вторых, бюрократия выступает в качестве бюрократической системы, обеспечивающей процесс управления и властвования;
  • в-третьих, бюрократия является стилем управления.

Замечание 2

Идеальная модель бюрократии, сформулированная Максом Вебером, предполагает исполнение бюрократическим аппаратом политических решений. В этом, по мнению Вебера, состоит основная функция бюрократии.

В рамках функционирования бюрократической системы существует несколько моделей организации взаимоотношений. К числу таких моделей можно отнести следующие:

  • государственный чиновник выступает в качестве послушного исполнителем воли своего руководителя. Эта модель представляет собой пародийную версию на представление Макса Вебера о идеальном бюрократическом аппарате;
  • политическая элита и чиновники объединены общим интересом, суть которого сводится к сохранению и упрочению власти. Модель выступает воспроизведением тезиса относительно существования единой властвующей элиты;
  • политическая и административная элита демонстрирует функциональное единство;
  • бюрократия и политическая элита конкурируют друг с другом, враждуя по поводу контроля над властью и политическими решениями. Данный конфликт бывает двух видов – явного и латентного характера. Помимо основных целей конфликт может преследовать цели сохранения привилегий и статуса;
  • принятие политических решений является прерогативой бюрократии.

Бюрократия способна в полной мере реализовать свои функции только при условии препятствования развитию бюрократизма.

Бюрократия и бюрократизм в механизме государства

Бюрократия – сложное социальное явление. Ее роль в демократической системе неоднозначна. Бюрократия несет в себе угрозу демократической политической структуре и тем политическим деятелям, которые руководят ею. В то же время, могущественная и независимая бюрократия, необходима для предотвращения политической коррупции и для сохранения самих демократических процедур.

Бюрократия (от франц. – канцелярия и греч. – власть), одна из форм осуществления властных функций в усложняющемся обществе, важный элемент механизма и социального регулирования в условиях экспансии публичной власти и роста численности управленческого аппарата.

Бюрократия в сознании многих имеет отрицательный смысл. Но буквальный перевод слова бюрократия с французского и греческого означает господство канцелярии. Главная черта бюрократии и бюрократа (лица, принадлежащего к бюрократии, т.е. канцелярии), в частности – формализм.

Вопрос о формализме в государственной службе, следовательно о бюрократии, является весьма актуальным. Не быть формальным – значит открыть путь к нарушениям буквы и духа закона, его сути. Поэтому формализм, ведущий к четкому следованию закону, есть позитивный формализм. Отсюда и бюрократия, как объективно необходимая государственная служба, в определенной мере должна быть терпимой обществом.

Феномен бюрократии был исследован в начале нашего века М. Вебером, в концепции которого эффективность бюрократии выступает ее сущностной характеристикой, а само это понятие приобретает позитивное значение. 

Понятие “бюрократизм” может рассматриваться с трех позиции:

    1. как концентрация в корыстных целях реальных рычагов власти в руках работников специализированного аппарата;
    2. как бюрократическая система аппаратного властвования и управления;
    3. как стиль управления.

Опасность бюрократического сопротивления реформам заключается в широких возможностях бюрократии тормозить процесс демократических преобразований в любом обществе.

Очевидно, что ядро бюрократической системы ценностей образует карьера, с мыслью о которой сопоставляются все помыслы и ожидания, тесно связаны статус и престиж служащего. Другим важным элементом бюрократической системы ценностей выступает самоотождествление служащего с организацией, служение организации как средству достижения собственной выгоды.

Бюрократизм – это общественное отношение, присущее сфере управления и складывающееся между управленческими структурами и массами населения.

Из массы противоречий, существующих в управлении, необходимо выделить главное:

    • противоречие между объективно общественным характером управления (ибо в этот процесс включены, прямо зависят от результатов практически все члены общества) и субъективно-замкнутым способом его осуществления (так как в итоге управление, призванное отражать волю общества, осуществляется достаточно локальной социальной группой профессионалов-управленцев).

Бюрократическая иерархия порождает губительные для управления противоречия между желаемым и действительным в оценке объективной реальности, а следовательно, и между словом и делом, что в свою очередь является одной из важнейших характеристик бюрократизма в системе общественных отношений.

В аппарате управления существуют потери эффективности из-за несогласованности, раздробленности его элементов. Отдельные чиновники – “винтики” огромной машины управления объективно не в состоянии осознать цели, задачи и масштабы целого.

В этих условиях система может функционировать лишь на основе подробных инструкций, определяющих компетенцию того или иного чиновника. Система инструкций изначально предполагает ограниченность действий чиновника определенными рамками.

Отсюда важнейшим проявлением противоречий управления выступает бюрократический консерватизм.

Поскольку инструкции создаются на базе прецедента, документы, отражающие прошлый человеческий опыт, становятся для бюрократов единственной универсальной мерой, под которую подгоняются текущие дела. Поэтому, даже ясная, как день, действительность, кажется чиновнику иллюзорной по сравнению с действительностью, засвидетельствованной в актах.

Производными обозначенных выше противоречий являются такие характеризующие бюрократизм черты, как некомпетентность и бумажный фетишизм.

Одной из существенных черт бюрократизма является стремление к монополии власти и управления.

Не секрет, что решения различных звеньев управления отражаются в первую очередь на положении членов общества, которые их реализуют.

Негативные социальные последствия неэффективных управленческих решений компенсируются также за счет масс, что встречает их естественное противодействие.

Отсюда исконное стремление чиновничества не допустить реальных социальных оценок управления и вмешательства в эту сферу широких масс, так как это может привести к разрушению самой системы.

Читайте также:  Как вставить код счетчиков посещений на сайт под управлением joomla через модуль произвольный html-код или напрямую в шаблон

Обозначенные выше противоречивость, внутренняя нестабильность процесса управления вообще, являются, по мере развития, нарастания того или иного противоречия источником повышенной конфликтности социального управления, его бюрократизации.

Анализ труда чиновника-управленца

Результатом труда конкретного субъекта управления выступает управленческое решение, которое и является произведенным товаром (причем, одним из самых ценных).

Поскольку бюрократизм отрицательно влияет на отношения общества и институтов социального управления, естественной тенденцией общественной жизни становится невостребованность обществом бюрократического управления, которое может быть ему только навязано. 

Бюрократическое управление представляет собой труд, не производящий товара в случае, если:

    1. в обществе отсутствуют рынок и товарные отношения;
    2. конкретный труд не создает потребительскую стоимость в виде эффективного управленческого решения.

Но если управление неэффективно, то оно и не целесообразно, ибо не может удовлетворить ни личных, ни общественных потребностей.  Так вырисовывается одна из важнейших характеристик бюрократизма как общественного отношения – его паразитическая сущность. 

Условия, предпосылки, возможности такого паразитирования с точки зрения управления как процесса труда кроются в его двойственном характере.

Полезность субъекта управления для общества определяется по результатам его конкретного труда, а вознаграждается он обществом в соответствии с различными характеристиками абстрактного труда.

Это результат углубления процесса разделения труда, усложнения социальных структур общества, управления. Итоги социального управления проявляются спустя какое-то время, деперсонифицируются, не поддаются прямой общественной оценке.

Бюрократия стремится организовать условия для опосредованной оценки своего труда, что в свою очередь является одним из источников управленческого формализма.

Паразитический характер бюрократических отношений не оставляет сомнений в том, что интересы бюрократии удовлетворяются прежде всего в форме принудительного перераспределения материальных благ. Здесь можно выделить два направления:

    1. присвоение чиновником авансированного обществом вознаграждения;
    2. создание условий присвоения чиновничеством результатов чужого труда, используя особенности управленческой деятельности

Идеал чиновничьего регулирования состоит в том, чтобы самим издавать нормативные акты, принуждать общество к их исполнению, не допуская над собой какого-либо контроля. Таким образом, основной политический интерес бюрократии заключается в реализации и защите монопольного отправления ею властных функций в обществе.

Любая система управления в той или иной степени несет в себе элементы бюрократических отношений. Общие интересы бюрократов толкают их друг к другу, понуждая к сотрудничеству.

В результате возникает бюрократическая система управления.

В условиях, когда бюрократическим отношениям угрожает опасность, осознанный корпоративный интерес бюрократии принимает форму защиты бюрократической системы управления.

До тех пор, пока существует государственная власть, будет существовать и бюрократизм.

В этом нет ничего катастрофического, так как в конечном счете фактором, определяющим жизнеспособность управленческой системы, является степень ее бюрократизации, а это величина непостоянная.

Исторический опыт развития государственно-политических систем показывает, что общество тяготеет к динамичным, подвижным формам управления не только противостоящим, но и сосуществующим с бюрократическим консерватизмом.

Длительный опыт борьбы с бюрократизмом, накопленный в нашей стране, показывает, что имели место многочисленные попытки улучшить бюрократизированное управление вместо того, чтобы его дебюрократизировать.

Это самый простой, но малопродуктивный путь, ибо объявив несколько миллионов чиновников бюрократами и, воздействуя на них различными средствами, общество вряд ли покончит с бюрократизмом.

Гораздо сложнее выработать политику, направленную на формирование новых отношений между сферой управления и широкими массами трудящихся.

В самом обобщенном виде система мер дебюрократизации включает восстановление и развитие основных функций саморегулирования общества. Это:

    • оптимально сбалансированное разгосударствление собственности, ее подлинное обобществление, а следовательно, и возвращение значительной части властных функций трудящимся;
    • внедрение рыночных регуляторов управления, что позволит начать поиск сочетания стихийного и сознательного в механизме управления, сообщение этой сфере устойчивых потенций саморегулирования;
    • демократизация всех сторон жизни общества; свободное волеизъявление социальных слоев и групп, возможность их участия в формировании концепции управления.

Таким образом, бюрократизм можно определить его как антидемократическое (паразитическое по сути) общественное отношение, воспроизводящееся в сфере управления на основе монополии на осуществление отчужденных от масс властных функций.

Таким образом, бюрократизм включает в себя следующие компоненты:

    1. в политическом плане – чрезмерное разрастание и безответственность исполнительной власти;
    2. в социальном – отчуждение этой власти от народа;
    3. в организационном – концелярская подмена содержания формой;
    4. в морально-психологическом – бюрократическая деформация сознания.

Бюрократизм имманентен сложившейся у нас административно-командной системе, которая зиждется на презумции всесилия государственной власти, способной якобы решить любую политическую, экономическую, идеологическую задачу, если решение будет своевременно принято и должным образом исполнено. Отсюда гиперболизация роли управленческих структур, исключающая возможность контроля за ними со стороны гражданского общества и неизбежно превращающая бюрократизм по сути в тотальное явление.

Бюрократия как социальная группа

Пожалуй, наиболее сложной проблемой практической борьбы с бюрократизмом является выделение собственно бюрократа из массы чиновников-управленцев. 

Представляется, что самый надежный признак бюрократа – это низкий уровень общественной эффективности его деятельности.

По мере замещения общественного интереса корпоративным, эффективность труда чиновника падает, им производится все меньше потребительских стоимостей в виде необходимых для общества управленческих решений.

В то же время, бюрократия стремится полностью подчинить себе вопросы распоряжения средствами производства, так как это главное условие реализации властной функции в обществе.

Однако, отчуждая эту функцию от трудящихся, чиновничество в силу иррациональности мира, в котором оно живет, не может стать истинным хозяином средств производства. Возникает бесхозяйственность, эффективность общественного производства падает. Это верный признак бюрократических извращений в управлении.

Отрывая функции распоряжения собственностью от реальностей ее существования, от экономической жизни, бюрократия делает хозяйственный процесс практически неуправляемым.

Это провоцирует появление и развитие параллельных, компенсирующих механизмов хозяйственного управления, чаще всего неподконтрольных бюрократии, постепенно занимающих ее политическую нишу в обществе.

Обычно это удается сделать теневой экономике, наибольшая активность которой в борьбе за средства производства сопутствует, как правило, кризису бюрократической системы

Управленческие структуры связаны ответственностью различных своих звеньев по отношению друг к другу, это ответственность бюрократическая – ответственность бюрократов друг перед другом. Управление в интересах общества подразумевает ответственность чиновника перед обществом. Бюрократическое же управление, как показывает опыт, характеризуется безответственностью по отношению к обществу.

Как правило, развитые бюрократические институты управления формируют изощренные механизмы безответственности:

    • распыление полномочий,
    • бесчисленные визирования и согласования как прямой результат превращения любого работника, даже самого высокого ранга, в послушного подчиненного.

В этих условиях интересы чиновника все меньше и меньше зависят от общественной оценки и ответственности, а в обществе широкое распространение получают безответственность, формализм, администрирование, “непогрешимость” бюрократа. Потенции такого управления ориентируются прежде всего на внутренние закономерности функционирования аппарата, далекие от реальной жизни. Бюрократия считает самое себя конечной целью.

Как результат внутренней замкнутости процессов управления, обособленности бюрократа и структур управления, в общественной жизни утверждается ведомственность, местничество, личный протекционизм, взятка.

Конкретизируя сказанное выше, по-видимому, можно выделить:

    1. “Вынужденный” (иногда его называют патерналистский) бюрократизм – формируется помимо воли конкретного работника-управленца, когда имеются концептуальные изъяны в самой системе управления. Являясь частью такой системы, управленец, искренне желая принести пользу, не может этого сделать, даже будучи высококвалифицированным специалистом.
    2. “Сознательный” бюрократизм – возникает на основе специфических интересов чиновничества. Его носители знают, что делают и составляют на сегодняшний день грозную, хорошо организованную силу. Это и есть собственно бюрократия, деятельность которой во все времена оказывала разрушительное воздействие на общество.

Вырисовывается следующий обобщенный социально-политический портрет бюрократа, который:

    • специализируется на управлении, сосредоточивая в своих руках рычаги управления и принуждения, стремится к господству государственной формы управления, с которой себя отождествляет;
    • подменяет общественно необходимое управление бюрократическим формализмом;
    • занимает привилегированное положение в обществе, обособляется от масс, стоит над ними;
    • реализует корпоративные интересы, не совпадающие с общественными и за счет общественных;
    • стремится к монополизации функций распоряжения общественной собственностью и властных функций; организует условия собственной бесконтрольности со стороны общества;
    • “генерирует” такие антиобщественные явления, как карьеризм, волюнтаризм, местничество, бумажный фетишизм, личный протекционизм, волокиту и др., чем резко снижает эффективность управления в целом.

Таким образом, бюрократия – это особый замкнутый слой лиц, противопоставляющий себя обществу, занимающий в нем привилегированное положение, специализирующийся на управлении и монополизирующий с целью реализации своих корпоративных интересов властные функции в обществе.

Читайте также:  Как инвестировать в золото и стоит ли вкладываться инвестору в этот металл

Отрицательные стороны бюрократии устраняются законодательным путем. При любой государственной службе могут быть злоупотребления, деградация ее положительной сути. Поэтому законодательство должно предусмотреть гарантии от злоупотреблений. К ним относятся:

    • четкое распределение дел между различными ведомствами;
    • порядок назначения или выборов государственных служащих;
    • снятие социальных ограничений при поступлении на государственную службу;
    • контроль сверху за каждой управленческой должностью и функцией;
    • проверка квалификации при приеме на службу и повышение квалификации в ходе ее прохождения;
    • определенные моральные требования и надлежащее политическое воспитание государственных служащих;
    • материальное обеспечение служащих должностными окладами и другими благами;
    • оптимальное соотношение гласности и секретности в государственной службе и охране государственной тайны;
    • обеспечение права граждан на службу в государственном аппарате независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии и местожительства;
    • деполитизированность служащих.

Государственная служба в цивилизованных странах строится и функционирует с учетом этих гарантий от злоупотреблений.

Что такое бюрократия простыми словами

Обновлено 23 июля 2021 Просмотров: 171 292 Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Так сложилось, что слово «бюрократ» мы воспринимаем как нечто нарицательно-ругательное.

Но каково истинное значение понятия «бюрократия» знает далеко не каждый человек.

Девиз нашего блога: «Знать больше!», именно поэтому сегодня мы разберемся, что такое бюрократия, каковы ее виды, и существует ли идеальная бюрократия.

Бюрократия — это..

Суть понятия «бюрократия» кроется в его переводе. А произошло это слово от слияния французского «bureau» (канцелярия) и греческого «κράτος» (власть).

Прямой перевод – «канцелярская власть», т.е. власть людей, наделенных полномочиями управления. Полномочия передаются в форме специальных письменных указаний, приказов, распоряжений.

Представим следующую схему: есть государство (форма (республика, монархия и т.д.) не важна), есть его граждане (подданные), которые образуют общество. Государство – это форма политической власти, следовательно, чтобы осуществлять руководство обществом, необходим аппарат управления.

Основная функция аппарата управления – администрирование процессов. Такой аппарат называется бюрократическим, а граждане, работающие в нем – бюрократами. Как видите, ничего обидного и «ругательного».

Бюрократическая система имеет отношение не только к государству, но и к организациям различных правовых форм.

Почему она воспринимается негативно

Разберем данный вопрос на примере государственной бюрократической системы.

Чтобы не допустить хаоса во взаимоотношениях физических или юридических лиц и общества, государственная власть должна добиваться строго выполнения установленных правил.

Допустим, государство, решив мотивировать повышение рождаемости, устанавливает выплату материнского капитала на второго ребенка в семье. Как регулировать выплату мат.капитала, чтобы он выдавался строго по назначению?

Для этого создается специальный канцелярский порядок подачи заявок на выплату, определяется ряд документов, которые должны собрать родители ребенка. То есть им нужно пройти ряд бюрократических процедур.

Не стоит винить чиновничий аппарат за эти формальности, ведь именно они гарантируют, что материальная помощь попадет строго по назначению.

К сожалению, зачастую бюрократических «проволочек» становится в нашей жизни слишком много, поэтому мы начинаем воспринимать бюрократию как неминуемое зло.

Случается, что бюрократические препоны доводятся до абсурда: до сих пор существует практика, что инвалиды каждый год должны подтверждать свою инвалидность, чтобы получать пенсию, лекарства и другие льготы. Как будто за год ампутированная нога может отрасти, сахарный диабет излечиться и т.д.

Канцелярское (формальное) ведение дел присуще всем без исключения ветвям государственной власти.

Свести бюрократию «на нет» невозможно, она гарантирует соблюдение порядка, но ее можно минимизировать, исключив из администрирования принцип «форма ради формы». К этому стремятся все развитые страны.

Кратко об истории бюрократии

С тех пор как начали создаваться отдельные государства, возникла необходимость в централизованном управлении. С изобретением письменности (около 4 тыс.лет назад) техническая сторона административного управления упростилась: достаточно издать приказ и поручить его реализацию (и контроль за выполнением) специальным людям, которые получают за это плату.

Бюрократия появилась уже в древнем Египте, получила развитие в древнем Китае и Римской империи. Бурное ее развитие в России началось при Петре Первом. Его нововведения касались не только «европеизации» страны, подъема экономики, но и администрирования. Централизация управления государством была введена именно им.

Может ли бюрократия быть идеальной?

Применение термина «бюрократия» по отношению к аппарату администрирования началось в 20 веке с «легкой руки» немецкого социолога и экономиста Макса Вебера.

Он вывел общие принципы «идеальной» бюрократии, призванной служить обществу. Вот эти постулаты:

  1. система имеет иерархическую структуру, в которой нижестоящий работник подчиняется вышестоящему;
  2. бюрократы подчиняется легальной власти;
  3. приказы отдаются «сверху → вниз» по иерархической лестнице;
  4. каждый работник бюрократического аппарата несет ответственность за свои действия и действия подчиненных;
  5. функции работников аппарата дифференцируются по специализации решаемых вопросов (каждый работник работает в сфере, в которой он компетентен);
  6. существует свод норм и правил, руководствуясь которыми стандартизируются действия всех работников бюрократического аппарата (говоря современным языком – они действуют согласно должностной инструкции).

Вебер считал, что бюрократия – это идеальный инструмент управления.

Действительно, если бы все сформулированные им принципы соблюдались, то так оно и было бы. Но влияние человеческого фактора способно превратить идеальный инструмент в тормоз развития.

Виды бюрократии

Принято различать 3 вида бюрократии, в зависимости от специфики организации деятельности:

  1. Классическая форма бюрократии подразумевает четкое выполнение управленческих функций, как их позиционировал в свое время Вебер (описание принципов – в предыдущем абзаце статьи).

    Примером такой формы является организация управления в каком-либо министерстве (есть министр, есть заместители по определенным вопросам, есть рядовые сотрудники, выполняющие функции, связанные с профессиональной специализацией министерства).

    На роль министра редко назначается специалист согласно роду его профессиональной деятельности. В основном этот человек является грамотным, опытным управленцем (администратором).

    Недостатком классической формы является:

    1. чрезмерное стремление к соблюдению формы (форма ради формы), т. е. бюрократизм в современном его понимании;
    2. недостаточное использование интеллектуальных способностей сотрудников аппарата;
    3. низкая эффективность управления при изменяющихся внешних условиях или в нестандартных ситуациях. Допустим, для решения определенной проблемы предписан установленный алгоритм действий, а условия требуют иного решения.

      Служащий обязан отправить запрос вышестоящему звену, получить ответ, и, в зависимости от решения сверху, «разрулить» сложившуюся ситуацию. На это уходит время, и сама ситуация уже может стать не актуальной.

  2. Профессиональная бюрократия предполагает, что сотрудники бюрократического аппарата имеют достаточно знаний и имеют достаточный уровень полномочий, чтобы решать вопросы, находящиеся в их компетенции.

    Примером может служить организация управления в медицинских или учебных заведениях. Глава такого учреждения – профессионал данного вида деятельности (поэтому он может компетентно контролировать работу своих сотрудников), его подчиненные также являются профессионалами, применяющие стандартный набор методик (программ) для работы.

    К недостаткам можно отнести необходимость высокой профессиональной подготовки кадров (затраты на обучение).

  3. Адхократия (переводится как «специальная власть») – это создание бюрократического аппарата для управления каким-либо единичным проектом узкой специализации.

    Данная форма бюрократии обладает минимальным формализмом, она децентрализована и потому быстро реагирует на внешние факторы, оперативно решает поставленные задачи.

    Примером может служить организация управления в научно-исследовательском институте, в юридической фирме и т.д.

Структура бюрократической системы

Структура классического бюрократического аппарата подчинена строгой иерархии. Это значит, что существует жесткая субординация по цепочке «сверху → вниз».

Если представить иерархию в виде геометрической фигуры, то она представляет собой пирамиду.

Достоинства и недостатки бюрократии

Рассмотрим плюсы и минусы классической формы бюрократии в следующей таблице:

достоинстванедостатки
возможность централизованного управления организацией, обществом, государством искусственное расширение бюрократического аппарата ведет к повышению расходов на его содержание
возможность апеллировать к вышестоящим органам при неудовлетворительной работе нижестоящих (благодаря пирамидальной структуре бюрократического аппарата) отсутствие возможности самостоятельного принятия решений у нижних ступеней бюрократического аппарата (необходимо согласование с вышестоящими органами) ведет к замедлению решения насущных проблем
чрезмерный формализм затрудняет получение гражданами требуемых услуг, тормозит выполнение каких-либо работ

Читайте наш блог, это познавательно!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Читайте также:  Биткоин краны 2022: как заработать и вывести деньги

Главная/ ЧАстые ВОпросы/ Закон и Право

Бюрократия: понятие, примеры, виды, признаки, происхождение

Бюрократия – это система управления, для которой характерны разделение обязанностей и полномочий, строгие правила работы, вертикальная иерархия и обезличенные взаимоотношения между сотрудниками. Её главная особенность – многоуровневая структура, на каждом уровне которой находятся чиновники с определёнными специализациями, полномочиями и компетенциями.

Вертикальную иерархию бюрократии проще всего представить в виде многоступенчатой пирамиды. На нижнем уровне находятся простые чиновники и работники, занимающиеся повседневными делами.

Все они подчинены своим непосредственным руководителям, находящимся на следующем уровне.

Те в свою очередь подчиняются руководителям более высокого звена, и так вплоть до главного руководителя или руководящего органа, находящегося на вершине «пирамиды».

Термин «бюрократия» образован из двух слов: французского bureau (бюро) и греческого κράτος (власть). То есть, буквально его можно перевести как «канцелярская власть». Автором термина считается Жак Венсан (1712-1759), а главным популяризатором – Макс Вебер (1864-1920).

Изначально бюрократия задумывалась как система, которая обеспечит максимальную эффективность управленческих процессов.

Однако на практике она часто приводит к неоправданным задержкам в любых процессах, из-за чего о ней обычно говорят с иронией.

И всё же сегодня это основной способ организации государственной власти, а также управления в большинстве крупных коммерческих и некоммерческих организаций.

Признаки бюрократии

Первым детально исследовать данную модель управления начал немецкий социолог Макс Вебер. Изучая, что представляет собой типичная организация с бюрократическим управлением, он выделил такие признаки бюрократии как:

  • Вертикальная иерархия. Для бюрократических компаний характерна иерархическая структура, напоминающая пирамиду. На нижнем уровне находится большинство сотрудников, выполняющих определённую работу. На самом верхнем уровне – высшее руководство компании (директор или совет директоров). На промежуточных уровнях находятся руководители, управляющие теми, кто ниже, и подчиняющиеся тем, кто выше.
  • Специализация и разделение компетенций. Каждый работник имеет свою сферу ответственности, свои обязанности и полномочия, которые не пересекаются с обязанностями и полномочиями других сотрудников. Благодаря этому никому не приходится выполнять работу, для которой ему не хватает знаний или навыков.
  • Чёткие правила. Важным признаком бюрократии является наличие строгих правил, которых должны придерживаться все сотрудники. Это позволяет сделать все процессы внутри компании стабильными и предсказуемыми.
  • Обезличенность взаимоотношений. Идеальная бюрократия подразумевает, что между сотрудниками не существует личных отношений. Каждый выполняет свою работу, для которой он подходит лучше всего по объективным критериям. Если сотрудник не справляется, никто не делает ему поблажек только потому, что «человек хороший».

Несложно заметить, что на эти особенности бюрократии часто делается акцент в антиутопиях. Обычно в таких произведениях существует некая «машина зла», обезличенная, «бездушная», лишённая всяких чувств и сострадания, но очень устойчивая благодаря чётким правилам и иерархической структуре.

Это показывает, что в современной культуре бюрократия воспринимается как негативное явление. Макс Вебер, наоборот, считал бюрократическую модель очень эффективной и перспективной, практически идеальной для крупных организаций и государств.

Виды и примеры бюрократии

Исследователи выделяют три основных формы бюрократии:

  • Классическая. Эта форма подразумевает, что на каждом уровне бюрократической иерархии находятся хорошие управленцы. Им не обязательно понимать все особенности сферы деятельности организации. Но они должны хорошо решать организационные задачи. Эта форма встречается в министерствах, где все сотрудники являются чиновниками и не занимаются деятельностью, которую курируют. Главная проблема классической бюрократии заключается в долгом согласовании серьёзных решений.
  • Профессиональная. Эта форма подразумевает, что на вершине бюрократической иерархии находится специалист, хорошо разбирающийся в тонкостях работы организации. Она распространена, например, в больницах. Главврач и заведующие отделениями обычно являются опытными врачами, которые, занимая руководящие должности, продолжают лечить пациентов. Главный недостаток такой формы заключается в затратах на переподготовку специалистов.
  • Адхократия. Это «гибкая бюрократия», приспособленная под конкретную организацию. Иерархия в ней не такая чёткая, отношения менее формальные, а сотрудники с нижних уровней могут принимать управленческие решения самостоятельно. Это делает компанию более гибкой и позволяет ей быстро реагировать на меняющиеся условия. Такая форма бюрократии встречается, например, в юридических фирмах и научно-исследовательских организациях.

Негативные последствия бюрократии

Бюрократическая модель управления призвана оптимизировать деятельность организаций, делать их более слаженными, эффективными и устойчивыми. Однако у неё есть ряд недостатков, которые могут приводить к серьёзным негативным последствиям:

  • Обезличивание. Для чиновника каждый человек выглядит не как личность, а как папка с бумагами. С одной стороны, такой подход способствует равноправию, поскольку личные симпатии управленца ни на что не влияют. В то же время бюрократическая машина лишает людей их уникальности, обезличивает их, меняет отношение к ним. Грубо говоря, чиновник может просто поставить печать «Отказать», не задумываясь, как это влияет на судьбу человека.
  • Ритуализм. Термин «бюрократический ритуализм» предложил американский социолог Роберт Мертон (1910-2003). Он означает, что в бюрократии считается важным соблюдение «ритуалов», даже если оно ставит под угрозу достижение целей. Например, нередко доходит до того, что к моменту согласования важное решение теряет актуальность. И даже если с самого начала очевидно, что это произойдёт, от «ритуалов» никто не отказывается.
  • Инерция. Бюрократия – это инертная система, которая стремится поддерживать своё существование даже после достижения поставленных целей. То есть, рано или поздно может возникнуть ситуация, в которой бюрократическая машина занята лишь самосохранением. И вместо того, чтобы приносить пользу стране или организации, она начинает потреблять ресурсы. В таких условиях эффективность управленческих процессов снижается и расцветает коррупция.

История развития бюрократии

Современные исследователи считают, что первые формы бюрократии возникли одновременно с появлением письменности в Древнем Египте и Древнем Шумере. Довольно сложные бюрократические аппараты существовали в Древнем Китае, Римской империи и Византии. В средние века в европейских странах бюрократическую машину возглавлял король, кроме того, собственная бюрократия существовала внутри церкви.

Социально-политическое устройство средневековых европейских государств постепенно менялось, они становились более централизованными, а вместе с тем усиливалась и бюрократия. Впоследствии в большинстве стран тем или иным путём власть перешла к демократическим правительствам. Однако данный переход не подразумевал отказа от бюрократических методов правления, они просто приобрели другую форму.

Довольно интересным примером являются США. После провозглашения независимости в конце 18 века уровень бюрократии в Штатах был очень низким.

Это было молодое государство с новой конституцией, которое изначально стремилось ввести новые принципы управления. Благодаря этому оно долго сопротивлялось внедрению бюрократии.

Но со временем государственная власть в США бюрократизировалась и превратилась в сложно устроенную «машину» с отчетливой вертикальной иерархией.

До перехода к капиталистической экономике бюрократия существовала преимущественно в политической сфере жизни общества. Однако после того, как большинство стран перешло к капиталистическим отношениям, бюрократия пришла и в экономическую сферу. С тех пор она претерпела множество изменений. В период расцвета монополий и олигополий бюрократия стала неотъемлемым атрибутом крупных корпораций.

В настоящее время о бюрократии чаще всего вспоминают в негативном ключе, считая её препятствием для развития. Однако важно понимать, что с научной точки зрения у неё есть и преимущества.

В частности, она способна обеспечить высокий уровень слаженности работы внутри крупной организации. Поэтому не нужно думать, что в будущем не будет бюрократии.

В то же время можно рассчитывать, что благодаря техническим достижениям удастся минимизировать негативные последствия, к которым она приводит.

Заключение

Наверное, не существует человека, который никогда в жизни не сталкивался бы с бюрократическими проволочками. Из-за этого бюрократию обычно воспринимают как крайне негативное явление, доставляющее массу неудобств и не приносящее никакой пользы. Большинство людей произносит это слово с иронией, чтобы подчеркнуть, что «во всём, как обычно, виноваты бюрократы».

Такое отношение не лишено оснований, и всё же у бюрократии есть и плюсы. Не нужно забывать, что Макс Вебер изначально описывал её как перспективную систему, которая позволит значительно повысить эффективность процессов управления в крупных организациях. Вебер рассматривал бюрократию как идеал, к которому должна стремиться каждая компания и каждое государство.

Ссылка на основную публикацию