Мы всё яснее осознаем, что эмоции влияют на нашу личную и профессиональную жизнь. Они могут помочь добиться успеха или разрушить всё в один миг. Чтобы избежать второго исхода, нужно учиться эмоции осознавать и управлять ими – другими словами, развивать свой эмоциональный интеллект.
«Клевер» поговорил с Алёной Алёшиной – соавтором книги «Эмоциональный интеллект. Российская практика», бизнес-тренером и директором по развитию компании EQuator. Она рассказала, зачем нужно повышать свою эмоциональную компетентность и с чего стоит начать.
— Алёна, понятие «эмоциональный интеллект» сейчас у многих на слуху. Откуда такой интерес к теме?
— Вообще, понятие «эмоциональный интеллект» ввели исследователи Джон Майер и Питер Саловей еще в 1990 году, но тогда тема не получила широкого охвата.
Настоящий бум произвела книга Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ», которая вышла в США в 1995 году.
Она сразу была распродана тиражом в 5 млн экземпляров – и ее начали переводить на разные языки. Не так давно она вышла и на русском. Конечно, людей могло привлечь провокационное название.
Но я думаю, что Гоулдман просто интуитивно попал в зарождающийся тренд.
— Что это за тренд?
— Видеть в эмоциях ресурсы. Последние десятилетия ситуация в мире меняется стремительно. Неопределенности и тревожно-напрягающих факторов становится всё больше. И люди понимают, что если не менять свое восприятие, то жить в такой обстановке станет совсем некомфортно.
Одновременно с этим меняется и характер нашей работы. Мы отходим от каких-то рутинных, механических заданий. Нам всё чаще требуется искать новые подходы в решении задач и проблем, мыслить нестандартно. А ученые уже давно объяснили, что мышление тесно связано с эмоциями.
Мы также начали обращать внимание на то, что наше эмоциональное состояние влияет на результат работы. Возьмем, например, прокрастинацию.
Почему мы откладываем важные задачи до последнего дедлайна? Скорее всего, потому что нам мешают какие-то эмоции – например, страх сделать задание плохо и не оправдать возложенных на нас ожиданий.
Если мы осознаем, какие эмоции стоят за теми или иными действиями, то можем использовать эту информацию себе на пользу.
— То есть эмоциональный интеллект – это умение использовать информацию, которая содержится в эмоциях?
— В том числе. Мы с моим коллегой Сергеем Шабановым (соавтор книги «Эмоциональный интеллект» – прим. ред.) обычно объясняем это понятие через навыки. Эмоциональный интеллект – это способность осознавать свои и чужие эмоции, управлять ими и на основе этого строить взаимодействие с другими людьми.
— А управление эмоциями других людей не считается манипуляцией?
— Управление эмоциями действительно часто путают с манипулированием. Не буду отрицать, что люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта могут хорошо манипулировать – если у них, конечно, есть такая цель. Мы же призываем управлять эмоциями других людей по принципу win-win, честно и экологично, без скрытых манипуляций.
Управление эмоциями – это больше про то, как строить эффективное общение с людьми с учетом эмоционального фактора: как взаимодействовать с другим человеком так, чтобы минимизировать его раздражение. Ведь когда обе стороны диалога спокойные и доброжелательные, легче договориться о чем-то.
— С понятием разобрались. Давайте теперь поговорим о том, как понять, насколько у тебя развит эмоциональный интеллект? Есть ли для этого специальные тесты, метрики, единицы измерения?
— В мире есть несколько принятых моделей эмоционального интеллекта. И в каждой есть свой тест для измерения эмоционального коэффициента (EQ). Забавно, что все эти тесты между собой не особо коррелируют. А все потому, что общего понимания – что именно нужно измерять – пока не существует.
Тестами мы обычно проверяем уровень знаний. Мы, например, можем спросить у человека, что он почувствует, если на него неожиданно выпрыгнет собака. Скорее всего, он ответит, что страх или испуг – и это верно.
Но нереально измерить тестом то, что произойдет в реальной ситуации.
Невозможно также измерить, насколько эффективно человек, который прочитал кучу книг по эмоциональному интеллекту, применяет свои знания на практике.
Я думаю, в первую очередь стоит понять, для чего вам измерять эмоциональный интеллект. Если вы руководитель компании и хотите понять, насколько у ваших сотрудников прокачаны навыки конфликт-менеджмента или другие soft skills, организуйте для них тренинги. Простое наблюдение поможет вам сделать больше выводов, чем результаты абстрактных тестов.
Если вы чувствуете личную потребность в развитии эмоционального интеллекта, начните с самоанализа. Мы с Сергеем Шабановым разработали опросник, который поможет понять, что вообще нужно анализировать.
Первая часть опросника посвящена осознанию собственных эмоций.
Там в числе прочих есть пункт, в котором надо указать, насколько в любой момент времени вы можете определить, что конкретно чувствуете. Сходу это понять сложно, поэтому уделите анализу несколько дней. Организуйте систему напоминаний в своем телефоне – не менее двух в день. В момент сигнала определите, какие эмоции вы испытывали непосредственно перед сигналом, запомните их и запишите.
— А что делать, если я не могу подобрать слов для того, что чувствую, или вообще не испытываю никаких эмоций?
— Очень часто мы не можем понять, какую эмоцию сейчас испытываем, или думаем, что не испытываем ничего. Но эмоция – это реакция организма на любое изменение во внешней среде, а та всё время меняется. Следовательно, и эмоции есть всегда. Нам просто сложно выразить свое эмоциональное состояние словами.
Если сложно понять, что вы ощущаете, можно начать думать логически. Например, вам предстоит серьезный разговор. Что обычно перед этим чувствуют? Скорее всего, беспокойство. Есть оно у вас или нет?
Можно еще использовать шпаргалки со списком эмоций. Когда есть из чего выбрать, определиться легче.
Есть четыре базовые эмоции: страх, гнев, печаль и радость. Остальные эмоции – более низкие или высокие степени их проявления.
— Как навык осознания эмоций может помочь мне в жизни и работе?
— В момент, когда мы эмоцию осознаем и называем ее, мы задействуем те отделы мозга, которые связаны с речью. А речь тесно связана с контролем наших действий. Получается, что, осознавая эмоцию, мы приобретаем над ней больше контроля. А умение контролировать эмоции помогает справляться с проблемными ситуациями.
Подумайте, с какими проблемами, связанными с эмоциями, вы сталкиваетесь каждый день. Скажем, вы очень вспыльчивый и срываете свой гнев на других людях.
Или вы постоянно обо всём переживаете, и это мешает вам сконцентрироваться на чём-то важном. Со всем этим можно и нужно работать.
Как только конкретная проблема обозначена, эмоциональный интеллект перестает быть как-то абстрактной концепцией.
Дальше надо понять, как вы хотите себя чувствовать в конкретной ситуации. А затем – что нужно сделать, чтобы в это эмоциональное состояние попасть: подышать, умыться, громко крикнуть, помедитировать.
Способов масса, ищите тот, что подойдет именно вам – в личном опыте, интернете, литературе, на тренингах.
Умение вводить себя в «нужное» эмоциональное состояние поможет достигнуть цели, которую вы перед собой ставите: не срываться на коллег, не волноваться перед разговором с начальником, не откладывать важные дела на потом.
— Эмоциональный интеллект, если мы говорим про IT-сферу, относится к разряду soft skills. Многие инженеры считают, что это их слабое место.
— Я бы сказала, что у IT-специалистов повышенная самокритичность по этому поводу. Все, кто приходят к нам на тренинги, как будто уже морально готовы к тому, что с эмоциональным интеллектом у них все плохо.
Я замечаю, что для IT-специалистов мир коммуникаций часто кажется довольно хаотичным, в отличие от каких-то технических вещей. И для них важно обрести в этом какую-то почву, понять алгоритмы и схемы.
В словосочетании «эмоциональный интеллект» они делают акцент на слове «эмоциональный», и не обращают внимания на главное – «интеллект», рациональную составляющую.
А ведь там тоже есть свои закономерности и правила, которые можно использовать. Как только инженеры их осваивают, они сразу же начинают тестировать их в реальной жизни – специфика работы такая.
И часто результат превосходит ожидания.
Еще я заметила, что IT-специалисты хорошо понимают, что такое безоценочность – и это сильно улучшает процесс общение. Это значит, что им не свойственно слышать в речи собеседника скрытые подтексты. Исключая троллинг, конечно.
— Тем не менее, в IT-сообществе довольно много троллей.
— У Сергея Шабанова есть теория на этот счет. По его словам, основной рабочий инструмент IT-специалиста – мозг, который нужно постоянно держать в тонусе и оттачивать.
В высокоинтеллектуальной среде вообще принято мериться, кто умнее. И троллинг – один из способов самоутверждения.
Инженеры, которые научились осознавать свои эмоции, быстро начинают замечать, какие эмоциональные процессы запускают в них тролля.
Например, один участник нашего тренинга осознал, что тролль в нем просыпается от страха – когда он не уверен в теме и потому чувствует себя некомпетентным, менее умным.
Если инженер понимает, зачем он начинает самоутверждаться, и у него есть мотивация побороть в себе это, он начинает искать другие возможности для демонстрации своего ума и компетенции.
— А если мотивации нет? Как объяснить такому инженеру, почему важно развивать эмоциональный интеллект?
— Тут опять же можно пойти через проблему. Soft skills в IT-сфере становятся все более востребованными: инженеры создают ПО в командах, общаются с заказчиками, выступают на пресейлах. Когда ежедневно работаешь с людьми, конфликтов и недопониманий не избежать. Если не знаешь, как решать проблемы, начинаешь злиться и раздражаться. Поэтому гнев – самая распространенная эмоция на работе.
А можно ведь по-другому: создать на работе такую атмосферу, чтобы не испытывать постоянное чувство гнева. Для этого есть свои методики и приемы.
— А как бороться с гневом? Допустим, я чувствую себя очень злой на работе. Я понимаю, что срываться на коллегах – плохо, поэтому я, скорее всего, похороню эмоцию в себе. Но выход ли это? Что нужно делать, чтобы не проглатывать гнев и при этом не выплескивать его на других?
— Доводить эмоцию до пика – плохая идея. Гнев нужно осознавать и вентилировать на более ранней стадии, не дожидаясь момент, когда вот-вот рванет.
Когда мы испытываем гнев, у нас выделяется адреналин. Сам по себе уровень гормона упасть не может, поэтому его нужно пустить в действие.
— Что именно нужно сделать? Первая мысль – побить боксерскую грушу.
— Если начать бить грушу и при этом представлять человека, который вызвал в вас чувство гнева, можно запустить процесс самозаводки. Лучше заняться более нейтральной физической активностью: поприседать, походить по лестнице, глубоко подышать.
Дать себе физическую нагрузку, но не окрашенную эмоционально. Нужно понаблюдать за своим телом и понять, что хочется делать, когда злишься. Я, например, стучу по стене кулаком – мне помогает.
Уровень раздражения может спасть просто от того, что вы обратили на эмоцию внимание.
Мы не можем контролировать возникновение эмоции, потому что это мгновенная биологическая реакция. Но мы можем выбирать, как транслировать ее в мир. Этому нужно учиться, но это умение здорово помогает в жизни.
Что читать, чтобы развивать эмоциональный интеллект:
- Сергей Шабанов, Алёна Алёшина «Эмоциональный интеллект. Российская практика»
- Сьюзан Дэвид «Эмоциональная гибкость. Как научиться радоваться переменам и получать удовольствие от работы и жизни»
- Питер Саловей, Дэвид Карузо «Эмоциональный интеллект руководителя. Как развиваться и применять»
Эмоциональный интеллект: ступени роста
Авторы: Екатерина Витковская и Татьяна Макарова
Большинство людей плохо осознают природу своих переживаний. Спрашивая человека о его эмоциональном состоянии, мы часто слышим: «Нормально», «Хорошо (плохо)», «Голова болит».
Вряд ли кто-то из взрослых вам ответит: «Знаешь, я сейчас чувствую возникающую обиду и немного беспокойства». Или, скажем, «Я ощущаю восторг, к которому примешивается зависть».
Что уж говорить о подростках, в душе которых творится буря, но описать эту «гремучую смесь» из эмоций и гормонов они просто не в состоянии…
Педагоги-психологи Ломоносовской школы Екатерина Витковская и Татьяна Макарова рассказывают, как «воспитывать», тренировать эмоциональный интеллект и в итоге успешно управлять им в самых сложных жизненных ситуациях.
Что такое эмоциональный интеллект?
Если сказать коротко, то это способность управлять своими чувствами адекватно ситуации. Но это только один из его компонентов. Если трактовать шире, то эмоциональный интеллект – способность человека понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также уметь регулировать свои эмоции и эмоции других людей.
Такая эмоциональная компетентность позволяет выстраивать более открытые отношения с окружающими в социуме. Это не означает «доброе» поведение, а говорит о высокой эмоциональной гибкости и умении действовать по обстоятельствам, в зависимости от ситуации, характера людей, с которыми мы взаимодействуем, а также с учетом собственных целей и задач.
Что дает развитый эмоциональный интеллект?
- Успешность в социальной сфере – эффективное выстраивание взаимоотношений с другими людьми.
- Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций.
- Хорошее владение собой, более высокую стрессоустойчивость.
- Повышение уровня удовлетворенности жизнью.
- Защиту от развития психосоматических заболеваний.
- Повышение мотивации.
Главные навыки – умение различать эмоции других, понимать и управлять своими – закладываются в детстве.
Родители, которые озвучивают свои чувства, проговаривают с ребенком то, что он испытывает в разных ситуациях, закладывают фундамент его соматического и психического благополучия.
Подростковый возраст часто сопровождается сменами настроения, бурными полярными реакциями. Некоторые могут подолгу «застревать» в таких эмоциях, как обида, грусть, стыд, гнев. Это одна из многих причин, почему развивать и укреплять эмоциональную компетентность подростков особенно важно.
А начинается все с умения наблюдать и задавать себе правильные вопросы.
Из чего складывается эмоциональный интеллект
Развитый эмоциональный интеллект включает следующие составляющие:
- самопонимание – различение, принятие и называние своих эмоций;
- саморегуляция – выбор способа реагирования на основе анализа эмоционального состояния;
- понимание чувств других – осознание и принятие многообразного эмоционального мира окружающих;
- регуляция взаимоотношений – налаживание и выбор оптимального пути взаимодействия с окружающими.
Как развивать навыки. 4 ступени роста
1. Распознаем свои эмоции и чувства
- Начать стоит с осознания простых эмоций: радости, печали, гнева, страха, обиды, отвращения. Их легче распознавать. Задавайте себе вопросы: «Что я чувствую в настоящий момент? Что я испытывал за секунду до этого?» Старайтесь использовать для описания своего состояния именно эти эмоции.
- Составляйте свой словарь эмоций и чувств. У каждого человека свой уникальный веер эмоциональных переживаний. Выходите на понимание оттенков чувств и своих настроений. Благодаря этим действиям вы сделаете вашу эмоциональную жизнь более понятной и осознанной. «Когда я радуюсь, я говорю…», «Когда мне грустно, я испытываю…»
- Определяйте источник вашего эмоционального состояния: что или кто вызывает эти эмоции и степень их выраженности (сильная, слабая). Для этого можно вести записи, таблицу такого содержания: день, время, эмоция, ее сила, ее причина. «Почему мне это интересно? Что у меня вызвало чувство обиды?»
Осознание и описание своих чувств, понимание причин их появления помогают лучше регулировать эмоциональное состояние и поведение.
2. Изучаем основы саморегуляции
- Экспериментируйте с разными способами управления своими эмоциями:
- переключение – совершайте физические действия для снятия напряжения, например при волнении незаметно сожмите и разожмите кулаки, а также напрягите мышцы ног, можете потянуться или пройтись;
- снижение интенсивности – учитесь правильно дышать, как только чувствуете негативные изменения в вашем эмоциональном состоянии: дыхание должно быть спокойным, а выдох должен быть в несколько раз дольше, чем вдох;
- сдерживание – осознайте свою эмоцию, примите ее, но попробуйте скрыть от окружающих.
- Почувствуйте себя актером, исполняющим роль перед публикой. Мимикой, интонациями голоса, жестами разыграйте различные эмоции: растерянность, восторг, скуку, интерес, восхищение или стыд. Отметьте, что у вас получается лучше всего.
- Вспоминайте ситуации, когда вам было хорошо, когда вы были счастливы. Какие ощущения в теле вызывают у вас эти воспоминания. Обращайте внимание на то, как легко становится на душе. Попробуйте обратиться к этому опыту, когда вам грустно или вы раздражены. Зафиксируйте, как меняется ваше настроение.
Регуляция эмоционального состояния способствует гармонизации внутреннего самочувствия, улучшению взаимодействия с окружающим миром и лучшему пониманию настроения окружающих.
3. Учимся понимать чувства других
- Обращайте внимание на состояние ваших близких и друзей. В каком настроении вернулся из школы ребенок? Почему подруга уже второй день такая грустная? Уточните с помощью вопросов ваши предположения. Например: «Мне кажется ты сегодня… Так ли это?»
- Попробуйте воспринимать эмоции окружающих только через жесты и мимику. Отличный метод для развития этого навыка – смотреть неизвестные вам фильмы с хорошей игрой актеров. Выключайте звук и наблюдайте за действиями героев, пытаясь определить по языку тела, какие эмоции испытывают актеры. Подумайте, какие еще чувства мог бы испытывать этот человек в данной ситуации?
- Слушайте внимательно собеседника и размышляйте над тем, что он транслирует (слова, жесты, мимика, интонации). Ставьте себя на его место и старайтесь смотреть на ситуацию с его позиции, как бы вы чувствовали себя.Понимание чувств других людей повышает качество нашего реагирования и способствует выбору оптимальной стратегии взаимодействия с окружающими.
4. Регулируем взаимоотношения
- Сопереживайте. Искренне интересуйтесь мнением других людей, так вы научитесь правильно реагировать на их слова, проявляя свою способность относиться к ним с уважением, добротой и достоинством.
- Используйте конструктивную модель общения с людьми. Зачастую в ответ на недовольство собеседника мы оправдываемся, спорим или выдвигаем встречные возражения. Это усиливает напряжение. Чтобы его снизить, стоит пойти на компромисс и найти адекватную формулу согласия. Например, можно начать свою речь со слов: «Я понимаю ваши чувства…», «Да, действительно, вы правы…», «Мы можем…».
- Принимая свои чувства и чувства собеседника, внимательно слушая и активно участвуя в диалоге, вы создаете позитивную атмосферу, а это – залог доверительных взаимоотношений.
Практика показывает, что чем более человек открыт к диалогу и восприятию, тем успешнее складываются у него отношения в семье, с близкими и со всеми окружающими.
Понимание своих эмоций, умение встать на позицию собеседника, учитывать его потребности и чувства напрямую связано с эффективностью достижения целей. Чуткость и умение наладить взаимодействие помогают мотивировать, вдохновлять и объединять людей, именно это – основа конструктивных детско-родительских отношений.
Эмоционально компетентный человек создает вокруг атмосферу доверия и уважения, что позволяет быть открытыми и свободными.
Эмоциональный интеллект в учебе: зачем и как развивать
Эмоциональный интеллект (EQ) — это супер-сила, с помощью которой можно распознать свои и чужие эмоции и управлять ими. Увы, это не то, что можно освоить раз и навсегда, но тем интереснее — это бесконечный простор для исследования.
Психологи выделяют пять компонентов эмоционального интеллекта:
Самоосознание (self-awareness) — это понимание своих сильных и слабых сторон. Анализ своих чувств и реакций: что я испытываю, когда отвечаю у доски или иду по высокому мосту над рекой.
Саморегуляция (self-management) — это способность контролировать свои эмоции, выражать или сдерживать их в соответствии с ситуацией. Например, заметить, что обиделся на друга, понять, почему именно и вместо игры в молчанку — поделиться с другом своими переживаниями и продолжать дружить.
Мотивация (motivation) — это осознание своего желания, умение приложить усилия для достижения цели. Мотивированным людям проще делать выбор, расставлять приоритеты и предпринимать действия.
Эмпатия (empathy) — это понимание чужих эмоций, способность сопереживать и общаться с учетом состояния собеседника. Этот навык помогает создать доверительные отношения с любым человеком.
Социальные навыки (relationship skills) — это набор навыков, которые помогают выстраивать отношения с людьми в зависимости от цели и обстоятельств. Как говорить и убеждать, как слушать и поддерживать, как использовать мимику и жесты.
Телеграм-канал для умных родителей Чтобы получать полезные материалы для учебы и быть в курсе новостей, которые касаются вас и вашего ребенка, подпишитесь на телеграм-канал Skysmart | Родителям.
Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей
Кажется, чтобы стать успешным, нужно обязательно делать упор на развитие умственных способностей. Отсюда так много дошкольных программ, кружков, образовательных центров, где в ребенка пытаются впихнуть столько, что не каждому взрослому под силу освоить.
Но дело не только в интеллекте: кроме новых знаний, ребенку также нужно, чтобы с ним поговорили про его чувства, помогли разобраться в отношениях с одноклассниками или просто окутали теплом и поддержкой.
Современные исследования доказывают важность знакомства ребенка с эмоциональной сферой. И выгода очевидна не только в рамках быта, но и в школьных дисциплинах.
80% успеха зависит от уровня EQ и только 20% — от коэффициента интеллекта.
Например, в Стэнфордском исследовании ученые наблюдали за жизнью добровольцев с детства до самой старости и выяснили: IQ нельзя считать надежным показателем успеха.
Топовые специалисты и руководители не были умнее тех, кто до пенсии занимал должности попроще. На самом деле секрет успеха скрыт в развитом эмоциональном интеллекте: навык решать конфликты, сила воли, настойчивость, способность отложить маленькое удовольствие сейчас ради большой награды потом. Самое любопытное, что участники исследования проявляли эти качества уже будучи подростками.
Но дело не только в детях. То, как родитель обращается с собственными чувствами — крайне важно для воспитания детей. На бесплатном курсе Skysmart «Учеба без слез» психолог Екатерина Мурашова рассказывает, что делать родителям с постоянной тревогой и чувством вины и как правильно злиться на ребенка и домашних.
Присоединяйтесь!
В чем польза эмоционального интеллекта для учебы
Хорошо развитый эмоциональный интеллект помогает школьникам лучше учиться и выстраивать надежные отношения со сверстниками и учителями. Как это происходит:
- Ребенок адекватно реагирует на стресс. Вместо истерики из-за низкой оценки, он говорит, что ему обидно и интересуется, как это можно исправить.
- Ребенок проявляет свои переживания и понимает эмоции других. Вместо неуместных шуток и сумбурных разговоров, он знает, как донести свою мысль и получить то, что для него действительно важно.
- Ребенок стремится быть в контакте с учителями и одноклассниками. Легко знакомится с новыми людьми, проявляет внимание к собеседнику, сглаживает острые углы.
- Ребенок владеет саморегуляцией, легко перемещает свое внимание. Умеет переключить внимание из игры на смартфоне на вопрос про Древний Рим.
Йельский центр эмоционального интеллекта несколько лет внедряет в школы свою программу. Исследования доказали, что несмотря на то, что у школьников стало меньше классических уроков, они стали лучше учиться, повысилась личная эффективность и навыки управления вниманием. А еще снизилась тревожность и количество конфликтов с буллингом.
Как учить детей эмоциональному интеллекту
Создать безопасную среду. Это пойдет на пользу не только детям, но и взрослым. Знать, что есть место, где тебя не осудят, примут в любом настроении и поддержат — очень ценно. А если везде есть ощущение, как на «пороховой бочке» — развиваться крайне сложно.
Не игнорировать чувства ребенка и задавать вопросы. Это поможет ему научиться чаще обращать внимание на себя и не ждать интерпретации других, как в том анекдоте.
— Вовочка, тебе пора домой. — Мама, я замерз? — Нет, ты проголодался.
Например, если ребенок переживает из-за плохой оценки — предложить ему сделать перерыв и вместе поиграть на улице, а после выполнить работу над ошибками. Выгрузить эмоции через тело — отличный способ справиться со стрессом.
Пополнять словарь эмоций. Нейробиологи объясняют: невозможно управлять эмоциями, если мы не знаем, как они называются. Например, у грусти есть множество оттенков: уныние, растерянность, отчаяние. Их важно различать, потому что каждое чувство проявляется и корректируется по-разному.
Чтобы помочь ребенку расширить эмоциональный словарный запас, можно играть с карточками: на каждой написать разные чувства и несколько раз в день искать подходящее описание для состояния в этот самый момент. Еще можно распечатать колесо эмоций Роберта Плутчика и вечером отмечать, какая эмоция преобладала сегодня.
Играть в игры живого действия. Ролевая игра — отличный способ научить детей навыкам межличностного общения, эмпатии и эмоциональной регуляции. Например, а образе Человека Паука ребенку может быть проще проживать разные сценарии, экспериментировать и самовыражаться.
Читать вместе художественную литературу. Чтение — самый эффективный тренажер для развития эмпатии. Оно помогает детям развить «модель психического состояния человека» — так они учатся понимать, что испытывает другой человек.
Нас окружает множество технологий, которые делают нашу жизнь комфортнее. Но выстраивать близкие отношения с машиной невозможно, а с людьми — важно. Поэтому учить детей быть в контакте со своими чувствами и эмоциями с ранних лет — отличная инвестиция в их успешное и счастливое будущее.
Эмоциональный интеллект: как его развить, чтобы больше зарабатывать
Andrea/ Pexels
Эмоциональная глухота – вещь поправимая. Вот пять действенных способов стать «интеллектуалкой».
Хайп вокруг этого понятия поднялся в 1995 году, когда научный журналист Дэниел Гоулман собрал данные различных исследований и опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект: почему он может значить больше, чем интеллектуальный коэффициент (IQ)».
И правда, с чего вдруг? Дело в том, что в 1980-е ученые обнаружили, что высокий IQ не очень надежный гарант будущего успеха. Продвижение по карьерной лестнице зависит от знаний не больше чем на 20 %. Остальное решают происхождение, связи, привлекательность, удача и… эмоциональный коэффициент (EQ)!
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Люди с высоким EQ хорошо понимают свои чувства и управляют ими, заодно считывают эмоции других и ладят с разными типажами. То, насколько он важен, было продемонстрировано не раз.
Так, в ходе Соммервильского исследования психологи в течение 40 лет следили за жизнью 450 мальчиков. У трети из них IQ был ниже минимальной границы нормы (90 баллов). Выяснилось, что это никак не сказалось ни на качестве работы, ни на жизни в целом.
Что на самом деле имело значение, так это умение справляться с трудностями и находить общий язык с окружающими.
Еще одно подтверждение – знаменитый зефирный эксперимент: перед детьми четырех-шести лет ставили тарелку с маршмеллоу и говорили, что можно съесть сладость сразу или подождать 15 минут и получить вторую.
Только треть участников дождалась вознаграждения. Спустя десятилетия оказалась, что именно получившие добавку мальчики и девочки добились в жизни гораздо больших результатов.
Выходит, самоконтроль, терпение и желание преуспеть – далеко не второстепенные факторы.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Темная сторона
Вместе с развитым эмоциональным интеллектом приходит ответственность за чувства других людей.
Как только заветный коэффициент занял место среди важных компетенций, появились теории о его опасности.
Так где же таится угроза? Умение стратегически использовать эмоции легко превращается в мощный инструмент для различных манипуляций.
Научные сотрудники Университета Торонто провели исследование, в ходе которого выяснилось, что люди с высоким EQ чаще других используют окружающих в своих – не всегда гуманных – целях.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ученые из британского Кембриджа, например, обратили внимание на то, что во время страстных лидерских речей аудитория практически не обращала внимания на логические недочеты и заметно легче поддавалась убеждению.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Именно этой теорией объясняется успех Гитлера, у которого, надо отметить, с EQ был полный порядок.
Говорит ли это о том, что эмоциональный интеллект – настоящая находка для людей хитрых и коварных? Совсем нет, но с ним преследовать свои цели получается значительно эффективнее.
Как EQ может помочь в работе?
Он связан с лидерскими качествами: благодаря ему ты можешь предугадывать чужие намерения и избегать конфликтных ситуаций.
Forbes приводит данные, согласно которым у 90 % топ-менеджеров высокий эмоциональный интеллект, тогда как у тех, кто находится внизу карьерной лестницы, этот навык хорошо развит лишь в 20 % случаев.
По этой причине многие западные компании в ходе собеседований оценивают уровень EQ у соискателей, претендующих на управленческие должности.
Пойми правильно: эмоциональный интеллект не гарантирует тебе повышение, он становится твоим конкурентным преимуществом, когда ты соперничаешь за место руководителя с равными.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Еще одна сфера, на которую он влияет, – это твой доход.
Например, страховые компании обнаружили, что те агенты, у которых низкий уровень эмпатии, инициативы и уверенности в себе, продавали полисы в среднем на сумму $ 54 000, тогда как сотрудники с высоким уровнем эмоционального интеллекта реализовали их в размере $ 114 000.
EQ помогает сохранять оптимизм, проявлять теплоту в общении с окружающими и заводить разговоры о повышении в правильное время. В результате ты располагаешь к себе клиентов, коллег и начальство. Это неминуемо сказывается на твоем благосостоянии.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
5 черт людей с высоким EQ
1.Не стремятся к совершенству.
Они – не перфекционисты. Понимают, что не существует единственно правильного варианта, как не существует идеала. В случае совершения ошибки они получают опыт и двигаются дальше.
2. Ставят границы.
Готовность искать компромисс и вежливость создают обманчивое впечатление о людях с высоким EQ. Но они знают свои границы и умеют говорить «нет». Это отличная профилактика выгорания.
3. Концентрируются на хорошем.
Эмоциональные интеллектуалы предпочитают не сожалеть об упущенных возможностях, а фокусируются на реальных проблемах и на том, что они могут изменить.
4. Открыты переменам.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Страх нового – одно из препятствий на пути к успеху. EQ позволяет принимать переменчивость и нестабильность как часть жизни и легче адаптироваться к новым условиям.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
5. Справляются с давлением и стрессом.
Исследователи феномена Питер Сэловей и Джон Майер обнаружили, что люди с высоким EQ быстрее восстанавливаются от переживаний и лучше переносят стресс.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Как будем развивать?
Эмоциональная глухота – вещь поправимая. Вот пять действенных способов стать «интеллектуалкой».
1. Слушай активно.
На рынке проигрывают те компании и люди, которые любят поговорить о том, какие они замечательные и сколько всего смогли добиться. Хвастайся перед зеркалом. А в обществе человека превращайся в глаза и уши, показывай всем телом, что ты внемлешь и запоминаешь. Когда эстафета в диалоге переходит к тебе, коротко повторяй слова собеседника, чтобы показать: ты его поняла.
2. Говори о чувствах.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ты знаешь разницу между грустью, разочарованием и расстройством? А между радостью, счастьем и эйфорией? Многие различают только два состояния: «мне хорошо» и «мне плохо». Из-за этого им достаточно трудно выразить желания или оценить потребности других.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Если ты чувствуешь, что расстроена, спроси себя, в чем именно причина твоей печали. А еще попытайся понять, в какой части тела скопилось напряжение, из-за чего оно возникло.
Клинический психолог Люция Сулейманова объясняет, что так ты разовьешь в себе осознанность, которая необходима, чтобы считывать намерения, мотивы и страхи собеседника.
Усилием воли обращай внимание на окружающие цвета, звуки, запахи, работу своего организма. Постепенно это войдет в привычку.
3. Оценивай себя
Когда ты имеешь слабое представление о собственных способностях, легко попасть в ловушку: не требовать повышения, когда ты его точно заслуживаешь, или конфликтовать с коллегами из-за завышенного самомнения.
В одном известном исследовании студентов попросили оценить, насколько хорошо они сдали тест, и потом сравнили их мнение с реальными результатами. Выяснилось, что большинство участников переоценивают свои способности. И особенно к этому склонны те, кто на самом деле показали довольно низкие результаты.
Это явление называется эффектом Даннинга – Крюгера. Не становись его жертвой, старайся адекватно оценивать собственные сильные и слабые стороны.
4. Меняйся ролями
Как часто тебе приходилось яростно защищать свою позицию или критиковать чужое мнение только потому, что ты считала, что достигла статуса центра Вселенной? Попробуй поиграть в игру, когда ты – в роли адвоката – находишь аргументы в пользу какого-то взгляда, даже если он тебе чужд. Потребуются десятки тренировок, но, поверь, результат того стоит.
5. Ищи мотивацию
Подумай, что толкает тебя двигаться вперед. Бонусы, зарплата, похвала? Все это – только внешние мотивы, и они, как показывают многочисленные исследования, слабо помогают человеку в достижении целей. Высокий эмоциональный интеллект опирается на внутренние «драйверы»: желание развиваться, моральные ценности, представления о смысле жизни. Необходимо найти свой глубинный мотиватор.