Что такое государство (понятие) — его признаки, функции, формы и теории возникновения

Государство, его происхождение, признаки и основные функции

Вистории социально-политической мысли было очень много пониманий сущности государства, а также теорий его происхождения.

В античности основателями государства считали мифологических героев или реальных людей (типа Солона). Их почитали как мудрецов и считали, то основатели государства принесли людям величайшее благо. В средние века государство понималось как дар Бога людям.

Были и такие учения, в которых государство рассматривалось скорее как зло или же как аппарат для насилия над людьми. Так, анархисты мечтали об уничтожении государства, а К.Маркс утверждал, что государство — это диктатура господствующего класса.

В будущем коммунистическом обществе классы исчезнут, а вместе с ними отомрет и государство.

Понятие государства. Сейчас обычно считается, что без государства могут существовать лишь архаические, первобытные общества. Возникновение и развитие первых цивилизаций неизбежно приводило к возникновению государства, и нет никаких видимых причин для того, чтобы государство как форма политического управления обществом могло исчезнуть в обозримом будущем.

Обычно государству дается следующее определение. Государство это политическая организация, обладающая суверенитетом, располагающая аппаратом управления и принуждения и придающая своим велениям обязательную силу для всего населения определенной страны.

Нужно отметить, что часто слова “государство”, “общество”, “страна” используются как синонимы. Однако государство не есть общество в целом, государство – только один из элементов или, точнее сказать, институтов общества.

Общество как форма совместной жизни людей существовало до государства. Далеко не все социальные связи и отношения относятся к государственно-политическим отношениям.

Как уже говорилось выше, государство – это прежде всего организация политической власти определенного общества.

Теории происхождения государства. С глубокой древности многие мыслители пытались объяснить причины возникновения государства. Создавались самые разнообразные теории. Рассмотрим кратко самые известные из них.

Аристотель в сочинении “Политика” выдвинул так называемую “патриархальную” теорию происхождения государства. Он считал, что государство возникает в результате разрастания семей и совместной жизни отдельных родов. Государственная власть — это постепенное распространение отцовской (патриархальной) власти с отдельных родов на все население страны.

Средневековые мыслители Аврелий Августин, Фома Аквинский разработали теологическую теорию происхождения государства. Согласно ей, государство возникает как осуществление Божественного замысла. Это придавало государству статус святости и незыблемости. Государь выступал как помазанник Божий.

В новое время английские философы Т.Гоббс и Дж.Локк, затем французские философы Ш.-Л.Монтескье и Ж.-Ж.Руссо разрабатывали теорию происхождения и сущности государства как общественного договора. Согласно Гоббсу, государство существовало не всегда.

Ему предшествовало “естественное состояние”, которое Гоббс характеризует как “войну всех против всех”. Устав от постоянной вражды и беспорядка, люди пришли к идее “общественного договора” – свободного соглашения народа учредить государство.

В этом соглашении народ отказывается от своих свобод в обмен на гарантии правителя обеспечить своим подданным безопасность и защиту от внешних врагов.

Локк к основному содержанию общественного договора относил обеспечение прав и свобод личности в рамках государства, Руссо видел в договоре прежде всего выражение политической воли народа.

Договорная теория сыграла большую роль в формировании различных учений о правовом и демократическом государстве. Однако ее основное положение, что государство – это искусственный продукт созна­тельной воли людей, упускает из виду объективные (исторические, экономические) причины возникновения государства. Некоторые черты

общественного договора заметны, например, в образовании американского государства. Но большинство других государств в своей основе не имело каких-либо соглашений между правителями и гражданами страны.

К. Маркс и его последователи разработали классово-экономическую теорию происхождения государства. Оно возникает в результате общественного разделения труда, появления частной собственности. В результате происходит расслоение общества на классы. Господствующий класс захватывает власть и постепенно создает различные органы для ее упрочения.

Так возникает государство, которое в дальнейшем используется для управления обществом и, прежде всего, для эксплуатации низших классов. Достоинством этой теории является описание объективных процессов, которые неизбежно ведут к возникновению государства.

Ее недостаток состоит в том, что в этих процессах принимается во внимание лишь экономические причины.

И сейчас в науке нет какой-то одной общепринятой теории происхождения государства. Вместе с тем обычно считается, что государство – это результат сложных эволюционных процессов преобразования родоплеменного строя в устойчивые территориальные общности людей.

Здесь важны многие процессы: экономические (развитие земледелия, отделение от него ремесел), цивилизационные (появление городов, возникновение письменности), исторические (обычно возникновение государств сопровождается завоеваниями, порабощениями одних племен другими и т.п.).

Признаки государства.Государство как организация власти в обществе отличается от форм власти в догосударственных первобытных сообществах людей рядом важных признаков. Основные из них таковы.

Наличие публичной власти. Это те или иные органы законодательной и исполнительной власти, аппарат чиновничества, суды, полиция (полиция, например, была уже в Древнем Египте), армия.

Административно-территориальная организация. При государственном управлении возникает деление страны по административно-территориальному принципу. Это необходимо для более рационального управления обществом, сбора налогов и т.п. В первобытном обществе организация основывалась на кровнородственных связях.

Регулярный сбор налогов. Он необходим для содержания армии, государственного аппарата, проведения общественных работ.

Суверенитет государственной власти. Это монопольное право государства на законодательство и управление внутри страны, а также его самостоятельность и независимость в отношениях с другими странами.

Аппарат принуждения.

Функции государства. Функции государства весьма многочисленны. Основные из них были присущи уже древним государствам, другие возникали по мере развития цивилизации. Функции государства делятся на внутренние и внешние. К основным внутренним функциям государства относятся:

• установление и поддержание режима законности и правопорядка в обществе;

• организация экономической жизни, денежного обращения в стране;

• осуществление общественно значимых работ (строительство дорог, мостов, систем орошения и т.п.)

• социальная функция – организация в обществе тех или иных систем здравоохранения, просвещения, помощи неимущим и инвалидам и т.п.

• К главным внешним функциям государства относятся:

• защита границ и оборона страны при нападении извне;

• внешнеполитическая деятельность – представление страны в отношениях с другими странами;

• организация экономических связей с другими странами.

Итак, государства возникают в результате объективных процессов социально-исторического развития, они выполняют целый ряд необходимых и важных функций в жизни общества.

Типы государств

Поскольку страны и общества очень разнообразны, то и государственная власть в них может быть организована различными способами. И в истории человечества, и в наши дни есть много разных типов государств. Государства различаются по формам правления, формам государственного устройства и типам политического режима.

Форма правления – это порядок образования высших органов государственной власти. По этому признаку государства подразделяются на монархии к республики.

При монархической форме правления высшая власть в государстве принадлежит одному лицу (королю, царю), получающему эту власть по наследству. Существует два основных вида монархий – абсолютные и ограниченные (конституцией и/или парламентом).

В абсолютной монархии власть монарха не ограничена, он назначает высших чиновников, издает законы, в его ведении находится бюджет страны. Такие монархии характерны для традиционных обществ, примерами их могут формы правления Ивана Грозного или Петра I. Ныне абсолютные монархии сохранились лишь в некоторых странах арабского Востока (Саудовская Аравия, Оман и др.).

В конституционной или парламентской монархии власть монарха сильно ограничена, она имеет в основном символический и представительный характер. Конституционные монархии, например, существуют в целом ряде европейских стран – Великобритании, Испании, Швеции, Бельгии и др.

Реальная власть в этих странах принадлежит парламентам и правительствам, избираемым народом. Правительства не подчинены в своей деятельности монархам.

Королевы и короли лишь формально утверждают состав правительств, открывают работу вновь избранных парламентов и осуществляют другие символические акции.

При республиканской форме правления высшая власть принадлежит выборным органам.

Республиканская форма государства возникла еще в античности – в Древней Греции и в Древнем Риме. Но это было скорее исключительное явление.

Сейчас эта форма правления характерна для большинства стран мира. Современные республики обычно подразделяются на парламентские и президентские.

И в тех, и в других главой государства является президент, которого избирает или парламент, или весь народ. Но в парламентских республиках президент не участвует в управлении страной, в формировании правительства. Его основная роль – надзор за соблюдением конституционного порядка в стране.

Основная власть принадлежит правительству во главе с премьер-министром. Обычно премьер-министр представляет партию, победившую на парламентских выборах. В своей деятельности правительство несет ответственность перед парламентом.

К типичным парламентским республикам относятся, например, Германия, Италия, Финляндия, Австрия.

В президентских республиках президент обладает полномочиями главы государства и главы правительства. В четкой форме это выражено в государственном устройстве США, где президент является главой правительства.

Но есть республики, где президент и глава правительства -разные лица. Это, например, Франция или Россия.

В них президент осуществляет общее руководство правительством, является главнокомандующим вооруженными силами и имеет ряд других важных властных полномочий.

Форма государственного устройства – это территориальное устройство государства, определяющее взаимоотношение центральной и региональной власти. По этому признаку государства делятся на унитарные и федеративные.

Унитарные государства отличаются политическим единством. Отдельные административно-территориальные образования (области, провинции, штаты и т.п.) не имеют своих конституций или собственных законодательств, не обладают суверенитетом, т.е.

не являются государственными образованиями. Во всех регионах унитарного государства действует единая система законов, проводится единая экономическая, финансовая и т.п. политика.

К числу унитарных государств относятся Франция, Япония, Украина и многие другие страны.

Федеративное государство – это сложное государство, в котором его отдельные части (субъекты федерации – республики, земли, штаты и т.п.) сами обладают определенным государственным суверенитетом и соответствующими государственными органами. Наша страна, Россия, является таким федеративным государством.

Федерациями являются также Германия, США, Индия, Канада, Швейцария и ряд других стран. Исторически некоторые федерации образовывались в результате объединения или союза ранее независимых государственных образований (например, объединение Германии в XIX в. при Бисмарке), или же федеративное устройство отражает многонациональный характер страны.

Субъекты федерации могут обладать собственными конституциями, законодательными собраниями, высшими органами исполнительной и судебной власти. Парламенты федераций имеют двухпалатную структуру, при этом верхняя палата (в России – Совет Федерации) представляет интересы субъектов федеративного государства.

Верховная власть в таких государствах принадлежит федеральным органам, и только они ведают определенным кругом дел (внешняя политика, управление вооруженными силами, таможенное дело и т.п.).

Существует также такая редкая форма государственного устройства как конфедерация. Это государственный союз суверенных государств.

В этом союзе государства могут вместе осуществлять ряд функций, например, обороны, таможенной политики, внешней торговли и т.п. Конфедерации обычно неустойчивы, они или преобразуются в федерации (например, конфедерация североамериканских штатов в XVIII в.

), или распадаются (как недолгая конфедерация Египта и Сирии в XX в.). Некоторые черты конфедерации есть в нынешнем союзе России и Белоруссии.

Типы политического режима – это методы осуществления государственной власти, используемые стоящими у власти людьми или группами. Существуют два основных типа политических режимов: демократический и антидемократический. В свою очередь основными разновидностями антидемократического режима являются авторитарный и тоталитарный режимы.

Читайте также:  Hashflare — облачный майнинг или как начать зарабатывать на хешфлаере вложив всего пару долларов (не развод)

Авторитарный режим характеризуется жесткой централизацией власти, значительным ограничением прав и свобод граждан, ограничением или запрещением партий и других организаций, ограничением роли выборных органов и усилением роли исполнительных органов исосредоточением власти в руках главы государства. Авторитарные режимы характерны для абсолютных монархий, для стран, во главе которых оказываются военные диктаторы, для некоторых государств “третьего мира”, в которых еще не выработались демократические традиции.

Демократия предполагает обеспеченность политических прав и свобод граждан и их организаций; существование политического плюрализма, конкуренции политических партий в борьбе за власть; выборность центральных и местных органов государственной власти; ограничение деятельности государства рамками закона, принцип разделения властей и др.

Тоталитарные режимы возникли в XX в. Они характеризуются полным, “тотальным” контролем государства над всеми сферами общественной жизни. Как говорил один из первых “вождей” тоталитаризма Б.Муссолини, “все в государстве, все для государства”. Для тоталитарного режима характерны следующие типичные признаки:

• одна массовая партия, во главе с обожествляемым и наделяемым сверхъестественными качествами “вождем”; верхушка этой партии одновременно руководит и государством;

• единственно возможная “государственная” идеология, которая должна признаваться всеми; разделение всех в соответствии с этой идеологией на “друзей” и “врагов”;

• монополия государства на все средства массовой информации;

• централизованная система управления экономикой;

• организация системы постоянной слежки за всеми гражданами и мощной репрессивной машины для подавления и уничтожения людей, так или иначе сопротивляющихся режиму.

Тоталитарные режимы сложились в фашистской Италии, нацистской Германии, в более мягкой форме они существовали в Испании, Португалии.

Иной вид тоталитаризма возник на основе коммунистической идеологии и практики большевизма в СССР, затем под влиянием этой модели тоталитарные режимы сложились в других странах социализма – Китае, КНДР, странах Восточной Европы.

Все эти режимы принесли немало страданий народам этих стран и обычно сопровождались массовыми репрессиями.

Таким образом, хотя любое государство представляет собой организацию власти и управления в обществе, типы и формы государств весьма заметно отличаются друг от друга.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s35636t9.html

Кратко о государстве: понятие, признаки, функции и отличия от других организаций

Государство – это организация политической власти, необходимая для реализации классовых задач. Признаки и функции государства призваны управлять обществом и обеспечивать в нём стабильность и порядок.

Таблица признаков государства

Основные Дополнительные
Наличие территориальных границ Символы и атрибуты власти (герб, гимн, флаг)
Суверенитет Государственный язык
Присутствие публичной власти Единая денежная единица
Система налоговых сборов Транспортная система
Законотворчество Единое экономическое пространство
Право на легитимное насилие
Армия
Народонаселение

Теории возникновения

Появление государства – это определенный этап становления общества.

Выделяют две теории возникновения государства:

  1. Это был естественный процесс развития отношений между людьми. Авторами этой концепции были Дж. Локк и Т. Гоббс. Население по собственной инициативе передало государству часть своих прав. Оно сформировало группу управленцев, осуществляющих контроль целостности территорий и защиты прав граждан.
  2. Платон выдвинул другую теорию, которую поддерживали Д. Юм и Ф. Ницше. Государство возникло в процессе завоевания населения организованной группой людей. Она была небольшой и хорошо вооружённой.

Изначально государство было единой политической организацией. В процессе его эволюции начали появляться иные движения, партии и блоки.

В широком смысле слова, государство представляет собой определённую страну вместе со своим народом, проживающим на его территории. В узком смысле – политический институт верховной власти. Оно отвечает за безопасность жизни людей, поддерживает порядок, регулирует отношения различных социальных слоев друг с другом. Для этих целей создаётся аппарат управления.

Организационная структура

Организационная структура государства представлена следующими элементами:

  • законодательные органы власти;
  • система судебных учреждений;
  • органы исполнительно-распорядительного характера;
  • армия;
  • органы контроля общественного порядка и государственной безопасности.

Эти функции позволяют не только управлять обществом и представлять его интересы, но и применять методы принуждения по отношению к отдельным гражданам или целым нациям. Примером этого служат массовые политические репрессии в СССР, когда гонениям подвергались целые народы.

Признаки любого государства

Основные признаки государства делают отличным его от других политических организаций.

Территориальная организация

Государственная власть распространяется на все население, проживающее в пределах его территориальных границ, вне зависимости от наличия гражданства членов общества. Жители являются его подданными. Они обязаны соблюдать установленные законы. Государство представляет их интересы и берёт на себя функцию их защиты.

Государство не способно существовать без территории. Война и экспансия могут способствовать её увеличению или уменьшению.

Суверенитет

Суверенная организация власти полностью независима внутри страны и за ее пределами. Территория государства едина и неделима. Оно самостоятельно решает все вопросы внутренней и международной политики, на равных правах вступает во взаимоотношения с другими странами. Во внутренней политике государственная власть стоит выше других учреждений и партий.

Суверенитет предполагает две формы:

  • экономическая (собственная национальная валюта, налоговая система, таможенная служба и законы хозяйственной деятельности),
  • политическая (сухопутные, морские и воздушные границы, судебная система, вооруженные силы, органы управления и власти).

Присутствие публичной власти

Власть – способность воздействовать в нужном направлении, навязывать свою волю. Население управляется слоем людей, которые называются чиновниками, политической элитой. Этот механизм обеспечивает стабильную жизнедеятельность общества.

Публичная государственная власть имеет политический характер. Аппарат управления обособлен от общества. Личных отношений между ними не возникает.

Он руководит гражданами с помощью определенных органов: правительства, парламента, системы правосудия. Государственная власть регулирует отношения различных социальных групп, интересы которых подчас не совпадают.

Она обеспечивает существование всего общества как единого целого.

Устойчивость такого механизма зависят от её легитимности, которая означает:

  • международное призвание,
  • законность, справедливое и правомерное управление,
  • поддержка населения.

Средствами обеспечения легитимности могут быть референдумы, выборы, многопартийность, уход в отставку.

Налоговая система

Налогообложение составляет финансовую основу деятельности государства. Собранные с населения обязательные и безвозмездные сборы направляются на решение задач управленческого характера и содержание государственных органов.

Они способствуют финансовому обеспечению армии, органов управления, социальной сферы. На их основе создается резерв на случай чрезвычайных бедствий и происшествий. С увеличением объема государственных задач процент сборов может расти.

Изъятие налогов носит принудительный характер, но некоторые страны уже осуществляют постепенный переход их уплаты на добровольной основе.

Законотворчество и право на насилие

Государство имеет возможность издавать правовые акты, которые обязаны соблюдать граждане, находящиеся в этот момент на его территории. Право устанавливает компетенцию государственных органов, регулирует права и свободу граждан.

Любой закон непререкаем и обязателен для всего населения. Юридические нормы направляют поведение масс в единое русло. Хотя эти установки не всегда выполняются в полном объёме, большинство населения их соблюдает. Это достигается с помощью правоохранительных органов и карательных учреждений. Различные санкции в виде лишения прав и свободы граждан пресекают неуважение к правовой системе.

Политическая элита вынуждена прибегать к насилию, когда возникает возможность её свержения.

Армия

Одна из главных задач государственной власти – сохранение целостности и неприкосновенности её границ. Споры между соседними странами по этому поводу могут стать причиной вооруженных конфликтов. Возможный захват территории обуславливает создание мощной современной армии, способной защитить население.

Кроме того, вооруженные силы могут использоваться при внутренних конфликтах для поддержания порядка. Они призваны не допустить возможность массовых столкновений, нарушающих равновесие общественных сил. Армия выступает гарантом стабильности существующей в стране политической системы.

Народонаселение

Государственная власть представляет интересы всего общества, что отличает государство от других политических организаций. Она объединяет людей на своей территории вне зависимости от их расы или вероисповедания.

Гражданство – понятие, определяющее принадлежность человека к данному государству. Оно выражается во взаимных правах и обязанностях.

Гражданство человек получает с рождения, что отличает его от добровольного членства в различных политических организациях.

Население может быть как многонациональным, так и нет. Но все люди обладают одинаковыми правами и обязаны соблюдать единые нормы внутреннего правопорядка.

Символы и атрибуты власти

Флаг, герб и гимн – это дополнительные признаки государства.

Ещё к ним можно отнести единую денежную единицу, язык, экономическое пространство, транспортную сеть. В некоторых монархиях к таким атрибутам власти принадлежат скипетр и держава, корона. Символика не является обязательной для каждой страны, потому что является признаком государства второстепенного свойства.

Функции государства

Функции государства – это направления его внешней и внутренней деятельности. Они отражают его назначение в обществе и определяются поставленными задачами.

Внешние функции:

  • внешнеэкономическое сотрудничество с другими государствами;
  • оборона и охрана территориальных границ;
  • научно-техническое и культурное взаимодействие с другими странами;
  • решение глобальных экологических проблем;
  • отстаивание государственных интересов на международной арене.

Внутренние функции:

  • формирование бюджета, контроль за его исполнением;
  • стимулирование предпринимательской деятельности;
  • разработка мер социальной поддержки общества;
  • обеспечение порядка с помощью правоохранительных органов;
  • формирование патриотических ценностей и культурное просвещение граждан.

Источник: https://obrazovanie.guru/gosudarstvo-i-pravo/kratko-o-ponyatii-priznakah-i-funktsiyah.html

Понятие государства, его признаки, функции и сущность

Теория государства. Учебник  для вузов под редакцией Рассолова

 Понятие государства, его признаки, функции и сущность.

Теория государства и права – система знаний о государственно-правовых явлениях, их социально-политических целях и механизме государственно-правового регулирования общественных отношений.

Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти. Управляет обществом, выполняет общественно полезные функции и обладает аппаратом принуждения для обеспечения исполнения государственной политики. Разрабатывает и принимает правовые акты (НПА – нормативно-правовой акт во 2 лекции).

Признаки государства:

•Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в рамках всей страны. Гос-во обладает территориальным верховенством, что означает единство и полноту гос-венной власти на всей его территории.

•Государство представляет собой особую организацию политической власти располагающей специальным аппаратом управления обществом через систему своих органов власти

•Объединяет население – человеческое сообщество, объединенное институтом гражданства( гражданин страны; иностранный гражданин; гражданин без гражданства)

•Государство использует правовой механизм в организации жизни общества. Гос-ву принадлежит право в издании правовых актов, имеющих обязательную силу для всей страны, нормы которых производятся в жизнь через систему гос-ых органов.

•Наличие суверенитета, т.е. гос-ая власть обладает верховенством и независимостью как внутри страны, так и в межгосударственных отношениях с учетом международных прав.

Сущность государства – является урегулированием общественных отношений с помощью особых специфических форм и методов, присущих лишь публичной власти

Функции государства.

•внутренние, связанные с деятельностью внутри страны( охранительные, экономические, культурные, социальные и тд)

•внешние – проявляются при взаимоотношении с другими гос-вами( защита гос-ва, дипломатические отношения и тд)

Теории происхождения гос-ва

Предпосылки образования гос-ва:

•экономические

                ○общественное разделение труда

                ○рост производительности труда

                ○возникновение частной собственности

•социальные

                ○разделение общества на классы

Гос-во( в то время) – выделившаяся из общества и обусловленная его экономическим и социальным укладом и традициями политическая организация публичной власти.

Пути возникновения гос-ва

•Восточный      •Европейский

Теории:

•теологическая – гос-во есть продукт божьей воли

•патриархальное – гос-во возникло из разросшейся семьи( Платон, Конфуций)

•договорное – гос-во возникло по согласию людей

•теория насилия – гос-во возникло в силу различных военно-политических факторов

Читайте также:  Инфотвип — больше, чем фриланс биржа

•органическая теория

•материалистическая теория – результат социально-экономического развития

•психологическая теория – гос-во возникло в силу особенностей человеческой психики.

Формы и типы гос-ва

Форма гос-ва – совокупность его внешних признаков, характеризующих способ и порядок политической власти, его высших органов, форм управления, форм гос-ого устройства и политический режим.

 Монократическая форма – характеризуется единовластием как в руках одного человека, так и группы людей, либо органов правящей партии. Разделение власти отсутствует.

Теократическая монократическая форма – тут сильно развита религия: мусульманство( н-ер, ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар)

                Экстремистская монократическая форма – фашистские гос-ва

                Милитаристская моноклатическая форма – Ирак

Поликратическая форма гос-ва – разделение власти, децентрализация управления, высокая степень автономности и наличие местного самоуправления( Европа)

Сегментарная форма сочетает моно- и поликратические формы( Египет)

Типы гос-в

Подходы к типологии гос-в:

1)      Тип гос-ва связывается с типом общественно-политической формации( социализм и тд)

2)      Степень политической свободы( демократичность, антидемократичность)

3)      Тип цивилизации( средневековье, древнеримское и тд)

Формы правления – организация высших органов гос. власти, их структура, порядок образования и компетенция. Она определяет как строятся отношения между верховной властью и населением, в какой мере высшие органы власти обеспечивают свободу и права граждан.

Виды форм правления

Монархия – форма правления, при которой верховная власть осуществляется главой гос-ва – монархом единолично и переходит в порядке престолонаследия.

                Признаки:

                •наличие единственного главы гос-ва

                •пользование власти пожизненно

                •наследственный порядок перехода власти

                •глава гос-ва не подлежит юридическому преследованию

                •монарх – исторический и религиозный символ власти

                Виды монархии:

                •абсолютная монархия – власть не ограничена законом. СА, Катар

•Ограниченная монархия – власть ограничивается выборным гос-ым органом. Испания, the UK

 Республика – это форма правления, при которой все высшие органы гос-ой власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями( парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами.

                Признаки:

                •наличие единоличного или коллегиального правового гос-ва

                •выборность на определенный срок главы гос-ва и других органов гос-ой власти

                •юридическая ответственность главы гос-ва

                •общеобязательное решение верховной власти для всех гос-ых органов.

                •преимущественная защита прав и свобод граждан.

                Виды республики:

                •парламентская республика – избирается парламент( населением) который формирует правительство и избирает главу гос-ва. Германия Италия

                •президентская республика – избираемый глава гос-ва избирается всенародно, правительство отчетно перед президентом, а не перед парламентом. США, Франция.

                •смешанная республика – отсутствует прямая связь между правительством и президентом, формально президент руководит исполнительной властью, избирается всенародно. РФ

Формы гос-ого устройства( ФГУ)

ФГУ – это административно-территориальная организация гос-ой власти, определяющая хар-р взаимоотношений между соответствующими частями( центрóместные органы гос. власти)

ФГУ определяет:

•внутреннее строение гос-ва.

•правовой статус частей гос-ва

•характер взаимоотношения между центрóместные органы гос. власти

•степень защиты интересов народов, прав на территории данного гос-ва

По ФГУ виды гос-ва:

•Унитарное( Франция) – единое неделимое гос-во, единицы которого подчиняются центральным органам власти и не имеют суверенитета

                Признаки:

                ○жесткое подчинение  местных органов власти центральным органом

                ○наличие единого законодательства

                ○отсутствие у частей гос-ва определенного суверенитета

•Федерация – добровольное объединение нескольких гос-в в одно союзное гос-во

                Признаки:

                ○территория гос-ва состоит из территориальных субъектов

                ○наличие высших органов власти и управление как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта федерации

○верховная гос-ая власть принадлежит федеральным органам власти

○разграничение полномочий между субъектом и федерацией.

○наличие в федерации в парламенте палаты, представляющей интересы субъектов федерации.

○вся внешнеполитическая деятельность в руках только федерации, однако экономика и культура есть у субъектов.

•Конфедерация – временное объединение суверенных гос-в для достижения определенных целей.

Понятие политического режима, его виды.

Политический режим – совокупность методов, приемов, способов и средств осуществления гос-ой власти, обеспечивающих её стабильность и упорядоченность.

Источник: https://dendrit.ru/page/show/mnemonick/ponyatie-gosudarstva-ego-priznaki-funkci/

Понятие и теории происхождения государства

Государство является центральным, интегрирующим общество политическим институтом.

Оно концентрирует высшие властные полномочия и обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные отношения.

Государство – это институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития.

Долгая история формирования и развития государства сопровождалась не менее длительными и не всегда результативными попытками теоретического объяснения источников возникновения данного института, его отличительных черт, социального назначения и перспектив будущего развития.

Долгое время государство практически отождествлялось с обществом, его социальной организацией. И только в XVI веке благодаря трудам Н. Макиавелли, в которых впервые использовался термин stato (от лат.

status – положение) для обозначения особой, отличной от общества структуры власти, появился и термин «государство».

Сложность и многообразие путей формирования этого института власти, его функций и назначения отразилась и на объяснении причин его происхождения. В частности, в Древней Греции в основном преобладали теории естественного происхождения государства.

Так, Аристотель полагал, что люди как социальные по своей природе существа, стремящиеся к совершенству и потому постоянно взаимодействующие друг с другом, неизбежно образуют общество и его формальную организацию – государство. При этом государство служит не только проявлением естественного стремления людей к взаимному общению, но и средством достижения ими морального совершенства.

Государство состоит из людей, но оно неизмеримо сильнее любого отдельного человека или каких-либо групп и объединений. Поэтому сила, мощь и превосходство государства над человеком также должны рассматриваться как его важнейшие проявления.

Интересно, однако, что эта гуманистическая логика объяснения естественного характера возникновения и назначения государства впоследствии была подхвачена сторонниками фашизма (в частности, Муссолини с его теорией «органистского государства»), сделавшими акцент на могуществе и силе этого института власти.

В средние века большое распространение получила теория божественного происхождения государства, творцы которой рассматривали государство как результат Божьего промысла, орудие проявления заранее предуготованного для человека божественного плана, выявление высшей воли Творца. Такое понимание природы государственной власти предусматривало, что именно Бог выбирает короля и дарует ему абсолютные полномочия по отношению к подданным, которым надлежало подчиняться земному властителю, даже если тот был тираном. Соединившись с интересами института церкви, эта идея интерпретировалась в духе теории «двух мечей», признававшей правомерность наличия центров светской и церковной власти, каждая из которых считалась дарованной Богом и обладала собственной компетенцией: одна – в мирской, другая – в духовной области.

Основываясь на этих идеях, приверженцы божественной интерпретации государства утверждали наличие некоторых народов-избранников, которых якобы благословил Всевышний. Отголоски таких традиций сохранились вплоть до настоящего времени.

Например, японские власти во Второй мировой войне широко использовали мифологичес-кие идеи, утверждавшие, что первым императором Японии был внук Богини Солнца и потому умереть за Богом избранного монарха есть высший религиозный долг.

Собственную трактовку происхождения государства дала договорная теория, находившаяся в оппозиции к «божественному праву королей» и основывавшаяся на идее народной власти, т.е. признания народа главным источником государственного суверенитета. Возникшая в XVII-XVIII вв.

теория общественного договора в самом общем виде утверждала идею о том, что властители и подвластные имеют друг перед другом определенные обязательства, возникшие в тот период, когда суверенный народ согласился создать государство и передать правителям определенные полномочия.

Таким образом, признавалось, что люди могут аннулировать правительство и государство, если они не служат их целям.

В то же время эта самая общая установка предполагала возможность различного истолкования форм и полномочий власти, прав властвующих и подвластных, а также иных существенных сторон общественного договора. Так, Т. Гоббс утверждал, что государственная власть предоставляется властителям, дабы сохранить общественный порядок и предотвратить «войну всех против всех».

Именно монарх есть воплощение сущности государства, его суверенитета и потому, во избежание хаоса и разрушительных последствий взаимной конкуренции граждан, властям следует иметь существенное преимущество перед народом. В противоположность таким идеям Ж. Ж.

Руссо и его сторонники отдавали решающие преимущества в государстве населению в целом, полагая, что общественный договор предполагает право и необходимость властвования народа только в непосредственной форме, не нарушающей и не ограничивающей его общеколлективную волю. В то же время Дж.

Локк и его последователи настаивали на том, что государство в рамках общественного договора должно полностью контролироваться народом и быть использовано для защиты прав и свобод граждан.

Свою лепту в обоснование источников возникновения государства внесли теоретики, настаивавшие на насильственном характере этого процесса. Еще в древние времена возникли идеи о том, что государство было создано путем захвата и насилия сильных над слабыми.

Таким образом, на протяжении тысячелетий формировалась не только установка на отрицательное отношение к государству как социальному злу, но и этическое оправдание сопротивления ему и даже уничтожения его.

Такие подходы были характерны и для ранних христиан, сопротивлявшихся Римской империи, и для теологов, стремящихся подчинить церкви органы светской власти, и для многочисленных революционных группировок, боровшихся с разнообразными формами тирании и диктатуры.

Наиболее яркую форму такого рода идеи получили в теориях анархистов М. Штирнера, П. Прудона, М. Бакунина, рассматривавших государство как воплощение социального зла и стремившихся освободить человека от всех разновидностей внешнего принуждения и власти.

В противоположность такой трактовке в XIX в. в теориях Г. Гегеля и Ф. Ницше сложился иной подход, согласно которому государство, имевшее силовое происхождение, есть крайне положительное для общества явление.

По их мнению, государство, проявляя в своей деятельности заложенную при его рождении силу, организует власть сильных над слабыми, заявляя о себе как о самой могущественной организации в человеческом сообществе и неся таким образом благо нуждающимся в защите людям.

По этой причине государство признавалось институтом, стоящим выше ограничений обыденной морали или прав отдельной личности.

Собственную трактовку происхождения государства дала марксистская теория, в которой указывались определенные предпосылки данного процесса (прежде всего наличие общественного разделения труда, возникновение частной собственности и классов) и непос-редственная причина создания государства (непримиримость классовых взаимоотношений, вследствие чего экономически господствующий класс создает государство как инструмент принуждения своих конкурентов). Как писал В. И. Ленин, «государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены».

Таким образом, в марксизме наиболее ярко выразилось отношение к государству не как к институту, выполняющему общесоциальные функции в обществе, а как к инструменту группового господства, аппарату власти, господства и управления общественными процессами в интересах определенного класса. Как подчеркивал Ленин, «государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».

Источник: https://psyera.ru/ponyatie-i-teorii-proishozhdeniya-gosudarstva_8552.htm

Основное понятие происхождение государство признаки функции формы

Основное понятие происхождение государство признаки функции формы Домашнее задание § 2

Цель урока • Выяснить, что такое политическая система • Показать роль государства в ней • Познакомить учащихся с теориями возникновения государства, его признаками и функциями

Читайте также:  Сколько стоит сделать сайт у фрилансеров и крупных digital-агентств

Повторение 1. Что такое власть? Когда она возникла? 2. Что такое пирамида и иерархия власти? 3. Практикум

Политическая система профсоюзы общественные политические организации партии государство

Государство Что такое государство?

Государство – это особый институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения индивидов, общественных групп, классов. Государство – организация, система учреждений, обладающая верховной властью на данной территории.

Концепции происхождения государства ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ СОЦИАЛЬНО – ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР

Теологическая теория Бог создал государство Авторы: Фома Аквинский, Маритен, Мерсье

Патриархальная теория Государство – продукт развития семьи Авторы: Аристотель, Филмер, Платон, Михайловский

Теория насилия Государство – результат завоевания одного племени другим. Авторы: Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг

Общественный договор Государство- результат договора между обществом и правителем Авторы: Т. Гоббс, Д. Локк, Ж. -Ж. Руссо и др.

Социально – экономическая Государство-результат экономического развития общества Авторы: Л. Морган, К. Маркс, Ф. Энгельс

Формы государства ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА ПОЛИТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА ПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Формы государственного правления Монархия Республика

Монархия Форма правления, при которой власть передаётся по наследству Øсословно – представительная Øабсолютная Øограниченная (конституционная, парламентская)

Республика Форма правления, при которой власть избирается Øпрезидентская Øпарламентская Øсмешанная

Формы государственного устройства УНИТАРНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КОНФЕДЕРАЦИЯ

Унитарное государство – это простое, единое государство, не имеющее в своём составе иных государственных образований, обладающих политической самостоятельностью Признаки: – территория делится на административно – территориальные единицы , не обладающие признаками суверенитета – административно – территориальные единицы подчиняются центральным органам власти – действует одна конституция , одна система высших органов власти

Федерация –это сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований (субъектов федерации), обладающих относительной политической самостоятельностью; -это децентрализованное государство, в котором разграничивается компетенция между центральными (федеральными) органами власти и органами его составных частей(субъектов).

Признаки федерации: – единое социально – экономическое пространство, единая денежная система, единое гражданство, единые для всех субъектов федерации органы государственной власти (федеральной), федеральная конституция и законы – субъекты федерации имеют собственное административное деление, собственные конституции или уставы, законодательные и исполнительные органы – разграничение полномочий между субъектами федерации и федеральным центром

Конфедерация – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких- либо общих целей (экономических, военных и др. )

Формы политического режима Демократия Авторитаризм Тоталитаризм

Демократический режим –это политико – правовой режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти

Авторитарный режим – это политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом.

Тоталитарный режим – это политический режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны государства.

Правовое государство Основные признаки: -Верховенство закона (закон над властью, а не власть над законом; -Равенство всех перед законом; -Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; -Гарантированность прав и свобод граждан

Функции государства ВНУТРЕННИЕ ВНЕШНИЕ Охранительные Оборонительные Внешнеполитическая Регулятивные деятельность

Признаки государства Наличие аппарата власти Территория, подчинённая власти Суверенитет Система права Монопольные права Гражданство

Источник: http://present5.com/osnovnoe-ponyatie-proisxozhdenie-gosudarstvo-priznaki-funkcii-formy/

Понятие государства (стр. 1 из 6)

Курсовая работа

по теории государства и права

тема: “Понятие государства”.

Студента 3 курса

Вечернего отделения

Группы Ю-3

1998

Санкт-Петербург

План:

Вступление.

1) Понятие и признаки государства.

2) Функции государства.

3) Механизм государства.

4) Формы государства.

Заключение.

Введение.

Существует множество теорий, по разному объясняющих происхож-дение государства, природу государственной власти, ее цели и задачи, путь развития государства и так далее.

В античные времена понятие “государство” было нераздельно связано с понятием “справедливость”, ибо право, которое служит критерием справедливости, выступает как регулирующая норма политического общения. (Аристотель. Политика).

В трактате “Политика” Аристотель подчеркивает естественный характер возникновения государства. Вполне естествен и даже необходим союз между мужчиной и женщиной; не менее закономерен для взаимного самосохранения союз между теми, кого сама природа предназначила к господству и к подчинению, то есть между господином и рабом.

Из обоих этих типов объединения возникает первая и основная форма общественного бытия – семья. Объединение нескольких семей, имеющее прочный, долговременный характер, приводит к возникновению более высокой формы общежития – селения или общины (т.е. колонии семьи). И наконец, объединение ряда селений есть уже объединение вполне завершенное, т.е.

высшая форма общественного бытия – государство.*

Государство не относится к вечным категориям общества. Существовали и сейчас существуют общества, которые не создали для упорядочения своей жизни специальных институтов. На ранних стадиях развития, жизнь общества строилась на принципах естественного самоуправления. Но, выделившись из общества, государство начинает занимать центральное место в общественной жизни.

Французский этнограф и социолог Клод Леви Стросс (род.1908 г.) сделал вывод о том, что запрещение инцеста (кровосмешения) явилось основным социальным фактом выделения человека из мира природы.

** Необходимость развития важнейшего вида материального производства – производство самого человека, стимулировала дифференциацию общества, изменение в нем отношений, развитие культуры.

В свое время, Сталин проигнорировал мысль Энгельса о зависимости общества от родовых связей, упрощенно понимая материальное производство, как лишь производство средств производства.***

Для обеспечения своего существования, люди вынуждены были объединять средства производства и свой труд. Род, племя, стали основой первобытно-общинного строя.

На смену, беспорядочным половым связям, приходит семья, род становится хозяйственной единицей, организатором общественного труда, собственником средств производства.

Постепенно выделяются властные институты, а именно: родовые собрания, советы старейшин, предводитель.

Форма власти в первобытном обществе называется потестарной. Она базировалась не только на авторитете предводителя семейной общины, но и на возможности жесткого принуждения.*

В ходе длительного развития первобытного общества, человечество от простой присваивающей экономики переходит к новому способу существования и воспроизводства – к производящей экономике. Общественное разделение труда и совершенствование орудий труда привело к росту его производительности.

В результате, появляется прибавочный продукт, часть которого использовалась для накопления. Владельцы этого продукта стремились к объединению в однородную социальную группу, господствующую над другой частью общества.

Складывается такая организация общества, при которой иерархические группы связаны между собой отношениями господства и подчинения, что в свою очередь порождает между ними и разделение труда.

Господствующие группы начинают выполнять функции организации и контроля над экономической деятельностью, а подчиненные становятся работниками, создающими общественный продукт. Становясь устойчивым, такое деление общества приводит к возникновению неравенства и противоречий между его верхушкой и основной массой производителей.

Присвоение прибавочного продукта приводит к появлению таких форм собственности, как групповая, коллективная, частная. Для поддержания и воспроизводства в нем отношений уже требуется такая организация власти, которая с помощью насилия и других методов обеспечит выполнение общественно значимых функций. Выделившись из общества, такой организацией становится государство.

Необходимо заметить, что существовал, так называемый азиатский способ производства, относящийся ко вторичной классовой формации, который был связан с наличием государства, но в то же время отсутствием частной собственности на средства производства. В свое время учение К. Маркса об этом способе производства было предано Сталиным остракизму.**

Анализируя новую государственную форму организации общества, А.Б.

Венгеров сделал вывод, что признаками государства, которые отличают его от социальной организации первобытного строя являются: единое территориальное пространство; наличие аппарата управления – специального слоя людей, имеющих право на государственное принуждение и осуществление публичной власти; единая система налогов и финансов.***

Государство – это одно из объективно необходимых важнейших организационных форм существования и воспроизводства человечества, органически возникшая в определенной экономической, социальной и духовной среде, играющей столь значительную политическую роль и имеющую большую социальную ценность.****

Понятие государства.

Научная мысль прошлого и настоящего выработала ряд концепций происхождения государства.* Основными среди них являются:

1. Материалистическая (классовая) теория. Суть ее в том, что государство возникает в результате раскола общества на антагонистические классы и является исторически переходящим явлением. С исчезновением классов государство неизбежно должно отмереть.

2. Естественно-правовая (договорная) теория, которая выводит государство из соглашения между правителями и подданными, заключаемого в целях организации общественной жизни.

3. Теория завоевания (насилия), ее основатель – Л.Гумплович – считал, что государство возникло как результат порабощения слабых групп более организованными и более сильными.

4. Психологическая теория, ее суть: в потребности людей жить в рамках общества, а также в оказании помощи друг другу.

5. Теория “трех элементов”. Согласно которой государство существует там, где есть народ (население), территория. государственная власть.

В рамках одной концепции нельзя объяснить причины возникновения и функционирования такого многогранного явления как государство. Подтверждением тому – опыт исторического развития, показывающий, что ответ следует искать во всей совокупности закономерностей, порождающих личную и общественную жизнь человека

В современной науке выделяется пять основных подходов к понятию государство:*

– теологический (широко используемый в мусульманских учениях в связи с концепцией халифата);

– классический (государство рассматривается на основе трех составляющих: населения, территории, власти);

– юридический (государство – юридическая персонификация нации);

– социологический (представлен наибольшим количеством школ, в том числе, марксистским направлением в государство ведении);

– кибернетический (государство как особая система в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями).

Мыслители, в различные исторические периоды, пытались дать свое определение государства. Они исходили из объективных факторов, имевших место в конкретный период развития человеческого общества.

Аристотель, например, придерживался идеалистических взглядов и видел в нем некое доброе начало, исключительной целью которого было достижение нравственных жизненных устоев, опиравшихся на добродетели.**

Конструируя, идеальное и справедливое государство, Платон считал, что им является “совместное поселение” людей, которые “испытывая нужду во многом, собираются воедино,…, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь”.*

Полемизируя с Платоном, Цицерон устами Сципиона говорит: “Причину же подобного объединения, следует искать не столько в слабости людей сколько в свойственной им от природы, как бы врожденной потребности жить совместно”.* *

Гегель, на основе своей общей философской системы, считал государство порождением особых духовных начал человеческого бытия: “Государство есть действительность нравственной идеи, нравственный дух как явная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает”.***

Русский ученый И.А.Ильин считал, что государство есть союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти.****

Марксистско-ленинская теория, определяя государство, неизменно исходила из классовой природы.

Государство – продукт общества на известной ступени развития, сила произошедшая из общества, но ставящая себя над ним, отчуждающая себя от него.

Возникшее, в столкновении противоположных классов, государство является государством экономически господствующего класса, машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса.*****

Согласно положениям советской науки, государство – продукт непримиримости классовых противоречий, орудие классовой борьбы, инструмент в руках господствующего в экономике класса, который овладевает им как механизмом управления обществом и использует его в своих классовых интересах.******

Источник: http://MirZnanii.com/a/269161/ponyatie-gosudarstva

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector