В первую очередь следует сказать, что то, что мы привыкли называть многозадачностью, на самом деле ею не является: пытаясь походить на Юлия Цезаря, мы делаем не более, чем просто очень быстро переключаем свое внимание с одной задачи на другую. Когда вы смотрите сериал на «Нетфликсе» и одновременно отвечаете другу в телеграме, вы не концентрируете внимание на обоих экранах. Сосредоточившись на тексте, вы неизменно пропустите часть происходящего в фильме.
К сожалению, такое быстрое и во многом хаотичное переключение, даже если мы его не осознаем, затрудняет процесс блокировки отвлекающих факторов, ослабляет ментальную концентрацию и в результате не помогает нам делать дела быстрее (или качественнее), а, наоборот, критически замедляет когнитивные процессы.
На что настроен наш мозг? Точно не на многозадачность
Вместо этого он предназначен для того, чтобы сосредоточиться на одной вещи за раз, и бомбардировка информацией создает опасную петлю обратной связи: нам кажется, что мы делаем тонну дел, тогда как на самом деле мы ничего не делаем вообще (или, по крайней мере, ничего требующего критического мышления). Так что в каком-то смысле многозадачность попросту невозможна: наше внимание и сознание могут сосредоточиться только на одном моменте, а переключение между ними имеет свою цену.
Миф: многозадачность делает нас более продуктивным
Отвлекитесь на минуту и подумайте обо всех тех вещах, которые вы делаете прямо сейчас. Очевидный ответ — во-первых, вы читаете эту статью. Однако велика вероятность, что параллельно вы делаете что-то еще.
Например, слушаете музыку, отвечаете в мессенджере на сообщение друга, прислушиваетесь к разговору по телефону, который ваш партнер ведет в соседней комнате, и так далее.
Возможно, успешно концентрируясь на всем этом, вы считаете, что достаточно хороши в своем умении балансировать между несколькими делами и действиями.
Но, вероятно, вы все же не так эффективны, как думаете
Если в прошлом было принято считать, что многозадачность — это хороший способ повысить производительность, то недавние исследования показали, что у людей, склонных делать несколько дел одновременно, больше проблем с концентрацией внимания, чем у людей, которые сосредотачиваются на одной задаче за раз. Кроме того, одновременное выполнение множества разных дел может серьезно ухудшить когнитивные способности. Ученые даже называют цифру 40% — на столько, по их мнению, многозадачность способна снизить производительность.
Хотите жить в согласии со своим организмом и не чувствовать себя совой в мире жаворонков? Рассказываем, как это сделать, на практическом курсе по биохакингу.
Так как люди не ориентированы на более чем одно дело одновременно, включение нескольких задач в to-do list фактически замедляет когнитивную обработку. Человек не может организовать свои мысли или отфильтровать ненужную информацию, в результате вместе с эффективностью падает и качество вашей работы.
Одно из исследований, проведенное в Университете Лондона, показало, что субъекты, которые многозадачны во время выполнения интенсивных заданий, демонстрируют снижение IQ, аналогичное людям, лишенным сна или курящим марихуану. Многозадачность также связана с увеличением выработки кортизола, гормона стресса, который заставляет нас чувствовать усталость — и это именно тогда, когда нам так нужна энергия для концентрации!
Эксперимент, который провели Роберт Роджерс и Стивен Мэнселл, показал, что люди действуют медленнее, когда им приходится переключаться между делами, чем в тех ситуациях, когда они продолжают работать над одной и той же задачей.
Наконец, еще одно исследование, проведенное Джошуа Рубинштейном, Джеффри Эвансом и Дэвидом Мейером, показало, что, переключаясь между задачами, люди просто-напросто теряют огромное количество времени, и этот показатель значительно увеличивался каждый раз, когда задачи становились все более сложными.
В нашем мозге многозадачность управляется своего рода умственными исполнительными функциями, которые контролируют и управляют другими когнитивными процессами, а также определяют, как, когда и в каком порядке нам следует выполнять те или иные действия.
По словам исследователей Мейера, Эванса и Рубинштейна, процесс исполнительного контроля состоит из двух этапов: первый этап известен как «сдвиг цели» (решение сделать одно вместо другого), а второй — как «активация роли» (переход от правил выполнения предыдущей задачи к правилам выполнения новой).
Переключение между этапами может занимать всего несколько десятых секунды, что не так уж и много. Однако этот временной показатель увеличивается, когда люди начинают регулярно переключаться между задачами назад и вперед
В целом, это не так важно, когда вы, например, гладите белье и одновременно смотрите телевизор.
Однако, если вы находитесь в ситуации, когда на кону стоят ваши безопасность или производительность — например, когда вы ведете автомобиль в условиях интенсивного движения и разговариваете по телефону, — даже небольшое количество времени может иметь критическое значение.
Увы, но, как показывают исследования, использование в машине хэндс-фри никак не улучшает вашу концентрацию: вы точно так же продолжаете отвлекаться на разговор, даже несмотря на то, что имеете возможность держать на руле обе руки.
Хотите жить в согласии со своим организмом и не чувствовать себя совой в мире жаворонков? Рассказываем, как это сделать, на практическом курсе по биохакингу.
Психолог-практик, действительный Член Профессиональной Психотерапевтической Лиги, Член Восточно-Европейского психосоматического общества
Соглашусь, что для мозга человека многозадачность — не «нормальный» процесс, ведь частое переключение внимания энергозатратно, а его возможности — не безграничны.
Все-таки мы действуем более эффективно, когда полностью отдаем все свое внимание деятельности, выполняемой в данный момент.
При этом у современного человека, действительно, очень много ежедневных дел, которые необходимо выполнять.
В итоге, с одной стороны, мы будто «вынуждены» включаться в многозадачность, которая обусловлена внешними обстоятельствами — рабочим графиком, личными амбициями, требованиями выживания. А с другой стороны, многозадачность — это форма некой зависимости от делания.
Активность мозга провоцирует выработку нейромедиатора дофамина, близкого к адреналину, из-за которого мы чувствуем себя бодрыми и активными.
Он является важной частью «системы вознаграждения» мозга, поэтому мы с охотой беремся за новые задачи, которые дают нам мгновенное удовлетворение.
Тем не менее, в условиях непроходящей многозадачности накапливается утомление, растет раздражительность, снижается IQ и эмоциональный интеллект, падает продуктивность, не исключено и развитие депрессии.
Впрочем, есть и хорошие новости: если мы уже достаточно натренировались, планирование дел действительно может помочь эффективно решать несколько задач одновременно, без отрицательных последствий.
Просто, поскольку мы все живем в бешеном ритме, и в реальности вряд ли получится избежать многозадачности — полезно практиковать осознанность и замечать нагрузку, которая ложится на ваше внимание и концентрацию.
Поэтому осознанно выделяйте время на выполнение какой-то одной задачи, так работа будет сделана качественнее.
Используйте планирование, расставляйте приоритеты и обязательно отмечайте завершенные дела (это усиливает ощущение общей продуктивности и мотивирует двигаться дальше).
Если тема остра и актуальна, рекомендую к прочтению следующие книги:
Правда: многозадачность вредна для вашего мозга
В современном напряженном мире многозадачность стала слишком распространенным явлением, но какое влияние оказывает постоянное переключение и стимуляция информацией на развитие ума?
Ученый Стэнфордского университета Клиффорд Насс обнаружил, что люди, которые считались гуру многозадачности, на самом деле хуже справлялись с сортировкой релевантной информации из потока несущественных деталей и проявляли меньшую умственную организованность.
Однако, пожалуй, более неприятным открытием стало то, что подобные негативные результаты люди, склонные к многозадачности, проявляли даже в тех случаях, когда не выполняли несколько дел одновременно.
То есть потенциально негативное воздействие многозадачности на мозг может оказаться постоянным.
«Даже когда мы не просили этих людей делать что-то в режиме многозадачности, их когнитивные процессы были нарушены. Они в основном хуже проявляют себя не только в том типе мышления, которое требуется для многозадачности, но и в том, что мы обычно называем глубоким размышлением», — заявил Насс в интервью изданию NPR в 2009 году.
Хотите жить в согласии со своим организмом и не чувствовать себя совой в мире жаворонков? Рассказываем, как это сделать, на практическом курсе по биохакингу.
Эксперты также предполагают, что наиболее негативное влияние хроническая тяжелая многозадачность оказывает на подростков, поскольку именно в этом возрасте мозг занят формированием важных нервных связей.
Рассеивание внимания и постоянное отвлечение на несколько потоков информации могут иметь серьезный, долговременной и разрушительный эффект на мозг подростка.
Не повезло и мужчинам: многозадачность может понизить их IQ в среднем на 15 баллов, по сути, превращая их в средний когнитивный эквивалент восьмилетнего ребенка.
Наконец, сканирование МРТ показало, что у субъектов, которые склонны к медиамногозадачности (т. е. потребляют несколько потоков информации одновременно и постоянно переключаются между новостными лентами, почтой, мессенджерами и обратно), обнаруживается меньшая плотность мозга в передней части поясной извилины коры — области, связанной с эмпатией и эмоциональным контролем.
Пока что не до конца понятно, является ли многозадачность причиной возникновения этого эффекта или же уже существующее повреждение мозга приводит к формированию привычки делать несколько дел одновременно.
Хорошие новости в том, что уже имеющиеся данные дают основания предполагать, что люди, которые отказываются от практики многозадачности, могут улучшить свои мыслительные показатели. По крайней мере, так считает уже упомянутый выше исследователь Насс.
По его мнению, чтобы снизить общее негативное воздействие многозадачности, достаточно ограничить количество дел, которые вы совершаете одновременно в любой момент времени, до двух. В качестве альтернативы также можно рекомендовать «правило 20 минут».
Вместо того чтобы постоянно переключаться с одного задания на другое, постарайтесь полностью посвятить свое внимание одному делу в течение 20-минутного периода и только затем переходите к следующей задаче.
В общем, многозадачность — это совершенно точно не навык, который следует с гордостью добавлять в резюме, а плохая привычка, от которой следует избавляться.
Многозадачность
Что такое многозадачность?
Начнем с определения. Многозадачность – это возможность, умение, навык выполнять несколько процессов одновременно, переключаясь с одной задачи на другую. Изначально термин применялся сугубо в среде программирования, но постепенно перекочевал в производство и в сферу человеческой деятельности.
Скорей всего вы не раз слышали о выдающихся способностях Цезаря делать одновременно два и больше дел. Воодушевившись таким «подвигом», вы «задвинули» усердие в выполнении одного дела на дальнюю полку и попробовали переключаться с одной задачи на другую, потом на третью и так далее. Всего по чуть-чуть и что в итоге?
А на выходе вы получили несколько начатых задач и ни одной завершенной. Вдобавок ко всему вы совершенно запутались, какое дело выполнить в первую очередь, а какое отложить напоследок. И, главное, вы потратили время и ресурсы мозга впустую. Мотивация на нуле, ком незавершенных задач вырос до небес. В итоге минусовая эффективность и стрессовая ситуация. Приехали.
Умение работать в режиме многозадачности – это не такой уж полезный и ценный навык, как кажется на первый взгляд. Исследования показывают, что мультизадачность вредит трудоспособности человека. Мы не роботы к счастью, поэтому продуктивность работы во многом зависит от умения концентрироваться на выполнении одной задачи.
Цепочку дел мы выполняем последовательно, завершая одно и приступая к другому. По мере достижения целей растет мотивация и желание добиваться больших успехов, экономится время. Казалось бы, схватившись за два дела сразу, время на выполнение задач должно сократиться наполовину.
Но в действительности потребуется вдвое больше усилий и при этом шансы на успешное завершение сократятся.
Например, вам нужно расставить 10 тарелок на столе, полить цветы на подоконнике в 10 вазах и разослать 10 пригласительных SMS. Попробуем включить режим многозадачности – это, значит, делаем все сразу, перепрыгивая с одной задачи на другую. Поставили 3 тарелки, побежали поливать 3 цветочные вазы, а потом или одновременно с поливом отправили 3 SMS.
Вернулись к тарелкам, следом вазы и опять сообщения. И так по кругу. Простые задачки, но, выполняя их все сразу, вы устанете сильнее и потратите времени больше.
При этом на середине всего действа включатся побочные эффекты многозадачности: вместо того чтобы отправить SMS, вы, зачем-то польете телефон водой или выставите тарелку на подоконник, а не на стол.
А теперь сделайте те же простые задачи последовательно: сначала тарелки, потом поливка и в завершении отправка сообщений. Вы удивитесь – и дела идут быстрее и мозг цел!
Усложним нагрузку, а точнее сделаем приближенной к реальности. Например, вы пишите отчет или презентацию и одновременно проверяете новые сообщения в одноклассниках или ВК, отвечаете на смс или просьбы коллег помочь по «неотложному» делу.
В 99% случаев, работая в режиме такой многозадачности, вы заметите, что время утекло непонятно куда, рабочий настрой улетучился, а основной работы сделано всего 10-15%. Шокирующий вывод: чем больше вы отвлекаетесь, тем сложнее сосредоточиться на работе.
Гаджеты, аккаунты в соцсетях, email-почта и другое – это пожиратели времени и усилий, которые вы могли бы с куда большей пользой потратить на полезное дело.
Мы сильно преувеличиваем важность коммуникации – эта мысль кажется такой несовременной в нашу эпоху. Но, если вы планируете завершить задачу максимально эффективно и быстро, то отключите все раздражители. Это поможет сосредоточиться на задаче.
Как работать в таком режиме?
Режим многозадачности в работе – это сочетание следующих качеств: аналитическое мышление, системный подход, высокая организованность. Требования не самые простые, но чтобы их выработать, рекомендуем придерживаться следующих рекомендаций:
- Планируйте дела на день, неделю, месяц вперед. Бывает полезно даже прописать задачи на 1-2 часа, чтобы четко и вовремя их выполнить. Однако не составляйте нереальный план – это один из «хитрых» способов прокрастинации. Список дел должен мотивировать на достижение конкретных задач, промежуточные цели должны быть осуществимы за 1-2 итерации, мозг не должен быть забит лишней информацией. Ещё одно преимущество реального плана в том, что вам проще будет мотивировать себя на выполнение простой задачи.
- Распределите задачи по важности. Самые важные дела начинайте с утра. Помните принцип 20 на 80? Сначала делайте то, что приближает к поставленной цели. Думайте как стратег. Используйте уже проверенные методики Брайана Трейси «АБВГД», Дуайта Эйзенхауэра «Матрица» и, например, почитайте об эффекте Блюмы Зейгарник.
- Зациклите работу. Что значит многозадачность в «правильном» понимании этого термина? У вас может быть несколько дел, которые нужно выполнить за конкретный период времени. Если вы наброситесь на всё сразу, то не достигнете желаемого. Вдобавок получите стресс и депрессию. Чтобы решать эффективно, сосредотачивайтесь на каждой задаче. Например, возьмите на вооружение простой метод Франческо Чирилло, который называется «работать помидорами». То есть вы знаете, что можете продуктивно работать над задачей 45 минут, но потом вам требуется 10-15 отдыха. Возьмите таймер и поставьте период в три четверти часа. В это время полностью погрузитесь в выполнение дела. Как услышите сигнал – отдыхайте. Выпейте кофе, пообщайтесь в соцсетях, проверьте почту. Словом делайте то, что нравится. Отдохнув, снова заводите таймер и делайте работу. Давать отдых мозгу после режима концентрации полезно – это повышает эффективность в последующие отрезки времени.
- Не отвлекайтесь во время работы. Отключите в период концентрации над задачей все отвлекающие факторы – соцсети, оповещения на телефоне и электронной почте. Все это – пожиратели времени. Отведите определенные часы для проверки почты, просмотра аккаунтов и прочего. Не нужно каждые 10 минут листать ленту соцсетей в поиске новых сообщений.
- Разводите похожие виды деятельности и проекты на разное время. Наш мозг любит все упрощать и многие одинаковые дела сваливать в одну кучу. Именно поэтому, мы, находясь в здравом уме и светлой памяти, ставим электрический чайник на газовую печку, наносим на кожу зубную пасту вместо крема и делаем другие глупости. Например, вы можете довольно продуктивно соединить два дела: совершать покупки в мегамаркете и решать деловые вопросы по телефону. Эти действия из разных сфер, поэтому мозг видит различия и не смешивает все в одну кучу.
- Включайте музыку во время работы. Как ни странно, но звуки помогают лучше сосредоточиться и заряжают энергией. Конечно, музыка должна быть в тему – не напрягать, не отвлекать внимание на себя.
- Фиксируйте результаты. То есть переносите выполненные задачи в папку «завершенные» – это дисциплинирует мозг. Вы видите, что сделали за час, день, неделю, месяц и сколько осталось до финиша.
- Подключайте «напоминалки». Гаджеты могут стать вашими помощники в личной эффективности. Планируйте, на какое время поставить ту или иную задачу и, главное, выполняйте свой план.
- Старайтесь действовать последовательно, то есть делайте задачи одну за другой. Конечно, бывает необходимым выполнить сразу два дела за раз, но все хорошо в меру. Подходите к трате своих умственных ресурсов с позиции экономии: если не нужно напрягаться и включать режим многозадачности, то и не стоит этого делать.
- Отдыхайте разнообразно. Продуктивность в работе напрямую связана с качеством отдыха. Можно «пахать» 12 часов, приходить домой и падать без сил на кровать. А завтра снова на работу. Такой режим подходит для роботов, но у человека сильно творческое начало и продуктивность работы зависит от того, как он отдыхает после неё. Например, можно пролежать выходной на диване, уставившись в телевизор, или сходить в театр, музей, съездить с друзьями на пикник.
Многозадачность – это капризное и довольно сложное свойство психики человека. Если мы не сможем его обуздать, чтобы использовать себе во благо, то оно оседлает нас и выжмет все соки. Помните об этом!
Плюсы и минусы
Рассмотрим преимущества мультизадачности:
Многозадачность в обучении: за и против – плюсы и минусы многозадачного человека
Термин «многозадачность» начали использовать в 1960-х, когда создали операционную систему IBM. Компьютер мог одновременно выполнять несколько функций: процессор постоянно переключался между задачами, пока одна обрабатывалась, другая ожидала своей очереди.
Позднее термин «многозадачность» стали применять к людям. Подразумевается, что многозадачный человек способен, как Юлий Цезарь, делать одновременно несколько дел.
Плюсы и минусы многозадачности человека
Главное преимущество мультизадачного режима в относительно быстром сокращении количества дел.
Перспектива поймать сразу двух зайцев настолько привлекательна, что большинство людей стараются планировать задачи парами. Прогуляться и заодно вынести мусор, приготовить еду и послушать аудиокнигу, посмотреть урок и разобрать электронные письма — в жизни каждого человека масса примеров мультизадачности. Но сколько параллельных дел по силам нашему мозгу и все ли задачи можно совмещать?
В 2010 году учёные парижского Национального института здоровья и медицинских исследований (INSERM) провели эксперимент, во время которого испытуемые выполняли сначала два, а потом три дела одновременно.
Данные магнитно-резонансной томографии показали, что при выполнении двух задач активизируются сразу две лобные доли. Мозг как бы «раздваивается» и человек вполне успешно справляется с задачами. Но при выполнении одновременно трёх задач испытуемые постоянно забывали об одной из них и часто ошибались.
Парижские учёные пришли к выводу, что больше двух дел мозгу человека не под силу
Минусы многозадачности:
- Снижение продуктивности. Переключение между задачами обычно занимает несколько десятых долей секунды. Причём за эти мгновения нужно вспомнить цель и алгоритм действий. Постепенно мозг устаёт и требует больше времени на переключение — скорость работы падает.
- Плохая концентрация внимания у многозадачного человека. Обычно мозг, чтобы снизить нагрузку, игнорирует сигналы, которые не относятся к выполнению текущей задачи. В режиме многозадачности он начинает путаться и не всегда может определить, какую информацию считать важной.
Медиамногозадачность
За последние два десятилетия мир сильно изменился. Он стал многозадачным.
Взрослые с трудом переходят на новый формат действий и наглядно ощущают на себе все минусы многозадачности. Подростки же без труда могут делать домашнее задание, слушать музыку и тут же общается с друзьями в чате. Почему так происходит?
В 2001 году началась эра смартфонов и появился первый ребёнок поколения Z. Два этих события привели к возникновению термина «медиамногозадачность».
Медиамногозадачность — это способность в определённый промежуток времени распределять свои когнитивные ресурсы между различными контекстами
Согласно американским исследованиям, каждый второй подросток сейчас является медиамногозадачным. Сидя за компьютером, дети меняют онлайн-деятельность в среднем три раза в минуту. Российские учёные исследовали младшеклассников и тоже обнаружили, что 30% из них активно приобщаются к медийной многозадачности.
Споры о медиамногозадачности
В научной среде нет единой позиции о том, хорошо или плохо постоянно быть многозадачным и переключаться между контекстами.
Одни считают, что ребёнку вредно любое проявление многозадачности. Существуют исследования, указывающие на ограниченность когнитивных ресурсов человека. Нобелевский лауреат Даниэль Канеман обнаружил, что внимание — процесс хоть и гибкий, но существенно ограниченный. При возникновении дополнительных задач он исчерпывается, а если они ещё и сложные, исчерпывается быстро.
Кроме того, традиционная школьная система однозадачная и линейная по своей природе. Мультизадачному ребёнку трудно в ней функционировать.
Полярная позиция заключается в том, что современные подростки с рождения живут в режиме медийной многозадачности.
Психологи Стэнфордского университета разработали методику по измерению индекса медиамногозадачности. В основе лежат двенадцать видов медиа, а испытуемые делятся на два типа: тяжёлых многозадачников (дети, которые часто пользуются гаджетами и совмещают разные виды медиаактивностии) и лёгких многозадачников (дети, которые делают это лишь время от времени).
На основе индекса медиамногозадачности проведены масштабные исследования в разных странах, и выявлено, что тяжёлые многозадачники отличаются более широким объёмом внимания, у них более высокие характеристики рабочей памяти.
С другой стороны, такие мультизадачные люди больше подвержены влиянию отвлекающих факторов. Они менее качественно выполняют задания и делают много ошибок.
Выводы
Исследований многозадачности человека достаточно много, и они противоречивы. Впрочем, как и все научные изыскания о влиянии цифровой среды и компьютерных технологий на детей и подростков.
Одни данные говорят о том, что практика многозадачности снижает академическую успеваемость. Ребёнок, пытающийся стать Юлием Цезарем, хуже запоминает и получает плохие оценки.
Другие исследования демонстрируют, что умеренное занятие видеоиграми, многозадачные медиа и многозадачная деятельность приводят к более высокой результативности и эффективности в условиях цифровой среды.
Вопросы о мультизадачности, по которым учёные пришли к консенсусу:
- Многозадачность — это не синхронное решение нескольких задач, а параллельное с постоянным переключением внимания.
- Медиамногозадачность позволяет ребёнку вовлекаться в разнообразные виды деятельности, переключаться между ними, распределять свои когнитивные ресурсы и последовательно выполнять эти виды деятельности в определённый промежуток времени.
- Медиамногозадачность — это новая, отличная от линейной, модель поведения, выработанная поколением Z путём проб и ошибок. Это важный навык в стремительно меняющемся мире.
- Переключаемость мозга можно развивать, но делать это нужно вместе с прокачкой когнитивного контроля. Необходимо уметь планировать, ставить цели, отличать главное от второстепенного, гибко реагировать в изменившейся ситуации и распределять свои ограниченные ресурсы.
- Мультизадачность в будущем может стать необходимым условием для успешного обучения.
Многозадачность сотрудников – это хорошо или плохо?
Наверняка вам знаком модный термин «многозадачность». Что под ним подразумевают? Как правило, способность выполнять несколько задач одновременно.
Это свойство ценят многие работодатели, его приписывают себе соискатели в надежде показаться более крутым специалистом.
Но действительно ли многозадачность играет в плюс эффективности работы? Надо ли требовать ее от своих сотрудников? Постараемся ответить на эти вопросы.
Статья нацелена на топ-менеджеров, но будет полезна и рядовым специалистам для общего развития.
Разбираемся в терминах
Определение, указанное в первом абзаце, неправильное. Чтобы добраться до сути, надо понимать, как работает мозг (хотя бы поверхностно). Если вкратце, то мозг человека не способен поддерживать несколько мыслительных процессов одновременно. Вот пара подтверждений:
- Этьен Кошлен и Сильвен Шаррон из Национального института Франции провели исследование, в ходе которого доказали: мозг может решать только две задачи одновременно. Третья «отсекается» префронтальной зоной – на нее просто не хватает ресурсов.
- Нейрофизиолог Эрл Миллер доказал, что мозг может концентрироваться только на одной задаче в один момент времени.
Как бы там ни было, вся соль в понимании термина. Многозадачность – способность не выполнять одновременно несколько задач, а быстро переключаться между ними. И на переключение тоже тратятся время и энергия.
А как же Юлий Цезарь?
Историческая личность, человек, умевший делать несколько дел одновременно. Во-первых, а вы уверены, что так и было, видели своими глазами? Конечно, нет. Во-вторых, вы точно не Юлий Цезарь. В-третьих, по разным исследованиям, всего 2% людей действительно многозадачны – справляются с несколькими делами, не теряя при этом в эффективности.
Вы как руководитель можете возразить: «Но я же могу концентрироваться на нескольких делах сразу!» Вы – возможно, но у вас такая специфика. Не ставьте на одну ступеньку себя и рядового сотрудника. Если бы он был таким же, как вы, то возглавлял бы свою компанию (или хотя бы отдел).
Примеры и антипримеры многозадачности
Справедливости ради: обычный человек в состоянии делать несколько задач одновременно, но если мыслительный процесс задействован только для одной из них. Например, можно слушать музыку на фоне и писать статью, смотреть новости и готовить еду, включить фильм и вышивать – думаем, тут все понятно.
Напротив, если обе задачи требуют концентрации и мышления, ничего не получится. Если хотите проверить, включите вебинар или лекцию и попробуйте одновременно читать книгу, писать статью или вести оживленную переписку.
Вы либо не сможете сконцентрироваться ни на чем, либо что-то постоянно будет выпадать из фокуса.
В этом случае лучше расставить приоритеты, посвятить время чему-то одному, а ко второму делу вернуться позже – так эффективнее.
Плюсы многозадачности
- Если правильно планировать время и действия, можно достичь хорошего результата. Здесь главное – поставить цель и двигаться к ней, распределять энергию, а не распыляться.
- Это возможность тренировать гибкость мышления. Опять-таки, при условии, что вы организовали комфортный режим работы.
- Многозадачные люди лучше реагируют на форс-мажоры, быстрее принимают решения, думают стратегически, а это важные навыки в целом, не только в работе.
Минусы многозадачности
- Поверхностная обработка информации. Простая аналогия – школьный отличник. Он получает хорошие оценки по всем предметам, но знает их только «по верхам», не вникает глубже. В работе это куча начатых дел и ни одного доведенного до конца.
- Повышение риска ошибиться. Представьте: вы составляете план работы, вам пишет клиент, звонит телефон, вы пытаетесь одновременно закончить свое дело и общаться. Как думаете, что из этого получится?
- Быстрая усталость. Мы уже говорили, что на переключение между задачами требуются ресурсы. Когда вы прыгаете от одного дела к другому, вам приходится каждый раз концентрироваться заново, что приводит к быстрой утомляемости.
- Выгорание из-за незаконченных дел. Авралы бывают у всех, но если они входят в привычку, появляется внутреннее недовольство – тот самый незавершенный гештальт, причина нарастающей тревоги, невозможности нормально сосредоточиться и эмоционального выгорания в будущем.
Что имеем в итоге? У многозадачности есть свои положительные и отрицательные черты.
Она не повредит, если у человека есть такие способности, если этот режим кратковременный. У большинства же людей не хватает ресурсов на длительную работу в таком формате. И регулярное насилие над собственным мозгом приведет только к снижению продуктивности и выгоранию.
Как выжить в мире многозадачности?
Хотя многие руководители уже не боготворят мультизадачность и не считают ее главным скиллом хорошего сотрудника, все еще остаются люди, для которых это качество на первом месте. Вот несколько советов топ-менеджерам, как самим не потеряться в потоке задач и не «загонять» сотрудников.
- Правильно расставляйте приоритеты. Иногда есть соблазн сделать легкую, но не срочную задачу, а потом уже приниматься за вон ту, сложную и «горящую». Не поступайте так сами и следите, чтобы так не делали ваши сотрудники. Есть срочное задание? Дайте его команде, четко обозначив сроки выполнения, акцентируйте внимание на ее «горящем» статусе.
- Не давайте сотруднику две похожие задачи одновременно. Они будут смешиваться в голове, быстро переключаться между ними не получится, в итоге возрастает риск ошибок. Лучше загрузить человека двумя разными проектами, чтобы было чередование деятельности.
- Планируйте и записывайте. Причем записывать лучше ручкой в блокноте (но это уже субъективное мнение, вам может быть удобнее в программе на смартфоне). Подумайте, какие задачи стоят перед вами, сколько реально (!) вы сможете за сегодня сделать. Нет смысла писать длинный список дел, которые вы не в состоянии осилить за один день. Вы физически не успеете, и оставшиеся задачи будут настоящим демотиватором. Итак, подумали, что надо сделать непосредственно сегодня, составили план и следуете ему.
А если это две большие задачи, которые нужно делать параллельно?
Бывает и такое, но и здесь есть выход. Разбейте каждую на этапы, подпункты и закрывайте их по очереди. Во-первых, это будет иллюзия одновременного выполнения, во-вторых, чередование деятельности, в-третьих, несколько отметок «Сделано» лучше, чем две. Вы продуктивнее в собственных глазах, что мотивирует на дальнейшую работу – чистая психология.
- Закладывайте рабочее время на общение с сотрудниками, клиентами, разбор почты. Казалось бы, ответ на сообщение – минутное дело, но вот вы уже полчаса обсуждаете с продажником очередной проект. И такая беседа за день не одна. Подумайте, сколько времени у вас уходит на переписку, и заложите его в график. Это же посоветуйте делать сотрудникам.
Коварные соцсети
Признайтесь, вы ведь проверяете мессенджеры и листаете развлекательные каналы в рабочее время. Все мы люди, и периодически разгружать мозги контентом, не имеющим отношения к работе, – это нормально. Главное, чтобы не страдали проекты и продуктивность. Проведите простой эксперимент: проследите, сколько времени вы можете концентрироваться на одном деле без усталости.
Как только возникают посторонние мысли, а мозг использует любую возможность отвлечься, сделайте 5-минутный перерыв. Полистайте ленту, сделайте кофе, подышите свежим воздухом на улице – дайте себе заряд энергии для следующего «рабочего отрезка». Это же упражнение посоветуйте сотрудникам. Такой подход эффективнее, чем тотальные запреты на соцсети и мессенджеры на работе.
- Учитывайте специфику деятельности. Линейным специалистам свойственно глубокое погружение в проект – не заставляйте их браться за несколько дел в одночасье (если вам важен результат, конечно). С проектными менеджерами, секретарями и личными помощниками все иначе – им необходимо уметь концентрироваться на разных задачах и быстро переключаться между ними.
Многозадачность: плюсы и минусы. Статья. Поиск своего призвания. Самопознание.ру
В первой части мы посмотрели, что такое многозадачность, и как её натренировать. Сегодня мне бы хотелось рассмотреть, какими положительными и отрицательными моментами обладает многозадачность.
Плюсы многозадачности:
- Если мы уже достаточно натренировались, то при хорошем планировании действительно можно эффективно решать несколько задач одновременно.
- Благодаря развитию многозадачности мы тренируем наш мозг и делаем его более пластичным. Кстати, это отличная профилактика старения наших мозговых клеток.
- За счёт пластичности нам удаётся быстрее реагировать и находить решения при возникновении форс-мажорных обстоятельств. У нас улучшается стратегическое мышление.
Есть ряд профессий, где бывает просто необходимо охватить сразу несколько направлений работы, проанализировать их перспективность и только потом принимать решения по каждому из этих направлений.
Минусы многозадачности:
- когда мы берёмся за несколько задач одновременно, то происходит довольно поверхностная обработка информации. Мы как бы скользим по поверхности, не вникая в суть. Есть риск, что человек нахватает всего и сразу из разных сфер, но ни в какой не станет профессионалом;
- действуя в режиме многозадачности, мы недостаточно концентрируемся на каждой из задач и потому неизменно совершаем какие-то ошибки. Из-за рассеивания внимания результат может пострадать;
- делая несколько дел одновременно, мы, соответственно, тратим намного больше сил и энергии. Отсюда — повышенная утомляемость и, как следствие, снижение продуктивности;
- к сожалению, очень часто при таком подходе мы не доводим дела до конца. Потому неоконченные задачи растут и растут. Мы рьяно начинаем одновременно 5 дел, затем энергия сходит на нет, и вот эти 5 дел уже становятся незавершёнными. Затем наступает срок, к которому часть задач должны быть завершены, мы в панике хватаемся (растёт тревожность) и пытаемся кое-как их закончить. Про другие вообще забываем… Таким образом многозадачность в результате может привести к выгоранию;
- стоит также отметить, что есть ситуации, когда многозадачность вообще может быть смертельно опасной. Например, если делать несколько дел, находясь за рулём автомобиля.
На мой взгляд, нельзя однозначно сказать: многозадачность — это хорошо или плохо. Наверное, всё-таки лучше всё внимание и время уделять на выполнение какой-то одной задачи. Так работа получается качественнее. Чтобы всё успеть, лучше обратиться к планированию и тайм-менеджменту.
Однако если задачи не критичные, то я бы использовала многозадачность для тренировки пластичности мозга. Чем профессиональнее и стабильнее мы становимся в своей рабочей сфере, тем меньше напрягаем мозг.
Мы меньше учимся, меньше генерируем что-то новое. Всё это приводит к различным заболеваниям мозга.
Например, ряд старческих заболеваний можно замедлить или вовсе избежать, если всю жизнь тренировать свой мозг, наращивать новые нейронные пути.
Чтобы этого избежать, мозг, как и тело, нужно регулярно тренировать. Вот работа в режиме многозадачности — отличный тренажёр, который сохранит ваш разум в порядке.
|
Добрый день, дорогие читатели!Ранее мы с вами рассмотрели кризисы, которые происходят в семье, существующей 1–2 года, 3–6 лет и 7–9 лет. Следующий этап — 10–14 лет.
Кризис 10–14 летВ данный период в отношениях наблюдается 2 основные проблемные ситуации:
|
Мы рассмотрели семейный кризис 1–2 лет и теперь узнаем больше про сложности, которые подстерегают нас через 3–6 лет совместного проживания.
Кризис 3–6 летПосле успешного преодоления первого семейного кризиса, как правило, наступает мирное время. В этот период ребёнок уже становится старше, родители… Читать дальше |
Трудности в отношениях бывают у всех, в этом нет ничего страшного. В ряде статей я бы хотела рассказать о том, какие кризисы бывают, и как с ними справляться.А справиться при желании можно со всем!Кризис — это состояние, когда человека перестают устраивать старые шаблоны поведения, и появляются… Читать дальше |
Самооценка — это оценка самих себя. И очень часто мы измеряем себя не собственными мерками, а стандартами других. И если мы не дотягиваем до чьих-то чужих стандартов, то начинаем ощущать свою неполноценность и зацикливаться на этом. Вот тут-то и происходит снижение самооценки. Чтобы избавиться от чувства… Читать дальше | Одиннадцать лет назад я пришла работать в компанию, где темп и сумасшедший ритм работы просто захлестнули меня. Целей и задач было определено в разы больше, чем можно физически сделать. Однако крупные компании всегда дают инструменты для выполнения поставленных задач. Так я прошла свой первый тренинг… Читать дальше |
Чаще всего о прокрастинации говорят в негативном ключе. А как иначе? Ведь именно из-за неё важные дела стоят на месте. Кажется, если бы не она, я бы ух! Поэтому и хочется уничтожить её раз и навсегда.Но у этой монеты тоже две стороны.Посмотрите на прокрастинацию как на защиту. Ведь вы активно ею пользуетесь… Читать дальше | У миллионеров, которые сами заработали свои деньги, имеется 21 секрет. Каждый из них обязателен для того, чтобы и вы тоже стали материально независимым. Статистика свидетельствует, что большинство миллионеров, которые сами заработали свои деньги, были вполне обычными людьми со средним образованием… Читать дальше |
- ВКонтакте