Гедонизм — это нормально или аморально

Гедонизм в современном мире – плюсы и минусы

Гедонизм – это учение о том, что человек все поступки совершает ради собственного удовольствия, поэтому только его и можно считать смыслом жизни. Такой подход некоторым представляется аморальным, но абсолютной правды не существует, поэтому выводы придется делать самостоятельно.

Гедонизм – что это?

В переводе с древнегреческого гедонизм – это наслаждение или удовольствие. Учение, носящее это имя, говорит о естественности поиска приятных ощущений, поэтому человек осознанно или нет движется по этому пути.

А раз это заложено в людской природе, то вполне логично сознательно направлять свои действия для получения радости.

Все учение заканчивается на этом утверждении, потому что эту систему никто не закончил, поэтому поведение его приверженцев может разительно отличаться.

Гедонизм в психологии

Учение зародилось еще до нашей эры, но гедонизм в социальной психологии стал рассматриваться в 20 веке. Выделяют две поведенческие концепции:

  • будущего – действия связаны с предвкушением удовольствия;
  • настоящего – поступки направлены на быстрое получение наслаждения.

Недостаток психологического гедонизма заключается в передаче центральной роли эмоциям, оставляя мыслительную часть на втором плане. На самом деле эмоции только служат маячками при установке собственной системы ценностей.

Все же гедонистика позволяет исследовать акцентуации личности на приобретение физиологических удовольствий и престижных предметов, нередко лишенных практического смысла.

Такие исследования актуальны благодаря возрастающему числу людей, стремящихся к максимуму наслаждения.

Гедонизм в философии

Аристипп (435-355 гг. до нашей эры) стал основоположником учения, считая, что человеческая душа испытывает два состояния – наслаждение и боль. Путь к счастью лежит в избегании неприятных ощущений и стремлении к приятным.

При этом упор делался на физические аспекты. Эпикур говорил, что гедонизм в философии – это полная удовлетворенность своих желаний. Цель на само наслаждение, а свобода от несчастья.

По его мнению высшая мера такого удовольствия – атараксия, душевный покой и умеренность в употреблении любых благ.

Просвещенный гедонизм получил распространение в 18 веке. Аристократия, особенно во Франции часто понимала его, как получение простейших удовольствий.

Вернуть понятию философичность помог Иеремия Бентам, который перевел гедонизм на новый уровень, взяв за основу его принцип для своей теории утилитаризма.

Она предусматривает такое поведение общества, при котором все его члены могут достигнуть наивысшего наслаждения.

Правила жизни по гедонизму

Учение полностью не сформировано, поэтому четкой системы ценностей нет, и правила гедонизма никто не составлял. Существует только один постулат: высшая цель человека – быть счастливым. А для этого нужно сократить количество неприятных впечатлений и сконцентрироваться на вещах, приносящих радость. То есть разбираться в том, что значит гедонизм, надо на основании собственных ощущений.

Гедонизм – хорошо или плохо?

Однозначного ответа нет, все зависит от личной трактовки понятия.

Для кого-то гедонизм – это погоня за новыми, все более сильными впечатлениями, а кто-то считает себя приверженцем учения из-за любви к красивой одежде и принятию ванн с душистой пеной.

Понятно, что желание сделать свою повседневность немного приятнее, ничем не грозит. Если же сделать получение удовольствий самоцелью, то можно в итоге остаться только с неприятностями. Рассмотрим, чем опасен гедонизм в его абсолютной форме.

  1. Бесперспективность. Постепенно привычные удовольствия приедаются, нужны новые ступени, но когда и они пройдены, не остается ничего, что могло бы приносить радость.
  2. Трата времени. За поиском наслаждений легко пропустить момент для принятия шагов, решающих будущую жизнь.
  3. Проблемы со здоровьем. Многое из того, что приносит радость на физическом плане, негативно отражается на состоянии здоровья.

Гедонизм и эгоизм

Философскую сторону этого учения часто приравнивают к эгоизму, но это не вполне верно. Принципы гедонизма не предписывают сосредоточенности только на себе, не возбраняется заботиться и о наслаждении окружающих.

Существуют две формы: эгоистическая и универсальная. Для первой характерна концентрация на собственных ощущениях, даже если их не разделяют другие.

Ценителям второй формы важно, чтобы удовольствие распространялось и на тех, кто рядом с ними.

Гедонизм и христианство

С точки зрения религии все, что не направлено на служение Богу, является суетой, которая не достойна внимания. Поэтому гедонизм – это грех для христиан. Он не только отвлекает от высшей цели, но и замещает ее стремлением к приобретению земных благ.

Это если говорить о явлении в общем, не разбирая конкретные случаи, обычное стремление к комфорту вряд ли можно назвать преступлением. Универсальная форма гедонизма тоже не всегда ведет к становлению грешником, помощь другим людям христианством приветствуется.

Нельзя говорить, что любой гедонист – грешник. Каждый случай должен рассматриваться отдельно.

Если же самостоятельно разобраться в ситуации не получается, хочется и собственные религиозные убеждения не нарушить, и в комфорте себе не отказывать, то можно посоветоваться с батюшкой.

Он и священные тексты лучше знает, и опыт в разрешении таких конфликтов имеет. Правда, он тоже может ошибаться, поэтому окончательное решение остается за самим человеком.

Известные гедонисты

В современном обществе практически на любого из селебрити можно поставить пробу «гедонист». Даже если некоторые из них и занимаются благотворительностью, то произошло это только после удовлетворения собственной жажды приятных впечатлений.

Это относится не только к нашему веку, ценители комфортной жизни были всегда. После Эпикура, выведшего собственную формулу гедонизма, учение получило новую жизнь в эпоху Возрождения. Тогда его приверженцами стали Петрарка, Боккаччо и Раймонди.

Затем Адриан Гельвеций и Спиноза примкнули к учению, соотнеся удовольствия человека с общественными интересами. Томас Гоббс также выступал за ограничения, предложив принцип «не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступили с тобой». Этом принципу следовали не все, самым ярким примером отказа от религиозных, нравственных и правовых рамок стали труды маркиза де Сада.

Книги про гедонизм

Явлением интересовались многие, его серьезно изучали философы и психологи, описания можно встретить и в художественной литературе. Вот некоторые книги о гедонизме.

  1. «Принципы этики» Джордж Мур. Английский философ размышляет о природе явления и указывает на ошибку – смешение понятия блага и средства его достижения.
  2. «Мозг и удовольствия» Дэвид Линден. Книга рассказывает о новейших достижениях в области нейробиологии, которые позволили по-новому взглянуть на получение удовольствия и образование зависимости от него.
  3. «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд. Известное произведение, претерпевшее не одну экранизацию, демонстрирует самые негативные стороны и последствия гедонизма.
  4. «О дивный новый мир» Олдос Хаксли. Вся общественная жизнь построена на принципах достижения удовольствия. Результаты такого эксперимента описываются в произведении.
  5. «Последний секрет» Бернар Вербер. Герои этого фантастического романа пытаются заглянуть в человеческие мысли и найти причину, побуждающую совершать любые поступки.

Источник: https://womanadvice.ru/gedonizm-v-sovremennom-mire-plyusy-i-minusy

Гедонисты и гедонизм – кайф без наркотиков

Обратите внимание на наше общество. Оно разделено на части по критерию «искренняя улыбка на лице, излучающая позитив», причём, гораздо больше людей вечно недовольны чем-то, и сей факт не обязательно зависит от материального статуса или семейного благополучия.

Абсолютно здоровые и успешные люди не умеют быть счастливыми и получать удовольствие от факта самой жизни.

Человек, который наслаждается жизнью и постоянно счастлив, зачастую становится изгоем общества.

Гедонист – это человек, который способен взять от жизни всё, при этом может отдавать часть наслаждений другим, его основной целью является постоянное получения ощущения кайфа и состояние вечного счастья.

В наши дни студенты только и делают, что жалуются на нищету, на то, как трудно поддерживать беспутный, гедонистический образ жизни.
Джонатан Коу. Дом сна

↑Любая культура определяется своими учителями и основателями. Гедонизм уже можно признать за тот факт, что зародился он давно, ещё в Древней Греции, а основоположником данного направления стал ученик, уважаемого до сих пор, великого Сократа.Фрейд, развивая данное учение, определил, что человек со дня своего рождения является природным гедонистом, но со временем всё приедается, а для получения удовольствия от жизни требуется контроль над своими действиями и метод «потрудился, постарался – насладись жизнью».

Кто такой гедонист, определим значение слова. Гедонизм – это система убеждений, принципов и ценностей человека, определяющих высшей своей жизненной миссией получение ежесекундного наслаждения.Возможно, общество и готово поддержать благие порывы быть счастливым, но не методы, которыми большинство гедонистов достигают свой «потолок» наслаждения.

Гедонист убеждён, что ради получения наслаждения можно пожертвовать, установленными негласно в обществе, нормами морали, чести и этики.

Рассмотрим основные способы получения удовольствия гедонистами:

  1. еда;
  2. секс;
  3. алкоголь;
  4. хобби;
  5. семья;
  6. работа;
  7. друзья;
  8. признание;
  9. достижение высшего духовного развития.

Кроме основных способов, ведущих к блаженству, гедонист способен ловить моменты счастья от любых мелочей: будь то созерцание природы, организация вечеринок, путешествие по всему миру, даже добродетель может стать причиной осознания полного счастья.

Гедонист – это, прежде всего, термин философский. С точки зрения психологии человека, оценку своему состоянию может дать только он сам, а она складывается из его ожиданий и отношении к жизни и ситуациям, которые в ней происходят.

К примеру, человек может «ловить» абсолютный кайф при употреблении лапши быстрого приготовления, тогда как другому необходимо для обретения счастья сходить поужинать в элитный ресторан любимой кухни. В обоих случаях они оба получают максимальное удовольствие.В сексуальных отношениях также может происходить подмена понятий.

Для кого-то секс с любимой супругой один раз в неделю абсолютное блаженство, а кому-то необходима ежедневная близость с разными партнёрами. Гораздо ближе к термину «гедонизм» станет тот, кто в своей голове настроит шкалу «счастья» и постарается реализовать себя в соответствии с ней.

Гедонист убеждён, что счастливым его делает он сам, поэтому удовлетворяя первичные потребности необходимо заранее определить планку, которая позволит, реализовывая их по минимуму, получить максимум удовольствия.

Зачастую гедонистов не любят, так как считают, что они живут только для себя, на самом деле это совсем не так. Когда рядом счастливые люди, их число с каждым днём растёт, можно заразить оптимизмом, но сделать это намного сложнее, чем распустить вокруг негатив.

Гедонисты стараются развиваться постоянно, ведь деградируя можно получить лишь краткосрочный кайф, в основном этим страдают алкоголики и наркоманы. Поэтому получать удовольствие желательно, не нанося вред другим, а в первую очередь самим себе.

Гедонист приближается к эгоисту в стремлении постичь себя духовно, узнать предназначение собственного «я» и наделить его в своей голове абсолютным счастьем.

Человек, который переводит бабушек через дорогу, помогает близким материально, готов оказать моральную поддержку родным, тоже может быть гедонистом, но лишь при условии, что от своих добрых дел он становится счастливее с каждой минутой.

Самое страшное слово для гедонистов это «долг». Если Вы скажете ему, что он должен что-то сделать или в его обязательство входят следующие действия, ответом станут порицание и равнодушие.

Любое сопротивление в его организме, отделяющее его от получения удовольствия, бесполезное по убеждению гедониста действие приводит человеческий механизм в ступор. Он превращается в отрицательный персонаж, как для общества в целом, так и для своей семьи и друзей.

Гедонист может являться человеком максимально ответственным, выполнять все поручения качественно и в срок, но не нужно его подталкивать и торопить, и, особенно, навязывать ему своё собственное мнение.

Внимательно присмотревшись к своим друзьям, коллегам на работе, родным и близким, легко выявить гедониста.

В основном это творческие люди, ведущие отличный от основной массы людей образ жизни, зачастую выглядят, либо стремятся казаться моложе своих лет, могут быть очень активными, либо философски смотрящие на жизнь.

Обладают отличительным чувством юмора, самоиронии, ранимые, чувствительные, романтичные.Если Вы сможете заглянуть в их душу и понять их, то Вам с ними рядом будет интересно проводить время, общаться и даже вести бизнес.[media=https://youtu.be/FQu_Msm9TDI]

Подведём итог: гедонисты среди нас и этот фактор нельзя опровергнуть. Пока мы не поймём их душу и не разделим часть взглядов, нам сложно принять их в свой круг.Гедонист – это человек, который способен принести обществу пользу, не причинив вреда своим убеждениям и принципам.

Ваш выбор становиться гедонистом или не принимать данное учение вовсе, но уважать человека, способного быть счастливым, просто необходимо, ведь мир развивается лишь при позитивном к нему отношении, а не наоборот.

Читайте также:  Как очистить кэш браузера: инструкции для популярных веб-обозревателей

Попробуйте ответить на ряд вопросов: насколько в Вас развит гедонизм, кого из своих знакомых Вы определите как истинного гедониста, и дайте оценку своему отношению к этому термину?

Милюкова Юнона · 23 авг, 2017

О статье:

Источник: https://PsyMod.ru/tipy-lyudey/2336-gedonist-kto-eto.html

Смысл гедонизма

Гедонизм – это особый образ жизни, способ существования человека или больших групп людей. Особая экзистенция человека.

Вадим Слуцкий

Суть гедонизма – в специфической иерархии ценностей. На вершине её находятся удовольствия (всё, что приятно и что можно потреблять без особого труда и усилий), физическое и материальное благополучие и комфорт. Остальные ценности вторичны.

Гедонизм – это ядро Западной культуры. Поскольку она сумела распространить своё влияние на весь мир, то и в масштабе всей Земли сейчас гедонизм – ведущий «бренд»: самый обычный, нормативный способ существования.

Основные черты современного гедонизма:

  1. бесконечное увеличение своего благосостояния как цель,
  2. личная свобода (свобода передвижения, например), понимаемая как основное право человеческой личности,
  3. безопасность и пацифизм, понимаемые как антагонисты опасности (любой) и войны (тоже любой), причём всегда нужно стремиться к миру и безопасности – и всегда избегать любой опасности,
  4. чем легче живётся человеку, чем комфортнее – тем лучше: в этом главное благо человека.

Это черты хорошо осознаваемые. Другой вопрос, а понимают ли современные люди их подлинный смысл – и подлинный смысл самого гедонизма. Если бы понимали, я не стал бы писать этот текст. Но они хорошо знают, что стремятся к миру (хотя и не осознают, почему), любят комфорт и т.п.

Однако есть не менее существенные черты гедонизма, о которых почти никто не догадывается. Пока я их называть не буду.

Большинство жителей т.н. «развитых» стран (имеется в виду экономическое и техническое развитие, отчасти – социальное (развитость основных социальных институтов)) – гедонисты. С их точки зрения, гедонизм – норма, а не патология. Это нечто вполне положительное.

Они понимают гедонизм как позитивную жизнерадостность и человечность. Противоположную мрачной бесчеловечности т.н. «тоталитаризма». Гедонизм, по их мнению, – это совершенно нормальное отношение к жизни образцово нормального развитого человека. Гедонизм очень полезен, способствует прогрессу и пр.

Этот текст – попытка ответить на вопрос, так ли это.

* * *

Портрет 1.

Одна моя знакомая – буду называть её Розой – выросла в благополучной современной семье. И отец, и мать хорошо зарабатывали. Роза – единственный их ребёнок.

Однако родители разошлись, когда ей было 14 лет. Т.е. она выросла в семье, где не было подлинной любви и дружбы.

Мама её, чтобы компенсировать ощущение одиночества при живом муже, страшно баловала дочь. Роза привыкла к тому, что мама создаёт для неё особый мирок эйфорических наслаждений и удовольствий. Ей нужно для сохранения этого детского рая только одно: всегда делать то, чего хочет мама.

Хотя внешне её мама, вроде бы, ведёт себя по отношению к дочери крайне самоотверженно и альтруистично, на самом деле она стремится полностью подчинить дочь себе: она деспотка и эгоистка в отношениях с ней. Ласка и забота даются не даром – а в обмен на полное подчинение.

В подростковом возрасте Роза стала красивой, у них с мамой постоянно начали вспыхивать скандалы. Когда Розе исполнилось 20 лет, её полюбил молодой человек, очень умный, интересный, из хорошей семьи. Он сделал предложение и повторял его неоднократно, но Роза говорила, что ей «рано выходить замуж»: она хочет ещё погулять на свободе.

Но в какой-то момент – совершенно неожиданно – согласилась. Они поженились. Мама Розы роскошно обставила их новую квартиру. Однако через 4 месяца после свадьбы Роза – тоже совершенно неожиданно – убежала от мужа к маме. Причину никто не мог понять.

Причина на самом деле была в том, что мама – сначала, устав от скандалов (характерных для зависимых инфантильных подростков), захотела отдохнуть от дочери, пожить одной, – и дочь, почувствовав это, как всегда сделала то, что хотела мама. Т.е.

она «вышла замуж» не для того, чтобы создать свою семью, а чтобы угодить маме и дать той отдохнуть от себя. Сама она этого не осознавала, но это неважно. Таков был её подлинный главный мотив. Но потом мама отдохнула, и ей захотелось, чтобы дочь вернулась, т.к.

тетешкать её, баловать и умиляться ей составляло одно из главных удовольствий в жизни. И дочь тут же вернулась к маме.

Ничего не понимая, её муж сходил с ума. В конце концов, это кончилось большим скандалом и разводом.

К 30 годам Роза ещё раз побывала замужем – и через год развелась. От этого второго брака (жениха нашла ей мама) у неё родился сын.

Мама в детстве всячески поощряла любовь Розы к книгам и «творческим занятиям» (маме льстило, что Роза такая талантливая), её учили играть на пианино, она даже сочиняла музыку. Профессию она выбрала весьма творческую, интересную, но трудную.

Однако в 28 лет, недолго поработав по специальности, она бросила свою профессию – и с тех пор работает в банке. Это не было связано с материальными трудностями. Это не было связано с тем, что у Розы что-то не получалось. Она способная, ей нравилась работа. Просто мама решила, что дочери мало платят.

Они с мамой построили роскошный дом в богатом квартале большого города, где они живут.

Сейчас Розе почти 50 лет. Работа у неё – мышиная возня. Она отнимает почти всё её время в будние дни. Но эта работа – денежная и лёгкая. Мужа у неё нет, семьи нет. Сына она растит так, как её растила мама.

Она была игрушкой-развлекушкой для своей мамы – и ей тоже полагается биологически живая игрушка-развлекушка. Сейчас её сыну уже почти 20 лет.

Разумеется, это глубоко инфантильный человек, не знавший подлинной любви и настоящих человеческих отношений, но вполне благополучный.

Роза довольна своей жизнью. Её соседом в богатом квартале случайно стал известный шахматист. В её представлении, это означает, что её жизненные достижения вполне сопоставимы с его жизненными достижениями, т.к. в её системе ценностей недвижимость – это мерило жизненного успеха.

У неё есть всё, что полагается иметь благополучному современному человеку: хорошая (т.е. лёгкая и высокооплачиваемая) работа, сын, дом, солидное положение (она не рядовой сотрудник банка), деньги.

На самом же деле Роза отказалась от всего, что придаёт смысл жизни и делает её счастливой. От любимого человека. От возможности иметь семью. От возможности иметь детей (а детей можно иметь только от любимого человека). От любимого дела. От права самостоятельно строить свою жизнь (фактически её построила за неё мама) и взрослеть (в 50 лет Роза более инфантильна, чем в 18).

Её жизнь совершенно пуста. Невозможно без ужаса думать о том, что она сделала со своей жизнью. Это духовное самоубийство. Но сама Роза, вполне успешно гедонизируя, считает свою жизнь успешной. Она ездит на знаменитые курорты. Она водит дорогую машину. Она довольна.

Именно тогда, когда человек умирает духовно (с Розой это случилось примерно к 30 годам), он начинает хорошо функционировать в современном обществе.

Кстати, все знакомые Розы, её подруги (хотя у неё нет настоящих подруг, но есть несколько более близкие знакомые) считает её совершенно нормальной и достойной женщиной.

Портрет 2.

Этого человека я буду называть настоящим именем.

Игорь Шпилёнок – известный фотограф дикой природы и экозащитник. Он снимает диких животных и пейзажи. Работает инспектором – простым, рядовым инспектором – в Кроноцком заповеднике на Камчатке. Это одно из самых диких мест на нашей планете.

Игорь Шпилёнок женат на любимой женщине, она, как и он, экозащитник, но не из России, а из США. Зовут её Лора Уильямс. Она давно живёт в России, в крошечной деревушке Чухраи, в заповеднике «Брянский лес», основанном её мужем. Игорь Шпилёнок был первым директором этого заповедника, в 27 лет. Сейчас ему 54 года, и он простой инспектор.

Почему? Он влюбился в Камчатку. Это была его мечта – работать там.

Живёт он в избушке, похожей на сарай. Там нет никаких удобств. Нужно топить печку, но вода в чайнике зимой всё равно к утру замерзает. Спать приходится в спальном мешке (такие спальные мешки туристы используют, когда спят на снегу).

Воду он носит из реки: она недалеко – километрах в 5-ти от дома. Вокруг – ни живой души. Зато полно непуганых бурых медведей: самых опасных наземных хищников на нашей планете. Ежегодно на Камчатке от медведей гибнет немало людей.

Даже в нужник (он, понятно, во дворе) Игорь Петрович не выходит без ружья. Не раз бывал на грани гибели.

На Камчатке он сделал множество великолепных снимков. Игорь Шпилёнок также и пишет. Его рассказы о дикой природе – не выдумка, а быль. Текст сопровождает снимки (именно так: не снимки иллюстрируют текст – а наоборот).

Он издал несколько книг: они, в основном, состоят из фотографий, но и рассказы его очень интересны.

Климат на Камчатке жуткий. Лета в иные годы нет вовсе. Постоянные метели зимой. Игорь Шпилёнок снимает в любую погоду.

Он счастливый человек. Хотя месяцами не видит жену и сыновей (их четверо, и все пошли по его стопам). Хотя живёт в кошмарных бытовых условиях. Но он каждый день занят любимым делом, в котором видит смысл, которому отдаёт себя.

Это странный образ жизни для современного человека. Известный, даже знаменитый человек (Живой журнал Игоря Шпилёнка имеет 200 000 подписчиков: ), он мог бы жить в любой столице мира. А живёт – в полуразвалившейся избушке, кое-как им самим починенной, и таскает воду из реки. А ему 54 года!

Но он не мазохист. Он очень жизнерадостный, весёлый и счастливый человек.

* * *

Итак.

Портреты нужны, чтобы понятна была разница между гедонистом (это, разумеется, Роза) и нормальным человеком.

Гедонист никогда добровольно не станет жить в худших бытовых условиях, имея возможность выбрать лучшие. Он никогда не станет жить трудно, среди опасностей, имея возможность жить легко и безопасно.

Почему? Очень просто. ЖИЗНЬ ГЕДОНИСТА ЧЕЛОВЕЧЕСКИ ПУСТА И БЕССМЫСЛЕННА. Поэтому он, подобно нищему, у которого только и есть один медный грошик, ни за что не отдаст никому этот драгоценный грошик.

Именно в этом – суть гедонизма, его причина.

Гедонизм – это РАЗНОВИДНОСТЬ КОМПЕНСАТОРНОГО ПОВЕДЕНИЯ. Гедонист пытается удовольствиями и комфортом компенсировать, заглушить отсутствие смысла и человеческого счастья в своей жизни.

Тогда как нормальный человек (тот, который нашёл себя, занят любимым творческим делом, которому отдаёт всего себя; который создал настоящую семью, где царят любовь, дружба, сотрудничество и понимание) не боится никаких испытаний и комфорт для него не является никакой ценностью.

Нормальный человек не избегает опасностей всегда. И даже войны – не боится. Это не значит, что он милитарист. Но он не трус. А современные гедонисты стали пацифистами – из трусости. Если нужно, нормальный человек готов и воевать.

Игорь Шпилёнок, например, основав заповедник «Брянский лес» и став его директором, обрёк себя на многолетнюю войну с браконьерами. В него много раз стреляли.

Как видите, этот человек – пацифист в каком-то совершенно другом значении этого слова.

* * *

Безудержное стремление быть всё богаче, только усиливающееся с ростом материального благосостояния, – это тоже следствие пустоты и бессмысленности жизни. Так духовно разрушивший себя человек пытается компенсировать пустоту и бесцельность своего существования.

Теперь можно назвать неосознаваемые современными людьми особенности гедонизма.

  1. Он приводит к хронической фрустрации всех основных духовных потребностей подавляющего большинства людей, живущих в т.н. «развитых» странах. В США половина населения страдает депрессиями и неврозами. Благополучнейшая Швейцария – мировой лидер по самоубийствам среди молодёжи.
  2. Он приводит к разрушению человека: человеческие массы становятся инфантильными и ничтожными, беспомощными, несамостоятельными, не способными обходиться в жизни собственными силами.
  3. Работа отчуждается от человека (об этом писал ещё К.Маркс: это основная тема его размышлений), становится бессмысленной для него. Почти для всех людей в т.н. «благополучных» странах часы их работы – это время, вычеркнутое из жизни. Они работают, только чтобы поддержать своё существование.
  4. Люди совершенно перестали влиять на общественные процессы. Элиты управляют социумом с помощью психологического манипулирования и экономическими методами, без грубого насилия, но степень несвободы при этом только растёт.
  5. «Развитием» стало считаться развитие машин, некоторых прикладных наук, производства, финансовых и социальных институтов и экономики. Машины развиваются, денег всё больше – а люди деградируют. Это считается «прогрессом».
  6. Уничтожаются все творческие профессии. Подлинное искусство уже не нужно в этом обществе. Нужно только то, что можно продать. Но «продажное искусство» – это не искусство. Все искусства фальсифицируются, чтобы легко и выгодно можно было продавать бездарнейшие поделки, выдаваемые за шедевры.
  7. Вообще всё подлинное заменяется фальсификатами. Даже еда. Помню, как я был поражён, впервые попробовав кашу, приготовленную на открытом огне (на дровяной плите). Как удивился, когда в деревне меня угостили домашним творогом. То, что едят сейчас люди, даже нельзя назвать помоями: это хуже помоев. И так – во всём, во всех сферах жизни. Полноценное общение заменяют социальные сети и скайп. Книги подменяются телевизором и интернетом. Всё мельчает и разрушается.
  8. Рвутся человеческие связи, семьи становятся крошечными и постоянно распадаются. Люди бесконечно одиноки.
Читайте также:  Ооо и ип — чем они отличаются, их плюсы и минусы, что лучше открыть и стоит ли вообще легализовывать онлайн-бизнес

* * *

Гедонизм – это ГЛУБОЧАЙШАЯ ПАТОЛОГИЯ человека.

Нормальному же человеку свойственны:

– самоограничение: стремление подчинить свою жизнь Высокой Цели и готовность ради неё мириться со многими лишениями и трудностями,

– жажда не потреблять, а отдавать,

– потребность в Служении (Богу, Делу или людям),

– готовность идти на опасные и трудные дела,

– отношение к материальной стороне жизни как к средству, а не цели.

Такое отношение к жизни – естественно для человека.

Гедонизм же – это нечто искусственное.

* * *

Гедонизм взлелеян безумным Обществом Потребления для достижения своих специфических целей.

Гедонисты стремятся покупать-покупать-покупать – до бесконечности. Есть одна яхта – надо купить другую: дороже, роскошней. Есть один автомобиль – нужен другой: более дорогой. Есть дом – построю-ка ещё один, побольше.

Растёт потребление – растёт производство. Растёт прибыль.

Без безудержного потребления это общество не может существовать. Поэтому нужно свести людей с ума, лишить их жизнь всякого смысла – чтобы они компенсировали внутреннюю пустоту бессмысленным и безостановочным потреблением.

Человек, с его духовными потребностями: жаждой найти себя, своё предназначение, делать любимое дело и общаться с любимыми людьми, расти и развиваться, быть самостоятельным и взрослым – приносится в жертву.

Именно духовно мёртвый человек – это нормативный тип личности в современном обществе.

* * *

Бывали, конечно, времена и пострашней нынешнего. Эпидемии чумы, чудовищные войны, сопровождавшиеся массовым истреблением людей. Много чего плохого было прежде.

Нынешнее время – сравнительно вегетарианское.

Но настолько ничтожным – человечество никогда ещё не было. Никогда ещё жизнь людей не была настолько благополучной. Но и настолько пустой и бессмысленной она тоже ещё не была никогда.

Обычный первобытный человек в гораздо большей степени жил духовной жизнью, чем современной «офисный планктон».

Преступление против человечности, совершаемое ежедневно заправилами Общества Потребления, – не самое кровавое. Но по своим последствиям – самое страшное.

* * *

Я не знаю, проснутся ли когда-нибудь люди. Захотят ли жить по-человечески.

Но если это всё-таки случится, Общество Потребления будет восприниматься как кошмарный сон – сон разума, который рождает чудовищ.

Гедонизм – это безумие. Но сумасшедший – потому и безумен, что уверен в своей рациональности.

Он поймёт, что был сумасшедшим, только тогда, когда выздоровеет.

Вадим Слуцкий

Новости партнёров

Источник: https://rusmonitor.com/smysl-gedonizma.html

Кто такой гедонист?

В 2017 году мало кому знакомы понятия гедонист, эпикуреец и сибарит. Если не углубляться в философию и психологию, эти слова так и останутся незнакомыми.

Эти понятия уже спокойно считаются архаизмами (устаревшие слова) либо как минимум терминами, к использованию которых прибегают крайне редко.

Прочитав статью, вы не только узнаете значение неизвестных слов, но и сможете понять, есть ли у вас что-то общее с этими понятиями.

Значение слова

Гедонист – человек, который живет ради получения удовольствия. Простыми словами, это тот, кто эгоистично заботится о собственном комфорте, удовольствии и благе. Такие люди не думают о завтрашнем дне и не беспокоятся о физических благах. Одним из таких был Омар Хайям.  

Гедонист

Гедонисту важно, чтобы чувство эстетического наслаждения и удовольствия его не покидало. Такие люди по собственной психологии живут «одним днем». Кроме того, гедонисты подвержены стрессовым факторам, если лишаются главного счастья – чувства удовлетворенности.

Философия и психология гедонизма

В целом гедонизм в философии предполагает чувство удовольствия как главный смысл жизни. Если рассмотреть эту концепцию подробнее, то на сцене появляются два философа – Аристипп и Эпикур.

Философ Аристипп

Аристипп – древнегреческий философ, который вывел течение гедонизма. Аристипп считал, что смыслом жизни является достижение счастья через эмоцию удовольствия, избегая боль и страдания. При этом удовольствие рассматривается как нечто мягкое и нежное, что воодушевляет и приносит физическое счастье.

В отличие от Аристиппа Эпикур был последователем приземленной концепции гедонизма. Эпикур рассматривал это течение как избавление от утруждающих забот, обуз, страданий и обид. В понятии философ, эмоция морального и физического удовлетворения означала ощущение удавшейся жизни. Согласно концепции Эпикура, смысл жизни заключался в избавлении от страданий и обид.

Философ Эпикур

Интересно, что пример гедонизма – роман Оскара Уальда «Портрет Дориана Грея». Для современного примера рассмотрим поведение Робота Бендера из мультсериала «Футурама», где реплики человека-машины ярко отражают склонность к гедонизму.

Чем плох гедонизм

Казалось бы, что плохого в том, что человек постоянно стремится к благу и счастью? Все бы ничего, если бы это достигалось теми путями, которые не мешают остальным людям и обществу в целом. Однако гедонисты порою представляют угрозу окружающим и этим наживают немало врагов.

Теперь давайте задумаемся над тем, что счастье у каждого отдельного индивида – разное. На планете Земля 7 млрд. людей, и каждый получает удовольствие от конкретных вещей.

Один счастлив после секса, другому нравится чувство эйфории от наркотиков, а некоторым приносит удовлетворение вкусная еда. Также большинство людей получают удовольствие от власти, денег и полномочий статуса.

Кроме того, у подростков наблюдается игромания, когда компьютерная игра становится смыслом жизни.

Одно из проявлений гедонизма

Все это – не что иное, как форма гедонизма. Не верите? Подумайте сами. Наркоман употребляет наркотики, от чего получает удовлетворение в приступах эйфории.

Зависимый не собирается отказываться от вредных веществ, аргументируя это тем, что препараты делают человека счастливым.

Это ли не гедонизм? Аналогично и с другими случаями, к примеру, случайные сексуальные связи, переедание, превышение полномочий и властность.

В подобных случаях гедонисты открыто наживают врагов, не думая о последствиях. Обычные разговоры вряд ли помогут в решении этой проблемы. Здесь уже не обойтись без помощи психолога и близких людей.

Никто не говорит, что стремление к высшим благам – неправильно. Но не забывайте, что гедонизм проявляется в паре с эгоизмом. А значит, окружающие при этом будут страдать.

Как выявить гедонизм

Проверить человека на склонность к гедонизму можно при помощи онлайн-тестов в Интернете. Кроме того, ниже описан ряд признаков, которые присущи таким людям:

  • слабая сила воли;
  • стремление к благам с наименьшими усилиями;
  • невежество, неприветливость, эгоизм, самолюбие;
  • завышенная самооценка;
  • лень;
  • слабая способность самоконтроля.

Другое проявление гедонизма

Когда это течение только зарождалось в Древней Греции, философы вряд ли представляли себе нынешний мир с развратом, сексом и наркотиками, которые порою берут верх над здравым смыслом. В древнем мире это течение предполагало размышления о прекрасном и стремление к получению удовлетворения путем наслаждения красотой женщин и вкусом вина.

Теперь направление осталось тем же, однако способов получить удовольствие стало больше. Многие пути достижения удовлетворения противоречат социуму. Что, собственно, и является проблемой гедонизма в нынешнее время.

Синонимы и антонимы

Родственные по значению термины – сибарит, эпикуреец. Слегка отдаленное, но все же близкое понятие – эстет. Рассмотрим каждый синоним в отдельности.

Сибарит – личность, которая живет ради роскоши и баловства. До нас это понятие дошло из древнегреческого города Сибарис, который отличался особенной пышностью, а жители его – разнузданностью.

Древние сибариты любили кушать исключительно деликатесы. На их столах преобладали морепродукты (крабы, устрицы, моллюски) и другие дорогие угощения.

В нынешнее время, когда говорят «сибарит», имеют ввиду человека, который избалован роскошью.

Сибарит

Эпикуреец – человек, который живет ради достижения удовольствия путем освобождения от страданий и обид. Это понятие тождественно с гедонизмом, однако отличается тем, что не ставит собственной целью поиск источников счастья.

Ведь главным источником удовлетворения является духовное спокойствие и атараксия – безмятежность. Эпикуреизм не приносит столько вреда, сколько гедонизм. Ведь эпикурейцы ценят дружбу и моральные блага, в отличие от эгоистичных гедонистов.

Эпикуреец

Эпикур, философ, выдвинувший одну из концепций гедонизма, придерживался собственного течения – эпикуреизма, откуда и появилось это название.

Так как гедонизм является формой эстетического наслаждения, нельзя не упомянуть об эстетах.

Эстет

Эстет – ценитель красоты, изящности, элегантности. Другими словами, эстет получает удовольствие от всего, на что ему нравится смотреть. Порою проявляются формы эстетизма, когда удовлетворение приносит вкусная еда или вид красивого тела. К недостаткам таких людей относится то, что эстеты оценивают все по внешнему виду.

Помимо близких по значению синонимов, также выделяются и антонимы понятия «гедонист». К таким словам относится «аскет».

Аскет

Аскет – индивид, воздерживающийся от получения удовлетворения и ведущий строгий образ жизни. Такой человек ограничивает себя во всех благах, которые заставляют чувствовать удовольствие и радость.

Аскеты склонны перетруждаться на работе, загружать голову проблемами и мало отдыхать. Эти стрессовые факторы вначале становятся причиной депрессии. А после глубокого психического расстройства даже доходят до самоубийства.

Источник: https://24smi.org/news/70314-kto-takoi-gedonist.html

4 архетипа поведения: гедонист, нигилист, участник крысиных бегов и просто счастливый человек

anchiktigraНа примере гамбургеров автор выделяет 4 архетипа поведения человека, характеризующийся специфичными для него психологическими установками и поведенческим образцом: Гедонист, Нигилист, Участник крысиных бегов и просто Счастливый человек

(мне кажется без гамбургеров было бы лучше, но что поделать, американский автор) 


Архетип
Гедонизма

Первый архетипический гамбургер — вкусная, но вредная для здоровья булочка с сомнительной начинкой. Поедание такого гамбургера в настоящий момент было бы благом, поскольку доставило бы мне удовольствие («нынешнее благо»), но в будущем непременно обернулось бы злом, поскольку впоследствии я бы плохо себя чувствовал («будущее зло»).

Характерная особенность, определяющая собой архетип гедонизма, как раз и заключается в том, что все происходящее в настоящий момент воспринимается как благо, но в будущем непременно обернется злом.

Гедонисты живут по принципу: «Стремись к наслаждениям и избегай страданий»; все их старания направлены на то, чтобы наслаждаться жизнью сегодня и сейчас, игнорируя потенциальные отрицательные последствия их поступков в будущем.

Гедонист ищет наслаждений и избегает страданий. Он заботится только об утолении собственных желаний и почти совсем не думает о будущих последствиях. Полноценная жизнь, по его мнению, сводится к последовательности приятных ощущений.

Если в настоящий момент что-то доставляет ему удовольствие, это служит достаточным оправданием для того, чтобы этим заниматься, пока на смену прежнему увлечению не придет новое. Гедонист с энтузиазмом заводит новых друзей и возлюбленных, но как только их новизна меркнет, он моментально находит себе новые привязанности.

Поскольку гедонист зациклен только на том, что происходит с ним в настоящий момент, он ради минутного удовольствия готов совершать поступки, которые впоследствии способны нанести ему громадный урон.

Если наркотики приносят ему наслаждение, он будет их принимать; если ему кажется, что работа — это слишком трудно, он будет ее избегать.Гедонист совершает ошибку, отождествляя любое усилие со страданием, а наслаждение — со счастьем. Мы не сможем найти счастье, если ищем только одних лишь наслаждений и избегаем страданий.

И тем не менее гедонист, живущий внутри каждого из нас, в неизбывной тоске по какому-то райскому саду продолжает отождествлять труд со страданием, а безделье с наслаждением.

Михай Чиксентмихайи, который в своей научной работе исследует почти исключительно состояния наивысшей творческой активности и душевного подъема, утверждает, что «лучшие моменты в жизни человека обычно наступают тогда, когда его тело или ум напряжены до предела в добровольном стремлении выполнить какое-то трудное задание или совершить подвиг». Гедонистическое существование без борьбы — отнюдь не рецепт счастья.

Читайте также:  Что такое баннерная реклама и как она выглядит: примеры и виды

Жить па гедонистический манер временами тоже бывает полезно. Тот, кто живет сегодняшним днем, молодеет душой — лишь бы в долгосрочном плане это не привело ни к каким негативным последствиям (вроде тех, которые бывают от приема наркотиков).

Если мы немножко расслабимся, побездельничаем и порадуемся жизни — поваляемся на пляже, наедимся гамбургеров из «Мак-Дональдса», а потом еще полакомимся мороженым с фруктами и взбитыми сливками или просто поглазеем в телевизор, — мы от этого сделаемся только счастливее.

Вопрос: Вернитесь памятью в те времена — будь то единственный эпизод или достаточно длительный промежуток времени, — когда вы жили как гедонист. Что вы приобрели и что потеряли, живя подобным образом?

Архетип Крысиных Бегов

Второй тип гамбургера, который пришел мне на ум, — это безвкусная булочка с постной вегетарианской начинкой, приготовленная исключительно из полезных для здоровья ингредиентов. Поедание такого гамбургера было бы благотворно для будущего, поскольку вследствие этого я был бы здоров и хорошо себя чувствовал («будущее благо»), но в настоящий момент причинило бы мне одни неприятности, поскольку мне было бы противно жевать эту дрянь («нынешнее зло»).
Этому гамбургеру соответствует архетип крысиных бегов. С точки зрения «крысы», настоящее не стоит ломаного гроша по сравнению с будущим, и бедняга страдает во имя некой предвкушаемой выгоды.Участники крысиных бегов отличаются прежде всего своей неспособностью получать удовольствие от своих занятий, а также своей неистребимой верой в то, что стоит им достичь какой-то конкретной цели — и они будут счастливы во веки веков.

Причина того, что вокруг нас так много людей, участвующих в крысиных бегах, кроется в нашей культуре, которая способствует укоренению подобных суеверий.

Если мы заканчиваем семестр на одни десятки, то получаем подарок от родителей; если мы выполняем план на работе, то в конце года получаем премию.

Мы привыкаем не думать ни о чем, кроме цели, которая маячит перед нами на горизонте, и не обращать внимания на то, что происходит с нами в настоящий момент. Всю свою жизнь мы гонимся за бесконечно ускользающим от нас призраком будущего успеха.

Нас награждают и хвалят не за то, что происходит с нами в пути, а лишь за успешное завершение путешествия. Общество вознаграждает нас за результаты, а не за сам процесс; за то, что мы достигли цели, а не за то, что мы прошли тот путь, который к ней ведет.

Стоит нам только достичь намеченной цели, как мы немедленно испытываем чувство облегчения, которое так легко перепутать со счастьем. Чем тяжелее бремя, которое мы несем в пути, тем сильнее и приятнее испытываемое нами чувство облегчения.

Когда мы путаем это минутное облегчение со счастьем, мы тем самым укрепляем иллюзию, будто счастливыми нас сделает простое достижение цели. Чувство облегчения, конечно же, имеет для нас определенную ценность — ведь оно приятно и вполне реально, — и все же не нужно путать его со счастьем.

Чувство облегчения можно считать своего рода негативным счастьем, поскольку его источник — это те же стресс и беспокойство, но взятые с обратным знаком. По самой своей природе облегчение предполагает неприятные переживания, и поэтому счастье, возникшее из чувства облегчения, не может длиться сколько-нибудь долго.

Если у женщины, страдающей от мучительного приступа мигрени, вдруг перестанет раскалываться голова, то из-за одного только отсутствия боли она почувствует себя счастливейшим человеком на свете. Но поскольку подобному «счастью» всегда предшествует страдание, то отсутствие боли — это всего лишь минутное облегчение от чрезвычайно негативных переживаний.

К тому же чувство облегчения всегда является временным. Когда у нас перестает стучать в висках, само по себе отсутствие боли доставляет нам определенное удовольствие, но затем мы очень быстро привыкаем к этому состоянию и считаем его чем-то само собой разумеющимся.

Участник крысиных бегов, который путает облегчение со счастьем, проводит всю жизнь в погоне за своими целями, считая, что для счастья ему достаточно просто чего-то достичь.

Вопрос: не чувствуете ли вы время от времени, что вы точно такой же участник крысиных бегов? Если бы у вас была возможность взглянуть на свою жизнь со стороны, какой совет вы бы дали самому себе?

Архетип Нигилизма

Третий тип гамбургера — наихудший из всех возможных — одновременно и невкусен, и вреден для здоровья.

Если бы я его съел, это причинило бы мне вред и в настоящем, поскольку у этого гамбургера отвратительный вкус, и в будущем, поскольку его поедание порядком подпортило бы мне здоровье.

Наиболее точная параллель для такого гамбургера — это архетип нигилизма.

Он характерен для человека, который утратил вкус к жизни; такая личность не в состоянии ни наслаждаться минутными радостями, ни устремляться к великой цели.

В контексте этой книги нигилист — это человек, который разочаровался в самой возможности счастья и покорно смирился с тем, что в жизни нет никакого смысла.

Если архетип крысиных бегов весьма удачно характеризует состояние человека, который живет ради светлого будущего, а архетип гедонизма — состояние человека, который живет сегодняшним днем, то архетип нигилизма в точности отображает состояние человека, который прикован цепями к прошлому.

Те, кто смирились со своим нынешним несчастьем и заранее уверены, что такая же жизнь уготована им и в будущем, никак не могут выбросить из головы свои прежние неудачные попытки стать счастливыми.

Вопрос: Попробуйте вспомнить то время — будь то единственный эпизод или достаточно длительный промежуток времени, — когда вы ощущали себя нигилистом, неспособным выбраться из скорлупы своего тогдашнего несчастья. Если бы у вас была возможность посмотреть на эту ситуацию со стороны, какой совет вы бы дали самому себе?

И участник крысиных бегов, и гедонист, и нигилист — все они, каждый на свой лад, заблуждаются — неверно интерпретируют действительность, не понимают истинной природы счастья и не знают, что нужно для полноценной жизни.

Участник крысиных бегов страдает вследствие «обманчивости любых достижений» — ложной веры в то, что если мы достигнем очень важной цели, то будем счастливы до конца своих дней.

Гедонист страдает из-за «обманчивости текущего момента» — ложной веры в то, что счастье можно испытать, погрузившись в нескончаемый поток минутных наслаждений в отрыве от нашего жизненного предназначения.

Нигилизм — это также заблуждение, неверная интерпретация действительности — ошибочная вера в то, что как ни крути, а счастье все равно недостижимо. Упомянутое заблуждение проистекает из неспособности усмотреть возможность синтеза между стремлением чего-то достичь и текущим моментом — некоего третьего пути, по которому можно будет выбраться из того незавидного положения, в которое мы попали.


Архетип Счастья

Однако эти три представленных мной архетипа отнюдь не исчерпывают всех возможных вариантов — остается еще один, который нам необходимо рассмотреть.

Что вы скажете насчет гамбургера, который был бы ничуть не менее вкусен, чем тот, от которого я отказался, и в то же время ничуть не менее полезен для здоровья, чем постная булочка с вегетарианской начинкой? Гамбургер, который бы одновременно содержал в себе и нынешнее, и будущее благо?

Этот гамбургер суть живая иллюстрация архетипа счастья. Счастливые люди живут спокойно, пребывая в твердой уверенности, что те самые занятия, которые доставляют им массу удовольствия в настоящем, обеспечат им полноценную жизнь в будущем.

Иллюзия участника крысиных бегов заключается в том, что если он когда-нибудь в будущем сумеет достичь намеченной цели, то будет счастлив до конца своих дней; ему невдомек, что путь к цели ничуть не менее важен, чем сама цель.

Иллюзия гедониста, наоборот, заключается в том, что для него важен только путь, но не цель. Нигилист, отчаявшись достичь цели и махнув рукой и на нее, и на путь к ней, полностью разочаровался в жизни.

Участник крысиных бегов становится рабом будущего, гедонист — рабом настоящего, а нигилист — рабом прошлого.

Для того чтобы стать счастливым всерьез и надолго, необходимо получать удовольствие от самой дороги к цели, которую мы считаем достойной.

Счастье не в том, чтобы взобраться на вершину горы, и не в том, чтобы бесцельно бродить по горам; счастье — это то, что мы испытываем, когда карабкаемся на вершину.

Наша главная цель — проводить как можно больше времени, занимаясь теми делами, которые являются для нас источником не только настоящих, но и будущих благ.

Вопрос: Вспомните один или два периода в вашей жизни, когда вы наслаждались одновременно настоящими и будущими благами.

Упражнение Четыре сектора

Опросы людей, которые регулярно ведут дневник, свидетельствует о том, что письменный отчет о событиях нашей жизни — как негативных, так и позитивных — способствует повышению уровня нашего душевного и физического здоровья.На протяжении четырех дней подряд как минимум по пятнадцать минут в день пишите о том, что с вами происходило в каждом из этих четырех секторов. Напишите о тех временах, когда были участником крысиных бегов, гедонистом и нигилистом. В четвертый день напишите о счастливых временах в вашей жизни. Если вы растрогаетесь до такой степени, что захотите написать о каком-то конкретном секторе побольше, так и сделайте, но не пишите больше чем об одном секторе в день.

Не беспокойтесь насчет грамматики или правописания — просто пишите.

Важно, чтобы в своем сочинении вы честно рассказали о тех эмоциях, которые вы испытывали когда-то или испытываете сейчас, а также о том, какой именно поведенческий сценарий вы осуществляли (то есть какие поступки вы тогда совершали) и какие мысли при этом были у вас в голове или возникли в ней во время написания этого текста .

Вот кое-какие инструкции по поводу того, что писать в каждом из этих четырех секторов:

• УЧАСТНИК КРЫСИНЫХ БЕГОВ.

Расскажите о каком-либо периоде в своей жизни, когда вы чувствовали себя крысой, безостановочно бегущей вперед и вперед по беговой дорожке к «светлому будущему».

Почему вы это делали? Какие блага приносила вам подобная жизнь, если, конечно, в этом для вас было какое-то благо? Какую цену вы за это платили или не платили никакой?

• ГЕДОНИСТ. Расскажите о каком-либо периоде в своей жизни, когда вы жили как гедонист или предавались гедонистическим радостям. Какие блага приносила вам подобная жизнь, если, конечно, в этом для вас было какое-то благо? Какую цену вы за это платили или не платили никакой?
• НИГИЛИСТ. Расскажите о самых тяжелых минутах в своей жизни, когда вы, махнув на все рукой, смирялись со своей горькой участью. Или о том, что происходило с вами в более длительный промежуток времени, на протяжении которого вы чувствовали себя беспомощным. Поделитесь самыми сокровенными чувствами и мыслями, которые вам приходили в голову тогда и теперь, когда вы пишете этот текст.
• СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК. Расскажите о каком-нибудь невероятно счастливом времени в своей жизни или о тех минутах, когда вы были особенно счастливы. Перенеситесь в своем воображении в то время, попытайтесь повторно испытать свои тогдашние эмоции и затем напишите о них.Что бы вы ни писали, пока вы это пишете, ваши писания предназначаются только для ваших собственных глаз. Если же, закончив писать, вы захотите прочитать то, что у вас получилось, близкому человеку, вы, конечно же, вправе это сделать, но важно, чтобы при выполнении этого упражнения вы не чувствовали себя скованно. Чем больше вы сумеете открыться, тем больше пользы вы извлечете из своих писаний.Сектор нигилизма и сектор счастья необходимо будет проработать еще как минимум дважды. Когда вы будете выполнять упражнение повторно, можно вспомнить те же самые события или написать о чем-нибудь другом. Время от времени пересматривайте заново все, что написали, — это можно делать раз в три месяца, раз в год или раз в два года.
Выражайте благодарность

Источник: https://anchiktigra.livejournal.com/128253.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector