«Кто владеет информацией, тот владеет миром» (Н. Ротшильд) – этот афоризм крайне актуален в наше время. Но можно ли справляться со старыми делами и притом успевать получать новые знания? Ответ — можно.
Вот способы быстрого обучения, которые помогут получить новый навык и расширить профессиональную компетенцию без потери качества.
1. Учите что-нибудь ещё (или просто представьте, что учите)
Исследование Университета Вашингтона в Сент-Луисе говорит, что человек быстрее учится и лучше запоминает информацию, если думает, что ему нужно освоить ещё что-то дополнительно. Ожидание следующей задачи изменяет мышление так, что человек сам вырабатывает более эффективный подход к запоминанию.
Джон Нестойко, специалист в области психологии и автор исследования, говорит по этому поводу следующее: «Когда учителя готовятся к преподаванию, они стремятся найти ключевые моменты, опорные точки, чтобы организовать информацию в единую структуру. Студенты, которым приходится «работать на два фронта», поступают похожим образом. Поэтому их результаты лучше».
2. Учитесь «короткими очередями»
Эксперты Центра академического успеха штата Луизиана предлагают посвящать изучению нового материала 30-50 минут. Ассистент по обучению выпускников Эллен Данн говорит, что занятия сроком меньше 30 или больше 50 минут неэффективны. В первом случае мозг не выходит на пиковую производительность, а во втором – получает слишком много информации. Отработайте 30-50 минут, а затем сделайте перерыв в 5-10 минут.
«Короткие, но частые занятия эффективнее, чем долгие и редкие», – соглашается Нил Старр, ментор курсов Университета Западных Губернаторов. Это некоммерческий университет, в котором студенты, в среднем, получают степень бакалавра за 2,5 года.
3. Делайте записи в блокноте
Способы быстрого обучения не обойдутся без письменной работы. Сейчас заметки легко набираются в ноутбуке или смартфоне, но делая их в бумажном виде, вы будете запоминать лучше. Исследователи из Принстонского и Калифорнийского университетов заметили, что студенты, которые помечают лекции вручную, продуктивнее усваивают основную информацию на занятиях. Запись в ноутбук, во-первых, часто сведена к простому переводу звука в текст, а во-вторых, сопряжена с отвлекающими факторами (интернет, электронная почта, мессенджеры).
С помощью следующих советов вы можете прокачать навык ведения заметок, сделав их очень полезным инструментом:
• Записывайте своими словами – так легче запомнить сейчас и разобраться потом.
• Оставляйте между основными идеями пустые строки, чтобы можно было вернуться позже и дополнить мысль.
• Используйте собственную систему сокращений и обозначений, чтобы экономить время.
• Записывайте фразы, ключевые идеи, а не полные предложения или абзацы.
• Учитесь извлекать важную и игнорировать тривиальную информацию.
4. Повторяйте информацию короткими периодическими сессиями
Автор книги «Как мы учимся: когда, где и почему это происходит» Бенедикт Кэри говорит, что повторение изученной информации эффективно, если человек «соблюдает дистанцию». Он приводит сравнение с поливом газона: можно поливать лужайку один раз в неделю 90 минут, а можно – три раза по 30 минут. Очевидно, второй вариант более полезен для травы.
Поэтому Кэри рекомендует повторять информацию с интервалом в 1-2 дня после первого усвоения. Так вы постоянно «поднимаете» знания на поверхность, не давая им утонуть в глубинах памяти. Подобный метод будет необходим до тех пор, пока они надёжно не закрепятся и «найдут» своё место в голове.
5. Учитесь, спите и снова учитесь
Недавно в журнале Psychological Science были опубликованы результаты эксперимента, проведённого во Франции. В нём испытуемых разделили на две группы и дали по 16 слов, переведённых с языка суахили на французский. У обеих групп занятия были разделены на две сессии.
Первая группа занималась утром и вечером, а вторая проходила одно занятие вечером, затем спала и утром получала второй урок. Во время проверок стало известно, что участники, спавшие между занятиями, вспоминали примерно 10 слов из 16, а те, кто не спал – около 7,5.
Учёный-психолог Стефани Мацца из Университета Лиона пишет: «Наши результаты показывают, что переплетение сна с учебными сеансами значительно ускоряет обучение, способствует лучшему и более долгому запоминанию, сокращает время усвоения информации. Предыдущие исследования демонстрировали, что сон – один из лучших помощников в учёбе. А теперь видно, что ещё лучше, если они фактически идут бок о бок».
6. Меняйте подходы
Изменение метода тренировки помогает быстрее нарастить мышцы. Чем чаще человек использует одни и те же упражнения, тем хуже отзываются на рост его мускулы. Организм как бы привыкает к однотонным и одинаковым нагрузкам. Примерно так же происходит и с мозгом.
Реконсолидация (изменение подхода) поднимает имеющиеся в голове данные и модифицирует их благодаря новым условиям. За счёт смены способов знания хорошо хранятся и легко извлекаются в будущем. Например, если вы учите иностранный язык, занимайтесь не только на групповых уроках, но и с преподавателем индивидуально или попробуйте общаться с носителями языка из разных стран по skype.
7. Пробуйте мнемонические приёмы
Способы быстрого обучения часто включают в себя мнемонику. Такие практики помогают запоминать большое количество информации с помощью звуков, образов и ассоциаций. Распространённый пример мнемонического приёма – поговорка «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Она помогает по первым буквам вспомнить, в каком порядке идут цвета в радуге: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
Мнемоника упрощает, обобщает и сжимает информацию. Такой навык будет серьёзным преимуществом для студентов-юристов или медиков, а также для людей, которые изучают новый язык.
8. Пейте достаточно воды
Вода полезна для кожи, правильной работы внутренних систем организма и его общей функциональности. А ещё она, как ни странно, делает нас умнее. В одном из исследований студенты показали лучший результат на экзамене, когда брали с собой бутылку воды. Когда человек не пьёт воду, мозг перегружается, ему требуется больше времени для выполнения задач.
9. Соединяйте новое со знакомым
- Чем лучше человек связывает новые знания с уже имеющимися, тем эффективнее он запоминает.
- Память играет центральную роль в способности выполнять сложные последовательные задачи, например, применять знания к проблемам, с которыми человек раньше не сталкивался, или делать новые выводы на основе старых и известных фактов.
- Если новую информацию «приклеить» к старой, хорошо знакомой, крепче запомнятся обе.
Такие способы быстрого обучения использует Илон Маск. Он говорит, что рассматривает знания как семантическое дерево. То есть перед тем, как изучать новое Маск проверяет, действительно ли он хорошо разбирается в уже полученных базовых принципах. До мелких листьев и плодов (новых знаний) можно добраться только через корень и крупные ветви (основы).
Читайте: 14 способов, которые помогут улучшить память
Как учиться быстрее: пять научно доказанных способов ускорить запоминание информации и формирование навыков
Привет! На ваших экранах снова Дмитрий Райз, создатель проекта R153, в рамках которого я вещаю про эффективное использование ресурсов головного мозга, способы поднять продуктивность и скорость обучения.
Сегодня я бы хотел бы поделиться полезностями именно на последнюю тему.
Я много лет интересуюсь эффективными методами обучения и тем, как поставить этот процесс на правильные рельсы. Особенно у себя дома, когда на тебя не давит социальная ответственность и чуткий взгляд преподавателя.
В этой статье я приведу наиболее действенные и научно доказанные способы учиться эффективнее. Если вы давно интересуетесь темой обучения, изучили курс или книгу Learning how to learn, то тут вы найдете не очень много нового.
Если же не столь искушены в этом деле, то уверен, что ниже вы найдете много полезных и практичных выводов, которое сможете применить уже с сегодняшнего дня.
Также, если у вас нет времени или вы хотите быстрее понять, есть ли в этой статье что-то новое для вас — в конце есть короткая выжимка.
Принцип № 1: Учитесь по чуть-чуть (интервалами)
Лучше учиться по 15 минут в день на протяжении недели, а не впихивать все в одно занятие длиной 2 часа.
В одном из исследований учеников младшей школы распределили по трем группам:
- 4 в 1. Один учебный день, в котором было четыре урока с небольшим перерывом.
- 2 по 2. Два учебных дня, в каждом из них по два урока.
- 4 по 1. По одному уроку на протяжении четырех дней.
Лучше всего показала себя последняя группа, а хуже всех первая.
В другом исследовании сравнили, насколько растет понимание прочитанных текстов, если использовать интервальное повторение:
-
Прочитать текст один раз
-
Прочитать текст дважды
-
Прочитать текст дважды, но с недельным перерывом.
При немедленном тестировании вторая группа показала лучшие результаты, а вот при тестировании с задержкой в два дня лучше всего показала себя третья группа.
Как это применить на практике. Составьте график обучения или найдите время, чтобы понемногу практиковаться каждый день или каждые несколько дней, вместо того, чтобы втиснуть все свое обучение в один или несколько дней.
Принцип № 2: Пытайтесь воспроизвести прочитанное, увиденное или услышанное
- Попытка вспомнить пройденную информацию эффективнее простого повторения.
- В качестве пруфа у нас исследование , в котором выяснили, насколько лучше запоминается информация, если в конце проводить небольшой тест.
- Оказалось, что на короткой дистанции особого смысла от этого нет, а вот длительный эффект — что надо.
SSSS — четыре учебных занятия. SSST — три учебных занятия, за которыми следует один тест. STTT — одна учебная сессия, за которой следуют три теста.
Как это применить на практике. Если после теоретического материала есть возможность пройти проверку — пройдите ее. Если готового теста нет, то составление своего списка вопросов и ответов будет только в плюс, так как это позволит взглянуть на знания с еще одной стороны.
Принцип № 3: Смешивайте навыки
Идея проста — изучайте несколько вещей одновременно. Речь именно про «мультизадачность», а не разные занятия в течение дня как в школе.
Исследование 2007 года, показало, что студенты, которые смешивали задачи, показывали себя на тестах в три раза лучше.
Это исследование посвящено решению математических задач, но аналогичные эффекты обнаружены и в других областях, таких как бадминтон , баскетбол и медицина .
Как это применить на практике. Идея тут в том, чтобы интегрировать одну деятельность в другую и тем самым дать мозгу новый контекст. Например, хороший пример смешивания навыков — это игра. Это могут быть как тренажеры по типу Drops, так и буквально попытка учить язык в видеоигре на нужном вам языке.
Принцип №4: Занимайтесь физкультурой
Исследование, опубликованное в журнале Nature, наглядно показывает разницу между теми, кто ведет сидячий образ жизни и теми, кто обеспечивает организму даже минимальную нагрузку.
Например, просто посмотрите на графики того, какой эффект на творческие способности оказывает простая ходьба.
Как это применить на практике. Каждый день посещайте спортзал и занимайтесь там в своё удовольствие. Или как минимум делать 10 000 шагов.
Принцип №5: Питайтесь правильно и используйте определенные добавки
В первую очередь нужно помнить, что для нормальной мыследеятельности у вас должно быть все ок с калориями. Мозгу нужно топливо, чтобы работать.
Отдельно стоят вещества, которые мозг использует для построения новых нервных клеток или связей между ними. В этом плане первое, что нам интересно — это жирные кислоты и источники ацетилхолина.
Один из самых показательных примеров — это рыбий жир. Содержащиеся в нём Омега-3 и докозагексаеновая кислота (ДГК) улучшают когнитивные функции и замедлять возрастное снижение когнитивных функций .
А это исследование обнаружило благотворное влияние ДГК на показатели рабочей памяти:
Довольно яркий эффект вызывает черника. Доказано, что она существенно улучшает реакцию и память.
Таких добавок довольно много, на самом деле. Думаю, что скоро выпущу про это отдельную статью, так как инфы там прилично!
Для тех, кто листает сразу в конец статьи
- Не пытайтесь съесть корову за один присест. Учитесь меньше на каждой сессии, но чаще.
- Проверяйте свои знания. Тестируйте себя в конце занятия. Если тестов нет, составляйте их самостоятельно. Это еще сильнее улучшит понимание.
- Смешивайте навыки.
- Занимайтесь физкультурой. Качаться не обязательно, достаточно 30 минут спортзала или даже простой ходьбы.
- Кушайте. Обычную еду и добавки, которые имеют доказанный эффект.
Спасибо за внимание!
Надеюсь, что статья окажется для вас полезной и практичной. В х с радостью почитаю ваши способы и лайфхаки, которые позволяют вам учиться быстрее.
И вступайте в телеграм-канал, если хотите больше материалов на тему мозга и улучшения его эффективности. Там же выходят анонсы больших статей, а также посты более короткого формата. Всего 1-2 в неделю, никакого спама. Подписывайтесь, буду рад увидеть вас среди своих читателей!
10 доказанных способов учиться быстрее – Лайфхакер
Конспект лекции на ноутбуке получается подробнее и аккуратнее, и может показаться, что это помогает запомнить его быстрее. Однако это не так.
Чтобы ускорить процесс обучения, записывайте всё старым проверенным способом — от руки.
Исследования показали, что люди, предпочитающие компьютер и гаджеты для ведения записей, обрабатывают и усваивают информацию хуже, чем те, кто использует бумагу и ручку.
Хотя письмо от руки может быть долгим и утомительным занятием, оно само по себе способствует лучшему пониманию и запоминанию материала. А перефразирование информации своими словами помогает дольше сохранить её в памяти.
2. Улучшайте навыки ведения записей
Чем качественнее ваши записи, тем быстрее вы будете учиться. Умение делать подробные и точные конспекты поможет запомнить основную идею и глубже понять тему. Поэтому, прежде чем приступить к новой теме, проверьте, знакомы ли вам различные стратегии ведения записей. Например, метод Корнелла, который учит составлять легко воспринимаемые короткие резюме.
Какой бы способ вы не использовали, есть несколько основных правил ведения записей:
- перерабатывайте услышанное или прочитанное и записывайте его своими словами;
- оставляйте несколько пустых строк между основными идеями, чтобы вернуться к ним позже и дописать новую информацию;
- разработайте собственную систему сокращений и специальных символов, чтобы экономить время;
- пишите отдельными фразами, а не целыми предложениями;
- научитесь выделять основное и отбрасывать неважное.
3. Используйте метод интервальных повторений
Эта техника подразумевает распределение нескольких занятий по одной и той же теме в течение какого-то периода времени. В отличие от долгого и упорного заучивания, отдельные короткие упражнения делают процесс более осмысленным.
Всегда составляйте подробный конспект лекции и её обсуждения. Сразу после этого уделяйте несколько минут просмотру сделанных заметок, вносите уточняющие дополнения или изменения. Не тратьте на это много времени, просто пролистывайте записи пару раз после каждого занятия. Постепенно увеличивайте промежутки между повторениями с одного раза в день до трёх раз в неделю.
Разделение процесса обучения во времени очень эффективно, потому что благодаря таким маленьким занятиям мы меньше устаём и дольше сохраняем мотивацию.
4. Не забывайте о сне
Представьте: завтра вас ждёт крупный проект или важная презентация, а вы не готовы. Большинство людей ляжет спать очень поздно, пытаясь успеть всё выучить. Конечно, даже если на следующий день вы будете валиться с ног от истощения, ваша упорная работа принесёт свои плоды. Но всё же для нашего мозга такой подход к изучению материала не самый эффективный.
Исследования доказали, что между сном и обучением существует тесная связь. Он крайне важен в процессе запоминания.
Новая информация закрепляется в памяти во время фазы глубокого сна, для этого нужно лечь спать в течении 12 часов после её изучения.
Студенты, которые усердно учатся, но при этом не отказывают себе в полноценном отдыхе, не только лучше успевают в учёбе, но и просто чувствуют себя счастливее.
5. Меняйте подход к обучению
Изучая какой-либо навык, не повторяйте одно и то же снова и снова. Делайте небольшие изменения в практических занятиях — это поможет вам улучшить его намного быстрее.
Эффективность этого метода доказало исследование, изучавшее процесс развития моторных навыков на специальном тренажёре.
Результат участников эксперимента, которым после обучения предложили изменить способ тренировки, оказался лучше, чем у тех, кто продолжал повторять исходное задание.
Однако такой метод работает только в том случае, если изменения в процессе обучения невелики. Например, если вы хотите усовершенствовать свою игру в теннис, попробуйте просто взять ракетку другого размера или веса.
6. Используйте мнемотехнику
Один из лучших способов быстро запомнить большое количество информации — это использовать мнемонические приёмы: ассоциации с изображениями, звуками либо с какими-то знакомыми объектами и явлениями.
Самый очевидный пример — песенка, в которой пропевается алфавит. Дети разучивают её ещё в детском саду или начальной школе и помнят едва ли не всю жизнь.
Другой пример — рифмованные фразы для запоминания грамматических правил.
Мнемотехника помогает обобщить, сократить и сжать информацию, сделав её удобнее для запоминания. Это особенно полезно для студентов и тех, кто изучает иностранный язык. Если вам нужно надолго сохранить информацию в памяти, попробуйте использовать мнемонические приёмы. И даже через долгое время после сдачи теста или экзамена вы обнаружите, что всё ещё помните материал.
7. Давайте мозгу передохнуть, чтобы вернуть сосредоточенность
Чтобы узнать что-то новое, наш мозг должен послать сигналы нервным окончаниям и сохранить полученные от них данные. Но стресс и информационная перегрузка мешают этому процессу.
Вы наверняка замечали, что студенты, слушая долгую сложную лекцию, в один момент отстраняются и перестают обращать внимание на то, что говорит преподаватель. Они просто становятся не в состоянии эффективно передавать информацию в свой «банк памяти», поэтому процесс обучения прекращается.
Когда мы растеряны, обеспокоены или просто чувствуем себя подавленными, наш мозг по сути отключается. И лучший способ борьбы с этим — дать ему передохнуть или просто переключить внимание на что-то другое. Даже пятиминутный перерыв поможет снять умственное напряжение и снова включиться в работу.
8. Избегайте обезвоживания
Как мы знаем, воду пить полезно — для кожи, иммунной системы и нормального функционирования организма. Но кроме этого она буквально делает нас умнее.
Есть исследование, результаты которого показали, что студенты, которые брали воду с собой на экзамен, справились лучше, чем те, кто этого не сделал. Обезвоживание может серьёзно влиять на наши умственные способности.
И если пить недостаточно жидкости, работать мозгу будет гораздо сложнее, чем обычно.
9. Используйте разные форматы обучения
Так вы задействуете больше областей мозга, которые способны накапливать информацию. В итоге она станет более взаимосвязанной и лучше отложится в памяти. По сути такой способ создаёт избыточность знаний в вашем уме, помогая именно усвоить их, а не просто запомнить.
Хорошего результата можно достичь, используя для обучения различные носители. Просматривайте заметки, читайте учебники, смотрите видео и слушайте подкасты или аудиофайлы по теме. Чем больше ресурсов вы используете, тем быстрее выучите материал.
10. Найдите связь между тем, что вы учите, и тем, что вы уже знаете
Авторы книги «Запомнить всё. Усвоение знаний без скуки и зубрёжки» утверждают, что многие известные нам способы обучения непродуктивны. Они могут создавать иллюзию усвоения информации, но она быстро забудется.
Ключевую роль в нашей способности выполнять сложные когнитивные задачи играет память. Например, она отвечает за то, чтобы мы могли применять полученные знания на практике, сталкиваясь с незнакомыми ранее трудностями, и делать выводы на основе известных фактов. Если вы сможете связать новые понятия с уже известными вам идеями, то лучше поймёте и запомните материал.
Этот метод использует Илон Маск, основатель компаний Tesla и SpaseX. Он рассматривает знания как «семантическое дерево».
Маск советует, изучая новое, «убедиться в том, что вы понимаете основы, составляющие ствол дерева и большие ветви, перед тем как погружаться в листья — то есть детали — иначе последним просто будет не на чем расти».
Когда вы связываете новое со старым, вы мысленно создаёте «крючки», на которые можно «повесить» получаемые знания.
5 способов учиться быстрее
Скорость и эффективность обучения зависят от состояния человека и обстоятельств, в которых он находится. Рассказываем, как создать нашему мозгу условия, в которых информация запоминается быстро, прочно и надолго.
Информация усваивается надёжнее и быстрее, если мы объясняем её другим. Во время объяснения мы повторяем материал, анализируем и структурируем его, обнаруживаем пробелы в собственном понимании темы. Скорость и качество обучения улучшаются, даже когда мы никого не учим, а только думаем, что нам это предстоит это сделать. К такому выводу пришли учёные из Вашингтонского университета.
Они провели эксперимент: разделили обучающихся на две группы. Тем, кто попал в первую группу, предложили изучить определённую информацию, чтобы потом объяснить её другим людям.
Участникам второй группы нужно было освоить ту же самую информацию, чтобы сдать стандартный тест.
При проверке результатов выяснилось, что участники эксперимента из первой группы лучше запомнили материал и более полно ответили на все вопросы.
Изучая теорию и решая задачи, представляйте, что вам нужно объяснить эту информацию одноклассникам, родителям, младшим братьям и сёстрам, и усвоение материала пойдёт быстрее.
Стараясь запомнить как можно больше информации за короткое время, мы на самом деле не ускоряем, а замедляем процесс запоминания нового. К такому выводу пришёл автор книги «Как мы учимся» (How We Learn) Бенедикт Кэри после ознакомления с исследованиями об образовании, сделанными в США за последние десятилетия.
Согласно одной из теорий, стремление быстро выучить материал приводит лишь к тому, что информация быстрее забывается. Для качественного запоминания рекомендуется «растягивать» процесс обучения.
Например, если заниматься три раза в неделю по полчаса, в голове останется больше знаний, чем после одного полуторачасового занятия в неделю.
Возвращайтесь к теме через день-два после её первоначального изучения, повторяйте пройденный материал и только после этого двигайтесь дальше.
Ведение конспекта во время лекции способствует запоминанию информации. Значение имеет и то, как именно писать конспект — от руки на листе бумаги или с помощью ноутбука.
Учёные Принстонского и Калифорнийского университетов провели несколько исследований и установили, что студенты, которые делали заметки от руки, внимательнее слушали лектора, запомнили больше информации и глубже поняли материал, чем их однокашники, которые печали конспект на ноутбуке.
Исследователи заключили, что это связано с процессом обработки информации: когда мы конспектируем материал от руки, мы не записываем слова лектора дословно, а осмысливаем их и передаём своими словами, благодаря чему лучше понимаем и запоминаем сказанное.
Слушая лекцию, записывайте от руки основные тезисы, но не воспроизводите их дословно, а старайтесь понять и пересказать своими словами.
В 2018 году группа американских учёных провела эксперимент: макакам-резусам давали разные задания, а по итогам их выполнения обезьяны получали сок. При этом за выполнение одних заданий награда следовала всегда, а за выполнение других вознаграждения могло и не наступить.
Измеряя мозговую активность обезьян, учёные выяснили, что зоны, отвечающие за обучение, работали активнее, если обезьяны не могли предсказать, получат они награду или нет.
Таким образом, было установлено, что непредсказуемость результата и умеренная тревога положительно влияют на работу мозга: неуверенность и волнение при подготовке к экзаменам помогают быстрее усваивать и запоминать информацию.
Начиная изучать что-то новое, обязательно назначьте себе «внутренний экзамен» для проверки знаний и установите награду за успех.
Например, после каждой темы запланируйте прохождение тестов на определённое количество баллов, и если удалось набрать нужное количество — вознаграждайте себя приятным для вас способом.
Если же баллов набрать не удалось, повторите материал и назначьте себе «переэкзаменовку».
Во время учёбы мы часто опасаемся менять методы и подходы, предпочитая использовать проверенные схемы и повторять их снова и снова. Однако эксперимент, проведённый в 2016 году Университете Джона Хопкинса, доказывает обратное — смена алгоритмов обучения ускоряет усвоение информации.
В ходе эксперимента перед участниками поставили задачу освоить один и тот же навык на компьютере за два урока. Одна группа оба раза выполняла задание одним и тем же способом, а другой группе на втором уроке предложили использовать другую методику.
В итоге участники второй группы показали лучший результат.
Изучая и повторяя материал, используйте разные методики и подходы, например, решайте одну и ту же задачу дважды или трижды разными способами.
Теоретический материал изучайте сначала по учебнику, а потом — по видеоуроку или конспекту лекции.
Другой порядок изучения материала, новые пособия, курсы, преподаватели, новый подход к теме — все эти изменения активизируют работу мозга и ускоряют процесс обучения.
- Изучая материал, представляйте, что будете объяснять его другим.
- Не старайтесь запомнить информацию как можно быстрее, разбейте её усвоение на несколько коротких отрезков с обязательным повторением пройденного.
- Записывайте конспекты лекции от руки.
- Устраивайте себе проверки знаний.
- Меняйте методики обучения и способы получения знаний.
При подготовке материала использованы исследования Вашингтонского университета, книга «Как мы учимся» (How We Learn) Бенедикта Кэри, статья учёных Принстонского и Калифорнийского университетов, результаты исследования 2018 года и эксперимента, проведённого в 2016 году в Университете Джона Хопкинса.
Как учиться быстрее: 6 способов настроить мозг на новое
Стефани Возза — автор Fast Company.
Когда вы быстро учитесь, это дает вам большое конкурентное преимущество. И как доказывает наука, есть шесть способов, которые помогают учиться и запоминать новые знания быстрее.
1. Учите других (или просто притворяйтесь)
Если вы вообразите, что вам нужно объяснить кому-то другому тот материал или то дело, которым вы сейчас занимаетесь, это позволяет ускорить обучение и больше запомнить, говорит исследование ученых из Вашингтонского университета в Сент-Луисе.
Это ожидание меняет ваш настрой, и мозг начинает учиться эффективнее, чем когда вам просто нужно сдать тест. Один из соавторов исследования Джон Нестойко пишет: «Когда учителя готовятся преподавать, они обычно ищут ключевые мысли и организуют информацию, придавая ей внятную структуру.
Наши результаты показывают, что и студенты тоже начинают применять такие методики эффективного обучения, если они думают, что им предстоит преподавать этот материал».
2. Отводите на обучение короткие отрезки времени
Исследователи из Луизианского университета советуют отводить на изучение нового материала по 30-50 минут. Более коротких отрезков времени недостаточно, а вот больше 50 минут — это уже слишком много информации, чтобы мозг смог ее воспринять подряд.
Поэтому, по крайней мере, делайте перерывы на 5-10 минут.
А специалист по образованию Нил Старр советует проводить микро-сессии: делать небольшие карточки с описанием более сложных концепций и периодически браться за них, когда у вас выдается небольшой перерыв.
3. Делайте заметки от руки
На ноутбуке заметки вести обычно быстрее, но использование ручки и бумаги помогает учиться и понимать материал. Исследователи Принстонского и Калифорнийского университета обнаружили, что когда студенты делают записи от руки, они активнее слушают и лучше распознают важные концепции.
А у тех, кто ведет заметки на компьютере, это превращается в бездумную стенограмму, а к тому же люди еще и отвлекаются, например, на имейл.
Профессор Принстонского университета Пэм Мюллер пишет, что те, кто ведет заметки на ноутбуке, хуже справляются с концептуальными вопросами; они обычно склонны дословно записывать лекции, вместо того, чтобы обрабатывать информацию и формулировать ее своими словами. Это плохо сказывается на результатах.
4. Растягивайте освоение материала
Это может показаться парадоксальным, но мы учимся быстрее, когда распределяем, растягиваем обучение. Автор книги How We Learn: The Surprising Truth About When, Where, and Why It Happens Бенедикт Кэри сравнивает обучение с поливом лужайки. «Можно поливать лужайку раз в неделю полтора часа или три раза в неделю по полчаса.
Если вы будете делать это трижды в неделю, газон будет зеленее». Чтобы хорошо запомнить материал, лучше всего повторять его через день-два после того, как вы в первый раз с ним ознакомились. «Есть теория, — говорит Кэри, — что если вы пытаетесь изучить что-то быстро, мозг уделяет учебе меньше внимания.
Если же вы повторяете информацию через несколько дней или неделю, а не сразу, это посылает ему сигнал, что эту информацию все-таки надо запомнить».
5. Не бойтесь подремать
Чтобы запоминать выученное, важно периодически отключаться. Сон в промежутке между занятиями, как показывает исследование в журнале Psychological Science, помогает лучше запоминать материал, и это чувствуется даже через полгода.
В эксперименте, проведенном во Франции, участников научили переводить 16 французских слов на суахили в течение двух занятий. Участники из одной группы учились сначала утром, а потом вечером того же дня, а участники из второй группы учились вечером, потом спали, а утром приходили на второе занятие.
Те, кто спал, смогли вспомнить в среднем по 10 из 16 слов, а те, кто нет — только 7,5.
«Это показывает, что встраивать сон в процесс обучения вдвойне полезно: это сокращает время, которое у вас уйдет на повторное освоение материала, и помогает помнить материал дольше, — пишет автор исследования, психолог Лионского университета Стефани Мазза. — Предыдущие исследования показывали, что спать после уроков полезно, а теперь мы видим, что еще лучше — спать между двумя занятиями».
6. Практикуйтесь иначе
Когда вы осваиваете новые моторные навыки, полезно менять подход к их тренировке, пишут исследователи из Университета Джонса Хопкинса: это помогает учиться быстрее.
В их эксперименте участники должны были освоить некую задачу на компьютере, и те, кто во время второго занятия пользовался другой, модифицированной методикой, в итоге выступили лучше, чем те, кто во второй раз применял тот же самый метод.
Как пишет руководитель исследования Пабло Селник, лучше хотя бы слегка модифицировать свой подход к обучению на разных занятиях, чем практиковаться совершенно одинаково несколько раз подряд.
Оригинал
Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.
Как быстро изучить что угодно: рекомендации Шона Кима
- Перед вами перевод статьи Шона Кима, руководителя Rype — компании, которая организует онлайн-уроки с носителями английского языка.
- «Если бы я выучил испанский несколько лет назад…» «Если бы только я узнал про инвестиции, когда мне было чуть за двадцать…»
- Если бы.
- Многим из нас хотелось бы изучить больше, чем мы успеваем.
Благодаря интернету информация становится все более доступной, поэтому количество вещей, которые мы хотим изучить, продолжает расти.
И единственное, что мы можем контролировать, — сколько времени тратить на их изучение.
Как сократить кривую обучения — вопрос, который исследуют уже много лет. В этом руководстве мы раскроем ключевые принципы того, как учиться быстрее. С помощью этих принципов вы сможете заставить себя быстрее изучать что угодно — иностранные языки, принципы бизнеса, музыкальные инструменты и так далее.
«Если вы в наше время хотите иметь выдающуюся жизнь, единственный навык, который вам нужно освоить — способность быстро учиться». — Энтони Роббинс
Не изобретайте колесо
Зачем изобретать колесо, которое уже создали?
Как правило, когда мы изучаем что-то новое, мы пытаемся делать это в одиночку. И недооцениваем, сколько времени и усилий можно сэкономить, если попросить помощи у кого-то, кто уже научился.
Вспомните то время, когда вы учились говорить на новом языке или изучали новый навык.
Возможно, поначалу вам было трудно. Но через несколько лет или месяцев проб и ошибок вы уже могли придумать короткий путь, чтобы помочь другу избежать тех же ошибок, которые вы делали в начале.
Чтобы быстрее достичь мастерства, первый шаг — проконсультироваться с экспертами в этой области и повторить путь, который они уже проложили для нас.
Как говорит Тони Роббинс:
По опыту многих великих лидеров, самый быстрый способ освоить любой навык, стратегию или жизненную цель — пройти по уже проложенному пути. Если вы можете найти кого-то, кто уже добивается нужных результатов, и повторите его действия — вы можете добиться таких же результатов.
Неважно, сколько вам лет, какого вы пола или происхождения — действуя по образцу, вы сможете быстро воплощать свои мечты и достигать большего гораздо быстрее.
В наше время можно найти практически любое решение в книгах, блогах, обучающих видео, у консультантов, кого-то в своей сфере — список можно продолжать и дальше.
«Хорошие художники копируют. Великие художники крадут». — Пабло Пикассо
Разбейте навык на составляющие
Следующий шаг ко «взлому» кривой обучения — разделить нужный навык на основные, фундаментальные компоненты. Разбейте навык на части и определите самые важные, чтобы практиковать их в первую очередь.
Это отсылка к популярному принципу Парето, согласно которому цель состоит в том, чтобы получить 80% результата, затрачивая 20% усилий.
Получается, что эту концепцию можно применить почти к чему угодно, в том числе:
- К бизнесу (80% продаж приходят от 20% клиентов)
- К эффективности сотрудников (80% результата делают 20% работников)
- К счастью (80% счастья мы получаем от 20% отношений)
- К путешествиям (80% путешествий оставляют 20% ярких впечатлений)
- И так далее…
- Такой образ мыслей подтверждает, что лишь немногие вещи действительно на что-то влияют — в любом аспекте жизни, в том числе и в обучении.
- Итак, наша с вами цель будет такой — выделить 20% учебных материалов, которые принесут нам 80% результата.
- Оказывается, эксперты по быстрому обучению уже пользуются этой системой, и представили несколько конкретных примеров, как применять ее эффективно.
В своем TED-выступлении Джош Кауфман говорит, что для освоения навыка не нужны пресловутые 10 000 часов. Как объясняет Кауфман, главное — сосредоточиться на первых 20 часах и за этот период изучить самые важные аспекты навыка, чтобы получить максимальную отдачу.
- Многочисленные исследования приобретения двигательных и когнитивных навыков показали, что первые несколько часов отработки нового умения всегда сильнее всего улучшают показатели работы.
- Общая картина такова: когда вы только начинаете — получается плохо, но по мере того, как вы изучаете самые важные аспекты навыка, результаты улучшаются очень быстро.
- К примеру:
- Если вы пытаетесь освоить музыкальный инструмент, вы должны знать несколько самых популярных аккордов, которые позволят разучить 80% песен.
- Если вы учите новый язык, изучите 1500–2000 самых используемых слов, и сможете понимать 80% текстов.
Откажитесь от многозадачности
Многозадачность — грешок, который в эпоху постоянных уведомлений и мобильных приложений есть за всеми. То мы каждые десять минут проверяем почту, то скролим ленту инстаграма, то коллеги заглядывают в кабинет, чтобы «пять минут передохнуть».
- Однако многозадачность может быть одним из самых серьезных препятствий, которые мешают нам учиться быстрее.
- Возьмем, к примеру, ваш компьютер.
- Если в браузере открыто больше 20 вкладок, компьютер начинает тормозить, и на каждое следующее действие требуется больше времени.
Согласно исследованиям, если человек отвлекся — ему требуется в среднем 25 минут, чтобы вернуться к текущей задаче.
Что еще важнее отметить — исследование Университета Калифорнии в Ирвине показало, что проходит всего 11 минут, прежде чем сотрудника что-то отвлечет.
То же самое касается и фокуса на долгосрочных проектах. Многие из нас не могут посвятить 6–12 и более месяцев изучению навыка из-за бесчисленных новых проектов, идей или хобби, которые встречаются на пути.
И когда мы решаем переключить внимание на новый отвлекающий фактор, гораздо сложнее с тем же энтузиазмом и рвением сосредоточиться на предыдущем навыке.
Как только вы выделили аспекты навыков, которые принесут максимальный результат, сосредоточьтесь исключительно на улучшении этих навыков и не изучайте больше ничего, пока не освоите их.
Практика, практика и еще раз практика
Это этап, на котором большинство из нас сопротивляется — многие не хотят и слышать об этом.
ДА! Ключ к быстрому освоению чего угодно — практика.
Нужно часто и настойчиво повторять одни и те же действия снова и снова, пока вы не начнете выполнять их подсознательно, не задумываясь.
Самые продуктивные люди в мире понимают этот «секрет» быстрого обучения и становятся лучшими. Но они редко говорят о важности этого пункта из-за того, как непривлекательно это звучит.
Работа на уровне эксперта — результат прежде всего практики на уровне эксперта, а не прирожденного таланта.
К. Андерс Эриксон, научный исследователь Университета штата Флорида, объясняет:
«Люди верят, что раз производительность эксперта качественно отличается, то эксперт, должно быть, наделен качественно иными характеристиками по сравнению с «обычными» людьми. Такая точка зрения помешала ученым систематически исследовать экспертов и учитывать их результаты с точки зрения законов и принципов общей психологии».
Сразу же ищите обратную связь
В 1960 году, еще будучи неизвестной школьной рок-группой, Beatles отправились в Гамбург (Германия) — играть в местных клубах.
Платили музыкантам мало. Акустика была ужасной. Зрители — неблагодарными. Так какой же опыт получили Beatles в Гамбурге?
- Бесконечные выступления, практику и моментальную обратную связь, которая заставляла их становиться лучше.
- Это ключевое отличие, которое привело Beatles на вершину, пишет Малкольм Гладуэлл в своей книге Outliers.
- Музыканты не просто играли в гараже ради практики; они стремились выступить перед зрителями, которые сразу могли критиковать их и дать конструктивную обратную связь.
По мере того, как мастерство Beatles росло, зрители требовали больше выступлений — а это еще больше практики. К 1962 году они играли по восемь часов за вечер, семь дней в неделю. К 1964, когда они взорвали мировую сцену, Beatles уже сыграли в общей сложности 1 200 концертов.
Для сравнения, сейчас большинство групп не выступают 1 200 раз даже за всю карьеру.
Вот почему в Rype мы соединяем вас только с носителями языка, которые могут сразу же дать вам обратную связь на занятиях.
Идите до конца
К сожалению, многие из нас бросают дело на этапе, который Сет Годин называет «ямой». Или еще до этого.
Годин объясняет: очень важно знать, когда отступить, но многие потенциальные победители не достигают успеха, потому что бросают дело до того, как попадают в «яму».
По мнению Година, есть пять причин, почему вы, возможно, не стали лучшим в мире:
- Вам не хватило времени (и вы бросили)
- Вам не хватило денег (и вы бросили)
- Вы испугались (и бросили)
- Вы несерьезно отнеслись к делу (и бросили)
- Вы потеряли интерес (и бросили)
В психологии также есть понятие так называемого переходного цикла.
Это цикл, через который мы проходим, когда сталкиваемся с изменениями или с чем-то непривычным: это может быть и трагическое событие, и даже изучение чего-то нового.
Как видите, мы все испытываем чувство эйфории, когда начинаем что-то новое. Вот почему мы так пристрастились к уведомлениям в соцсетях: каждый раз, когда мы видим их, вырабатывается допамин.
Как только фаза «медового месяца» проходит, мы попадаем в «яму», и наш прогресс замедляется или откатывается назад. Это тот момент, когда большинство из нас бросают начатое.
- Вот почему важно представлять все наглядно: всякий раз, когда вы изучаете что-то новое, вы можете предвидеть, что приближается фаза «ямы», и вам будет проще преодолеть ее.
- Что еще более важно — те, кто оказались достаточно стойкими, чтобы преодолеть «яму», могут резко взмыть вверх, добравшись до конца туннеля.
- Итак, давайте подведем итог. Вот основные моменты исчерпывающего руководства по «взлому» кривой обучения:
- Делайте по образцу эксперта, который уже разбирается в теме. Не изобретайте колесо
- Разбивайте на части навыки, которые дают 80% результата
- Избавьтесь от многозадачности
- Практика, практика и еще раз практика! И сразу ищите обратную связь
- Не останавливайтесь и не бросайте дело во время «ямы» или перед ней
Спасибо, что дочитали до конца!