Самый верный способ достичь успеха в жизни и при этом получать удовольствие — превратить увлечение в работу. Именно так поступили те, кто решил не только играть, но и делать игры. Как этого добиться, если ты ничего не умеешь (но очень хочешь!), рассказывает Сергей Волков, руководитель геймдев-практики в SpiceRecruitment.
Что делать?
Запомните сразу и накрепко, что игрострой — это серьезный бизнес и огромная состоявшаяся индустрия, а не просто возможность зарабатывать на хобби. Работать наверняка придется сверхурочно, результат придет не очень скоро, а попытка сделать русский Fallout скорее всего провалится. Если вы жаждете стабильности, высоких зарплат, удобного графика и внятного карьерного роста — вам явно не сюда. Создание видеоигр — для тех, кто хочет каждую ночь засыпать с мыслью «завтра меня ждет новый вызов».
Разберитесь в теме
Первым делом нужно понять, кем и над какими проектами вы хотите работать. Шанс, что вас воспримут всерьез, прочитав в письме «возьмите меня кем угодно, я готов мыть полы и варить кофе», ничтожно мал.
Вы можете делать казуальные и мобильные игры, или маленькие, но независимые творческие произведения, или крупные игры класса ААА, или… стать фрилансером.
Стартовая должность и специфика компании определят ваш карьерный путь на годы вперед, поэтому выбирайте вдумчиво.
Разберитесь, чем вам предстоит заниматься (тут все может быть далеко от ваших ожиданий), чему нужно научиться и каковы профессиональные перспективы.
Здесь могут помочь тематические ресурсы. Есть подкасты, где люди из индустрии обсуждают особенности профессии: из русскоязычных с ходу выделим небезызвестный «Как делают игры», из англоязычных — к примеру, The Game Design Round Table, посвященный геймдизайну.
Можно изучить записи докладов с конференций вроде очевидной, но жутко дорогой GDC, КРИ и других. И даже самостоятельно выбраться туда (на сайте Dev Night недавно появился удобный агрегатор мероприятий по всем городам). В последнем случае вы можете еще и пообщаться с живыми людьми из индустрии, что очень полезно.
Готовьтесь постоянно учиться
В игровой индустрии высокий входной барьер. Необходимо учиться, качать навыки, собирать портфолио и только после этого начинать карьеру, причем не в Blizzard, а в местах попроще. Что бы вам ни говорили, в жизни мало кто ищет простых энтузиастов, ведь это совсем не гарантирует, что код будет написан в сжатые сроки и с ограниченным бюджетом.
К счастью, интернет сделал большую часть информации бесплатной или очень доступной, так что вкладывайте побольше сил и времени в обучение. Читайте прессу, слушайте подкасты, подпишитесь на страницы известных игроделов — чтобы работать в индустрии, нужно постоянно держать руку на пульсе.
Привыкайте к изменениям
Игровая индустрия очень динамична не только в смысле технологий. Если вы живете в крупном городе, у вас есть преимущество — большой выбор. Иначе заранее готовьтесь к переезду. Ждать, что любимая компания откроет филиал неподалеку, можно до скончания века.
Последняя тенденция: состоявшиеся студии переезжают куда-нибудь в Вильнюс или на Мальту. Хотя есть и обратные примеры, например, небезызвестная бельгийская компания, открывающая представительство в Питере.
Выучите наконец английский!
Он понадобится еще на этапе обучения, ведь многие актуальные материалы не переводятся. Отечественный игрострой — лишь малая часть мирового сообщества, которое находится в постоянном межнациональном взаимодействии. Вам предстоит общаться с западными и восточными коллегами в сети, встречаться с ними на конференциях и выставках, активно поддерживать связь. Чем раньше начнете совершенствовать английский, тем скорее пожмете руку Гейбу Ньюэллу.
Презентуйте себя
Чтобы попасть в компанию мечты, мало заполнить профиль на ресурсе для поиска работы. Составьте внятное резюме с подробным рассказом о том, где вы работали, какие у вас были обязанности и какими своими достижениями вы гордитесь, и опубликуйте на LinkedIn. Обязательно сделайте портфолио, можно даже в нескольких вариантах, с учетом специфики компании и проекта.
Прикидывая зарплату, учитывайте как собственные пожелания, так и примерный уровень на аналогичной позиции по индустрии в целом. Главное правило: вам будут платить за навыки и умения, а не ориентируясь на ваши траты и потребности.
Будьте настойчивы
Далее составьте список любимых компаний и проектов, соотнесите свой опыт с их требованиями и, если одно соответствует другому, точечно высылайте резюме и портфолио.
Не забудьте кратко объяснить, почему вы хотите работать именно в этой компании или над этим проектом.
Писать лучше не на общий ящик — его далеко не всегда разбирают, а рекрутеру, работающему по этой вакансии, или нанимающему менеджеру. Связаться с ними можно в социальных сетях или через личный e-mail.
Не стесняйтесь напомнить о себе, если резюме у вас подходящее, а ответа нет. Попробуйте написать другому человеку или тому же, но на другой ресурс.
Если вас позвали на собеседование, будьте искренни и не старайтесь ответить так, как от вас ждут. В геймдеве очень важна командная работа, и если вы не разделяете идей команды, то просто зря потратите время.
Кем быть?
Самый популярный путь — начать карьеру с позиции тестировщика — совсем не так уж очевиден. Эта профессия часто кажется простой, но на практике многие неправильно понимают ее суть. Задача не в том, чтобы играть круглые сутки. Нужно писать тест-кейсы и проводить автоматическое тестирование различных частей проекта.
Второй миф: тестировщик — первая ступень в геймдеве, после нее можно получить «нормальную» должность программиста, геймдизайнера и т.д. Тестирование в играх — отдельная серьезная область знаний, в которой можно долго совершенствоваться, а желание поработать полгода тестером и перейти на другой профиль работодателя обрадует едва ли.
С другой стороны, порой люди вырастали из QA и занимали вышестоящие позиции (например, несколько исполнительных директоров из Nival, до сих пор работающих в компании). Однако этот вариант развития событий сложен и может занимать долгие годы.
Пиарщик
Комьюнити-, SMM- или PR-менеджер — редкая возможность работать удаленно при невысоких входных требованиях: нужно хорошо владеть русским языком и знать конкретную игру. Правда, и минусы очевидны: низкая зарплата и неясный карьерный рост. С одной стороны, это хорошая начальная ступенька на пути в игровой маркетинг, с другой — удаленного сотрудника могут не воспринимать как часть команды.
В этой роли нужно много общаться с людьми и объясняться по поводу неудачных обновлений, патчей и ребалансов, почти ничего не получая при этом взамен. Такова цена за свое место в геймдеве.
Геймдизайнер
В геймдизайне и работе над дизайном уровней романтики куда меньше, чем думают. В первом случае это прежде всего сложная математика при расчете баланса, во втором — красивая расстановка домиков и деревьев.
Вопреки сложившемуся мнению свой путь в геймдеве вполне можно начать с этих должностей, более того, с каждым годом это все проще: откройте тот же Steam Workshop и сделайте, например, сюжетную ветку для Skyrim. Повторяете это много раз, получаете играбельный и увлекательный вариант — и вот вы уже начинающий геймдизайнер.
Или открываете редактор StarСraft 2, создаете карту, расставляете по ней врагов, балансируете, испытываете в деле, ошибаетесь, переделываете… После энного количества итераций на карте становится интересно играть. Несколько удачных карт, и вы — начинающий дизайнер уровней.
Художник
В работе над игровым артом совершенствоваться можно бесконечно. Бывают 2D- и 3D-художники. Одни предпочитают скетчи, другие — персонажей, третьи — технику. Лучше всего изначально «качать» лишь отдельные навыки, а когда они будут на достойном уровне, понемногу добавлять новый функционал.
Не стоит претендовать на вакансию художника, не имея портфолио. И еще: как показывает практика, на проект с трогательными персонажами-зверушками его создатели едва ли поставят художника со сплошной «расчлененкой» в работах.
Внимательно изучайте проекты компании и подбирайте соответствующее портфолио. Обучиться с нуля помогут онлайновые курсы и доступный инструментарий. Маленький секрет: обратите внимание на игры с пользовательским контентом и создайте что-нибудь для любимого проекта. Если ваше творчество понравилось игрокам, считайте, что вы на верном пути.
Разработчик
Есть десятки ресурсов для онлайнового обучения программированию. Но начинать лучше со школьных времен. Можно ориентироваться на язык программирования — (C++, Swift), или на игровой движок (Unity, Unreal). Или начните заниматься серверной частью (Java).
Программист должен сразу выбрать специализацию, сменить в процессе язык очень сложно, поэтому предварительно попробуйте разные варианты, а потом вкладывайтесь в конкретную область. И запомните еще одно: программист должен учитывать мнение коллег и постоянно согласовывать свою работу с художниками, дизайнерами и прочими — чтобы найти оптимальное для всех решение.
Аналитик
Об аналитике в играх говорят очень мало, а ведь это как раз тот случай, когда можно получить математическое образование и опыт работы в другой сфере, а потом понять, что на самом деле хочется уйти в геймдев. Что особенно приятно — переучиваться незачем.
Отличные аналитики нужны в мобильных, социальных и мультиплеерных играх. Их работа не связана ни с игроками, ни с самим продуктом. Она подразумевает, разумеется, массу аналитики, цифр и таблиц. Если вам эта специфика по душе, то в геймдеве найдется роль и для вас.
* * *
Наверное, каждый игрок хоть раз да мечтал сам сделать игру. Многие наверняка еще и пробовали: собирали на форуме команду, приступали к проекту мечты, а потом обжигались и уходили в совсем другие сферы.
Реальность тут, как и почти везде, редко соответствует ожиданиям. Но если вы все же хотите — пробуйте обязательно! Делитесь статьей с друзьями, пишите комментарии, и мы обязательно вернемся к этой теме.
Феномен пиратства в гейминдустрии
Сегодня проблема распространения пиратского конвента не такая острая, как например 5-10 лет, когда разработчики в борьбе против нелицензированного копирования вставляли палки в колеса честным игрокам.
Кстати об этом мы уже подробно писали ранее и если вы пропустили то советуем почитать о игровом пиратстве подробнее.
Те же Ubisoft пытаясь защитить свою Assassins’s Creed II выдумали настолько замудренную систему защиты, которая блокировала игровой процесс тем, кто играл в лицензию. Как не трудно догадаться, игра все равно уплыла в сеть.
Пользуясь случаем, мы можем взглянуть на то, почему пиратство в гейминдустрии существует, как с ним боролись когда-то, и то как с ним бороться сейчас.
Когда у тебя нет закопанного сундука с сокровищами
Если классифицировать пиратов, то мы получим четыре категории. Первые две – это несведущие и принципиальные люди.
Несведущие люди – это казуальные игроки, которые не понимают важности покупки видеоигры в силу своего незнания. Они редко играют в игры, а если начинают, то в определенную игру просто в ознакомительных целях, и часто не понимают, что за такой продукт надо платить.
Второй тип – это принципиальные люди, считающие, что им почему-то все должно доставаться бесплатно.
Два следующих типа более важны для нас в данном контексте, и именно в них можно увидеть основную проблему пиратства игр. Это те, кто не может купить игры, и геймеры, которым попросту не хватает на это денег.
К третьей группе можно отнести «жертв» возрастного рейтинга. Например, какой ни будь геймер, которому 14 хочет поиграть в Ведьмака, однако он сталкивается с двумя проблемами.
Первая – игра имеет рейтинг М- то есть 17+, и купить ее у продавца он не может при всем желания без разрешения родителей. А второе, у него попросту может не быть денег, так как зарабатывать в 14 трудновато. Выход – скачать.
И именно 37% несовершеннолетних геймеров так и поступают.
Последний тип – люди согласные покупать лицензию, но у них попросту нет на это денег. Тут важно понять, что видеоигры являются развлечением и не стоят в первых рядах потребностей человека.
Однако они продаются по одинаковым ценам в странах совершенно с разной экономикой, где для кого-то отдать 50 евро за игру – нечего делать, а для других – это недельный бюджет на еду.
Например, средняя зарплата в Болгарии на 2016 год была 340 лев, а средняя стоимость хорошей игры 120 лев. Это все равно, если бы в Америке цена ААА-проэкта была не 60$, а 400$.
Сегодня нехватка денег является одной из основных причин пиратства в гейминдустрие.
Как издательства с корсарами боролись
Как утверждает Пиратская партия Германии(ее члены сидят в Европарламенте), выступающая за свободный контент для развития социальной ответственности, издательства – это бизнес модель, которая боится инноваций и готова отстаивать свое право на прибыль любой ценной. Так Ubisoft всегда были лидерами в этой паранойе и утверждали, что 95% их аудитории это пираты.
Такие громкие заявления несколько лет назад приводили к тому, что создавались системы защиты и «карательные» механики. Вот несколько примеров:
- В пиратской Mirror’s Ege игрок не мог разогнаться до полной скорости.
- В GTA 4 те, кто не «купил» билет в Либерти Сити постоянно страдали от трясущейся камеры.
- В пиратской Serious Sam 3 на первом уровне был скорпион, которого невозможно было убить и продолжить игру.
- Ведьмак – до того как CDPR исправились, они наняли команду юристов, которые рассылали всем скачавшим первую часть игры письма с угрозами, что либо они платят 750$ долларов штрафа, либо суд. Проблема в том, что письма приходили и тем, кто купил игру и даже тем, кто вообще о ней не слышал…
- Классикой сегодня является система защиты DMR. При ее наличие в игре сценария два: спустя год или пол года ее взламывают, или не взламывают, и в игру попросту не играют.
С тем учетом, что корень пиратства в нехватке денег, попытки издателей и разработчиков наказать игроков или оградить от доступа к продукту ведет только к одному – такие люди просто не будут играть и покупать их игры. Запреты не заставят человека с плохими финансами купить игру. Эффект будет такой же, как если бы эти люди принципиально не хотели бы платить.
А что там сегодня?
Ох, бедные Rockstar! Вбухав 256 миллионов в GTA 5 они заработали всего лишь 1 миллиард за первые три дня продажи… Ах, бедные Ubisoft! Из-за того, что 95% их аудитории пираты они стабильно каждый год выпускают нам ААА-проект серии Assassin’s Creed…
К счастью, сегодня и геймеры и разработчики понимают, что пиратство в гейминдустрии не уничтожит ее, а аргументы против – звучат также глупо, как и заявления французов о 95% пиратов. Сегодня многие крупные студии меняет свою политику как раз в сторону того, что пропагандирует Пиратская партия Германии. Мы видим, как это работает на примере двух следующих студий.
Мы не зря сказали, что CDPR исправились, ведь они поняли ошибку. Так, студия отказалась ставить на третьего Ведьмака DMR защиту, сказав, что они не боятся пиратства. Ведь уверены, что сделали высококачественный продукт, и когда пират поиграет в Ведьмака, в будущем обязательно купит его.
Создатели Hotline Miami из Dennaton Games пошли дальше и сами выложили игру на торренты. И их проект также стал хитом.
Как высказался один также «исправившийся» разработчик серии Serious Sam 3 – за качественный проект люди всегда заплатят. А если ты обвиняешь их том, что твоя «крутая» игра не продается, потому что они жадины и пираты – у меня для тебя плохая новость.
Безопасно ли покупать б/у игры на PS4? Подводные камни обмена
КатегорииСтатьи
Многие геймеры, впервые сталкивающиеся с консолями, подмечают высокую стоимость видеоигр на релизе. Но если углубиться в нюансы, то окажется, что можно запросто сэкономить до 90 %. При этом цифровые коды на ПК (и даже игры на физических носителях) предполагают единовременную активацию без возможности перепродажи.
В дальнейшем в Steam может появиться перепродажа, на текущий момент её нет. Так безопасно ли менять диски PS4? Именно бывшие в использовании Blu-ray, приобретённые у сторонних лиц, помогают неплохо сэкономить.
Приведу пример из собственной жизни – купил The Last of Us Remastered для PlayStation 4 в день релиза, пробежал за пару дней, побегал немного в мультиплеер и перепродал практически по цене нового сидюка. Чем не экономия? Рассмотрим плюсы и неочевидные подводные камни, возникающие при подобном оформлении сделок.
Покупка б-у дисков для PS4 – основные преимущества:
- Экономия. Наиболее очевидная причина приобрести Blu-ray с рук;
- Возможность найти проекты, чьи тиражи были давно распроданы. Это особенно важно для коллекционеров старых видеоигр;
- Нет проверки в режиме онлайн и привязки носителя к конкретной консоли;
- Допускается обмен двух дешёвых наименований на одно дорогое (и наоборот);
- Найти соответствующие предложения можно и в розничных сетях продаж.
Безопасно ли покупать б/у игры для PlayStation 4?
Основной из них – отсутствие прямой поддержки разработчиков. Можно вспомнить немало достойных произведений, которые не получили сиквела из-за отсутствия финансовой окупаемости на релизе.
Во-вторых, на том же Avito встречаются подделки. Распространена ситуация, когда человек печатает дома самопальный CD (даже не «синий зуб», а на 700 MB), наносит на него графику, делает полиграфический вкладыш и продаёт результат под видом оригинала. В этом случае отличить подделку можно лишь по низкому качеству печати.
В-третьих, пропадает ощущение новизны, особенно если речь о коллекционном запечатанном издании. Аналогичная ситуация возникает и с активными собирателями новинок. Поэтому выбирайте оптимальный вариант покупки для себя: скидка, использованный ранее диск, либо запечатанный.
Если же берёте б/у игры для PS4, обратите внимание на продавцов в рознице. Они могут обменивать ПС4-игры по минимальной цене и гарантируют защиту от подделок.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзене и на YouTube! Копирование текстов с сайта GameNewsBlog.ru запрещено
Как продать игру: 6 подводных камней гейминдустрии о которых ты не знал
Итак, у тебя есть свой продукт, а ты знаешь, как продать игру? Ты хочешь, чтобы продукт покупали как можно больше пользователей. Еще бы, ведь должна же как-то окупиться та нервотрепка, которая сопровождала разработку! Но как сделать, чтобы игру заметили и она принесла доход?
Реклама — это 50% успеха игры. Но не спеши на игровые форумы. Если думаешь, что, создав множество тем о своей игре, ты всем расскажешь о ней, и ее будут покупать — это ошибка. Тебя просто забанят там. Это же спам!
1.Как продать игру: смотри – куда выкладываешь
Куда идти
- Если у тебя мобильная игра — иди в PlayMarket и AppStore;
- Если игра написана для ПК, то тебе в Steam.
Про конкуренцию
Мы здесь не будем много писать про мощную конкуренцию на игровом рынке, где, помимо действительно стоящих продуктов, за первенство соревнуются между собой бесполезные и плохо написанные игры.
Почему на рынке много игр, но не во что играть
Людей, которые придумывают игры и считают их лучшими на свете — очень много. Как происходит мыслительный процесс у таких разработчиков:
«Я придумал очень крутую игру! Сейчас закину ее в Steam и получу кучу денег!»
Начинается процесс разработки. Мысли гейммейкера на этот счет:
«Что-то как-то все криво и лагает…но никто ж не заметит. Выложу все равно»
Так формируется рынок неиграбельных продуктов. Как выделиться среди конкурентов? Напишите качественную игру!
2.Как продать игру, которая зацепит с первых минут
Во-первых, не копируйте. Однообразие — это не тот параметр по которому геймеры выбирают игры. В продукте должна быть своя изюминка, что-то, за что можно “зацепиться” и от чего сложно оторваться. Как найти свою изюминку?
Пространство вариантов все – твоё:
- Стиль графики,
- Уникальный геймплей,
- Смесь жанров,
- Название.
Ты ограничен только рамками своего воображения! Не знаешь, какие фишки привлекают геймеров? Вот два примера нейминга удачных проектов:
Ищи фишки. Потом, иди к издателю.
3.Как продать игру толковому издателю
Издатель берет на себя весь PR и продажи. Но как найти того, который действительно продвинет продукт? Чтобы игра понравилась издателю, она должна быть действительно крутой. Мы здесь не говорим про Electronic Arts, Microsoft или Ubisoft. Гиганты работают с гигантами.
Есть еще частные издатели. Они тоже умеют работать. Вот как раз здесь вы можете уже отправляться на игровые форумы. За поиск вас уже не забанят. Потому что вы приши “по делу”.
Как заработать на компьютерных играх?
Если издатель грамотный, он подготовит всю информацию для продвижения и будет эффективно работать со СМИ. Но бывают и провалы.
Например, вам в личку может написать человек и представиться издателем. Он может сказать, что хочет продвигать вашу игру, но может оказаться… обычным школьником. Бывает и такое. Да. Это не страшно, но может отнять ваше время.
Поэтому общайтесь внимательно, проверяйте данные тех, с кем общаетесь.
А если работать вообще без издателя?
Как сделать игру и продать ее
Итак, у тебя есть свой продукт, а ты знаешь, как продать игру? Ты хочешь, чтобы продукт покупали как можно больше пользователей. Еще бы, ведь должна же как-то окупиться та нервотрепка, которая сопровождала разработку! Но как сделать, чтобы игру заметили и она принесла доход?
Реклама — это 50% успеха игры. Но не спеши на игровые форумы. Если думаешь, что, создав множество тем о своей игре, ты всем расскажешь о ней, и ее будут покупать — это ошибка. Тебя просто забанят там. Это же спам!
1.Как продать игру: смотри – куда выкладываешь
Куда идти
Про конкуренцию
Мы здесь не будем много писать про мощную конкуренцию на игровом рынке, где, помимо действительно стоящих продуктов, за первенство соревнуются между собой бесполезные и плохо написанные игры.
Почему на рынке много игр, но не во что играть
Людей, которые придумывают игры и считают их лучшими на свете — очень много. Как происходит мыслительный процесс у таких разработчиков:
«Я придумал очень крутую игру! Сейчас закину ее в Steam и получу кучу денег!»
Начинается процесс разработки. Мысли гейммейкера на этот счет:
«Что-то как-то все криво и лагает…но никто ж не заметит. Выложу все равно»
Так формируется рынок неиграбельных продуктов. Как выделиться среди конкурентов? Напишите качественную игру!
2.Как продать игру, которая зацепит с первых минут
Во-первых, не копируйте. Однообразие — это не тот параметр по которому геймеры выбирают игры. В продукте должна быть своя изюминка, что-то, за что можно “зацепиться” и от чего сложно оторваться. Как найти свою изюминку?
Пространство вариантов все – твоё:
Ты ограничен только рамками своего воображения! Не знаешь, какие фишки привлекают геймеров? Вот два примера нейминга удачных проектов:
Ищи фишки. Потом, иди к издателю.
Издатель берет на себя весь PR и продажи. Но как найти того, который действительно продвинет продукт? Чтобы игра понравилась издателю, она должна быть действительно крутой. Мы здесь не говорим про Electronic Arts, Microsoft или Ubisoft. Гиганты работают с гигантами.
Есть еще частные издатели. Они тоже умеют работать. Вот как раз здесь вы можете уже отправляться на игровые форумы. За поиск вас уже не забанят. Потому что вы приши “по делу”.
Если издатель грамотный, он подготовит всю информацию для продвижения и будет эффективно работать со СМИ. Но бывают и провалы. Например, вам в личку может написать человек и представиться издателем.
Он может сказать, что хочет продвигать вашу игру, но может оказаться… обычным школьником. Бывает и такое. Да. Это не страшно, но может отнять ваше время.
Поэтому общайтесь внимательно, проверяйте данные тех, с кем общаетесь.
«Игра окончена»: как российская гейм-индустрия переживает последствия санкций
После введения международных санкций игровая индустрия оказалась в непростой ситуации.
Российский рынок временно покинули практически все крупные издатели и платформодержатели, включая Microsoft (консоли Xbox) и Sony (консоли PlayStation).
По мнению экспертов, всё это приведет к развитию пиратского рынка, то есть буквально к возвращению сферы в нулевые годы. Какие перспективы ждет гейм-индустрию и что происходит с российским киберспортом, выясняли «Известия».
Ситуация на рынке
После введения санкций игровая индустрия оказалась в непростой ситуации. Как говорит игровой журналист, автор портала Player One Ренат Садыков, российский рынок временно покинули практически все крупные издатели (EA, Bethesda, CDPR, Take-Two), а также платформодержатели, включая Microsoft (консоли Xbox) и Sony (консоли PlayStation).
В популярном Steam, где можно покупать игры для PC, теперь нельзя оплатить покупку ни одной из российских банковских карт.
Sony и вовсе отключила всем российским аккаунтам PlayStation Store цифровой магазин для покупок игр для PlayStation, по такому же пути пошла Nintendo в отношении российских пользователей Nintendo Switch.
Теперь обладателям этих консолей остается уповать на игры на дисках и картриджах — «цифра» стала недоступна.
— Российский рынок не такой уж скромный — у нас немало геймеров, которые готовы тратить деньги. Особенно это касается рынка мобильных игр, PC-игр и консолей PlayStation, которая фактически стала «народной» в России. Поэтому издатели однозначно терпят убытки, но, похоже, иного выхода у них нет, ведь такой исход — неформально обязательное требование современной повестки, — отмечает Садыков.
По словам эксперта, сегодня все российские геймеры оказались в неприятном положении, но меньше всего повезло обладателям консолей. Если на компьютере еще можно скачать пиратские копии, то на большинстве «приставок» такого выхода поиграть в новинки или любимые игры не существует.
— Пользователи консолей фактически являются заложниками, поскольку альтернативные способы установки игр требуют взлома операционной системы устройства или даже hardware защиты, — добавляет директор по акселерации по направлению «Телекоммуникации» Кластера информационных технологий фонда «Сколково» Алексей Каленчук.
Возвращение к пиратству
Сложившаяся ситуация привела к тому, что люди массово возвращаются к пиратству. На торрент-трекерах теперь, говорят эксперты, — настоящий рай из новоприбывших «раздающих» и создающих новые раздачи. Не исключено, что могут активироваться российские энтузиасты, которые могут начать активно взламывать свежие игры и русифицировать их (если русификация не будет предусмотрена издателем).
— По ощущению — всё резко скатывается в начало 2000-х, когда никто не слышал о лицензиях, и все ставили игры с дисков, купленных на пиратских точках на рынках, — говорит Ренат Садыков.
По его словам, кроме такого пути у геймеров есть вариант создать аккаунты других стран и покупать игры там.
Но в таком случае есть несколько минусов: во-первых, нужно придумать, каким образом пополнять баланс аккаунта, учитывая, что зарубежные платежи с российских банковских карт невозможны, во-вторых, иностранные ценники на игры в 2–3 раза выше российских, а в-третьих, не факт, что в этих версиях игр будет русский язык.
Наконец, не исключено, что зарубежный аккаунт, на который постоянно заходят с российского IP-адреса, рано или поздно не заблокируют под тем или иным предлогом, добавляет собеседник «Известий».
— С точки зрения пользовательского поведения — в России произойдет откат рынка на десятилетия назад, так как борьба с пиратством прежде всего направлена на поддержку компаний — разработчиков игр. Но если текущие условия примут долгосрочный характер, иных способов играть в новые игры, кроме как использовать пиратские версии, просто не будет, — заключает Алексей Ковальчук.
Сетевые игры и киберспорт
Как отмечает Садыков, с сетевыми играми тоже не всё так просто. Пока никто не блокировал их напрямую — и особых предпосылок для этого нет.
Но, например, в World of Warcraft, популярной онлайн-игре у россиян, убрали возможность оплаты платной подписки для жителей РФ — а иначе в нее не поиграть.
Это, в свою очередь, неожиданно повысило популярность российской онлайн-игры «Аллоды Онлайн», в чем-то похожей на WoW.
— Некоторые издатели приостановили продажи новых копий сетевых игр в нашей стране (например, Rainbow Six Siege, популярный командный шутер). Но речи о том, чтобы заблокировать доступ всем россиянам в онлайн-игры, пока нет и, надеюсь, этого не произойдет, — говорит игровой журналист.
Киберспорт в России тоже остался, но и его перспективы туманны. Российских игроков и команды «отменяют» везде, где это возможно, выставляют требования выступать под нейтральным флагом или попросту исключают из турниров.
Другое дело, что есть немало смешанных составов, например, в составе команды NAVI по CS:GO с Украины три участника — россиянин и двое — украинцы.
Что будет с такими «миксами» — непонятно, не исключено, что составы будут распадаться.
— Тем не менее хоронить киберспорт я бы не стал. В России продолжают проводиться внутренние турниры, турниры с участием представителей стран СНГ и так далее.
Сейчас идет период турбулентности, и не «отменять» россиян-киберспортсменов организаторам турниров, похоже, просто нельзя.
Но я считаю, что всё это временно, рано или поздно всё устаканится и большая части ограничений будет снята, — полагает эксперт.
Будущее индустрии
8 подводных камней о которых ты не знал при создании своего Youtube канала
Всем привет, меня зовут Паша, мне 27 лет, готовить я начал еще в 13, осваивая азы кулинарии, я научился жарить, варить и запекать что угодно и уже к 15 я мог воплотить в жизнь любой рецепт из интернета.
Идея создать свой ютуб канал была давно и очень жаль, что я не занялся этим раньше, ведь раньше было проще…
Не буду рассказывать как именно, но я начал зарабатывать приличные деньги пару лет назад, заработок не стабильный, но высокий и дабы вложиться в своё будущее, я решил “ПОРА!” и тут началось самое сложное.
Подводные камни:
1) Видеосъемка
для меня было серьезным шагом потратить 28 000р на покупку камеры, потому что на мой взгляд эти вложения могли ни как не оправдать свои ожидания. Мой выбор пал на камеру Sony FDR x3000 поскольку именно на эту камеру снимают свои видео многие известные блогеры, такие как “дневник хача” с 6млн. подписчиков.
моя первая камера
Я не учёл самое главное, данная видеокамера хоть и снимает в 4К качестве, но используют её в основном для уличной динамичной съёмки, именно при дневном свете она даёт идеальную картинку.
Поскольку мой канал – кулинарный, съемки в основном домашняя и света от ламп, пускай и сильных, для неё недостаточно. Появилась потребность в дополнительном свете.
К тому же камеру нужно на что-то ставить, а изобретать штатив из коробок каждый раз – это накладно и не профессионально.
2) непредвиденные траты
Уже в первые месяцы я понял, что нуждаюсь в покупке как минимум штатива, петличного микрофона для записи звука в процессе съемки, студийного микрофона для записи озвучки, которая накладывается поверх видео и естественно я решил сэкономить и пошёл искать по дешевле и сразу.
на авито я купил советский надежный (как мне казалось) штатив ФШУ5 за 1500р
ФШУ-5
для записи звука и приобрел на Aliexpress студийный конденсаторный микрофон BM-800, что оказалось очень плохим решением, но об этом позже. Потратил я на данную комплектацию около 30$ (2200р).
BM-800
Для записи звука я взял дешевую петличку с того же Aliexpress за 1000р.
петличка
3) Контент
Я снимал видео рецепты, со своей своеобразной юмористической подачей и был недоволен ВСЕМ! Качество картинки оставляло желать лучшего, качество звука на студийный микрофон было на уровне грунта и я не понимал почему, ведь у меня студийный микрофон с поп-фильтром, на штативе как у профессиональных блогеров.
И тут я начал разбираться…
Во первых я пересмотрел подачу в своих видео, я понял что говорить нужно более заряженно, более эмоционально, чтобы это было интересно смотреть и чтобы каждый кадр привлекал внимание зрителя.
Я начал разбираться почему у меня такие проблемы со звуком и оказалось что конденсаторные микрофоны, нуждаются в дополнительном фантомном питании на 48 вольт, в отличии от USB микрофонов.
Вы знали об этом? Вот и я не знал…
На момент начала мои видео выглядели так:
4) Видеосъемка
Даже со студийным освещением экшн камера будет шуметь! Картинка не получалась чёткой и я делал сравнения даже с фотоаппаратами зеркалками дешёвых моделей, там картинка выходила лучше. Я понял что можно было купить поддержанный Canon 650D тысяч за 15 и делать контент гораздо качественнее.
Благо фотоаппарат мне одолжил мой друг, который в последствии стал моим оператором.
Да, вы не ослышались, оператор – НУЖЕН! Представьте что ваше видео – это не говорящая рука, в кадре есть вы, на вас всегда должен быть наведён фокус, камера стоит на штативе от вас в 2-3 метрах и без посторонней помощи вы не сделаете хороший фокус, как бы вы не старались. Конечно можно ставить на свое место высокий стул и фокусировать на нем, потом отходить, включать запись и вставать на место этого стула.
Но представьте если в вашем видео 10, а то и 20 сцен с перемещением, это каждый раз выстраивать штатив, фокус, свет, ну такие съемки у меня уходило примерно 4 часа. На съёмку видео которое длится 5-8 минут уходит 4 часа!
Когда я начал снимать на дешёвую зеркалку, прибегать к помощи оператора, мои видео начали выглядеть так:
И это далеко не идеал, я сам прекрасно это понимаю, данный фотоаппарат снимает в качестве FullHD 1080 (25 кадров в секунду).
Более дорогие фотоаппараты снимают в том же качестве, но уже 60 кадров в секунду и картинка выглядит чётче и гораздо живее, вот пример:
5) Звук
Как я уже сказал звук был не идеален, точнее даже ужасен. BM-800 нужно было менять и тут появилось просто лучшее решение для этого. Лучшее потому, что за сравнительно небольшие деньги и с гораздо лучшим качеством записи, это был микрофон Fifine k669b
Fifine k669b
микрофон я покупал с Aliexpress, доставка была из России, так что он пришел мне всего через 7 дней и обошёлся он мне всего в 2500р. Сейчас на него цена чуть выше, оно и понятно, аналогичные по качеству звука микрофоны стоят около 15 000р.
Что касается петличного микрофона, я его так и не поменял. Я вставляю петличку в свой смартфон xiaomi и пишу звуковую дорожку через диктофон, потом синхронизирую с видео.
Что нужно для качественного звука на петличку?
Вы не представляете как это трудно, для того, чтобы всего лишь писать качественный звук, вам нужен профессиональный рекордер, стоят они около 9000-15000р.
Одна из бюджетных моделей Zoom H1n, о покупке которого я задумываюсь и скорее всего куплю себе его как подарок на новый год. К такому рекордеру нужна профессиональная петличка, цена которой тоже кусается, за этот мелкий проводок с микрофоном придется отдать около 5000р.
Итого, чтобы просто писать качественный звук, придется потратить около 15 000р МИНИМУМ! И рано или поздно я к этому приду.
6) Монтаж
Вы знаете, что такое джамп-кат? Вы знаете, что такое монтаж в стиле Эдгара Райта? А что такое Матч-кат?
Вот и я не знал 🙂 Эти и многие другие приёмы монтажа используют многие блогеры и чтобы совершенствоваться в монтаже и понять подходят ли они тебе, ты должен их освоить.
Конечно это всё теория и не обязательно, но одно понимание того, как это делается и как снимается, даёт тебе идею для новых видео, для более интересных заходов и.т.д.
Вот тут я применил монтаж в стиле Эдгара Райта для вступление к своему видео (смотри с 5 по 19 сек):
- Разумеется сложности для такого мамонта как я добавляет еще и освоение программ для монтажа, тем более, если заниматься этим профессионально, то всегда нужно искать новые эффекты, докачивать и устанавливать их в свои программы, иногда это легко, а иногда не очень.
- Я пользуюсь бесплатной (взломанной) версией видеоредактора Sony Vegas pro 13.
- А звук я монтирую отдельно в программе Audasity.
7) Проблемы с развитием канала
- Ты думаешь что твой контент будет забавным и интересным для всех.
- У тебя есть знакомые которые помогут тебе со съемками.
- У тебя есть множество разных идей и локаций для их воплощения.
- Ты уверен, что начнёшь снимать видео и твой канал начнёт медленно, да рости.
Как бы не так…
На любой контент найдётся свой зритель. Например если вам за 40, то скорее всего вы не находите ничего смешного и интересного в моих видео, я просто “дурачёк” и моя подача вам не к месту и вы выберете более информативное видео, где всё будет по серьезному.
Но у меня есть ряд подписчиков, которые начали интересоваться кулинарной тематикой и пробовать себя в кулинарии только благодаря мне, они пишут мне в личку что пробовали мои рецепты и им очень понравилось, они посещают стримы которые и провожу и даже, представьте скидывают мне деньги, просто как комплимент.
Но почему канал не растёт?
Так к сожалению устроен YouTube. Если ты снял идеальное видео, с идеальным сюжетом и картинкой и твоему каналу 2 дня и на нем 50 подписчиков, из которых 49 – это твои друзья. Твоё видео – никто не увидит!
Видео на ютубе высвечивается в поисковых запросах, в зависимости от того какие #хештеги ты поставил и на сколько долгое удержание аудитории на данном видео.
Если хештег популярный, а следовательно и запрос популярный, то будь уверен, за 15 лет существования ютуба на этот хештег уже существует 97864 видеороликов.
Если у тебя нет подписчиков, удержание аудитории будет нулевым, как и кол-во лайков.
Я выбрал пожалуй самую сложную нишу – Кулинарию! Рецепты плова и борща выкладывали как 15 лет назад, так и продолжают выкладывать сейчас. На каждый рецепт есть как минимум 100 блогеров с аудиторией 100 тыс. и как минимум 5 блогеров с аудиторией в 1млн+.
Чтобы тебя кто-то увидел – ты должен набирать лайки! Только тогда на твой канал придут новые подписчики.
- Но как набрать лайки, если ты только начал?
- 1) Делать то, что есть в поисковых запросах, но до тебя этого никто не делал.
- 2) Вкладывать деньги в развитие своего канала на различных платформах.
8) Реклама, как, где и за сколько нужно покупать
YouTube:
У тебя есть деньги на рекламу и ты уже предвкушаешь как вложишь в развитие 10 000р. А дальше канал начнёт расти сам, увы это не так.
Как правило блогеры с большим кол-вом подписчиков просят за рекламу больших денег, но обращать внимание нужно не на количество подписчиков, а на количество просмотров под его последними 3-5 видео. Ведь именно это – объективный показатель того, сколько человек увидит вашу рекламную вставку.
Теперь поговорим о % подписок на ваш канал.
Адекватным числом пришедших после рекламы я считаю 0.5-2%. Допустим если в видео с вашей рекламой набрало 100 тыс.
просмотров, будьте уверены что из них 50% не посмотрела видео до конца и возможно не увидело вашей рекламы, 30% зрителей рекламу просто проматывают, особенно если она идёт дольше чем 15 секунд. 20% в лучшем случае посмотрели вашу рекламу, из которых 3-5% перешли по ссылке и примерно 0.
5-2% подписались. В этой воронке очень много переменных, зависит то, насколько у блогера вовлеченная аудитория, как она ему доверят и как качественно он преподнёс вашу рекламу.
Представьте что вы покупаете рекламу у блогера с 100 тыс. просмотров, исходя из того что я сказал выше, придет к вам в среднем 1000 человек.Сколько вы готовы отдать за такую рекламу? Адекватной рыночной ценой является 10р за 1 подписчика для ютуб.
Но бывают неадекватные блогеры и к сожалению их большинство. Имея 50к подписчиков и в среднем 5-10к просмотров, они просят за рекламу 10-15 тысяч рублей. Вы готовы отдать за 50-100 подписчиков 10 000р ? Я – Нет!
Instagram , VK , TikTok и другие соц. сети:
Сразу скажу, что на сторонних площадках рекламу лучше не покупать, так как конверсия в разы меньше, вы просто потратите свои деньги!
Я покупал рекламу в пабликах VK, тестировал как юмористические группы так и кулинарные. Рекламный пост собирает 20 000 просмотров, 500 лайков, 50 комментариев, но переходов на Ютуб и подписок – единицы, я получал примерно 10-15 подписчиков за 1600р и это ужасный опыт.
Ситуация с инстаграм аналогичная, много просмотров и большой охват, но мизерное кол-во подписчиков.
ТикТок – трендовая социальная сеть, я выкладывал короткие нарезки своих видео, они собирали 50 тысяч просмотров и 1800 лайков, на ютуб подписывалось около 30 человек и это я скажу вам – удачный опыт, только потому, что всё это было бесплатно!
Подведем итоги:
Ютуб сообщество, несмотря на все свои трудности в раскрутке – является наиболее стабильной, перспективной и прибыльной соц. сетью.
Канал будет расти сам, только когда на нем будет около 100 000 подписчиков, когда ваши видео без сторонней помощи будут собирать 3-5 тысяч лайков и хотя бы 20 тысяч просмотров. Тогда все ваши видео будут находиться в поисковике и попадать в рекомендации.
Контент и его качество так или иначе является основополагающим звеном в развитии канала. Но на одном контенте раскрутиться – не получится!
Затраты будут всегда! Реклама, покупка нового оборудования, привлечение сторонних людей, поиск новых локаций и покупка чего-либо для контента, коллаборации с блогерами из других городов и многое другое, всё это на первых этапах будет нести расходы.
Ютубом нужно заниматься, если это в кайф, иначе это превратится в рутину и за неимением результата вы быстро перегорите и ваши силы и финансы будут потрачены зря. Если заниматься ютубом, нужно делать это несмотря ни на что и постоянно совершенствоваться, на ошибках нужно учиться! 🙂
Небольшие достижения:
В одном из конкурсов от компании ДОШИРАК я получил игровую приставку PS4 стоимостью в 23 000р за своё видео.
Так же компания Доширак отправляла мне свою продукцию уже 3 раза, благодаря меня за то, что я использовал в их рецептах свою лапшу.
Мои подписчики, хоть их и не много, за пол года на моих стримах задонатили мне около 9500р. Деньги я вывел и купил на них 2 акции от компании Яндекс, да, помимо всего я являюсь еще и пассивным инвестором).
- Ну и конечно приятно читать лестные отзывы и комментарии за проделанную работу, надеюсь в скором времени их будет больше!
- Если вам понравилась моя статья, подписывайтесь на мои соц. сети, ну и само собой подпишитесь на мой канал Яндекс Дзен)
- ➧ Youtube