По исследованиям Высшей школы экономики, всего 12% российских граждан продолжают получать дополнительное образование после 25 лет. А в самообразование вовлечён всего лишь каждый пятый. Это «почётные» 2-е и 3-е места с конца в списке европейских стран — мы обгоняем только Румынию и Грецию. Почему так и нужно ли что-то менять? Давайте разбираться.
В самом деле, нужно ли продолжать учиться, если образование уже получено? С детьми всё понятно — они должны перенять опыт предыдущих поколений, чтобы вписаться во взрослую жизнь и катить мир дальше в выбранном направлении. На это заточены детские мозг и психика — ребёнок играючи осваивает огромное количество навыков и знаний. Если бы можно было так же легко учиться всю жизнь, мы жили бы на планете гениев.
Но к 7 годам естественное обучение, непосредственное и хаотичное, переходит в систематический процесс. И перестаёт быть таким интересным и весёлым занятием. Природная любознательность уходит не прощаясь и годам к 10 мы начинаем тяготиться обязаловкой под названием «учёба», а во взрослой жизни изобретать отговорки, как в этом видео.⇓
Но давайте посмотрим на вопрос обучения взрослых с неожиданных ракурсов.
Секрет интеллектуальной молодости
«Что не упражняется, то упраздняется», — говорил П. Ф. Лесгафт.
В 23 года мы с гордостью кладём на полочку диплом об окончании вуза, а рядом с ним и желание учиться. И со временем наш мозг отучается это делать.
В отсутствие разноплановых учебных задач перестают образовываться новые нейронные связи. Мозг включает энергосберегающий режим — теперь он занят только оттачиванием привычных действий. Это развивает наш профессионализм, чего не скажешь о мыслительных способностях. Постепенно мы теряем интеллектуальную сноровку и привычку учиться.
Мы становимся крутыми экспертами, но при этом терпим фиаско при попытке решить задачу из школьной программы.
И дело не в её сложности — любой ребёнок, который закончил наш курс «Учись учиться», в состоянии не только самостоятельно справится с задачами текущего класса, но и за 1–3 дня пройти учебник целиком.
Дело в «мозговой мышце», которая в студенчестве была максимально накачана, а теперь ослабла без постоянной нагрузки.
Мы можем с закрытыми глазами выполнять профессиональные обязанности, но осваивать что-то новое становится всё труднее. И чем больше времени проходит после окончания учёбы, тем сложнее возобновить этот процесс.
Хорошая новость — если постоянно нагружать мозг учебными задачами, то нейропластичность сохранится до преклонных лет. Вероятность с возрастом утратить мозговую активность не так велика, как мы привыкли думать. Намного больше шансов лишиться её из-за недостаточной интеллектуальной нагрузки.
Многие выдающиеся мыслители и творцы — Бернард Шоу, Игорь Стравинский, Микеланджело, Марк Катон, Лев Толстой — продолжали творить до 80 и даже до 90 лет. А хирург Углов и в 100 успешно оперировал и писал книги.
Профессора вузов уходят на пенсию по причине слабости физической, а вовсе не интеллектуальной. В то время как человек, не занимающийся умственным трудом, уже в 45 может заметить проблемы с памятью и вниманием.
Средство от профессионального тупика
и трамплин для карьеры и роста благосостояния
По прогнозам Boston Consulting Group, по причине цифровизации в ближайшие 10 лет исчезнет до 50% ныне существующих профессий. Поступив сегодня на престижный факультет, можно через 4–6 лет выпуститься «устаревшим» специалистом с никому не нужными компетенциями.
Новые технологии с такой скоростью внедряются даже в самые консервативные профессии, что стоит только отлучиться в декрет или творческий отпуск — и в свою должность можно уже не вписаться.
Можно ли освоить современную специальность и преуспеть среди более молодых конкурентов, если последний раз мы учились 5–10 лет назад? Да, если есть навыки учиться быстро, легко и результативно. Например, вот так.
Специалист, для которого непрерывное обучение не проблема, а интеллектуальная потребность, всегда будет на шаг впереди коллег и конкурентов. Это открывает неограниченные возможности для карьерного роста.
Сменить работу, получить более высокооплачиваемую должность, перевестись в зарубежную компанию — почему бы и нет, если освоить новые знания можно за пару месяцев, а выучить язык — за считанные недели.
Проблемы с трудоустройством сменяются «муками» выбора между хорошим и лучшим. А это, согласитесь, приятнее, чем стоять на распутье между плохим или никаким.
Необходимо отметить, что в России вопрос безработицы стоит не так остро, как проблема кадрового голода. Вузы выпускают достаточное количество специалистов, но настоящих профессионалов, поддерживающих знания и компетенции в актуальном состоянии, найти очень трудно.
При этом специалист уровня выше среднего может иметь зарплату в 8–10 раз больше, чем выпускник того же вуза на аналогичной позиции. Весь секрет в навыках, опыте и уровне профессионализма, которых без постоянного обучения не достичь.
Успевать больше за меньшее время
и при этом сэкономить силы и ресурсы
Учиться — значит напрягаться. Так считает большинство и старается избежать этого «удовольствия». Человечество не очень расположено тратить усилия без веских причин. Лень — вот что движет наш прогресс.
Но если мыслить стратегически — именно учёба даёт нам возможность работать меньше и легче. У неквалифицированного специалиста условия труда всегда тяжелее, а зарплата ниже, чем у профессионала. Интересные задачи, толковые коллеги, комфортный офис и достойный заработок — всё это можно получить только через качественное образование и постоянное развитие компетенций.
Да и учиться тоже можно легко и без напряжения. Как это делать правильно, смотрите в нашем видео. ⇓
Возможность быстро и хорошо справляться с рабочими задачами позволяет покинуть беличье колесо и потратить освободившееся время на:
- занятия спортом;
- любимые увлечения;
- изучение иностранных языков;
- путешествия;
- посещение конференций и семинаров;
- общение с родными и друзьями;
- чтение профессиональной и художественной литературы.
Пример детям не на словах, а на деле
Мы учились в школе, чтобы теперь помогать с уроками детям
В этой шутке есть доля шутки, остальное — правда. Правильно помочь детям с учёбой — значит дать им хороший старт. И дело даже не в самих предметах, далеко не все они пригодятся в жизни. А вот навык эффективно учиться поможет подняться выше среднего в любом направлении, которое бы ни выбрал ребёнок.
О том, как меняют жизнь школьников, родителей и учителей технологии ускоренного обучения, смотрите в 3-минутном видео. ⇓
Интеллектуальное удовольствие
Отличаться умом и сообразительностью — это приятно
Тот, кто умеет получать интеллектуальное удовольствие, никогда от него не откажется. Эти люди всю жизнь чему-то учатся: новым языкам, профессиям, творческим навыкам.
Но много ли вы таких знаете? По исследованию BCG, в России только 20% готовы вкладывать время и силы в обучение после окончания вуза. Почему так мало, ведь мы же говорим и о пользе, и об удовольствии сразу? Потому что немногим посчастливилось не утратить учебный азарт во время школы и вуза.
Трудно получать удовольствие от романтики горного туризма, если нет соответствующего снаряжения. Ещё сложнее получить удовольствие от учёбы, если не владеешь правильными инструментами.
Зубрёжка, контрольные, экзекуции в виде стояния у доски — не самая приятная программа, чтобы стремиться её повторить. И ладно бы, если бы затраченные усилия приводили к хорошим результатам. Но ревизия наших академических знаний показывает, что и этого нет. Так ради чего мучиться?
На этом фоне светлая мысль, что можно учиться по-другому — с увлечением и высоким результатом — облетает нас по большой дуге, не имея шансов пробиться сквозь толщу неприятных воспоминаний.
Но учиться по-другому действительно можно! Потратьте прямо сейчас 5 минут на это видео ради того, чтобы приобрести успешный и позитивный опыт обучения.
ПОДВЕДЁМ ИТОГ
У взрослого причин учиться ничуть не меньше, чем у детей. Если вы хотите:
- быстро построить карьеру и расти профессионально;
- работать меньше, а зарабатывать больше;
- иметь время и силы для спорта, отдыха, любимых занятий;
- учить языки и осваивать новые специальности за несколько месяцев;
- наглядно показать детям, как учёба влияет на качество жизни;
- уберечь интеллект от возрастных изменений;
- получать ни с чем не сравнимое удовольствие от активизации мозга.
Жмите на кнопку ниже. По ней вы можете зарегистрироваться на любой из бесплатных вебинаров по технологиям эффективного обучения и узнать все секреты, как во взрослой жизни учиться быстро, качественно и с удовольствием. ⇓
Расписание бесплатных вебинаров
Американский футуролог Алвин Тоффлер сказал: «Неграмотными людьми 21-го века будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться и переучиваться». Расширяйте границы вместе с Advance!
Как учиться бесплатно и зачем?
Один из секретов успешных людей в том, что они постоянно учатся. Студенты, которые постарались и хорошо сдали экзамены, получают первое образование за счет государства. Как еще можно учиться бесплатно, если хочется открыть новые возможности?
Большой багаж знаний открывает перед нами все двери: мы получаем возможность заработать больше денег, переехать в другую страну, сменить вид деятельности. Кроме того, чем больше мы знаем, тем выше зарплата, интересней работа, меньше нагрузка. К счастью, в современном мире можно изучать что угодно, не обладая большой суммой денег.
Способы учиться бесплатно
Пройдите Бесплатные онлайн-курсы
Учитесь, не вставая с дивана: есть огромное количество бесплатных онлайн-курсов разной сложности. На площадке Coursera вы найдете образовательные материалы Стэнфорда, Гарварда или МГИМО. Сайт “Арзамас” позволит выучить гуманитарные науки: узнать больше о литературе, истории, искусстве. Вот еще несколько примеров подобных площадок:
- Постнаука;
- Лекториум;
- Открытое образование;
- Geekbrains;
- Универсариум;
Обучитесь за границей
Если вы хотите узнать, чем отличаются принципы работы зарубежных коллег, поступите в иностранный университет. Это не так дорого, как кажется: за границей вообще можно учиться бесплатно.
Есть страны, где приезжим не нужно платить за обучение при прохождении вступительных экзаменов: Германия, Чехия, Италия и т.д.
Можно выбрать университет во Франции или Испании, там за образование нужно платить, но стипендия покрывает большую часть расходов.
Кроме того, вы можете обучаться на программе двойного диплома – это значит, что вы часть времени будете проводить в российском вузе, а часть – в зарубежном. В итоге вы получите дипломы обоих вузов. Есть примеры тех, кто получал гранты или ехал учиться за счет компании – корпорациям бывает выгоднее обучать сотрудников, чем брать новых.
Пройдите стажировку в корпорации
Вы будете работать какое-то время почти бесплатно, но получите знания для того, чтобы перейти на более престижную должность или открыть свое дело. Выберите сферу, в которой вы хотели бы узнавать новое, найдите хорошую компанию и отправьте резюме. Возможно, после прохождения стажировки, вас примут на должность с хорошей зарплатой в этой же фирме.
Получите второе высшее образование или окончите магистратуру
До недавнего времени получить второе высшее образование бесплатно было невозможно. Теперь кое-что изменилось: можно бесплатно получить новую специальность в сфере искусств.
К таким специальностям относятся режиссура, литературное творчество, музыкальная звукорежиссура и т.д. Еще один вариант – окончить магистратуру по новому направлению. К примеру, вы бакалавр экономики, но можете стать магистром физики.
Однако, для этого потребуется большое количество усилий.
Читайте книги, смотрите видео и бывайте в музеях
Да, вы не получите заветную корочку. Да, это будет долго и не очень систематично. С другой стороны, это идеальный способ увеличить объем знаний, если база у вас уже есть. Этот способ поможет увидеть новые решения задач, найти идеи, увеличить скорость работы. Кроме того, это просто делает вас лучше!
Зачем нужно учиться?
Каждый из нас хочет лучшей жизни: купить дом на побережье, новую машину или поужинать в дорогом ресторане. Знания – то, что поможет прийти к этому. Высокий уровень знаний позволит:
- сменить профессию на ту, которая еще не надоела;
- увеличить зарплату;
- переехать за границу;
- сэкономить время и силы;
- найти новый круг общения;
- увидеть новые решения сложных задач.
А на этом все! Развивайте денежное мышление вместе с Ильей Ситновым. Подписывайтесь на нашу рассылку здесь и в Яндекс.Дзен. Не пропускайте другие полезные материалы и читайте о том, как учиться быстрее.
Почему бесплатное обучение не работает? | Центр онлайн-обучения EdMarket
Бесплатных курсов сегодня столько, что, кажется, всему чему угодно можно научиться совершенно даром. Зарабатывать от 20 тысяч в неделю, выходить замуж за достойных мужчин, учить по иностранному языку каждый месяц — и все это совершенно без вложений.
Почему на самом деле это не совсем так?
Оставим за скобками примеры некачественных бесплатных курсов. Но даже отличное бесплатное обучение работает хуже платных продуктов. Давайте разберемся почему.
Доставшееся даром не ценится
Как происходит обычно? Вы видите рекламу бесплатного курса или вебинара, проходите по ссылке, регистрируетесь и… не приходите на занятия.
Или находите полезный шаблон (статью, книгу, мануал), скачиваете его себе, и он хранится у вас годами в специальной папке «Интересное». Или теряется среди тысяч других полезных файлов.
Почему так происходит? Чаще всего по двум причинам:
- тема бесплатного обучения попадает вам в зону «интересно», но не в зону «необходимо». Вы можете интересоваться десятками разных тем: изучением языка жестов, вышиванием крестиком, чечеткой, навыками скорочтения и уроками живописи. Но заниматься по всем направлениям сразу вы не сможете, даже если откажетесь от привычки спать.
Поэтому инвестировать время вы будете в то обучение, которое работает на ваши цели. Например, запишетесь на курсы английского языка, чтобы получить повышение на работе, а изучение живописи оставите на потом.
- мы часто склонны недооценивать бесплатный контент. Поэтому нам не хватает мотивации на то, чтобы изучать его, а тем более выполнять задания. Даже качественные онлайн-уроки, выложенные в свободный доступ, часто остаются без внимания, потому что пользователи игнорируют советы, полученные даром.
Не хватает сопровождения
Кроме того, есть еще один важный момент. За что вы платите, покупая онлайн-курсы? Не только (и не столько) за доступ к контенту. Вы платите за сопровождение, за обучающую среду, которую организовали специально для вас:
- за индивидуальные образовательные треки (когда для вас подбирают обучение, которое максимально эффективно работает на ваши цели)
- за обратную связь на домашние работы, которые проверяют эксперты и тьюторы
- за системные знания по предмету
- за возможность получить новые навыки и «прокачать» их
- за работу над собственным проектом, когда к финалу обучения, как в курсах EdMarket, вы получаете готовый продукт (например, разработанный вами онлайн-курс)
- за индивидуальные консультации экспертов и ответы на вопросы
- за возможность общаться с другими студентами в учебных чатах и войти в сообщество. Это особенно важно для тех, кто проходит обучение, чтобы сменить профессию или найти новую работу.
Например, студенты EdMarket, общаясь в учебных чатах, часто находят партнеров и сотрудников для реализации проекта или работу.
Все перечисленное — безусловная ценность качественного онлайн-обучения, за которую слушатели готовы платить. Они вкладываются в образование, которое приведет их к желаемому результату, поможет достичь целей, а не просто даст новую информацию.
И всего этого нет в бесплатном обучении, поскольку сопровождение и индивидуальная работа с тренером не могут быть бесплатной услугой.
В каких случаях на бесплатное обучение стоит тратить время?
Значит ли это, что бесплатное обучение совершенно бесполезно? Конечно, нет. Как и любой инструмент, при правильном использовании оно может оказаться эффективным. И вот в каких случаях:
- вас пока не интересует глубокое погружение в тему
Бесплатные учебные продукты прекрасно работают, если вы хотите попробовать на вкус новую для себя сферу. Например, выяснить, хочется ли вам разбираться в методике создания онлайн-курсов глубже, или профессия методист вам не подходит. В этом случае бесплатный вебинар или миникурс покажет, насколько увлекательна для вас тема.
- вы хотите оценить качество бесплатного продукта онлайн-школы, прежде чем покупать ее платный продукт
Бесплатные продукты — отличный способ познакомиться с крупной школой и ее экспертами, прежде чем приобретать платный курс. Вы можете прийти на вебинар, посмотреть, насколько полезным он для вас окажется, понаблюдать, как эксперты владеют материалом и как отвечают на вопросы. И только после этого принять решение о покупке платного продукта.
Например, если вас интересует тема запуска онлайн-школы, ждем вас на бесплатном вебинаре «Как открыть онлайн-школу с нуля?» Мы расскажем, сколько шагов отделяют вас от запуска собственного проекта и на какие «грабли» на старте лучше не наступать.
- вашей мотивации хватит на то, чтобы организовать себе системное изучение предмета
Безусловно, существуют люди, которые могут учиться самостоятельно, изо дня в день, изучая теорию, применяя ее на практике, совершая ошибки и постепенно нащупывая правильный путь. Но таких целеустремленных людей очень немного, а сам путь занимает куда больше времени, чем обучение на платных программах.
Ну и наконец, помните, что самый ценный ресурс — это время. И вам решать, потратите вы его на 20 бесплатных тренингов и вебинаров или на один качественный платный продукт, который закроет вашу потребность в обучении и даст необходимые навыки для достижения целей.
- Как в 30+ сменить профессию и не пожалеть об этом?
- Как учиться самостоятельно?
- Как выбрать онлайн-курс, чтобы не выбросить деньги на ветер?
8 современных профессий, которые вы можете бесплатно освоить онлайн
Представители этой профессии придумывают новый продукт (например, сервис или приложение) либо модифицируют старый. Он должен быть интересен пользователям и одновременно приносить прибыль компании, экономя усилия разработчиков.
Задача продакта — выявлять потребности определенного клиентского сегмента. Например, работающим женщинам с маленькими детьми нужно, чтобы кто-то смотрел за ребенком, а няням — получать как можно больше предложений от родителей, готовых оплачивать их услуги.
Компания, планирующая создать подобный сервис, нанимает продакт-менеджера, который первым делом исследует рынок — изучает информацию о конкурентах и потенциальных клиентах: приходит на форумы мам и общается с ними, чтобы понять, что именно им нужно от няни, как они ищут их сейчас и какие проблемы у них возникают. Проанализировав собранные сведения, продакт-менеджер совместно с другими специалистами (дизайнером, программистом) придумывает, как будет выглядеть новый сервис и какими функциями его следует оснастить.
Также он может заниматься разработкой маркетинговой стратегии и, например, рассчитать, сколько клиентов привлекут деньги, потраченные на рекламу, и окупятся ли такие вложения.
Чтобы оценить успешность проекта, продакт следит за метриками: много ли пользователей обращается в сервис более одного раза, каков суммарный размер их платежей и т. д.
Важно не только создать хороший продукт, но и потратить на это как можно меньше ресурсов.
«Я работаю в digital-маркетинге уже около 6 лет. Сейчас я продакт-оунер в Bluepear.net. У нас в компании четыре специалиста, которые курируют свои направления, а я отвечаю за весь проект в целом: за монетизацию, улучшение пользовательского опыта и метрики.
В нашей профессии нет никаких ограничений. Ты можешь развивать свои проекты, работать в корпорации или стартапе. Хоть космический корабль построй (если экономика сойдется)!
На мой взгляд, самое важное для продакта — умение общаться и математическая подкованность. Приходится много работать с аналитикой и цифрами, и это принципиально важно для бизнеса».
Валентин Даречкин
Зарплата и карьерный рост
Зарплата начинающего продакт-менеджера в Москве — от 70 000–100 000 рублей. Вакансии есть и в стартапах, и в корпорациях. В небольших компаниях, как правило, один сотрудник ведет все продуктовые задачи. В крупных фирмах часто существуют целые департаменты, где каждый специалист занимается отдельным направлением.
В большой компании вершина карьерного роста — должность начальника отдела или продакт-оунера. Другой путь развития — открытие собственного бизнеса.
Где этому учат
Product University предлагает 8-недельный курс, который можно пройти бесплатно, но после изменения трудового положения половину первого оклада придется отдать. Обучение представляет собой выполнение ежедневных задач, результаты нужно выкладывать на платформе. Домашние задания проверяют не менторы, а другие ученики. Помимо этого, по каждому блоку есть видео и проверочные тесты.
Тот же курс можно пройти платно за 39 000 рублей.
В программу «Школа руководителей», организованную «Бюро», включены компетенции, необходимые продактам / менеджерам проектов, работающим в сфере дизайна. На первом этапе, где преподают теорию, есть девять бесплатных мест, на втором, посвященном практике, их остается три, а право льготного написания дипломной работы получает только один самый талантливый и трудолюбивый студент.
Полностью бесплатный месячный курс Product Mindset Beginner позволит освоить азы профессии.
Исследует ситуацию на рынке: как клиенты реагируют на рекламу, как она влияет на продажи и какие стратегии выбирают конкуренты.
Маркетолог-аналитик ищет информацию в открытых источниках и на специальных ресурсах, изучает данные, которые компания получает в процессе работы (например, сколько людей, кликнувших по ссылке в объявлении, в итоге совершили покупку и откуда они пришли на сайт интернет-магазина).
В его обязанности также входит составление маркетингового плана, прогнозирование и исследование результатов рекламных кампаний. Это профессия для коммуникабельных перфекционистов с аналитическим складом ума.
Зарплата и карьерный рост
Начинающий маркетолог-аналитик получает в Москве 70 0000–90 000 рублей. В небольшой компании, скорее всего, придется работать одному и, помимо этого, взять на себя еще и ряд задач из смежных профессий.
В крупных фирмах, как правило, есть отдел маркетинга, где каждый сотрудник имеет более узкий круг обязанностей.
Успешный работник в перспективе может возглавить такой департамент или стать заместителем генерального директора, курирующим это направление.
Где этому учат
У Product University есть 8-недельный курс. Если вы найдете работу в течение 6 месяцев после окончания обучения, то обязуетесь отдать половину первой зарплаты.
Условия здесь почти такие же, что и на курсах продакт-менеджмента: ежедневные домашние задания проверяют не менторы, а другие студенты, по каждому блоку можно посмотреть видео и пройти проверочный тест.
Программа ориентирована на самостоятельных людей, готовых находить любую информацию и во всём разбираться без посторонней помощи, выбивать кейсы из реальных компаний и активно искать работу.
Product University помогает с трудоустройством, показывая партнерам резюме самых успешных студентов. Курс можно пройти платно за 39 000 рублей.
Основная задача эсэмэмщика — продвижение товаров и услуг в соцсетях: разработка стратегий, написание текстов, таргетированная реклама. Такой специалист ведет официальные страницы компании, выстраивает план публикаций, следит за тем, чтобы они были разнообразными, но при этом выдержанными в одном стиле. Часто он же обрабатывает фото, создает сториз и пишет тексты для соцсетей.
Зарплата и карьерный рост
SMM-специалист может быть сотрудником рекламного агентства или отдела маркетинга в компании. В крупной фирме он работает в связке с копирайтером и дизайнером, в мелкой выполняет их функции сам. Многие трудятся на фрилансе.
Размер зарплаты в основном зависит от того, сколько проектов ведет эсэмэмщик и какой объем работы приходится выполнять в рамках каждого из них. На hh.ru большинство вакансий попадает в диапазон 40 000–60 000 рублей, но есть и предложения на 100 000+.
Где этому учат
Как учиться онлайн: советы и лайфхаки для максимальной пользы
Где взять мотивацию для обучения, как поставить нужные цели для обучения и следовать им — в лекции для студентов Нетологии рассказала Диана Шапиро, старший методолог учебно-методического отдела. Публикуем конспект выступления.
Онлайн-обучение — это не просто видеозаписи, которые вы смотрите в одиночестве и придумываете, как применить полученные знания в офлайне. Любое онлайн-обучение — это возможность сэкономить время, получив структурированный материал, рассказанный в интересной форме.
Разберёмся с основными мифами о таком обучении.
? Вся информация уже есть в интернете
? Главное — не наличие информации, а её систематизация и подача. В онлайн-курсах есть структура и методология. Вы экономите время и получаете только необходимые знания.
? Онлайн-обучение — это только видеозаписи
? В онлайн-обучении сегодня существует множество форматов. И видеозаписи — это только часть структуры.
Какие бывают форматы:
- видео — вебинар, запись вебинара, мастер-класс и видеоурок;
- анимация — в виде скрайбинга или мультфильма;
- аудиоуроки — подкасты, аудиокниги и аудиолекции;
- тексты — лонгриды, статьи, книги;
- визуальный материал — слайды, инфографика;
- игры, викторины и квизы;
- чатботы.
? Непонятно, что дадут на курсе
? Есть возможность заранее ознакомиться с программой курса и списком преподавателей.
? Ты один на один с обучением
? Есть сообщества или чаты с одногруппниками, контакт с координаторами и преподавателями. Всегда можно задать вопрос или получить обратную связь в режиме реального времени.
Цель — это результат, который вы ожидаете после выполнения ряда задач. Для этого необходимо найти мотивацию. Например, вы хотите изучить новую профессию. В этот момент вы заключаете договор с собой о том, что идёте к своей цели с помощью этого обучения.
Чтобы точнее поставить цели, предлагаем использовать в их планировании эти способы →
Обратите внимание на специалистов в той области, которой вы интересуетесь. Посмотрите интервью с ними или прочтите книги, изучите их путь в профессии. Возможно, вы сможете взять что-то на вооружение.
- Определиться со скиллсетом
Скиллсет — это набор знаний и умений, необходимых для работы.
Например, при выборе новой профессии вы можете зайти на hh.ru или на какой-то другой источник вакансий и посмотреть, какие навыки нужны для этой должности. Сравниваете их с теми, которые у вас есть и которые даются на курсе. Так вы сможете выбирать курсы и понять, что нужно освоить, чтобы получить новую профессию.
На базе требований к вакансиям можно составить перечень требуемых навыков и из этого сформировать свою учебную цель
- После мониторинга рынка, анализа отзывов и выбора заинтересовавшего курса изучите его программу, сроки и формат.
- При возможности запросите демодоступ к курсу и потестите его возможности до старта обучения.
- Уточните о выдаче документа по завершению курса и возможности стажировки с дальнейшим трудоустройством.
Обратите внимание на список преподавателей курса. Особенно — на наличие практиков в составе спикеров. При их наличии обучение, скорее всего, будет носить прикладной характер и у вас будет возможность задать практические вопросы в ходе обучения.
Сопоставьте программу выбранного курса с той профессией или задачей, которую вы выбрали. Это поможет более цельно примерить курс к своим потребностям.
Когда выбрали курс и приступили к обучению, постарайтесь сразу погрузиться в учебный процесс. Рассказываем, что вам поможет в этом.
- Сформулируйте и запишите цель на занятие. Помогут простые вопросы: что я хочу сегодня узнать, чем эта тема может быть мне полезна? Не забывайте про общую цель на курс, возвращайтесь к ней во время обучения.
- Задавайте вопросы, чтобы запомнить, отвлечься, переключить внимание.
- Делайте практику на занятии и после него ― это улучшает запоминание.
- Рефлексируйте. Соотнесите полученные знания с целями, которые ставили на занятие. Задавайте себе вопросы: что нового я узнал? что мне непонятно? можно ли это уже взять в работу? что я структурировал?
- Создайте чёткий график: внесите в календарь учебное расписание и время на выполнение домашних заданий.
- Учитесь понемногу каждый день. Можно выделять ежедневно хотя бы 10 минут на учёбу и учебный материал. Необязательно пересматривать лекции и делать домашнее задание по 2 часа. Можно зайти в учебный чат, посмотреть какие-то полезные статьи по теме — погрузиться в контекст того, чему вы учитесь.
- Используйте техники тайм-менеджмента. Например, «Помодоро», когда учёба делится на отрезки-помидорки: 25 минут занятий и 5-минутная практика.«3 рычага»: сделайте сначала минимум, потом 100% и потом свой максимум. «Съесть лягушку»: если учёба вам тяжело даётся, попробуйте с неё начать день.
- Повторяйте своими словами. Если не можете этого сделать, скорее всего, вы просто не поняли материал и нужно к нему вернуться. Повторяйте его своими словами кошке, собаке, друзьям — всем, кто готов вас слушать ?
- Учитесь в связке с прошлым опытом. Если хотите что-то запомнить, то старайтесь это делать, опираясь на свой предыдущий опыт. Например, если работаете в типографии и изучаете таргетированную рекламу, то в каких-то элементах вы можете найти сходство с работой, которую уже делали. Через такие аналогии вам будет проще обучаться и запоминать что-то новое.
- Составляйте чеклисты и инструкции. Прописывайте последовательность действий за лектором. Это позволит быстрее освоить сложный этап обучения.
Как учиться самостоятельно, чтобы учёба действительно приносила пользу
Вы тоже записываетесь на десятки бесплатных онлайн-курсов? И тоже ни один из них не прошли? Наш блогер Полина Милютина объясняет, почему это происходит и как сделать так, чтобы учёба действительно приносила пользу.
Обложка: Unsplash (Christin Hume)Обложка: Unsplash (Christin Hume)
Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm
Один клик отделяет человека от знаний, которые раньше можно было получить, перечитав кучу книг и отучившись несколько лет. Но до конца обучения доходят ученики только 20% онлайн-школ. Почему так происходит? Нас просто никто не учит самому главному — учебе. Эта статья основана на научных данных и исследованиях, которые помогут вам добиться результатов при самообучении.
Придаём ценность знанию
Трудно научиться чему-то, если не видишь в этом смысла. Поэтому первый шаг — наделить ценностью и смыслом объект изучения. Как работает наш мозг? Когда мы видим пятна Роршаха, мозг начинает наделять их каким-то смыслом. И перед нами уже не просто пятна, а бабочки или портрет молодой женщины. Мы осмысливаем размытую картинку. Самостоятельно.
Крис Халлеман, профессор психологии из Вирджинского университета, провел эксперимент среди своих учеников.
Он попросил студентов на курсе статистики написать маленькое сочинение на тему: «Подумайте, как вы могли бы использовать статистику в своей жизни».
Результаты показали, что когда студенты смогли установить связь между статистикой и собственными интересами, у них появилось больше мотивации для обучения. Некоторые смогли улучшить свои оценки на целый балл.
Ценность также помогает отключить автопилот — бездумное обучение, которое приводит к низким результатам
Психолог Элен Лангер предложила двум группам студентов прочитать один и тот же абзац из учебника. Но первой группе было сказано «изучить» текст, а второй — найти в нём смысл лично для себя.
Студенты из второй группы лучше сосредоточились на тексте. Проверка показала, что они поняли и запомнили гораздо больше.
И что еще важнее: когда эту группу попросили написать короткое сочинение на тему прочитанного, качество их текстов оказалось выше. Они не просто прочли текст. Они осмыслили его.
Недостаточно просто сказать: «Это важно», как нам говорили учителя в школе и университетах. Когда мы слышим нечто подобное, мы воспринимаем это как манипулирование.
Что делать: прежде чем начинать учиться, нужно задать себе ряд вопросов. Какой ценностью обладает для меня этот материал? Как я могу связать его со своей жизнью? Как я буду использовать эти знания?
Unsplash (Claudia Wolff)
Ищем единомышленников
Мотивацию нужно постоянно подпитывать. Это костёр, который потухнет без картона и палок. Один из способов вдохновения — это друзья и семья. Люди, которые ощущают себя одинокими, оказываются менее мотивированными и быстрее сходят с дистанции. Если кто-то рядом с тобой учится, тебе захочется учиться вместе с ним. Мотивация и смысл передаются на всех членов группы.
Что делать: найти единомышленников или привлечь к учебе друзей и членов семьи. Можно создать собственный мастермайнд.
Вспоминаем похожие факты
Зачастую успех в школе зависел от того, выучил ты материал или нет. То есть важно было запихнуть информацию в мозг. И всё. Но наш мозг работает по-другому. Это не жёсткий диск, на который можно установить программу, а целая карта, состоящая из улиц, шоссе и городов.
Для хранения полученных знаний в долговременной памяти мозг создаёт ментальные шаблоны. Он присоединяет новую информацию к существующей. С помощью старых знаний мы осмысливаем новые. Когда мы придаём информации значимость и находим контекст, нам проще её запомнить. Например, нам надо запомнить число 1945. Один из способов — связать его с годом окончания Второй мировой войны.
Психолог Стивен Чу часто проводит такой эксперимент со своими учениками. Он даёт им один и тот же текст.
Одну группу людей просит посчитать количество букв «г», а вторая должна сосредоточиться на своих ощущениях — насколько слова из текста «приятны».
Затем каждый ученик должен выписать слова из текста, которые он запомнил. Те ученики, кто считал количество букв «г», запомнили в 7 раз меньше слов, чем члены другой группы.
Что делать: ассоциировать новую информацию с тем, что нам известно — вспоминать похожие факты, смотреть фильмы и читать книги по теме.
Придать значимости можно с помощью активной работы со знаниями. Не запоминать, а работать с каждой единицей информации. Например, чтобы запомнить больше из прочитанного, нужно включить воображение и образно представить то, о чём мы читаем.
Чем активнее упражнение, тем выше результат. Поэтому многократное чтение или заучивание не эффективны. Дети, которые учат алфавит, выписывая буквы в тетрадь, достигают более системного и глубокого понимания, чем те, кто просто пытается их выучить.
Один из эффективных способов работы с новой информацией — самообъяснение. Это формирование собственных выводов на основе новых знаний. Грубо говоря, простые ответы самому себе на вопросы «Как?» и «Почему?».
Ульрих Бозер рассказывает об этом способе в своей книге «Как научиться учиться». Психолог Брайан Росс пошел на курсы по программированию. Про компьютеры он не знал ничего.
Чтобы превзойти своих сокурсников, Росс во время обучения разговаривал с собой, задавая себе кучу вопросов по типу: «Что я только что прочитал? Как это сочетается с тем, что я уже знаю?».
К концу курса он разбирался в программировании лучше других студентов.
Что делать: пересказывать новое себе или друзьям, устраивать самоопросы, делать упражнения, тренировать навык по теме.
Убираем всё, что отвлекает
Исследователи из Университета Стэнфорда обнаружили , что многозадачные люди хуже запоминают информацию и не умеют её фильтровать. Эксперимент ученых из Национального института здоровья и медицинских исследований показал, что наш мозг не может заниматься больше, чем двумя задачами одновременно.
Они наблюдали за мозгом людей с помощью МРТ, пока те занимались двумя и тремя делами одновременно. Оказалось, что при одновременном выполнении двух задач, активируются две лобные доли, и мозг справляется. Когда же человек делал сразу три дела, он начинал ошибаться и забывать про одно из трёх дел, потому что у нас всего две лобные доли.
Что делать: планировать время, расставлять приоритеты, отключать телефоны и закрываться в комнате.
Идём от А до Б
Процесс обучения не должен быть случайным. Чтобы получить знания, мы должны найти конкретный путь к ним. То есть начать надо с постановки цели и плана. Чтобы знание из кратковременной памяти поместилось в долговременную, нужна система: знания и навыки должны быть разбиты на отдельные простые для усвоения фрагменты.
Когнитивный психолог Арт Грессер провёл эксперимент. Он собрал в своей лаборатории группу людей и рассказал им, как работают разные устройства (тостер, посудомойка), а затем показал варианты их поломки. Оказалось, что те, кто понял принцип работы устройств, лучше понимали природу поломки.
Именно поэтому нужны базовые знания и понимание логики той сферы, в которой вы хотите разобраться. Такой подход помогает сосредоточиться на связях, а не на отдельных фактах.
Что делать: изучить базовые знания и постепенно углубляться.
Делаем перерывы
Длинные лекции не эффективны. Профессор психологии Марти Лобделл утверждает , что после 25-30 минут студенты начинают терять концентрацию и отвлекаться. А исследователи из Луизианского университета советуют заниматься по 30-50 минут и делать перерывы на 5-10 минут. Для этого идеально подходят помодоро-таймеры.
Что делать: планировать время отдыха, подключаться к помодоро-таймерам, устраивать разминки.
Unsplash (Kelly Sikkema)
Эти советы помогут вам сконцентрироваться на обучении.