Маргинал или изгой общества

Маргинал или изгой?

Тему сегодняшней беседы неожиданно подсказала коллега по перу. «Что такое маргиналия?» – спросила она. Это слово употребил ее собеседник во время интервью.

Первая мысль: маргиналия каким-то образом соотносится с маргиналом. Это тот, кто утратил прежние социальные связи, кто находится на грани общества (бомжи, бездомные, безработные и т. п.).

Открываем словарь иностранных слов. Маргиналии – 1) пометки на полях рукописей или книг; 2) полиграфическийтермин: заголовки (или «фонарики»), вынесенные на поля книги, журнала, письма. Обычно такие «знаки» применяются в учебной и справочной литературе, чтобы облегчить поиск нужных сведений.

Маргиналии обнаружены на полях старославянских текстов X–XI веков. Яркий тому пример – «Остромирово евангелие» (1056-1057 гг.), памятник русского извода. Здесь встречаются не только надписи, но и рисунки.

Первое наше знакомство с маргиналиями происходит в школе. Именно на полях тетрадок красными чернилами учителя указывают на ошибки, оставляют свои рекомендации.

Множество пометок, примечаний, комментариев находим на страницах книг из личных библиотек великих людей: общественных деятелей, ученых, писателей. Порой они являются свидетельством напряженной работы мысли, исканий. Да и мы, простые смертные, не раз оставляли «записки на полях».

А вот пример образного использования слова маргиналии. «Окраины не следует путать с предместьями: они – поля книги, и если они наступают, то потому, что набухли содержанием, которому на маргиналиях тесно; предместья же бездарно и мстительно бунтуют» (Павел Крусанов. О природе соответствий).

Маргиналиявосходит к латинскому marginalis – «находящийся на краю». Тот же древний корень margo – «край» в слове маргинал. В социологии этим термином обозначают тех, кто утратил прежние социальные нормы поведения и не приспособился к новым условиям жизни.

Так обычно говорят о мигрантах, представителях национальных меньшинств, выходцах из сельской местности. Отсюда понятия маргинальнаяличность, маргинальная группа, маргинальная культура, маргинальная литература – во всем пограничность положения, промежуточность, край.

Человек находится на границе различных социальных групп, культур и испытывает влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей.

К слову маргинал близко по значению изгой. Мы встречаем его в «Русской Правде» – своде законов XI века. «Изгоем был вообще человек, почему-либо не могущий остаться в прежнем своем состоянии и не примкнувший еще ни к какому новому», – замечает С.М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен».

Известны были изгои деревенские, городские, церковные, богадельные. Все они стояли на самой последней ступени общественной лестницы. Предполагают, что изгои появились в период разложения родового строя.

Выходец из одной общины, принятый в другую, может быть, с некоторыми ограничениями в правах, мог оставаться здесь под именем и на положении изгоя.

Изгой образовалось, по мнению многих ученых, от глагола изгоити, который, в свою очередь, связан с гоити – «давать жить, устроить, приютить». А корень гой представляет собой перегласовку корня в слове жить (givas – «жизнь»). Этимологически изгой – «человек, лишенный заботы, приюта, выброшенный из жизни».

Синонимами изгой являются отверженный, отщепенец, пария.

Вплоть до XX века слово изгой употреблялось только применительно к человеку, который оказался почему-либо вне существующих общественных группировок. У Константина Федина читаем: «Если бы не эта маленькая женщина… Меркурий Авдеевич не жался бы у чужого порога не то нищим, не то изгоем».

В повести Троепольского «Белый Бим Черное ухо» изгой встречается в более широком значении – отверженный: «Хозяин беспокоился: дадут ли на Бима родословное свидетельство, которое закрепило бы его положение среди охотничьих собак, или он останется пожизненным изгоем».

Маргинал, в отличие от изгоя, не обязательно представитель социального «дна». Например, маргинал в искусстве, литературе – автор, придерживающийся резко индивидуальной, отличающейся от общепринятой, творческой манеры.

Маргинал – это тот, кто не признает общепринятых моральных норм и правил поведения. И в этом смысле маргиналами были Галилео Галилей, Малевич, Сальвадор Дали, Лев Толстой, Андрей Сахаров.

А Федор Конюхов, чья жизнь проходит в путешествиях, разве не маргинал?

Блогер Павел Егоров написал: «Маргиналами были многие великие личности.

Они создавали или делали то, что их современники не принимали, а их последователи до сих пор разбирают и почитают… Маргинал может развивать общество или разлагать, быть человеком будущего или быть атавизмом культуры. Такие люди есть везде – и в Германии, и в Японии, и в Африке, и в России… Маргинал – это тот, кто вне системы, тот, кто в меньшинстве».

А вы как думаете?

Источник: http://tyum-pravda.ru/cultura-main/20226-marginal-ili-izgoj

Маргинал – кто он?

Простые люди называют их изгоями или бомжами. Психологи пользуются терминологией «маргинал». Следует разобраться в значении данного слова, поскольку оно не такое узкое и однозначное. Рассмотрев примеры маргиналов, можно выделить типы, чем и займется интернет-журнал psytheater.com.

Общественной пропагандой является стремление к реализации. Каждый человек достигает определенных успехов, которые позволяют ему сохранять средний социальный уровень.

Наличие дома, семьи, денег, друзей, работы и прочих доступных атрибутов говорит о том, что человек является социально здоровым. Однако отдельно рассматривают категорию людей, которая отделяется от общества. Их называют маргиналами.

Другим словом их можно называть бомжами. Однако не только данная часть людей может называться маргинальной.

Если рассмотреть данное понятие более полно, то можно отметить, что маргиналами могут называться некоторые ваши знакомые.

Кто такой маргинал?

Кого называют маргиналами? Это личности, которые исключены из всех групп социума. Они находятся на границе между группами, при этом не входят ни в одну из них. Это может быть как добровольное желание самого маргинала, так и вынужденная мера по причине неприятия человека другими людьми.

Маргинал, можно сказать, исключен из социума, поскольку не принадлежит ни одной общественной группе. Он не принадлежит семье, не входит в общественные организации, не является частью рабочего коллектива и т. д. Самым ярким примером маргинала можно назвать ученика, которого не любят и ненавидят остальные учащиеся. Такого ученика еще называют изгоем или белой вороной.

Маргинальность связывают с деградацией личности. Каждый, кто сбивается с «правильного» пути, принятого в обществе, отбивается от стаи, идет в своем направлении, которое не подчиняется общественным законам, называется маргиналом. Приводя в пример бомжей и изгоев как примеров маргиналов, у людей складывается однозначно отрицательное отношение к данному понятию. Однако не все так однозначно.

Маргиналы не всегда являются «опустившимися» людьми, которые нуждаются в социальной помощи и даже консультациях психиатра. Есть категории людей, которые тоже считаются маргиналами, однако их невозможно назвать несчастными. К примеру, это эмо – субкультура, которая пропагандирует свой образ жизни. Внешне они могут казаться несчастными, но это еще не говорит о том, что они несчастны.

Маргиналов еще называют люмпенами. Однако это ошибочное мнение. Термин «люмпены» ввел Карл Маркс, который приписывал к ним нищих, бандитов и бродяг. Несмотря на то, что эти две категории являются отрешенными от общества, они все же являются различными кастами:

  1. Люмпен – физически и морально опустившийся, деклассированный элемент, «отброс» общества.
  2. Маргинал – отдельно живущий от социума человек.

Люмпены и маргиналы не входят ни в одну социальную группу, поэтому их невозможно к кому-либо приписать. Однако люмпены являются личностями, опустившимися на самое дно, деградированные. А маргиналы пока являются отдельными от общества личностями, не относящиеся ни к одной группе.

перейти наверх

Как социология определяет значение слова «маргинал»? Это личность, которая практически не участвует либо полностью исключена из какой-либо социальной группы (экономической, культурной, политической).

Маргинал считается избыточным материалом, за которым необходимо присматривать, мониторить, контролировать. С одной стороны, маргинал никому не нужен.

С другой стороны, социум не может от него избавиться в силу своих демократических подходов к каждому индивиду.

Маргинал может физически находиться в какой-то группе, однако фактически не считаться ее членом. Вспомним пример про школьника, который является изгоем в своем классе. Физически его тело находится в группе других детей, однако одноклассники не общаются с ним, не дружат, игнорируют, гнобят его.

Маргинал физически находится в группе, однако психологически, эмоционально  и морально располагается за ее пределами.

Он не является ее частью, не участвует в создании ее биографии, не развивает, не выполняет определенных ролей, не придерживается ее норм и правил. Присутствие такой личности позволяет группе понять, где заканчиваются ее границы.

Сам маргинал обладает объективным видением группы, он свободен и в любой момент может ее покинуть, поскольку не связан с нею никакими аспектами.

В классическом варианте маргиналом называют человека, который находится на границе двух групп (а не исключен из них). Он как бы является участником двух групп, которые по своей направленности, правилам или деятельности противоречат друг другу.

Однако человек чувствует конфликт внутри себя, несогласие ни с одной из групп. Он не может сделать окончательный выбор, к какой из групп примкнуть, отказавшись от другой.

Таким образом, маргинал – это человек, который является частью двух разноплановых групп, не приписывающий себя ни к одной из них.

Маргиналом может быть каждый! Здесь необходимо всего лишь деградировать, опуститься на самое дно, отказаться от всего, что ценится обществом. Таким человеком можно стать, если перестать стремиться к тем вершинам, которые считаются общественно значимыми:

  1. Работать, чтобы заработать много денег.
  2. Искать любимого человека, чтобы создать с ним семью.
  3. Вести здоровый образ жизни.
  4. Интересоваться общественной жизнью, участвовать в ней.
  5. Иметь друзей, налаживать с ними связи.
  6. Следить за своей внешностью, соблюдать гигиену.
  7. Совершенствоваться: развивать достоинства и устранять недостатки.
  8. Учиться, чтобы стать образованным человеком.

Если, к примеру, всего выше перечисленного не делать, то можно легко стать одним из маргиналов.

Для достижения маргинального образа жизни достаточно лишь отказаться от прогресса и достижений общества, его правил и этикета, устремлений и пропаганды.

Следует перестать быть законопослушным гражданином, который желает быть частью общества, и начать жить просто своей жизнью, устанавливая свои правила, которые не затрагивают интересы социума.

Следует понимать, что маргинал – это не всегда страдающий от патологических зависимостей, асоциальный и неблагополучный человек. Есть личности, которые предпочитают одиночное плавание. Они не принадлежат ни одной группе, однако могут работать либо иметь семью. Они создают целостность коллектива, однако не участвуют в его развитии:

  1. На работе человек ни с кем не общается, однако выполняет работу.
  2. В семье человек просто числится членом, но абсолютно не участвует в жизнях своих родственников.

Первыми маргиналами были рабы, которым удалось избавиться от своего рабского существования, однако они не смогли приспособиться с новым условиям сразу. Таким образом, они уже не причислялись к рабам, при этом еще не могли называться членами культурного общества.

Дать статус «маргинал» человеку может кто угодно, кто по тем или иным причинам его не принимает, осуждает его образ жизни либо не считает нормальным членом общества.

Такая форма «навешивания ярлыков» или «клеймения» присуща многим культурным людям, которые, к сожалению, еще не совсем являются образованными, поэтому не понимают сути маргинальной жизни.

Однако если человек действительно является маргиналом, то он может принять для себя решение, продолжать оставаться таким либо вернуться к общественному образу существования.

Признаки маргинальности:

  • Разрыв духовных, социальных, экономических связей в прежней жизни.
  • Психические внутренние проблемы из-за неспособности найти свое место.
  • Мобильность по причине отсутствия привязанностей и жилья.
  • Легкость привлечения в противоправную деятельность.
  • Выработка личной системы ценностей.
  • Враждебность к нормам общества.

перейти наверх

Типы маргиналов

Маргиналов можно разделить на 4 подтипа, которые характеризуются своими особенностями проявления и причинами развития такого образа жизни:

  1. Этнические. Маргиналом человек становится, если покидает этнос своей национальности и начинает проживать в чужом этносе. Проблемы могут возникнуть по причине необходимости сразу приспособиться к новым условиям. Разность во внешности, языковых формах, культурных традициях и религии может не способствовать быстрому приспособлению. Это переселенцы и беженцы (люди, которые переезжают вынужденно, чтобы спасти свою жизнь).
  2. Экономические. Маргиналом становится человек, который теряет прежний уровень достатка. Это может быть связано с утратой работы, потерей жилья, смены экономики и пр. Часто случается в кризисы политические и экономические в стране.
  3. Социальные. Маргиналом становится человек, который меняет социальный статус. Обычно случается при попытках переместиться в лучший слой общества (например, к богатым и знаменитым). Однако у человека не получается, он скатывается еще ниже либо застревает на границе между прежним социальным статусом и новым, не будучи способным попасть в один из них.
  4. Политические. Маргиналом становится человек, который перестает верить государственным чиновникам и политической системе. Это происходит в периоды кризиса, государственной перестройки и т. д.

перейти наверх

Примеры маргиналов

Социологи и психологи считают маргиналов продвинутым, цивилизованным, открытым ко всему новому, развитым, мобильным типом личностей. Другими словами, это люди, которые могут объективно оценивать любую обстановку и ситуацию, поскольку не вовлечены в нее.

Маргиналами можно назвать многие категории людей:

  1. Алкоголики и наркоманы.
  2. Бомжи, бродяги и нищие.
  3. Бандиты, социопаты, психопаты.
  4. Дауншифтеры – люди, которые учатся жить без средств прогресса и технологий.
  5. Беженцы и мигранты.
  6. Потерявшие работу, семью, сменившие место жительство, ушедшие на пенсию, отслужившие в армии или отсидевшие срок в тюрьме.

Маргиналами можно назвать многих писателей и поэтов, гениальных умов и ученых, которые в свое время считались изгоями общества, поскольку их никто не понимал и не воспринимал всерьез.

На сегодняшний день можно выделить еще одну категорию маргиналов – те, кто постоянно проводит время за компьютерными играми.

Эти люди могут быть участниками виртуальных групп, однако по сути они являются отщепенцами общества.

перейти наверх

Итог

Маргинальность может показаться отрицательным качеством. Однако в ней есть свои плюсы:

  • Способность видеть то, чего не видит общество.
  • Способность быть непривязанными, мобильными, легкими на подъем.
  • Бесстрашие, поскольку маргинал ни к чему не привязан.
Читайте также:  Мой список целей, ремонт квартиры, зимовка и Новый год в России

Отрицательным моментом маргинальности является одиночество в большом мире людей, где человека никто не понимает и негативно к нему относятся. Нередко окружающие подвержены шаблонному мышлению, что исключается в случае с маргиналом.

Источник: http://PsyTheater.com/marginal-kto-on.html

Маргинал: Жизнь на краю общества

Маргинал – это термин, который появился в 20-е годы XX века в американской социологии и изначально относился к эмигрантам. Люди разрывали старые связи, а адаптироваться к изменившимся условиям, полностью принять новые ценности, не могли.

Потребность в принадлежности находится на третьей ступени знаменитой пирамиды Абрахама Маслоу, основателя гуманистической психологии. Больший приоритет отдается лишь физиологическим нуждам и безопасности.

Маргинальность, то есть попадание на окраину социальной группы, не проходит для человека бесследно, приводит к конфликту между личностью и социумом.

Маргинал: Жизнь на краю общества

То, что некогда считалось маргинальным, теперь стало общепринятым.
Джеффри Евгенидис. А порою очень грустны

Содержание  [] 

Статьи по теме

↑Маргиналы – личности, у которых восприятие мира, принципы мышления, образ жизни и жизненные ценности кардинально отличны от норм, принятых в конкретном обществе. Наглядным примером маргиналов являются молодежные субкультуры.Маргинал это человек, который не видит смысла в подчинении общим правилам и нормам.Нестандартный взгляд на жизнь, странная, в общепринятом понятии, внешность, специфические интересы приводят к тому, что маргиналы изгоняются из общества, становясь изгоями. Став изгоем сначала маргиналы начинают вести своего рода «войну», с отвергшим их обществом. Она может проявляться в эпатажном стиле одежды, выставление на показ нетрадиционной ориентации, неповиновение законам, вызывающем поведении.Крайней степенью показа изгоем обществу, что он не хуже, становятся преступления.Современные социальные науки разделяют маргиналов на категории. В качестве критерия принято использовать причину возникновения статуса отчужденности.Таким образом, выделяют следующие виды маргиналов:

  1. Этнические маргиналыПричиной, как правило, становится миграция. Особенно остро дезадаптация к новой среде проявляется в ситуации вынужденного переселения у беженцев. Языковой барьер, внешние и культурные различия препятствуют интеграции индивидуума на новой территории.Наглядный пример этнических маргиналов – беженцы. Оказавшись в чужой стране люди, не могут приспособиться к ее законам, порядкам, вероисповеданию, менталитету. Особенностью данного типа маргиналов является то, что отстраненность их от общего строя и уклада жизни, чаще всего, провоцируют коренные жители страны, отказываясь воспринимать беженцев равными себе.
  2. Экономические маргиналыК данному типу можно отнести людей либо с очень большим, либо с очень маленьким доходом.В первом случае, человек считает себя намного лучше всех тех, у кого денег меньше. Во втором – человек, наоборот, считает себя намного хуже других, так как не может зарабатывать столько, сколько получают остальные.Основной характеристикой и первого и второго случая является показное негативное отношение к окружающим, импульсивность, постоянные попытки наглядно показать, что они лучше остального общества.К статусу экономического маргинала приводит потеря источников дохода, собственности; невозможность восстановить их. Пик роста подобной категории граждан приходится на финансовые кризисы.
  3. Политические маргиналыДанный тип маргиналов характеризуется открытым активным противостоянием существующей в стране власти. У людей данного типа отсутствует гражданская ответственность, они нетерпимо относятся к любой правящей партии.В случае прихода к власти группы, которую поддерживал человек, он начинает противопоставлять себя и ей. Они не признают законов страны и, периодически, для самовыражения, нарушают их.Крах режима государства, смена правящих партий, обесценивание и потеря доверия политическими лидерами, все это приводит к нарушению причастности личности к устоявшейся группе. Человек «зависает» между двумя мирами.
  4. Социальные маргиналыК данной группе можно отнести личностей, у которых резко изменилось социальное положение в лучшую или худшую сторону, либо которые эмоционально разочаровались во всех людях. В обоих случаях человек становится замкнутым, самостоятельно отрешается от общества, эмоционален, с вызывающим поведением. Маргиналы данной группы воспринимают общество как ресурс для достижения определенной цели.В силу различных жизненных обстоятельств может происходить переход из одной социальной группы в другую как в восходящем, так и в нисходящем направлении. Например, удачный брак или наоборот, потеря успешного партнера. Другие привычки, ценности, образ жизни становятся причиной дистанции с новым окружением.
  5. Биологические маргиналыК данному типу маргиналов можно отнести трансгендеров, инвалидов, людей с психическими отклонениями.

    Биологические маргиналы не могут существовать в обществе на равных правах со всеми только по причине отторжения их обществом.

Среди большинства населения, существует ошибочное мнение, что маргиналы находятся на социальном дне общества. В действительности же среди них много преуспевающих и успешных людей, которые во внерабочее время живут той жизнью, которая им больше всего нравится.Приобретение статуса маргинала может стать как сознательным выбором самого человека, так и иметь вынужденный характер. Несмотря на разные источники появления, существуют общие закономерности в чертах личности и моделях поведения маргиналов, реакциях со стороны общества.

Независимо от причины перехода из одной группы в другую, маргинал оказывается в промежуточном статусе. Он начинает сомневаться в своей ценности и значимости. Избегает новых контактов, так как боится быть отвергнутым, не понятым. Заранее предполагает, что потерпит неудачу в любом начинании.

Страх унижения, застенчивость на фоне потери прежних связей, приводят к одиночеству и изоляции. Человек погружается в себя. Обостряется ощущение несправедливого отношения к своей персоне, что приводит к негативному восприятию окружающих и прямой агрессии.Маргинальность может стать причиной невротических нарушений личности и привести к глубокой депрессии.

Человек теряет смысл существования, становится на путь саморазрушения.Однако существует и позитивная сторона этого явления. Покидая свою социальную группу, индивидуум самостоятельно или вынужденно выходит из зоны комфорта. Это становится интенсивной тренировкой характера, силы духа.

В итоге человек открывает новую область знаний, объединяет информацию о двух мирах, приобретает независимый, более рациональный взгляд.

Само слово маргинал в повседневной речи в нашем обществе чаще используется с негативным оттенком, как вариант отклонения от нормы. Иногда происходит подмена понятий, и так называют людей без определенного места жительства, преступников, наркоманов, больных психическими заболеваниями.

Но это не значит, что все маргиналы опасны и несут вред обществу.Отдельные члены группы могут по-разному относиться к лицам, находящимся на краю их общности. У одних они вызывают отрицательную реакцию, желание отгородиться, другие проявляют жалость и сочувствие.

Однако общая исторически сложившаяся бессознательная тенденция сообщества – защитить себя от влияния чужаков.Группа проецирует на человека свои традиции, нормы и ценности, ожидает соблюдения устоявшихся правил и моделей поведения. Получив другую, не стандартную реакцию, общество воспринимает это как покушение на свои основы.

Нарушитель должен быть изолирован и наказан.Часто маргиналам выпадает роль незаслуженных жертв. Внутренние проблемы социальной группы приводят к поиску причины. Гораздо проще обвинить в своих неудачах того, кто находится рядом, но не является продуктом воспитания общности.

Отщепенец обвиняется во всех бедах, хотя может и не иметь к ним абсолютно никакого отношения.Маргинал – это человек, который несет в себе другие эталоны, даже в самых базовых понятиях. Необходимо приложить усилие и преодолеть стереотипы, дабы его понять. Не все готовы пойти на это.

Однако в развитых современных обществах на первый план выходит толерантность, у маргиналов появляется шанс занять устойчивое положение в новой среде, преодолеть невротические тенденции и проявить созидательное начало.

К какому конкретно исходу приведет попадание человека в изначально не родственный ему социум, зависит от многих факторов.

При самом негативном сценарии, максимально обостряется конфликт, который может иметь разнонаправленный характер:

  • внутренний – маргиналу не удается найти свое место, его раздирают противоречия,
  • внешний – маргинал подвергается активным нападкам окружающих и отвечает агрессией.

Однако гибкость, готовность подстраиваться, открытость новому в сочетании с толерантностью группы помогают личности преодолеть пропасть и нивелировать различия.

В современном мире успешная адаптация к новой культуре не редкость. Человек может испытывать ностальгию и сохранять определенные ритуалы, но это не мешает реализовать себя и обрести устойчивые связи в новой среде.

Многие эксперты в области социологии и психологии считают, что маргинал это – источник культурного роста.Он привносит в группу новые тенденции, идеи, взгляды.

Помогает членам общности развиваться, тренировать терпимость, расширять кругозор, смотреть на проблемы с другого ракурса.

Люмпен и его место обитания
Люмпен – личность, ведущая сознательно асоциальный образ жизни и не стремящаяся его улучшить.Сейчас, в общепринятом значении, люмпен это человек, у нет личного имущества, который перебивается временными заработками и ведет порочный образ жизни.

К ним относят:

  • людей без определенного места жительства;
  • наркоманов;
  • сознательных иждивенцев;
  • рабочий класс, живущий ниже минимального уровня прожиточного минимума;
  • людей, злоупотребляющих спиртными напитками;
  • преступников, отбывших наказание, и, которые не смогли вернуться к социальной жизни.

Одним из общих признаков люмпена является отсутствие мотивации к действию. Они не стараются увеличить материальный доход или получить социальный статус.В большинстве случаев круг общения люмпена сводится к себе подобным, остальное общество они не принимают, как и общество их.Классическая ситуация, которая очень часто является неотъемлемой ежедневной жизнью люмпенов: попрошайничать в подземных переходах или разгружать вагоны, чтобы заработать денег на еду и алкоголь.Стоит отметить тенденцию: люмпенами называют людей, которые находятся на грани бедности, часто задаётся вопросом как не стать люмпеном.Данная ситуация происходит в связи с тем, что в обществе перепутались понятия люмпен и мало обеспеченный человек.

Достаточно часто понятие люмпены и маргиналы в современном обществе приравниваются к одному значению – люди, которые находятся в самом низу общества.

Однако, даже исходя из определений: “Люмпен”, значение слова которого в переводе с немецкого, значит “отрепье”, никак не может быть человеком, который просто смотрит на мир по другому, как маргинал.

Рассмотрим более подробно в таблице ниже, чем отличается Люмпен от Маргинала:

Социальная значимая позицияМаргиналЛюмпенМатериальное благополучие

Общественное положение

Отношение к общепринятым нормам поведения

Круг общения

Стиль жизни

Наличие недвижимого и движимого имущества, материальных ценностей Отсутствие какого либо имущества и прав на него
Социально значимая личность, имеющая постоянный материальный доход Отсутствие постоянного места работы, отсутствие ежемесячного дохода
Игнорирование большинства норм и форм поведения целенаправленно Игнорирование большинства норм и форм поведения вынуждено
В случае необходимости адекватное поведение на публике, не противоречащее нормам и правилам Отсутствие адекватного поведения
Подчинение нормам и правилам, которые установлены в узкой социально среде, либо на основании личных предпочтений Подчинение законам и правилам жизни социального класса в которой находится личность

Исходя из данных таблицы, можно прийти к заключению, что люмпены и маргиналы не имеют практически ничего общего.Отождествление понятий в обществе происходит только в результате не знания особенностей социальных классов.

Восприятие маргинала, как антисоциальной личности – это однобокий взгляд. Не всегда человек, попавший в иную социальную структуру, несет отрицательный посыл. Поддержка и принятие становятся основой взаимовыгодной интеграции.

А, как вы относитесь к маргиналам?

Никанорова Жанна · 11 май, 2018

О статье:

Источник: https://PsyMod.ru/tipy-lyudey/2358-marginal-kto-eto.html

Чем отличается люмпен от маргинала

Люмпены и маргиналы – понятия схожие, однако приравнивать их друг к другу ни в коем случае нельзя. Объединяет эти два термина только одно: они оба используются для обозначения людей, относящихся к низшей прослойке общества, не находящих достойного места в социуме.

Содержание статьи

  • Кто такие люмпены и маргиналы
  • В чем разница между люмпенами и маргиналами

Слово «маргинал» пришло в русский язык из немецкого, туда – из французского, а во французский, в свою очередь, из латыни. С латинского языка это слово можно перевести как «находящийся на краю».

Маргиналы – изгои, которые оказались вне своей социальной группы либо на стыке двух разных групп. Если речь идет об одном человеке, скорее всего, он оказался изгнан из одной группы и не принят в другую.

Яркий пример – люди, вынужденные бежать из своей страны и оказавшиеся отступниками в глазах ее граждан, но в то же время не сумевшие принять традиции другого государства, куда они переехали.

Такое социально пограничное состояние воспринимается очень тяжело. Если же речь идет о группе людей, скорее всего, суть в серьезных социальных, политических, экономических изменениях в обществе, которые привели к развалу привычного общества. Нечто подобное часто происходит в результате революций.

Слово «люмпен» позаимствовано опять же из немецкого, и в переводе оно означает «лохмотья». Люмпенами называют людей, оказавшихся в самых низких социальных слоях и при этом не занимающихся никаким общественно полезным трудом. Это значит, что нельзя назвать так бедного человека, который в поте лица старается заработать, но добивается очень скромных результатов.

Вовсе нет – речь идет о преступниках, бродягах, нищих, о тех, кто промышляет пиратством, грабежом.

Очень часто к люмпенам причисляют также неработающих алкоголиков и наркоманов, людей, которые находятся на содержании у кого-либо, хотя вполне могут работать и зарабатывать. Так же называют представителей низшей социальной прослойки, живущих за счет государственных пособий.

Как правило, люмпены не имеют почти никакой собственности: они либо бродяжничают, либо живут в чужих домах, и располагают только самыми необходимыми для жизни вещами. Маргиналы, напротив, могут быть даже состоятельными людьми, не признаваемыми при этом обществом, поскольку они по каким-либо причинам утратили свое прежнее положение.

Люмпены либо пользуются короткими, разовыми заработками, либо добывают деньги нелегальным путем, либо живут за счет близких или государства. Маргиналы могут заниматься общественно полезным трудом.

Дополнительное значение термина «люмпен» – человек, который не имеет собственных нравственных устоев, не подчиняется законам морали и безрассудно или трусливо подчиняется той группе лиц, которая обладает наибольшей властью в конкретный исторический момент. Маргиналы в таких случаях становятся скорее жертвами, чем бездумно действующей силой.

Источники:

В каждом обществе бок о бок с социально адаптированными гражданами есть люди, потерявшие свои социальные корни, которым чужд нравственный кодекс, они понимают лишь язык грубой физической силы.

Читайте также:  Как избавиться от лени раз и навсегда: эффективные способы и советы

Обычно к люмпенам относят людей, у которых социальные корни отсутствуют, у которых также не имеется никакой собственности, а живут они за счет разовых заработков. Но чаще их источником существования являются различные виды социальных и государственных пособий. В целом к этой категории нужно относить бомжей, а также граждан, подобных им.

Если объяснять более просто, то люмпен – человек, не ведущий трудовой деятельности, он нищенствует, бродяжничает, другими словами – бомжует.

В переводе с немецкого слово «люмпен» означает «лохмотья». Это своего рода оборванцы, которые опустились на «дно» жизни, выпали из своей среды.

Чем больше в обществе становится люмпенов, тем большую угрозу обществу они представляют. Их среда является своеобразным оплотом различных экстремистски настроенных личностей и организаций.

Марксистская теория использовала даже такое выражение, как Lumpenproletariat, характеризуя этим словом бродяг, преступников, нищих, а также отбросов человеческого общества в целом. При советской власти это было ругательным словом.

Маргиналы и люмпены не одно и то же понятие, хотя между этими группами людей много общего. Само понятие «маргинальность» в социологии означает человека, который находится между двумя различными социальными группами, когда от одной из них гражданин уже откололся, а ко второй еще не прибился.

Это так называемые яркие представители низов, или социального «дна». Подобное общественное положение очень сильно влияет на психику, калеча ее. Часто маргиналами становятся люди, прошедшие войну, иммигранты, не сумевшие приспособиться к условиям жизни на новой родине, которые не смогли вписаться в социальные условия современной для них среды.

Во время проводившейся в СССР коллективизации, в 20-30 годах, сельские жители массово мигрировали в города, но городская среда принимала их неохотно, а с сельской средой все корни и связи были разорваны. У них рушились духовные ценности, рвались налаженные социальные связи.

И именно этим слоям населения требовалась «твердая рука», установленный порядок на уровне государства, и именно этот факт послужил социальной базой антидемократическому режиму.

Как видно, люмпены и маргиналы – это не тождественные понятия, хотя и имеют много общего.

В современной действительности словом «люмпен» практически не пользуются, называя бомжей маргиналами. Хотя этим словом можно охарактеризовать и людей, имеющих жилье, но ведущих асоциальный образ жизни.

Источники:

  • Маргиналы
  • Маргиналы и люмпены

Распечатать<\p>

Чем отличается люмпен от маргинала

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-837785-chem-otlichaetsya-lyumpen-ot-marginala-

Маргинальный — это… Что такое маргинальный: применение и распространение в современном обществе

Добавлено в закладки: 0

Что такое маргинальный? Описание и определение понятия.

Маргинальный — (от лат. margo – край, граница и от франц. marginal — побочный) – несущественный, близкий к пределу, незначительный, промежуточный, второстепенный, пограничный, предварительный, неокончательный, подытоживающий, почти убыточный.

Рассмотрим, более детально, что значит  маргинальный.

Суть маргинальности

Маргинальность – особое понятие в социальной психологии, которое обозначает промежуточность или «пограничность» культурнойориентации и положения отдельного человека по отношению к каким бы то ни было группам в обществе.

Такая ориентация личности чаще обуславливают именно краевые формы поведенческих проявлений.

Маргинализация также характеризуется невозможностью или же сознательным даже нежеланием личности адаптироваться в новых социальных условиях, что и приводит к отрицанию тех или иных культурных, нравственных ценностей и норм общества.

Маргинальный – это не имеющий особенного значения, второстепенный или незначительный. Это определение как правило относят к людям, которые находятся за пределами основной общественной среды или говорят о них, что они живут вне традиционного общества.

 Также обыкновенно характеризуют поведение человека, которое противоречит культурным и этическим нормам общества, или же несовместимое с общепринятыми нормами поведения. С другой стороны можно охарактеризовать как асоциальный настрой поведения человека.

Маргинальная личность

Надо сказать, что люди-маргиналы имеют свою собственную форму менталитета. Как представители разных социальных групп общества люди-маргиналы отвергают (а чаще – не принимают полностью) определенные культурные ценности и традиции того общества (в широком смысле), в котором находятся.

Маргинальные личности утверждают и придерживаются своей собственной системы норм и ценностей, принятой в закрытых или полузакрытых группах.

Различные маргинальные группы формируются по этническим, социальным, культурным, эстетическим, идейным и другим принципам, социально-поведенческим установкам и ориентациям.

Как видно, маргиналы – это понятие прочно связано с современным обществом, можно даже смело заявить, что маргинальность – его яркая, явная и отличительная черта.

На появление такого понятия как маргиналы, в свою очередь очень сильно повлияли такие явления как: урбанизация; эмансипация этнических меньшинств; изменяющиеся способы производства — переход от жёсткой организации машинного типа в мегаколлективах к гибкой организации малых групп. Следует отметить и тот факт, что понятие маргиналы, появляется и в криминологии.

Таким образом, говоря о термине маргинальный, можно смело сказать, что это человек который находится на границе двух сред; лицо, оказавшееся по своему положению вне определенного социального слоя, группы (маргинальная личность, маргинал) .

Как ни странно часто термин маргинальный применяется как негативная оценка по отношению, например, к люмпенам, изгоям и другим, а также в позитивном смысле – по отношению к людям, которые творчески преодолевают стереотипы, устоявшиеся принципы деятельности.

О таких людях ещё можно сказать, что они как «белая ворона», или изгой общества.

Маргиналы в социуме

Из-за того, что мировоззрение и образ жизни маргиналов очень сильно отличаются от большинства представителей других социальных групп, которые имеют традиционные культурно-ценностные ориентации, они представляют своего рода проблему для общества в целом, так как их социально-действенные проявления иногда порождают конфликтные ситуации.

Как правило, именно поэтому люди с маргинальным образом жизни не могут (или не желают) в полной мере соотносить себя с разными социальными группами и идентифицироваться как их члены. В результате этого большинство людей в обществе отвергают такого индивида, что приводит к ситуации социального отчуждения и одиночества. Представителям маргиналов жить, как правило, очень непросто.

Связано это с тем, что они или не в состоянии своими усилиями добиться высокого ранга в обществе, и тогда общество хотя бы частично компенсирует их бессилие (например, это может выражаться в денежных пособиях инвалидам, малаимущим, пенсионерам, безработным), либо в своем поведении игнорируют общепринятые нормы взаимодействия, что способно только усиливать отчуждение от общества.

В социологии термином «маргинал» обозначаются личности и группы, которые находятся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций.

Типичным примером маргинальной личности может служить мигрант из села в город.

Приехав на постоянное место жительства в город, он с трудом привыкает к новому для него ритму жизни, новым порядкам и правилам, стереотипам поведения.

Он уже не сельский житель, так как постоянно живет в городе, но и еще не горожанин, так как еще не адаптировался к городской культурной среде, в его поступках постоянно просматриваются усвоенные ранее нормы образа жизни.

Поведение маргинала отличается сплошными крайностями: он может быть чрезмерно пассивным, или, наоборот, очень агрессивным, легко может преступать нравственные и правовые нормы и способен на совершенно непредсказуемые поступки.

Такой человек живет одновременно в двух мирах, не будучи адаптирован ни к одному из них. Сознание раздваивается, он легко теряет ориентиры, становится удобным объектом для политического манипулирования, легко впадает в агрессию или в социальную апатию.

Оторванный от своих социальных корней такой человек испытывает чувство постоянной неудовлетворенности, не без основания видя основную и главную причину в общественных переменах.

Маргинальные группы возникают при массовой миграции (беженцы) или в условиях «выталкивания» определенного числа населения за пределы социально значимых структур (потеря работы, жилища, лишение гражданских и политических прав и др.

). Угроза, исходящая от этого слоя связана с тем, что представители его теряют свои функциональные (профессиональные, производственные и другие), а затем и многие другие связи с обществом, оказываются вне сети социального контроля.

Маргинальный образ жизни сегодня

Сейчас повсеместно наблюдается тенденция интенсивного процесса маргинализации общества, также все больше появляется промежуточных слоев людей, которые по каким-то причинам уже оторвались от традиционных социокультурных систем, но так и не вписались в новые структуры общества.

Вообще в условиях перехода к новым социальным условиям, к рыночным отношениям маргинализация может приобретать массовый характер (так называемая структурная маргинализация), которая так или иначе связана с потерей целыми слоями общества своего прежнего уровня культурной жизни и статуса, с разрывом прежних устойчивых связей, утратой твердых ценностных ориентиров, так сказать, социальных корней, и полноценным пониманием происходящего.

В последнее время социальные и культурные сдвиги в обществе, а равно как и технический прогресс неизбежно влияют на проблему маргинальности, и поэтому она постепенно приобретает совершенно новые качественные очертания.

Процесс урбанизации, интенсивные перемешивания и взаимодействия между носителями разнородных религиозных традиций и этнокультур, массовые миграции населения (по самым разным причинам: войны, стихийные бедствия, или просто в поисках лучшей жизни), размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовых коммуникаций – все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире даже не столько исключением (как это было, например, раньше), сколько нормой существования большинства людей современности.

От маргинальных слоев следует отличать люмпенов, которые представляют «социальное дно» (сюда относятся  наркоманы, алкоголики, бомжи).

По этому поводу можно только добавить, что состояние маргинальности может завершится либо переходом на более высокий статус, а может, наоборот,  привести  к падению, опусканию на «социальное дно».

Книжное значение слова «маргинальный»  – это вынесенный или помещенный на полях книги, рукописи.

Мы коротко рассмотрели маргинальный, применение этого темина и распространенность в современном обществе.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Источник: https://biznes-prost.ru/marginalnyj.html

Маргинал: определение, значение слова простыми словами, примеры употребления. Кто такие маргиналы?

Кто такие маргиналы, в каком значении допустимо употреблять этот термин — об этом в нашей статье.

Понятие маргинальности встречается довольно часто, но может трактоваться по-разному, неся зачастую негативный окрас.

Маргинал: определение

  • Маргинал – это человек, мировоззрение, принципы и образ жизни которого не соответствуют порядками и нормам, принятым в обществе.
  • Маргиналами называют также людей, которые по тем или иным причинам утратили социальные функции — отрицают законы культуры, религии, морали своей нации, страны или общности, но при этом не примыкают к другим социальным группам, находясь вне классов и объединений людей.
  • Наряду с этим определением в наши дни «маргинальная личность» – это модное понятие, затрагивающее идею свободы и независимости, нахождения человека вне системы, за пределами законов, навязанных сложившейся социальной структурой.

Термин «маргинал» происходит от латинского «margo», что в переводе означает край.

Изначально слово «маргиналии» означало рукописные пометки на полях книг, относящиеся к содержанию. В 1928 году американский социолог Р. Парк ввел этот термин для описания поведения личности, находящийся за пределами существующих социальных групп.

Маргиналы — люди, избегающие социальных контактов

Значение слова маргинал в толковом словаре

В социологии: тот, кто утратил прежние социальные нормы поведения и не приспособился к новым условиям жизни (обычно о представителях национальных меньшинств, мигрантах, выходцах из деревни).

В общем смысле: тот, кто не признает общепринятых моральных норм и правил поведения.

Маргинал: значение слова простыми словами

  • В 30-х годах маргиналами называли жителей сельских районов, приехавших в большие города для заработка, но так и не получивших работу, эмигрантов, не сумевших прижиться на новой родине, а также людей, оставшихся без работы или крыши над головой. Позднее термин получил более широкое значение.
  • Маргиналы – люди, потерявшие связь с обществом, в котором они живут. Не следует воспринимать маргиналов, как людей второго сорта. Просто их поведение заметно отличается от устойчивого большинства, принятых традиций и устоев.

В словаре можно найти общее определение термина «маргинал»

Слово маргинал: примеры употребления

В современном русском языке слово маргинал имеет следующие синонимы: неформал, изгой, индивидуал.
Приведем несколько цитат использования слова маргинал в литературе:

Кто такие маргиналы?

Некоторые современные психологи и социологи считают, что маргинальный тип личности является более интеллектуальным и развитым, открытым к изменениям, независимым от ограничивающих факторов и двойственных стандартов общества.

К маргиналам можно отнести совершенно разных людей с непохожими жизненными ситуациями, которые по сложившимся обстоятельствам становятся изгоями общества:

  • Люди с какими-либо физическими недостатками.
  • Люди, страдающие заболеваниями психики.
  • Представители нетрадиционных религиозных течений и сект.
  • Отшельники, намеренно противопоставляющие свои убеждения нормам общественного мнения.
  • Люди, оказавшиеся за чертой бедности, которые при этом не стремятся к улучшению своего положения.
  • Люди, занимающиеся преступной деятельностью.

Отличительными чертами характера маргиналов являются:

  • Негативное отношение к окружающим
  • Отказ от социальных контактов и желание уединения
  • Эгоцентризм
  • Неудовлетворенные амбиции
  • Тревожные состояния и фобии

Внешний вид маргиналов зачастую отличается от принятых норм

Типы маргиналов

Среди всех типов изгоев общества можно выделить 4 основные группы маргиналов:

Экономические

Этот тип маргинальности зависит от изменений в материальной сфере – потеря работы, привычных источников дохода, денежных накоплений или собственности.

Все эти факторы приводят к переоценке ценностей, поиску новых способов заработка, а зачастую – к озлобленности и отказу от привычного круга общения.

Самым тяжелым видом экономической маргинальности является падение самооценки вследствие невозможности повысить благосостояние, алкоголизм, наркомания, разрушение личности.

Социальные

Социальная маргинальность связана с желанием достичь более высокого социального статуса, попасть в другую социальную группу – переход на более престижную работу или высокооплачиваемую должность, выгодный брак. Если такое улучшение социального статуса длится недолго или заканчивается неудачей, человек теряет связи с прежним окружением, и оказывается в положении изгоя.

Политические

Политическая маргинальность проявляется на фоне политических кризисов, недоверия к власти и снижения гражданского сознания. Такие люди намеренно противопоставляют себя обществу с существующим политическим строем, выступают против общественного мнения, норм и законов.

Читайте также:  Электронная почта на майле — регистрация, вход и создание ящика, а так же настройка папок и фильтров для входящих на mail.ru

Этнические

К такому типу относятся люди, по каким-либо причинам сменившие место проживания и оказавшиеся среди представителей другой народности или этноса. В таких случаях помимо языкового барьера у мигрантов возникают трудности восприятия чуждой культуры и традиций.

Особенно это выражено в тех случаях, когда новая среда значительно отличается от привычной – религией, образом жизни, особенностями менталитета.

Этническая маргинальность является самой труднопреодолимой, поскольку основана на факторах, которые человек не в силах изменить – внешность, религиозная принадлежность, обычаи и традиции.

Вынужденная маргинальность связана с исключением себя из существующего социума

Видео: Кто такие маргиналы?

Источник: https://heaclub.ru/marginal-opredelenie-znachenie-slova-prostymi-slovami-primery-upotrebleniya-kto-takie-marginaly

«Сегодня каждый может считать себя маргиналом»

Понятие «маргинал» (если кому-то угодно, «изгой», или, напротив, «космополит и свободный человек») перестаёт быть описанием для меньшинства. В современных условиях размывания границ практически любой человек может считать себя маргиналом, уверены социологи. Глобализация, массовая миграция и Интернет всех поставили на периферию.

В результате прежние способы определения «своих» и «чужих» не работают. Что может сплотить современных людей и почему у россиян больше шансов, чем у европейцев, создать объединяющие общество механизмы, Ксения ДОКУКИНА выясняла у профессора национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Светланы Баньковской.

Поводом к приезду Светланы Баньковской в Иркутск стали специализированные курсы Центра независимых социальных исследований и образования, в рамках которых эксперт выступала с трёхдневными лекциями на тему «Эффекты маргинализации в среде современного мегаполиса».

Маргиналами социологи считают тип людей, которые постоянно находятся между границ разных культур и социальных порядков, а потому оказываются «чужими» в отношении всех них.

Несмотря на то, что обыденные характеристики маргиналов зачастую изобилуют негативными терминами типа «люмпены» и «изгои», социологи расценивают этот тип людей как во многом более цивилизованный и восприимчивый к новому, нежели немобильные члены общества.

Баньковская занимается темой маргинальности давно, принимала участие в целом ряде исследовательских проектов на эту тему, написала много научных работ на разных языках, а потому на лекциях в Иркутске непринуждённо сыпала специальными терминами и отсылками к социологическим исследованиям, широко известным в узком кругу. Послушав эту беседу экспертов, я приготовилась, что интервью наше будет напоминать разговор глупого студента с преподавателем. «Ну что вы, – улыбаясь, поправила социолог, услышав об ожиданиях. – Скажем так: разговор начинающего студента». 

Свой среди чужих 

– Скажите, а почему тема маргинальности, которая в общем-то изучается довольно давно,  сейчас считается такой актуальной?

– Наверное, потому, что практически каждый теперь может считать себя маргиналом. Ведь основная характеристика маргинальности – это состояние, в котором человек является носителем конфликта разных культур, традиций, «здравых смыслов».

Сейчас, благодаря известной всем глобализации и развитию Интернета, пространство и взаимодействие в нём стало очень плотным. Все могут сталкиваться со всеми.

Нет уже человека, который всю жизнь прожил бы на одном месте, занимался одним делом. 

– Ну, в России, наверное, таких людей ещё достаточно много.

– Значит, в этом отношении мы пока в меньшей степени маргинальны. Однако фактически постоянное столкновение с чужим и непривычным – это повседневная жизнь любого человека. Ежедневно мы видим, как кто-то делает одни и те же вещи не так, как мы. Ест, например, палочками, а не вилкой или вообще руками.

Более того, люди даже ищут этого контакта с иным – как способ лучше узнать своё. Такая интенсификация взаимодействий разных культур превращает всех людей в чужаков. Это раньше мы могли говорить: «американское общество», или «российское», или «французское».  Сейчас эти понятия стали относительными.

 

–  Если функцией маргиналов была помощь человеку и обществу в самоидентификации по принципу «свой – чужой», как тогда в нынешних условиях,  когда вокруг все чужаки, происходит процесс самоопределения?  Сложнее ли он стал, например, для российского общества или граждан Российской Федерации? 

– Если вы хотите представить себе гражданское общество в Российской Федерации – это не так элементарно, как кажется, во всяком случае на постсоветском пространстве.

Потому что одно дело – самоидентификация, другое –  легальная идентификация, то есть юридическая возможность считаться гражданином, и третье – это социальная практика гражданства. Вот что на практике значит для меня  «быть гражданином России»? Это просто ярлычок или это связано с каким-то типом поведения в моей жизни? 

Если подходить к вопросу чисто юридически, на самом деле такая идентификация подразумевает только три вида практики: гражданин имеет право избирать, быть избранным и должен служить в Вооружённых силах. Ничем другим гражданин от негражданина практически не отличается. 

Однако если вы думаете, что выбирают власть в нашей стране только граждане РФ, вы ошибаетесь.  Выбирают у нас те, кто постоянно прописан или зарегистрирован. Но ведь одна прописка не делает вас гражданином – так было только в советское время! 

А российское гражданство основывается на принципе экстерриториальности, то есть одного постоянного присутствия на территории страны недостаточно для того, чтобы стать её гражданином, – необходимо по меньшей мере желание самого человека принимать участие в политической жизни этой страны, за которым следует процедура натурализации.  Тем не менее всем этим людям присылают приглашения на выборы. Тогда возникает вопрос: если власть у нас выбирается неизвестно кем, что это за власть? 

А что, если резидент не хочет связываться с российской политической действительностью и нести ответственность за тех, кого здесь выбрали? Ему  нравится здесь зарабатывать деньги, но гражданин он, например, Израиля, или Америки, или Германии – там его устраивает политическая система. Однако здесь его об этом  не спрашивают. А если на практике между гражданином и негражданином никакой разницы нет, то сам институт гражданства оказывается маргинализированным.

Рождённые в СССР 

–  А можно на примере современной российской действительности выделить какие-то типы маргиналов, которые сейчас существуют? 

– Ну, их можно было выделить уже на примере советской действительности. Весь советский опыт «перемешивания» населения был опытом маргинализации.

Взять великие стройки, образовательную миграцию в научные центры страны или репрессии, когда целые народы снимали со своей территории и перемещали в другое место, – это была практика создания маргиналов.

И, по сути, термины, которые были в ходу в то время,  вроде «простой советский человек» или «новая социальная общность – советский народ», не нёсшие в себе какой-то этнической, культурной или языковой определённости, как раз и обозначали маргинала. 

Обычно маргинал – это человек гибкий и чуждый сильной привязанности, знающий, что правила группы, в которой он родился и вырос, не являются единственно верными и возможными хотя бы потому, что он уже знаком с иными. Этот человек более других предрасположен к изменениям.

С другой стороны, есть, например, тип маргинала, называемый изгнанником. Изгнанник – это человек, который вынужден находиться в чужой среде и принимать чужую культуру. Такой тип людей культивирует свою маргинальность, превращает её в знамя, всячески противясь ассимиляции.

Он заинтересован в том, чтобы всегда отличаться. 

Сейчас в российском обществе есть отголоски прежнего, советского мировоззрения, есть и новые настроения. К новому, в частности, относится настороженный взгляд на рабочую силу из ближнего зарубежья.

В чём сила, брат? 

– Как я понимаю, в условиях прогрессирующей раздробленности социологов больше всего интересует вопрос создания солидарности в обществе?

–  Говоря абстрактно, конечно, да. Современное общество, как об этом пишут большинство социологических теоретиков, перестало делиться на «контейнеры» с чёткими границами, где содержится население с определёнными характеристиками. Оно всё больше становится текучим обществом. 

Понятно, что маргиналы – основные агенты этого «флюидного» общества. И встаёт вопрос: какая возможна между ними солидарность, кроме ситуативной? Чем их скреплять? Язык, культура, экономика уже не подходят, ведь каждый использует эти элементы по-своему, а главное – в течение своей жизни может менять их: вы можете сменить профессию, гражданство, даже пол. 

Классики социологии считали, что есть две безличные силы, способные скреплять солидарность, – это деньги и власть. Они не нуждаются ни в переводе, ни в понимании. Две самые общечеловеческие ценности. 

– Европа раньше России столкнулась с этими проблемами и пыталась объединить общество с помощью идеи мультикультурализма. Однако на деле это привело к обострению проблем солидарности в обществе. 

– Да, европейцы получили ровно обратный эффект. И сейчас мультикультурализм стали противопоставлять культурному плюрализму. Между ними есть огромная разница. Первое понятие, как политика, культивирует и защищает прежде всего право на отличия  – при том, что есть некий объединяющий момент.

Второе, напротив, обязывает во главу угла ставить единство, которому, особенно в критических ситуациях, отдаётся предпочтение перед различиями. То есть в культурном плюрализме то, что нас объединяет, более значимо, чем то, что разъединяет.

А в мультикультурализме наоборот: людей могут объединять, как немцев и турок, одна страна и участие в одном экономическом процессе, но их различия важнее. Европа сейчас пожинает плоды этой политики. 

Россия может пойти другим путём. Об этом говорил во время своей лекции, с которой он  приехал в Москву, Зигмунт Бауман (один из крупнейших мировых политических философов и социологов, выступал в Москве с лекцией 21 апреля этого года. – «Конкурент»).

Он считает, что у России, в отличие от Европы, есть больше предпосылок к развитию культурного плюрализма. В Европе этому препятствует их исконный индивидуализм.

В то время как традиционная российская соборность, коллективность и культивировавшаяся в течение 70  лет ценность коллективизма сейчас, в условиях маргинализации общества, позволяют нам правильно переставить акценты. 

«Наука – не идеология»

–  А вы маргинал? 

– Думаю, да. Как и все. Вся штука в степени этой маргинальности.

– А вам случалось ощущать себя объектом собственного исследования? К тому же вы в своё время перебрались из Латвии в Россию

– Ну, когда я перебиралась, мы ещё жили «без Россий, без Латвий, единым человечьим общежитьем». Но,  думаю, любому учёному, как, в принципе, любому человеку, свойственно рефлексировать. Конечно, я думала на эту тему.

В первую очередь, с точки зрения того, что не могу быть «абсолютно объективна». Мои исследования – это только взгляд на проблему под определённым углом.

Вообще, если исследователь не задумывался об этих вещах, считайте, что он ещё не настоящий учёный, а только любитель. 

– А как вообще получилось, что вы уехали из Риги в Москву? 

–  Можно сказать, по семейным обстоятельствам. Мой муж (Александр Филиппов, сейчас руководитель Центра фундаментальной социологии Института гуманитарных историко-теоретических исследований Высшей школы экономики.

– «Конкурент») жил в Москве, и вопрос о том, где нам жить, решался по системе «единственно возможных ходов».

Я была на распутье, потому что получила в тот момент грант, чтобы поехать  в Штаты, одновременно была возможность уехать в Англию, а с третьей стороны, наступил 1991 год, когда, как вы понимаете, всё расслаивалось и нужно было принимать судьбоносные для себя решения.

В общем, муж мог бы остаться в Латвии, если бы не специфические постсо-ветские условия: чтобы всерьёз заниматься социальной наукой, а тем более преподавать, нужно было говорить на государственном языке, которого он не знал. А я как человек, говорящий по-русски, могла найти работу в Москве. 

– Не жалеете, что выбрали Россию?

– Вообще говоря, я, как и большинство коренных жителей Прибалтики, никуда перемещаться не собиралась. Вы можете отследить миграцию в Россию из других бывших республик Советского Союза, но потоков из Прибалтики вы не увидите, несмотря ни на что.

Однако ваш вопрос поставлен, я бы сказала, с таким «советским» акцентом, как будто речь идёт об окончательном и бесповоротном выборе. Для маргинала, как вы понимаете, теперь такого выбора не существует.

«Сожалений горьких нет»: если речь идёт о повседневной жизни, то я очень часто пересекаю российско-латвийскую границу и провожу достаточно времени в Латвии хотя бы для того, чтобы не забыть язык. Если же имеется в виду профессиональная научная среда, то мне, как социологу, жалеть не приходится. 

– Сейчас вы с мужем занимаетесь, по сути, одним делом в одном университете. А в стенах дома споров по социологии не случается?

– Случается, конечно. Ну а куда деваться? Можно сказать, у нас с ним постоянно длится производственное совещание – хоть дома, хоть на работе. 

– Кто-то кого-то переубеждал? 

– Видите ли, мы идём другими путями. Если есть что-то, что знает один из нас и считает, что это может пригодиться другому, то достаточно простого совета: посмотри сюда.

Этим мы регулярно занимаемся – такой взаимной ориентацией и навигацией в научном пространстве. Наука – это ведь не идеология, чтобы обращать других в свою веру. Наука, как сейчас модно говорить, – это дискурс.

Поэтому решать, как распорядиться приобретённым знанием, мыслящий человек способен и сам.

Светлана Петровна Баньковская родилась в Риге 22 июля 1960 года. В 1982 году окончила Латвийский государственный университет по специальности «философия». Проработав три года в Латвийской академии наук, поступила в аспирантуру в Институт социологических исследований АН СССР.

В 1988-м получила степень кандидата философских наук. Затем работала в Институте философии и социологии Латвийской АН, где руководила как исследовательскими проектами, так и учебной работой. В 1992-м получила степень доктора социологии в Латвийской академии наук.

Вышла замуж, переехала жить и работать в Москву. Сейчас является ведущим научным сотрудником Центра фундаментальной социологии ВШЭ, профессором на факультете социологии ВШЭ, где ведёт несколько собственных курсов.

 Профессиональные интересы: история социологии, теоретическая социология, этнометодология, социальная философия,  мобильность, городская среда, урбанизм, маргинальность. 

Источник: http://www.vsp.ru/social/2011/07/21/513984

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector