- Цель: формирование экономического мышления обучающихся и культуры обращения с деньгами, как части общей культуры человека, то есть подготовка к будущей самостоятельной жизни.
- Задачи: 1. Обобщить знания о деньгах
- Дать понятие: монеты, купюры, банкноты, валюты.
- Развивать умение правильно общаться с деньгами.
- Воспитывать бережливость.
- Оборудование: Слайды (монеты, купюры), карточки, карандаши.
- Ход работы.
- – Ребята для начала давайте, определим тему нашей с вами встречи. А для этого отгадайте, пожалуйста, загадки:
- а) Маленькая, кругленькая
- Из кармана в карман скачет.
- (Монета)
- б) Для всех мы в обилии рождаемся на свет.
- У одних нас много, а у других нас нет.
- (Деньги)
- – Сегодня мы с вами поговорим о деньгах и выясним, что мы знаем о них, а что нам ещё нужно узнать.
– Если у вас кто-нибудь спросит что такое деньги, то вы наверно сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребёнку понятно, что деньги – это такие бумажки, или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно. С детства вы знаете, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.
– А что такое деньги, по сути, вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это удивительно: почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить красивую игрушку, модную одежду, или вкусный торт?
Прослушайте притчу.
«Ученик спросил Мастера: — Насколько верны слова, что не в деньгах счастье? Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо за деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; образование, но не ум».
- – Что за таинственная сила скрыта в деньгах?
- – Как к ним относиться?
- – Чего больше – добра, или зла приносят они людям?
– Зачем нужны деньги? (Без денег не купить одежду, продукты, невозможно приобрести жильё, пользоваться коммунальными услугами, путешествовать, отдыхать, покупать лекарства и предметы быта, и т.д.)
– Какое значение имеют деньги в жизни человека? (Главное. Человек не может без них обходиться.)
Обобщение: Деньги выражают стоимость товара, услуги, труда. По их числу можно сказать: богат человек или беден. Из-за денег люди могут потерять честь, совесть, разум, и даже жизнь. Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства.
– Знаете ли вы, как сейчас выглядят Российские деньги?
Сообщения детей о значении изображений на купюрах.
10 рублей. На купюре этого номинала изображен город Красноярск. Лицевая часть – часовня Параскевы Пятницы – это святая, которая является покровительницей семьи и домашних животных. Оборотная часть – Красноярская ГЭС с мостом через реку Енисей, который входит в книгу ЮНЕСКО “Лучшие мосты мира”.
50 рублей. Изображен город Санкт-Петербург. Лицевая сторона – основание Ростральной колонны с женской фигурой, которая восседает на троне – это символ Невы. За Ростральной колонной видно Петропавловскую крепость. Оборотная сторона – здание бывшей биржи, которая находится на набережной.
100 рублей. Москва. Лицевая часть – скульптура с фронтона Большого Театра – Аполлон с колесницей. Оборотная часть – площадь перед Большим Театром и само здание театра.
500 рублей. Представлен город Архангельск. Лицевая часть – на фоне морского вокзала и парусника расположен памятник Петру I. Оборотная часть – Соловецкий монастырь, который является одной из великих святынь. Это очень известный и многими любимый памятник архитектуры, поэтому неудивительно, что именно он расположился на купюре.
1000 рублей. На этой денежной купюре изображен город Ярославль. Лицевая сторона – памятник Ярославу Мудрому, который держит храм в руках. Это символизирует, что наша вера в наших же руках. Оборотная сторона – храм Иоанна Предтечи (Крестителя).
5000 рублей. Здесь мы можем увидеть город Хабаровск. Лицевая сторона – памятник, посвященный генерал-губернатору восточной Сибири, графу Николаю Николаевичу Муравьев-Амурскому. Именно он дал начало возвращению Амура, который был отдан Китаю в 1689 году. Оборотная сторона изображает Царский амурский мост длиной 2700 метров.
Что такое деньги?
У каждого есть свои мечты! Новая игра, книга, велосипед, компьютер, новое модное платье, сумочка или украшение. А может быть, ты мечтаешь о путешествии в какой-нибудь город или страну? Или хотел бы завести домашнего питомца? В мире много интересных и полезных вещей, сложно выбрать что-то одно. И, как правило, на исполнение наших желаний нужны деньги.
Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации, когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было.
Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду.
И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого – наоборот.
И пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе – зайца, а ты мне – большой горшок для варки похлёбки. Так появился бартер – предшественник современных денег.
Бартер – обмен товарами или услугами
Всем бартер хорош, но иногда он никак не может помочь.
Как быть, если охотник за зайцами хочет получить мешок сушёных ягод, но собирателю ягод не нужен заяц? Выходит поменяться они никак не могут. Чтобы выходить из подобных ситуаций, люди и придумали деньги. Сначала роль денег выполняли разные предметы: камушки, ракушки, меховые шкуры, зерно или соль. Потом появились монеты, а следом за ними и бумажные деньги.
Что бы ты не обменивал – игрушки на карандаши или деньги на булочку в школьном буфете, – очень важно понимать, что в основе обмена лежит труд. У каждого человека – своя трудовая деятельность и свои результаты труда. И этими результатами люди могут меняться между собой. А деньги нужны для того, чтобы этот обмен был максимально быстрым и удобным.
Деньги, которые люди получают за свой труд, называют заработной платой
Когда мы приходим в магазин, мы можем поменять результаты своего труда на различные товары, созданные трудом других людей. Фрукты и овощи выращивают агрономы и другие работники сельского хозяйства. Молочные продукты и мясо производят фермерские хозяйства. Мебель собирают на мебельной фабрике. Одежду шьют на швейных и трикотажных фабриках, и так далее.
Однако нам нужны не только товары, но и услуги, например обучение в школе или медицинская помощь. Они тоже являются результатом труда других людей. Мы можем купить технику для дома, а если захотим путешествовать, то покупаем билеты на поезд или самолёт, ещё мы покупаем билеты в кино, театр, музей, на выставку…
Умение правильно считать деньги – очень важное. Оно необходимо каждому человеку.
Совершая любую покупку, даже самую маленькую, нужно посмотреть, какие деньги есть у тебя в распоряжении (то есть в кошельке) и как собрать из них необходимую сумму для покупки.
Если ты даёшь продавцу сумму которая больше стоимости товара или услуги, то нужно посчитать размер сдачи (то есть понять, сколько денег тебе должны вернуть).
Этот термин finansia возник в XIII-XV вв. переводится с латинского как наличные средства, доход. В торговых рядах Италии сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.
В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Но финансы — это не только наличные деньги, но и денежные средства на счетах в банках, и чеки, и аккредитивы, и др. финансовые инструменты.
Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей.
К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.
Экономическая задачка
1. Вырастили зайцы две грядки моркови – всего 50 кг. Одну грядку они сами обрабатывали, а на другой у них Барсук трудился и за свою работу 100 рублей попросил. Да еще на семена и удобрения было потрачено 25 рублей. Половину моркови зайцы себе оставили, в кладовку положили. А остальное решили продать, только вот не знают, по какой цене им торговать, чтоб в убытке не оказаться. Помоги им!
Ответ: затраты – 125 рублей, на продажу 25 кг, следовательно, себестоимость 5 рублей за кг, надо продавать выше этой цены
2. Два бизнесмена поспорили: кто получит больше прибыли? В итоге Иванов выручил от продажи своих товаров 5000 рублей, а расходы его составили З000 рублей. А Сидоров наторговал на 1000 рублей меньше, но и затратил своих денег 1500 рублей. Кто выиграл спор?
Ответ: прибыль Иванова 5000-3000=2000 рублей,
прибыль Сидорова 4000-1500=2500, Сидоров выиграл спор.
И не забываем, что деньги надо зарабатывать честным трудом, а еще их надо уметь ЭКОНОМИТЬ.
- ВИДЕО «Экономия глазами детей»
- Ну а теперь нам нужно составить Памятку, которая поможет вам экономно расходовать карманные деньги.
- Памятка.
Старайтесь тратить деньги с умом! Родители зарабатывают деньги свои трудом.
Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.
Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения.
Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.
Купите игру «Монополия» (или аналог) и регулярно играйте в неё. Это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.
- Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости!
- Вот и вы можете помочь взрослым экономить деньги.
- Подведение итогов урока
- – С какими понятиями мы познакомились на уроке?
- – Давайте вспомним нашу притчу.
- – Какова главная мысль притчи? (Деньги в жизни не главное)
- – А вы согласны с мастером?
- – Что нельзя купить за деньги?
- – Что, по мнению автора не имеет цены?
- – Пригодиться ли вам в жизни полученные знания?
- – Нарисуйте свою мечту, для которой вы хотите накопить деньги.
– Хорошо, если сегодняшний разговор станет для вас полезным. Чем бы вы не занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например – здоровье. Поэтому экономьте на мороженом, или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге, или хорошей музыке, которая вам нравится.
Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение, или уважение близких. Или их любовь. Не обедняйте себя, стараясь всё соизмерить с деньгами. Далеко не всё на свете продаётся и покупается.
Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».
Управление деньгами – финансовая грамотность: с чего начать?
Введение
Зачем быть финансово грамотным? Все очень просто, как любой прогресс основан на знаниях, так же и личный (денежный) капитал основан на финансовой грамотности. Если вы хотите создать и увеличивать свой капитал, создать его таким, чтобы он рос даже в кризис, нужны соответствующие знания.
Как в школе, нас сначала учат основам языка, счета и остальных наук, а потом дают задания, где мы эти основы используем, чтобы добиться результата или верного ответа. Также и финансовая грамотность является основой достижения высоких финансовых результатов и залогом принятия верных решений.
В нашей стране о том, как работают финансовые рынки, не рассказывают в школе. Азам экономики обучают только студентов, будущих специалистов в этой сфере. В итоге уровень знаний по стране низкий.
К чему это приводит? Люди постоянно работают, берут кредиты, не имеют возможности путешествовать и уходят на пенсию доживать свою жизнь в условиях нехватки денег.
Финансовая грамотность – это совокупность знаний в области финансов, а также умение этими навыками пользоваться.
Контроль доходов и расходов
Первый шаг на пути к будущему благосостоянию – работа по увеличению доходов и сокращению расходов.
Так, на начальном этапе следует приучить себя к разделению денежных поступлений на несколько частей:
- текущие затраты, а также определенная сумма на развлечения;
- сбережение;
- инвестирование.
Программы для компьютеров и смартфонов. Контролируйте свои доходы и расходы, в противном случае вы будете удивленно восклицать: «Куда делась вся моя зарплата?». Делать это сегодня довольно просто: можно записывать все в ежедневник, в электронный документ, но лучшим вариантом будет использование специальных программ.
Сейчас в Интернете легко найти программы для учета доходов и расходов, они отличаются своим интерфейсом, функционалом, ценой (бесплатные варианты и платные). Широкий выбор таких программ можно найти и для смартфонов. Среди бесплатных программ известны такие, как: «Деньги ОК», «Кошелек», «Где деньги» и т.д.
В части бесплатных приложений имеются платные функции, к примеру, составление отчетов графиков и диаграмм, ведение нескольких счетов сразу.
Несмотря на многообразие программ для смартфонов у них есть общие черты. Поскольку они предназначены для учета финансов, в каждой программе есть доходы и расходы. В каждом из разделов имеются пункты («Зарплата», «Коммунальные платежи», «Продукты» и т.д.), в которые вписываются полученные/затраченные суммы.
Ведение учета расходов оптимизирует затраты и избавляет от необдуманных покупок.
В программах можно просмотреть движение денег за месяц, узнать сальдо, тем самым объективно оценить свои доходы и расходы. Итоги за период можно посмотреть в виде графиков и диаграмм. Также в программах есть возможность записывать свои счета и вклады, что позволяет накопить деньги на собственные цели.
Ведение такого семейного бюджета важно, поскольку оно дает возможность оценить со стороны свои доходы и расходы, понять, какие траты лишние и необоснованные.
Финансовая грамотность – шаг к финансовой свободе. Сегодня – это не роскошь, а необходимость.
Активы и пассивы
Не менее важными понятиями в сфере финансов являются «актив» и «пассив».
Актив – это все, что приносит деньги, а пассив – все, что их тратит.
К примеру, у вас есть квартира, но она пустует. В таком случае эта недвижимость является пассивом, ведь вы тратите деньги на оплату коммунальных платежей. Но если квартира сдается, то она относится к активу – с недвижимости вы получаете ежемесячно арендную плату.
К активам также относятся: наличные, вклады, имущество, сдаваемое в аренду, одолженные вами деньги и т.д. Пассивы: неиспользуемая недвижимость, ипотека, кредиты и т.д.
Собственные средства – это разница между активами и пассивами. Если она положительная, это хороший знак, вы на пути к обеспеченной жизни.
Если меньше нуля, значит, положение нестабильно, вы неправильно распоряжаетесь деньгами.
Отличие финансово обеспеченных людей заключается в том, что они стремятся наращивать активы и уменьшать пассивы, сокращая их или переводя в активы.
Как правило, люди среднего класса живут не по средствам, они покупают ненужные им вещи, берут кредиты, тем самым увеличивая пассив. У них возникает множество лишних затрат, сбережения уменьшаются, зарплаты не хватает, все это приводит к кризису.
Необходимо избавляться от долгов. Не стоит брать дачу в кредит, если она не принесет вам прибыль. Лучше купить гараж и сдавать его, в таком случае вы приобретете недвижимость и получите прибыль.
Но это вовсе не означает, что богатые люди отказывают себе в пассиве. Они соблюдают простое правило – актив должен превышать пассив.
Бедный класс — это люди, представители которых имеют дисбаланс между доходами и Пассивами в сторону Пассивов. Такие люди всю жизнь живут в кредит и тратят доход на выплату долга банку, их судьбе не позавидуешь.
Средний класс — это люди, представители которых находятся в балансе между доходами + Активами и Пассивами. Такие люди живут по-разному, но в большинстве они не могут себе позволить много и живут от зарплаты к зарплате.
Богатый класс – это люди, представители которых находятся в дисбалансе между Активами и Пассивами в сторону Активов. Таких людей считают обеспеченными, они могут себе позволить предметы роскоши без проблем для своих финансов.
Пассивный доход
Только малая доля людей, обладающих знаниями в сфере экономики и инвестирования, имеет возможность быть финансово независимой, путешествовать, наслаждаться жизнью, получая пассивный доход.
Пассивным называется доход, который не зависит от ежедневной деятельности, его получают даже во время отдыха.
На пенсию прожить довольно сложно, даже если вы всю жизнь честно работали, получали «белую зарплату», пенсия не позволит жить, так как хочется. Пассивный доход даст возможность обеспечить себя не только в настоящем, но и в будущем и даже позаботиться о своем будущем потомстве.
Учебные материалы
В Интернете представлены интересные проекты, которые помогут разобраться в экономике и инвестировании. Можно ознакомиться с основными терминами, узнать о состоянии финансового рынка в настоящий момент, а также проверить свои знания с помощью заданий и тестов. Подробнее можно прочитать на нашем сайте.
Главное преимущество подобных проектов – проходить обучение можно в любое время и в комфортных условиях, не нужно подстраиваться под других и составлять какой-либо график. Обучение проходит, когда вы захотите, в удобном для вас ритме.
Прочтите это немедленно! На просторах Интернета и в книжных магазинах представлен богатый выбор литературы по финансовой грамотности. Самой известной и обязательной к прочтению книгой является работа Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа».
В книге известный американский бизнесмен и инвестор рассказывает о своем жизненном пути. У него в жизни было два человека, которые учили, как нужно вести свою жизнь: родной отец («бедный папа) и отец его друга («богатый папа»).
Родной отец Роберта Кийосаки был государственным служащим, он всю жизнь упорно трудился, но не смог разбогатеть.
Отец друга был бизнесменом, который преподал важные уроки финансовой грамотности, они помогли Роберту в последующем разбогатеть.
Кийосаки считает, что в зависимости от класса люди по-разному относятся к деньгам:
- богатые люди покупают активы;
- у бедных есть только расходы;
- средний класс покупает пассивы, которые считает активами.
Как уже говорилось ранее, важно отказаться от пассивов и начать наращивать активы, тогда вы обеспечите себя в будущем.
Также Кийосаки говорит:
Откладывать деньги ежемесячно – блестящая идея… Люди упускают великолепные возможности для намного более значительного роста количества своих денег.
Вперед, к инвестициям!
Изучив основы финансовой грамотности, смело переходите на знакомство с различными способами инвестирования. Эта деятельность позволяет обеспечить себя необходимым пассивным доходом. Существуют следующие способы инвестирования: в валюту, ценные бумаги, стартапы и готовый бизнес, недвижимость, ПИФы и многое другое.
Они могут принести разный доход, но есть одно общее правило для всех видов инвестирования: риск и доходность имеют прямую зависимость.
Чем выше риск, тем выше доход и наоборот, чем ниже риск, тем ниже доход.
Не важно сколько вам лет, какое образование, изучать Для детей и юношества нужно. Знания в финансовой сфере помогут управлять личным бюджетом, поднять доход на новый уровень и обеспечить достойную старость.
Дополнительно ознакомьтесь с кратким видео о важности наличия финансовой грамотности – о том, сколько денег проходит через нас в течение жизни.
Уроки финансовой грамотности
Как заработать, сохранить и приумножить деньги? Как избежать уловок финансовых мошенников? Как экономить и инвестировать? Ответ прост: нужно повышать свою финансовую грамотность.
29 июля 2019
Финансовая грамотность — это совокупность знаний и навыков о рациональном распоряжении деньгами. В настоящее время среди наших соотечественников часты случаи финансовых злоупотреблений, накопления непосильных долгов и кредитов. Финансовые мошенники заманивают жертв идеей легкого заработка и позже разоряют. А большинство людей попросту не замечают, куда сами тратят собственные деньги, и живут от зарплаты до зарплаты. Овладев финансовой грамотностью, человек получает ключ от финансового благополучия и уверенность в завтрашнем дне. Предлагаем вам ознакомиться с перечнем качеств финансово грамотного человека и подумать, подходите ли вы под это описание. Итак, финансово грамотный человек…
- Ведет учет своих доходов и расходов (точно знает, сколько заработал и потратил в этом месяце).
- Тратит меньше, чем зарабатывает (не лезет в долги).
- Ориентируется в финансовой информации (знает, где найти необходимые сведения, и использует их с выгодой для себя).
- Грамотно выбирает финансовые услуги (находит надежные финансовые организации).
- Обладает «подушкой безопасности» (имеет финансовый резерв на случай непредвиденных обстоятельств).
- Знает свои права как потребитель финансовых услуг (может отстоять свои права, если они нарушены).
Если хоть один из перечисленных пунктов не соотносится с вами, необходимо заняться повышением финансовой грамотности. Обучать финансовой грамотности необходимо и детей. В школьном возрасте ребенок получает карманные деньги и должен уметь ими распоряжаться. Мы подготовили для вас основные уроки финансовой грамотности, которые помогут научиться эффективно планировать бюджет и управлять им, избегать лишних расходов и долгов. Это основной принцип. Если нарушается он, овладение другими принципами попросту невозможно. Так, если ваш расход равен доходу, у вас не остается свободных средств для накопления и резерва. Если вы тратите больше, чем зарабатываете, то есть берете деньги в долг или покупаете в кредит, то тем более лишаетесь возможности грамотно управлять своим бюджетом.
Расход должен быть меньше дохода минимум на 20%. То есть есть ли в месяц вы зарабатываете 30 000 рублей, то потратить можете не более 24 000. Понятно, что чем выше процентная разница между доходом и расходом, тем лучше.
К сожалению, в последние годы в нашей стране стало популярным мнение о том, что жить в кредит — это норма. Это убеждение крайне опасно. Человек легко попадает в ловушку «выгодных предложений». Он берет займ, чтобы купить телевизор, в день расчета у него не хватает денег на выплату процентов, человек берет еще один займ, чтобы погасить предыдущий и купить что-то необходимое, в день расчета у него снова не хватает денег… Замкнутый круг, выйти из которого может далеко не каждый. Люди, живущие в долг, постоянно испытывают стресс и рискуют оказаться в долговой яме.
Специалисты рекомендуют брать кредиты только в трех случаях:
- на покупку жилья
- на развитие бизнеса или производства
- на лечение
Все остальные варианты расходов (развлечения, автомобили, обучение, путешествия) должны покрываться из собственных денег. Если все же возникла необходимость взять кредит, то его обязательно нужно закрыть, прежде чем брать следующий. Нельзя совмещать несколько кредитов и займов.
Урок третий: откладывайте часть денег
Приучайте себя откладывать некий резерв с каждого своего дохода. Даже если заработная плата или пенсия невысока, можно начать откладывать хотя бы по 10%. Велика вероятность того, что проанализировав свои расходы, вы избавитесь от лишних трат и сможете откладывать уже по 20%.
Первое время сохраненные средства можно держать на отдельном банковском счете, затем можно инвестировать, например, в ценные бумаги. Создайте денежный резерв и заставьте его работать на вас. Эти деньги также могут сыграть роль «подушки безопасности». Вы сможете использовать их, если произойдет непредвиденная ситуация, требующая финансовых вливаний.
Минимальный размер итогового резерва должен составлять доход за 6 месяцев. Оптимальный резерв — годовой доход. Начать нужно с анализа доходов и расходов вашей семьи за месяц. В течение месяца собирайте чеки с каждой покупки (вплоть до жвачек) или сразу записывайте потраченные суммы в тетрадь.В конце месяца составьте таблицу, укажите в ней доходы и расходы всех членов семьи.
Посмотрите, на что вы больше всего тратили деньги. Еда? Одежда? Подарки? Вероятнее всего, вы будете удивлены тем, что большие суммы ушли на ненужные вещи. После анализа создайте примерный план расходов на следующий месяц. Не забудьте вычесть из семейного дохода 10–20% для финансового резерва. Исключите из списка ненужные траты.
Ведите учет своих расходов и анализируйте его в конце каждого месяца. На каждом углу реклама призывает нас покупать модные товары. Но то, что актуально в этом месяце, устареет в следующем. Модные модели смартфонов – яркий тому пример. Совершая покупки, не ориентируйтесь на рекламу или на желание быть лучше других — этот путь ведет в сторону от финансового благополучия.
Другая крайность — стремиться покупать то, что дешевле. Дешевые вещи часто быстрее приходят в негодность, и человек вынужден искать ей замену. Старайтесь покупать практичные и качественные вещи, которые долго прослужат. Изучайте отзывы, общайтесь с обладателями вещей, которые собираетесь купить.
Совершая новое приобретение, думайте не только о его цене, но и о будущих расходах по его содержанию. Например, решив приобрести автомобиль, прикиньте, сколько средств будет уходить на бензин ежемесячно, сколько будет стоить ремонт или замена тех или иных деталей. Оплата коммунальных услуг — довольно весомая статья расходов.
Полностью исключить ее, разумеется, невозможно, но сохранить расходы получится легко. Установите счетчики на газ, воду и отопление. Двухтарифный счетчик на электроэнергию также поможет сэкономить: в выходные, праздники и ночью тарифы ниже в два раза. И, главное, приучите себя и своих близких разумно расходовать воду и свет. Это поможет не только вашему бюджету, но и всей планете.
Большая часть средств уходит на незапланированные покупки в супермаркетах. Вы идете за хлебом, а возвращаетесь с пачкой печенья, мороженым и елочными игрушками по летней акции. Составляйте список покупок перед каждым походом в магазин и совершайте покупки строго по нему. Просто не заходите в отдел, в котором нет предметов из вашего списка.
Так вы убережете себя от эмоциональных покупок, которые вам не нужны. Если вы идете в магазин с ребенком и готовы купить что-то незапланированное по его желанию, сразу озвучьте ему сумму, которую можете потратить.
А на бесплатном дистанционном курсе повышения квалификации для учителей по финансовой грамотности можно узнать еще больше о разумном распределении доходов и о том, как обучить этому детей.
Финансовой грамотности необходимо обучать с ранних лет. Все вышеперечисленные принципы будут понятны старшим школьникам. А вот разговоры о деньгах с малышами часто вызывают трудности. Назовем несколько способов обучения финансовой грамотности детей. Разговоры о бюджете с ребенком стоит заводить с 4-х лет. Расскажите ему о том, что деньги достаются с трудом. Покажите, что бюджет семьи ограничен, поэтому вы и не можете купить весь магазин игрушек. На примере конфет или ягод можно показать, на что идут ваши деньги: эта ягода — на оплату света, эта — на детский сад. Так абстрактные понятия станут для ребенка конкретными. Напоминайте малышу о том, что вы вместе распределили бюджет на месяц, когда он попросит купить что-то, выходящее за рамки возможностей. Уже с пяти лет ребенку можно давать небольшие суммы еженедельно. Расскажите ему о возможности копить на большие покупки. Научите выбирать между аналогичными товарами более дешевый, чтобы сэкономить. Помните о том, что карманные деньги ребенка нельзя забирать. Заведите копилку или кошелек, брать которые может только он. Вы можете попросить у ребенка в долг, объяснив, что это значит, и назвав день, когда вернете деньги. Так малыш поймет, что у денег есть хозяин и распоряжаться ими может лишь он. В магазине поиграйте с ребенком в поиск наиболее выгодных товаров. Или предложите детям найти несколько товаров на определенную сумму. Например, что можно купить на 100 рублей? Настольная игра «Монополия» прекрасно демонстрирует функции и возможности денег. Поговорив с малышом о том, как в кошельке появляются деньги, можно дать ему возможность зарабатывать самостоятельно. Помните о том, что у ребенка есть свои обязанности, и за их выполнение вы не должны ему платить. То есть не стоит платить за разложенные по местам игрушки и чистку зубов. Так можно легко потерять авторитет в глазах ребенка. Придумайте другую оплачиваемую деятельность. Например, собрать ягоды или помыть машину.
Обучить ребенка финансовой грамотности и управлению финансами поможет учебно-методический комплекс «Личные финансы», разработанный для учащихся 3-11 классов.
Уроки финансовой грамотности: бесплатные обучающие видео для начинающих
Богат не тот, кто много зарабатывает, а тот, кто правильно распоряжается заработанным. В мечтах о финансовой независимости многие стремятся к хорошей зарплате, забывая о главном – правильном обращении с заработанными деньгами. Умение управлять личными финансами, грамотно распоряжаться доходами и контролировать расходы – основа материального благополучия.
Уроки финансовой грамотности приобщают к философии великих бизнесменов, развивают экономическое мышление, учат планированию, инвестированию и анализу. ВСЕ КУРСЫ ОНЛАЙН отобрали лучшие видео материалы по теории денег и развитию финансовой дисциплины для самостоятельного обучения в домашних условиях с нуля.
Короткий урок об основах финансовой грамотности расскажет, какие специальные навыки помогают быстро решать материальные проблемы без открытия дополнительного бизнеса и вложений.
Автор урока описывает главные проблемы постсоветских времен (отсутствие у населения осознанного поведения в большой экономике, замкнутый кредитно-долговой круг, негативные установки и ограничивающие убеждения насчет денег) и рисует универсальную пошаговую схему для улучшения финансового положения.
В ролике озвучены методы оптимизации затрат, повышения личной эффективности и производительности, создания индивидуального плана.
Деньги – один из самых важных и значимых аспектов жизни. К сожалению, секреты и навыки обращения с деньгами по минимуму преподаются в учебных заведениях и передаются родителями детям.
В результате – отсутствие навыков управления доходами и необходимость брать в долг за пару недель перед зарплатой.
Обучающий мультфильм рассказывает о силе и законах денег, основах элементарного управления финансовыми потоками и инвестирования, учит накоплению капитала с нуля.
Инвестирование – эффективный способ сбережения и накопления капитала. В онлайн занятии идет речь о способах создания стартового капитала с последующим инвестированием. Начинающие финансисты научатся рассчитывать реальную доходность, выбирать надежные методы инвестирования, узнают о магии сложных процентов, узнают главные принципы инвестирования.
Долги – самый опасный яд на пути к благосостоянию. Бодо Шефер – всемирно известный консультант предпринимателей – начинает авторский видеокурс с урока об избавлении от долговых обязательств.
Почему следует всеми силами избегать новых долгов? Почему большинство людей не умеют обращаться с деньгами? Каким способом встать на путь финансового успеха? Эксперт доступно и занятно подает материал, приводит примеры из личного прошлого, отвечает на главные вопросы новичков.
Существует инструмент, позволяющий приобретать ценности, автомобили, недвижимость, сохраняя заработанные деньги. Секрет заключается в правильном инвестировании посредством управляющих компаний и банков. Обучающий ролик научит создавать собственный инвестиционный портфель, страховать и приумножать капитал, совершать глобальные покупки и одновременно сохранять деньги на счету.
Большинство потребителей плохо контролируют личные доходы и расходы. Видеоблог о финансовой грамотности и построении богатства предлагает ознакомиться с потенциальными ошибками, свойственными людям среднего возраста. Автор рассказывает о четырнадцати вредных привычках на пути достижения денежных целей.
Диапазон возможностей ведения семейного бюджета широк и разнообразен.
Существует несколько тактик и стратегий учета доходов и расходов: метод конвертов, ежедневный учет кассовых чеков и крупных трат с записью в приходно-расходную книгу или внесением в специальное приложение, автоматическая категоризация расходов через интернет-банк. Кирилл Шмидт – эксперт в области личных финансов – дает рекомендации по оптимальному способу ведения семейной бухгалтерии.
Урок, связанный с экономией, помогает разобраться с подходами к управлению повседневными расходами и бюджетированию для более эффективного распоряжения деньгами и возможности формирования активов. Эксперт дает рекомендации и делится личным опытом организации домашних и личных финансов, помогает выбрать структуру затрат и правильно связать семейный бюджет с личными планами.
Видео урок Федора Сидорова научит структурировать денежные средства и статьи расходов, тратить меньше, сохраняя привычный уровень жизни, использовать все возможности для получения дополнительной выгоды, совершать грамотные покупки.
Видео урок Ивана Захарова содержит простую и эффективную технологию построения долгосрочного финансового плана.
Для чего нужен личный план? Что случается при отсутствии личного финансового плана? Каковы основные ошибки при составлении плана и чему стоит уделить особое внимание? Как делать корректировку составленного плана? Все ответы найдете в видео вместе с образцом и пошаговым планом на год.
Для развития финансового мышления полезно иметь представление о возникновении, свойствах и отличительных чертах денег. Онлайн урок рассказывает, почему и зачем были придуманы деньги, как эволюционировали и по каким законам существуют сегодня. Новички узнают о функциях, видах современных денег, типах и способах оценки инфляции.
Повышение уровня финансовой грамотности логично начать со знакомства с миром финансовых организаций и теорий. Видео в формате вебинара познакомит с ключевыми игроками финансового рынка, видами активов, принципами оценки денежных потоков и управления инвестиционным портфелем, пояснит понятия «риск», «доходность», «диверсификация», «стоимость денег».
Финансовые инструменты служат для сохранения и приумножения капитала. Видео урок дает обзор основных продуктов финансового рынка. Авторы разъясняют отличия акций, облигаций, акционов, векселей, фьючерсов и др., рассказывают о способах использования инструментов с учетом рисков, дают советы по выбору подходящих продуктов.
Онлайн-курсы и вебинары в сфере финансов
Видео уроки по финансовой грамотности помогут воспитать привычки, развить интуицию, совершать грамотные поступки в отношении денег, мыслить категориями успеха, стабилизировать материальное положение и прийти к достатку.
17 января 2019
Консультация для родителей Финансовая грамотность детей. Дайте ребенку знания о деньгах
- Консультация для родителей
- Финансовая грамотность детей.
- Дайте ребенку знания о деньгах.
Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми.
Какие знания и уроки они сейчас получают от Вас, именно такими они, впоследствии, и станут учениками, работниками. Некоторые знания особенно важны.
Причем, чем в более раннем возрасте Ваши дети получат самые важные знания, тем больше ошибок им удастся избежать в зрелом возрасте.
К сожалению, одна из наук, которой очень часто пренебрегают, это наука денег. Очень многие дети растут без навыков обращения с деньгами. То ли их родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах, то ли они не думают, что это важно.
- Деньги — это не та наука, которую надо изучать уже, будучи взрослым.
- На Вас, как на родителях, лежит ответственность научить ребенка быть финансово грамотным.
- Что означает для ребенка быть финансово грамотным?
У финансовой грамотности есть несколько компонентов. Они включают в себя концепцию создания накоплений, постановки целей, а также концепцию, как заставлять деньги работать на себя. Финансовая грамотность помогает знать, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от выполнения крупной цели.
Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:
- Как экономить деньги.
- Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.
- Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.
- Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
- О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.
- Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.
- Как работают банки.
- Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.
Это только самая необходимая часть науки, которую Вам необходимо преподать своим детям. Некоторые из этих знаний достаточно тяжелы и требуют длительного периода для изучения и приобретения необходимых навыков.
Тем не менее, если Вы отдаете свое время и энергию для обучения ребенка быть финансово грамотным, то они будут расти в уверенности о своем финансовом состоянии.
Вы можете быть уверены, что они будут в состоянии выйти в мир и держаться подальше от финансовых неприятностей.
Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?
Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить ипотеку, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать. И сейчас есть хороший шанс получить надежду, что у Вашего ребенка все будет намного проще.
Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами.
- Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.
- Чтобы он имел возможность жить с комфортом.
- Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно.
- Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.
Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?
Вы удивитесь, но Вы можете начинать учить ребенка знаниям о деньгах уже с двух лет. В то время как, если Ваш ребенок уже старше, очень важно начать его учить обращению с деньгами как можно скорее. И помните — никогда не поздно начинать.
До школы.
В дошкольном возрасте Вы можете научить ребенка самой концепции денег — иными словами, что такое деньги и зачем они нужны. Вы можете поговорить с ними о значении различных монет и бумажных денег. Вы также можете научить их тому, что деньги используются, чтобы покупать вещи. Игра в магазин является простым способом преподавания концепции денег для детей младшего возраста.
В начальной школе.
В этом возрасте самое прекрасное время, чтобы начать обучение разницы между нуждой и необходимостью. Дети могут помочь с походом в продуктовый магазин и участвовать в принятии финансовых решений.
Это также отличный возраст, чтобы показать ребенку, как использовать копилку, чтобы ввести понятие карманных денег и работы за деньги.
К концу начальной школы они должны понимать, что чтобы купить вещи, которые они хотят, нужно экономить деньги.
В средней школе.
В этом возрасте дети уже более чем готовы начать зарабатывать деньги. Вы можете связать карманные деньги с некоторыми работами по хозяйству или дать им возможность зарабатывать деньги по всему дому.
Это также хорошее время, чтобы научить их сберегать деньги для будущего и для вещей, которые они хотят купить в ближайшем будущем.
В этом возрасте ребенок может также начать изучать инвестиции и использовать для этого свои накопления.
Высшая школа.
К этому времени, Ваш ребенок должен уже узнать некоторую финансовую независимость. Будем надеяться, что они уже имели возможность работать за деньги и знают о сбережении средств для краткосрочных и долгосрочных целей. Они уже могут иметь свой инвестиционный счет и уже всерьез строить свой капитал.
После того, как Ваш ребенок поступил в колледж или в ВУЗ, пора выводить его на путь к финансовой независимости. Конечно, Вы можете платить за обучение и помогать ему управлять своими финансами. Тем не менее, он также должен быть в состоянии обрабатывать большую часть своих финансовых решений самостоятельно.
Никогда не бывает слишком поздно, чтобы начать учить ребенка деньгам, экономии и инвестированию.
Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?
Обучение ребенка деньгам, это гораздо больше, чем один разговор. Использование реальных жизненных ситуаций и примеров помогут ему понять все на практике. Они будут учиться не только из Ваших слов, но и через свои действия. Вот Вам несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах.
Когда он получает подарок.
Когда Ваш ребенок получает подарок на день рождения или другой праздник, это самое прекрасное время, чтобы поговорить с ним об экономии денег.
Действительно, получив подарок, ребенок может отказаться от других планируемых покупок и сэкономить некоторые средства. А если это подарок деньгами, так тут сам бог велел.
Вы можете помочь своему ребенку спланировать, каким образом он будет экономить и для чего он будет это делать.
Когда Вы пользуетесь банкоматом.
Банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги, когда Вы вводите секретный код. Как бы не так! Но дети думают именно таким образом! И Вам нужно обязательно поговорить с ними о том, что такое банкомат и как он работает. Это отличная возможность поговорить о заработке, экономии и принятии решений о расходах.
В магазине.
Берите ребенка с собой в походы по магазинам. Это идеальная возможность объяснить ему о составлении бюджета. Расскажите о том, что различные вещи стоят различные суммы. Вы даже можете попросить ребенка помочь Вам сравнить цены и найти самый дешевый вариант.
Оплата счетов и квитанций.
Оплата квитанций, вероятно, не то, что Вы обычно делаете вместе с Вашим ребенком. Тем не менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых вещах, которые он принимает, как само собой разумеющееся. Можно говорить о работе и обязанностях, и о том, как Вы оплачиваете эти расходы каждый месяц.
Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о различных способах экономии денег, почему это важно и для чего это стоит делать. Например, можете рассказать о том, что нужно выключать свет, когда он покидает свою комнату, это приводит к экономии энергии, а сэкономленные деньги можно будет потратить во время семейного отпуска.
Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.