Что такое гипертекст
Положительная репутация в поисковых системах без помех от недоброжелателей возможна с Семантикой!
Мы выпустили новую книгу «Контент-маркетинг в социальных сетях: Как засесть в голову подписчиков и влюбить их в свой бренд».
Подпишись на рассылку и получи книгу в подарок!
Гипертекст — это система страниц с текстом, которые связаны ссылками.
Больше видео на нашем канале – изучайте интернет-маркетинг с SEMANTICA
Примером гипертекста являются все действующие сайты, интернет энциклопедии, сети компьютеров и прочие ресурсы, в которых можно с одной страницы перейти на другую.
Наверняка вы хотя бы раз использовали Википедию. Размещенные в ней статьи — ярчайший пример гипертекстов. Здесь в каждой статье выделены какие-либо термины/понятия/даты/фамилии ученых.
Нажав на них, вы переходите на статью, которая уже посвящена им. Также вы можете встретить гипертекст, зайдя на любой сайт. Видите здесь раздел «Главная», «О компании», «Наши работы» и так далее.
Все вместе это гипертекст.
Еще одно понятие гипертекста — это документ, который составлен с помощью специального языка разметки (HTML или любого другого). Гипертекстовый документ имеет внутри особые отметки, теги. Именно теги обозначают, где находится гиперссылка. В дальнейшем браузер осознает команду, что нужно перейти на другую ссылку с помощью данных тегов.
Из чего состоит гипертекст
Гипертекстовый документ еще принято называть HTML документом. Он включает в себя две части: сам текст (информационный блок, материал, данные, содержимое) и теги — для разметки текста. Они определяют внешний вид, как разместить ссылки и т. д.
Вся информация, которая включается в состав гипертекстового документа, будь то графические изображения или аудиофайлы, размещаются в отдельных файлах, которые привязываются к основному документу. Далее браузеры читают теги разметки и соответствующим образом отображают информацию. При этом данные файлы имеют формат .html или же .htm.
Чаще всего теги прописываются в паре. Пара при это обязательно начинается с открывающего элемента , далее идет сам материал, выделяемый с помощью тега, а затем идет закрывающий тег .
Прописанный тег вступает в свои права и начинает действовать с того участка, где он впервые встречается на странице.
Подобную пару называют еще контейнером, а текст или другая информация, которая находится в паре — это элемент.
Гипертекст может содержать самые различные элементы: табуляции, традиционные буквы и цифры, пробелы, знаки препинания, возвраты, специальные обозначения (@, *, +, = и так далее).
Однако лучше отказаться от использования в тексте следующих элементов: знаков > (больше), < (меньше), " (двойная кавычка) и & (амперсанд).
Объясняется это тем, что они не будут отображаться должным образом на веб странице, а будут читаться браузером как HTML код.
Кем и когда был введен термин гипертекст
Когда еще сеть интернет не имела столь широкого распространения, когда речь шла о гипертексте, понималась литература, книжные издания, в которых в одних разделах имелись ссылки на другие разделы/статьи. Как правило, это были энциклопедии и справочная литература.
Впервые сам термин был использован первооткрывателем в области информационных технологий — Теодором Нельсоном Холмом. Он употребил термин в своей работе «Файловая структура для сложного, меняющегося и окончательно неопределимого». Здесь гипертексту соответствовало следующее определение — это текст, который имеет разветвления внутри самого себя и может выполнять действия по запросу.
С момента формирования термина прошло немало времени. Сейчас это система веб страниц, которые взаимосвязаны друг с другом ссылками.
Возможности гипертекста
- Удобство. Вы логично структурируете контент, связываете страницы с релевантными материалами.
- Юзабилити. Красивые элементы интерфейса, полезные функции для пользователя.
- Включение элементов медиа — встраивание в страницу видеороликов, звуковых дорожек. Это делает контент разнообразным.
- Новый способ запроса данных пользователем: чтобы получить информацию, пользователю достаточно нажать на выделенный элемент.
Таким образом, гипертекст призван сделать документ более понятным и удобным в использовании, а также упростить процесс доступа к данным.
Источник: https://semantica.in/blog/chto-takoe-gipertekst.html
Что такое Гипертекст
Гипертекст – это набор документов, соединенных гиперссылками.
Гиперссылки – это активные элементы гипертекстового документа, позволяющие быстро перемещаться между разделами, страницами, цитатами.
Данное определение сильно напоминает инопланетную энциклопедию из незабвенных «Дневников Йона Тихого».
- Сепульки – сепуление – сепулярий.
Однако все так и есть.
В глобальном смысле вся всемирная сеть интернет представляет собой бесконечный гипертекст, буквально пронизанный пересылочными связями, как бы эманациями квантовых переходов, позволяющими осуществлять мгновенные взаимодействия сквозь пространство независимо от расстояний.
Хотя в цифровой реальности понятия пространства и времени должны сильно отличаться от того, что мы можем увидеть, с трудом оторвавшись от мерцающих компьютерных дисплеев и выглянув в окошко.
- «Ни фига себе, уже зима началась и снег красиво припорошил личные и корпоративные автомобили, нагло припаркованные прямо на пешеходных зонах».
Кстати, к элементам гипертекста и гипертекстовых взаимодействий можно отнести и недавно принятый подзаконный акт, согласно которому каждый неравнодушный гражданин своей страны может сфотографировать нарушения ППД с помощью смартфона (неправильная парковка, мешающая пользователям дорожного движения передвигаться по гипер-дорогам) и мгновенно отправлять уведомление прямиком в ГИБДД.
А уж доблестные и неподкупные сотрудники последнего найдут способ прищучить и взять за жабры злостного нарушителя.
Исторический экскурс
Старожилы и ветераны от информатики все еще смутно припоминают (в кошмарных снах) легендарный MS DOS (не путать с DDoS!), где были такие вызываемые нажатием на функциональную клавишу F1 помощи и инструкции, рассказывающие, как пользоваться Нортон или Волков коммандерами.
Так вот, это и был прародитель современного гипертекста – при нажатии на гиперссылку можно было быстро перемещаться между страницами и разделами.
Впрочем, перемещения ведь тоже производились при помощи клавиатуры, так как такой манипулятор, как компьютерная мышь еще не работал в этих программах.
Кстати, сам Тед происходил из артистической, не побоимся этого слова – голливудской семьи.
Мама – оскароносная актриса, папа – режиссер. И что его потянуло в эту кибернетику? Пошел бы в актеры, глядишь, стал бы президентом, как Рейган. Как видно, не всегда яйца падают недалеко от курицы.
Следует признать, что гипертекст вовсе не инновация цифрового документоведения. Гиперссылки известны в литературе с незапамятных времен.
Бумажные ссылки выглядят вот так (1) и искать такие цитаты приходится вручную, предварительно намусолив папиллярные подушечки слюной, чтобы было удобнее перелистывать страницы пальцами. Дикость и темное средневековье – все равно, что пытаться зажечь газовую горелку с помощью огнива.
Секретные технологии – как это работает
Принцип работы гипердокумента можно схематично описать следующим образом.
- Пункт назначения отмечается анкором (ankor – в слэгне британских моряков «якорь»).
- Ссылка, ведущая к анкору, по сути, представляет собой URL – универсальный локатор, адрес документа в сети интернете.
- Клик по ссылке подает во всемирную сеть команду «искать и перейти».
- После чего запрос поступает на удаленный сервер, на котором хранится запрашиваемый документ.
- Сервер отправляет данные на IP-адрес запрашивающего компьютера.
- Информация в формате HTML-файла обрабатывается в браузере и представляется в виде тексто-графического документа на экране компьютера.
Почему переходы по ссылкам между связанными документами происходят так быстро?
Потому что скорость перемещения электромагнитных волн достигает что-то около 300.000 километров в секунду. С такими скоростями земной шарик выглядит совсем малюсеньким.
Гипертекст в литературе и кино
В искусстве под гипертекстовостью понимается нелинейная организация художественного произведения, характеризующаяся перескоками сюжетной линии в процессе последовательного изложения.
Тем самым достигается иллюзорное восприятие объемности, одновременности протекания сразу нескольких сюжетных линий.
Ярким примером гипертекстового художественного произведения являются кинофильмы Квентина Тарантино.
Например, «Криминальное чтиво», где сюжет то и дело перескакивает от философствующих киллеров Винсента и Джулса к простодушному боксеру Бутчу, а зажигательные танцы в «Тощем зайце» сменяются жуткими сценами в подвале педофилов.
Гипертекстовость можно обнаружить в романах братьев Вайнеров – «Визит к минотавру», «Эра милосердия», «Гонки по вертикали», «Петля и камень в зеленой траве».
Источник: http://SEOslim.ru/voprosy-i-otvety/chto-takoe-gipertext.html
Гипертекст: кем и когда был введен термин, кто придумал и создал hypertext
Гипертекст — текст, в котором содержаться ссылки на другие ресурсы, веб-страницы, различные объекты, связанные с основным содержанием по смыслу.
При переходе по таким ссылкам пользователь получает разъясняющую или дополнительную информацию. В широкий обиход это понятие вошло сравнительно недавно.
В связи с этим у многих людей возникает интерес к этому термину, и к тому, кто придумал гипертекст.
Научный советник президента Соединенных Штатов Америки Рузьвельта Ф. Д. Ванневар Буш является тем человеком, кто создал гипертекст. Буш — ученый-инженер, разработчик аналоговых компьютеров.
Машина Memex
В1945 году учёный опубликовал статью «Как мы можем думать», где изложил свою идею машины, позволяющей просматривать и пополнять записи документов, содержащихся на пленке. Этот аппарат получил название Memex, но построен никогда не был. Однако саму идею, которую несло устройство, позже назвали гипертекстом.
Ванневар Буш считал, что информацию нужно хранить в виде микрофильмов, записанных на пленку. Исходя из этого, чертежи аппарата предусматривали устройство для чтения микрофильмов, а также устройство для их записи с помощью процесса сухой фотографии. Другими словами, Memex не являлась цифровой техникой.
В представлениях ученого машина была похожа на письменный стол, на котором располагались экраны, отображающие информацию, и клавиатура управления. Хранилище пленок и доступ к ним, по идее Буша, должны были находиться внутри стола.
Но главная и важная особенность — новизна машины состояла не в способе хранения микрофильмов, а в способе доступов к информации. Ученый изобрел механизм перекрестных ссылок.
Аналогичный механизм используется в современном гипертексте. Ссылки он предлагал записывать во вспомогательных полях документа.
Средством навигации выступало устройство, напоминающее современный мультимедийный шлем.
Первую работоспособную гипертекстовую систему разработал и продемонстрировал Дуг Энгельбарт в 1968 году. Называлась она NLS. Его работа стала прорывом.
Были изобретены такие выдающиеся технические изобретения, как:
- манипулятор «мышь»;
- контекстные меню;
- многооконный интерфейс;
- клавиатура с несколькими функциями.
Уже другой ученый Тим Бернерс-Ли в 1989 году разработал гипертекстовый проект, ставший в итоге Всемирной паутиной.
Всемирная сеть и называется паутиной в силу того, что имеет разветвленный, структурированный, многоярусный, связанный логически источник различной информации. Чуть позже Бернерс-Ли с коллегами создали язык HTML.
На этом языке записываются современные гипертексты — документы, которые можно просматривать благодаря гиперссылкам.
Появление термина «гипертекст»
Сам термин «гипертекст» придумал в 1962 году и начал использовать американский социолог, филолог и изобретатель в области информационных технологий Тед Нельсон. В 1965 году Нельсон опубликовал работу о системе Xanadu, которая фактически являлась прообразом веб-пространства. В ней была описана гипертекстовая система для хранения, поиска текста, где и упоминался новый термин.
Нельсон описывал это понятие следующим образом: «Гипертекст — это текст, имеющий свою природу, разветвляющийся и способный выполнять сразу огромное количество действий по запросу читателя».
Этот термин используется и в более широком смысле, когда под ним понимают произведение литературы, словарь или энциклопедию, содержащие конфигурации, благодаря которым можно просматривать различные части текста, составляющие единый по смыслу документ.
Как ни странно, самым простым примером литературного произведения, содержащего много ссылок, является самая популярная книга в мире — Библия. Объясняется это тем, что каждая глава Писания содержит ссылки на другие части и разделы.
В наше время в компьютерной технологии под гипертекстом понимают текст, который формируется с помощью специального языка и рассчитан на использование гиперссылок.
Что такое гиперссылки
Гиперссылка — это часть документа, отсылающая на другой источник информации в этом документе или другой объект, расположенный в компьютерной сети, на диске. Гиперссылку можно добавить к любому элементу документа. Она выделяется графически.
По умолчанию в HTML-документах гиперссылки выделены синим цветом. Если навести на них курсор, то они меняются, например, изменяется цвет ссылки, и она выделяется подчеркиванием.
Если навигация происходит с помощью клавиатуры, то ссылки выделяются прямоугольной пунктирной рамочкой.
Обычно просмотренная пользователем гиперссылка имеет иной цвет, нежели не просмотренная, что очень удобно, так как сразу видно, какую ссылку человек еще не открывал.
Если гиперссылка ссылается на объект, отсутствующий по любым причинам, такую ссылку называют битой.
Примером может служить момент:
- когда ресурс недоступен;
- документ, файл удален;
- файл перенесен.
Чаще всего в такой ситуации появляется сообщение с кодом ошибки.
Источник: https://obrazovanie.guru/informatika/kem-i-v-kakom-godu-byl-vveden-termin-gipertekst.html
Гипертекст? Это просто! Первое знакомство с HTML :
Термин “гипертекст” уже не является чем-то заумным или вычурным. Многие его слышали, но вот дать четкое определение сможет не каждый. Обычно его связывают с интернетом, хотя само слово еще в 1965 году придумал Тед Нельсон.
Толкование гипертекста
Гипертекст – это текст, имеющий сложную систему переходов от одной части к другой при условии сохранения логической и смысловой связи этих частей. Например, произведение с большим количеством ссылок и сносок, дополняющих основной сюжет, можно назвать гипертекстом. Роман, в котором приведены несколько вариантов развития сюжета, – тоже гипертекст.
Конечно же, бумага – не лучший вариант для организации гипертекста, а вот для интернета его использование оказалось оптимальным. Применительно к всемирной сети существует еще одно условие – текст должен соответствовать единому стандарту. Для интернета таким стандартом стал язык гипертекстовой разметки – HTML.
Зачем понадобился HTML?
Казалось бы, зачем понадобилось придумывать новый язык, новые правила, ведь можно было взять за основу какой-нибудь популярный текстовый редактор? Но не все так просто. Интернет задумывался как глобальная сеть и поддерживаться он должен на любых платформах и устройствах. Отсюда первое требование – открытость протокола. Спецификацию языка может изучить любой желающий.
Второе требование – на каком бы устройстве не открывалась интернет-страница, она должна отображаться корректно.
Знакомая картина – документ “Ворд”, просматриваемый на мониторах с разным размером, выглядит неодинаково: где-то для комфортного чтения приходится увеличить масштаб, где-то – уменьшить.
Поэтому новый язык описывает только структуру документа, а браузер уже сам отображает содержимое наиболее оптимальным способом.
Структура HTML-документа
Структура текста в HTML описывается тэгами. Это специальные слова, которые выделяют элементы текста, такие как абзац, подзаголовок, таблица, рисунок, гиперссылка и так далее. Большинство тэгов парные – то есть у блоков выделяются начало и конец.
Для написания кода можно использовать любой текстовый редактор. При сохранении документа только нужно указать расширение html. Впрочем, вручную уже никто не пишет.
Существует масса редакторов, позволяющих автоматизировать этот процесс. Популярность интернета сделала востребованной работу веб-дизайнера и веб-программиста. Освоить эти профессии не так сложно, как может показаться.
Все-таки HTML – это не язык программирования, а гипертекст – это не код программы.
HTML-редакторы
Если вы решитесь создать свою авторскую страничку в интернете, то без дополнительных инструментов не обойтись. Создание гипертекста начинается с выбора HTML-редактора. Все их можно разделить на две группы – текстовые и визуальные.
В основу визуального редактора положен принцип “что видишь, то и получишь”. Иными словами, пользователь спокойно редактирует текст, а программа сама сформирует HTML-код.
Достоинство такого подхода – в скорости создания интернет-страницы и отсутствии необходимости знать HTML. Главные недостатки – громоздкий код, в котором много лишнего, и отсутствие ряда возможностей, заложенных в HTML.
Ярким представителем этого класса является MS Word.
Текстовые редакторы – это выбор тех, кто собрался изучить язык серьезно. Разметка гипертекста в них производится вручную.
Редактор служит только помощником – подсвечивает служебные слова и берет на себя рутинную часть работы. Работа получается более кропотливой и трудоемкой, зато возможности по созданию шедевра ничем не ограничены.
Представителем этого класса является, например, Notepad++ – бесплатный и функциональный редактор.
Браузеры
Без них гипертекст – это всего лишь нечитаемый набор символов. Браузер – наверное, наиболее востребованная программа у обычного пользователя ПК. Самым популярным браузером остается Internet Explorer. Хотя его сложно назвать самым лучшим. Это скорее результат человеческой косности, ведь он уже встроен в ОС Windows и худо-бедно со своими обязанностями справляется.
Источник: https://www.syl.ru/article/185457/new_gipertekst-eto-prosto-pervoe-znakomstvo-s-html
Гипертекст
Вадим Руднев
Гипертекст – текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов.
Простейший пример гипертекст – это любой словарь или энциклопедия, где каждая статья имеет отсылки к другим статьям этого же словаря.
В результате читать такой текст можно по-разному: от одной статьи к другой, по мере надобности, игнорируя гипертекстовые отсылки; читать статьи подряд, справляясь с отсылками; наконец, пуститься в гипертекстовое плавание, то есть от одной отсылки переходить к другой.
Настоящий словарь является подчеркнуто гипертекстовым, то есть построен так, чтобы постоянно провоцировать именно третий путь чтения.
Например, сама статья “Гипертекст” безусловно связана со статьями текст и реальность (существует еще понятие гиперреальности), а стало быть, с пространством и временем, с мифом и неомифологизмом, виртуальными реальностами и измененными состояниями сознания, от которых путь недалек к психическим отклонениям, к шизофрении, психозу, неврозу, от чего один шаг до психоанализа, от него к Эдипову комплексу, оттуда к сновидению, от сновидения к проблеме индивидуального языка, от него к аналитической философии в целом, от нее к теории речевых актов, оттуда к прагматике, к семиотике, мотивному анализу, к интертексту и гипертексту. И тут цепочка (одна из возможных гипертекстовых цепочек – ибо гипертекст нелинеен) замкнется.
Попробуем проследить эту цепочку и заодно понять, что такое гипертекст Связь с проблемой текста и реальности очевидно, так как гипертекст – это нелинейный лабиринт, своеобразная картина мира, и выйти из него, войдя один раз, труднее, чем может показаться на первый взгляд.
Чтобы пояснить, что мы имеем в виду, приведем два примера. Первый из массового кино. Вероятно, многие помнят фильм “Косильщик лужаек”.
Герой этого фильма, поначалу нечто вроде Иванушки-дурачка, познакомившись с компьютерными виртуальными реальностями, постепенно интеллектуально и физически окреп, а под конец стал претендовать на мировое господство, но, попав в компьютерный гипертекст, он не мог оттуда выбраться, он был заперт в нем собственной гордыней.
Второй пример – житейский. Когда человек уже выбрал свою профессию, он тем самым выбрал определенный гипертекст своей жизни – определенные языковые игры, определенный круг общения, определенные книги, определенный образ мыслей. И вот вдруг ему все это надоедает.
Он хочет вырваться из опостылевшего ему мира. Хочет все бросить, уйти куда-то совершенно в другое пространство, к совершенно другим людям и другим проблемам.
Но те кнопки, которые он научился нажимать в своей старой жизни, те речевые акты и языковые игры, в которые он был обучен играть в своей старой жизни, те пружины, которые он привык нажимать, и те психологические установки и мотивации, которыми он привык руководствоваться, – все это остается при нем. И его тянет назад. Если это очень сильный и решительный человек, он сможет победить свой старый гипертекст, но вопрос состоит в том, стоило ли это делать.
Это проблема Льва Толстого – хотел уйти из Ясной Поляны почти на протяжении 30 лет – как будто бы все уже чужое – и не мог – все-таки все родное. Он только описывал эти попытки в своих произведениях (творчество писателя тоже можно представить как своеобразный гипертекст).
Так, в рассказе “Отец Сергий” блестящий офицер вдруг уходит в скит замаливать свои светские грехи. К нему в скит приходит женщина, чтобы соблазнить его.
Соблазн так велик, что отец Сергий отрубает себе палец, как бы символически себя кастрирует, но он понимает, что проблема, от которой он ушел, осталась при нем.
Гипертекст – это нечто вроде судьбы: человек идет по улице, думает о чем-то хорошем, предвкушает радостную встречу, но вдруг нажимается какая-то кнопка (не будем задавать бесполезного вопроса, кто эту кнопку нажимает и зачем), и жизнь его переворачивается.
Он начинает жить совершенно иной жизнью, как бы выходит из дома и не возвращается. Но потом кто-то опять нажимает кнопку, и она вновь возвращает его к тем же проблемам, к той же улице, к тем же хорошим мыслям. Это, по сути, история Иова.
Человек чувствует, что совершил какую-то ошибку, и сам не понимает, как это вышло, его будто бес попутал, новая жизнь, казавшаяся ему такой нужной, такой творческой, теперь кажется просто западней. И тогда он может либо сойти с ума, либо действительно попытаться возвратиться на эту улицу и к этим мыслям.
Но ему будет труднее, чем раньше, – новые кнопки, которые он научился нажимать в новой жизни, будут мешать ему в старой.
Я недаром все время говорю о кнопках, потому что понятие гипертекста тесно связано с компьютерными виртуальными реальностями.
Существует даже компьютерная художественная литература и, по меньшей мере, один классик этой литературы. И фамилия у него для классика вполне подходящая – Джойс, правда, зовут его не Джеймс, а Майкл и написал он не “Улисса”, а компьютерный роман “Полдень”.
Особенность этого романа в том, что его можно адекватно читать только на дисплее компьютера. Он построен так, как строится гипертекст. В нем есть “кнопки”, нажимая на которые можно переключать движение сюжета в прошлое и в будущее, менять эпизоды местами, углубиться в предысторию героини, изменить плохой конец на хороший и т. п.
Серийность (см. серийное мышление, новый роман) – это тоже одна из особенностей гипертекста.
Здесь мы подходим к понятию гиперреальности, которое придумал французский философ, властитель умов современного мира Жан Бодрийар.
Для того чтобы понять, что такое гиперреальность, надо отождествить реальность с текстом (что было нами сделано в статье реальность, а текст построить как гипертекст – получится гиперреальность. Бодрийар утверждает, что мы уже живем в гиперреальности.
Масс-медиа, бесконечные пересекающиеся потоки информации, создают впечатление, что кто-то нажимает и нажимает различные кнопки, а мы только успеваем рот разевать. Мы перекатываемся, как при шторме на корабле, из одного конца гипертекста в другой.
Например, Бодрийар считал, что войны в Персидском заливе зимой 1991 г. между Ираком и США в обычном “реальностном” смысле не было. Это была гипертекстовая война, вся “посаженная” на дисплеи компьютеров и экраны видеопроекторов. Это не мистика – это особая метафизика гиперреальности, сон наяву, если угодно.
Дальше в нашей цепочке были пространство и время. Конечно, пространство здесь прагматическое (см. пространство, эгоцентрические слова), а время серийное, по нему можно подниматься в будущее и спускаться в прошлое, как по эскалатору. То есть, строго говоря, времени в гипертекст вообще нет.
Возьмем наш словарь. В хронологическом плане он зафиксирован на “отметке” ХХ век. Но внутри этой отметки времени нет – мы перепрыгиваем из венской культуры начала века в Москву конца века, а оттуда – в Берлин 1943 г. Время здесь становится разновидностью пространства.
Это и есть миф , где все повторяется, и это есть неомифологизм, доведенный до последней черты: каждое слово – цитата, каждое предложение – мифологема. И конечно, такое сознание нельзя считать неизменным – мы его сами и изменили.
Это своеобразная шизотехника, некоторый культурный психоз, и мы нажимаем кнопки бессознательно, поэтому это имеет прямое отношение к бессознательному (к парасемантике, – см.
), и это имеет отношение к Эдипову комплексу, ибо кого же мы хотим перехитрить, как не самого себя и свои чудовищные бессознательные стремления, и это безусловно индивидуальный язык, потому что его, кроме нас, никто не поймет, и это аналитическая философия, потому что мы все время так или иначе анализируем значения употребляемых нами слов, и это теория речевых актов, потому что гипертекстовое путешествие – это очень сложная разновидность речевого акта, а раз так, то он относится к области прагматики и, стало быть, к семиотике, поскольку прагматика – одна третья часть семиотики. И это, конечно, семиотика интертекста.
Надеюсь, что более наглядно и убедительно трудно было объяснить, что такое гипертекст.
Список литературы
Бодрийар Ж. Войны в заливе не было // Художественный журнал. 1993. – М 4.
Интервью с Жаном Бодрийаром // Там же. 1995. – М 8.
Руднев В. Морфология реальности: Исследование по “философии текста”. – М., 1996.
Источник: http://MirZnanii.com/a/270162/gipertekst
Что такое гипертекст — xBB.uz
Понятие «гипертекст» появилось в старину, в 60-х годах двадцатого века. Появилось, конечно, не само по себе, его придумал американский учёный Тед Нельсон (Theodor Holm Nelson).
Даже попытался создать первую гипертекстовую систему под названием «Xanadu». Однако времена изменились, окрепла и распространилась всемирная паутина, общепринятыми стали иные вещи.
Какие именно — об этом и поговорим.
Суть понятия
Гипертекст в широком смысле — это текст со множеством ссылок на другие источники, на другие части себя самого, а то и вообще поди разберись куда именно. Откройте любую научную публикацию — и увидите всяческие сноски, указания на плоды чьих-то тяжких умственных усилий, рекомендации посмотреть страницу такую-то, том такой-то, где следует искать подробности.
«А почему бы не сделать то же самое и в электронно-цифровом виде?» — подумал британец Тим Бернерс-Ли (Timothy John Berners-Lee) в конце 80-х годов минувшего столетия. Не только подумал, но ещё и принялся за реализацию идеи. Так появился язык гипертекстовой разметки HyperText Markup Language (сокращённо HTML), воцарившийся во всемирной паутине.
Что именно размечается? Обычный текст в цифровом виде. Каким образом? С помощью дескрипторов, также именуемых тэгами. Браузер не отображает тэги на экране, просто интерпретирует их должным образом и показывает пользователю готовый результат.
Однако это не самое главное. Суть в том, что гипертекст позволяет вставлять в электронный документ гиперссылки.
Гиперссылка
Гиперссылка — это именно то, что в наши дни оправдывает название «гипертекст». Она позволяет пользователю переходить не только на другие страницы, но также к конкретным местам уже открытого документа. А ещё — на иные сайты, разумеется.
Работает это следующим образом. «Ага!» — думает браузер, отображая на экране скачиваемую страницу, — «слова 'Купить слона' заключены в дескриптор, предназначенный для создания гиперссылки. Значит, хочешь или нет, а доведётся показывать данную фразу именно как ссылку…»
«Ух ты!» — восклицает посетитель сайта. — «Слонов продают!» И кликает на этой гиперссылке мышью (стучит пальцем по тачпаду, тыкает в сенсорный экран). Сразу же после клика (лёгкого стука или тыканья) пользователя перенаправляет куда-либо. Без книжных сносок «подробности есть на странице такой-то», «откройте такой-то том» и прочей необходимости осуществления поиска нужной информации вручную.
Более того, пользователь может скопировать точный адрес и отправить ссылку по электронной почте, Skype, ICQ. Или вставить её на форум любителей слонов. Мол, смотрите, здесь недорого.
Вспомогательные средства
Одного лишь языка HTML для оформления веб-страниц показалось мало, причём, ещё в прошлом веке. В середине 90-х началась разработка так называемых каскадных листов стилей, Cascading Style Sheets, сокращёно CSS. Данное средство очень помогает форматировать текст, верстать страницы, показывать всякие красивости, однако всё же не заменяет HTML полностью.
Не заменяют и всевозможные скрипты. Расширяют возможности, изрядно добавляют функциональности, но не более того. Например, с помощью JavaScript можно создавать гиперссылки, в том числе в виде кнопок, однако без HTML всё равно никак не обойтись.
И даже bbCode (Bulletin Board Code), используемый на форумах, хотя и является более удобным, нежели HTML, всё равно интерпретируется в HTML. Причём, самим движком форума, даже до попадания в браузер.
Единственное, что способно хоть как-то тягаться с HTML, это XHTML (в смысле, Extensible Hypertext Markup Language, расширяемый язык всё той же разметки гипертекста). Однако у него есть много особенностей и бзиков, поэтому неопытным людям следует начинать изучение обсуждаемой темы всё же с более дружелюбного HTML.
Примеры гиперссылок
Поскольку гиперссылка – самая важная особенность гипертекста, рассмотрим разные варианты её создания. То бишь, как с помощью одних лишь дескрипторов HTML, так и с применением вспомогательных средств.
На «чистом» HTML, для размещения на сайтах и в блогах:
xbb.uz
На bbCode, для размещения на форумах:
[url=http://xbb.uz]xbb.uz[/url]
На JavaScript, интегрированном с HTML, в виде кнопки:
Резюмируем
Гипертекст отличается от любого другого текста, простого или оформленного (форматированного), возможностью виртуально «телепортировать» пользователя
- к другому документу;
- к другой части документа;
- на другой ресурс.
Всевозможные ссылки, ведущие куда угодно, можно вставлять и в PDF, и в RTF, и в ODF, и в документы других видов, однако осуществлять взаимосвязь между страницами сайта проще всего именно с помощью настоящего гипертекста. Таковой нынче ассоциируется с языком разметки HTML, и это довольно справедливо.
А с наступлением светлого будущего, с внедрением новой ипостаси HTML 5, его роль станет ещё более значимой, поскольку возможности расширятся довольно ощутимо.
Источник: http://xbb.uz/web/Chto-takoe-gipertekst
Гипертекст как проявление текста в интернете
УДК 81’33 ББК 81.1
П 68
Правкина С.Н.,Григоренко И.Н.
Г ипертекст как проявление текста в интернете
(Рецензирована)
Аннотация:
В статье исследуется гипертекст как один из способов современной коммуникации, который состоит из большого количества документов, содержащих текст, видео – и аудиоинформацию, связанную ссылками. Основные признаки гипертекста -нелинейность, интерактивность, имманентность. Коммуникативность – важная составляющая условия функционирования текста как смыслового ядра гипертекста.
Ключевые слова:
Текст, гипертекст, коммуникация, паралингвистика, интерактивность.
Среди компьютерно-опосредованных форм коммуникации особое место занимает гипертекст. Это объясняется большим значением, которое приобретает Интернет как способ и средство доставки информации. В связи с этим все больше исследователей обращаются к проблеме влияния компьютеров, компьютерных сетей на прагматическую и лингвокультурную составляющую общения человека с человеком.
Всё возрастающая роль Интернета в человеческой коммуникации заставляет лингвистов обратить внимание на особенности вербального и паравербального проявления гипертекста в компьютерной сети.
Именно компьютерно-опосредованного общение, неотъемлемым компонентом которого является гипертекст, и становится объектом нашего исследования. Сначала обозначим, что же представляет собой гипертекст на современном этапе развития компьютерных технологий, каковы источники его возникновения.
Под гипертекстом понимается вид письменной коммуникации, представляющей особую форму организации письменного текста, опосредованного компьютерной средой и характеризующейся процессом нелинейного письма и чтения [1: 165].
Гипертекст, с одной стороны, вызван развитием компьютерных технологий, с другой стороны, по мнению учёных, гипертекстом можно считать энциклопедическое, научно-справочное или научнопопулярное издание в виде словаря, «состоящее из расположенных в определённом логическом порядке фрагментов текста, где направление чтения не задано»[2: 166]. История гипертекста не нова.
Гипертекстом является и совокупность текстов Священного Писания, поскольку их можно читать не только линейно, но и нелинейно, следуя эксплицитным указаниям, содержащимся во многих изданиях книг Ветхого и Нового Завета, а также руководствуясь порядком ассоциативных ссылок и параллельных мест, то есть гипертекстуально [3].
В настоящее время понятие «гипертекст» связано в основном с развитием интернет-технологий и гипертекстом также принято считать большое количество документов, содержащих текст, видео- и аудиоинформацию и связанных ссылками друг с другом [4: 166].
Обратим также внимание на происхождение корня слова «гипертекст» – «текст» от латинского «связь», «соединение». «Лингвистический энциклопедический словарь» определяет текст как «объединенную смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность» [5: 507].
«Словарь-справочник лингвистических терминов» интерпретирует текст как «произведение речи (высказывание), воспроизведенное на письме или в печати» [6: 234]. По мнению ученых, интересен текст, прежде всего, как «последовательность вербальных (словесных) знаков».
Допускается вместе с вербальными знаками наличие в тексте
паравербальных компонентов [7: 101]. При этом правильность его построения определяется текстуальностью, под которой понимается комплекс факторов: внутренняя осмысленность, возможность своевременного восприятия, реализация адекватных условий коммуникации и так далее.
Добавим, что в тексте не просто подобраны слова в высказывании соответственно отдельно окружающим нас предметам и явлениям, а сразу построено высказывание как целое.
Как показывают проведенные исследования гипертекстов, именно гипертекст как проявление текста в Интернете становится одним из способов представления человеческой коммуникации как процесса.
Вместе с этим обозначим принципиальную неоднозначность гипертекста как средства общения, соотносимую с двумя его аспектами: когнитивным и коммуникативным и отличающим его от текста. Основным из признаков гипертекста считается его нелинейность. «Гипертекст, пишет Н.Н.
Леонтьева, – это нелинейный сложный текст, «живущий» в компьютере и представляющий собой сеть, в узлах которой находятся обычные тексты или части текста, его фрагменты. Интерфейс пользователя позволяет взаимодействовать с этими фрагментами и устанавливать между ними смысловые отношения. Заметим также, что кроме текстов в «узлах сети могут быть рисунки, таблицы, схемы и другие «текстовые» (знаковые) объекты или части текста [8: 146].
Обратим внимание на то, что приставка «гипер-» имеет греческое происхождение «hyper» и обозначает «над» , «сверх», «по ту сторону» и таким образом указывает на усложнение структуры рассматриваемого явления по сравнению с текстом. Рассмотрим теперь структурные и коммуникативные особенности гипертекста, позволяющие говорить о нем как о более сложном, чем текст явлении.
В современной лингвокультуре рассмотрение гипертекста как способа коммуникации обусловлено двумя взаимосвязанными тенденциями развития, как самой коммуникации, так и когнитивных процессов её сопровождающих.
Первая тенденция связана не только с увеличением объемов информации и использованием компьютера в качестве средства коммуникации, но и со скоростью её антиципации и соответствующей обработки информации, причём обработки на смысловом уровне.
При этом приходится выходить за пределы языка и обращаться к внешнему миру, т.е. предметам и представлениям, лежащим за сферой вербальной.
Тем более, что в настоящее время, во-первых, «имеются достаточно убедительные практические результаты, в большинстве случаев связанные с тем, что исследователи ограничивают работу рамками определённых подъязыков и тематических областей, в которых становится, во-первых, более конкретным понятие «текст».
Во-вторых, инструментарий смыслового анализа может быть достаточно ограниченным и эффективным благодаря ограничениям на использование лексических и грамматических средств в рамках определённой тематической области [9: 77].
Потоки информации образуют сложные пересекающиеся в пространстве и времени структуры.
Такое замечание связано, прежде всего, с нарушением целостности мировосприятия, возникновением множественных, дополнительных друг другу структур знания.
Большое количество сообщений не укладывается в жёсткие иерархические структуры, а складывается в мозаику. Подобные наслоения требуют гибких сетевых структур, например, таких, как гипертекст.
Благодаря Интернету происходит адаптация линейной структуры текста к нелинейной, которая является привлекательной в связи с ассоциативной связью идей в мозгу человека.
Как свидетельствуют проводимые исследования на нейролингвистическом уровне «… мозг человека… действует по ассоциативному принципу.
Уловив одну мысль, он немедленно переходит к другой, порождаемой ассоциациями мыслей в соответствии с некоторым сплетением следов в клетках головного мозга» [10: 18].
Именно гипертекст обеспечивает функционирование большого объема информации в электронном пространстве. Организация процессов восприятия адресатом связана с
поступающей информацией посредством обратной связи – афферентации -обеспечивающей, по мнению Т.В.Ахутиной, построение движения поступающих сигналов и формирующих так называемые пространственные синтезы, которые на всех уровнях всё теснее связаны с афферентацией… [10: 14].
Из афферентации вырастает (субъективное) пространство, из пространства – предмет, из предмета – наиболее обобщённые объектные понятия [11: 152].
Таким образом, коммуникативность – основная характеристика любого источника информации, в том числе и гипертекста – осуществляется в условиях функционирования текста как смыслового ядра гипертекста, который осваивает новые форматы, поскольку видео и звуковое сопровождение являются довольно часто неотъемлемой средой его существования.
Следовательно, пользователь Интернета является активным участником процесса креолизации интерактивного пространства, ядром которого является текст. Наблюдения показывают, что гипертекст становится имманентным выражением текста, срастаясь с последним, обеспечивая когнитивные и коммуникативные особенности его функционирования.
Именно такие особенности обладают функцией выражения мотивационно-интенциональной сущности текста. Её высшим содержательным параметром будет «интенциональность», которая актуализируется в текстах в виде частных параметров: «предписание», «описание» и «оценка», которые далее подразделяются на иллокутивности.
Описанное разбиение текстов носит гипотетический характер ввиду того, что в гипертекстах все эти три функции часто выступают в сложной взаимосвязи. Поэтому более важно выделение типологических параметров: «предписание», «описание»,
«оценка». Следовательно гипертексты отличаются доминацией того или иного из приведенных параметров и доминацией соответствующих текстовых модулей.
Выполняя основную функцию «привязывания» мира гипертекста к действительному миру, обратим внимание на квалификаторы когнитивного компонента текста, предложенные А.Г.Барановым.
Они эксплицируются в семантико-прагматических полях индексации – хронологическом, топологическом и поле персональности, которые вплетены и находятся в тесном взаимодействии с денотатными и сигнификатными полями когнитивного компонента текста (предметной областью текста).
Это взаимодействие опирается на корреляции статуса референции текста, выражаемого в экстенсиональном, интенсиональном или смешанном характере предметной области текста, и векторы контекстуализации индексальных полей текста, которые определяются по отношению к расширенной семиотической рамке как «точке отсчета»[12: 38].
Ещё одной важной особенностью организации текста в Интернете является особенность сетевого предъявления текста, при которой рассматриваемая предметная область представлена в качестве совокупности объектов и связывающих их отношений.
Иначе говоря, текст создается и воспринимается человеком, без которого существует лишь «тело текста», а оно вне взаимодействия с человеком остается звуковым шумом или цепочкой каких-то фигур, не становящихся знаками до тех пор, пока не появится некто, способный приписать им значение – означить.
Как способ коммуникации гипертекст имеет ряд характерных особенностей, таких как нелинейность, интерактивность, имманентность. При этом неизбежно обращение к внешнему миру, то есть предметам и представлениям, лежащим за сферой вербальной.
В качестве коммуникационной составляющей гипертекст непосредственно связан с афферентацией – обеспечивающей построение движения поступающей адресату информации и формирующей, по мнению нейролингвистов, так называемые пространственные синтезы, связанные с организацией и направлением информации на всех уровнях её продвижения.
Гипертекст, становясь имманентным выражением текста и срастаясь с последним, принимает участие в формировании когнитивных и коммуникативных особенностей функционирования текста, выполняя основную функцию связи – доставку и получение информации. При этом предметная область текста как ядра гипертекста ограничивается
рамками семантико-прагматических полей, что и предопределяет необходимость учёта особенностей процессов означивания функциональных элементов, формирующих когнитивный контекст.
Примечания:
1. Crystal D. Language and the Internet. Second edition. Cambridge University Press, Cambridge, 2006. 304 p.
2. Сергиенко П.И. К вопросу об использовании гипертекста в энциклопедическом и информационно-развлекательном электронных изданиях // Вестник Московского госуниверситета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 4.
3. Эпштейн В.Л. Введение в гипертекст и гипертекстовые системы. URL: http://www.ipu.rssi.ru/publ/epstn.htm.
4. Ефремова Т.Ф. Большой современный толковый словарь русского языка. М., 2006,
5. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцевой. М.: Сов. энциклопедия, 1990. 685 с.
6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1976. 543 с.
7. Григоренко И.Н. Текст как пространство реализации смысла и когниции. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2002. 130 с.
8. Леонтьева Н.Н.Автоматическое понимание текстов. Системы, модели, ресурсы. М.: Академия, 2006. 304 с.
9. Марчук Ю.Н. Основы компьютерной лингвистики. М.: Народный учитель, 2000. 226 с
10. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 2007.
11. Бернштейн Н.А. Физиология движения и активности. М.: Изд-во МГУ, 1990. 326с.
12. Баранов А.Г. Прагматика как методологическая перспектива языка. Краснодар: Просвещение-Юг, 2008. 188 с.
Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/gipertekst-kak-proyavlenie-teksta-v-internete