Что такое когнитивные способности: определение, классификация и как развить

Когнитивные функции головного мозга человека – это в психологии совокупность процессов, с помощью которых человек познает мир, самого себя и взаимодействует с окружающей реальностью. Такие способности называют высшими психологическими функциями. И это – важнейшее свойство человеческого сознания, создающее уникальность личности для человека.

Нарушения когнитивных функций – неврологический диагноз. Как правило, становится следствием поражения структур головного мозга вследствие тех или иных патологических процессов.

Характерен для людей в годах, у которых возрастные изменения приводят к ослаблению взаимодействий между нейронами [1].

Однако может развиваться и у молодежи, заметно снижая качество жизни самого пациента и его близких.

Человечество всю свою историю размышляет над вопросом: «Что же дает нам возможность мыслить, быть цельными и неповторимыми личностями?». Ответы, в разные времена, отличались. До развития медицины эти способности приписывались божьей воле. Однако ученые доказали, что в ответе за такую сторону жизни – наш мозг.

Что такое когнитивные способности: определение, классификация и как развить

Это обретенная в процессе эволюции, свойственная только человеку, способность обрабатывать информацию: получать, распознавать, обрабатывать, хранить и передавать.

Неврология, нейрофизиология и когнитивная психология, которые изучают эту сферу работы головного мозга, разрабатывают методы восстановления и улучшения познавательных способностей [2].

В начальной стадии процесса, когда изменения в личности не так выражены, люди могут обращаться к психологам, получают лечение со слабо выраженным и нестойким эффектом.

Технология нейровизуализации помогает сопоставить когнитивное нарушение и поражение конкретного участка мозга. Мы способны отслеживать динамику работы даже небольших центров в коре и подкорке у конкретного человека. На основании собранных данных, подбираем способ улучшения мыслительных, познавательных способностей.

Прежде чем улучшать способности мозга, нужно понять, о чем идет речь. Медики составили список того, что делает человека умным и способным.

Виды когнитивных функций:

Что такое когнитивные способности: определение, классификация и как развить

  • Уровень мышления или интеллект – способность человека объективно воспринимать и осмысленно взаимодействовать с окружающим миром. Умение анализировать информацию, выносить суждения и умозаключения.
  • Обучаемость и память обеспечивают регистрацию, фиксацию и последующее воспроизведение полученной когда-либо информации.
  • Способность концентрировать внимание, познавательная деятельность. Ценные качества: устойчивость внимания, умение воспринимать информацию из двух и больше ее источников.
  • Речь – присущая человеку функция, с помощью которой мы звуками кодируем информацию. Передаем слушателям объективные и абстрактные образы, выражаем свои мысли и суждения, информацию. Осознанная речь отличает человека от представителей животного мира. Функция крайне сложная, развилась одной из последних. Формирование речевого навыка происходит в первые годы жизни под влиянием средовых, социальных, семейных и физиологических факторов. Целенаправленно развивая речь, изучая риторику, человек одновременно тренирует и другие высшие психические функции.
  • Гнозис означает познание мира. Это способность познавать и узнавать внешние объекты посредством органов чувств: осязания, слуха, обоняния, зрения, вкуса. Здесь критическое значение имеет память человека. Сохранение информации о явлениях мира, обеспечивает их последующую узнаваемость.
  • Праксис позволяет человеку ориентироваться в трехмерном пространстве. Благодаря этой функции мы пользуемся ножом и вилкой, что-либо мастерим, обслуживаем себя в быту. Праксис вырабатывается в процессе взросления и обучения человека на протяжении всей жизни.
  • Функции управления. Отвечают за умение планировать действия и принимать решения, находить ошибки и их исправлять, проявлять интеллектуальную гибкость.
  • Социальный интеллект дает возможность понимать эмоции других людей, видеть мотивы их поступков.

Что такое когнитивные способности: определение, классификация и как развить

Полноценное использование когнитивно-мнестических (связанных с памятью) функций требует соответствующего уровня деятельности центральной нервной системы. Колебания появляются от внешних обстоятельств: стресса, плохого сна.

Это направление науки, которое определяет, что такое когнитивные психические функции организма и сознание. А еще, определяет принципы, помогающие сохранить здоровье мозга на нужном уровне, повышать его уровень в течение жизни.

Разработаны методы, которые позволяют врачам улучшить когнитивные способности человека. Достигается это за счет направленной стимуляции отдельных участков коры головного мозга или изменения образа жизни.

Что такое когнитивные способности: определение, классификация и как развить

Методология этой науки изучает вклад в когнитивные функции памяти и других способностей.

Специалисты изучают деятельность мозга человека по аналогии с компьютером. Рассматривают особенности ввода, обработки и анализа информации, чтоб улучшить такие возможности.

Основополагающими принципами этой отрасли выступают:

  • Когнитивное функционирование – это основной объект изучения. Ученых интересуют память и мышление, речь, восприятие информации и воображение. Пристально изучается эмоциональная сфера личности, процессы распознавания образов и особенности интеллекта.
  • Считается, что человеческая психика работает поэтапно. То есть, поступающие извне импульсы обрабатываются нейронами пошагово, проходят цепь преобразований.
  • Системы обработки мозга имеют свой объем. Это становится основой работы психологов-когнитивистов – практиков. Доктора ищут пути увеличить доступные мозгу объемы памяти, предотвратить сокращение этих «мощностей». Подбираются методы работы с поступающей информацией так, чтобы у человека была возможность усваивать значительно больше данных.
  • Информация, поступающая человеку в ходе познавательных процессов, кодируется индивидуальным образом, интерпретируется каждым по-своему.
  • В ходе исследований используются специализированные хронометрические методы, позволяющие объективно оценить скорость ответа мозга на поставленную задачу. Таким образом выясняют задержку ответа психики на поступающие сигналы. По итогам анализа данных, составляются программы, способствующие усилению когнитивных функций.

Опытный доктор может определить особенности восприятия и преображения информации, качество и специфику памяти [3].

Проведя полноценное исследование, составляет программу по улучшению этих показателей.

Что такое когнитивные способности: определение, классификация и как развить

Когнитивный подход в психологии позволяет объяснить особенности поведения человечества в массе, и каждого представителя вида отдельно, с точки зрения процессов познания.

Человеческий мозг обладает существенным когнитивным резервом. Мы способны поддерживать высокие показатели деятельности в стрессовой для организма ситуации. И все же, люди нередко замечают, что со временем память или внимание начинают ослабевать. Даже речь теряет четкость или разнообразность.

Порой, виной этому становится поражение, аномалия деятельности речевых отделов коры головного мозга. Часто мы сами провоцируем ослабление когнитивных функций, ведя нездоровый образ жизни.

Спад ментальных способностей человека может возникать по ряду причин:

  1. Неправильное питание. Чрезмерное увлечение жирной и сладкой пищей, фастфудом без адекватного поступления витаминов и минералов, также негативно сказывается на работе мозговых клеток.

Что такое когнитивные способности: определение, классификация и как развить

  1. Хронический дефицит сна. Не имея возможности полноценно отдохнуть, организм исчерпывает внутренние резервы [4].
  1. Малоподвижный образ жизни провоцирует недостаток кислорода в крови, что отрицательно сказывается на работе мозга.
  1. Однообразие умственных нагрузок или их отсутствие. Когнитивным функциям необходима регулярная тренировка, чтобы поддерживать их на желаемом уровне и развивать.
  1. Вредные привычки. Курение, регулярное употребление алкоголя или наркотических средств, приводит к нарушению кровоснабжения головного мозга. Такое состояние заставляет организм «экономить» ментальные силы, ухудшая способности человека.

Да, изменив привычный образ жизни, можно добиться заметного улучшения показателей памяти, мышления, интеллекта.

Чтобы улучшить когнитивные функции, например, силу памяти, ее цепкость, предлагаем соблюдать такие советы:

  • откажитесь от вредных привычек;
  • высыпайтесь, соблюдайте режим отдыха и бодрствования;
  • перейдите на здоровое питание, исключающее преобладание жирных и сладких продуктов;
  • ежедневно обеспечивайте себе хотя бы минимальные физические нагрузки;
  • тренируйте высшие психологические функции: общайтесь, изучайте новую информацию, развивайте память и внимание с помощью игр и упражнений.

Если вы хотите увеличить собственные, возможно, ослабевшие, умственные способности, то обращайтесь к квалифицированным неврологам.

Опытные доктора подберут действенные, для решения ваших задач, методы тренировки и воздействия на мозг.

Что такое когнитивные способности: определение, классификация и как развить

Список использованной литературы

Описание когнитивных способностей и навыков человека: какие возможности дают

Человек познает мир, изучает новое, накапливает опыт, благодаря когнитивным способностям. Дошкольникам они нужны для расширения знаний о предметах окружающего мира, ребенку подросткового возраста – для успешной учебы, взрослым – для повышения производительности труда. Важно знать, что эти когнитивные умения можно развить в любом возрасте.

Что такое когнитивные способности: определение, классификация и как развить

Когнитивные способности в голове

Что такое когнитивные способности

Когнитивные способности – это совокупность всех познавательных психических процессов личности, ответственных за принятие, обработку, сортировку, запоминание, хранение и воспроизведение информации.

Дополнительная информация. Существует мнение, что когнитивные навыки в зрелом возрасте снижаются. Однако, если человек будет регулярно тренировать свое внимание, много читать, изучать иностранные языки, то даже в старости он будет успешно обрабатывать, запоминать и воспроизводить информацию.

Наиболее значимые когнитивные функции

Творческие способности — что это такое в психологии

Самыми важными когнитивными функциями психологи считают:

  • Внимание – способность концентрироваться на информации, игнорируя внешние раздражители;
  • Гнозис – способность воспринимать информацию;
  • Мышление – способность обрабатывать информацию, анализировать, сравнивать, обобщать факты и формулировать умозаключения, осуществлять формально-логические операции;
  • Память – запоминание, хранение и воспроизведение информации;
  • Речь – способность людей обмениваться информацией;
  • Праксис – умение применять теоретические знания на практике.

Влияние когнитивных способностей на успех, его составляющие

Мотивация человека — что это такое

Если у человека хорошо развиты когнитивные способности, ему легче обрабатывать информацию, получаемую от всех органов чувств. Психологи доказали то, что успех обучения и профессиональной деятельности обусловлен когнитивными навыками человека. Чем выше уровень их развития, тем выше производительность труда.

Внимание! Существуют такие виды профессий, где основным требованием к кандидату на замещение той или иной вакансии является высокий уровень развития когнитивных способностей. При этом работа на этом посту, выполнение производственных функций развивают эти умения у специалиста еще больше.

Что такое когнитивные способности: определение, классификация и как развить

Работа развивает когнитивность

Профессиональный успех приходит к тем сотрудникам, у которых хорошо развита исполнительная функция. Тем, кто мечтает о карьерном росте и стремится «вырасти» в глазах начальства, нужно развивать у себя определенные виды когнитивности.

Внимание! Знание того, как развиты у человека те или иные когнитивные возможности, позволяет ему спрогнозировать, насколько успешным он будет в той или иной сфере труда. Опираясь на свой когнитивный потенциал, человек может выбрать для себя наиболее подходящую профессию и успешно продвигаться по карьерной лестнице.

Читайте также:  Аннуитетный и дифференцированный платежи: какой выбрать?

Планирование

Способность к планированию – это профессионально важный когнитивный показатель. Она выражается в умении человека спрогнозировать последствия того или иного маркетингового хода, выбрать наиболее рациональный путь достижения производственных целей.

Ингибиция

Ингибиция – это когнитивное умение, заключающееся в контроле импульсивных реакций и способности сохранять здравомыслие в любой непредвиденной ситуации. Ингибиция объединяет в себе умение ставить цель, планировать и прогнозировать.

Мониторинг

Мониторинг – это когнитивные навыки контроля поведения.

Посредством этой способности человек проверяет, действительно ли его действия направлены на достижение поставленной цели, правильно ли он выбрал способы решения когнитивных задач.

При обнаружении отклонения от плана человек с высокими навыками самоконтроля способен скорректировать свои действия. В любой профессиональной сфере эта способность важна.

Принятие решений

Принятие решений – это определение способов достижения цели, решения проблемы.

Когнитивная гибкость

Гибкость – это когнитивные возможности человека, позволяющие ему быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и подстраивать свое поведение под них. Также эта способность позволяет человеку в решении производственных задач опираться не только на свое мнение, но и принимать в учет точки зрения коллег.

Что такое когнитивные способности: определение, классификация и как развить

Учитывает мнение других

Рабочая или оперативная память

Память – это способность держать в голове всю необходимую рабочую информацию, использовать ее для решения текущих производственных задач. В психологии принято считать, что память позволяет человеку успешно осваивать новые виды деятельности, общаться, рассуждать. Рабочая память является разновидностью кратковременной памяти.

Развитие когнитивных способностей

Альтер Эго человека — что это такое

В педагогике существуют специальные упражнения, позволяющие развить когнитивные способности:

  • Упражнение «Скрещивающееся движение». Нужно лечь на ровную поверхность, согнуть левую ногу и правую руку. Левым коленом нужно коснуться правого локтя. Затем руку и ногу надо поменять. Упражнение нужно выполнять медленно. Оно стимулирует работу полушарий головного мозга и активизирует лобные доли, оказывает благоприятное воздействие на работу мозга и общее состояние организма.
  • Упражнение «Слон». Нужно встать, ноги слегка расслабить. Наклоняя голову в сторону, коснуться ухом плеча. Одна рука при этом вытянута вперед (это «хобот»). Совершая движения только верхней частью туловища, вытянутой рукой нужно рисовать знак бесконечности. Рисование лежащей восьмерки сопровождается поочередными наклонами головы вправо и влево и касаниями ухом плеча. Это упражнение стимулирует связи между мозгом и телом.
  • Упражнение «Преодоление тяжести». Для его выполнения надо сесть на стул и вытянуть ноги вперед. Ступни должны касаться пола. Теперь ноги надо скрестить в голеностопном суставе и слегка согнуть колени. Нужно на медленном выдохе наклоняться вперед, на вдохе – возвращаться в исходное положение. После трех наклонов ноги поменять, повторить упражнение еще 3 раза. Упражнение помогает расслабить спину и улучшить кровоток. Снятие мышечного напряжения способствует улучшению координации. Кроме того, упражнение способствует лучшему восприятию информацию.
  • Упражнение «Синхронное рисование». Для этого упражнения понадобятся чистый лист бумаги и 2 карандаша разных цветов. В каждую руку нужно взять по карандашу. Рисовать одновременно двумя руками симметричные предметы, начиная от оси симметрии: квадраты, треугольники, бублики, сердечки. Такое рисование улучшает зрительную координацию и моторные способности.

Что такое когнитивные способности: определение, классификация и как развить

Синхронное рисование двумя руками

Дополнительная информация. Успешное решение когнитивных задач – это результат совокупной работы анализаторных систем, мозга и тела. Для того чтобы стимулировать те отделы мозга, которые в повседневной жизни практически не задействованы, можно попробовать делать бытовые дела слабой рукой. Например, правшам можно чистить зубы левой рукой.

Факторы снижения когнитивных способностей

Ухудшить когнитивные способности могут:

  • Неправильное питание. Если рацион будет однообразным, организм начнет испытывать дефицит витаминов и минералов, это отразится на работе мозга: привычные умственные задачи будут вызывать у человека серьезные затруднения.
  • Нарушение режима труда и отдыха. Для нормальной работы мозга человек должен спать не менее 8 часов в сутки. Хроническое недосыпание приводит к снижению памяти, рассеянности, переутомлению.
  • Длительное физическое и психоэмоциональное напряжение. Физические и эмоциональные перегрузки истощают нервную систему. В таком состоянии человек не способен продуктивно работать.

Таким образом, когнитивные способности человека обеспечивают его результативность в учебе и работе. Если соблюдать режим дня, правильно питаться, избегать стрессов, выполнять специальные упражнения для развития когнитивных навыков, то можно быть успешным в любом виде деятельности и профессиональной сфере.

Что такое когнитивные способности: определение, классификация и как развить

Успех в работе

Видео

Aннa Kyлинич

Что такое когнитивные способности и как развить их самостоятельно

Когда мы говорим, что человек умный, то оцениваем его интеллект: начитанность, правильность суждений, грамотность. Но это далеко не значит, что его когнитивные способности также находятся на высоком уровне. Чтобы понять, почему, давайте рассмотрим, что такое когнитивные способности и какие навыки к ним относятся.

Что значит это понятие

Иметь высокие когнитивные способности – значит, уметь пользоваться информацией, которую мы получаем из окружающей среды. Сюда относятся все виды мыслительной деятельности: запоминание, обработка, анализ данных. Это психические процессы, во время которых вся информация, поступающая сейчас или полученная ранее, обрабатывается и становится пригодной для ее дальнейшего применения в жизни.

Простыми словами, когнитивные способности – это умение пользоваться своим мозгом.

Если у человека они на высоком уровне, то он может полноценно использовать мозг: запоминать, делать выводы, применять знание в быту, менять свое мнение и т. д.

Разновидности когнитивных способностей

К этой группе относятся следующие навыки:

  1. Внимание и концентрация – умение сосредотачиваться на конкретном занятии, не отвлекаясь на внешние факторы.
  2. Гнозис, или восприятие – способность получать информацию извне.
  3. Память – запоминание, хранение и вспоминание данных в нужный момент.
  4. Праксис, или действие – умение применить знание, а не только запоминание теории.
  5. Мышление, или логика – обработка информации, создание собственных выводов, обобщение, сравнение и другие процессы.
  6. Воображение – способность представлять, фантазировать, мечтать, то есть строить свои образы.
  7. Принятие решений – выбор правильного варианта из нескольких альтернативных.

Теперь давайте представим человека, у которого развиты все эти навыки. Он легко запоминает большой объем информации либо отсеивает то, что не нужно помнить. Умеет концентрироваться, не теряет нить разговора и всегда понимает смысл текста, который только что прочитал, потому что не отвлекается. Самостоятельно делает выводы, обладает творческими способностями.

Все эти навыки связаны между собой. И если знать, как их развить, любой человек станет таким. Если вы развиваете концентрацию, то улучшается и ваша память. А если запомните много информации, то сможете лучше делать выводы и выбирать. Также в этом вам помогут специальные методы, о них я писала в статье о том, как принимать решения.

Когнитивные способности и психология

Каждый клиент, обращаясь к психотерапевту, получает персональный план работы над собой. Одно из направлений, широко применяемое для решения разнообразных проблем – это когнитивно-поведенческая терапия.

Практики, пользующиеся инструментами этого направления, утверждают, что причина любой проблемы кроется в мышлении человека.

Психолог старается изучить клиента, выявить его установки, «зашитые» в память и вынуждающие действовать определенным образом. Затем специалист показывает эту установку человеку и учит его мыслить более эффективно, то есть помогает ему изменить свое мышление.

Это наглядно показывает, насколько тесно связаны между собой когнитивные способности. Сначала человек получает определенный опыт (в детстве или уже во взрослой жизни).

Его мозг обрабатывает эту информацию и делает определенный вывод – установку. В дальнейшем человек принимает решения в соответствии с подведенным итогом.

Если вывод сделан неправильный, и формируется установка, мешающая жить, личность страдает от психологических проблем.

Не попасть в эту ловушку вам помогут методы, о которых я расскажу ниже.

Как проходит развитие способностей мозга

Когнитивные функции формируются в первые дни нашей жизни, когда мозг начинает получать информацию о внешнем мире. У ребенка развитие когнитивных способностей проходит в 3 этапа.

  1. Наглядно-действенный (от 0 до 3 лет). Дети учатся восприятию: различать вкусы, запахи, внешний вид. Изучают функции папы и мамы, а также их характеры. Именно поэтому дети по-разному ведут себя с родителями: например, с мамой капризные, а с папой послушные.
  2. Наглядно-образный (от 3 до 7 лет). В этом возрасте развивается логическое мышление. Ребенок уже научился выполнять несложные задачи и начинает активно тренировать память и воображение. Это становится причиной детских выдумок и неправдивых историй. Это не значит, что ребенок врет, а лишь свидетельствует о росте его когнитивных способностей.
  3. Отвлеченный (от 7 лет). Ребенок учится представлять, понимать абстрактные понятия, то есть пытается на основании полученной за прожитые годы информации придумывать что-то свое.

Чтобы помочь развитию когнитивных способностей детей, необходимо ежедневно уделять им внимание, водить на различные кружки и обучать принятию решений на собственном примере. В дальнейшем человек будет улучшать свои навыки самостоятельно.

Как развить когнитивные функции

Способности нашего мозга напрямую зависят от состояния здоровья. Если в организме достаточно витаминов, хорошее кровообращение, то можно рассчитывать на правильную работу мозга и быстрое формирование нейронных связей. Поэтому среди рекомендаций вы найдете не только конкретные умственные упражнения, но и советы по образу жизни.

Составьте полноценный рацион

Это не значит, что себя нужно навсегда лишить любимых «вредностей». Достаточно основную часть времени следить за тем, чтобы в пище были необходимые минералы и витамины. Также обязательно поддерживайте водный режим – обезвоживание негативно сказывается на работе мозга, и когнитивные функции снижаются.

Чтобы повысить свои умственные способности, добавьте в рацион жиры: орехи, масла, красную рыбу. Также не забывайте об углеводах, нужных нам для получения энергии, и белках, без которых органы вообще не могут нормально функционировать.

Читайте также:  Разработка названия: нейминг для новичков

Хорошо спите

Недосып в первую очередь влияет на наш мозг. Я думаю, что все замечали разницу в самочувствии, если поспать 8 часов и 3. Улучшить внимание, концентрацию и память помогут такие рекомендации:

  • спать не менее 7 часов в сутки;
  • засыпать до 22:00;
  • за 2 часа до сна исключить эмоциональные события;
  • ночевать в хорошо проветренной комнате.

Также перед сном не рекомендуется смотреть фильмы, видео на телефоне, играть в компьютерные игры. Но так как придерживаться этого правила очень тяжело (я тоже люблю посидеть в телефоне перед сном), постарайтесь хотя бы минимизировать раздражающие факторы.

Искорените вредные привычки

Курение и алкоголь отменяйте в первую очередь, если хотите, чтобы мозг хорошо работал до глубокой старости. Нейроны, на которых держатся все когнитивные функции, погибают из-за влияния спирта, табака и психотропных веществ.

Вы можете оставить бокал вина за ужином с подругой или насладиться кальяном раз в месяц, но это не должно стать вашим постоянным времяпровождением.

Снижайте стресс

«Легко сказать!» – возмутитесь вы, и я пойму вас. Но со стрессом нужно бороться. От него страдают все когнитивные функции.

Во время стрессовой ситуации активируется миндалевидное тело мозга (научным языком – амигдала). Она отключает нашу способность мыслить рационально, логично и блокирует части, отвечающие за когнитивные функции. Организм работает в режиме «бей или беги», когда единственная его задача – укрыться от опасности.

Это касается не только серьезных потрясений, но и таких «мелочей», как нервная работа, ссоры с мужем и переживания из-за недостатка денег.

Вредное влияние стресса можно снизить, если регулярно проводить медитации и другие практики, снижающие тревогу.

Устройте информационный «детокс»

Наш мозг воспринимает информацию постоянно на протяжении дня. Все, что мы слышим, видим и чувствуем, записывается нейронами. Если мы будем загружать голову большим объемом лишних данных, то мозгу придется «освобождать» место под них за счет снижения когнитивных функций.

Как улучшить работу мозга:

  • не смотреть телевизор;
  • ограничить просмотр развлекательных передач;
  • снизить время наблюдения за блогерами;
  • стараться каждый день побыть наедине с самим собой, ни с кем не разговаривая.

Ваш мозг запоминает информацию о том, что ела на завтрак незнакомая вам девушка в Инстаграме или что случилось с человеком, попавшим в аварию в другом районе города. Вместо этого его лучше загрузить полезными данными, в зависимости от ваших интересов. Например, новым рецептом или узором для вязания.

Я советую регулярно устраивать день, когда вы не пользуетесь интернетом. У меня это 1 раз в 2 недели. Это время уделите себе и займитесь любимым делом.

Ищите полезные для мозга стимулы

«Детокс» устроили, теперь нужно загрузить голову полезной информацией. Вот несколько хороших идей:

  • сходить на концерт;
  • посетить картинную галерею;
  • побывать на природе;
  • посетить ресторан и попробовать новое блюдо;
  • почитать книгу;
  • изучить научный эксперимент;
  • сходить в кино на качественный фильм.

Важно, чтобы стимулы были высокого качества. Если книга – то классика, история или саморазвитие. Если фильм – то документальный или про известную личность, добившуюся успеха.

Занимайтесь спортом и отдыхайте активно

Быстрая ходьба – это тоже спорт. Поэтому необязательно покупать дорогой абонемент в тренажерный зал. Можно ездить на велосипеде, плавать, прыгать на скакалке. Это необходимо, особенно людям с сидячей работой.

Если вам лень тренироваться, рекомендую нашу статью о том, как мотивировать себя на занятия спортом.

Несколько интересных упражнений

Они помогают развить высокие когнитивные способности у детей и взрослых, которые «засиделись» на месте.

  1. Скрещивающиеся движения. Лягте на спину на ровную поверхность. Согните левую ногу в колене, правую руку в локте и сведите их. Затем повторите действие с правой ногой и левой рукой. Движения должны быть медленными. Это стимулирует активность мозга.
  2. Упражнение «Слон». Проводится стоя. Наклоните голову к правому плечу. Вытяните правую руку вперед и попытайтесь нарисовать ею знак бесконечности. Делать поочередно для обеих сторон. Это помогает улучшить связь тела и мозга и хорошо подходит детям, когда они учатся читать и писать.
  3. Синхронное рисование. Возьмите в обе руки карандаши. На стол положите чистый лист. Старайтесь одновременно обеими руками рисовать симметричные фигуры. Улучшает координацию, стимулирует левое и правое полушарие мозга.

Также рекомендуется танцевать. Попробуйте дома под любимую песню – это замечательно снимает стресс и повышает настроение. Или запишитесь в ближайшую танцевальную студию, чтобы учить новые движения и развивать память.

Заключение

По определению когнитивные способности – это не количество информации, которую мы знаем, а умение ею пользоваться. Поэтому, чтобы стать умнее, не обязательно читать сотни книг и разбираться в сложных научных терминах. Достаточно просто заботиться о своем мозге с помощью здорового образа жизни и поддерживать его активность посредством качественных стимулов.

Делитесь статьей со своими друзьями, давайте развиваться вместе.

Когнитивный — это какой, как развивать когнитивные функции и способности, чтобы потом не было их нарушений и искажений

Обновлено 24 июля 2021 Просмотров: 137 960 Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наверное, большинство из вас обсуждали, можно ли вашего знакомого или соседа назвать умным человеком. После этого вопроса, как правило, начинается дискуссия, а по каким критериям, собственно, судить?

Умный – это тот, кто владеет большим объёмом знаний? Но он просто является носителем информации, и может не использовать её на практике и в жизни.

Когда учёные пытаются дать определение интеллекту, то всегда говорят о познавательных способностях человека – когнитивных функциях. Что они собой представляют, как их развивать, и что делать при «поломке»? Будем разбираться и становиться умнее за нашего знакомого.

Когнитивные функции, способности и процессы

Когнитивные функции – это процессы в головном мозге, которые задействуют при изучении нами окружающей среды.

Информация, которая поступает через наши анализаторы, подвергается обработке. Мы её интерпретируем и переводим в знания. Они хранятся в памяти, накапливаются со временем становясь жизненным опытом.

Когнитивные способности это:

  1. восприятие;
  2. внимание;
  3. память;
  4. мышление;
  5. воображение.

Если человек на протяжении всей жизни развивает эти когнитивные характеристики, то его можно считать умным и интеллектуальным.

Поскольку он способен воспринимать информацию из разных источников в большом объеме и длительное время; помнит её, воспроизводит; делает выводы; имеет логическое мышление; может представить самые яркие образы на основе увиденного или услышанного.

Как развивать когнитивное мышление

Сразу после рождения ребенок начинает воспринимать и изучать мир. Но делает это на своём уровне в зависимости от возраста и того, занимаются ли с ним родители.

Различают такие виды когнитивного мышления:

  1. Наглядно-действенное (до 3 лет) – ребёнок рассматривает всё вокруг, пробует на ощупь, иногда даже пытается лизнуть. То есть, использует все простейшие способы узнать об объектах вокруг. Роль мамы и папы на данном этапе заключается в том, чтобы показывать чаду разные интересные предметы, называть их, рассказывать доступным языком об их свойствах и способе применения, давать изучать самому.
  2. Наглядно-образное (до 7 лет) – ребёнок учится выполнять поставленные задачи, решать задания с помощью логики. Родители должны играть с ним в развивающие игры на мелкую моторику, память, внимание и воображение. Также учить правилам поведения, что тоже развивает когнитивное мышление.
  3. Отвлечённое (после 7) – школьник учится понимать, представлять абстрактные вещи (что это такое?), которые невозможно увидеть или потрогать.

Но что делать взрослому человеку? Неужели тот уровень развития памяти или мышления, который есть на данный момент – это предел? Нет, даже в 40 или 60 лет можно продолжать заниматься своими когнитивными способностями.

Любовь к познанию окружающего мира и себя способствуют усовершенствованию этих функций головного мозга.

Некоторые рекомендации, которые прямо направлены на развитие мышления:

  1. Изучайте иностранный язык.
  2. Выберите другую дорогу, чтобы добраться на работу или учёбу.
  3. Делайте привычные вещи другой рукой (для правшей – левой, для левшей – правой).
  4. Разгадывайте кроссворды.
  5. Рисуйте, даже если не умеете. Усложните: возьмите карандаши в обе руки и продолжайте что-то изображать.
  6. Произносите в голос или про себя разные слова наоборот.
  7. Если нужно посчитать несложные уравнения, делайте это в голове, без помощи калькулятора и бумаги.
  8. Для того чтобы тренировать память, нужно перед тем, как лечь спать, вспомнить по деталям, как прошёл весь день. Также можно воспроизвести автобиографию от самого детства. Или же в обратном порядке: от сегодняшнего дня до момента, как ползали по полу за игрушкой. Вспоминать можно как просто в голове, так и рассказывая кому-то, или записывая в тетради.
  9. Смотрите различные фильмы и читайте книги, конечно же.
  10. Существует много приложений в наших смартфонах, которые прямо направлены на развитие тех, или иных когнитивных функций.

Когнитивные нарушения и расстройства

Чем больше человек занимается интеллектуальным развитием, тем больше возникает связей между нейронами, которые тоже, в свою очередь, развиваются. Это создаёт когнитивный резерв.

Если какой-то участок головного мозга перестанет адекватно работать из-за травмы или старения, то другой возьмёт на себя ответственность (что это такое?) за выполнение важных функций.

В Гарварде провели эксперимент, где на протяжении многих лет наблюдали за 824 людьми. Они были разного уровня воспитания, социального обеспечения и интеллектуального развития.

Результат показал, что люди, которые активно развивали свои когнитивные способности, смогли и в старости логически мыслить, помнили малейшие детали, вели себя адекватно.

Когнитивные расстройства возможны по такой причине:

Читайте также:  Как стать копирайтером с нуля и с чего начать

В зависимости от того, что послужило фактором возникновения дисфункции, будут разные симптомы и дефициты когнитивных способностей. Давайте рассмотрим на примере старческой и сосудистой деменции.

Деменция, которая появляется после 65 лет, называется болезнью Альцгеймера. Основным симптомом выступает развитие забывчивости. В дальнейшем прогрессирует ухудшение памяти вплоть до того, что человек может не помнить своего имени, и где живёт. Также начинаются проблемы с ориентацией в пространстве. Поэтому за такими пациентами нужен постоянный присмотр.

Нарушается речь. Человеку сложно произносить слова, повторяет их. Дальше появляются проблемы с логическим мышлением, которое также заметно при разговоре с больным. Они становятся озлобленными на всё вокруг, очень чувствительными и плаксивыми.

Сосудистая деменция развивается из-за недостаточного кровообращения в головном мозге, ишемии, инсультов. Нарушение памяти не выходят на передний план, как при Альцгеймере. Сразу заметно снижение внимания, его концентрации. Пациентам сложно выделять сходство и различия между объектами, замедленное мышление, сложно произносить слова.

Лечение прописывается только после тщательной диагностики причины. Если это последствие таких болезней, как инфекционные, онкологические, сахарного диабета, то терапия направлена на избавление или корректирование основного заболевания.

При болезни Альцгеймера выбирают ингибиторы ацетилхолинэстеразы. При сосудистых нарушениях внимание врачей направлено на улучшение кровообращения: ингибиторы фосфодиэстеразы, блокаторы кальциевых каналов, блокаторы a2-адренорецепторов.

Для того чтобы улучшить состояние интеллекта при заболеваниях, часто используют препараты с метаболическими и антиоксидантными свойствами. Экспериментами также был доказан позитивный эффект ноотропов. Но стоит помнить, что они помогают только тогда, когда есть проблема. Не улучшают когнитивные способности здоровым людям.

Когнитивные искажения (диссонанс)

Когнитивный диссонанс – это не просто мудреное словосочетание, которое имеет отношение только к учёным и профессорам. Мы сами в повседневной жизни часто с этим сталкиваемся.

Это состояние, при котором возникают противоречия:

Во время когнитивного искажения человек испытывает смятение, тревогу, неловкость, стресс, чувство стыда и вины, или даже злость – психологический дискомфорт. Например, в пешеходном переходе сидит попрошайка, которой вы дали немного денег. Она тянется за ними, а на руке показываются дорогие часы.

Вы сначала сбиты с толку, поскольку думали, что человек нуждается в финансовой поддержке. А выходит, что он может быть богаче, чем вы сами. Сначала оказываетесь в ступоре, который потом может перейти в агрессию, поскольку вас одурачили.

Диссонанс (что это такое?) возникает по таким причинам:

  1. несоответствие между знанием человека о предмете, явлении, других людях и действительно тем, что они собой представляют;
  2. несовпадение между обретённым опытом и ситуаций, которая повторилась, только по-другому;
  3. несоответствие личного мнения с точкой зрения окружающих, которое всплывает случайным образом;
  4. поддерживание традиций и верований, если сам их искренне не почитаешь и не веришь;
  5. логическое несоответствие фактов.

Что делать, если с вами произошёл этот непонятный когнитивный диссонанс? Для начала нужно уменьшить значимость этого состояния. Ведь всему есть объяснение, которое просто на данный момент вам недоступно.

Для этого нужно поискать новую информацию о предмете когнитивного искажения. Изучить более детально, или поговорить об этом с другими людьми. Возможно, у вас просто был небольшой кусочек познаний, и выпала отличная возможность его расширить.

Не стоить иметь очень скованных убеждений. Вы должны впитывать и замечать информацию различного формата, изучать всё вокруг. При таком подходе к жизни вряд ли что-то сможет удивить или сильно задеть. Просто наткнётесь на новые знания, которые тут же возьмете себе на заметку.

Когнитивная психология

В психотерапии существует много направлений, которые индивидуально подбираются для клиента в зависимости от его типа личности и актуальной проблемы. Одним из часто применяемых методов является когнитивно-поведенческая терапия.

Суть направления заключается в том, что причина проблемы, скорей всего, находится в самом человеке, а не в окружающем мире. В его мышлении в частности.

Поэтому психолог вместе с клиентом пытаются изучить его, узнать, на каких утверждениях построено и какой опыт лёг в основу проблемы.

Психотерапевт находит ложную установку, которая вызывает негативные чувства у человека, ощущение невозможности одолеть сложившиеся трудности. И показывает это со стороны. Объясняет, почему она неправильная, и как стоит мыслить более эффективно. Но при этом специалист не навязывает свою жизненную позицию.

Когнитивная терапия подходит для таких ситуаций:

Автор статьи: Марина Домасенко

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

  • Медицина и здоровье
  • Психология

Главная/ ЧАстые ВОпросы/ Медицина и здоровье

Развитие когнитивных способностей

Valeriy Krickiy 30.07.2021 5148

В области развития мозга существует понятие когнитивные способности.

Эти способности развиваются самостоятельно, особенно в детстве, но со временем взросления этот процесс стоит дополнять разными упражнениями, чтобы не остаться на примитивном уровне.

По сути, все взаимодействие человека с окружающим миром влияет на него либо положительно, либо отрицательно. Поэтому давайте разберемся вместе, как когнитивные способности сегодня влияют на качество жизни человека и как их качественно развивать.

Когнитивные способности – это совокупность мыслительных процессов в мозгу человека, для правильного восприятия реальности и правильного принятия решений.

Эти способности разделяют на ряд областей, к которым относиться память, воображение, логика, решение задач, восприятие и формирование понятий. Тренировка памяти доступна и легка, но нужно найти для этого время. Каждая из этих областей важна и нуждается в постоянном развитии.

Если что-то не развивается, то хромает в целом весь потенциал человека. Очень хорошим сравнением будет пример с земледелием.

Если вы очень хорошо удобрили землю, поливали ее каждый день, боролись с вредителями, но не заботились о том, чтобы бороться с сорняками, то урожай будет существенно хуже, чем, если бы вы занимались всем сбалансированно. Поэтому главная составная в улучшении мозга на когнитивном уровне является сбалансированность всех сфер.

Когнитивная недостаточность

Параллельное понятие на когнитивном уровне появилось позже с названием когнитивная недостаточность. Это состояние человека, когда он не может найти определенное решение из-за ухудшения когнитивных функций главного мозга. Часто такая недостаточность появляется на возрастном уровне у людей после 60 лет.

А также может проявляться у людей, которые не разбираются в какой-то области. Если человек не может решить пример 11 умножить на 14, то он точно не сможет решить 18 умножить на 23. В этом и проявляется когнитивная недостаточность. Чтобы это исправить, нужна практика через упражнения или тренажеры для мозга, чтобы развить нужную область в когнитивных способностях.

Упражнения должны соответствовать проблеме, чтобы со временем это упущение было исправлено.

Когнитивный потенциал в практической жизни

Сегодня многие не читают книги из-за потери времени в социальных сетях и просторах интернета. Таким образом, человек не развивает когнитивные способности, и не может достигнуть больших высот в своих умениях и способностях. Таким образом, человек в практической жизни, часто не знает, куда поступить учиться, чтобы получить профессию и образование.

Статистика показывает, что в странах СНГ 80-90% людей работают не по профессии, и выбрали учебное заведение не правильно. Вся проблема в когнитивной недостаточности выбрать правильно кем стать. Подобная ситуация с рабочими местами. Многие работают очень короткий период времени на одном месте, поскольку работу, которую они выбирают, им не подходит.

У многих людей часто нет представления, как состоятся в жизни из-за того, что многие становятся серой массой «плывя по течению». Вся причина в слабом когнитивном потенциале, который не развивается по разным причинам. Это лишь краткий ряд, где многие делают ошибку, не понимая этого. Сфера отношений, финансы, время, выбор материальных вещей, использование ресурсов.

Из-за многих ошибок в этих важных сферах страдает общее качество жизни человека.

5 самых эффективных способов когнитивного развития

Предлагаем 5 ключевых шагов для когнитивного развития уже после прочтения этой статьи.

  1. Дисциплина. Это обширное понятие, которое проявляется от мелочей до глобальных вещей. Как вы с утра просыпаетесь, и как рано ложитесь спать будет определять весь день. Тренировки тела и упражнения для мозга важны в каждом дне, поскольку организм нуждается в нагрузках. Достижение правильных целей ведет вас к общему успеху по жизни.
  2. Правильное питание. Здоровье – это питание, а без здоровья качество жизни и развития резко усложняется. Поэтому заботьтесь о правильном питании, пейте больше чистой воды и не злоупотребляйте вредными привычками. А еще лучше – откажитесь от них.
  3. Больше читайте познавательную литературу, нежели социальные сети. Сегодня есть много прекрасных материалов, как улучшить качество жизни, проработав, и проанализировал многие сферы жизни. Практикуйте и узнавайте, что может вам пригодиться от простых вещей, к более сложным.
  4. Развивайте мозг узко. Память, мышление и концентрация являются ключевыми в развитии мозга. Сервис Мозготрен способен эффективно и главное быстро развить мозг на этих трех уровнях. Для мотивации в сервисе вы можете отслеживать свой рейтинг и статистику.
  5. Качественно отдыхайте. Современная проблема человечества – неумение отдыхать, а это порождает постоянную усталость и загнанность. Сегодня люди едут на отдых, но голова забита делами и новостями из интернета. Научитесь отключаться от виртуальной и онлайн реальности, чтобы восстанавливать силы для дальнейших свершений.

Делая итог, стоит сказать, что развивать сбалансированную когнитивность сегодня не сложно. Важно лишь направить свое время и потенциал в правильное русло тренируя мозг, и не тратить силы в ложном направлении, которые предлагают различные рекламы. Не упускайте возможность прожить жить эффективно, потому что в противном случае вашу жизнь проживут другие.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector