Альтруизм — что это такое и выгодно ли быть альтруистом

Альтруизм — что это такое и выгодно ли быть альтруистом

Кто такие альтруисты, что ими движет, какие типы альтруизма чаще всего встречаются и почему все это так важно для успешного существования и развития общества

Альтруизм — это желание помогать другим людям бескорыстно, т.е. не требуя ничего взамен.

Такое поведение является полной противоположностью другой крайности — эгоизму (готовности бескорыстно заботиться только о себе).

На первый взгляд поведение альтруиста не выдерживает критики, особенно в наш век оголтелого стяжательства, где властвует принцип «ничего личного, только бизнес». Но так ли это на самом деле?

Что такое альтруизм

 

Само по себе слово происходит от латинского «альтер», что в переводе означает «другие». Некоторые говорят, что альтруизм — это социальный мазохизм. Наверное, со стороны это выглядит именно так, но не спешите делать выводы. В какой-то степени, такое поведение может быть намного более «умным» и дальновидным.

Альтруист — это человек, который интересы каких-то других людей ставит превыше своих (или наравне со своими). Обычно такое отношение распространяется на родственников, друзей, знакомых, соседей. Но есть варианты, когда альтруизм направлен на любых людей, которые нуждаются в помощи 

Эгоист же — это противоположная модель поведения, когда человека мало волнуют другие люди или он их даже ненавидит, как недавно рассмотренный нами мизантроп. Но даже такие люди хотя бы в чьей-то судьбе принимают участие или хотя бы интересуются этим.

Население же земли в большинстве своем находится где-то между этими двумя крайностями с большим или меньшим отклонением в ту или иную сторону.

С детства нас учат не быть эгоистами, помогать другим людям и любить не только себя. Мудрый совет, смысл которого понимаешь только спустя годы. По сути, быть альтруистом — это «на отлично» выполнить родительские наказы

Источник: https://subscribe.ru/group/garmoniya-dushi-i-tela/14831720/

Что такое альтруизм. Нужно ли быть альтруистом

Альтруизм – стиль жизни, направленный на служение людям. Об этом можно говорить как о черте характера, направленности личности, жизненной философии. Чаще всего его сравнивают с эгоизмом и рассматривают как противоположность последнего и  желаемый стиль поведения. Но так ли это? Нужно ли быть альтруистом? Или же это так же плохо, как нездоровый эгоизм? Давайте разберемся.

Что такое альтруизм

Альтруизм – это готовность прийти на помощь, выслушать, понять другого человека и даже просто умение признать и принять чужое мнение и интересы. Сам термин ввел социолог О. Конт. И в самой первой трактовке из уст «отца» смысл альтруизма звучал так: «Поступай так, чтобы твой личный интерес служил чужому интересу».

К настоящему времени эту трактовку сильно извратили и приравняли к самопожертвованию, что уже ничего не имеет общего с альтруизмом:

  • Альтруизм – поведение, полезное в отношении других людей, но причиняющее вред или наносящее ущерб самому альтруисту.
  • Это бескорыстная деятельность, активность в отношении создания блага для других людей.
  • Альтруизм тождествен самоотверженности – так чаще всего говорят теперь.

Однако если человек делает добро другим, нанося вред себе, то это нездоровое состояние. Речь идет о какой-то душевной проблеме, возможно, неврозе или разрушающем жизнь сценарии. Конечно, в отношениях мы можем пожертвовать чем-то, иногда идти на уступки и компромиссы, но при условии, что это не превращается в самоуничтожение и самоунижение.

Современный альтруизм – это волонтерство, благотворительность, наставничество. К обязательным характеристикам альтруизма относится:

  • ответственность;
  • бескорыстие;
  • свобода и осознанность выбора;
  • чувство удовлетворения и самореализации.

Теории альтруизма

Биолого-социальная

Существует теория, согласно которой в нас заложены гены альтруизма, но включается этот механизм только в отношении близких людей (дети, родители, супруги, друзья и любимые).

Если же альтруистическое поведение используется слишком часто, нанося вред человеку, то плавно эта врожденная способность вытесняется совсем.

Оптимальный вариант альтруизма – применение его в отношении таких же близких альтруистов.

Существует и другая теория. Еще недавно считалось, что альтруизм – исключительно результат воспитания, социального научения. Но уже сегодня, хотя этот фактор и учитывают, биологическим детерминантам отводится главенствующая роль. К слову, врожденный альтруизм – один из элементов, объединяющих нас с животными. Но некоторые отличия существуют:

  • у животных альтруизм обусловлен исключительно биологией и инстинктами;
  • человек способен к осознанному, наделенному ценностями и культурным значением, альтруизму;
  • человеческий альтруизм всегда мотивирован чем-то, не обязательно инстинктом выживания.

Несмотря на то, что установлен факт врожденной склонности к альтруизму, не определены четкие возможности и сила этой природной особенности. Альтруизм способствует сохранению человеческого вида в широком смысле. Защита близких людей – это вариант продолжения рода и сохранения своих генов. Хоть и не всегда этот подтекст осознается.

Однако отсюда вытекает новое противоречие: альтруизм ли это, если человек старается сохранить свои гены и продолжить свой род? Не о здоровом ли эгоизме идет речь? А если да, то так ли противоположны эгоизм и альтруизм? Пока эти вопросы без ответа.

Социальная

Согласно другой теории, в основе альтруизма всегда лежит ожидание (осознанное или бессознательное) ответной благодарности. Вознаграждение может принимать любую форму и вид, но получить его хочется всем. В контексте этого быть альтруистом мы подсознательно хотим в отношении тех, в ком видим потенциал «отдать сполна».

Тогда снова назревает вопрос: не эгоизм ли это? Можно ли помогать людям на самом деле жертвуя собой или же все это формы эгоизма, который хочет, чтобы мы почувствовали себя важными, значимыми, добрыми, в конце концов, прослыли альтруистами? Думаю, ответ находится на стыке позиций: альтруизм и правда продолжение эгоизма, а точнее их можно сравнить с «инь и янь».

Важен баланс эгоизма и альтруизма. Что это значит? Здоровый эгоизм обеспечивает нам безопасность и сохранность нашего «Я», но альтруизм позволяет нам налаживать отношения с другими людьми и удовлетворять стремлении «быть с кем-то». Мы социальные существа, и с этим ничего не поделаешь. Нам нужно быть собой в обществе других людей. Для этого и нужен баланс в моделях поведения.

Причины и структура альтруизма

Как результат научения альтруизм развивается:

  • после искреннего раскаяния человека в чем-либо;
  • из-за перенесенной травмы или потери;
  • при выраженном ощущении несправедливости этого мира в широком смысле.

Альтруизм состоит из человеколюбия, сострадания и развитого чувство справедливости. Без этого комплекса невозможно проявлять альтруизм, притом ни здоровый, ни болезненный. Эмпатия – еще один немаловажный элемент. Без развитой способности чувствовать эмоции и настроения других людей об альтруизме не может идти и речи.

Именно альтруизм позволяет уживаться нам с людьми, строить гармоничные близкие отношения, выполнять свои обязанности. Альтруист делает добро, потому что это его внутренняя потребность и убежденность, что его оппонент сделал бы так же.

Чем опасен альтруизм

Альтруизм лишает личность самой себя. Большее думание о других, чем о себе или думание о других в ущерб себе заставляет человека по сути отрекаться от себя и признавать превосходство другого. Но это лишь одна опасность.

Вторая опасность – тот, в чью сторону направлен альтруизм, начинает чувствовать себя богом и постепенно погрязает в эгоизме. Таким образом, альтруизм опасен двумя вещами:

  • потеря личности, самости, «Я» альтруиста;
  • искажение образа «Я» у того, в чью сторону направлен альтруизм.

Если рассматривать альтруизм, граничащий с гиперопекой, например, материнской, то для объекта альтруизма это опасно еще и выученной беспомощностью, зависимостью.

Нужно ли быть альтруистом

Таким образом, альтруизм полезен и нужен, но в меру и при условии ответных реакций. Слепое и чрезмерное самопожертвование вредит как тому, кто отдает, так и тому, кто принимает. Одного он лишает личности, а другого самостоятельности и адекватной социализации в мире.

Не стоит стремиться стать альтруистом. Нужно участвовать в том, что взаимно и обоюдно. В том, где польза для себя сочетается с пользой для других. Любовь, общение, творчество не могут быть односторонним процессом. А это основные процессы, в которых участвует человек.

Рассматривая основные концепции альтруизма, психологи так и не могут однозначно охарактеризовать его. Все зависит от истинных мотивов человека (осознаваемых и неосознаваемых), а также от последствий альтруистической деятельности:

  • Если мотивы (потребности) не высшие, то полезность такого альтруизма вызывает сомнения.
  • Если человек страдает от своего же альтруизма, то это болезненная форма поведения.

Здоровый альтруизм – элемент зрелой личности, способ удовлетворения высших потребностей в самореализации и самоактуализации. Но альтруизм никогда не должен быть результатом нарушенного инстинкта самосохранения или действий по указке, а также средством в достижении иных целей, например, получения власти, зависимости со стороны подопечного.

Источник: https://psychologist.tips/1571-chto-takoe-altruizm-nuzhno-li-byt-altruistom.html

Хорошо ли быть альтруистом?

Когда обнаруживаешь себя целиком растворенным в других, потерянным и всем обязанным, тогда вдруг понимаешь, что пора переставать быть для всех белым и пушистым, безотказным и отзывчивым…

В такие моменты начинает чаще посещать мысль о том, что пора позаботиться о себе. А следом приходит другая мысль – не эгоистично ли так думать?

Мы все живем среди людей, повсеместно и ежечасно находимся в отношениях. И эти отношения питают нас, дают чувство сопричастности и общности.

Многое в жизни легче дается, когда делаешь это сообща, вместе с кем-то. Когда чувствуешь теплую эмоциональную связь с другим, то восполняешься до целого, проживаешь в отношениях каждую клеточку своей души. А самое бесценное переживание – это быть кому-то нужным…

Но порой происходит так, что отдаваясь целиком другому, теряешь связь с собой, перестаешь чувствовать себя. Это проявляется в том, что ты не можешь понять, чего хочешь в данный момент, что тебя радует или огорчает, раздражает или вдохновляет. Многим с детства внушали, что «Я» – последняя буква в алфавите, надо прежде всего заботиться и думать о другом, об общем благе.

В идее альтруизма, в том, чтобы жить всегда и только для других, забывая о себе, есть большой подвох. 
С одной стороны, без близких отношений с другими жизнь теряет смысл, и прав был Лев Толстой, говоря, что значимых отношений в жизни человека должно быть как можно больше.

Но, с другой стороны, может происходить так, что отношения человек будет строить не из своего душевного центра, не от «себя-настоящего», а из принятой на себя роли «спасателя», «помощника», «хорошего парня» или «приятной во всех отношениях девушки». И бывает очень трудно уличить себя в этом самообмане.
Попробуем в этом разобраться.

Когда хочется быть нужным из роли, всегда присутствует некоторая нездоровая зависимость от отношений. В таких отношениях всегда на твоих плечах оказывается груз чужой ответственности. Якобы сопереживая другим, стремишься решать за них их проблемы, чрезмерно заботишься, беспокоишься.

Читайте также:  Дедлайн — что это такое (значение слова)

Другие тем самым становятся только слабее и беспомощнее. Ты же на самом деле бессознательно ожидаешь в ответ благодарности и признательности. И если другие не отвечают должным образом на твои ожидания, то в душе возникают по отношению к ним требования, обиды и недовольства.

В таких отношениях люди обычно не говорят друг другу прямо о своих желаниях и потребностях, подразумевая, что прежде всего нужно заботиться о другом – а другой в ответ позаботится о тебе и уж как-нибудь сам догадается о том, чего тебе нужно.

Напряжение начинает расти, когда взаимные ожидания не сбываются. Все это происходит от того, что каждый старается вести себя скорее из «хороших» альтруистических мотивов, чем прислушиваясь к себе.

А что значит – жить “от себя”?

Прежде всего, это значит быть честным перед самим собой и другими, уметь чувствовать себя, понимать свое состояние, иметь храбрость признаться себе и другим в своих слабостях, неспособностях и ограничениях. И как следствие – уметь строить более прозрачные искренние отношения. Любить – так любить, а не играть в любовь.

Ненавидеть – так ненавидеть, а не делать “красивую мину при плохой игре”.

Да, живя из своего душевного центра, человек становится более эгоистичным. Но чувства, которые он испытывает и демонстрирует, срывая с себя прилежные маски, отказываясь от роли “спасателя”, всегда отзывчивого и приятного – это его настоящие чувства. И в этом смысле он более живой, чем тот, кто растворяется в других.

Есть ли правильный ответ на вопрос о соотношении эгоизма и альтруизма?

Проведем геометрическую аналогию. Представим себе отношения в виде отрезка прямой. Он включает в себя линию – «связь» и две точки – «двух людей».

Так вот, если концы отрезков находятся в душевных центрах людей, а не в их представлениях о себе, иллюзорных ценностях или социальных ролях, то эти отношения будут честными, прозрачными и прочными.

Для этого первостепенное значение имеет способность каждого человека поддерживать контакт с собой, иметь хорошее чувствование себя, а уже потом, чтобы жизнь была осмысленной и наполненной, уметь вкладываться в значимые отношения с другими людьми.

И только тогда «отрезок» отношений будет прочно соединять людей друг с другом, и ценность таких отношений поднимет их над противоречием между альтруизмом и эгоизмом.

Источник: https://www.all-psy.com/stati/detail/2597

5 фактов об альтруизме

Все больше исследований посвящается тому, чтобы доказать существование совершенно бескорыстного альтруизма. Матье Рикар приводит несколько таких работ. Например, он упоминает опрос доноров крови, показавший, что менее 2% из них надеются на что-то взамен. Почти все поголовно люди просто хотели помочь тем, кто в этом нуждался.

Матье Рикар объясняет это просто: «Когда мы дарим кому-то от всей души хороший подарок, то главное удовольствие получаем от возможности порадовать человека, а не от предвкушения, что мы получим что-то взамен».

Но не говорит ли эта «радость доставить радость» о нашем глубинном эгоизме? Нет, отвечает Рикар, «если мы делаем что-то на благо другого, а не ради удовлетворения от собственного поступка».

Для психоанализа альтруизм – это форма защитного поведения, сублимация нашей агрессивности.

Психоаналитик Анна Фрейд (Anna Freud) называет это «проявлением мазохизма»: альтруист просто ищет возможности принести жертву своим поступком.

Матье Рикар с этим тезисом категорически не согласен; он утверждает, что, говоря о жертве, мы часто имеем в виду «внешние затраты» – физический комфорт, финансы.

Согласно буддийской концепции психической экономии, следует различать эти внешние ценности и «внутренние затраты».

«Если я выхожу победителем в борьбе за финансовые ресурсы, – пишет он, – я становлюсь богаче внешне, но плачу внутреннюю цену, испытывая враждебность, которая смущает мой дух и оставляет внутренний след в виде чувства горечи.

И наоборот, если я бескорыстно проявляю щедрость, то становлюсь внешне беднее, но увеличиваю свое субъективное благополучие».

Так что проявлять альтруизм – не значит отодвигать себя на второй план, тушеваться. «Если основным критерием выступает уменьшение количества страданий, то неразумно жертвовать нашим долговременным благополучием ради того, чтобы другой порадовался незначительному приятному событию». Усилие, которое мы соглашаемся сделать, должно иметь смысл.

Работы психолога Майкла Томаселло (Michael Tomasello) свидетельствуют о том, что первые порывы бескорыстной помощи проявляются у людей между 14 и 16 месяцами жизни. То есть мы можем говорить, что у детей существует природная склонность к деланию добра, не обусловленная ни культурой, ни воспитанием.

Последние становятся определяющими в выборе дальнейших приоритетов – конкуренции или великодушия, эгоцентризма или чуткости.

Исследование, проведенное среди «праведных» (тех, кто помогал европейским евреям спастись во время Второй мировой войны), показало, что «их родители чаще говорили об уважении к другим людям, о чести, справедливости и терпимости, нежели о материальных ценностях, – пишет Матье Рикар.

– К тому же они совершенно не акцентировали внимание на послушании. А мы знаем, что подчинение авторитетам привело для многих граждан к исполнению таких приказов, которые несовместимы с совестью».

Психолог Алан Люкс (Allan Luks) наблюдал за тысячами американцев – участников различных добровольных акций. Выяснилось, что по сравнению со сверстниками все они обладали лучшим здоровьем, у них почти всегда было хорошее настроение и они были менее подвержены депрессиям.

Другие исследования показали, что девушки, занятые на добровольческих проектах, менее подвержены риску токсикомании, ранней беременности и срывам в школе. Также депрессия, вызванная трагическими событиями, быстрее проходит, если тратить время на помощь другим.

Матье Рикар также приводит примеры спасателей, которые спустя десятилетия чувствуют, что их поступки их сделали внутренне богаче.

«Далай-лама различает два типа альтруистической любви. Первый проявляется спонтанно и объясняется биологическими механизмами, сложившимися в ходе эволюции; он выражается в нашем стремлении защитить наших детей, близких и тех, кто по-доброму к нам относится. Альтруистическая любовь второго типа, напротив, неизбирательна.

У большинства людей она не возникает самопроизвольно и нуждается в том, чтобы мы ее в себе развивали». Но как это сделать? С помощью разных видов медитации, которые начинают с заботы о дорогих нам людях и постепенно расширяют это чувство, преобразуя его в безграничную благожелательность ко всем.

«Тренировать» альтруизм можно и с помощью добрых дел и отстаиваемых в повседневной жизни ценностей. В нашем обществе тотальной конкуренции все люди друг друга опасаются, каждый ставит свои интересы выше остальных, не думая об окружающих. Напротив, в обществе взаимовыручки отношения основаны на доверии, в нем уделяют время ближним и делятся с ними благами.

«Так возникает круг солидарности и взаимопомощи, который питает гармоничные отношения». – заключает Матье Рикар.

* М. Рикар «Речь в защиту альтруизма» («Рlaidoyer pour l’altruisme. La force de la bienveillance», NiL, 2013).

Источник: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/behavior/5-faktov-ob-altruizme/

Что значит быть альтруистом и чем это хорошо?

Специалисты давно пытаются разобраться в природе альтруизма. В психологии это понятие обозначается как скрытый мотив, который не связан с личной выгодой. Иными словами, это добровольные действия в пользу другого человека. Альтруист протягивает руку помощи всегда, не требуя взамен ничего.

Много споров у философов вызывает тема альтруизма. Одни отмечают, что такое поведение возникает из жалости, другие считают это качество проявлением природы личности. Были выдвинуты теории о бескорыстном и корыстном альтруизме.

Согласно последней, человек делает добро, для того чтобы заслужить признание, повысить чувство собственной значимости, расположить к себе кого-то – то есть надеется получить что-то взамен.

Теория о бескорыстном альтруизме говорит, что человек помогает другим из чувства долга и морали.

Научные рассуждения остаются всего лишь теорией. В обществе под альтруизмом понимают поступки в пользу других людей.

Ему свойственны такие особенности и характеристики:

  • Бескорыстие и отсутствие личной выгоды;
  • Человек может пожертвовать собственным временем и ресурсами (интеллектуальными, финансовыми, духовными);
  • Интересы другого идут выше личных;
  • Способность взять ответственность за такие поступки;
  • Помощь осуществляется исключительно по собственной инициативе и воле;
  • Человек испытывает удовлетворение и не чувствует себя зажатым, отодвигая свои интересы.

Правильно ли быть альтруистом?

Некоторые люди задаются вопросом хорошо или плохо быть альтруистом. В мире все относительно, потому нельзя однозначно ответить на это. Плохо ли хорошо – это лишь одна грань этого вопроса, личная позиция каждого. Как правило, альтруизм присущ чувствительным людям.

Они пропускают всю боль и волнения через себя, могут поступаться собственным интересам. А вот по статистике большая часть долгожителей не принимают близко к сердцу неурядицы и чужую боль, и пытаются отстраниться от проблем.

Такая эгоистичная позиция прямо противоположна альтруизму, но имеет право на существование.

Для кого-то помогать другим становится источником эмоций, и он не представляет жизнь без этого. Важно только во всем придерживаться меры и не забывать о себе. Это имеет логическое объяснение.

Дело в том что, раскрывая личный потенциал и решая задачи, человек может обогатить и жизнь окружающих.

И если все внимание будет направлено только на других, а не на свой потенциал, помочь им не получится.

Альтруизм дает возможность разделять радости жизни другого человека, умение прийти на помощь и не оставить в беде, а также чувствовать и сопереживать. Про таких людей говорят, что они – «пальцы мира».

Но наряду с добродетелями альтруизма можно наблюдать и побочные моменты. Они рождаются от чрезмерности и перегиба ситуации. Это прослеживается на простом примере детей и родителей.

Часто можно увидеть как взрослые, пытаясь выразить свою любовь, дают ребенку много сладкого, тем самым вредя ему.

Другой крайностью, в которую впадают люди, становится так называемая медвежья услуга.

Человек, окрыленный идеей благодетельства или безграничной любовью, будет оказывать помощь или выполнять какие-то дела за иных.

Например, альтруист откликается из сострадания на просьбы другого, который мог бы и сам решить свой вопрос. Оказывая такую медвежью услугу, есть вероятность посадить себе на шею недобросовестного человека.

Как проявляется это качество?

Альтруизм проявляется по-разному в зависимости от его разновидности. Он разделяется на:

  1. Родительский. Такой вид характеризуется безусловной любовью и проявляется как забота и помощь своим детям.

  2. Социальный. Содействие и сочувствие распространяется на близкое окружение (родственники и друзья).

  3. Нравственный. Проявляется у волонтеров, как бескорыстный уход за больными, как сострадание и милосердие.

  4. Демонстративный. Выражается машинальное следование общепринятым нормам. Например, перевести бабушку через дорогу. Такому виду присущ девиз «Так надо. Так положено».

  5. Сочувственный. Характерная особенность – ставить себя на место другого. Помощь в таком случае будет конкретной и направленной на результат.

Читайте также:  Как бесплатно сделать коллаж из фотографий в онлайн сервисе или фотоколлаж своими руками в фотошопе

Благотворительная деятельность, материальные пожертвования, безвозмездное преподношение подарков является проявлением альтруизма.

Следование библейской заповеди, которая гласит возлюбить ближнего как самого себя, приходится еще одним проявлением этого качества. Также наставничество относится к альтруизму.

Яркий тому пример – крестные родители, гуру, духовник. Человек предоставляет свое знание и дает советы безвозмездно.

Альтруистом не получится стать за один день или за месяц. Умение прийти на помощь и посочувствовать – это особый стиль поведения, свойства характера, которые человек получает от рождения.

Но можно развивать эти качества, оказывая поддержку другим людям. Каждый выбирает сам воспитывать в себе альтруиста или нет.

Стоит сказать одно – с такими людьми мир становится добрее и прекраснее.

Источник: https://9psy.ru/chto-znachit-byt-altruistom-i-chem-eto-horosho

Альтруизм – антипод эгоизма. Стоит ли связываться с альтруистами? – Психологос

​​​​​​​

Альтруизм (от лат. alter – другой) – бескорыстная забота о другом человеке (других людях). Противоположность альтруизму – эгоизм. Близко – позиция Творца и позиция Ангела.

Альтруист – человек с нравственными принципами, предписывающими бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (других людей).

Альтруистом человек является тогда, когда в его заботе о людях ни на сознательном, ни на сверхсознательном, ни на подсознательном уровнях нет мыслей о собственных интересах и выгоде.

Если альтруисту важна нравственная чистота его намерений, полная свобода от корысти, он стремится оказать помощь не близкому, а совершенно постороннему человеку.

Помогая друзьям, близким и любимым, мы, бывает, рассчитываем на взаимность. Есть матери, которые много вкладывают в своих детей, но обычно за этим есть понимание, что это «мои дети», есть желание воплотить в этих детях «свои идеалы», есть надежда на то, что они позаботятся о матери в старости или хотя бы скажут матери “Спасибо!”.

Альтруист избегает всего этого. Альтруист просто дает, в этом вся суть. Никакого завтра у альтруиста нет, он не считает, сколько он вложил, и у него нет ожидания, что ему что-то вернется из того, что он вложил.

Альтруист – обычно мягкий, спокойный человек. Альтруист может часто предлагать кому-то помощь и надолго увлекаться деланием чужих дел, мало вспоминая о своих.

Для альтруиста трудно сесть кушать, не позвав кого-то разделить с ним еду. Когда альтруисту удается кому-то помочь или выполнить чью-то просьбу, он внутри искренне рад.

Он радуется чужим успехам и искренне сопереживает чужим трудностям.

Альтруизм бывает разный. Часто встречается недалекий альтруизм с торопливым желанием быстрее отдать первым попавшимся людям все, что у человека есть, просто потому, что они сильно нуждаются. Негативной стороной многих альтруистов является как раз то их качество, что они иногда слишком сильно забывают о себе.

Человек, который считает, что о себе заботиться не нужно – не ценит и не уважает себя. Кроме того, это недальновидно. Если бы человек действительно заботился об окружающих, он бы задумался о том, за счет каких ресурсов он собирается о ком-либо заботиться.

Он обязан был бы вначале обязательно позаботился о себе, чтобы он был хотя бы здоровый, умытый, еще чтобы имел машину, чтобы развозить свои подарки окружающим, чтобы у него на эти подарки были деньги…

Мудрый альтруизм предполагает разум и осмотрительно разбирается, кому сколько чего дать, учитывая последствия этого, и предпочитает “не рыбкой накормить, а научить пользоваться удочкой”, чтобы человек мог уже кормить себя сам.

Впрочем, в реальности таких чистых альтруистов мало, чаще альтруистами называют тех людей, которые склонны помнить о том, что кроме их интересов есть окружающие люди и о других заботится тоже. Впрочем, уже не совсем альтруизм.

В Синтоне для этого есть специальное название – Творцы. Творец в своей жизненной стратегии разумнее альтруиста. Творец действительно хочет заботиться не только о себе, а еще о людях и жизни, но для того, чтобы делать это разумно, грамотно, долго и т. д.

, он заботится о том, чтобы у него было что-то, чтобы он сам был достаточно здоровый, богатый человек, тогда его помощь будет реальной.

А так же нужно заботиться о том, чтобы его помощь была действительно нужна, чтобы ему не приходилось никого догонять после того, как он о ком-то позаботился, а от него все разбегаются.

Альтруизм стал отдельной темой экспериментальной социальной психологии и изучается под общей рубрикой просоциального поведения.

Интерес исследователей к этой теме заметно возрос после появления многочисленных публикаций, посвященных антисоциальному поведению, в частности агрессии. Снижение агрессии виделось важной задачей наряду с расширением просоциального поведения.

Особенно много усилий было потрачено на изучение помогающего поведения и вмешательства случайных свидетелей.

В академической психологии известны три теории альтруизма. Согласно теории социального обмена, оказание помощи, как и любое другое социальное поведение, мотивируется желанием минимизировать затраты и оптимизировать вознаграждение.

“Теория социальных норм” исходит из того, что оказание помощи связано с существованием в обществе определенных правил, например, “норма взаимности” побуждает нас отвечать добром, а не злом тем, кто пришел нам на помощь, а норма “социальной ответственности” заставляет нас заботиться о тех, кто в этом нуждается, столько времени, сколько нужно, даже тогда, когда они не в состоянии отблагодарить нас. “Эволюционная теория альтруизма” исходит из того, что альтруизм нужен для “защиты собственного рода” (из книги Д. Майерс “Социальная психология​”).

Читайте статьи на тему: «Эгоистичны ли мы по своей природе?»: Биологически мы эгоистичны и оппонирующая ей статья Почему мы не рождаемся эгоистами.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/altruizm—antipod-egoizma.-stoit-li-svyazyvatsya-s-altruistami-vop-zn-

А существует ли альтруизм?

Такое поведение, когда человек заботится о благополучии других, называется альтруистическим. Кроме того альтруизмом называются бескорыстные поступки, самоотверженные, связанные с принесением в жертву собственных интересов, совершенные ради интересов других людей.

Альтруизм, наверное, взял истоки из христианской заповеди «Возлюби ближнего, как самого себя». Само же понятие ввел Огюст Конт (основатель социологии, французский философ) в противопоставление эгоизму. Но есть ли он на самом деле? И насколько альтруистические поступки лишены всякого эгоистического мотива?

Во избежание гневной критики со стороны других, заранее отмечу, что статья не основана на научно доказанных фактах, а опирается лишь на мои гипотезы, с которыми вы, дорогие читатели, можете быть не согласны!

И, наверное, убежденный оптимист, имеющий девиз по жизни «Всё будет хорошо, я узнавала…», после прочтения ниже изложенного материала всё равно останется с мыслью, что «хорошие люди есть и они совершают бескорыстные альтруистические поступки». Я же, в свою очередь, придерживаюсь точки зрения (возможно, немного циничной), что не все «так чисто и гладко» в помыслах этих людей. Так ли бескорыстен каждый поступок альтруиста?

Ведь, совершая поступок, направленный на принесение пользы другому, человек испытывает положительные эмоции — радость, удовлетворение и т. п. А это уже корысть, польза для самого «альтруиста». А что же говорить о благодарности со стороны того, ради кого данный поступок совершался?

На мой взгляд, уместно здесь и предположение о повышении собственной самооценки такими благородными поступками. Ведь они же показывают нам и другим людям, какие мы хорошие, так и просят за нас: «погладь по головке». И конечно, удовлетворяют нашу потребность быть нужными и значимыми, помогают нам самоутвердиться.

Кстати, не исключена такая функция совершения альтруистического поступка, как заглаживание вины (к примеру, за совершенный ранее «плохой» поступок) — здесь присутствует эффект «раскаяния».

Конечно, хочется верить в то, что «не перевелись еще на земле русской» люди, которые способны сделать хоть что-то «просто так». И так хочется, чтобы таких людей было побольше.

Ведь в современном обществе людей, живущих «только для себя», стремящихся обладать как можно большим, удовлетворять свои потребности, не считаясь с другими, согласитесь, куда больше, чем тех немногих, совершающих что-то ради других людей.

И пусть в их поступках есть толика «неблаговидных», эгоистичных причин, согласитесь — это не столь важно. Главное, что есть люди, которым небезразличны близкие и совершенно незнакомые люди. Давайте будем ценить таких людей и сами будем хоть немного следовать их примеру. Ведь так приятно делать что-то хорошее!

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/62141/

Альтруизм выгоден ≪ Scisne?

Альтруист может выжить в мире эгоистов. Более того, сотрудничество, как выясняется, может быть весьма выгодным. Но только если альтруист живёт в небольшой группе, да и то через 100 тысяч поколений.

Группа ученых под руководством специалиста в области эволюционной биологии Томаса Флатта (Flatt) из Университета Брауна в Провиденсе создала теоретическую модель выживания альтруистов в среде эгоистов. А заодно прояснила, зачем вообще сотрудничество фундаментальное понятие биологии, этологии и социологии понадобилось в ходе эволюции.

Защитный механизм для склонных к сотрудничеству индивидов может быть следующим: жизнь в маленьких изолированных группах, где они надежно защищены от многочисленных жуликов и могут спокойно плодиться и перемещаться.

И биологи, и экономисты неоднократно убеждались в том, что эгоизм окупается. Вирусы крадут ферменты, чтобы воспроизводиться. Злостные неплательщики используют в своих интересах издержки коммунального обслуживания и процветают. Да и, согласно теории игр, мошенники неизменно одерживают верх над альтруистами.

И, тем не менее, сотрудничество неотъемлемый признак как человеческого общества (примеры варьируются от кондоминиума до Организации Объединенных Наций), так и животного мира. Муравьи живут колониями. Львы охотятся группами. Рабочие пчелы трудятся на собратьев и даже гибнут, защищая улей. Как же могло возникнуть стремление к кооперации усилий и возможностей?

Парадокс получил название «трагедия ресурсов общего пользования» (tragedy of the commons). Конфликт между индивидуальными интересами и общественной пользой озадачивал ученых многие десятилетия.

Трио исследователей (помимо Флатта в него вошли математик Тимоти Киллингбэк и швейцарский программист и популяционный биолог Джонас Бьери (Jonas Bieri) разработало уникальную, не похожую на любую другую модель, которая теоретически способна объяснить пользу от сотрудничества.

По их расчетам, альтруисты не просто выживают, но процветают и поддерживают свою численность в далекой перспективе. Исследование опубликует Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.

Достоинство новой модели, по мнению ее же главного создателя Флатта, кроется, прежде всего, в необыкновенной простоте и одновременно универсальности подхода, который можно применять к сотрудничеству на всех биологических уровнях «от букашки до человека».

Программа основана на играх с «публичными благами» (public goods), основных элементах теории игр и простейшей модели социальных дилемм.

– такие продукты и услуги, которые не могут раздельно оплачиваться каждым потребителем. Под ними понимаются, например, законодательная среда, правоохранительные органы, судебная система, здравоохранение, образование, инфраструктура (дороги, связь и пр.), ЖКХ, фундаментальная наука и т.д.

Читайте также:  Верстаем сайт сами

В типичной игре в «общественные блага» экспериментатор выдает четырем игрокам горшок денег. Каждый игрок может вложить все или часть денег в общее дело. Затем руководитель эксперимента собирает инвестированные средства, удваивает сумму и вновь распределяет среди игроков.

Результаты очевидны: если каждый игрок расстанется со всем стартовым капиталом, дивиденды каждого также будут велики. Если все игроки будут осторожничать и рискнут лишь малой частью средств, на большие прибыли рассчитывать, соответственно, не приходится.

Однако, если участники коалиции нарвутся на жулика, жулик, вложивший минимум средств, обязательно выиграет. Иначе говоря, обманная стратегия обеспечивает победу.

В новой модели исследователи ввели в игру такой фактор, как популяционная динамика. Игроков поделили на группы, и они играли с другими участники своих команд. Далее каждый игрок «воспроизводился» пропорционально прибыли, которую получил от игры, передавая свою стратегию партнера или жулика «потомку» по наследству.

После воспроизведения происходили «случайные мутации», в результате чего доля, которую внесет каждый игрок, менялась. И в завершение игроки перемешивались случайным образом, беспорядочно рассеиваясь по разным группам и принося с собой собственные инвестиционные «привычки».

В результате образовались группы различных размеров.

Дальнейшее моделирование ситуации показало, что через 100 тысяч поколений наступит совершенно поразительный финал: партнеры-альтруисты в состоянии выжить и сохранить свою численность.

Ключевым условием станет размер группы: в маленьком «обществе» партнеры, чьи большие инвестиции начинают окупаться, процветают. Приспособленность альтруистов оказывается более высокой, и они успешно передают ее своему более многочисленному потомству. Постепенно альтруисты переходят к доминированию в своей группе, а при смешивании групп ростки сотрудничества попадают и в другие сообщества.

Таким образом, сотрудничество выгодно, но при соблюдении ряда определенных условий.

Особенность «модели Флатта» в том, что она базируется исключительно на популяционной динамике, объясняя возникновение и развитие такого явления, как сотрудничество.

Большинство других моделей учитывают более сложные механизмы вроде родственного отбора, наказаний и взаимовыгоды. Некоторые из таких механизмов требуют способности к познанию и, следовательно, применимы лишь к высшим животным и человеку.

В последнее время сотрудничество и альтруизм, считавшиеся проигрышными стратегиями, все чаще оказываются по-своему выгодными. Совсем недавно калифорнийским биологам удалось выявить ген альтруизма у пятнистых ящериц.

Более того, в генах обнаружились признаки «зеленой бороды» эффекта, благодаря которому альтруисты узнают друг друга, что и помогает им в долгосрочной перспективе отбиться от агрессоров и обеспечить себе потомство.

http://www.gazeta.ru

Источник: https://scisne.net/a-297

Альтруизм

Альтруизм – это принцип поведения, согласно которому человек делает добрые поступки, связанные с бескорыстной опекой и благополучием других.

Альтруизм значение слова и главный его принцип определяются, как «жить ради других». Термин альтруизм ввёл Огюст Конт основатель социологической науки.

Под этим понятием он лично понимал бескорыстные побуждения личности, которые влекут действия, предоставляющие пользу только для других.

К определению альтруизма О. Контом было выдвинуто оппозиционное мнение психологами, которые с помощью своих исследований определили, что альтруизм в длительной перспективе образовывает больше преимуществ, нежели на него было затрачено усилий. Они признали, что в каждом альтруистическом действии есть доля эгоизма.

Как противоположность альтруизму рассматривается эгоизм. Эгоизм – жизненная позиция, согласно которой удовлетворение собственного интереса воспринимается, как наивысшее достижение.

Отдельные теории твердят, что альтруизм это в психологии определенная форма эгоизма. Человек получает высшее удовольствие от достижения успехов другими, в которых он принимал непосредственную участь.

Ведь в детстве всех учат, что добрые дела делают людей значимыми в обществе.

Но если все же рассматривать альтруизм значение слова, которое переводится, как «другой», тогда оно понимается, как помощь другому, которая проявляется в актах милосердия, заботе и самоотречении ради другого человека. Необходимо, чтобы эгоизм, как противоположность альтруизму присутствовал в человеке в меньшей мере и уступал место доброте и благородству.

Альтруизм может соотноситься с разнообразными социальными переживаниями, например, симпатией, милосердием, сочувствием и доброжелательностью.

Альтруистические поступки, которые распространяются за границы родственных, дружеских, соседских, или любых отношений по знакомству, называются филантропией.

Люди, которые занимаются альтруистической деятельностью, за пределами знакомств, называются – филантропами.

Примеры альтруизма различаются зависимо от пола. Мужчины склонны к кратковременным порывам альтруизма: вытащить тонущего из воды; помочь человеку, попавшему в сложную ситуацию.

Женщины готовы к более долговременным поступкам, они могут забыть о своей карьере, чтобы воспитать детей.

Примеры альтруизма отображаются в волонтерской деятельности, помощи нуждающимся, наставничестве, милосердии, бескорыстии, филантропии, донорстве и другом.

Альтруизм, что это такое

Альтруистичное поведение приобретается с воспитанием и вследствие индивидуального самовоспитания.

Альтруизм это в психологии понятие, которым описывается активность человека, ориентированная на заботу об интересах других. Эгоизм, как противоположность альтруизму по-разному толкуется в бытовом использовании, от этого смысл этих двух понятий путается. Так, альтруизм понимается, как качество характера, намерение или общая характеристика поведения человека.

Альтруист может пожелать проявить заботу и потерпеть неудачу в самой реализации плана. Альтруистическое поведение иногда понимается, как проявление искренней заботы о благополучии других больше, нежели о собственном.

Иногда, это как проявление одинакового внимания к своим потребностям и к нуждам других людей.

Если «других» много, тогда данное истолкование не будет иметь практического смысла, если же относится к двум индивидам, тогда оно может стать крайне важным.

«Взаимные» альтруисты – это люди, которые согласны на жертву только ради тех людей, от кого они ожидают аналогичных поступков. «Универсальные» – считают альтруизм этическим законом, и следуют ему, совершая добрые поступки с благими намерениями ко всем.

Альтруизм бывает нескольких видов, которые сразу можно трактовать, как примеры альтруизма. Родительский альтруизм выражается в бескорыстном саможертвенном отношении, когда родители полностью готовы, что должны будут отдать материальные блага и вообще собственную жизнь ребенку.

Нравственный альтруизм это в психологии реализация нравственных потребностей ради достижения внутреннего комфорта. Это люди, имеющие повышенное чувство долга, которые предоставляют бескорыстную поддержку и получают моральное удовлетворение.

Социумный альтруизм распространяется лишь на людей из ближайшего круга – друзей, соседей, коллег. Такие альтруисты предоставляют бесплатные услуги этим людям, что делает их более успешными. Поэтому ними часто манипулируют.

Сочувственный альтруизм – люди испытывают эмпатию, понимают потребности другого, искренне переживают и могут помочь ему.

Демонстративный тип альтруистического поведения проявляется в поведении, что поддается контролю общепринятым нормам поведения. Такие альтруисты руководствуются правилом «так положено». Они проявляют свой альтруизм в безвозмездных, жертвенных поступках, используя личное время и собственные средства (духовные, интеллектуальные и материальные).

Альтруизм это в психологии стиль поведения и качество характера индивида. Альтруист ответственный человек, он способен индивидуально принять ответственность за поступки. Он ставит интересы других выше, чем собственные.

Альтруист всегда владеет свободой выбора, ведь все альтруистические поступки совершаются им самим только по собственному желанию.

Альтруист одинаково остается удовлетворенным и не ущемленным, даже когда поступается личными интересами.

Происхождение альтруистического поведения представлено в трех главных теориях. Эволюционная теория объясняет альтруизм через определение: сохранение рода есть движущей развивающей силой эволюции.

В каждом индивиде заложена биологическая программа, согласно которой он склонен совершать добрые поступки, которые ему лично не приносят пользу, но он сам понимает, что делает все это для всеобщего блага, сохранения генотипа.

По теории социального обмена – в разнообразных социальных ситуациях совершается подсознательный учет основных ценностей в социальной динамике – информации, взаимных услуг, статуса, эмоций, чувств.

Оказавшись перед выбором – помочь человеку или мимо пройти, индивид инстинктивно сначала просчитывает возможные последствия своего решения, он соотносит затраченные силы и полученную личную выгоду.

Данная теория демонстрирует здесь, что альтруизм является глубинным проявлением эгоизма.

По теории социальных норм законы социума твердят, что совершение безвозмездной помощи является естественной необходимостью человека.

Данная теория основывается на принципах обоюдной поддержки равных, и на социальной ответственности, помощи людям, что не располагают возможностью ответить взаимностью, то есть маленькие дети, больные люди, пожилые или малоимущие. Здесь мотивацией альтруистических поступков считаются социальные нормы.

Каждая теория анализирует альтруизм разносторонне, не дает единственного и полного объяснения его происхождения. Вероятно, это качество стоит рассматривать в духовной плоскости, поскольку вышеописанные теории социологического характера и ограничивают изучение альтруизма, как личностного качества и выявления мотивов, что побуждают человека действовать бескорыстно.

Если происходит ситуация, где другие являются свидетелями поступка, тогда индивид, который его совершает, будет готов к альтруистическому действию больше, нежели в ситуации, когда никто не наблюдает за ним. Это происходит через стремление человека выглядеть хорошо перед окружающими.

Особенно, если наблюдателями являются значимые люди, чье расположение к себе он принимает, как очень ценное или эти люди также ценят альтруистические поступки, человек будет стараться придать своему поступку еще большего благородства и демонстрировать свою бескорыстность, не ожидая, что его отблагодарят.

Если возникает ситуация, в какой вероятна опасность того, что отказ в помощи конкретному человеку значит то, что индивиду придется нести за неё персональную ответственность, по закону, например, тогда он, конечно, будет более расположен действовать альтруистически, даже когда лично этого не хочет делать.

Дети, в основном, проявляют альтруистические поступки через подражание взрослым или другим детям. Это совершается до того, как они понимают необходимость такого поведения, даже если другие поступают по-другому.

Альтруистическое поведение, как результат простого подражания может случаться в группе и подгруппе, в какой другие люди, что окружают данного индивида, делают альтруистические поступки.

Также как человек проявляет симпатию к людям, которые на него похожи, также он тянется помогать таким людям. Здесь альтруистические действия управляются сходством и отличием от человека тех, кому он помогает.

Принято думать, что поскольку женщины слабый пол, значит, мужчины должны помогать им, особенно, когда ситуация требует физического усилия. Поэтому за нормами культуры мужчины должны действовать альтруистически, но если случается, что мужчина нуждается в женской помощи, тогда себя альтруистически должны вести женщины. Это является мотивацией альтруизма, образованной на гендерных различиях.

Так происходит в ситуациях, когда требуется помочь индивиду определенного возраста. Так, дети, пожилые люди намного больше нуждаются в помощи, нежели индивиды среднего возраста. К этим возрастным категориям люди должны проявлять альтруизма больше, чем к взрослым, которые еще могут сами помочь себе.

Такие аспекты, как актуальное психологическое состояние, особенности характера, религиозные наклонности, относятся к персональным особенностям альтруиста, влияющие на его поступки.

Поэтому, объясняя альтруистические действия, нужно учитывать текущее состояние альтруиста, и принимающего его помощь. Также в психологии определяют личностные качества, что содействуют, либо препятствуют альтруистическому поведению.

Содействуют: доброта, эмпатия, порядочность, надежность, а препятствуют: черствость, агрессивность, безразличие.

Источник: http://psihomed.com/altruizm/

Ссылка на основную публикацию