Что такое ценность в психологии: определение и основные характеристики

Личность – сложное, многослойное образование, имеющее свою иерархию. В отечественной психологии высший уровень структуры личности называется направленностью. Это система формирующихся при жизни ценностей, убеждений и установок. Они во многом направляют деятельность человека и определяют его отношение к миру, себе и другим людям.

Ценности, их виды и иерархия

Все в нашей жизни имеет свою ценность, и речь здесь идет не только о материальном или денежном выражении. Но ценность объектов и явлений различна.

Есть вещи, имеющие принципиальную важность, а есть такие, от которых мы легко можем отказаться в пользу других, более значимых и ценных.

Эта система ценностей во многом определяет наши жизненные выборы, нашу карьеру, увлечения, принципы, отношения с окружающими.

Виды ценностей

В психологии под ценностями понимают значимые для человека объекты, явления, идеалы и т. д. Такие значимые вещи у каждого из нас есть в разных областях жизни, и содержание у них тоже различное. Выделяют 3 вида ценностей.

Материальные ценности

К ним относятся реальные объекты окружающего мира, которые необходимы человеку для ощущения комфорта. Некоторые из них жизненно важные, например, одежда, жилище, пища.

А другие можно отнести к предметам роскоши или повышенного комфорта – автомобили, бытовая техника, смартфоны, украшения, аксессуары и др. Без них человек может обойтись, но для многих эти вещи являются символом благополучия, и владение ими считается престижным.

То есть эти вещи имеют преходящую ценность, которая определяется или модой, или субъективными предпочтениями человека.

Духовные ценности

Они часто противопоставляются материальным и считаются более возвышенными и значимыми для человека и человечества в целом. Однако это не всегда так.

Духовные ценности – это порождение сознания человека, и их значимость определяется в первую очередь культурными традициями, нравственными нормами, мировоззренческими принципами и т. д.

Согласитесь, духовные ценности эпохи Средневековья далеко не всегда носят возвышенный характер, да и для современного человека не все они значимы.

Есть, конечно, общечеловеческие ценности, которые важны в любом обществе и в любую историческую эпоху. К ним относятся свобода, семья, любовь, дружба, верность и преданность, чувство долга.

С точки зрения эволюции человечества, духовные ценности сформировались позднее материальных и включают в себя несколько видов:

  • жизненные ценности, связанные с общечеловеческими нормами и имеющие принципиальное значение для жизни людей: любовь, вера, свобода, семья, здоровье, защита потомства и т. д.;
  • моральные ценности отражают отношение человека к базовым категориям нравственности: честности и верности, гуманизму и состраданию, долгу и уважению;
  • эстетические ценности, пожалуй, самый молодой из всех видов, связанный с эстетическими переживаниями, такими как чувство прекрасного, наслаждение формой, звуком, цветом и т. д.; эстетические ценности определяются культурными традициями.

Говоря о превосходстве духовных ценностей над материальными, не стоит забывать об их субъективном, индивидуальном характере. Так, возможно, для одного человека верность долгу будет значимой ценностью, а для другого не иметь вообще никакого значения. Кто-то будет верен выбранным принципам гуманизма, а кто-то пропагандировать беспринципность и человеконенавистничество.

Социальные ценности

Этот вид ценностей связан с межличностными отношениями и представлением человека о роли общества и своем месте в нем. К социальным ценностям относятся следующие:

  • принадлежность к определенной социальной группе;
  • круг общения;
  • друзья;
  • коммуникативные способности;
  • политические взгляды и убеждения;
  • социальный статус в иерархии межличностных отношений.

Человек – часть социума, и нормальная жизнь даже самого замкнутого и нелюдимого индивида невозможна вне общества. Поэтому социальные ценности имеют объективный характер и значимы для любого человека, даже если он не всегда это осознает.

Терминальные и инструментальные ценности

В психологии эти два вида ценностей описал М. Рокич (США) – автор известной методики психологической диагностики ценностных ориентаций личности.

Под терминальными ценностями понимаются базовые ценности, значимые сами по себе. К ним относятся и духовные, и социальные ценности, и жизненно важные материальные, например, дружба, красота, образование, карьера, семья, творчество, здоровье, свобода, комфорт и т. д. Иногда терминальные ценности сравнивают с целями жизни, которые ставит перед собой человек. Это то, к чему мы стремимся.

Инструментальные ценности, как и следует из названия – инструменты для достижения жизненных целей. К терминальным ценностям относятся в первую очередь качества личности, например, упорство, трудолюбие, ответственность, креативность, любознательность, воля, терпимость, широта взглядов и т. д. Это то, что мы ценим в других людях и в себе, то, что считаем нужным развивать.

Иерархия ценностей

Так как ценности имеют разный вес и различную значимость, то в психологии принято говорить об иерархии ценностей. Она может быть представлена в виде пирамиды из нескольких ступеней или уровней, и структура пирамиды у каждого человека своя.

У кого-то вершиной будет успех, карьера, материальное благополучие, выражающееся в автомобиле конкретной марки или пентхаусе. А у другого человека на вершине иерархии ценностей окажется любовь и счастливая семья. Считается, что духовные ценности важнее и значимее материальных, но далеко не у всех они находятся на верхних уровнях пирамиды.

Не менее важно и то, какие ценности лежат в основе нашей жизни и составляют основание иерархии. Кто-то таким прочным фундаментом считает семью, кто-то материальный достаток, а у кого-то в основании пирамиды человек, как мера всех вещей.

Убеждения личности

Что такое ценность в психологии: определение и основные характеристики

Под убеждениями в психологии понимается система взглядов человека на мир и свое место в нем, на отношение с другими людьми и отношение к делу. Убеждения формируются в течение всей жизни индивида под влиянием социальной среды и личного опыта.

Доминирующую роль играет социальный фактор, следовательно, основы убеждений закладываются в наше сознание обществом. Большое значение имеет авторитетность источника и фактор веры.

Дети верят своим родителям и учителям, они для них являются авторитетами, поэтому оказывают решающее действие на формирование их мировоззрения.

А взрослые верят политикам (хоть и не всегда в этом признаются), средствам массовой информации, авторитетным друзьям и книгам. Именно эти источники оказывают наиболее заметное влияние на убеждения личности.

Однако назвать человека пассивным объектом социального воздействия тоже нельзя. Он пропускает через себя и перерабатывает любую информацию, соотносит ее с имеющимся опытом и значимыми ценностями. Поэтому можно сказать, что убеждения – это своеобразный сплав социального и индивидуального.

Убеждения играют важную роль в жизни человека. Они во многом определяют его социальную позицию и направленность личности. Убеждения также тесно связаны с жизненными целями и установками.

Установки, их типы и роль в жизни человека

Установки – понятие неоднозначное, в психологии оно используется в двух значениях:

  • как определенный, заранее заданный ракурс восприятия реальности, событий, людей;
  • как предрасположенность к определенному поведению или типу социальной активности.

В целом же установку можно рассматривать как готовность человека совершать определенные действия, поступки. Например, прежде чем переходить дорогу, человек обычно машинально проверяет, не едет ли машина.

Это срабатывает установка, сформированная еще в детстве. Или другой пример: увидев в окно, что на улице пасмурно и ветрено, мы одеваемся теплее, так как срабатывает установка – если ветер, то холодно.

Это так называемые житейские установки, а мировоззренческие установки во многом близки к убеждениям, связаны с ними и часто формируются в неразрывном единстве. Например, у человека с убеждениями националиста имеются установки на восприятие людей других национальностей как менее полноценных, ущербных, наделенных неприятными качествами.

В отличие от убеждений, установки менее осознанны. Например, есть такая распространенная установка, что чем выше социальный статус человека, тем он умнее, образованнее, профессиональнее. Поэтому мы, сами не осознавая почему, больше доверяем мнению своего начальника, чем подчиненного или даже коллеги.

Типы установок

Что такое ценность в психологии: определение и основные характеристики

В психологии выделяют 3 типа установок в зависимости от их влияния на определенную сферу деятельности:

  • Смысловые установки касаются содержания нашего сознания и включают в себя несколько компонентов: поведенческий – связанный с готовностью совершать поступки в соответствии с убеждениями; информационный, формирующий систему взглядов человека; оценочный, оказывающий влияние на отношение человека к миру и выражающийся в эмоциях симпатии и антипатии.
  • Целевые установки определяют процесс постановки цели. К этому типу установок относится, например, представление о значимости карьерного роста и необходимости тяжелого труда для достижения успеха или убежденность девушки, связывающей свое будущее исключительно с замужеством. Целевые установки поддерживают активность человека в случае неудачи и побуждают его вновь и вновь начинать движение к цели.
  • Операциональные установки управляют выбором способов и средств достижения цели. Этот тип, пожалуй, наименее устойчивый. Установки меняются под воздействием процесса обучения, личного опыта, советов окружающих, информации из различных внешних источников (книги, интернет и т. д.). Каким бы косным ни было мышление человека, он никогда не будет до бесконечности совершать действия, не приносящие результата, а постарается найти что-то более эффективное.
Читайте также:  Адвего — как заработать на этой бирже

Выделение этих типов довольно условно, в реальном сознании человека все установки переплетены и взаимосвязаны.

Роль установок в жизни человека

Глава 6 Ценности в жизни людей

Глава 6 Ценности в жизни людей

Ценности – это этические приказы, управляющие действиями людей; это показатель того, какой смысл и какое значение люди придают своим действиям.

Финский социолог Эркки Асп

Ценности – одна из самых древних абстракций в ментальности людей, которая занимает особое место в мировоззрении. Наряду с социальными установками и социальными представлениями ценности представляют собой, пожалуй, наиболее устойчивое психическое образование человечества.

Они формировались на протяжении многих тысячелетий и отлились у каждого народа в виде специальных слов-понятий. Эти слова-понятия, не имеющие предметного воплощения и не связанные с определенными эмоциями или действиями, тем не менее при всей своей многозначности легко узнаваемы и всем понятны.

Можно предположить, что первыми ценностями для людей стали: Здоровье как состояние не-болезни и основное условие долгой жизни; Безопасность как отсутствие угроз; Материальное Благополучие как условие выживания, Любовь и Дружба как состояние желаемой близости с другими и возможность продления рода.

Более сложные социальные ценности, такие как Традиции и Авторитет, Власть и Красота, Равенство и Справедливость, были осознаны позднее. Они получили свое название в процессе осознания людьми их значимости в жизни человеческих сообществ.

Следует заметить, что ценности остаются неизменными на протяжении тысячелетий. Вместе с тем их приоритетность у каждого народа своя, есть выраженный этнический и географический аспект ценностей. Кроме того, приоритет ценностей разнится от группы к группе внутри каждого этноса в силу половозрастных особенностей.

Молодые люди, живущие в любой стране и принадлежащие к любому народу, жаждут приключений и новизны, а для пожилых людей неоспоримой ценностью является безопасность и сохранение традиций. Наконец, одни и те же слова-понятия в качестве ценностей имеют различное содержание и соответствуют разным коллективным представлениям, подчас противоположным. Например, к таким ценностям относятся Традиции.

И без специального анализа ясно, что традиции китайцев не имеют ничего общего с традициями англичан и русских, а традиции японцев вряд ли похожи на традиции племен Экваториальной Африки. Традиции у всех народов свои. Эта ценность, которая тесно связана с антропологическим типом этноса, а потому имеет выраженный этнический аспект и связь с этапом социальной эволюции.

Но ценности традиций есть у всех народов, так как они определены опытом выживания и адаптации к новым условиям.

6.1. Понятие «ценность» в социальных науках

Понятие ценностей активно разрабатывается в философии, социологии и этике. В отечественной литературе часто встречается понятие «ценностные ориентации», которое подчеркивает целесмысловой, направляющий характер ценностей.

В русском языке термин совпадает с прилагательным «ценный» и с существительным «цена», хотя в большинстве европейских языков цена как стоимость и ценность, как значимость имеют разные корни. Во французском и английском языкахprix/price означает стоимость, a valeur/value – значимость.

Последнее восходит к латинскому valeo, о котором вспоминает А. С. Пушкин («в конце письма поставить vale»), что означало «будь здоров».

Следует согласиться с мнением российских социологов, что самые подробные разъяснения значения этого термина лишь подчеркивают, что «ценность» – не термин, а концепт, и что «представители русской культуры вкладывают в это слово некий дополнительный смысл, определяемый историей его бытования в российской среде» (96, с. 51). Особенности трактовки понятия «ценность» авторы связывают со следующим определением: «Ценность – это все то, что дороже денег». Это Здоровье и Любовь, Благополучие семьи и Свобода, Справедливость и Равенство, то есть все то, что является ценностью и у других народов.

Нравственные ценности, которые выработало человечество, помогают отдельному индивиду сформировать сознательное отношение к жизни. Для социальной психологии актуален вопрос, как люди обретают жизненные ценности, насколько они распространены в обществе.

Кроме того, ценности имплицитно присутствуют в каждом рассуждении и исследовании того, что можно и нельзя, в виде ценностных представлений о должном и правильном.

Поэтому изучение взаимодействия и отношений людей невозможно без исследования тех ценностей и ценностных представлений, которыми они руководствуются.

6.1.1. Понимание ценностей в социальной психологии

Социальные психологи обратились к понятиям «ценности» и «ценностные ориентации» во второй половине XX в. в связи с исследованием факторов регуляции человеческого поведения и отношений между людьми.

Небольшой экскурс в историю исследования ценностей показывает, что первыми их начали изучать психологи, занимавшиеся типами личности и их ценностными ориентациями. Например, Э. Шпрангер (Е.

Spranger) выделил шесть основных идеальных типов индивидуальности, каждый из которых обусловлен ориентацией на те или иные объективные ценности. Это:

  • – теоретический тип, основные интересы – область науки, проблема истинности;
  • – экономический – материальные блага, полезность;
  • – эстетический – стремление к оформлению, к самовыражению;
  • – социальный – общественная деятельность, обращенность к чужой жизни;
  • – политический – тип, для которого власть есть ценность;
  • – религиозный тип – поиск смысла жизни.

Каждый человек может быть ориентирован на все эти типы ценностей, но в разной степени, причем одна из ориентации будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г. Олпорт, П. Верной (P. Vernon) и Г. Линдсей разработали тест изучения ценностей, а Дж. Холланд (G. Holland) создал тест интересов.

В психологической науке Д. А. Леонтьев предлагает различать собственно ценности и рефлексивные ценностные представления, присутствующие в сознании. Он выделяет три группы явлений:

  1. 1) ценность как знание об общественных идеалах, которые выработаны общественным сознанием и присутствуют в обобщенных представлениях о должном в различных сферах общественной жизни;
  2. 2) ценность как действие, к которому стремятся, то есть предметное воплощение общественных идеалов, которые требуют конкретных действий людей. Эти действия могут быть благородными, бескорыстными, направленными на общее благо и не противоречить личным устремлениям индивида;
  3. 3) ценности как личные идеалы, которые присутствуют в мотивационных структурах личности (моделях должного) и побуждают ее к предметному воплощению в своей жизни и деятельности.

Ценности включают в себя нужды, потребности, привязанности, желания, ожидания, в связи с которыми формируется тенденция выбора (95, с. 21).

Говоря о социально-психологическом содержании ценностей как регуляторов поведения, к выделенным трем группам явлений следует добавить четвертую, как реально существующую в нашей жизни:

4) ценность как критерий моральной оценки и нравственной позиции индивида.

Она присутствует в самооценке личности и ее самосознании, определяет позицию индивида по отношению к другим людям, а также влияет на выбор друзей и партнеров, равно как и на характер межличностных отношений.

Именно с этой стороной ценностей связан когнитивный диссонанс, когда личность испытывает дискомфорт в связи с поступком, который она расценивает как неосмотрительный, глупый или аморальный, вступающий в противоречие с системой ценностей общества.

Данные четыре формы существования ценностей взаимосвязаны и переходят одна в другую. По мысли Леонтьева, эти переходы упрощенно можно представить себе следующим образом: общественные идеалы (например, ценность образования) усваиваются личностью и в качестве «моделей должного» побуждают ее к активности – человек стремится получить образование.

В процессе обучения происходит достижение и предметное воплощение ценности (человек становится студентом); предметно же воплощенные ценности (полученное образование), в свою очередь, становятся основой для формулирования личных и общественных идеалов у следующего поколения (образование – это ценность).

Одновременно эта ценность может стать критерием для формирования моральной нормы. В данном случае моральной ценностью является не только само образование, но важны, во-первых, цели, которыми руководствовался человек, то есть ради чего он прикладывал свои усилия и волю, а во-вторых, средства, которые он использовал для достижения цели.

На примере того же высшего образования можно показать, что оно имеет разную ценность: 1) для тех, кто поступил по условиям честного участия в конкурсе; 2) для тех, кто учится по желанию родителей, готовых платить за обучение; 3) для тех, кто поступил с помощью взятки или «блата».

Понятно, что чем меньше сам индивид прикладывает усилий, стремясь к достижению той или иной цели, тем меньшую ценность она представляет для него.

Личные ценности являются источником индивидуальной мотивации, они функционально эквивалентны потребностям.

Можно сказать, что ценности связаны, с одной стороны, с удовлетворением жизненно важных биологических потребностей, а с другой – они основаны на социальном взаимодействии и выполняют функцию, регулирующую поведение людей. Ценности разделяются другими людьми и могут сохраняться на протяжении жизни нескольких поколений.

Ценность – это приобретенное, усвоенное из опыта предыдущих поколений людей обобщенное понятие о том, что для человека и сообщества является значимым. Содержание ценностей отражает цели, которыми руководствуются люди, когда думают, принимают решения и действуют.

Ценности можно рассматривать как этический показатель того, чего можно и должно хотеть в этой жизни, как оценивать других людей и себя в отношениях с ними и к чему следует стремиться и чего стараться достичь, но только с помощью тех средств, которые одобряются обществом. В свою очередь, средства достижения целей тоже являются ценностями. Выражение «цель оправдывает средства» было многократно опровергнуто самой жизнью, потому что грязными руками чистую работу сделать невозможно.

Читайте также:  Как зарабатывать на маркетплейсах: лучшие сервисы и пошаговая инструкция

Изучение ценностей показало, что они связаны с возрастом, полом и культурой сообщества. Так, например, в молодости человек может больше всего ценить независимость и свободу, а к старости – благополучие и жизненный комфорт.

Мужчины больше стремятся к достижениям, а женщины в большей степени ориентированы на ценности любви и семьи.

Различия же ценностей в разных культурах требуют отдельного рассмотрения, поэтому будут представлены в последней части главы.

Ценности отличаются значительной стабильностью и образуют ядро формирования личности. В них выражены мотивирующие цели и соответствующие способы действий для их достижения.

Люди придерживаются примерно одних и тех же ценностей: семья, благополучие, здоровье, свобода, равенство, справедливость и др. Однако ценности изменяют свою значимость в разные эпохи, так как связаны с условиями жизни и культурой общества.

Ценности играют центральную роль в социальном познании и представляют собой ту самую основу, которая необходима для понимания ментальных обобщений.

Таким образом, ценности – это понятия, с помощью которых психологи пытаются обозначить и объединить целый ряд явлений, состояний и целей, достойных того, чтобы к ним стремиться.

Поскольку социальная психология исследует отношения людей во всем их многообразии, проблема ценностей имеет принципиальное значение. По мнению современного исследователя ценностей профессора Иерусалимского университета Ш.

Шварца, ценности отражают три универсальные потребности человеческого существования: биологические потребности, потребность в скоординированных социальных действиях, а также все, что необходимо для выживания и функционирования группы (27, с. 240).

Следует также уточнить, что счастье, к которому стремится человек как к высшему моральному благу, тоже представляет собой совокупность физических и духовных ценностей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности

Определение 1

Ценностные ориентации личности – это одно из фундаментальных структурных образований сформировавшейся зрелой личности, в рамках которого сходятся ее разнообразные психологические характеристики.

Ценностные ориентации человека представляют собой одну из важнейших характеристик его личности.

Связано это с тем, что именно ценностные ориентации определяют отношение человека к окружающим людям и установлению взаимодействия с окружающей действительностью.

Кроме того, именно ценностные ориентации оказывают регулирующее и детерминирующее воздействие на поведение, поступки и действия человека.

Замечание 1

Понимая и осознавая свои ценностные ориентации, человек осуществляет поиск собственного места в мире, размышляет над целью и смыслом своей жизнедеятельности.

В структуру ценностных ориентаций личности человека входят три основных интегративных компонента:

  • Познавательный компонент.
  • Эмоциональный компонент.
  • Поведенческий компонент.

Каждый из данных компонентов принимает активное участие в формировании ценностных ориентаций личности человека, а совокупность компонентов обуславливает их особенности, содержание, степень проявления и эмпирическую верификацию.

Таким образом, исследование особенностей психологического формирования ценностных ориентаций осуществляется в рамках системного подхода, который позволяет рассмотреть их как результат освоения человеком окружающей действительности и успешной социализации в обществе.

Определение 2

Ценности – это обособленные духовные, нравственные и личные интересы человека.

Ценности принято изучать на основании двух подходов, каждый из которых рассматривает их как многоуровневую психологическую систему человека:

  • Нормативный подход изучения ценностей личности человека направлен на описание модели системы ценностей в рамках конкретной психологической теории.
  • Дескриптивный подход изучения ценностей личности человека направлен на выявление иерархии системы ценностей отдельного человека.

Таким образом, в психологии ценности рассматриваются как определенные объекты или явления, их свойства и особенности, которые включают в себя ряд общественных идеалов, значимых для конкретного человека и являющихся его эталоном должного.

Формирование ценностей и ценностных ориентаций личности

Процесс формирования ценностей и ценностных ориентаций личности осуществляется постепенно, включая в себя ряд компонентов.

Компоненты поэтапного формирования ценностей и ценностных ориентаций личности:

  1. Мировоззрение – это система взглядов человека на окружающий мир, свое место в обществе, отношение к самому себе, окружающим людям и действительности, а также взгляд на основные убеждения, принципы, идеалы и жизненные позиции людей.

    Мировоззрение человека представляет собой общую совокупность взглядов на окружающую действительность, основанную на системе убеждений, человеческого бытия и жизненной философии.

  2. Рефлексия – это критическая переоценка личных ценностей, в соответствии с общим представление о смысле жизни.

    Рефлексия проявляется в виде паузы в ходе деятельности человека или его отношений с другими людьми, в процессе которой он психологически оценивает ситуацию, своё поведение и роль.

  3. Направленность – это совокупность достаточно устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельности личности в соответствии с происходящей вокруг человека ситуацией.

    Направленность личности во многом зависит от интересов, склонностей, идеалов и убеждений человека. Именно поэтому по своей природе направленность является многогранным качеством личности.

  4. Ориентация – это процесс личностного роста и развития, в котором выделяют изменение, формирование и интеграцию всех компонентов личности.

    Ориентация представляет собой процесс поэтапного развития личности и ее постепенного роста в психическом и моральном соотношении.

Особую роль в формировании ценностей и ценностных ориентаций играет зрелость личность. То есть, процесс «созревания» личности оказывает прямое воздействие на формирование ценностей и ценностных ориентаций. Именно поэтому они рассматриваются как важнейшая характеристика зрелой и сформировавшейся личности.

Роль ценностей и ценностных ориентаций в развитии личности

Ценности и ценностные ориентации имеют большое значение в развитии личности каждого человека. Это связано с тем, что любая деятельности человека связана с ними напрямую. Кроме того, помимо деятельности, жизненные планы человека зависят от его ценностных ориентаций, которые выступают в виде своеобразной модели их становления.

Особо необходимо отметить роль ценностей и ценностных ориентаций в становлении жизненных планов человека. Это связано с тем, что планы представляют собой фундамент не только развития человека, его индивидуального сознания, но и всей жизнедеятельности в целом.

Определение 3

Жизненные планы – это планы, которые диалектически сочетают в себе ближайшие цели человека с его отдаленным будущим и реальным настоящим, имеющимися условиями существования.

От уровня жизненных планов зависит развитие индивидуального сознания, успешности общественных взаимоотношений и специфика положения в социуме. Все эти компоненты являются крайне важными для развития всей жизненной программы индивида.

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой целостное структурное сложное, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психических компонентов.

При этом каждый из компонентов может иметь самостоятельное значение в процессе формирования ценностных ориентаций.

Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе в формирование личности несовершеннолетнего, появления таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения.

Что такое ценности и какие факторы влияют на их формирование

Сам состав слова «ценность» указывает нам на его значение: оно имеет общий корень со словами «цена», «ценный». Конечно, здесь мы говорим не о денежной плате, а о том, что нам дорого. То есть ценности – это те убеждения, которые определяют жизнь человека, придают ей смысл.

Для одних смысл заключается в обеспечении себя большим достатком, а для других важней всего здоровье и благополучие семьи. Безусловно, у этих людей разное мировоззрение и, соответственно, разные жизненные ценности.

Как правило, они и определяют наш круг общения. Мы инстинктивно ищем в обществе людей со схожими установками. С ними нам легче найти общий язык, а вот с человеком, придерживающимся противоположных установок, возможны конфликты.

Ценности определяют отношение человека к себе, к миру и к окружающим. По сути это такая шкала оценок и мер, по которой человек выравнивает свою жизнь. Конечно, на протяжении жизни ценности человека не остаются неизменными. На них повлияют новые жизненные обстоятельства, взросление, создание семьи и прочее. То, что было важно в 7 лет, уже не будет определять вашу жизнь в 37.

Признаки ценностей

Все жизненные ценности, несмотря на их направленность, имеют ряд характерных признаков. Во-первых, они обладают большой значимостью для человека. Он всеми силами будет стараться соблюсти их в своей жизни.

Во-вторых, человек прекрасно их осознает. Это осознание выражается и в формулировании их для себя («дети – смысл моей жизни», «для меня самое важное – карьера» и т. д.) и в инстинктивном выборе, который человек делает в различных ситуациях. Например, купить новый телефон себе или потратить деньги на семейный отдых.

В-третьих, жизненные установки самодостаточны. С одной стороны, никто из посторонних не может напрямую внушить их человеку: «Цени это, а не цени то».

Ведь их формирование – это внутренний, личный процесс. А с другой стороны, они так важны для человека, что он редко с кем их обсуждает и не нуждается в том, чтобы их кто-то одобрил.

Неодобрение чьих-то ценностей однозначно приводит к конфликту.

Читайте также:  Накрутка подписчиков в ютуб бесплатно: 5 лучших сервисов

И наконец, жизненные ценности воспринимаются человеком как позитивные установки. Это не система штрафов и наказаний, а ориентиры по жизни.

Формирование ценностей

Жизненные установки начинают формироваться у человека с раннего детства. Обычно этот процесс завершается к совершеннолетию, когда у человека накапливается достаточный жизненный опыт и он осознает свое место в мире. Конечно, на протяжении всего жизненного пути они могут корректироваться, но кардинально уже не изменятся.

Итак, с чего все начинается? С идеала.

С той идеальной точки Б, которой человек хочет достичь, которую «рисует» себе в будущем (высокая должность, самореализация, интересная профессия, счастливая семья, яхта в Монако и т. д.).

На получение желаемого будет направлена вся жизнь человека. Для достижения идеала он будет использовать средства (какие-то шаги, действия, ситуации выбора), которые регулируются этикой общества.

Что оказывает влияние на формирование ценностей? Прежде всего, родная семья. Недаром мы говорим, что «все мы родом из детства». Ребенок впитывает жизненные установки родителей, видит их жизнь и невольно копирует их.

Затем на формирование установок оказывают влияние образовательные учреждения. Воспитатели и учителя для ребенка – такие же значимые взрослые, как и родители. К тому же именно в пору обучения в садике и в школе у ребенка начинают раскрываться какие-то таланты, а соответственно, формируется ценность самореализации.

Также на формирование жизненных установок влияют социальные нормы, уклад в обществе. К примеру, в светском обществе для женщины абсолютно нормально стремиться обеспечить себя, построить карьеру, быть независимой, а для общества, где придерживаются строгих религиозных канонов, такие стремления женщины просто невозможны.

Чем старше становится человек, чем больше он сформирован как личность, тем большую роль играет его самопознание. Посредством самоанализа он критически оценивает себя, свои возможности и вносит коррективы в свои ценности или меняет их приоритетность.

Виды ценностей

Итак, к 18-20 годам у человека практически полностью формируется жизненные ценности. Какие же они бывают? Единой классификации не существует: разные школы психологии подходят к изучению данного явления по-разному. Мы попробуем обобщить эти наблюдения.

Материальные ценности

Материальные ценности – это предметы окружающего мира, которые могут быть сделаны, приобретены, обменены или проданы. Так сложилось, что они считаются какими-то низменными. На самом деле это не так. Некоторые являются для человека жизненно важными: например, пища, одежда, кров. Согласитесь, трудно рассуждать о возвышенном, когда нечего есть.

Другое дело, что для одних людей материальные блага являются лишь средством существования, обеспечением элементарного комфорта. А другие превращают свою жизнь в погоню за роскошью, и тогда материальные блага для них выходят на первый план.

Духовные ценности

Духовные ценности – это представления человека о добре и зле, об этике, сформированные эпохой, религией, средой, нацией. Многие люди, утверждая возвышенность и приоритетность этих убеждений, считают, что духовные скрепы вечны и неизменны. Но это не совсем верно.

Согласитесь, что духовные установки современного гражданина России будут сильно отличаться от убеждений крепостного крестьянина Российской империи XVIII века. Такой же вывод можно сделать, если сравнить духовные ориентиры светского общества и религиозного (например, общество в РФ и мусульманских Арабских эмиратах).

Изменяются или не изменяются духовные скрепы, они все равно являются для большинства людей определяющими в их жизни. Делятся они на три категории.

  1. Общечеловеческие. Принципиальны для любого человека – свобода, семья, здоровье и т. д.
  2. Моральные. Отношение к категориям нравственности.
  3. Эстетические. Установки, связанные с искусством.

Терминальные и инструментальные ценности

По еще одной классификации, предложенной американским психологом М. Рокичем, ценности делятся на терминальные и инструментальные. Терминальные – базовые, значимые сами по себе (любовь, образование, карьера, творчество и пр.). По сути – это цели в жизни, стремления человека.

Инструментальные ценности, как следует из названия, инструменты для достижения жизненных целей. Здесь имеются в виду привлекательные качества личности, например, трудолюбие, ответственность, чувство юмора, изобретательность и т. д.

Иерархия ценностей

В течение жизни у человека формируются несколько жизненных ценностей, которые определяют его жизнь. Они находятся между собой в определенных связях и выстраиваются в иерархию. Ведь в зависимости от того, что мы ставим во главу угла, у нас и выстраиваются определенные отношения с миром и с другими людьми.

Психологи представляют эту иерархию в виде пирамиды, которая состоит из нескольких ступеней. У каждого человека эта пирамида своя. Определяющим для жизни человека является и то, что находится на ее вершине, и то, что лежит в ее основании.

Итак, ступени этой иерархии могут состоять из базовых ценностей. К ним относят личные (это здоровье, воспитание, образование, самодисциплина) и социально обусловленные (общение, дружба, семья, поддержка, любовь, дети).

Другую ступень могут образовать материальные блага. Одни из них несут материальное благополучие – это карьера, финансы, профессионализм, а другие создают социальный статус человека – это успех, признание, власть.

Некоторые психологи выделяют как отдельную ступень духовные установки, которые определяют стремление человека к развитию. Сюда можно отнести потребности в саморазвитии, самопознании и самообразовании.

Также в особую ступень выделяют рекреативные ценности, которые позволяют человеку как следует отдыхать и восстанавливать физические и эмоциональные силы. К ним можно отнести впечатления, путешествия, приключения, развлечения и т. д.

Повторюсь: расположение этих ступеней, комбинация ценностей у каждого человека индивидуальна. То, что является высшей ценностью у одного человека (например, верность долгу), для другого человека будет пустым звуком.

Факторы, влияющие на переосмысление ценностей

Как мы уже отмечали, состав жизненных ценностей, их иерархия на протяжении жизни человека меняются. На их трансформацию могут повлиять как отрицательные, так и положительные факторы. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Изменение социального статуса

Если человек долгое время жил один, думал только о себе, то бракосочетание и рождение ребенка сильно изменит его систему ценностей. Он начинает новую жизнь, где в приоритете будет семейная гармония и счастье.

Также социальный статус может измениться со смертью близкого человека. Это очень серьезный удар, который часто приводит к переоценке всей жизни и пересмотру ее смысла.

Финансовые проблемы

Здесь возможны два сценария. Во-первых, финансовые трудности могут возникнуть из-за краха карьеры. Тогда человек вынужден не только умерить свой финансовый аппетит, но и пересмотреть ценности, связанные с самореализацией и профессией.

Во-вторых, человек может поставить на вершину иерархии материальные блага, но не иметь возможности обеспечить свой растущий аппетит. Он влезает в долги, кредиты, которые не может выплатить, и происходит банкротство. Конечно, такая ситуация повлечет за собой переосмысление жизненных установок.

Изменение состояния здоровья

Не секрет, что пока мы прекрасно себя чувствуем, полны сил и энергии, мы мало задумываемся о ценности здоровья. Опасное или длительное заболевание кардинально меняет эту ситуацию. Конечно, лучше до такого не доводить и беречь свое здоровье смолоду!

Еще переосмысление жизни происходит, когда человек начинает замечать у себя первые признаки надвигающейся старости. Приближение к финалу жизненного пути заставляет человека оглянуться на прожитые годы, что-то переосмыслить, возможно, обрести новый смысл жизни.

Неудовлетворенность жизнью

Бывает, что внешне у человека все благополучно: хорошая работа, счастливая семья, регулярный отдых. Но его постоянно гложет недовольство своей жизнью. Постепенно растет раздражение на все и вся.

В такой ситуации человеку следует сделать паузу и попробовать переосмыслить свои жизненные ценности. Возможно, что-то стоит не на своей ступеньке иерархии (например, хочется больше времени уделять творчеству, а не работе) или о какой-то важной ценности человек просто забыл, не дал ей реализоваться в своей жизни.

Неверные приоритеты

Неверная расстановка приоритетов может произойти из-за низкой самооценки и неуверенности в себе. Иногда человеку не хватает внутренних сил отстаивать то, что ему важно, и он живет «как все». Может быть, вы слышали такое выражение: «Живу не своей жизнью». Вот это именно такая ситуация.

Но рано или поздно такая жизнь перестает устраивать, потому что человек чувствует себя несчастным, словно лишним. В итоге переосмысление приоритетов и ценностей становится неизбежным.

Заключение

Уважаемые читатели, попробуйте составить список самого важного для вас, без чего вы не мыслите свою жизнь. Сократите этот список до 10 пунктов – это и есть ваши жизненные ценности. Поделитесь в сообщениях своим списком. Буду ждать!

Что такое ценности с точки зрения ребенка, рассказывает в своем мультфильме 13-летняя Алиса Кондакова:

Ссылка на основную публикацию