Мнемотехники для развития памяти: приемы и упражнения для начинающих

С помощью мнемоники можно очень облегчить себе жизнь. Особенно если требуется  запоминать большие тесты. Или знакомиться с большим количеством людей. А как насчет того чтоб выучить несколько иностранных языков? Мнемоника: упражнения для развития памяти и внимания у взрослых, вот о чем пойдет речь сегодня. И конечно минимум теории и много прикладных методов, практики и упражнений

В статье «Мнемотехника для начинающих: упражнения дома» я описал, как мнемоника может помочь развить массу полезных ресурсов мозга. Мы поговорили об основные задачи, которые решает мнемотехника, познакомились с системой «Ассоциаций» и системой «Эйдосов». Выучили несколько текстов и стихотворение. Разобрали, какие могут возникнуть «подводные камни».

Мнемотехники для развития памяти: приемы и упражнения для начинающих

Теперь копнем глубже. Но прежде пару слов о пользе мнемотехники.

Практика мнемотехники способствует профилактики таких болезней как:

  • Паркинсона
  • Альцгеймера
  • Деменции
  • Старческое слабоумие
  • Душевные расстройства
  • Депрессия

Развивая свою память с помощью мнемотехники Вы:

  • Тренируете память
  • Сохраняете ясность ума
  • Продлеваете жизнь
  • Повышаете свой интеллект
  • Развиваете гибкость мышления
  • Улучшаете качество жизни в целом

И чтобы всего этого достичь, давайте проделаем несколько упражнений.

Запоминания сложных и больших текстов

Чтобы запомнить достаточно большой и при этом сложный текст, мы будем пользоваться особым методом, при помощи которого текст, состоящий и не понятных терминов и оборотов, упростим до простого и понятного.

Мнемотехники для развития памяти: приемы и упражнения для начинающих

Метод упрощения:

  1. Выделить ключевые слова из текста. Только те, без которых смысл теряется.
  2. Выписать отдельно ключевые слова в новый сокращенный текст. Обычно, после такого действия, текс уменьшается на 70-80%.
  3. Упрощение – Обобщение. Еще раз критически оцениваем текст и все обороты, словосочетания и даже целые предложения, которые можно обобщить, упростить или сократить перерабатываем. Получаем еще более уменьшенный вариант текста.
  4. Поиск образов. Вот теперь можно приступать к подбору образов к предложениям или даже абзацам из полученного текста.
  5. Запоминание образов. При помощи метода «Эйдосов» или «Цепочки повествования» запоминаем подобранные нами образы.
  6. Проверка. Проверяем полученное «кино из образов» на то, как из них получается первоначальный, но конечно упрощенный текст.

Попробуйте проделать это с каким-то текстом, запоминание которого будет Вам полезно. Когда я походил курс Константина Дудина по мнемоническому запоминанию «Память как у слона», мы брали текст, написанный юридическим языком, который сложен для понимания, не то что для заучивания, но на удивления, проделав вышеописанные манипуляции, он запомнился очень легко.

Запоминания имен и лиц

Мнемотехники для развития памяти: приемы и упражнения для начинающих

Для многих актуальна проблема запоминания имен и лиц людей, с которыми знакомимся. Обычно как бывает, повстречался с новым человеком, он имя говорит, а через минуту уже его не помнишь. Бывало такое? Чтобы этого избежать надо не только работать с памятью, но и с вниманием.

И первое, что надо сделать при разговоре с человеком, применить метод активного (эмпатического) слушания. Это значит внимание сосредоточить на том, что он говорит, и не думать о посторонних вещах. Для этого проговаривайте его слова про себя, одновременно с ним.

Второе, когда он представится, примените технику «Уже Знаю». Она заключается в том, что Вы подбираете ассоциацию к имени нового знакомого по принципу уже Вам привычных имен, известных людей, друзей и т.д.

Например, Романа на рисунке выше, Вы проассоциируете с семьей Романовых и поэтому дадите ему в руки скипетр и державу. Так его и запомните.  А Александр на Эдди Мерфи. Я его знаю по комедиям и образ его у меня возникает, как он в самолете в наушниках поет песню, и у меня эта песня Александр.

Не знаю почему так, но когда я вижу этого человека, я вспоминаю белые сверкающие зубы Эдди и его песню Александр.

Потренируйтесь на представленной картинке.  Удачи в освоение этой методики.

Запоминание иностранных слов

Как мы помним из статьи «Мнемотехника для начинающих: упражнения дома» запоминание происходит через образ, который ассоциируется с объектом, который надо запомнить, создавая некоторую связку, которую мы визуализируем.

Мнемотехники для развития памяти: приемы и упражнения для начинающих

При запоминании иностранных слов действуем аналогичным образом. Берем слово, и прежде всего, запоминаем его произношение. Важный момент. Мы, прежде всего, запоминаем звучание слов. Так мы сможем говорить. А читать и писать научимся позже.

Итак, как же мы запоминаем слова:

  1. По произношению либо у нас сразу возникает образ, либо мы ищем такой образ, который будет созвучен этому слову. Например, бёрд (птица) будет созвучно бёрн (энергетический напиток, который окрыляет), дроу (рисовать, тащить) похоже на дрова, и так далее.
  2. Следующим этапом связываем перевод запоминаемого слова и ассоциацию. Бёрн окрыляет – птица.

    Дрова тащат в дом – тащить.

  3. Визуализируем связку: произношение – ассоциация – перевод.
  4. Проверяем, воспроизводит ли наша связка перевод слова и наоборот.

Мнемотехники для развития памяти: приемы и упражнения для начинающих

Мнемоника: упражнения для развития памяти и внимания у взрослых. Подводные камни

Основной подводный камень мемотехники:  не визуализируете и не подключаете кинестетику.

Это очень важная тема, поэтому я ее выделил в отдельную главу. И хотя подробно я ее затронул в статье «Мнемотехника для начинающих: упражнения дома», здесь тоже напишу несколько слов.

Чтобы запомнить, не достаточно просто проговорить или подумать.  Надо задействовать воображение и чувства. Именно по этому  я настаиваю на образном мышлении. Иначе ничего работать не будет. Обязательно представляйте все красочно, ну на сколько возможно. Вызывайте эмоции и ощущения. Тогда и Вам будет интереснее и метод работать.

Лайфхаки запоминания важных вещей в быту

А бывало ли с Вами такое: Вышил из дома, едите в транспорте или своем авто, или даже прибыли на работу и не можете вспомнить, выключили ли утюг, закрыли газ на плите, выключили воду, свет, забыли телефон, документы и тому подобные вещи? И это Вас мучает, пока не убедитесь что все в порядке. Бывало? А запели ли Вы дверь? Знаете ли Вы, что большая часть квартирных  ограблений происходит только потому, что хозяева забыли запереть дверь.

Да, статистика МВД говорит, что это так, 9000 квартирных краж в год происходит только по тому, что были созданы условия свободного доступа самими потерпевшими. Это 24 в сутки, т.е. каждый час. Звучит ужасно, не так ли.

Мнемотехники для развития памяти: приемы и упражнения для начинающих

Как же избежать такой напасти?

Прежде всего, надо обратить свое внимание на процесс который делаете. Часто случается так, что Вы делает одно, например, зарываете дверь, берете кошелек, выключаете утюг, а думаете о чем-то другом, о работе, о детях, делах. Это уводит Ваше внимание, и Вы не будете помнить действия совершенные на автопилоте.

В данном случае помогут глаза, точнее взгляд. Обязательно посмотрите на то, что вы делаете, сосредоточьте на ключах, розетке свой взгляд, то поможет привести туда свое внимание и зафиксировать в памяти.

Произвольное запоминание базируется на том, куда направлен фокус зрения. Будет полезно моргнуть в момент фиксации внимания на действии. Тогда оно как бы сфотографируется на «внутреннем кране».

Дополнительно можно включить аудиальный канал, то есть проговорить  действие.

Этого будет достаточно, чтобы быть в моменте, и фиксировать совершаемые действия.

Шаг в целостность

Это так же буде Вас подвигать в сторону целостности, а не разбросанности внимания, действия, и мечтания.

Кстати, в моей книге «Автостопом по Вселенной — прямой путь к себе» как раз и идет речь об обретении целостности. Ну думаю Вы уже ее читали. Если нет, то очень рекомендую.

С героями книги Вы отправитесь в удивительное и увлекательное путешествие по сбору своей личности. Скачайте книгу здесь.

А качественно собрать себя воедино и обрести забытую и утерянную целостность, Вы можете на курсе «Обретение Базовой Целостности». С  этого надо начинать.

Пока Ваша структура находится в состоянии «лебедь, рак и щука» воз будет «и ныне там». А действуя, думая и говоря в одном направлении, Вы станете более эффективными, собранными и успешными.

Почитать о курсе можно здесь. (ссылка откроется в новой вкладке).

Техника Утюг

А как не забыть выключить тот же пресловутый утюг? Полезно завести привычку, перед уходом обходить и проверять все, что надо выключить. Это занимает несколько секунд, зато будете всегда спокойны. Еще полезная техника, которую можете применять так и называется «Утюг».

Когда Вы задумались о том, что надо что-то не забыть сделать, Вы представляете образ этого объекта и помещаете его на дверь. Прямо огромный объект на всю дверь. Тогда как только Вы подойдете к двери, Вы как бы наткнетесь на тот объект и вспомните, что надо проверить его или взять с собой, если дело касается документов, еды или чего-либо еще, что надо взять с собой.

Мнемотехники для развития памяти: приемы и упражнения для начинающих

  • Итак, мы углубили знания, что такое мнемоника: упражнения для развития памяти и внимания у взрослых, как их применять в быту, улучшив свою жизнь, здоровье и спокойствие.
  • Мнемотехники для развития памяти: приемы и упражнения для начинающих
  • Мнемотехники для развития памяти: приемы и упражнения для начинающих
  • Ъ

Мнемотехника: 5 эффективных методов для начинающих

Жалуетесь на плохую память? Постоянно забываете о важных встречах и не можете с первого раза купить все в магазине, если забыли список? Пришла пора осваивать мнемотехнику.

Мнемотехника – способы запоминания информации на основе визуализации. Совокупность приемов и методов, с помощью которых можно легко и эффективно запоминать и воспроизводить доступную информацию.

Методика направлена на развитие:

  • воображения,
  • мышления,
  • внимания,
  • слуховой, двигательной, зрительной и других видов памяти.

Задачи мнемотехники:

  • обучение управлению памятью и вниманием;
  • увеличение объема памяти;
  • стимулирование интеллектуального развития;
  • развитие наблюдательности и сообразительности;
  • стимулирование творческой активности.

Существует множество способов применения мнемотехники. Все они помогут запомнить такой объем информации, который еще сейчас воспринимается не запоминаемым.

Этапы освоения методики

  • Освоение выполняется в четыре этапа:
  • 1. кодировка – собираются абстрактные данные;
  • 2. объединение образов – между несвязанными исходными компонентами устанавливается связь;
  • 3. запоминание последовательности – повторение в любой удобной форме, расшифровка абстрактных данных;

4. направление в «длительную» память и воспроизведение при необходимости.

Такая последовательность помогает обрабатывать любое количество исходных данных

С помощью мнемотехники можно запомнить обширный объем информации, развить «супер-память». Обучение можно начинать в любом возрасте, результат зависит только от количества времени, потраченного на освоение методики и приложенных стараний.

Эффективные техники

Многие из них известны нам со школьной скамьи. Помните, как учили запоминать цвета радуги? С этой целью использовался метод Акростих. По первой букве каждого слова стихотворения можно вспомнить последовательность цветов (Каждый-красный Охотник-оранжевый, Желает-желтый Знать-зеленый Где-голубой Сидит-синий Фазан-фиолетовый).

Существует множество больших и маленьких стихотворений, с помощью которых можно тренировать память. Все помнят, что биссектриса – это крыса, бегающая по углам и разделяющая угол пополам. Все это приемы мнемотехники.

Все это работает с помощью системы образов и ассоциаций. Связь слов с предметами поможет запомнить длинные списки. Еще проще сочинять истории, и чем смешнее, нелепее они будут, тем легче вы запомните фразы и предложения.

Вот как собрать в единую цепь такие разные и не связанные между собой слова: апельсин, фортепиано, лев, пылесос, палка? Придумайте историю о том, как апельсин играл на фортепиано, но льву игра не понравилась, он включил пылесос и бросил в апельсин палкой.

Чем бредовее получится рассказ, тем прочнее он засядет в памяти.

Цепочка

Можно запоминать несвязанные слова с помощью цепочек, выстраиваемых в уме в виде картинки (по типу виммельбуха). Апельсин лежит на фортепиано, за которым сидит лев, в одной руке которого пылесос, в другой – палка. Такие картинки помогают запоминать множество слов сразу, не только 5 или 10.

Мнемотехники для развития памяти: приемы и упражнения для начинающихВиммельбух – детская книга для рассматривания

Локации или метод «Римской комнаты»

Для освоения метода необходимо запомнить нюансы в обстановке своего дома. Все места следует обозначить каким-то числом (входная дверь – 1, вешалка с одеждой или шкаф – 2, держатель для зонтиков – 3, дверь на кухню – 4, обеденный стол – 5 и пр.).

Вспоминаем наши слова по порядку; апельсин цепляем на дверь, фортепиано ставим в шкаф (на вешалку), льва усаживаем стеречь зонтики, пылесос ставим около кухонной двери, а палку кладем на обеденный стол.

Так тоже можно запоминать несвязанные слова, которые слышали совсем недавно или впервые.

Мнемотехники для развития памяти: приемы и упражнения для начинающих

Протыкание

Чтобы запомнить определенную последовательность слов, можно прибегнуть к этой технике. Так можно восстановить в памяти список покупок или любой иной перечень несвязанных между собой слов. Если вам требуется приобрести в магазине такие товары:

  • растительное масло;
  • томатную пасту;
  • молоко;
  • яблоки;
  • влажные салфетки;
  • изюм;
  • банку кукурузы;
  • сыр.

Необходимо представить себе картинку, где бутылка растительного масла протыкает банку томатной пасты. Здесь можно нафантазировать, будто из банки протекает красная выжимка из свежих томатов, масло в бутылке окрашивается, смешиваясь с пастой.

Чем ярче будет картинка, тем проще в памяти восстановятся эти моменты. Дальше в списке идут молоко, яблоки, влажные салфетки и изюм. Представляем, будто яблоки плавают в молоке, которое насквозь протыкает пачка влажных салфеток с изюмом внутри.

Сыр можно представить в виде салата с кукурузой из банки или тоже «проткнуть» одно наименование другим.

Этот метод один из самых простых. Здесь важно включить воображение на полную мощность и представлять самые нелепые вариации объединения разных по виду, форме, цвету и составу наименований.

Мнемотехники для развития памяти: приемы и упражнения для начинающих

Созвучия или метод фонетической ассоциации

С помощью этой техники можно запоминать иностранные слова или специальную терминологию. Некоторые слова звучат схоже на разных языках, но могут обозначать разные вещи.

Чтобы запомнить слово, нужно придумать созвучное ему из своего лексикона, а затем связать их воедино какой-то яркой ассоциацией. Слово «look» (смотреть) звучит совсем как наш «рыдающий» овощ лук.

Подумайте, как вы смотрите на лук, плачете, но все еще не можете отвести взгляд. Смотреть – вот, что важно, когда слышите слово «look» на английском языке.

Мнемотехники для развития памяти: приемы и упражнения для начинающих

Метод Цицерона

В основе техники лежит представление маршрута, где на ярких образах необходимо разместить всю важную информацию. Так, по дороге к офису есть автобусная остановка, небольшой магазин женского белья, автостоянка, вход в метро. Каждый из созданных вами образов прикрепляется на одном из объектов. Так можно запомнить список важных дел или покупок.

На автобусной остановке пусть лежит трубка телефона и огромная перьевая ручка (вам нужно позвонить в службу доставки и заказать канцелярию для офиса).

В витрине магазина женского белья разместите ваш рабочий ноутбук с открытой страницей экселя – отчет понадобится уже к обеду. На автостоянке вместо машины стоят клиенты, которым нужно сообщить результаты работы или отправить уведомления.

У входа в метро разместился налоговый инспектор, который обещал посетить вас ближе к вечеру.

Так вы не упустите ничего важного, а все дела пройдут быстро и легко.

Мнемотехники для развития памяти: приемы и упражнения для начинающих

Матрешка

Техника предполагает вложение образов (ассоциаций) друг в друга, словно в русской народной игрушке.

Так можно запомнить список товаров: прикрепить растительное масло на крышку банки с томатной пастой, поместить их в пачку молока, которое находится в пакете с яблоками.

Убрать все в пачку влажных салфеток, куда предварительно насыпали изюм, вложить сыр в банку кукурузы и поместить все это все в тот же пакет с яблоками или в коробку с молоком – как вам больше нравится.

У этого приема есть свои преимущества: все образы здесь свободны, можно совмещать их по смыслу, а не друг за другом. Еще с помощью метода «Матрешка» можно запоминать сложные планы (курсовых, дипломных, презентаций). Каждый новый образ закрепляется на какой-то из деталей старого в виде информационных блоков

Мнемотехники для развития памяти: приемы и упражнения для начинающих

С чего начать

В начале обучения следует сохранять спокойствие – не все будет получаться сразу, для получения и обработки новой информации понадобится время. Если тревожное состояние будет ассоциироваться с процессом тренировок, результат придется ждать гораздо дольше. Кодирование знаков и символов должно проходить в гармонии с самим собой и окружающими пространством.

Опытные тренеры отмечают, что запоминать разрозненные предметы и совершенно несвязанные между собой цифры сложнее, чем улавливать и устанавливать связь между известными объектами.

Проще запоминать новую информацию, если она как-либо связана с уже известной. Яркие, логические, эмоциональные и образные ассоциации воспринимаются быстрее, чем малознакомые объекты, и найти их в памяти потом гораздо проще.

И если ассоциативной связи не возникло, ее надо создать искусственно – это и есть суть мнемотехники.

Повторение – залог успеха

Многие люди считают сложным составление ассоциативной цепочки, потому что для запоминания даты или числа, списка или новых слов нужно сочинять целую историю. Но это только сначала трудно, со временем такие процессы будут происходить сами собой, только с помощью вашего воображения.

Любая информация будет стираться со временем, если не применять ее в жизни. Особенно, если она была получена недавно. Благодаря совокупности приемов мнемотехники можно упростить запоминание и предотвратить забывание важных данных.

ВАЖНО: забывание – еще один важный процесс, который идет параллельно с запоминанием. Чтобы мозг мог постоянно обновлять информацию, ему нужно избавляться от ненужной.

Учитывая это, необходимо закреплять важные данные в памяти. Для этого нужно активно их повторять, экспериментировать с методами и техниками. Так, билеты на экзамен или новые иностранные слова следует повторять не только в момент изучения, но еще 3-5 дней после этого.

Как правильно повторять

Метод контрольного припоминания – основной способ закрепить в памяти новые данные.

Для этого надо сверить изученный материал с первоисточником, чтобы при кодировании информации не «зацепить» ошибочные данные.

Благодаря контрольному припоминанию можно гарантировать правильность полученной информации. Если была допущена ошибка – нужно дополнительно повторить информацию, которая была заучена неверно.

Если выполнять до пяти повторений в день, то за месяц получится около 150 процессов закрепления информации – так она прочно «засядет» в памяти и никуда из нее денется.

Существует множество способов запоминания нужной информации. Важно выбрать подходящую для себя технику, чтобы развивать и улучшать память, внимание, восприятие новой информации.

Мнемотехника в процессе эффективного развития памяти

Bogdan Moroz 19.10.2019 1280

Полноценное и всестороннее развитие памяти не заключается только в монотонном повторении заучиваемого материала с целью тренировки этого процесса и сокращения необходимого времени на выполнение данной операции.

В действительности это многогранный процесс, включающий в себя не только регулярные тренировки, но и использование эффективных психологических техник, некоторые из которых обнаружены и записаны еще в древней Греции и во времена Римской империи.

По своей сути, это набор проверенных и действенных инструментов, работающих на психологическом уровне,  помощью которых можно запомнить и воссоздать намного больше информации, чем способен среднестатистический человек за то же самое время.

В подавляющем большинстве случаев, приемы направленны на оптимизацию процесса кодирования информации, что позволяет сделать ее компактной, структурированной и удобной для хранения.

В результате такой прием расширяет количество исходной информации, способной поместиться в оперативной памяти человека, кроме того, структурированы определенным образом данные легко декодируются и воссоздаются в памяти при необходимости.

Имея в арсенале необходимые знания приемов мнемоники, и обладая определенным опытом их использования, субъект значительным образом расширяет свои возможности в запоминании данных, концентрации, их анализе и длительном хранении при необходимости. Как и в процессе интенсивной тренировки памяти, мнемотехники задействуют различные области головного мозга, чем стимулируют более активную мыслительную деятельность, а в итоге и эффективность.

Подытожив вышенаписанное, можно еще раз сделать акцент на том, что мнемоника – это не специальная тренировка памяти или разработанный курс действий, а просто набор эффективных, рабочих инструментов, которыми нужно научиться пользоваться и применять х соответственно необходимости, вдумчиво и уместно.

Также нужно заметит, что не для всех одинаково подходят те или иные инструменты, и в зависимости от типа мышления и его развития, каждый индивидуально подбирает приемы для своего личного арсенала. То же касается и используемых образов для кодирования данных: для кого-то больше работают реальные, а кому-то необходимы абстрактные, не из реального мира.

Все познается путем индивидуальных практических занятий на тренажерах или выполняя специальные задачи для практики.

Кто использует мнемонические приемы?

По большей части, вопросами развития памяти и процессами оптимизации запоминания последовательностей интересуются люди, занятые образованием и саморазвитием, так как рассматриваемые техники очень эффективны в процессе обучения новым навыкам.

Однако потенциал данного набора инструментов намного шире и такие умения полезны для каждого человека. Владея подобными умениями, можно без проблем запоминать номера телефонов, длинные списки покупок или без шпаргалки подготовить последовательную и качественную речь на презентацию.

Это расширяет простые повседневные возможности и выводит продуктивность любого человека на новый уровень.

Четыре принципа работы с образами

Речь об использовании образов зашла не просто так, ведь это основной объект, с которым работает мнемоника, в таком виде информация шифруется, именно в формате образов она храниться в долгосрочной памяти, и после расшифровки может быть использована в любое время в необходимом виде. Как уже было написано, для каждого работают индивидуальные типы образного материала, однако существует четыре основных правила, которые по наблюдениям психологов, значительно влияют на действенность запоминания.

Объем

Имеется в виду трехмерность воображаемого объекта, не плоская картинка, но максимально приближенный к реальности предмет или живое существо. В своем воображении вы сможете развернуть такой образ, посмотреть со всех сторон, придать ему движение и т.д.

Эффективность таких объектов гораздо выше и они намного лучше откладываются в памяти.

Даже если предмет плоский, скажем лист бумаги, психологи рекомендуют представить его не с фронтальной стороны, возможно под определенным углом, придать ему изгибы, чтобы можно было ощутить его объем.

Полноцветность

По данным психологов-исследователей, значительная часть людей представляют объекты в черно-белом спектре, и это вполне нормально.

Однако, для ощущения большей реалистичности создаваемого образа, необходимо совершенно точно иметь представление о цвете и фактуре объекта.

Лучше не довольствоваться базовыми цветами, но более точно определить оттенок и насыщенность. Для чего это нужно? Для того, чтобы мозг посчитал эту информацию важной и лучше запомнил.

Детализация

Как и в случае с цветом, мелкие детали очень важны для эффективности используемого метода. Объект ни в коем случае не должен иметь неопределенных характеристик, так званых «пробелов» в информации. Помните, что словесная информация очень хорошо забывается, в то время как реалистичный образ может храниться на протяжении всей жизни.

Размер

Как раз этот параметр работает совсем наоборот. Нам не нужно поддерживать реальное соотношение размеров, так как при этом обязательно что-то будет теряться из виду. Представляемые объекты должны быть приблизительно одинакового размера, хотя в реальной жизни разница может быть колоссальной. Принято считать, что удобно работать с предметами, которые легко помещаются в руке.

Инструменты мнемотехники для развития памяти и концентрации

Не зависимо от тог, какими методами удобнее всего пользоваться именно вам, стоит иметь при себе весь арсенал техник, многие из которых работают уже не одно тысячелетие.

Это лишь базовые приемы, на основе которых, опытные техники могут создавать свои уникальные конструкции, имеющие максимальную эффективность.

Освоив базовые инструменты, смело можно экспериментировать с их сочетанием и модернизацией.

Эффективное запоминание чисел

Безусловно, такой навык невозможно переоценить, ведь, на сколько эффективнее можно использовать свое время, оплачивая покупки или заполняя необходимые формы с памяти, не подсматривая в соответствующие документы.

Одним такой навык дается легче, другие же, могут прибегнуть к некоторым хитростям в виде специального языка образов.

Для отработки навыка и доведения до автоматизма, удобно использовать тренажер для запоминания порядка цифр, так получается быстро и практично, без всяких бумаг и подготовок.

Суть мнемотехнического инструмента заключается в заучивании определенного образа для каждой цифры, в самом распространенном варианте их 10 (от 0 до 9), но встречаются варианты таблиц до 100 или 1000.

Каждому числу присваивается образ, наиболее похож на него, по вашему мнению, здесь также работает принцип индивидуальности, так, ваши придуманные образы лучше сохранятся в памяти, чем предложенные кем-то другим.

Само запоминание порядка несвязанных цифр выглядит в виде рассказа, где поочередно используются необходимые образы (отвечающие за определенные числа).

Например: 0 – круг, 1 – солдат, 2 – фламинго, и чтобы запомнить экстренный номер 102, нужно придумать историю, вроде: солдат стоял, окружен фламинго. Этот метод хорошо работает как с короткими рядками чисел, так и с очень длинными, которые без ассоциаций запомнить практически не возможно.

Дорога Цицерона

Эффективная техника, используема уже на протяжении не одной сотни лет, ею обменивались и пользовались в различных регионах, так что до наших дней дошло несколько ее вариаций с различными названиями.

Наверняка вы встретите их в просторах интернета или на страницах специальной литературы: Римская комната, Дворец Памяти, все это одни и те же принципы, предложенные разными людьми.

Как и с любым инструментом, для его отработки необходим тренировочный материал, которым могут послужить подготовленные заранее списки несвязанных между собой слов или онлайн-тренажер для запоминания порядка слов.

Важно заметить, что запоминаются не только слова, но и их порядок, который при правильном использовании данной техники можно воспроизвести с определенной точки (скажем, со средины) или назвать в обратном порядке без особых затруднений.

Как можно было догадаться, опять понадобятся образы, однако в данном приеме они не заменяют запоминаемые слова на постоянной основе, как в случае с цифрами, а к прочным и устойчивым образам привязываются слова на время.

Данная техника базируется на огромном потенциале нашей навигационной памяти, способной воспроизвести в создании сложнейшие маршруты, привычные для нас в мелких деталях, и тем более жилое пространство, в котором мы бываем очень часто.

Для эффективной работы инструмента подходят только устойчивые образы, которые имеют свое постоянное место, такие как определенное дерево, по дороге домой или картина на стене в гостиной, и абсолютно не подойдет сумка висящая на вешалке, так как она время от времени висит в разных местах и убирается оттуда, для нас она не является устойчивым образом. Запоминание слов происходит путем привязки их к знакомым образам, для этого вы идете в своей памяти по комнате (или нескольким, если слов много) и обязательно в четкой последовательности, не рыская каждый раз другим маршрутом. Каждой знакомой вещи интерьера присваивается определенное слово, скажем, если речь о картине, а нужно запомнить арбуз, представляем нарисованный арбуз на картине, возможно коряво, вашими детьми и т.д. Чем больше слов, тем больше повторений вам понадобиться, чтобы скрепить образы. Со временем, без повторений, данные образы опять разъединятся, и ту же локацию можно будет использовать повторно, до этого времени лучше воспользоваться другой, также известной для вас. Очень частая смена образов на одной карте приведет к путанице, но после отдыха, та же местность снова пригодна для запоминания. Данный инструмент отчасти подходит и как тренажер для запоминания цветов по порядку, однако это не основная его задача.

Для кратковременного запоминания списка слов (скажем, необходимых покупок на вечер), рекомендуют представить эти вещи, разбросанными в определенных местах (опорных точках) по пути на работу. Начиная с лестничной площадки, дальше возможно в лифте, подъезде и т.д.

Цепочка визуальных образов

Один из самых простых методов запомнить список слов быстро и в определенном порядке. Для этого не нужно связывать образы со словами, пусть слова и будут образами, представляются в голове в их естественном виде.

При этом важно уравнять их пропорции, то есть, все предметы будут в воображении одинакового размера, чтобы вы могли концентрироваться на них одинаково.

Выстраивать цепочку нужно сверху вниз или слева на право (так как мы привыкли читать и писать), а связи между вещами должны быть яркими, а не просто стоящие предметы в определенном порядке. Например, нужно запомнить список покупок: бананы, яйца, молоко и хлеб.

Можно представить конструкцию в виде башни, где лежат бананы целой гроздью на лотке с яйцами и раздавили их (так ярче запомниться), потеки белка с желтком стекают на банку с молоком, которая стоит на большом куске тостового хлеба.

При воспроизведении списка, важно концентрироваться только на двух близлежащих образах, а не пытаться вспомнить всю конструкцию целой: сначала бананы и яйца, потом яйца и молоко, потом молоко и хлеб.

Недостаток такого метода в том. Что если потерять из памяти одно звено, можно разрушить и забыть всю конструкцию, однако при должной тренировке он прекрасно работает и выручает в различных ситуациях.

Буквенные образы

Таким приемом пользуются не все, так как он требует подготовки, однако он хорошо подходит студентам для запоминания узкопрофильной информации. Для этого слова, термины или целые фразы кодируются определенными буквами или их сочетаниями.

Дальше, после заучивания их связи, достаточно будет запомнить только определенную последовательность букв (несвязное слово) в котором будет закодировано много информации.

Кроме запоминания, эта система позволяет сократить время на конспектировании или составлении коротких подсказок для себя.

Рифмование

Инструмент не требует от вас выдающихся способностей к составлению стихов, его метод базируется на превращении слова в более интересный и яркий образ, удобный для запоминания. Отдельно стоящее слово очень сложно на долго запомнить, в то время, как в связке с другими (рифма), оно запомниться гораздо быстрее и точнее (так как другое, похожее по смыслу, не будет подходить по рифме).

Созвучные образы

Иногда необходимо сохранить в памяти новое слово, термин или иностранное слово, которое не имеет никаких ассоциаций у вас с привычными вещами.

Для этого нужно найти созвучное слово, уже известное вам. Подойдет даже не слишком уж похожее по звучанию, главное чтобы оно было похожим для вас.

Со временем у вас в памяти образуется прочная связь между ними и вы запомните даже очень сложное слово.

Ассоциации

Они позволяют запомнить информацию любого характера быстрее и на долгое время.

Все ассоциации могут быть только индивидуальными и вам вряд ли помогут предложенные кем-то образы, так как в вашем мышлении они не образуют логических связей с запоминаемым объектом.

Здесь не нужна логика или определенный смысловой вес образов, главное чтобы ассоциации наталкивали вас на мысль об этом объекте.

Метод истории

Простой инструмент, требующий много времени, однако его часто предлагают детям как эффективный способ тренировки памяти на порядок слов. Для его использования нужно превратить список не связанных между собой слов в увлекательную и логическую историю.

Другими словами, составить сказку, в которой все объекты запоминания будут встречаться в определенной последовательности. При том, что данный метод требует много времени, он отличается высокой эффективностью и длительным периодом хранения такой информации.

Тренирует ли память мнемотехника?

Первостепенной задачей мнемоники никогда не было развивать память путем определенных тренировок, только разработка эффективных приемов по расширению возможностей памяти, которые смог бы применять каждый человек и достигать более высоких показателей. Тем не менее, задействуя определенные области головного мозга, работа с мнемотехникой все же тренирует память человека. Это не относится к эйдетической, так званной фотографической памяти, о ее тренировке и развитие можно найти информацию в соотве

Ссылка на основную публикацию