Кругозор
Правда и мифы о правиле 10 000 часов
20 июня 2019 25 111 просмотров
Антон Бахарев
Вы, вероятно, слышали о правиле 10000 часов. Малькольм Гладуэлл сформулировал его в своем бестселлере «Гении и аутсайдеры» (кстати, эта книга в МИФе выдержала уже 9 переизданий).
После выхода книги идею о 10000 часов, которые из любого сделают профессионала, постоянно упоминают в сфере бизнеса и саморазвития. Google, если ввести в него эту фразу, выдает 140 тысяч ссылок.
Гладуэлл опирался на исследования шведа Андерса Эрикссона, профессора Флоридского университета, «дедушки» исследований в сфере развития навыков.
Однако, по словам Эрикссона, в формулировке правила 10000 часов есть два упущения.
Рассмотрим вопрос подробней, а поможет нам книга «Гений бизнеса», которая очень скоро выйдет в нашем издательстве.
10000 качественных часов
Во-первых, не упоминается, что важно не количество, а качество часов.
Гений бизнеса
Дело в том, что большинство людей, достигнув удовлетворительного уровня владения навыком, не стремятся развиваться дальше. Вспомним вождение. По пути на работу никто не учится лучше поворачивать или разгоняться. Всех устраивает, как это получается сейчас.
Когда вы впервые сели за руль, то думали о каждом движении: как правильно повернуть, как притормозить и не въехать в машину впереди, как параллельно парковаться. Вы осваивали навыки и потихоньку становились все лучше и лучше, скорее всего, не осознавая этого. А со временем навыки закрепились в подсознании.
И теперь вы водите автомобиль, не задумываясь.
Суть в том, что, наездив тысячи часов, вы не узнаете ничего нового. Если исходить из правила 10000 часов, любой обладатель водительских прав когда-нибудь станет профессиональным гонщиком.
Даже если вы уже набрали десять тысяч часов за рулем, водите вы в среднем как все. Эрикссон объясняет почему: «Автоматизм — враг профессионального развития. Если делать все машинально, перестаешь контролировать свои действия».
А без контроля их невозможно совершенствовать.
Согласно исследованиям Эрикссона, надо не просто повторять одно и то же в течение десяти тысяч часов, а целенаправленно практиковаться. Это специальный вид практики, когда с четкой целью и налаженной обратной связью постоянно тренируешь определенный навык. Отточив один навык, переходишь к следующему, более сложному.
Эрикссон изучал эффект целенаправленной практики на профессиональных скрипачах. И выяснил, что все они занимались одинаковое количество часов в неделю, но лучшие из них посвящали это время целенаправленной практике.
Сами по себе десять тысяч часов не влияли на качество исполнения.
Эрикссон привел пример целенаправленной практики обучающихся игре на скрипке. Учитель слушает игру и указывает на недочеты — например, слишком быстрый или медленный темп. И дает специальные упражнения на скорость игры. Ученик выполняет их до тех пор, пока учитель не решит, что получается хорошо, после чего разрешает переходить к более сложным упражнениям.
Такой подход применим не только в музыке. Исследования шахматистов дали аналогичный результат: «лучшая гарантия умения играть» — количество часов целенаправленной практики, а не количество игр.
Нецеленаправленная практика, то есть повторение того, что умеешь делать, подкрепляет уже выстроенные умственные процессы.
Тогда как целенаправленная практика позволяет осваивать новые процессы и, следовательно, развивать свои способности.
Плюс-минус
Второе серьезное упущение правила: исследование Эрикссона не подтвердило, что десять тысяч часов даже целенаправленной практики сделают из вас профессионала.
По результатам исследования, десять тысяч часов целенаправленной практики — это среднее арифметическое для специалистов, которых изучал Эрикссон.
Иными словами, одни обошлись существенно меньшим количеством часов, а другим понадобилось больше времени.
«Странно думать, что клетки организма будут считать, сколько вы занимаетесь, и что все изменится, когда счетчик таинственных часов превысит отметку десять тысяч».
Эрикссон уверен, что количество часов у всех разное и для любой задачи свое. Например, чтобы стать экспертом в том, чем мало кто занимается, потребуется меньше времени. С другой стороны, в популярных сферах может понадобиться значительно больше 10000 часов.
По словам Эрикссона, победителям международных конкурсов пианистов для достижения такого уровня обычно требуется около 25000 часов. Словом, для овладения навыком нужно очень, очень много целенаправленной практики, и конкретный срок для каждого случая свой.
К сожалению, изучать этот процесс затруднительно, поскольку большинство профессионалов не удосуживаются записывать свой распорядок.
Пластичный мозг
Остался вопрос: почему целенаправленная практика эффективна? За ответом автор обратился к неожиданному источнику — таксистам. С помощью аппарата МРТ ученые обнаружили кое-что неожиданное на снимках мозга таксистов.
У них была увеличена задняя часть гиппокампа.
Эта область отвечает за пространственную ориентацию. Она активируется, когда мы, например, чтобы добраться домой, запоминаем приметные объекты — большое дерево или памятник. Вкратце, мозг таксистов устроен так, чтобы им проще было ориентироваться в городе.
Ученые сравнили мозг таксистов и представителей другой профессии, которые также целыми днями колесят по улицам, — водителей автобусов. Оказалось, что при прочих равных у водителей автобусов гиппокамп не увеличен. Почему? Потому что они ездили все время по одному маршруту, а таксисты всякий раз отправлялись по новому, иногда не известному пути.
Проще говоря, таксисты целенаправленно практиковались (в навигации).
Клиенты называли адрес, таксисты решали, как туда добраться (до появления GPS), и затем получали положительный или отрицательный отзыв, в зависимости от результата. И, похоже, со временем целенаправленная практика изменила структуру их мозга.
С другими навыками та же история. Согласно исследованиям, у музыкантов, двуязычных людей и даже у жонглеров мозг претерпевает постепенные изменения с практикой и новыми знаниями. Способность мозга адаптироваться к новым ситуациям и опыту называется пластичностью.
В ее основе этого лежит нейрогенез — постоянное обновление клеток мозга. По результатам одного исследования, человеческий мозг производит более 1400 новых клеток ежедневно. Новым клеткам требуется восемь недель на созревание.
За это время они мигрируют к наиболее активным областям мозга. Если вы таксист и постоянно разъезжаете по городу, клетки примыкают к области мозга, отвечающей за навигацию. Таким образом, мозг адаптируется к новым навыкам.
Вы влияете на карьерный выбор клеток.
Более того, если не заставлять клетки работать, они отмирают. Иначе говоря, благодаря обучению новые клетки мозга выживают. И присоединяются к активным участкам мозга.
Следовательно, уникальный талант — не выигрыш в генетическую лотерею, а, как правило, результат продолжительной и структурированной целенаправленной практики.
По материалам книги «Гений бизнеса».
Изображения: источник.
Как работает правило десяти тысяч часов
Пример Моцарта и других заявивших о себе ещё в детстве великих людей говорит нам о том, что настоящий гений проявляет себя наглядно и сразу.
Но автор «Нью-Йоркера» Малкольм Гладуэлл убеждён: то, что мы называем гениальностью, приходит только с упорным и регулярным трудом.
«Мел» совместно с издательством «Манн, Иванов и Фербер» выбрал фрагмент из его книги «Гении и аутсайдеры», в котором он доказывает — чтобы достичь выдающихся результатов в своей области, нужно потратить десять тысяч часов.
Двадцать лет назад психолог Андерс Эриксон решил узнать, почему в Берлинской академии музыки одни студенты играют потрясающе, а другие еле-еле вытягивают обучение.
Для этого всех учеников поделили на три группы: потенциальные «звёзды», перспективные студенты и очевидные аутсайдеры. Вопрос был задан один — сколько часов они потратили на практику с момента начала обучения музыке.
Различия стали заметны уже в возрасте восьми лет.
Будущие «звёзды» тратили на обучение год за годом всё больше времени — вплоть до 30 часов в неделю
Остальные уделяли скрипке намного меньше времени. В результате вышло, что лучшие студенты к двадцати годам потратили на игру не менее десяти тысяч часов, ученики со средним уровнем около восьми тысяч часов, а худшие уделили игре едва ли четыре тысячи.
Никколо Паганини. Фрагмент картины Георга Фридриха Керстинга
Следующими «подопытными» стали пианисты. Оказалось, что те, кто не мечтал играть профессионально, обычно играли не больше трёх часов в неделю, поэтому ко дню тестирования (то есть в возрасте 20 лет) их практика составляла 2 000 часов. Профессиональные пианисты, как и скрипачи, уделили игре не менее 10 000 часов.
Кроме того, оказалось, что среди тех, кто показывал очевидные успехи, не было ни одного ученика, которому бы это далось «легко» (то есть за меньшее количество часов). Среди учеников, занимающихся более 10 000 часов, не нашлось плохих музыкантов.
Правило 10 000 часов
Эриксон был не единственным человеком, который обнаружил эту интересную закономерность. Невролог Даниель Левитин считает, что правило десяти тысяч часов распространяется на любую область. Композиторы, игроки в баскетбол, танцоры, пианисты… и даже уголовники.
Все они достигали мастерства мирового уровня, уделив отработке какого-то навыка около 10 000 часов
Это примерно 20 часов в неделю на протяжении десяти лет. При этом случаев, когда человек становился настоящим профессионалом в своём деле, занимаясь меньше времени, им выявлено не было.
«Гениями становятся»
Психолог Майкл Хоув, изучающий жизнь Моцарта, разобрал его произведения, чтобы узнать, как шестилетний мальчик мог сочинять музыку. Согласно его теории, ранние произведения, которые нельзя назвать выдающимися, были написаны отцом Моцарта.
При этом в большинстве случаев это были переделанные произведения других авторов. А вот концерт, написанный лично Моцартом и считающийся классикой (№ 9, K. 271), был создан им в возрасте 21 года. То есть музыку на тот момент Моцарт писал порядка десяти лет.
Это подтверждает музыкальный критик Гароль Шонберг, подчёркивая, что до 20 лет Моцарт не написал ничего выдающегося.
Вольфганг Моцарт и его отец Леопольд за занятием музыкой. Художник — Эбенейзер Кроуфорд
В 1960 году группу «Битлз» (на тот момент только созданную) пригласили в Гамбург. В то время в музыкальных клубах существовала следующая схема. Владельцы нанимали группы, которые должны были играть по шесть-восемь часов живую музыку.
Причём паузы были минимальными. Битлы нередко играли по восемь часов семь вечеров в неделю. Согласно подсчётам, всего музыканты провели 270 таких вечеров.
А к моменту, когда они получили оглушительный успех, было дано порядка 1200 живых концертов!
Легендарная британская группа «Битлз»
Открытие Ньютоном преломления света. Картина Пеладжо Паладжи
Правило 10 000 часов: нужно ли столько времени, чтобы овладеть новым навыком? – Бизнес-журнал B-MAG
В книге «Гении и аутсайдеры» Малкольм Гладуэлл развивает идею о том, что требуется 10 000 часов усердных занятий, чтобы овладеть каким-либо навыком и стать высококлассным профессионалом.
Собираетесь ли вы стать самым востребованным мотивационным спикером, следующим Майклом Фелпсом или хотите выучить иностранный язык, вы должны признать тот факт, что для достижения превосходных результатов в выбранной вами области потребуется время.
«Обучение – это не способ раскрыть свой потенциал, а способ его развития», — К. Андерс Эрикссон.
Но многие люди задаются вопросом: Действительно ли нужно 10 000 часов, чтобы в полной мере овладеть каким-то навыком или талантом?
Или все же существуют другие (более быстрые и эффективные) пути?
Прежде чем ответить на эти вопросы, давайте еще раз вернемся к правилу 10 000 часов и узнаем, как оно стало своего рода эталоном достижения совершенства.
Откуда пошло правило 10 000 часов?
Правило 10 000 часов
В 2008 вышла книга Малкольм Гладуэлл «Гении и аутсайдеры: история успеха», и она немедленно стала бестселлером. Книга рассказывает о нескольких выдающихся личностях. Таким образом, Гладуэлл вывел правило 10, 000 часов, рассказывая о тех, кто не вписывается в типичное понимание об успехе.
В книге правило 10 000 часов является ключом к успеху. По словам Гладуэлла необходимо усиленно практиковать какой-то навык в течение 10 000 часов, чтобы добиться мирового успеха.
«Гении и аутсайдеры» стала необычайно популярной, как и само правило.
Многие люди немедленно последовали идее Гладуэлла, стараясь отработать положенные часы, чтобы достичь успехов в спорте, искусстве и даже бизнесе.
Многим показалось, что это отличный совет по самосовершенствованию; это дало надежду тем, кто изначально считал, что для достижения успеха необходимы генетика и достаток.
К сожалению, есть те, кто оспаривает теорию Гладуэлла и продолжает задаваться вопросом: «Каково значение правила 10 000 часов?»
Гладуэлл основал свое правило 10 000 часов на исследованиях, проведенных ученым К. Андерсом Эриксcоном. Однако Гладуэлл на самом деле никогда не брал интервью у Эрикссона.
В своем исследовании Эрикссон стремился выяснить: «Каким образом люди самосовершенствуются?»
Он обнаружил, что человеку необходимо около 10 000 часов, чтобы преуспеть в таких сферах жизни, как шахматы, гольф или чтобы подготовиться к музыкальному конкурсу. Тем не менее, это не касается ученых или тех, кто-то хочет выучить что-то новое ради карьеры или хобби.
Эрикссон обнаружил, что чтобы стать экспертом в выбранной области, важно не то, сколько вы практикуетесь, а скорее как проходит процесс. Он назвал эту концепцию «намеренной практикой».
Джош Кофман, автор книги «Сам себе МВА», утверждает, что для освоения навыка нужно всего около двадцати часов. Зная это можно сказать, что вам точно не потребуется 10 000 часов, чтобы стать экспертом в какой-то области.
Итак, как вы можете сделать процесс обучения более эффективным?
В этой статье мы рассмотрим 11 способов, как освоить навык и разрушим миф о 10 000 часах. Чтобы стать экспертом, каждому может потребоваться различное количество времени, но определенно не нужно тратить буквально тысячи и тысячи часов, чтобы научиться чему-то.
11 способов овладеть ЛЮБЫМ навыком
Как овладеть новым навыком в жизни
1. Ставьте перед собой посильные задачи
Следует ответственно подходит к выбору нового занятия. Неверный выбор навыка способен помешать вашему успеху с самого начала, поэтому убедитесь, что умение найдет применение в реальности.
Идеальный навык либо решает проблему, которая у вас есть, либо напрямую связан с чем-то, что вам очень интересно.
В противном случае вы можете потерять мотивацию и настойчивость, которые так необходимы для достижения успеха.
Значит, вам нужно выбрать навык, процесс овладения которым настолько же увлекателен, как и достижение финальной цели. Допустим, вы хотите научиться писать коды, чтобы создавать конкретные компьютерные программы. Если процесс обучения кажется неподъемным – или хуже того, скучным, — вы подсознательно настраиваете себя на провал. Обучение должно казаться увлекательным, а не утомительным.
Исследование показало, что сосредоточение на долгосрочных целях является отличной мотивацией на начальном этапе, но может помешать вам наслаждаться процессом обучения. Напротив, если вы просто будете получать удовольствие от процесса, то, скорее всего, вы не захотите бросить это в дальнейшем.
Кроме того важно выбрать конкретную цель и видеть ясные пути ее достижения. Расплывчатые цели совсем не мотивируют. В таком случае гораздо труднее отслеживать прогресс.
Постановка конкретных целей помогает лучше понять их значимость для вас. Например, вы можете сказать обобщенно: «Я хочу больше заниматься спортом». Но правильно будет так: «Я хочу купить абонемент в спортзал и заниматься 4 раза в неделю, чтобы поправить здоровье».
Выберите что-то, что поможет решить насущные проблемы и будет представлять для вас интерес. Наслаждайтесь процессом обучения и старайтесь ставить конкретные цели.
2. Учитывайте свой текущий уровень владения навыком
Возможно, вы еще новичок в сфере, в которой хотите разобраться. Учитывайте, что каждый человек по-своему понимает «освоение навыка». Ваша версия может кардинально отличаться от чьей-то еще.
Возьмем, к примеру, ораторское искусство. Кто-то может подумать, что он должен уметь выступать перед сотнями людей и ни разу не споткнуться.
Для вас же это может означать способность выступить с презентацией перед коллегами.
Если вы поставили цель, которая требует, чтобы вы за короткое время совершили значительный прогресс, с большой вероятностью вы потерпите поражение и сдадитесь. Однако, если вы поставили себе адекватную цель, учитывая навыки на данный момент, будет проще шаг за шагом достичь ее.
3. Определите лучший способ обучения
Может, вам проще учиться чему-то на практике. А, может, вам проще следить и повторять за другими. Используйте те методы, которые подходят именно вам.
Исследования показали, что на слух люди воспринимают только 5% информации. Однако они усваивают 75% знаний, полученных на практике. Более того, у людей в голове откладывается 90% знаний, которые они узнают, объясняя что-то другим.
Чтобы ваш разум был готов к восприятию информации, нужно заботиться о себе, достаточно спать и не забывать о физических упражнениях. Это не только поможет учиться быстрее, но и активирует нейроны в мозгу, что повышает обучаемость и способность запоминать новое.
4. Попробуйте овладевать навыком поэтапно
Так вы точно не перегрузите себя. Гораздо проще осваивать навык по частям.
Первым делом нужно определить, какие аспекты являются основным и самыми важными. Предположим, вы учите иностранный язык.
Не говорите себе: «Я буду учить французский». Лучше разбейте эту цель на несколько целей поменьше, например: «Я хочу освоить французский на начальном уровне за три недели».
Таким образом, вы четко определите свою цель; теперь задание кажется вполне выполнимым.
Овладеть новым делом и знаниями
5. Расставляйте приоритеты
Процесс освоения навыка можно разбить на достижение более маленьких целей, которые складываются в одну большую. Нужно определить эти цели, понять, какие действительно необходимы для достижения успеха и уделять им внимание в первую очередь. Как только вы это сделаете, начинайте целенаправленно практиковаться.
Определите какие-то контрольные точки во время процесса обучения, чтобы легче было отслеживать прогресс. Это очень мотивирует на долговременное обучение. Например, если вы учитесь играть на гитаре, можете для начала поставить себе цель разучить четыре разные песни, начиная от самой легкой и заканчивая самой сложной. Каждая выученная песня – это пройденный этап в освоении цели.
6. Во время обучения уделяйте внимание качеству работы, а не количеству
Помните о правиле 80/20. 80% вашего обучения приходится на 20% выполненной работы. Определите те 20%, которые дадут максимальные результаты.
Например, при изучении французского языка вы быстро заметите, что есть несколько очень важных ключевых слов, которые повторяются неоднократно.
Погуглите «наиболее употребляемы французские слова» и сначала сосредоточьтесь на них.
Можно потратить уйму времени, пытаясь запомнить названия всех животных по-французски, но, в конце концов, вы поймете, что это не пригодится вам так сильно, как меньшее количество слов, необходимых в повседневной жизни.
Одна из проблем, связанных с мифом о 10 000 часов, заключается в том, что основное внимание уделяется количеству времени, от чего страдает качество вашей практики.
7. Найдите наставника, тренера или учителя, который поможет отследить прогресс
Когда вы изучаете навык, может быть трудно понять, с чего начать. Наставник станет для вас примером, сможет дать полезный совет с точки зрения человека, уже прошедшего этот путь.
При встрече с вашим наставником задавайте конкретные вопросы, например, спрашивайте о препятствиях, с которыми он столкнулся в процессе обучения, или что из выученного он использует регулярно, а что позабылось. Вы также можете спросить своего наставника, что, по его мнению, отличает экспертов от неспециалистов.
8. Делитесь новыми знаниями с другими
Когда вы передаете знания другим, вы сами начинаете лучше разбираться в вопросе. Как мы уже говорили ранее, учить кого-то – лучший способ учиться самому. Если вы понимаете концепцию или идею достаточно хорошо, чтобы объяснить ее другим, это поможет вам усвоить информацию самостоятельно.
Есть несколько способов оказаться в позиции учителя. Обучение может проходить неформально, не обязательно вести урок с целым классом, хватит нескольких людей. Найдите друга, который тоже заинтересован в получении этого навыка, и для начала начните работать с ним. Или же придумайте другой способ передать опыт и знания.
Таким образом, вы лучше поймете то, чему учитесь, и сможете взглянуть на предмет по-новому. Это также даст вам возможность выяснить, какой метод обучения наиболее эффективен для других. Это поможет улучшить собственные способности к обучению, совершенствовать навыки общения с разными людьми во всех сферах вашей жизни.
9. Практикуйтесь в то время суток, когда вы чувствуете себя наиболее продуктивно
У каждого бывают такие моменты, когда человек ощущает себя менее продуктивным и попытки «подзарядиться» ведут к неудовлетворительным результатам. Исследования показали, что усиленная умственная деятельность сильно снижает производительность, потому что ваш мозг способен сосредоточиться только в течение 1.5-2 часов, а потом требуется небольшой перерыв.
Выясните, в какие часы вы наиболее продуктивны, проследив за своим графиком привычек и за тем, когда вы испытываете прилив энергии. Например, вам самим лучше знать жаворонок вы или сова; когда у вас лучше получается сосредотачивать внимание на деле.
Также вам нужно научиться управлять своим временем. Выделите 1.5-2 часа в день на занятие в периоды наибольшей продуктивности.
Это спасет вас от выгорания. Как только вы начнете заниматься новым делом, вам может хотеться отдавать ему каждый час. Но подобный подход очень быстро приведет к эмоциональному выгоранию. Не нужно тратить всю энергию на одно единственное дело.
10. Будьте терпеливы
Как ребенок не может научиться бегать за одну ночь, так и вам лучше осваивать навык маленькими шажками, подниматься с колен, когда случаются неудачи, пока , наконец, вы не добьетесь результата.
Освоение любого навыка требует времени, вам нужно быть терпеливым и не иметь завышенных ожиданий. Неплохо было бы пообщаться с кем-то, кто уже освоил этот навык, узнать, сколько ему потребовалось времени, с какими трудностями он столкнулся.
Так вы сможете получить полное представление о том, сколько потребуется времени, чтобы стать профессионалом.
11. Ставьте выполнимые цели на каждый день
Следует начать с небольших шагов. Возможно, вам захочется полностью уйти в обучение, но необходимо продвигаться постепенно.
Небольшие последовательные шаги приведут к значительным изменениям в будущем, а слишком быстрый темп может все испортить.
Если вы будете ставить себе рациональные цели, вы с меньшей вероятностью бросите свое занятие. Достигая небольших целей, вы добьетесь успеха.
Подведем итог
Сегодня мы выяснили, что правило 10 000 часов стало популярным благодаря Малкольму Гладуэллу. Еще мы узнали, что это очень популярная концепция, однако необязательно следовать ей.
Существуют другие способы эффективно и быстро освоить новый навык. Вовсе необязательно тратить столько времени, сколько указал Гладуэлл. Если вы будете ставить себе маленькие цели и постепенно достигать их, вы сможете быстрее добиться того, что запланировали.
Правило 10 000 часов: нужно ли так много времени, чтобы овладеть навыками
В своей книге «Выдающиеся» Малкольм Гладуэлл популяризирует идею о том, что требуется 10 000 часов сосредоточенных занятий, чтобы овладеть навыками и стать специалистом мирового уровня.
Хотите ли вы стать признанным оратором или овладеть иностранным языком, вы должны без сомнения потратить на это время.
Вопрос лишь в том, действительно ли необходимо 10000 часов занятий, чтобы стать специалистом мирового уровня?
Или есть другие (то есть, более быстрые, более эффективные) способы овладеть навыком?
Прежде чем ответить на эти вопросы, давайте сначала выясним, откуда взялось правило 10000 часов.
В 2008 году вышла книга Малкольма Гладуэлла «Выдающиеся: история успеха», которая сразу же стала бестселлером.
В книге Гладуэлл предложил правило 10 000 часов, как ключ к успеху.
Многие восприняли это как отличный совет для самосовершенствования, и это правило подарило надежду тем, кто прежде думал, что для успеха нужны происхождение и деньги.
Как оказалось, Гладуэлл заложил в основу правила 10 000 часов исследования, проведенные ученым по имени К. Андерс Эриксон. Учёный обнаружил, что людям требуется около 10 000 часов, чтобы преуспеть в таких областях, как шахматы, гольф и музыкальные навыки. Это правило не распространялось на ученых или карьерный рост.
Эриксон также обнаружил, что длительность упражнений не играет роли. Важнее то, как именно вы упражняетесь. Он назвал свою концепцию преднамеренной практикой.
По мнению Джоша Кауфмана, автора книги «Ваша квалификация Мастера бизнес-администрирования», для освоения нового навыка требуется всего около 20 часов.
Итак, мы можем утверждать, что вам не понадобится 10000 часов, чтобы овладеть навыками и стать экспертом в какой-то области.
«Обучение — это не способ раскрыть свой потенциал, а способ его развития»
— К. Андерс Эрикссон
В этой статье мы рассмотрим 11 способов, которыми вы можете овладеть нужным навыком и разрушить миф о правиле 10 000 часов.
1. Чтобы овладеть навыками, ставьте посильные цели
Чтобы успешно овладеть навыком, вы должны быть реалистичными в выборе этого навыка. Выбор неправильного навыка может сделать ваши усилия изначально бессмысленными, поэтому вы должны быть уверены, что навык применим в вашей жизни.
Идеальный навык, которым вы собираетесь овладеть, должен решать какую-либо вашу проблему, либо быть необходимым для чего-то, что вас очень интересует. В противном случае вы потеряете мотивацию и настойчивость, необходимые для успеха.
Это означает, что следует выбирать навык, процесс овладения которым так же увлекателен, как и достижение конечной цели. Например, предположим, что вы хотите научиться компьютерному программированию. Если вы объёмы учебного материала выглядят ошеломляюще для вас — или ещё хуже, если вам скучно – вы настраиваете себя на неудачу. Процесс обучения должен быть интересным, а не сложным.
Исследования показывают, что постановка долгосрочных целей – отличная мотивация, чтобы начать обучение, но может случиться так, что вы не сможете получать удовольствие от самого процесса обучения. Напротив, получение удовольствия от обучения повышает вероятность того, что вы не бросите эту затею через несколько дней.
Еще одна вещь, важная для достижения поставленной задачи, – это очень конкретные цели, и ясные пути их достижения. Неопределенность цели не очень мотивирует. Труднее выработать для себя критерии, по которым вы можете судить о своих успехах.
Например, выбирая общую цель «Я хочу больше заниматься физическими упражнениями», следует поставить конкретную цель «Я хочу получить членство в моем местном спортзале и тренироваться четыре дня в неделю, чтобы улучшить свое самочувствие».
Убедитесь, что процесс приобретения навыка будет доставлять вам удовольствие, и будьте очень конкретны при определении целей обучения.
2. Учитывайте свой текущий уровень владения навыком
Возможно, вы являетесь полным новичком в навыке, которым хотите овладеть. Имейте в виду, что каждый интерпретирует «овладение» навыком по-своему.
Возьмите публичное выступление в качестве примера. Кто-то, кто хочет овладеть искусством публичных выступлений, желает научиться без смущения говорить перед сотнями людей, а для кого-то достаточно удачно выступить перед небольшой группой коллег.
Если ваша цель требует от вас за короткий промежуток времени значительно повысить свой уровень, есть большая вероятность, что вы потерпите поражение и сдадитесь. Однако, если вы поставили перед собой посильную задачу, ваши усилия будут вознаграждены.
3. Определите для себя лучший способ овладеть навыками
Возможно, вы лучше учитесь на практике. Или, возможно, для вас лучше учиться на чужом примере. Выберите лучшую для вас методику обучения.
Исследования показали, что, как правило, люди запоминают только 5% информации, которую они слышат, когда кто-то читает лекцию. Но люди усваивают 75% информации, если информация закреплена применением её на практике. Более того, люди обычно усваивают 90% информации, если они повторяют ее для других людей.
Подготовьте свой разум к восприятию информации, убедитесь, что вы хорошо выспались и сделали утреннюю гимнастику. Это не только поможет вам быстрее учиться, но и активирует нейроны в вашем мозгу, чтобы повысить вашу способность воспринимать и запоминать информацию.
4. Постарайтесь разбить процесс овладения навыком на этапы
Это позволит вам не перегружать себя. Овладение навыком по частям гораздо проще.
Разбивка навыка на части начинается с определения составных частей навыка. Допустим, вы хотите выучить новый язык.
Не говорите себе, что вы будете «учить французский». Вместо этого разбейте обучение на более конкретные и более мелкие цели, такие как «Я хочу освоить первый уровень владения французским языком за 3 недели».
Здесь вы четко определили свою цель и сделали огромную задачу бесконечно более выполнимой.
5. Сделайте упор на изучении наиболее важных частей навыка
Каждый навык можно разбить на более мелкие составляющие, которые в конечном счёте в совокупности приведут вас к достижению далёкой цели. Как только вы это сделаете, начните целенаправленно изучать их на практике.
Определите контрольные точки в вашем процессе обучения, чтобы вы могли гордиться своим прогрессом. Успех в освоении каждой части навыка поддержит мотивацию на длительное обучение.
Например, если вы хотите научиться играть на гитаре, вы можете разбить процесс на изучение четырех различных песен, начиная от самой простой к самой сложной.
Каждая песня, которую вы выучите, будет ступенькой к следующей, более сложной.
6. Во время обучения основное внимание уделяйте качеству своей работы
А не количеству или продолжительности занятий.
Соблюдайте правил 80/20. Мы знаем, что 80% вашего обучения будет происходить из 20% работы, которую вы исполняете. Определите 20% работы, которая даст вам максимум новых знаний.
Например, при изучении французского языка вы скоро заметите, что есть несколько очень важных ключевых слов, которые часто появляются.
Найдите «наиболее часто используемые французские слова» и выучите их в первую очередь.
Вы могли бы часами пытаться выучить названия всех животных на французском языке, но, гораздо полезнее потратить меньше времени на изучение слов повседневного разговорного языка.
Один из недостатков мифа о 10 000 часов в том, что он уделяет основное внимание количеству времени, при чём страдает качество.
7. Найдите наставника, тренера или учителя, который может оценить качество и правильность ваших занятий
Когда вы изучаете навык, бывает трудно определить, с чего начать. Наставник может дать вам качественный совет человека, который уже был на вашем месте.
При встрече с вашим наставником задавайте конкретные вопросы, например, спрашивайте их о любых препятствиях, с которыми они сталкивались при изучении навыка, или что действительно стоит изучить, а что в реальности не пригодится. Вы также можете спросить, что отличает эксперта от дилетанта в своей области.
8. Поделитесь полученными навыками с другими
Обучая других навыку, которым вы пытаетесь овладеть, вы лучше понимаете, что делаете. Это одним из лучших способов овладения навыком. Если достаточно хорошо поняли суть, чтобы обучить других, это поможет вам самому лучше усвоить информацию.
Есть несколько способов, которыми вы можете поставить себя в положение учителя. Преподавание может проводиться неформально, без твердой структуры для нескольких людей. Найдите друга, который также хотел бы обучиться этому навыку. Или придумайте способ передать свой опыт и знания.
Делая это, вы глубже поймёте предмет или как его использовать. Это также даст вам возможность выяснить, какой метод обучения материал лучше всего подходит для других.
Вы натренируете свои педагогические способности и приобретёте навыки общения с разными людьми во всех сферах вашей жизни.
9. Занимайтесь в то время суток, когда вы чувствуете себя наиболее продуктивным
Это поможет вам быть собранее и быстрее овладеть навыками. У каждого человека в течение дня бывают периоды усталости, и не стоит учиться в это время. Исследования показали, что слишком большой объём работы сильно снижает производительность, потому что ваш мозг может сосредоточиться только в течение полутора-двух часов, после чего ему понадобится короткий перерыв.
Вы можете выяснить, в какие часы вы наиболее продуктивны, внимательно понаблюдав за собой. Например, вы, вероятно, уже знаете, являетесь ли вы жаворонком или более внимательны ночью. На основе этих наблюдений определите график занятий по 1.5 -2 часа в самое продуктивное время.
Это также поможет вам не перегореть быстро. Когда вы впервые начинаете изучать новый навык, у вас может возникнуть желание посвятить каждый час своей новой страсти. Однако от такого подхода можно быстро перегореть. Неправильно тратить всю свою энергию на один вид деятельности.
10. Будьте терпеливы
Малыш не учится бегать в одночасье, вы также должны делать детские шажки, изучая новый предмет, и учиться вставать каждый раз после очередного падения, пока в конце концов не освоите его.
Чтобы освоить новый навык, потребуется время, и вы должны быть терпеливыми и быть реалистами. Хорошо спросить у кого-то, кто уже освоил навык, сколько времени ему потребовалось, чтобы добиться результата, сколько труда и терпения.
11. Ставьте доступные цели на каждый день
Начинать следует с небольших шажков. Хотя вы, возможно, захотите погрузиться с головой в обучение, очень важно продвигаться вперёд постепенно.
Знайте, что маленькие, последовательные шаги в будущем приведут к большим изменениям, и слишком быстрые темпы имеют недостатки. Постановка доступных целей придаст вам силы в те дни, когда вам захочется всё бросить.
Если вы сможете продолжать достигать небольшие цели, вы в конечном итоге добьетесь успеха.
Итоговые выводы о правиле 10 000 часов
Сегодня мы узнали, что правило 10 000 часов было популяризировано Малкольмом Гладуэллом. Мы также узнали, что, хотя эта концепция популярна, это не обязательно значит, что она верна.
Далее мы узнали, что есть другие способы эффективно и быстро освоить новый навык. Часто нет необходимости тратить время, указанное Гладуэллом.
Вместо этого, если вы используете обдуманную тактику, чтобы овладеть навыками, вы можете сократить учебный процесс и изучить что-то новое за относительно короткий промежуток времени.
- Как развить силу воли и зачем вам это нужно
Миф про 10 000 часов: сколько усилий требуется, чтобы достичь совершенства
«Правило 10 000 часов», которое якобы может сделать любого человека крайне успешным в любой области, стало своеобразной священной заповедью, постоянно повторяющейся на различных веб-сайтах и мастер-классах.
Беда этого правила в том, что оно правдиво лишь наполовину. Если вы, допустим, новичок в игре в гольф и постоянно совершаете одну и ту же ошибку, 10 000 часов практики не улучшат ваш уровень мастерства.
Вы по-прежнему будете простофилей, просто более опытным.
Механическое повторение действий не принесет профессионального роста, зато можно приблизиться к цели, если раз за разом регулировать выполнение какой-то задачи.
Секрет постоянного совершенствования — не в количестве времени, вложенного в дело, а в его качестве.
Это звучит просто и достаточно очевидно, но мы по-прежнему часто рассчитываем на успех, основываясь только на количестве времени, которое мы инвестируем в решение той или иной задачи.
Основным фактором успеха является осознанная практика — постоянное обучение, на котором вы концентрируетесь целиком, руководствуясь указаниями квалифицированного эксперта, тренера или наставника. Этот подход принципиально отличается от подхода к измерению успеха только по количеству часов, затраченных на обучение.
Обратная связь — необходимый элемент, который позволяет нам определить свои ошибки, обнаружить источники их возникновения и исправить их. Так зеркало помогает балеринам в тренировках.
В идеале обратная связь должна следовать от эксперта в вашей области — если у вас нет такой обратной связи, вы едва ли вы добьетесь успеха. Также важно мыслить реалистично.
У мечтаний есть свои творческие преимущества, но в контексте целенаправленной практики они только разбавляют эффективность процесса.
«Считается, что для чемпионов мирового класса — будь то тяжелоатлеты или пианисты — практика должна составлять около четырех часов в день»
Как только вы привыкаете к делу, которое когда-то было для вас новым, вы начинаете делать его на хорошем уровне автоматически. Здесь вы рискуете стать заложником «окей-плато», перестав расти и застряв на каком-то уровне развития. Если вы собираетесь достичь гениальных успехов, пора переходить от автопилота обратно, в фазу активного внимания.
Любители часто довольствуются пятьюдесятью часами практики — будь то катание на лыжах или вождение — они добираются до стадии «хорошо, но достаточно», достигнув того уровня производительности, при котором они могут совершать требуемые действия с легкостью. Они больше не чувствую потребности в концентрированной практике и довольствуются повторением того, что уже узнали. В таком случае неважно, сколько еще они будут практиковаться, их прогресс будет незначительным.
Настоящие эксперты, наоборот, продолжают уделять внимание делу, намеренно противодействуя желанию мозга автоматизировать процессы.
Они активно сосредотачиваются на том, что делают неидеально, исправляют то, что не получается, и никогда не прекращают учиться.
Если они начинают двигаться по инерции и останавливают свои «смарт-практики», то они тут же попадают в плато, где их навыки больше не развиваются.
Но даже если вопрос качества решен, вопрос количества все равно остается открытым.
Сколько же осознанной практики достаточно для достижения совершенства? Считается, что для чемпионов мирового класса — будь то тяжелоатлеты или пианисты — практика должна составлять около четырех часов в день.
Это позволяет иметь и достаточное время для совершенствования навыков, и достаточное время для отдыха и восстановления физической и психической энергии. Оптимальная практика поддерживает оптимальную концентрацию.