Огромное количество людей живут и работают в «дне сурка». Сейчас они зарабатывают деньги, но позже превратятся в старичков с прогрессирующей деменцией. Обидно, но что поделать. Ничто так не ускоряет атрофию мозга, как рутина и бессменная обстановка. Она разрушает систему внимания, ослабляет память, выводит из строя «центр удовольствия».
Есть хорошая новость: мозг пластичен и поддается тренировке. Элизабет Гоулд и Брюса МакЮэна провели несколько экспериментов с мартышками – ученые выяснили, что у животных образуются новые нейронные связи, когда те совершают несвойственные им действия. Женщины сделали заявление о том, что исследуемое явление свойственно и человеку.
Преимущественно нейроны добавляются к медиальной поверхности височной доли, которая отвечает за память, называние, вкус, обоняние, синтез звуков. Также новые нейроны заметили в префронтальной и нижней теменной зоне: первая осуществляет комплексное управление мыслительной и моторной активностью, вторая формирует артикуляционные действия.
Нейроны – маленькая вселенная
Как видите, нейроны образуются в областях, затрагивающих важнейшие когнитивные функции. Именно их нужно развивать, чтобы случайно не отписать квартиру мошенникам, когда вам будет далеко за 90. Важно разработать программу тренировок, которая будет вовлекать все функции единовременно или поочередно.
Я прошлась по блогам психотерапевтов, почитала книги о пластичности мозга, вспомнила несколько упражнений с курсов скорочтения и составила подборку когнитивных упражнений. Работают ли они? Узнаем в старости. Если вы уже занимались и чувствуете качественные изменения, пишите в х какие.
Поехали!
Бытовые упражнения на развитие когнитивных способностей
Эти упражнениям можно делать без отрыва от естественного хода жизни, добавляя новые, порой пикантные условия. Они тренирует ориентирование на местности, равновесие, все виды восприятия и бонусом увеличивают объем памяти.
- Назначьте день темноты: принимайте душ, кушайте, убирайтесь без света.
- Смотрите видеоролики без изображения или с изображением, но без звука.
- Если есть ребенок, проверьте у него домашнее задание (+1000 к выносливости).
- Давайте название каждому видео, которое смотрите. Обобщайте весь смысл в одном слове. Придумывайте названия магазинам и учреждениям, рядом с которыми ходите. Не повторяйтесь.
- Ориентируйтесь по городу без карты, выдумывайте незнакомые маршруты.
Упражнения на равновесие и координацию
Упражнения на равновесие и координацию улучшают кровоснабжение всех отделов мозга. Соответственно в главный орган попадает больше кислорода, что стимулирует клеточное дыхание и замедляет процесс отмирания клеток.
- Встаньте прямо, вытяните руки с растопыренными пальцами. Соедините их, чтобы пальцы совпадали. Через секунду разъедините и положите руки на плечи (правая на правое, левая на левое). Снова соедините пальцы. Повторите упражнение 10–20 раз в быстром темпе и с минимумом промахов при соединении пальцев
Соедините пальцы вместе
- Сядьте и вытяните скрещенные в районе щиколоток ноги так, чтобы ступни касались пола. Медленно наклонитесь вперед на выдохе. Вытяните руки параллельно ногам. Вернитесь в исходное положение на вдохе. Повторяйте 4–6 раз.
- Лягте. Согните нижнюю ногу и поднесите к согнутому локтю руки, которая сверху. Делайте упражнение медленно, осознавая каждый миллиметр движения.
- Стойте прямо, но расслабленно. Поочередно наклоняйте голову в стороны и касайтесь плечей мочками ушей. Вытяните руку вперед и представьте, что держите указательный палец в сердцевине цветка с пятью лепестками. Повторяйте контуры цветка верхней частью туловища.
- Вспомните, как выглядят знаки peace и ок. Вытяните любую руку и попеременно показывайте сложенные из пальцев знаки. Упражняйтесь минуту. После делайте то же самое двумя руками и в очень быстром темпе. На третьем этапе добавьте звука: произносите поговорку «На меду медовик, а мне не до медовика»
Когда достигните синхронизации, выполняйте упражнение так, чтобы каждая рука показывала свой знак Хотите получить востребованную интернет-профессию? Запишитесь на курс SMM-специалист от TexTerra.
Упражнения на воображение
Воображение отличает нас от животных. Так говорят биологи: котики этот факт отрицают. Развивайте воображение, чтобы иметь возможность ориентироваться в различных точках зрения, переживать подсознательный опыт и творчески мыслить.
- Представляйте в голове, как играете на пианино. Как расположены пальцы? С какой скоростью двигаются? Какую мелодию играют – услышьте звук, поймайте ритм, попробуйте перемещаться в такт. Додумайте историю – почему родилась эта композиция, с какими чувствами связана. Проводите упражнение в тишине.
- Распечатайте несколько экземпляров. На каждом дорисовывайте картинку в соответствии с рандомной темой, возникшей в голове (животные, части тела, аксессуары и пр.).
Я мысленно дорисовала девочку. А вы?
- Назовите ассоциации с числами 12, 7, 4, 56, 11. Когда эти числа закончатся, придумайте новые и повторите упражнение.
- Посмотрите на картинку. Представьте музыку, с которой она ассоциируется. Запишите историю, которая по динамике (бодрая, веселая, грустная и пр.) повторяет композицию в голове.
Рэдклифф в роли трупа в фильме «Человек – швейцарский нож»
- Вспомните последний просмотренный фильм. Перенесите сценарий в другую эпоху: как трансформируется сюжет, изменятся ли характеры героев, совпадет ли концовка?
Упражнение на развитие вкусового и обонятельного восприятия
Упражнения задействуют нижнюю часть теменной доли, а также влияют на лимбическую систему, которая регулирует эмоции, память. Так что в процессе выполнения вы получите не только новые нейроны, но и хорошее настроение.
- Придумайте и приготовьте блюдо, в котором содержится максимальное количество ингредиентов и которое вы не пробовали.
- Закажите неизвестное блюдо в кафе и угадайте составляющие: сначала по запаху, потом по вкусу. Если вам по душе жидкие состояния, закажите коктейль и повторите процедуру.
- Выйдите на улицу и понюхайте предметы, которые видели, но не обоняли: забор, вывеску на кафе, чайник в офисе. Соотнесите в голове запахи неживой природы с уже знакомыми запахами любого характера. После понюхайте растения, животных, птиц. Делайте это, если нет аллергии и вы уверены в безопасности взаимодействия с объектом живой природы.
- Дайте как можно больше определений запахов привычных вещей: лук – горький, резкий, противный и пр.
- Сравните запахи объектов из одной видовой группы: духи с духами, травы с травами, котов с котами. Чем они различаются? Найдите большое количество различий.
Упражнения на слух
За слуховую информацию отвечают ядра восьмого нерва, расположенные на границе продолговатого мозга и моста. В них поступает информация из правого и левого уха, после чего она сравнивается и обрабатывается. Основная работа по расшифровке звука происходит в коре больших полушарий. Упражнения помогут развить скорость реакции, а также станут профилактикой возрастной глухоты.
- Работайте в паре. Пусть собеседник читает текст тихим монотонным голосом на расстоянии 3–4 метра от вас. Он должен останавливаться каждые три минуты: в это время пересказывайте суть прочитанного.
- Собеседник на том же расстоянии произносит слова наоборот. Ваша задача услышать и назвать правильно. Далее практикуйтесь с длинными фразами и абзацами.
- Собеседник с выражением читает стихотворение и меняет интонацию в нужных местах. Повторите в точности. Стихотворение можно читать с листа – главное интонации.
- Упражнение групповое: отгородитесь от друзей ширмой. Каждый их них должен походить назад и вперед. После окончания дефиле, угадайте какие шаги кому принадлежали.
- Смотрите видео с иностранцами и запоминайте манеру говорить, интонации и прочие характерные для нации звуковые особенности.
Я специально не даю упражнения на зрительное восприятие, так как лучше всего выбрать их на свой вкус. Для этого есть сотни приложений. Например, CogniFit с возможностью прохождения нейропсихологических тестов и персональных тренировок.
Совет
Я с семьей играю в настолку «Барамелька». Она развивает скорость реакции и логическое мышление. Принцип игры: схватить названный ведущим предмет раньше другого участника. Правда там серьезный подвох, о котором вы узнаете в процессе. Я сохраню интригу. Игру советую взрослым и детям, отличный тренажер для тренировки когнитивных функций.
Попробуйте угадать правила: это тоже развивает воображение
Как улучшить интеллект ребёнка и не утратить собственный
Интеллект — качество не только врождённое, но и приобретённое. Психолог Ричард Нисбетт даёт советы о том, как его приобрести, улучшить и передать своему ребёнку
Ричард Нисбетт: способыспособов и правил, которые помогут вам повысить интеллектуальный уровень своего ребёнка
Интеллект — качество не только врождённое, но и приобретённое. Психолог Ричард Нисбетт даёт советы о том, как его приобрести, улучшить и передать своему ребёнку.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Долгое время считалось, что интеллект целиком определяется наследственностью. Воспитание и образование если и оказывают какое-то влияние на интеллектуальные способности, то несущественное.
Школы и университеты передают определённый набор знаний и помогают освоить специфические операции вроде счёта и письма, но не делают людей умнее. Если ты умный, то это у тебя «гены такие».
Сегодня этот взгляд полностью опровергнут.
Многие выводы о главенстве наследственных факторов были основаны на банальных ошибках. К примеру, учёные сравнивали близнецов, которые с самого раннего возраста воспитывались в разных семьях. Различие в уровне интеллекта между ними было минимальным.
Из этого следовал вывод: воспитание и окружение не имеют большого значения. Но исследователи не учли, что семьи, которые берут на своё попечение приёмных детей, тоже почти не отличаются друг от друга — всё это семьи с достаточно высоким доходом и уровнем образования.
Люди становятся умными не потому, что у них «гены такие», а потому, что у них была возможность такими стать.
Это совсем не означает, что наследственность ни на что не влияет, или что ребёнок — «чистая доска», на которой семья и окружение могут изобразить то, что им вздумается. Врождённые способности имеют значение. Но то, как вы будете их использовать и развивать — не менее важно.
Основываясь на многочисленных исследованиях психологического развития детей, известный психолог Ричард Нисбетт из Мичиганского университета (США) в книге «Что такое интеллект и как его развивать» предложил несколько способов и правил, которые помогут вам повысить интеллектуальный уровень своего ребёнка.
Интеллект формируется до наступления периода зрелости, но поддерживать его необходимо и в более позднем возрасте, поэтому эти правила будут полезны и взрослым.
1. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Хотя будущие мамы могут волноваться, что физические упражнения рискованны, есть данные, что они повышают интеллект новорожденного без всякого риска, как для матери, так и для ребёнка.
В прекрасно организованном исследовании 40 беременных женщин, привыкших часто и активно выполнять физические упражнения, половину из них учёные попросили энергично упражняться не менее трех раз в неделю — бегать, заниматься аэробикой, кататься на лыжах. А другой половине предложили ограничить нагрузки ходьбой.
К пяти годам IQ детей занимавшихся женщин был на 9 пунктов выше. Исследование, пожалуй, имеет смысл повторить, так как такая разница кажется неправдоподобно большой.
Физические упражнения полезны для ребенка, для будущей матери и вообще для всех.
Тренировка крупных мышечных групп действительно способствует более интенсивному росту нейронов, а эксперименты — по крайней мере, на животных — показывают, что физические упражнения улучшают кровоснабжение головного мозга. Упражнения положительно влияют на интеллект, даже если начать заниматься относительно поздно.
У пожилых людей, которые занимаются физкультурой, способности к решению задач сохраняются на неизменном уровне дольше, чем у тех, кто ведет менее активный образ жизни.
Силовые тренировки в сочетании со специальными нагрузками для сердца полезнее, чем только специальные упражнения.
Те, кто регулярно занимается физкультурой в зрелом возрасте, в три раза реже становятся жертвами болезни Альцгеймера в возрасте старше 70 лет по сравнению с теми, кто не занимается.
Даже начав заниматься после 60 лет, вы снижаете риск болезни Альцгеймера вполовину!
2. ТРЕНИРОВКА ПОДВИЖНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
- Вопреки распространённому мнению, компьютерные стрелялки не снижают, а иногда даже повышают уровень интеллекта.
- Улучшить подвижный интеллект можно при помощи разных видов деятельности, причём не только в детском возрасте.
- Вспомните, что такое подвижный интеллект: это способность к решению нестандартных задач, где выученные ранее правила и понятия могут оказаться бесполезными.
К задачам такого типа относятся Прогрессивные матрицы Равена. В этом тесте испытуемому предлагаются геометрические фигуры, изменённые определенным образом, и он должен оперативно вывести правило, на основании которого можно будет предсказать следующий этап трансформации этих фигур. К занятиям, стимулирующим развитие подвижного интеллекта, относятся компьютерные игры, тренирующие контроль внимания и рабочую память.
Нейрофизиолог Розарио Руэда и ее коллеги описали несколько типов игр, которые способствуют развитию подвижного интеллекта у маленьких детей. Один из них — так называемые прогностические упражнения.
Вариант игры этого типа, который использовали Руэда с коллегами, заключался в том, что дети должны были угадать, где вынырнет утка, которая перед этим нырнула в пруд.
С помощью джойстика дети управляли на экране кошкой, передвигая её туда, где, как они предполагали, должна появиться утка.
Тренировка подвижного интеллекта при помощи таких упражнений помогает детям справляться с Прогрессивными матрицами Равена, которые требуют хорошего контроля внимания и рабочей памяти. Эти функции подвижного интеллекта играют особенно важную роль в обучении детей, которые ещё не достигли подросткового периода.
3. САМОКОНТРОЛЬ
- Знаменитый эксперимент Уолтера Мишела с маршмеллоу.
- Наиболее достоверные из имеющихся данных свидетельствуют в пользу того, что у детей с уровнем самоконтроля выше среднего интеллект обычно также достаточно высок, а кроме того, при любом интеллекте у них весьма высока успеваемость.
- Личностный психолог Уолтер Мишел и его коллеги проводили исследование в детском саду при Стэнфордском университете, куда ходили дети преимущественно из обеспеченных семей среднего класса, и обнаружили, что те, кто был способен вытерпеть отсрочку вознаграждения и в результате получить не одно печенье сейчас же, а два, но позже, в подростковом возрасте имели более высокие оценки и значительно более высокие баллы по SAT [Scholastic Aptitude Test — стандартный тест оценки академической успеваемости в США].
- Такая же зависимость была выявлена при наблюдении за детьми из семей бедных меньшинств в Нью-Йорке: чем больше терпения проявлял ребёнок в опыте с отсроченным вознаграждением, тем выше были его школьные оценки.
- Оказывается, корреляция между уровнем самоконтроля и средним баллом в два раза выше, чем между IQ и средним баллом.
Здесь мы уже можем говорить о наличии причинно-следственной связи. Самоконтроль практически наверняка дает дополнительные преимущества, позволяя достигать большего, чем можно ожидать на основании показателей интеллектуального развития человека.
К сожалению, нам пока неизвестны эффективные пути развития самоконтроля у детей, но некоторые исследования все-таки дают понять, в каком направлении стоит двигаться.
Мы знаем, что если перед глазами ребёнка пример взрослого, вознаграждающего себя независимо от реального успеха, то ребёнок с большой вероятностью станет поступать так же.
А если ребёнок видит, как взрослые позволяют себе справедливое вознаграждение только за хорошо проделанную работу, то и он старается следовать тем же правилам.
4. УЧИТЕ ДЕТЕЙ ГИБКОСТИ — И ХВАЛИТЕ ЗА УСЕРДИЕ
Для родителей очень важно внушить детям, что их интеллект — в их власти. Азиаты очень склонны считать, что способности нужно развивать.
Неудивительно, что американцы азиатского происхождения прилагают больше усилий для достижения лучших результатов во время обучения, чем евроамериканцы.
Причем неудачи больше, чем успех, служат для них стимулом для еще более упорного труда.
Очень важно внушать ребёнку: если что-то не получается с первого раза, нужно постараться ещё.
Вероятно, не стоит вознаграждать детей за их ум. Лучше отмечать и поощрять усердную работу, которая напрямую зависит от их воли.
Если ребенка хвалят за то, что он проявляет ум, он специально старается продемонстрировать свои возможности, выбирая задачи, с которыми успешно справляется, и стараясь уклониться от тех, которые не даются ему так легко.
Другими словами, если ребёнка хвалят за ум, он стремится избегать трудностей и даже не пытается браться за то, что могло бы дать ему какие-то новые знания и опыт.
В одном весьма интересном эксперименте, иллюстрирующем это соображение, возрастные психологи Клаудия Мюллер и Кэрол Двэк говорили детям, что они очень хорошо справились с заданиями теста прогрессивных матриц Равена, и награждали их как за сообразительность, так и за усердие. Затем они предлагали детям выполнить другие задания — либо простые («значит, я легко с ними справлюсь»), либо сложные, требующие усилий и нестандартного подхода («значит, я многому научусь, пусть и не буду выглядеть умнее всех»).
Из тех детей, кого хвалили за ум, 66% выбирали легкие задания, благодаря которым могли еще раз продемонстрировать свою сообразительность; а из детей, которых награждали за усердие, более 90% выбирали более сложные задания, выполнение которых помогало им узнать нечто новое.
Если ребёнок достигает успеха благодаря способностям, он не хочет рисковать и обнаруживать, что, может быть, не такой уж он и умный. Если результат достигается усердным трудом, то ребёнок стремится и дальше браться за задачи, которые позволят ему проверить пределы собственных возможностей и приобрести больше разнообразного опыта.
Те, кого хвалили за способности, меньше стремились продолжать работу и реже говорили о том, что им интересно решать другие задачи, в сравнении с теми, кого хвалили за упорный труд. Те, кого изначально хвалили за интеллект, справлялись с меньшим количеством задач, чем те, кого хвалили за старание. Мораль: вознаграждайте прилежание, а не ум.
5. НЕ НАГРАЖДАЙТЕ ДЕТЕЙ ЗА ТО, ЧТО ДОСТАВЛЯЕТ ИМ УДОВОЛЬСТВИЕ
- Неправильно обещать ребёнку вознаграждение за то, что он сделает что-то, что вы хотите поощрить, если ребёнку это и так интересно.
- Совместно с возрастными психологами Марком Леппером и Дэвидом Грином я наблюдал за воспитанниками детского сада, которые занимались новым для них делом — рисовали «волшебными» маркерами.
Большинству детей очень нравилось это занятие. Потом мы пообещали некоторым детям награду, если они нарисуют маркерами что-нибудь для нас, что они с радостью и сделали. Затем, пару недель спустя, детям снова предложили маркеры. Дети, которых до этого награждали за рисунки, стали рисовать меньше, чем те, кого не награждали, и рисунки их были хуже.
Получается, что заключенный с детьми «контракт» превратил игру в работу.
Мы похвалили рисунки других детей, которым не обещали вознаграждения, и впоследствии эти дети рисовали маркерами больше, чем те, которые не получили ни награды, ни похвалы. Так что, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок делал что-то, хвалите его за уже сделанное. Не нужно обещать награду за то, что он сделает.
Однако иногда вознаграждение оправдано. Если ребёнок не собирается сам сделать что-то без вознаграждения, тогда, возможно, стоит заключить с ним договор. Если его начальный интерес к деятельности низок, обещание награды может побудить ребёнка заняться этим, а затем, возможно, он сам заинтересуется этим делом.
6. ЭФФЕКТИВНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО
- Воспитывая своих детей, постарайтесь держать в голове правило «пяти С» Марка Леппера (control, challenge, confidence, curiosity, context): поощряйте в ребёнке ощущение контроля, ставьте перед ним сложные задачи, внушайте ему уверенность, возбуждайте его любопытство и, давая ему задание, соотносите его контекстом: с реальным миром или ситуациями из кинофильмов и ТВ-программ.
- Кроме того, не нужно заострять внимание на небольших ошибках, например, если ребёнок забыл поставить знак «-»; старайтесь предотвращать ошибки, за исключением тех случаев, когда из них можно извлечь урок; не упрощайте материал ради самооценки ребёнка, а лучше измените способ его подачи; задавайте наводящие вопросы; и не захваливайте ребёнка сверх меры.
7. ШКОЛЫ
Наконец, некоторые соображения по поводу школ. Насколько это в ваших силах, постарайтесь определить вашего ребёнка в класс с лучшими учителями, особенно в самом начале обучения.
Избегайте неопытных учителей. Если в школе, где учится ваш ребёнок, не используются эффективные компьютерные программы для обучения чтению, математике и естествознанию, попробуйте обсудить с администрацией возможность их применения.
Если в школе не используются методики кооперативного обучения, при которых дети работают над решением задач и приобретением знаний совместно, предложите использовать их в школе.
Выясните, в курсе ли директор вашей школы, кто из учителей имеет наилучшую квалификацию, и узнайте, есть ли возможность поощрять лучших.
Если таких возможностей нет, попробуйте воздействовать на общественный совет школы, чтобы это стало возможным.
Высказывайтесь против пристрастного отношения к наличию у учителей разного рода сертификатов и учёных степеней.
Нет никаких доказательств, что учителя с сертификатами и степенями лучше работают с детьми. Учителя должны уделять больше времени наработке педагогических навыков с помощью коллег и специалистов, которые наблюдали бы за их работой и обеспечивали поддержку и обратную связь.опубликовано econet.ru.
- Олег Матфатов
- Остались вопросы — задайте их здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet
Интеллектуальное развитие для взрослых и детей: как тренировать свой ум
Многие столетия человеку для выживания достаточно было физического труда. Феномен XXI века – обесценивание физического труда и все возрастающее значение интеллектуального развития.
Интеллектуальные способности
Важность интеллекта в жизни человека
В психологии интеллект – это умение человеческой психики приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, способность воспринимать, понимать и использовать абстрактные понятия на практике.
Уровень интеллектуальных умений и навыков напрямую влияет на качество жизни человека: чем выше степень умственных способностей, тем более выгодную профессию может получить человек, соответственно, приобрести больше жизненных благ.
В настоящее время человеку нужно постоянно развиваться, усваивать новые знания, регулярно оперировать большим количеством информации.
Можно ли развивать интеллект
Развитие мышления у взрослого человека и ребенка — рекомендации
Ученые утверждают, что интеллектуальные задатки каждый индивид получает с рождения.
С годами родители, воспитатели в детском саду, школьные учителя на уроках и во внеурочной деятельности развивают разум ребенка и обучают правильно использовать свой потенциал.
Постепенно молодой человек узнает, как развить свой интеллект.
Современные исследования доказывают, что когнитивные способности только на 50% определяются наследственностью, остальное зависит от воспитания и стремления человека к развитию и самосовершенствованию. Уже к 5 году жизни происходит формирование основных нейронных связей, большинство из которых остается на всю жизнь. Исследователь А. Кушевски пришла к следующим выводам:
- мыслительные способности поддаются тренировкам;
- чем интенсивнее тренировки, тем выше результаты;
- интеллектуальное развитие не зависит только от врожденных данных, еще от приложенных усилий и постоянных тренировок.
Авторами написано много научных или около научных работ с советами, как развить интеллект. Недостаточно это просто прочитать, нужно долго и кропотливо работать над собой, тогда возрастные изменения не навредят интеллекту.
Развитие интеллекта у детей
Как улучшать интеллектуальные способности
Долговременная память — что это означает в психологии, как улучшить
Интенсивнее всего развитие умственных способностей происходит в возрасте от 2 до 8 лет, когда происходит формирование мыслительной и эмоциональной сферы. В период дошкольного и младшего школьного возраста ведущим видом деятельности является игра. Интеллект дошкольника развивают через:
- чтение книг, соответствующих возрасту, в том числе сказок, которые хорошо развивают воображение и пополняют словарный запас;
- логические и математические игры;
- творческие задания (традиционные и нетрадиционные техники рисования, лепки и конструирования);
- подвижные и спокойные, коллективные и индивидуальные игры;
- компьютерные игры, подобранные по возрасту.
Важно! Для достижения полного эффекта занятия должны быть регулярными, лучше ежедневными.
На уроках в начальных классах тоже широко используются игровые методы, но в таком возрасте школьники уже способны произвольно удерживать внимание, сознательно учиться, проходить специальные развивающие тренинги с психологом, то есть знают, как себя развивать умственно. К 20-25 годам показатели интеллектуального развития достигают наивысших результатов. Это не значит, что дальнейшее совершенствование умственных навыков невозможно.
Шахматы развивают интеллект
Для развития ума и интеллекта у взрослых хорошо подойдут:
- Игра в шахматы, которая прекрасно развивает память и логику.
- Карточная игра в покер.
- Решение головоломок, ребусов, кроссвордов.
- Периодическое отступление от привычного жизненного уклада (смена меню на завтрак, поход на работу по другому маршруту и другое).
- Физически активный образ жизни (танцы, фитнес, походы и так далее).
- Творчество и хобби (рисование, пение, декоративно-прикладное искусство, патриотические клубы или объединения по интересам).
- Учеба. С возрастом новая информация усваивается сложнее, но позволяет хорошо прокачать ум и эрудицию (многие после 40 лет кардинально меняют сферу деятельности и открывают для себя новые горизонты познания).
- Чтение. Оно улучшает интеллект, успокаивает, несет новую информацию.
- Печатание текстов (копирайтинг или рерайтинг не только развивает ум и мелкую моторику рук, но и позволяет заработать).
- Путешествия, знакомство и общение с новыми людьми в реальности или онлайн.
Отличия умственных способностей в разном возрасте
Как развить речь и научиться красиво выражать свои мысли взрослому человеку
В каждом возрасте уровень интеллекта разный, что обусловлено психологическими особенностями и разными периодами развития:
- В дошкольном возрасте происходит становление всех психических процессов, закладывается база для дальнейшего развития.
- В старших классах в школе усваивается программа общего среднего образования по нормативам ФГОС.
- Средние специальные и высшие учебные заведения прокачивают интеллектуальные способности до наивысшего уровня. В возрасте 20-40 лет различные виды мышления хорошо взаимодействуют друг с другом.
- После 48-50 лет развитие интеллекта ощутимо снижается и требует постоянных тренировок во избежание возникновения возрастных деменций.
Важно! Ученые выявили в онтогенезе 2 важных рубежа снижения работоспособности психики: в 22-25 лет и в 48-50. Кроме того, изменения работы половой сферы в 11-14 и в 55-60 лет также влияют на продуктивность мыслительных процессов.
С возрастом интеллектуальные процессы замедляются
Почему ухудшаются ум и эрудиция
Причины ухудшения мыслительных процессов:
- нарушения на уровне генетики;
- внутриутробные аномалии или некоторые заболевания матери во время беременности;
- недоношенность или родовые травмы;
- травмы головы в детском возрасте;
- некоторые инфекционные заболевания;
- приобретенные расстройства интеллекта;
- нарушения в работе головного мозга;
- переутомление и стресс;
- возрастные деменции.
Таким образом, умственные способности можно уберечь от неизбежных возрастных изменений, если знать, как правильно улучшить свои мышление и интеллект.
Видео
Ивaн Сидoрoв
Физические упражнения для развития интеллекта
Когда люди с преимущественно сидячим образом жизни начинают регулярно заниматься физическими упражнениями, улучшается их способность мыслить, планировать, а также улучшаются их математические навыки.
Физические упражнения связаны с повышением активности в тех участках мозга, которые отвечают за комплексное мышление и самоконтроль.
У физически активных людей увеличивается так называемая область исполнительных функций мозга, связанная с планированием, логикой, абстрактным мышлением и социальным поведением.
Выберите понравившиеся вам упражнения из тех, что приведены далее, и старайтесь выполнять их ежедневно, как минимум в течение получаса.
1. Разминка
Вряд ли интеллектуальная тренировка будет плодотворна, если ваше сознание будет отвлекаться на посторонние мысли и стимулы. Поэтому перед тем как приступить к занятиям, необходимо к ним подготовиться. Как освободиться от ненужных мыслей?
Один из способов состоит в концентрации внимания на «здесь» и «сейчас». Этого можно достичь, если перестать суетиться и беспокоиться: расслабиться, дать возможность всем мыслям и заботам плавно уйти из вашего сознания.
Другой способ — это максимально сосредоточить внимание на каком-либо конкретном задании или объекте, при этом не напрягаясь физически, поддерживая расслабленное состояние вашего тела и мышц.
Какой бы подход вы ни выбрали, смысл разминки состоит в достижении такого состояния, когда уходят все посторонние мысли, захламляющие сознание.
1.1. Первый вариант разминки
Исходное положение — тело максимально расслаблено. Опуская плечи, дыша глубоко и ровно, расслабляя каждую мышцу вокруг рта и глаз, вы снимаете физическое напряжение. Расслабление тела автоматически ведет к расслаблению сознания.
- Попробуйте сделать так:
- · Не двигайте ни единой частью тела, оставайтесь именно в том положении, в котором вы сейчас находитесь.
- · Изучите свою позу, выражение лица, положение пальцев.
- · Проверьте, нет ли хотя бы малейшего напряжения челюстей, бровей, живота, ног.
- · Ваши плечи расправлены?
- · А пальцы?
- · Вы прислонились к чему-нибудь?
- · Как вы думаете, если бы вы расслабили мышцы, в какую сторону вы упали бы?
- · Сбросьте все напряжение, которое смогли обнаружить.
- · Сделайте три медленных глубоких вдоха.
- · Теперь продолжайте.
- Когда вы научитесь расслаблять тело, дыхание и сознание, тело станет здоровым, сознание — ясным, а восприятие — гармоничным.
1.2. Второй вариант разминки
· Закройте глаза, сядьте удобнее, потратьте несколько минут на то, чтобы расслабиться.
· Пусть ваше тело станет свободным и податливым. Пусть ваш вес «придавит» вас, а мускулы расслабятся.
· Обратите внимание на то, как чувствует себя каждая часть вашего организма.
· Сосредоточьтесь на собственных физических ощущениях — на плечах, руках, спине, голове, животе и ногах, на внутренних органах.
· Затем плавно перенесите свое внимание на дыхание. Прочувствуйте, как воздух проходит через ноздри.
- · Пусть дыхание при каждом вдохе и выдохе становится все более спокойным и ровным.
- · Не форсируйте дыхание, пусть оно будет естественным и плавным.
- · Всякий раз, когда в ваше сознание проникает отвлекающая мысль, используйте ее как напоминание о том, что необходимо вернуть все внимание телу.
- · Мягко переносите фокус сознания на собственные ощущения.
- · Полностью освободитесь от напряжения, погружаясь в теплоту ощущения глубокой релаксации.
- · По мере того как с каждым вздохом ваше сознание постепенно проясняется, направьте внимание на расслабление отдельных частей тела.
· Мысленно представьте свое лицо. Увидьте глаза, рот, щеки, челюсти.
- · Создайте живой мысленный образ каждой части тела, которая все более и более расслабляется в то время, как вы смотрите на нее.
- · Внимательно изучите свое лицо во всех деталях, стараясь обнаружить следы даже малейшего напряжения.
- · Позвольте этому напряжению самому уйти просто под действием вашего взгляда.
- · Когда ваше лицо станет совершенно расслабленным, переходите к ушам, шее, плечам, рукам и пальцам.
- · Представьте, как эти части тела становятся все более расслабленными.
- · Чем яснее картина, тем глубже релаксация.
· Продолжайте мысленно осматривать свое тело: грудь, спину, живот, ноги, колени и пальцы. Помните: спешить не нужно. Наслаждайтесь прогулкой по своему телу.
- · Когда вы закончите рассматривать пальцы, вы начнете воспринимать свое тело как безмятежную одушевленную статую.
- · Погрузитесь в ощущение полной релаксации.
- 2. Основной комплекс упражнений для развития интеллекта
2.1. Упражнение «освобождение сознания»
Один из способов освободить сознание — это понять, что его занимает.
Выпишите на листок бумаги все, чем вы озабочены: далеко идущими планами; ближайшими задачами; навязчивыми желаниями; мыслями, которые вы хотели бы обдумать; делами, которые должны или хотели бы выполнить; перечнем покупок; различными идеями (например, как сделать свой дом уютнее) и так далее.
Как можно лаконичнее — в данном случае детали не имеют никакого значения — запишите все, что вы должны сделать или считаете необходимым решить. Затем начните сокращать формулировки, сводя их к минимуму — до одного-двух слов, делайте это до тех пор, пока у вас не останется ничего, что надо было бы записать.
Составление такого перечня избавит вас от беспорядка в голове. Когда вы сможете одним взглядом окинуть все дела, с которыми нужно справиться, а также мысли, которые неосознанно вас занимают, то вам останется только разобраться с ними.
Если все будет перед глазами, можно не беспокоиться, что что-то забыто. Теперь вы в состоянии принимать решения, устанавливать приоритеты, концентрировать все свое внимание на проблеме, которую вы должны решить в данный момент.
Если она останется нерешенной, вы можете успокоить себя, сказав, что позже обязательно вернетесь к этому вопросу.
Не суетитесь, выбирая, о чем вам следует думать. Выпишите на листок неотложные дела, желания, тревоги — словом, все, что занимает ваши мысли. Оцените каждый пункт, исходя из видения картины в целом.
Перенесите ваше сознание в «здесь» и «сейчас». Совершенствуйте технику восприятия собственных ощущений. Найдите наиболее приемлемый для вас способ фокусировать внимание и направлять его туда, куда вы хотите, и тогда, когда пожелаете.
Периодически находите время, чтобы расслабиться и успокоиться. Совершенствуйтесь в науке релаксации, выкраивая каждый день время для «ничегонеделания».
2.2. Упражнение «массаж головного мозга»
· Отчетливо представьте свой мозг внутри головы. Представьте, где он находится — позади глаз, начинаясь от основания черепа.
· Теперь вообразите, что в природе существует некий палец или предмет, обладающий способностью, массируя, снимать любое напряжение.
· Начните с массажа наружного слоя вашего мозга. Сконцентрируйте внимание на восприятии расслабляющего воздействия пальца.
· Пусть спадет напряжение. Позвольте энергии, высвободившейся под действием массажа, проникнуть прямо в центр вашего мозга.
· Пусть в вас разольется ощущение тепла и звона в ушах. Массируйте свой мозг слой за слоем, начиная с наружного и постепенно проникая вглубь.
· Если возникают посторонние мысли, воспринимайте их просто как процессы, протекающие в мозге.
· Вообразите, что вы способны массировать любую часть вашего мозга и таким образом избавляться от ненужных мыслей.
После выполнения массажа сразу же наступает чувство полного внутреннего расслабления. Просто спокойно сидите и наслаждайтесь своими ощущениями.
2.3. Упражнение «двухминутная концентрация»
Способность концентрировать свое внимание, то есть умение сосредоточиться, настроиться на определенный предмет, — важнейшее качество для интеллектуальной подготовки.
Сосредоточенность дает нам возможность выносить правильные оценки и четко мыслить. Она помогает пересечь оживленный перекресток, спланировать свой бюджет, разучить новый танец или решить дифференциальное уравнение. Для развития этого навыки попробуйте выполнить следующее упражнение:
· Положите перед собой часы, имеющие секундную стрелку.
· На несколько мгновений расслабьтесь, сконцентрируйте свое внимание. Когда будете готовы, начинайте следить за движением секундной стрелки.
- · В течение двух минут фокусируйте все ваши мысли на движении секундной стрелки, как будто в мире не существует ничего другого.
- · Если вы рассеяли внимание, задумавшись о чем-то другом, или просто отключились — остановитесь, сконцентрируйте ваше внимание и начинайте снова.
- · Постарайтесь сохранить подобную сосредоточенность в течение двух минут.
Как вы справились с двухминутной концентрацией мыслей? Не правда ли, сосредоточиться было не так уж и сложно, а вот удерживать внимание оказалось намного труднее?
Через пару недель регулярных занятий — хотя бы по 5-10 минут в день — вы почувствуете, что ваше внимание заметно обострилось.
Вы научитесь фокусировать сознание на определенном предмете в течение более продолжительных промежутков времени.
Ваше мышление станет более четким и гибким, и вам потребуется гораздо меньше времени на то, чтобы сосредоточить весь потенциал умственной энергии на определенном предмете.
2.4. Упражнение «помехи»
Тот, кто глубоко сосредоточен, не делает лишних движений. Посмотрите внимательно на человека, который суетится, почесывается, постоянно покачивается или держит свои мышцы в ненужном напряжении, — и вы поймете, что беспорядочные движения являются одним из признаков рассеянного внимания.
Когда вам нужно сконцентрировать свое внимание, примите такую позу, при которой ничто не будет вас отвлекать. Расслабьте мышцы, мысленно проведите двойной крест через плечи и бедра и постарайтесь избегать лишних движений.
Если вы работаете за столом, поставьте ноги на пол, сядьте прямо, лишь слегка наклонившись вперед, и сосредоточьте внимание на том, что находится перед вами. Через несколько минут вы увидите, что ваше внимание обостряется. Если поза тела способствует концентрации, ваш ум работает гораздо эффективнее.
Итак, начинаем:
· Положите часы прямо перед телевизором, где в это время демонстрируется какая-нибудь развлекательная программа. В течение двух минут старайтесь удерживать ваше внимание только на движении секундной стрелки. Не позволяйте себе отвлекаться на телевизионную передачу.
· Следите за движением секундной стрелки и в то же время мысленно перебирайте в уме числа: 2, 4, 6, 8, 10, 8, 6, 4, 2, 4, 6 и так далее. Делите свое внимание между этими двумя задачами. Как только вы начинаете думать о чем-то постороннем или сбиваетесь со счета, начинайте все сначала. Выполняйте это упражнениеминимум в течение двух минут.
· Сосредоточьте на движении секундной стрелки только треть вашего внимания. Вторую треть направьте на чтение стихов типа «Идет бычок качается» или «Наша Таня громко плачет». Оставшуюся треть внимания сфокусируйте на последовательности чисел.
2.5. Упражнение «ритм пульса»
Медленно ведите карандашом по листку бумаги. Ваше внимание должно быть постоянно направлено в точку, где из-под грифеля карандаша возникает линия.
Каждый раз, когда ваши мысли отвлекутся, зафиксируйте это на бумаге, нарисовав петлю. Когда дойдете до края бумаги, продолжите линию в обратном направлении.
Как долго вы сможете вести непрерывную линию вашего внимания? Старайтесь с каждым разом достичь все большей концентрации внимания.
2.6. Упражнение «наблюдения за собственным вниманием»
Когда будете перелистывать журнал или газету, отметьте, на что вы обращаете внимание. Подумайте, какие рекламные объявления, заголовки и страницы привлекают ваш взгляд. Как выглядит то, что может отвлечь на себя ваше внимание? Какая часть вашего сознания контролирует внимание?
2.7. Упражнение «творческое напряжение»
Если вы начинаете клевать носом в самый неподходящий момент, намеренно примите позу, непривычную для вашего тела. По-иному скрестите ноги, слегка измените осанку, измените положение ступней, поменяйте выражение лица.
Если вы находитесь в комнате вместе с другими людьми, незаметно воспроизведите чью-нибудь позу. Когда ваше тело примет непривычное положение, рассеянность и сонливость исчезнут сами собой. Если вы нуждаетесь в собранности, напрягите мышцы живота, ягодиц или ног.
Не позволяйте вашему телу расслабиться, и ваш разум тоже будет бодрствовать.
Гость, внимание! Закрываем набор на курс по всем ФСБУ В связи с окончанием сроков сдачи годового отчета набираем последнюю группу на комплексный курс повышения квалификации по всем новым ФСБУ: «Аренда», «Запасы», «ОС», «Капвложения» и «Документооборот».
На курсе узнаете, как новые стандарты влияют на налоги, научитесь избегать ошибок, поймете, что придется изменить в учете и как его настроить по-новому.
Занятия с 1 по 30 апреля. Места в группе пока есть.