Как развить усидчивость у взрослого и ребенка: способы и упражнения

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 62»

Игры и упражнения по развитию внимания, памяти, усидчивости.

В отечественной психологии игра рассматривается как ведущая развивающаяся деятельность в дошкольном возрасте, в рамках которой возникают основные новообразования данного возраста. Игре принадлежит огромная роль.

Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность детей воздействия на мир.

Поэтому для формирования и развития различных психических процессов мы используем разные игры и игровые упражнения.

  • Условно игры можно разделить на 4 группы:
  • – в которых используется печатный материал;
  • – с предметами (игрушки, фигуры и пр.);
  • – подвижные игры;
  • – вербальные.
  • Игры по развитию внимания.
  • Печатные, бумажные игры на подобии «Найди и вычеркни», «Проставь значки».
  • Кроме внимания развивают работоспособность, терпение.
  • Как развить усидчивость у взрослого и ребенка: способы и упражненияКак развить усидчивость у взрослого и ребенка: способы и упражненияКак развить усидчивость у взрослого и ребенка: способы и упражнения
  • «Наложенные предметы» (найти предметы)
  • Как развить усидчивость у взрослого и ребенка: способы и упражненияКак развить усидчивость у взрослого и ребенка: способы и упражнения
  • «Найти отличия между двумя картинками»
  • Как развить усидчивость у взрослого и ребенка: способы и упражненияКак развить усидчивость у взрослого и ребенка: способы и упражнения
  • Упражнение «Лабиринт»

Как развить усидчивость у взрослого и ребенка: способы и упражнения

  1. Игры с предметами.
  2. Игра: «Найди игрушку».
  3. Цель: развитие устойчивости и объема внимания.
  4. Оборудование: игрушки или предметы, заранее расставленные по комнате.

Описание. Педагог описывает какую-либо игрушку, находящуюся в комнате, не называя ее. Дети могут задавать уточняющие вопросы. Затем их просят найти предмет, о котором шла речь.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Найди игрушку». Будьте внимательны. Я буду описывать какой-нибудь предмет. Можно задавать мне уточняющие вопросы о внешнем виде предмета, о его местоположении, о его качествах, о его значении.

Например, я говорю: «Этот предмет круглой формы, красного цвета, лежит на полочке». Петя задает вопрос: «Он большой или маленький?» Я отвечаю: «Он маленький». Лена задает вопрос: «Его можно есть?» Я отвечаю: «Он несъедобный, но им можно играть». Оля отвечает: «Мяч».

Я говорю: «Правильно». Начинаем играть».

Игра: «Игра «Чего не хватает?»

Цель: увеличение концентрации, объема и распределения внимания и развитие памяти.Оборудование: любые игрушки.

Ход. Игрушки выставляются перед детьми и привлекают внимание к каждой игрушки. Закрываются ширмой и убирается 1 или 2 игрушки. После чего ширма убирается и предлагается определить какая игрушка исчезла. Игру можно повторять несколько раз.

  • Подвижные игры.
  • Игра «Кто за кем стоит»
  • Цель: упражнять в развитии объема и распределения внимания.

Ход: детям в количестве от 4 до 5 предлагается выстроится в шеренгу, другому предлагается быть водящим. Он запоминает детей кто за кем стоит и отвернуться, в это время дети меняются местами. Ведущий поворачивается и говорит, что изменилось. Игру можно повторять несколько раз, меняя ведущего.

Игровое упражнение «Четыре стихии»

Цель: развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

Описание. Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Инструкция: «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных локтевых суставах. Кто ошибается — считается проигравшим».

  1. Вербальные игры.
  2. Игра «Летает — не летает», «Съедобное – не съедобное»
  3. Цель: развивать слуховое внимание, ловкость.

На ковре дети садятся полукругом, ведущей сначала педагог, а затем может быть один из детей. Ведущий называет предметы (можно использовать на занятии на определенную тему). В случае игры «Летает – не летает» дети поднимают руки, если предмет летает. Руки опущены если не летает. При игре «Съедобное – не съедобное» дети ловят мяч при правильном ответе, при неправильном мяч отбрасывается.

Игра «Снежный ком»

Цель: развитие слухового внимания, умение внимательно слушать сверстников, развитие слуховой памяти.

Дети становятся в круг, ребенок берет мяч и называет свое имя, передает другому. Следующий в свою очередь берет мяч и называет свое имя и имя предыдущего и т.д. Игра проводится до тех пор, пока все дети не назовут свое имя.

  • Игра «Что слышно?»
  • Цель: развитие слухового внимания.
  • Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма.

Описание: Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Что слышно?» и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в полной тишине в течение некоторого времени (засекаю его я) внимательно слушать, что происходит за дверью (ширмой).

По окончании данного времени (1—2 минуты) необходимо назвать как можно больше услышанных звуков. Чтобы каждому была дана возможность сказать, надо называть услышанные звуки в порядке своей очереди. Повторять звуки при назывании нельзя.

Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков».

Примечание. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Очередность в игре может быть установлена с помощью считалки. Предметы, которые могут быть использованы для игры: барабан, свисток, деревянные ложки, металлофон, детское пианино, емкости с водой для ее переливания и создания звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для стука по стеклу и т.д.

  1. «Узнай по голосу».
  2. Цель: развитие слухового внимания, формирование умения узнавать друг друга по голосу.
  3. Оборудование: платок или повязка для завязывания глаз.

Описание: Стоя по кругу, дети выбирают водящего, который, находясь в центре круга с завязанными глазами, старается узнать детей по голосу. Угадав игрока по голосу, водящий меняется с ним местами.

Инструкция: «Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Узнай по голосу». Для этого необходимо встать в круг и выбрать водящего, который с повязкой на глазах будет внимательно слушать голоса играющих. Тот, кому я дам знак, произнесет любое слово своим голосом.

Водящий должен угадать игрока по голосу. Если он угадает игрока, то должен поменяться с ним местами: игрок становится водящим, а водящий — игроком. Если же не угадает, то продолжает быть водящим до тех пор, пока не узнает по голосу очередного игрока. Начнем игру».

  • Игры по развитию памяти.
  • Зрительная п.
  • Игра «Где спрятана игрушка?»
  • Цель: развивать зрительную память и внимание ребенка.
  • Оборудование: три склеенных между собой спичечных коробка.

Хорд игры: в один из коробков на глазах у ребенка следует положить какую-нибудь маленькую игрушку или предмет (шарик, солдатика, ластик, пуговицу, колечко от пирамидки и др.). Затем ящички на некоторое время уберите. Попросите ребенка достать спрятанную игрушку.

  1. Игру можно несколько усложнить:
  2. а) убрать ящички на более длительное время,
  3. б) спрятать 2, а затем и 3 игрушки,
  4. в) заменить игрушки.
  5. Упражнение «Запомни рисунки»
  6. Цель: развивать зрительную память.

Ход игры: ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти предметы в течение 2 минут. Затем картинки уберите, а ребенка попросите назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

Эту игру можно организовать и с несколькими детьми. И в парах. Выигрывает тот из ребят, кто запомнил больше предметов.

  • Игра «Что изменилось?»
  • Цель: развивать зрительную память и внимание.
  • Вариант 1.
  • Задание: попросите ребенка сначала внимательно посмотреть на картинку с изображением пяти знакомых предметов и назвать их.

Затем эту картинку закройте, предложите другую, на следующей странице, и спросите. Нет ли на ней предметов, которые были на первой картинке? Каких предметов не стало? Какие предметы появились вновь?

  1. Упражнение «Запомни картинки»
  2. Цель: развивать зрительную память и внимание.
  3. Вариант 1.
  4. Задание: предложите ребенку внимательно посмотреть в течение 30 секунд – 1 минуты (чем меньше возраст, тем больше времени дается) на картинку и постараться запомнить детали картинки.
  5. Затем переверните страницу; пусть ребенок посмотрит на второй рисунок и ответит, что изменилось?
  6. Упражнение «Рисуем по памяти узоры».
  7. Цель: развивать зрительную память, развитие мелкой моторрики.

Ход игры: на листе бумаги нарисовать узор. Предложить ребенку в течение 1 минуты посмотреть на этот узор. Затем узор следует убрать, а ребенка попросить воспроизвести его по памяти.

  • Упражнение «Нарисуй по памяти картинку».
  • Цель: развивать зрительную память и внимание.
  • Задание: предложите ребенку нарисовать на листе бумаги картинку, которую в течение 5 секунд показывал взрослый.
  • Упражнение «Расставь точки».
  • Цель: развивать зрительную память и внимание.

Ход игры: покажите ребенку в течение 2-3 секунд картинку, на которой в квадрате нарисованы точки. Затем закройте этот квадрат листом бумаги.

  1. Задание: предложите ребенку расставить точки в пустом квадрате так же, как они расставлены в первом.
  2. Упражнение «Повтори слова».
  3. Цель: развивать слуховое внимание.

Ребенку зачитывается 10 слов. После чего ему нужно повторить услышанные слова как можно точнее.

  • Упражнение «Слушаем и рисуем»
  • Цель: развить слуховую память и внимание.
  • Задание: Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы, о которых в нём говорится.
  • Матрешек будем рисовать:
  • Раз, два, три, четыре, пять.
  • Всех больше первая матрешка:
  • Зеленый сарафан, кокошник.
  • За ней сестра – вторая,
  • В жёлтом платье выступает.
  • Третья меньше второй:
  • Сарафанчик голубой.
  • У четвертой матрешки
  • Рост поменьше немножко,
  • Сарафанчик синий,
  • Яркий и красивый.
  • Пятая матрешка –
  • В красненькой одежке.
  • Всех запомнить постарайся,
  • За рисунок принимайся!
  • По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение еще раз.
  • Упражнение «Кто больше запомнит» («Снежный ком»)
  • Цель: развитие слухового внимания и слуховой кратковременной памяти.

Участники игры садятся в круг. Первый участник называет любое слово. Например, цветок. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Например, лес.

Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова (цветок, лес) и произносит свое: школьник. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести наибольшее количество слов.

Игру можно начинать несколько раз.

  1. Проводим: «Снежный ком», «Кто за кем».
  2. Игры по развитию усидчивости.
  3. Печатные игры.
  4. «Найди одинаковые фигуры»
  5. Цель: развитие усидчивости, внимания.

Ребенку предлагается рассмотреть рисунок, на котором из всех фигур есть 2 одинаковые. Ребенку нужно внимательно рассмотреть рисунок и найти их.

  • Подвижные игры.
  • Упражнение «Аист»
  • Цель: преодоление расторможенности и тренировку усидчивости.
  • Ведущий предлагает детям изобразить аиста, который стоит на одной ноге: встав на одну ногу, простоять, проговаривая одновременно стихотворение:
  • — Аист-птица, аист-птица,
  • Что тебе ночами снится?
  • — Мне болотные лягушки!
  • — А еще?

— Еще? Лягушки!

Их ловить — не изловить…

  1. Вот и всё!
  2. Пора ходить!
  3. Дети ходят на месте. Затем дети декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения (машут «крыльями»):
  4. Аист, аист, длинноногий
  5. Покажи домой дорогу.
  6. Аист отвечает (дети стоят на месте):
  7. — Топай правою ногой,
  8. Топай левою ногой.
  9. Снова правою ногой,
  10. Снова левою ногой,
  11. После правою ногой,
  12. После левою ногой,
  13. Вот тогда придешь домой.
Читайте также:  Курсы по целеполаганию: подборка лучших программ по достижению целей

Усидчивость связана с умением сосредотачиваться и навыком саморегуляции. Поэтому при развитии усидчивости применяются так же упражнения по развитию саморегуляции и сосредоточения.

Упражнение «Сосед, подними руку!»

Цель: тренировка сосредоточенности.

Играющие стоя или сидя образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга.

Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки!» Тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положения.

А оба соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа — левую, сосед слева — правую, то есть ту руку, которая находится ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, то есть поднял не ту руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями.

Играют установленное время. Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.

Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только попытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда не выполняется.

Упражнение «Сломанная кукла»

Цель: развитие мышечной саморегуляции.

Ведущий объясняет детям: «Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобразите куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся разболталась, с ней не хотят играть… Потрясите всеми разломанными частями одновременно.

А сейчас собирайте, укрепляйте веревочки — медленно, осторожно соедините голову и шею, выпрямите их, теперь расправьте плечи и закрепите руки, подышите ровно и глубоко, и на месте будет туловище, ну и выпрямите ноги.

Всё — куклу починили вы сами, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!»

Упражнение «Оловянный солдатик».

Цель: развитие саморегуляции.

Ведущий объясняет детям: «Когда вы сильно возбуждены и не можете остановиться, взять себя в руки, встаньте на одну ногу, а другую подогните в колене, руки опустите по швам. Вы — стойкие солдатики на посту, честно несете свою службу. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг вас делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальней. Молодцы!»

Как развить внимательность у ребенка

Раздумывая над тем, как развить внимание ребенка – школьника, воспитать умение концентрироваться и приучить к внимательности в 8 лет, проверьте, не мешает ли этому его соматическое здоровье.

Для начала: ежедневное соблюдение профилактических мер помогает развитию концентрации внимания у детей, способствует улучшению памяти ребенка.

Помогут делу:

Как развить усидчивость у взрослого и ребенка: способы и упражнения

  • строгое соблюдение режима дня;
  • утренняя гимнастика каждый день, малыш должен сам ее выполнять под контролем взрослого, запоминать последовательность упражнений;
  • регулярное закаливание, в теплом и холодном периоде года.
  • сбалансированное чередование периодов труда и отдыха;
  • регулярное проветривание помещения, в котором проводится большая часть времени;
  • ограничение вредных факторов, таких как пристрастие к сладкой и вредной пище, пассивное курение;
  • обеспечение здорового питания, богатого витаминами и нутриентами.

Психологический комфорт – ценный компонент адекватного обучения. Отсутствие стрессов, чувство защищенности, комфорта, поможет малышу расслабиться. Что, в свою очередь, облегчает добиваться результатов с положительным настроем, а не ожидать постоянно угрозы, наказания [2].

Как развить усидчивость у взрослого и ребенка: способы и упражнения

Отсутствие стресса облегчает развитие когнитивных способностей, помогает малышу чувствовать себя уверенней в детском коллективе.

Еще один способ, помогающий как научить ребенка – школьника концентрировать внимание, сосредотачиваться, быть собранным и внимательным на уроках и вне их, так и сделать его детство счастливее, — это увлечения.

Занятие любимым делом, выбранным самим школьником – это всегда удовольствие и повышенная кропотливость при выполнении заданий. Поговорите с ребенком, определите круг его интересов и направьте к продуктивному виду самовыражения.

Полезными видами деятельности в младшем школьном возрасте выступают:

Как развить усидчивость у взрослого и ребенка: способы и упражнения

  • рисование;
  • моделирование;
  • лепка и гончарное дело;
  • вышивание, вязание, шитье, другой вид рукоделия;
  • конструирование;
  • коллекционирование, побуждающее изучать больше материала про любимое направление.

Любой интерес ребенка, от динозавров до компьютерных игр, можно свести к одному из этих видов деятельности. Для этого нужно правильно направить и создать мотивацию. Например, вы можете предложить зарисовать динозавров с их биологическими названиями, или собирать модельки машин различных эпох.

Творческие кружки и разнообразные дополнительные занятия крайне важны в этот ранний период активной социализации и поисков себя [3].

Пусть ребенок самостоятельно выберет направление, которое ему нравится, или присоединится к друзьям. Мотивация делать что-то вместе, компанией, которая ему интересна и комфортна – одна из самых сильных в этом возрасте.

Выбор направлений для развития сегодня очень широк. Рассмотрим популярные, способствующие как развитию внимательности у детей школьного возраста, так и возможности приучить к порядку и дисциплине:

  • хореография различных направлений;
  • спортивное развитие, конкретный вид спорта;
  • вокал, изучение музыки, освоение музыкального инструмента;
  • туризм и изучение экологии;
  • моделирование;
  • изучение иностранного языка.

Как развить усидчивость у взрослого и ребенка: способы и упражнения

Крайне важно, в выборе дополнительной деятельности – прислушиваться в первую очередь к желаниям самого ребенка. Иначе прогрессирования в выбранном занятии и в развитии когнитивных функций, не будет.

Обучение бытовым навыкам, перенимание опыта старших поколений, включение в семейную жизнь и доверие обязанностей. Когда это происходит во взаимодействии с родственниками, – мозг ребенка тренируется незаметно для него самого.

Один из тренажеров, помогающих как повысить концентрацию внимания у ребенка-школьника в 8-10 лет, так и научить внимательности по отношению к близким, — это приучение к домашним обязанностям.

Мотивируйте малыша, объяснив значимость его помощи и превратив происходящее в подобие игры. Поручайте небольшие, но повседневные задания, помогающие тренировать мозг и при этом создающие теплые дружеские отношения в семье:

  • попросите прочитать какую-либо информацию и пересказать ее, пока вы заняты, например, готовите;
  • научите приготовлению простых блюд, помощи на кухне с доступными по возрасту делами, мотивируя ребенка возможной самостоятельностью в будущем;
  • посадите растение, и вместе с ребенком ухаживайте за ним, отмечайте изменения в ростке, мотивируйте изучать ботанику;
  • обсуждайте изменения в погоде и окружающем мире, ведите дневник погоды, сравнивайте периоды.

Как развить усидчивость у взрослого и ребенка: способы и упражнения

Взаимодействие с родителями, перенимание опыта предшественников, постижение мира через общение с близкими людьми, которым можно доверять.

Это способ как развить внимательность и сосредоточенность у ребенка школьника в 8-9 или 10-11 лет, так подготовиться к подростковому периоду с 12 лет.

При подобных регулярных практиках у вас не возникнет проблем с отдаленностью и закрытостью подростка в бунтарский период.

Действенный способ, помогающий, как привить ребенку внимательность, так и заставить его быть более собранным, сделать внимательным к мелочам – игра.

Естественный для малышей и уже младших школьников тип деятельности не вызывает отторжения и не воспринимается как скучное обучение [4].

Существует несколько простых игр, разработанных для тренировки различных когнитивных способностей. Использовать их можно для одного человека или группы.

Для этого придумывают меняющиеся занятия. То есть 2 дела, которые выполняются поочередно. Например, слепить какую-нибудь геометрическую фигурку, а затем в знак этого, переложить палочку из одной коробки в другую.

Или выполнять физические упражнения, в конкретном месте прерываясь на новое действие: маршировать по комнате, подпрыгивая, когда проходишь мимо окна или на каждом 5 шаге.

Концентрация внимания у детей тоже требует тренировки, помогающей как увеличить эту когнитивную способность, так и укрепить память. Для младших школьников подойдет игра «Найди и закрась».

Берем листе с разнообразными геометрическими фигурами. Ребенку предлагается найти все кружки или квадратики и закрасить их определенным цветом. Затем красим фигуры другого типа и так далее. Можно устраивать соревнования между ребятами, когда на медленной скорости эта игра будет освоена.

Как развить усидчивость у взрослого и ребенка: способы и упражнения

Развить этот навык нетрудно, начиная с юных лет. Полезные тренировки здесь можно найти для ребят с любыми интересами. Это будут собирание пазлов с постепенным увеличением количества деталей. Наборы конструкторов, допускающие возможность постройки разных конструкций, сложные лабиринты, из которых необходимо найти выход.

В младшей школе для тренировки этого навыка подойдет рисовка по клеточкам, срисовывание персонажей сказок, животных. Можно практиковать математические диктанты, результатом которых оказываются также нарисованные фигурки.

Для развития этой способности применяются игры, в которых нужно запоминать временное расположение предметов. Идеально подойдет игра с парными карточками. На стол выкладывается 10 пар карточек, предварительно тщательно перемешанных, лицевой стороной вниз.

Ребенок может перевернуть одновременно только 2 карточки. Если они совпадают, то убираются, если нет – переворачиваются обратно. Победитель за минимальное число ходов находит все 10 пар. Такая игра помогает также развить у ребенка память.

Как развить усидчивость у взрослого и ребенка: способы и упражнения

Существует огромное количество игровых технологий, которые можно применять на уроках, дома, в клинике. Они позволяют не только развлечься, но и улучшить важные для успешного обучения и развития навыки [5].

Помните: действенный способ, как улучшить внимательность и концентрацию ребенка – школьника, выработать внимательность в 8 лет, — это тренировать эти навыки ежедневно в приятной для малыша форме.

Список использованной литературы

Усидчивость: что это такое и как можно развить?

Как известно, усидеть на двух стульях практически невозможно, но некоторым из нас сложно удержаться и на одном. И дело вовсе не в удобстве предмета интерьера, а в нас самих. Нам просто не хватает усидчивости.

Усидчивость — это способность человека на протяжении продолжительного времени быть сконцентрированным на выполнении одной задачи. Специалисты утверждают, что это качество – одна из важнейших составляющих успеха.

Значение этой способности трудно переоценить.

Вы никогда не задумывались, почему одни с легкостью справляются с поставленными целями точно в срок или даже раньше намеченного, а другим не хватает и 24 часов в сутках, чтобы успеть завершить задуманное?

Определение возможностей человека в том числе зависит и от того, насколько долго он может заниматься одним делом, не отвлекаясь на посторонние вещи. Некоторым кажется, что их неумение сосредоточиться является врожденным недостатком или даже чертой характера. Однако это далеко не так.

Усидчивость можно и нужно тренировать. Желательно делать это с самого раннего детства. Но если ваши любящие родители по каким- то причинам не выработали у вас эту привычку, то не поздно сделать это и в зрелом возрасте. Главное – начать.

Читайте также:  Топ-15 лучших онлайн-курсов медитации бесплатно и платно

В первую очередь давайте определим степень запущенности вашей «болезни».

Как развить усидчивость у взрослого и ребенка: способы и упражнения

Вполне возможно, в глубине души вы вполне себе усидчивый человек, но это качество «заснуло» в вас по одной из следующих причин:

  • вам не хватает желания заниматься той или иной работой или же вы попросту не любите свое дело;
  • вам не хватает стимула для выполнения поставленной задачи;
  • вы не заинтересованы конечным результатом;
  • вам не хватает физической активности;
  • вам не хватает общения.

К вышеперечисленным причинам могут добавиться и другие, которые нередко возникают вследствие неправильного образа жизни. Причем у взрослых и детей они сильно отличаются.

Как развить усидчивость у взрослого и ребенка: способы и упражнения

Про непоседливого сотрудника часто говорят – «его бы энергию да в мирное русло». От таких людей всегда много шума и мало толка.

Их чаще можно увидеть выступающими с пламенной речью о необходимости сделать все в срок в курилке, чем на рабочем месте.

И пока их коллеги молча выполняют поставленные задачи, они обсуждают, как это сделать, с коллегами, друзьями по телефону. У них всегда найдется, чем себя занять, лишь бы не оставаться на одном месте.

В результате коэффициент полезного действия чаще всего близок к нулю. Если среди вышеперечисленных причин вы не нашли ту, которая объясняет, почему так происходит, можно попытаться найти корень проблем в детстве.

Некоторые родители неусидчивость своего чада объясняют его повышенным интересом ко всему, что происходит вокруг. Действительно, совсем маленького ребенка сложно заставить оставаться на месте долгое время.Однако делать это просто необходимо. Для этого нужно найти наиболее интересное занятие именно для вашего малыша.

Необходимо с младых ногтей прививать ему мысль о том, что любое дело нужно доводить до конца. Начали собирать пазлы — не бросайте начатое, пока не получите полную картину. Приступили к лепке из пластилина — обязательно завершите создание фигурки. И главное – сами не подавайте дурной пример. Взялись за пылесос— не выключайте его, пока не уберёте всю комнату.

Если же в процессе выполнения той или иной задачи ваши руки так и чешутся зайти проверить почту или бросить тряпку, как только услышали сигнал СМС, то пора приступать к лечению.

Как развить усидчивость у взрослого и ребенка: способы и упражнения

Выработать у человека усидчивость можно. Научиться не отвлекаться на посторонние звуки, мысли и предметы достаточно легко. Для этого прежде всего нужно навести порядок даже не в голове, а вокруг. Уберите с рабочего стола все отвлекающие вас вещи.

Фотографию любимого чада тоже поставьте подальше, а то желание позвонить ему и спросить, как дела, может пересилить и отвлечь от поставленной цели. Удалите с компьютера все любимые компьютерные игры.

Закройте все не имеющие отношения к работе сайты – новости можно посмотреть потом.

Чтобы воспитать в себе усидчивость, четко следуйте плану. Составляйте список дел на день заранее, желательно накануне вечером. Не пытайтесь объять необъятное, включайте в свой план только то, что действительно важно сделать именно сейчас. Сократите время на перекуры. Но полностью отказываться от перерывов нельзя. Иначе рано или поздно вы просто «сорветесь».

Попробуйте использовать один из самых популярных и простых методов тайм-менеджмента «Помидор». Этот способ самоорганизоваться получил свое название от предмета, с помощью которого он выполняется. Вам понадобится обыкновенный кухонный таймер.

Именно такой использовал изобретатель метода, итальянский студент, когда понял, что не может заставить себя выполнить домашнее задание в срок. Он заводил свой «помидор» на 25 минут, на протяжении которых строго работал над единственным заданием, ни на что не отвлекаясь.

Вскоре это вошло у него в привычку, а затем Франческо Чирилло, именно так звали юношу, подарил миру эту идею.

Как развить усидчивость у взрослого и ребенка: способы и упражнения

Сейчас вместо кухонных таймеров многие используют специальные приложения, которые можно легко установить на телефон.

Когда составляете план работы на день, обязательно оставляйте время на всякий непредвиденный случай. Если вдруг оно не потребуется, выполните работу сверх нормы или потратьте его на личные нужды.

Прогуляйтесь или зайдите в любимое кафе на чашечку кофе. Пусть это будет ваша награда за проявленное терпение.

Чаще стимулируйте себя хотя бы какими-то мелочами. Сдали отчет в срок – купите шоколадку, даже если сидите на диете, или сходите в салон красоты. Радуйте себя каждый раз, когда удалось победить лень и нежелание сосредоточиться на одном занятии. Обзаведитесь новыми полезными привычками.

Никогда не делали зарядку — так начните это делать прямо с сегодняшнего дня. Десяти наклонов и десяти приседаний для начала вполне будет достаточно. Только выполняйте эти упражнения ежедневно в одно и то же время.

Это не только поможет выработать полезную привычку, но и даст возможность вашему мозгу работать лучше, так как любая физическая активность уменьшает вероятность гипоксии.

Возьмите за правило прочитывать определенное количество страниц каждый вечер. Имеются в виду не интернет-страницы, а книжные. Причем возьмите именно печатную книгу, а не ее электронный аналог.

Доказано, что свет, который излучают планшеты, телефоны и прочие гаджеты, губительно действует на нервную систему и приводит к бессоннице.

А здоровый сон — это еще одно важное слагаемое хорошего самочувствия и, как следствие, высокой работоспособности.

Чаще бывайте на свежем воздухе, он тоже поможет вам проявлять концентрацию. Не перетруждайтесь, но и не ленитесь. Найдите золотую середину. Если и это не помогает, начните выполнять простые упражнения.

Как развить усидчивость у взрослого и ребенка: способы и упражнения

Тренировка внимания формирует привычку к усидчивости. Один из самых простых способов — заучивание текста наизусть. Для начала берите простые четверостишия, затем попробуйте более длинные стихи и наконец перейдите на прозу.Главное – делайте это ежедневно. По дороге на работу, например.

Еще один эффективный способ – каллиграфия. Вы давно писали письма от руки, а не с помощью клавиатуры? Пора возвращаться к истокам. Тот же список дел перенесите из электронного носителя на бумажный. Причем выписывайте каждую букву очень аккуратно, как на уроке письма в первом классе. Развивайте усидчивость и память одновременно.

Прежде чем уйти из офиса, хорошенько оглядите его и по дороге до дома попробуйте в точности воссоздать каждую мелочь, даже цвет галстука начальника и форму сережек его секретарши. Постарайтесь действовать не в одиночку. Привлеките к своим занятиям домочадцев.

Превратите рутинную работу над собой в игру. Возьмите за правило раз в неделю или хотя бы в месяц посещать всей семьей выставки, театры, зоопарк.

По возвращении обязательно обсудите, что особенно запомнилось, и наметьте, куда отправитесь в следующий раз.

https://www.youtube.com/watch?v=y93-FVKsth8

Главное – точно следовать плану. И тогда вам легко будет оставаться на месте тогда, когда это необходимо. И из непоседы вы превратитесь в ответственного сотрудника и даже не заметите, как станете лучшим работником месяца. В вашей организации нет такого конкурса? Не беда.

Присвойте это звание себе сами и не забудьте про награду, которую вы заслужили своим кропотливым трудом – бегите за шоколадкой. Ведь вы же прочитали эту статью от начала до конца, а значит, проявили усидчивость и сделали первый шаг к успешному будущему.

Как развить усидчивость у взрослого и ребенка: способы и упражнения

5 способов повысить усидчивость ребенка

Как развить усидчивость у взрослого и ребенка: способы и упражнения

Детство – пора радости, веселья, подвижных игр и озорных развлечений. Малыши переполнены энергией и расходуют ее на деятельность, которую считают приятной и интересной. Иногда родителям хочется, чтобы их шумный и резвый шалун нашел себе спокойное занятие. Одни дети с удовольствием принимают новые правила и могут на длительное время увлечься рисованием, лепкой или строительством зданий из кубиков. Другие – не хотят и пары минут находиться на одном месте, бросают начатое, тут же хватаясь за новые предметы. В этой статье мы разберем как развить усидчивость ребенка.

Что такое усидчивость и зачем ее развивать?

Усидчивостью называют умение человека концентрировать внимание на какой-либо деятельности.

Для приобретения этой способности нужны усилия воли, желание идти к поставленной цели, сдержанность и дисциплинированность. Ни один младенец не появляется на свет с таким набором качеств.

Они вырабатываются постепенно в процессе взросления, требуют стимуляции, воздействия со стороны родителей и педагогов.

Уже в средних и в старших группах детского сада начинаются уроки по развитию речи, основам математики, творчеству. Опытные воспитатели сразу замечают, кто из детей приучен к усидчивости, а кто – нет.

Ребенок, не умеющий концентрироваться на объекте или действии, плохо воспринимает информацию, не получает знаний и навыков, которые пригодятся в начальной школе.

Впоследствии это отражается на качестве учебы, уровне образованности и последующей успешности в жизни.

Как определить, что ребенок неусидчив?

Часто случается, что родители рано поднимают панику, считая свое чадо неусидчивым и невнимательным.

Современные папы и мамы с первых лет жизни начинают стимулировать развитие малышей, порой предъявляя завышенные требования.

Не стоит ждать от дошкольника успешного изучения таблицы умножения или желать, чтобы отпрыск часами складывал пазлы. Деятельность должна подбираться по возрасту и занимать определенное количество времени:

  • Ребенок от 2 до 3 лет может выдержать не более 10 – 15 минут, рассматривая картинки, собирая пирамидки или складывая кубики.
  • В 3 – 4 года рисование красками и карандашами, лепка из пластилина могут длиться не больше 20 минут.
  • К 4 – 5 годам упражнения по развитию речи и арифметике, декорированию и аппликации не должны превышать 25 минут.
  • Дошкольник 5 – 6 лет может проводить около 30 минут, работая над логическими задачами и программами по подготовке к школе.

Как развить усидчивость у взрослого и ребенка: способы и упражнения

Учитывая эту шкалу несложно определить степень усидчивости вашего малыша. Предложите ему настольные игры, совместное чтение книг или творческий труд, рассчитанные на его возраст.

У детей разные предпочтения, поэтому какие — то предметы могут просто не вызывать интерес.

Смените несколько вариантов, если в течение длительного времени ребенок не стал концентрироваться ни на одном из занятий, нужно приниматься на воспитание усидчивости.

Методика развития усидчивости у дошкольников

Умение сосредоточиться нередко зависит от темперамента или наследственности. Бывает так, что повзрослевшие непоседы чудным образом превращаются в ответственных школьников, но в большинстве случаев проблема требует решения посредством систематических упражнений. Результат не появится через несколько дней, выработка новых навыков – процесс постепенный и достаточно длительный.

1) Организация режима дня и личный пример

Не стоит мечтать об усидчивом и дисциплинированном малыше, если члены семьи не являются предметом подражания.

Читайте также:  Что такое Clubhouse и как на нем заработать

Бесполезно рассказывать крохе, как важно доводить до завершения начатое дело и соблюдать распорядок дня, если перед глазами он видит совсем другие примеры: папа бросает на полпути ремонт утюга, мама не выпускает из рук мобильный телефон, даже когда варит суп, а брат не делает домашнее задание. Ориентируясь на старших, ребенок быстро поймет, что правила можно не выполнять.

Подъем, отбой, прием пищи, развлечения должны проходить приблизительно в одно и то же время. Соблюдения режима способствует привитию навыков самодисциплины и хорошему настроению.

Занятия лучше проводить утром после завтрака или во второй половине дня. Необходимым атрибутом является прогулка, в течение которой дошкольник насытится свежим воздухом и выплеснет переизбыток энергии в ходе подвижных игр.

В плохую погоду выход на улицу заменяется физминуткой или танцами в хорошо проветренной комнате.

2) Создание оптимальных условий

Удобное положение имеет большое значение для ребенка. Ему не захочется слушать аудиокнигу, собирать части конструктора или рисовать, если он сидит на неудобном стуле при недостаточном освещении. Испытывая дискомфорт, он будет отвлекаться, чтобы поменять положение или улучшить обзор.

Стол – это место, где можно лепить, строить, раскрашивать. При правильном выборе мебели столешница должна располагаться на 2 – 3 см. ниже уровня груди, чтобы ребенок сумел спокойно опереться локтями. Идеальным вариантом считаются экземпляры с наклоном поверхности и регуляцией высоты.

Хороший стул помогает улучшить эффективность процесса и сохранить осанку, его высота зависит от роста.

Рост Высота стула
85 – 100 см. 22 см.
100 – 115 см. 28 см.
115 -129 см. 32 см.

Обязательным аксессуаром является настольная лампа, лучше, если конструкция будет регулируемой. Если ваша детка рисует и пишет правой рукой, то светильник должен стоять с левой стороны, если дошкольник левша – справа.

В темное время суток нужно включать дополнительные приборы с мягким равномерным светом.

Чтобы ребенок мог сосредоточиться, необходимо устранить отвлекающие предметы и звуки: выключить музыку и телевизор, убрать из поля зрения гаджеты.

3) Привлечение к занятиям в группе

Если ребенок посещает детский сад, ему приходится принимать участие в коллективных уроках, спортивных соревнованиях и подготовке к утренникам. Это способствует поднятию самооценки, мотивирует к приложению усилий в освоении того или иного навыка.

Родителям, желающим, чтобы их сын или дочь вышли из дошкольного учреждения подготовленными к школе, нужно постоянно общаться с воспитателями, расспрашивать об успехах и неудачах своего чада. Большое значение имеет поощрение влечения к какому — либо творчеству или спорту.

Если позволяет возможность, стоит записать дошкольника в кружок или секцию, не забывая при этом об ограничении нагрузок ввиду возраста.

Сегодня открыто множество клубов и центров раннего развития, где квалифицированные психологи и педагоги индивидуально подходят к проблемам каждого подопечного, работая по испытанным методикам с применением массы тематического реквизита.

4) Упражнения для развития усидчивости

Прекрасно, если родители уже выявили у своего чада талант или тягу к какому-то роду занятий. Это может быть музыка, спорт или рисование. Но в раннем возрасте детям сложно определить, что им больше по нраву. Предлагая различные виды творчества, проще выявить наклонности и выработать усидчивость. Существует несколько проверенных и эффективных методов:

  • Плоские и трехмерные пазлы, мозаика.
  • Рисование мелками, раскрашивание картинок и объемных фигур, поделки из бумаги, лепка из соленого теста и пластилина.
  • Чтение сказок с обсуждением текста и иллюстраций.
  • Логические задачи по поиску отличий, выявлению предметов одного цвета, формы, размера, эксперименты со счетными палочками.
  • Деревянные, магнитные, пластиковые конструкторы, создание картин и украшений из бусинок и бисера.
  • Совместное приготовление пищи, уборка игрушек, украшение дома к праздникам.

5) Поддержка и поощрение

Мнение родителей – самое важное для дошкольника. Он должен знать, что папе и маме небезразличны его достижения. Необходимо искренне хвалить за успехи и поддерживать при неудачах. В случаях, когда ребенок не может справиться с задачей, нужно одобрить его старания и оказать помощь.

Хорошим стимулом считаются сладкие и приятные бонусы, получаемые за отличную работу. Выставка поделок на полке и дневник достижений отлично поднимают самооценку.

Залогом эффективных занятий является принцип «от меньшего к большему», начинайте с самых простых и коротких заданий, постепенно увеличивая сложность и время.

При комплексном подходе к проблеме и выполнении рекомендаций очень скоро будет повод отметить первые результаты. Не стоит останавливаться на достигнутом, и впоследствии любимое чадо поразит вас своими успехами и целеустремленностью.

12 полезных игр на усидчивость. ( Игры для неусидчивых детей)

      Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 «Журавушка» г. Ртищево Саратовской области

         12 полезных игр на усидчивость.     ( Игры для неусидчивых детей).

  • Перед тем как играть:
  •  Чтобы развивающие усидчивость игры приносили пользу, создайте своему чаду благоприятную атмосферу:
  • Выключите телевизор и другие отвлекающие внимание ребёнка гаджеты (компьютер, планшет), уберите игрушки.
  • Принимайте активное участие в играх с ребёнком: комментируйте, хвалите, радуйтесь вместе с ним.

 Если малыш крутится на месте и часто отвлекается, ни в коем случае не делайте ему замечаний. Лучше попытайтесь привлечь его внимание. Например, скажите так: «Посмотри, ты почти уже всё сделал!» или «Давай докрасим этот цветочек?».

Дети охотнее слушают, когда им что-то предлагают, нежели требуют.

Обязательно хвалите кроху за успехи и подбадривайте в случае неудач.

Не играйте в развивающие усидчивость игры дольше 15 минут. В силу своего развития ребёнок попросту не может дольше этого времени концентрироваться на одном занятии. Поиграем? Вы удивитесь, но для воспитания усидчивости у вас есть весь необходимый инвентарь, а сами игры – давно и хорошо вам знакомы. 

 Поставьте перед ребёнком игрушки (около 3-7, количество зависит от возраста вашего чада). Попросите внимательно посмотреть на все игрушки и постараться запомнить их. После этого пусть малыш закроет глаза или повернётся к игрушкам спиной. А теперь уберите одну игрушку. Пусть он угадает, какой игрушки не хватает. Постепенно можно усложнять задачу, убирая две и даже три игрушки.

Ребёнок встаёт в удобную позу, затем вы считаете «раз, два, три», и он замирает. Пока он стоит неподвижно, вы даёте ему три задания. Например, назвать своё имя, цвет и сосчитать до 10. Как только вы опять даёте команду «раз, два, три», он должен выполнить эти задания, причём именно в той последовательности, в какой вы назвали.

Возьмите детский пластилин и слепите со своим чадом героев его любимой сказки.

По ходу лепки рассказывайте ему эту сказку и спрашивайте, пластилин какого цвета нужно взять, чтобы создать образ того или иного героя.

После того, как герои будут готовы, можно приступить к созданию сказочного фона: например, сделать из пластилина, картона и цветной бумаги лес, в котором Волк встретил Красную Шапочку.

  1. Угости Колобка витаминками

Игры с мелкими предметами не только развивают мелкую моторику, но и усидчивость. Для этой игры вам понадобится сухая фасоль и поделка в виде колобка. Для колобка подойдёт круглый пластиковый контейнер со съёмной крышкой. На крышку наклейте колобку глазки, ротик и носик. Во рту у колобка сделайте небольшое отверстие.

От старой мягкой игрушки отрежьте ножки и ручки, подшейте их нитками вручную. Сделайте в баночке отверстия-надрезы для рук и ног и вставьте туда готовые детали. Инвентарь для игры готов!  А теперь предложите малышу угостить колобка витаминками, роль которых и будет выполнять фасоль. Колобок должен съесть все витаминки, чтобы быть в хорошем настроении.

Дети, как правило, с удовольствием угощают сказочного персонажа леденцами!

В этой игре колобка нужно вырезать из жёлтой цветной бумаги. Нарисуйте у него глаза и нос, а ротик – не рисуйте. Пусть ребёнок сам с помощью фасолинок выложит ему ротик. Давайте ему задания: например, покажи грустного колобка, а какой колобок, когда ему весело или он злится. Такое изображение эмоций надолго может увлечь кроху.

Две на первый взгляд одинаковые картинки, глядя на которые нужно найти, в чём их отличие – замечательный способ увлечь ребёнка и развить его усидчивость. Картинки можно скачать из интернета или же самостоятельно нарисовать их (например, двух одинаковых котиков с несущественными различающими деталями).

Распечатайте картинку, на которой вместо линий изображены точки. Соединив эти точки, можно узнать, что изображено на этой картинке. Предложите это сделать своему чаду. Наверняка, ему будет интересно узнать, что скрывается за точками. Готовую картинку можно потом будет вместе раскрасить цветными карандашами или красками.

Для этой игры понадобятся карточки с изображениями различных предметов: фруктов, овощей, одежды, животных. Кладите перед малышом по картинке и спрашивайте, съедобное это или нет. В зависимости от ответа, откладывайте картинки в две разные стопки. Далее можно усложнить задачу: пусть кроха складывает в отдельные стопочки карточки с фруктами, животными, предметами одежды и так далее.

 Отличная игра для развития  усидчивости ребёнка. Играющие садятся в круг, лицом друг к другу. Ведущий произносит считалку: Первенчики, червенчики

  1. Летали голубенчики
  2. По свежей росе,
  3. По чужой полосе,
  4. Там чашки, орешки,

Медок, сахарок — молчок. После последнего слова – все должны замолчать и не произносить ни слова. Кто улыбнётся или заговорит – проиграл. Выигравшим считается тот, кто последний улыбнулся или заговорил.

Игра хороша не только для развития усидчивости, но и мелкой моторики и смекалки ребенка. Приготовьте мелкие предметы: небольшие игрушки, карандаши, пуговицы, расчёску и тому подобное. Все они должны быть хорошо знакомы ребёнку. Упакуйте предметы по одному в непрозрачные пластиковые или бумажные пакеты и заклейте их скотчем. Пусть ребёнок на ощупь угадает, что спрятано внутри пакета.

 Если у вас есть разноцветная пластмассовая мозаика, то ею можно поиграть нестандартным образом. Предложите разложить детали мозаики по цвету. Или же называйте цвет, а ребёнок пусть кладёт мозаичную деталь этого цвета.

Если малыш учит алфавит или уже умеет читать, предложите ему поиграть в игру по поиску нужной буквы. Например, пусть ребёнок найдёт в тексте все буквы «А» или «Б». Попросите кроху подчеркнуть или обвести эти буквы в кружок.

Педагог- психолог

Яшина Н.В.

Ссылка на основную публикацию