Виды мышления человека, его основные формы, свойства и характеристики

Благодаря умению мыслить люди могут анализировать информацию, делать выводы, проводить аналогии и заниматься познавательной деятельностью. Таким образом, рамки окружающего мира расширяются и не ограничиваются только его материальными аспектами. В этой статье я расскажу, какие виды мышления существуют в психологии, дам им характеристики, используя таблицы, и приведу примеры.

Виды мышления человека, его основные формы, свойства и характеристики

Особенности

  • Отражение посредством обобщения. Участниками мыслительного процесса всегда являются общие представления человека о явлениях, предметах и событиях. Люди выстраивают причинно-следственную связь, обобщая огромное количество фактов, с которыми они сталкивались в прошлом.
  • Опосредованность познания. В своих мыслях каждый индивид опирается на собственные чувства, эмоции и опыт.
  • Решение различных ситуаций. Поиск пути разрешения той или иной проблемы всегда имеет примерно один сценарий: сначала происходит анализ происходящего, затем – отбор наиболее подходящих вариантов действий. Искания могут проходить через метод проб и ошибок, рациональным или иррациональным образом.
  • Непосредственная связь с речью. Мышление напрямую связано с речевыми функциями личности. Любая идея, замысел, задумка формулируется вербально и выражается словесно.

Виды мышления человека, его основные формы, свойства и характеристики

Основные характеристики предметов и явлений, а также их взаимосвязи и взаимоотношения определяют понятия. Они применимы и чем более важные черты послужили для них фундаментом, тем наиболее эффективной будет человеческая деятельность.

Суждение является отражением связи между объектами в виде утвердительных или отрицательных высказываний. Оно основывается не только на знаниях о чем-либо, но и на субъективных оценках, исходящих из отношения к его истинности.

Умозаключение – это совокупность нескольких соображений, которые в итоге способны трансформироваться в логический вывод. Мыслительная деятельность базируется на дедукции, индукции и использовании аналогий.

Виды мышления человека, его основные формы, свойства и характеристики

Каким бывает мышление: основные виды и их характеристики

Главную роль в зарождении мыслей играют нейронные связи. Нейроны обмениваются различными электрохимическими импульсами, обрабатывая информацию определенным образом.

Знания, получаемые нами в процессе жизни, необходимы лишь в качестве основы для протекания мыслительной деятельности. По-настоящему умным человек становится, когда осмысляет новую информацию, анализирует и синтезирует ее.

Мозг работает с полученными данными в двух направлениях:

  • Правое полушарие обращает внимание на сенсорные и эмоциональные образы. То есть для него внешний мир – это набор звуков, изображений, ощущений, запахов, вкусов. Это яркие и чувственные фрагменты.
  • Левое обрабатывает абстрактные знаки: числа, слова, тексты, формулы.

Виды мышления человека, его основные формы, свойства и характеристики

Наглядно-действенное

Производя обработку информации таким образом, человек подключает не только понятия об объектах, но и совершает с ними ряд действий, основанных на существующих у него знаниях и опыте. Например, дети часто ломают игрушки, желая узнать, что у них внутри.

Наглядно-образное

Мыслительная деятельность осуществляется посредством конкретных образов. В основе лежат понятия, поступки, ощущения и эмоции. Пример: стилисты придумывают новый имидж, а модельеры конструируют одежду, взглянув на определенного человека.

Этот вид мышления начинает развиваться еще в дошкольном возрасте. Тогда объекты и явления мира получают особые свойства, часто довольно нестандартные, что достигается благодаря воображению. Именно этот вид мыслительной активности преобладает у творческих личностей: писателей, музыкантов, художников, дизайнеров.

Виды мышления человека, его основные формы, свойства и характеристики

Психолог Дарья Милай

Виды мышления человека, его основные формы, свойства и характеристики

Абстрактное (словесно-логическое)

В его основе лежат уже имеющиеся, логически доказанные теории. Другими словами, это можно назвать манипулированием существующими понятиями с помощью их классифицирования, упорядочивания. Этот образ мысли свойственен философам и научным деятелям. Так, например, электрон изучают без осуществления практических опытов.

Перечисленные разновидности развиваются у человека последовательно. На ранних этапах (во младенчестве) ребенок начинает исследовать предметы, формируя наглядно-действенный образ мысли.

Позже, в дошкольном возрасте, когда он уже умеет разглядывать картинки, воспринимать тексты песен и сказок, смотреть мультики, возникает фундамент для становления наглядно-образного способа осуществления мыслительной деятельности.

Уже придя в школу или начав серьезное обучение чтению, вычислениям и письму, дети эффективно работают с абстракциями.

Другие психологические классификации видов мышления

Ниже опишу иные варианты выделения разновидностей мыслительной деятельности.

По характеру задач

В зависимости от цели мысль человека может быть направлена на выстраивание теорий или получение наглядного, практического итога.

Теоретическое

Предполагает изучение законов и правил, которое проводится на базе существующих знаний. Человек производит анализ предмета, выявляя основу, на которой формируются все проявления этого объекта.

После этого проводится сопоставление признаков изучаемого элемента и их классификация. В результате такого анализирования информации формируются обобщенные представления о сущности вещей и явлений.

На этом базируются физика, математика, психология и философия.

Практическое

В этом формате мышления важно применение теории на практике. На основе теоретических мыслей возникают конкретные способы преображения действительности. Они могут иметь форму проекта или схемы. Характерной чертой является отсутствие достаточного количества времени для проверки предположений, а также наличие риска в случае ошибки.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Здесь нет цели – создать ряд правил и законов. Главной задачей является как можно более скорый переход от мысли к действию.

По степени рефлексии

Аналитический тип основывается на логике. Он протекает поэтапно и растянут во времени. Каждый последующий шаг проистекает из предыдущего. Интуитивный мыслительный процесс, наоборот, проходит быстро, порой даже неосознанно. Это простой импульс без логически выстроенных стадий.

По предмету

Реалистическое формируется на основе адекватной, рациональной оценки окружающего мира.

Индивид, прибегающий к такому типу, стремится исходить из существующего положения дел, ограничивая влияние своих ожиданий и желаний на образ мысли. Главное для него – истина, какой бы она ни была.

Как правило, людям такого склада ума свойственна повышенная критичность. Им требуется доказательство для каждого утверждения.

Аутистическое мышление формируется на основе внутренних потребностей человека, которые могут и не иметь ничего общего с действительностью. Главная задача – найти иллюзию, которая будет устраивать его в данный момент. Здесь нет места логической критичности: все, что не соответствует желаемому, просто отметается.

Эгоцентрический тип присущ несформированным личностям, например, детям. Для них в центре всего располагается собственное эго. Окружающий мир воспринимается исключительно через призму «Я-образа», а переживания других людей во внимание не берутся.

По степени новизны

Творчество предполагает участие воображения, которое использует все, что однажды  было воспринято разумом, и выдает абсолютно новый, уникальный образ и идею. Индивид может посмотреть на ситуацию под разными углами.

Репродуктивное – познание целиком опирается на уже имеющиеся шаблоны, полученные ранее из тех или иных источников. Однако задачу необходимо соотнести с существующими правилами решения, что также требует некоторой самостоятельности. Нацелено на воспроизведение прошлых знаний и их практическое применение.

По степени произвольности

Произвольное рождается благодаря воле и сознанию личности. Оно полностью контролируется разумом. Непроизвольное осуществляется без приложения дополнительных усилий. Оно проявляется в ситуациях, когда действия совершаются неосознанно или под влиянием внешних факторов.

Операции мышления

  • Сравнение – сопоставление предметов или явлений, поиск у них сходств и различий.
  • Анализ – выявление в объекте конкретных характеристик и свойств.
  • Синтез – объединение ряда элементов в целое.
  • Абстракция – отвлечение от общего и выделение одной стороны.
  • Обобщение – умение группировать подобные признаки.

Виды мыслительных нарушений

На качество мысли влияют ошибки в восприятии и обработке информации. К таким, например, относятся нарушения внимания, памяти, слуха или зрения – то есть из внешнего мира человек получает данные, несоответствующие действительности. Исходя из них он делает неверные выводы и умозаключения.

Другой причиной искаженного образа мышления является психоз. Мозг перестает работать в базовом режиме, что приводит к беспорядочным соображениям.

Бессознательное осмысление

Подсознание хранит в себе практически все, что было у индивида в прошлом: опыт, установки, сомнения, чувства, страхи, эмоции. Оно не стремится найти решение, а скорее просто не замечает его. Этой частью психики самостоятельно управлять нельзя.

Однако с ее помощью принимаются наиболее верные решения, а вовсе не благодаря логическому анализу. Именно неосознанная составляющая внутреннего «Я» подмечает определенные явления, объекты, фиксирует их и анализирует.

Эта информация таится в глубинах разума долгое время, пока не возникает актуальная для нее задача.

Что относится к основным видам мышления в зависимости от личностных особенностей

На образ мысли могут влиять и определенные характеристики личности.

Мужское

Как правило, оно основывается на логическом анализе и нацелено на создание плана конкретных действий. Ему присущи целенаправленность, рациональность и отчуждение разума от ощущений. Мужчины стремятся перейти от обдумывания к поступкам и достижению определенного результата, а эмоции только мешают процессу осмысления.

Женское

Чаще всего имеет интуитивную основу, которая практически всегда сопровождается чувственным опытом. Важную роль играют конкретизация и детализация информации.

Ход мышления женщины может меняться под воздействием настроения, хотя многим девушкам присущи и логика, и рационализм, и умение планировать, анализировать.

Однако тенденция показывает, что их эмоциональность все равно оказывает сильное влияние на восприятие окружающего мира: порой помогает, а иногда мешает думать.

Девушкам бывает непросто понять самих себя и разобраться в хитросплетениях действительности. В таких ситуациях я с радостью приду на помощь. Записывайтесь мою консультацию, и я подскажу, как действенно и эффективно использовать внутренние ресурсы и превратить женственность в мощный источник энергии.

Позитивное

Люди с этим типом мышления чаще склонны видеть вокруг возможности, а не препятствия. Что бы ни происходило, они стремятся сохранить оптимистичный настрой, при этом реалистично и конструктивно оценивая обстановку и находя в ней то, что способствует достижению успеха.

Негативное

Сопровождается эмоциями, связанными с недовольством жизнью и пессимизмом. Люди такого склада ума склоняются к пассивной критике происходящего, выражению своих неприятных ощущений и мыслей, но далеко не всегда берут на себя ответственность для решения возникшей проблемы.

Стратегическое

Им обладают личности, которые предпочитают планировать свою деятельность далеко вперед и умеют ставить долгосрочные цели. Они придерживаются своего плана и видят самые эффективные пути достижения задуманного. Как правило, это хорошие управленцы и бизнесмены.

Идеалистическое

Вместо познания мира, идеалисты создают в голове его модель, которую они пытаются наложить на реальность. Чаще всего эти картинки не совпадают, что вызывает у человека негативные эмоции, переживания. Индивид с таким складом ума может не замечать очевидного из-за этого стремления к иллюзиям.

Иррациональное

Иррационалу не всегда удается увидеть и осознать причины своих поступков. Он не анализирует, не критикует, а просто верит в то, чем занимается. Для него важнее всего – результативность действий, а не логичность или объективность оценки.

Рациональное

В отличие от предыдущего, рационал обращается только к фактам, знаниям и навыкам. Ощущения, эмоции он отодвигает на второй план, предпочитая мыслить трезво, конструктивно, быстро и логично решая поставленные задачи.

Аналитическое

Человек с этим образом мысли опирается исключительно на логику. Он уверен, что все имеет причинно-следственную связь, поэтому для решения проблемы нужно долго анализировать, изучать ситуацию и докопаться до первопричины.

Читайте также:  Курсы по информационной безопасности: обучение специалистов и новичков

Синтезирующее

Хорошо развито у тех, кто способен из отдельных частей информации воссоздать полную и понятную картинку действительности. Такие люди не пугаются рутинной работы и предпочитают скорее стабильность, чем перемены.

Окружающий мир воспринимается ими с настороженностью. Часто из личностей такого склада получаются выдающиеся ученые.

Они успешно справляются с офисными задачами, умеют грамотно собирать и структурировать данные, а также верно их преподнести, прибегают к составлению схем, таблиц для наглядности.

Заключение

То, как мы мыслим, зависит от личностных особенностей и формируется на основе врожденных качеств. Все это влияет и на эффективность мыслительных операций, восприятие мира, и на решение различных проблем. В большинстве случаев мировосприятие можно скорректировать (например, негативное сменить на позитивное).

Вот несколько советов, которые помогут вам научиться думать глубоко, качественно и действенно:

  • Читайте больше книг и делайте это осознанно: анализируйте, систематизируйте прочитанное.
  • Играйте в развивающие игры, периодически разгадывайте головоломки.
  • Изучайте математику.
  • Учите иностранные языки.

Попробуйте определить, какое мышление преобладает в психологии вашего сознания, опираясь на его основные виды (по форме и содержанию), кратко и наглядно перечисленные в этой статье.

Если вам покажется, что такой способ оценки окружающего пространства недостаточно эффективен и требует некоторой перезагрузки, записывайтесь на мою консультацию.

На ней вы научитесь успешно выстраивать коммуникации с действительностью и получать от нее личную пользу.

В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.

Записаться на консультацию

Интенсивный ритм жизни? Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.

Skype, Viber.

Записаться на консультацию

Виды мышления человека, его основные формы, свойства и характеристики

Здравствуйте, уважаемые подписчики и гости блога!

Одним из самых базовых отличий человека от других живых существ является мышление. Благодаря ему мы можем не только получать информацию из внешнего мира, но и представлять предметы, предвидеть изменение вещей во времени, рождать идеи, решать задачи и многое другое. Сегодня мы разберем виды мышления человека, поговорим о его свойствах и формах.

Виды мышления человека, его основные формы, свойства и характеристики

Пара слов о понятии

Если опираться на определение, которое дает нам Википедия, то мышление – это психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений.

У термина есть масса определений попроще.

Мышление – это познавательная деятельность человека, результатом которой является мысль в виде идеи, смысла или понятия.

В нейропсихологии мышление относят к одной из высших психических функций, которая имеет мотив, цель, систему действий и контроль.

Исследовать данный феномен начали еще в античные времена. Философы и ученые рассматривали его не с точки зрения психологии, а с позиции философии и логики. Многие философы называли мышление сущностным свойством человека. Это ярко демонстрирует известное изречение Декарта: “Я мыслю, значит, я существую”.

Этот процесс связан с функционированием мозга. Однако способность человека мыслить тем или иным образом возникает в процессе жизненного опыта, культуры, норм языка, логики и других факторов.

Стадии развития мышления можно посмотреть в таблице.

Виды мышления человека, его основные формы, свойства и характеристики

Свойства

Человек воспринимает окружающую действительность исходя из своего мышления. А оно у каждого свое. Именно поэтому на одинаковые вещи мы все смотрим по-разному. Но всех людей объединяют определенные свойства мышления. В психологии их выделяют несколько:

  1. Целенаправленность. Каждый мыслительный процесс имеет свою конечную цель.
  2. Логичность. Вопреки популярным шуткам и анекдотам, у женщин тоже есть логика, только она неразрывно сопряжена с чувствами.
  3. Развитость. Неразвитым мышлением обладают только дети в неосознанном возрасте и люди с психическими отклонениями.
  4. Способность к формированию понятий. Все мы можем охарактеризовать предмет или явление, сравнить его с аналогичными и т. п.
  5. Субъективность. Как мы уже выяснили, каждый мыслит по-своему. Объективности препятствуют наши чувства, пережитый опыт, менталитет и прочее. Но нельзя сказать, что кто-то мыслит правильно, а кто-то нет. У каждого своя правда.
  6. Линейность во времени. Одни устремляют свое внимание в будущее, другие размышляют о прошлом. Но все пытаются найти решение сложившейся ситуации.

Рекомендую ознакомиться с подборкой книг про мышление.

Формы

У мышления есть три основные формы:

  1. Понятие. Представляет собой мысль, которая отражает наиболее существенные, общие и отличительные признаки различных предметов и явлений. Понятие возникает как результат познавательной деятельности мозга, т. е. мышления.
  2. Суждение. Это мысль, которая содержит в себе утверждение или отрицание чего-либо о предмете, его свойствах или связях между несколькими предметами. Последовательная логическая связь нескольких суждений помогает нам решать разные задачи, находить ответы на вопросы. Такая последовательность называется рассуждением.
  3. Умозаключение – это итог цепочки суждений, т. е. тот самый ответ на вопрос, который мы ищем, выстраивая свои рассуждения. Умозаключение дает нам новое знание и понимание предметов и явлений окружающего мира. Умозаключения бывают дедуктивными, индуктивными и по аналогии.

Компоненты

В зависимости от конкретной задачи, которую нужно решить, а также характера информации, которую предстоит обработать, мы используем разные мыслительные операции. Их называют компонентами мышления.

Выделяют несколько компонентов:

  1. Анализ. Это изучение предмета или явления путем разделения его на части.
  2. Синтез. Обратное анализу понятие. Означает изучение чего-либо через соединение разрозненных частей в одно целое.
  3. Сравнение. Сопоставление свойств разных предметов для поиска их сходств и различий.
  4. Абстрагирование. Отвлечение в процессе познания от несущественных деталей с целью выделить важные признаки.
  5. Конкретизация. Противоположное абстрагированию понятие. Человек в данном случае обращает свое внимание на частности, изучая их по отдельности.
  6. Обобщение. Переход от частного к общему, т. е. объединение предметов и явлений путем выделения общих признаков и свойств.
  7. Классификация. Распределение предметов или явлений на классы, группы, отделы по общим признакам.

Основные типы и их характеристика

Специалисты из разных областей психологии не могут сойтись в едином мнении не только относительно определения данного термина, но и его классификации. Здесь я расскажу о самых популярных видах мышления.

По содержанию

Выделяют следующие виды:

  1. Наглядно-действенное. Основывается на непосредственном взаимодействии с предметом в целях его изучения. Развивается у ребенка с рождения и примерно до 1,5 лет. Например, чтобы изучить устройство игрушки, ребенок может ее сломать, разгрызть, попробовать на вкус.
  2. Наглядно-образное. Предполагает восприятие мира через образы. Примеры: модельер придумывает новую коллекцию одежды, стилист создает новый образ, дизайнер работает над проектом. Такой тип преобладает у художников, поэтов, музыкантов.
  3. Абстрактное (словесно-логическое). Оперирование понятиями, которые человек не может потрогать, увидеть или услышать. При изучении какого-то предмета или явления человек берет за основу прошлый опыт и добавляет к нему свою фантазию.

По характеру решаемых задач

По характеру поставленных целей и выполняемых задач выделяют:

  1. Теоретическое (эмпирическое). Позволяет сравнивать, анализировать и классифицировать накопленные знания и представления, выражая их в форме норм, правил, законов, концепций.
  2. Практическое. Когда все теории проверяются на практике. Любые схемы, чертежи, проекты, планы преобразуют теоретические понятия в реальную действительность. Бестелесная мысль обретает физическую форму.

По степени развернутости

Выделяют такие типы:

  1. Дискурсивное (аналитическое). Мышление на основе логики и рассуждений. Оно максимально осознанно, растянуто во времени и имеет четкие этапы.
  2. Интуитивное. Основано на чувственном восприятии. Протекает быстро, минимально осознанно и не имеет выраженных этапов.

По степени новизны и оригинальности

По этому критерию выделяют:

  • Репродуктивное. Базируется на уже готовых решениях, источниках и шаблонах. Направлено исключительно на воспроизведение полученных ранее знаний и образов.
  • Продуктивное (творческое). Противоположно репродуктивному. Предполагает проявление собственной фантазии, воображения. Человек здесь выступает творцом, создает собственные оригинальные идеи и проекты.

По функциям

На основе выполняемых функций выделяют следующие виды:

  • Критическое. Направлено на выявление недостатков в мышлении других людей.
  • Творческое. Предполагает генерацию собственных идей, а не оценку чужих мыслей.

По степени рефлексии

Рефлексия – это взгляд внутрь себя самого, вглубь своего сознания, а также на результат собственных действий и их переосмысление.

Взяв за основу данное понятие, психологи выделили еще одну классификацию типов мышления:

  1. Аналитическое. Позволяет нам разделять предметы, явления и ситуации на части и рассматривать их более подробно. Находить причинно-следственные связи, наблюдать, сравнивать, делать выводы и находить важное. Как правило, протекает долго и последовательно.
  2. Интуитивное. Скоротечное по времени и неосознаваемое. В момент, когда интуиция делает свои выводы, не задействована ни логика, ни анализ.
  3. Реалистическое. Делает выводы исключительно на основе доказуемых фактов. Благодаря ему человек может мыслить здраво, трезво и логично.
  4. Аутистическое. Основывается на личных иллюзиях и ожиданиях. Часто встречается у людей искусства.
  5. Эгоцентрическое. Как правило, развито у детей и взрослых людей с завышенной самооценкой. Для ребенка нормально считать себя центром мира, вокруг которого вращаются все события. У взрослых такое восприятие себя считается психологической проблемой или чертой характера.

По произвольности

Выделяют такие типы:

  1. Произвольное. Управляется сознанием и волей человека. Мыслительный процесс находится под контролем.
  2. Непроизвольное. Мыслительный процесс происходит сам по себе и не подчиняется усилиям воли человека.

Другие типы

Специалисты выделяют много типов и подкатегорий мышления. Чтобы не лезть в дебри узких классификаций, я приведу здесь лишь некоторые из них.

Помимо вышеперечисленных выделяют следующие типы:

  • алгоритмическое,
  • альтернативное,
  • групповое,
  • дивергентное,
  • инновационное,
  • комбинаторное,
  • символическое,
  • эмоциональное,
  • математическое,
  • проактивное,
  • реактивное,
  • клиповое,
  • рациональное,
  • количественное,
  • научное,
  • фиксированное,
  • вербальное,
  • нестандартное.

Если вам интересно, здесь можно посмотреть техники мышления.

Виды мышления в зависимости от гендерных и личностных особенностей

На образ познания и восприятия мира могут также оказывать влияние личностные особенности каждого человека. Рассмотрим еще некоторые типы мышления.

Мужское и женское

Как известно, полушария головного мозга отвечают за разные способности человека. Левое дает нам логику и способность анализировать, а правое активизирует интуицию и ассоциативное мышление.

Виды мышления человека, его основные формы, свойства и характеристики

Мыслительные процессы у мужчин более изолированы, чем у женщин, т. е. работают отдельно. А у женщин логика и интуиция всегда взаимосвязаны. Отсюда и распространенное представление о различиях мужской и женской логики.

Женщины думают и чувствуют одновременно. Их мышлению характерна многозадачность и универсальность. Однако это часто приводит к тому, что женщинам бывает трудно сосредоточиться на чем-то одном длительное время.

Мужчинам проще сохранять холодный расчет и беспристрастность в решении задач. Их мышление выполняет работу постепенно, концентрируясь на каждой детали по отдельности.

Из достоинств женского мышления можно выделить:

  • способность балансировать между несколькими задачами одновременно;
  • высокую скорость принятия решений;
  • хороший уровень социального развития.

Плюсы мужского мышления:

  • высокая результативность и качество выполнения задач;
  • логичность без лишних эмоций и ассоциаций;
  • способность расставлять приоритеты.

Позитивное и негативное

Люди, склонные мыслить позитивно, во всех ситуациях видят возможности независимо от наличия и масштабов препятствий. Природный оптимизм помогает им настроиться на успех даже после череды неудач.

Читайте также:  Кейс от comagic по повышению конверсии на бизнес-сайте

Понятие позитивного мышления отчасти стало больше концепцией, которая применяется на семинарах по мотивационному развитию личности и в соответствующей литературе.

Негативизм свойственен пессимистам. В каждой мелкой неудаче они склонны видеть злой рок, преследующий их. Любят вызывать у окружающих жалость и сочувствие.

Рациональное и иррациональное

Первый тип основывается на фактах, доказуемых знаниях и уже полученных умениях. Рационал конструктивно подходит к решению задач и не считает нужным подчиняться чувствам и эмоциям.

Иррациональное мышление – это полная противоположность предыдущему типу. Представляет собой бессвязный ход мыслей, основанный на вере, чувствах и интуиции. Часто возникает из-за желания верить в свои фантазии. Иррациональность – это не всегда плохо, поскольку есть вещи, неподвластные общепринятым законам.

Заключение

Мы с вами рассмотрели разные виды мышления и кратко разобрали их характеристики. Тот или иной тип зависит от индивидуальных особенностей личности и складывается как из врожденных качеств, так и из тех, что формируются в ходе получения жизненного опыта.

Некоторые типы можно корректировать и развивать. Например, можно пессимистичный стиль изменить на позитивный, с помощью упражнений сделать более выраженным креативное мышление.

А подробнее о том, как изменить свое мышление, можно прочесть в другой статье на нашем блоге.

Напоследок предлагаю посмотреть видео от профессора факультета социальных наук Марии Фаликман.

До встречи в следующей статье!

Подписаться на новости сайта Если хотите получать первым уведомления о выходе новых статей, кейсов, отчетов об инвестициях, заработке, созданию прибыльных проектов в интернете, то обязательно подписывайтесь на рассылку и социальные сети!

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии или использовать другой более современный.

Мышление и его виды

Мышление – процесс познания, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением окружающей действительности. Мышление помогает нам выстраивать систему умозаключений, получать новые знания. Например, когда мы видим сильно качающиеся ветки деревьев, мы делаем вывод, что на улице ветер.

Мышление тесно связано с действием и речью. Человек изучает действительность с помощью воздействия на нее. Таким образом, действие – это первичная форма существования мышления.

Разнообразные мыслительные операции  сначала создавались как практические, затем они превратились в операции теоретического мышления.  Мышление человека невозможно без языка.

Доказана зависимость между качеством решения задачи и формулировки задачи вслух или про себя.

Так, при формулировке задачи вслух, она гораздо лучше решается, и наоборот, когда язык фиксируется (зажимается зубами), качество решения задачи ухудшается.

Виды мышления

В генетической психологии  выделяются следующие виды мышления: 

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Наглядно – действенное мышление выражается в решении задач с помощью реального, физического преобразования ситуации, манипулирования с объектами. Данной формой мышления обладают дети до трех лет.

Ребенок сравнивает предметы, накладывая или приставляя их друг к другу; синтезирует, складывая из кубиков или палочек “дом”; классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету и т.д. Так ребенок мыслит с помощью действий. Движение рук опережает мышление, поэтому его называют ручным.

У взрослых данный тип мышления проявляется, когда они, например, делают работу по дому, при перестановке мебели в комнате или при необходимости пользоваться малознакомой техникой. Такое мышление возможно тогда, когда нельзя полностью предусмотреть результаты какого-либо действия.

Наглядно – образное мышление обладает следующими характеристиками:

  • помогает анализировать, сравнивать и обобщать различные образы, представления о явлениях и предметах;
  • воссоздает все многообразие различных характеристик предмета;
  • практически неотделимо от воображения.

Наглядно-образное мышление проявляется у детей дошкольного возраста от четырех до семи лет. Действие в данном типе мышления отходит на второй план, ребенку не обязательно трогать предмет руками, ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект.  Характерной особенностью мышления ребенка является наглядность.

У взрослых наглядно-образное мышление проявляется, например, при ремонте квартиры. Человек заранее может представить, как будут выглядеть обои, цвет потолка и т.д. 

Словесно-логическое мышление – это абстрактное мышление, для которого характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.).  С помощью данного вида мышления индивид устанавливает  общие закономерности развития процессов в природе и обществе, обобщает наглядный материал.

Мышление включает в себя следующие виды операций:

  • Сравнение – сопоставление вещей, явлений и их свойств, выделение сходств и различий;
  • Анализ – мысленное расчленение вещи или явления для выделения составляющих элементов; 
  • Синтез – процесс, обратный анализу, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения; 
  • Абстракция – выделение одной отличительной стороны свойства предмета или явления;
  • Обобщение (генерализация) – отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. 

Словесно-логическое мышление имеет свой алгоритм. Сначала человек рассматривает одно суждение, потом добавляет к нему другое и на их основе делает логическое умозаключение.Например:

  • 1-е суждение: все металлы проводят электричество. 
  • 2-е суждение: железо – это металл.
  • Умозаключение: железо проводит электричество.

Словестно – логическое мышление является высшей формой мышления, с его помощью человек может отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные абстрактные задачи.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
 

Предикативное мышление

Мышление не всегда подчиняется  логическим законам. Так, З.Фрейд описал предикативное мышление – тип нелогического мыслительного процесса. Если у двух предложений одинаковые сказуемые или окончания, то люди бессознательно ассоциируют между собой их подлежащие.

На предикативное мышление работают рекламные объявления. Например,  создатель рекламы утверждает, что “успешные люди моют голову шампунем марки Pantene Pro-V , надеясь на то, что человек будете рассуждать нелогично, примерно следующим образом:

  • Успешные люди моют голову шампунем Pantene Pro-V.
  • Я мою голову шампунем марки Pantene Pro-V.
  • Значит я – успешный человек.
  • Человек, которые не может мыслить по законам логики, критически осмысливать информацию, подвергается одурачиванию  пропагандой или мошеннической рекламой.
  • Предикативное мышление представляет собой псевдологическое мышление, при котором разные субъекты неосознанно ассоциируются друг с другом на основании наличия у них одного общего предиката.
  • Критическое мышление можно развивать, для этого необходимо:
  1. Отличать суждения, основанные на логике, от суждений, базирующихся на эмоциях и чувствах.
  2. В любой полученной информации необходимо учиться видеть положительные и отрицательные стороны (“плюсы” и “минусы”).
  3. Нужно замечать несоответствия в том, что вы видите и слышите.
  4. Не стоит спешить с выводами, если нет достаточной информации.

Важно отметить, что все виды мышления взаимосвязаны между собой, а отдельные виды могут переходить друг в друга. Например, сложно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, когда приходится работать со схемами и графиками. Обычно у человека задействованы все виды мышления, однако один вид может преобладать.

В зависимости от степени и характера новизны информации, осмысленной человеком, различают следующие виды мышления:

  • репродуктивное;
  • продуктивное;
  • творческое мышление.

Репродуктивное мышление отражается в воспроизведении памятью определенных логических правил, без установления новых ассоциаций, сопоставлений, анализа и т.д. Это может происходить сознательно, на интуитивном или подсознательном уровнях (например, решение типовых задач по заранее заданному алгоритму).

Продуктивное и творческое виды мышления выходят за пределы наличных фактов, они выделяют в данных предметах скрытые свойства, выявляют непривычные связи, способы решения задачи и т.п.

  Если в процессе мышления рождается новое знание или информация для человека, однако не новое для общества, то это продуктивное мышление.

Если же в результате мыслительной деятельности появляется новое для человека и для общества, то здесь проявляется  творческое мышление.

Виды мышления человека, его основные формы, свойства и характеристики

Анна Коврова

Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук

  • Задачи по Психологии и педагогики

    • Вид работы: Решение задач
    • Выполнена: 28 мая 2017 г.
    • Стоимость: 100 руб

    Заказать такую же работу

  • Организация перемен в начальной школе

    • Вид работы: Курсовая работа
    • Выполнена: 4 апреля 2017 г.
    • Стоимость: 1 000 руб

    Заказать такую же работу

  • курсовая Наркомания, токсикомания в подростковом возрасте, их причины и профилактика с практической частью

    • Вид работы: Курсовая работа
    • Выполнена: 13 апреля 2016 г.
    • Стоимость: 900 руб

    Заказать такую же работу

  • Системный подход в терапии и коррекции семейных проблем. Заказ: 532048

    • Вид работы: Курсовая работа
    • Выполнена: 20 февраля 2018 г.
    • Стоимость: 800 руб

    Заказать такую же работу

  • Групповая сплоченность группы по акробатическому рок н роллу

    • Вид работы: Курсовая работа
    • Выполнена: 28 февраля 2018 г.
    • Стоимость: 900 руб

    Заказать такую же работу

  • Влияние средств массовой информации на становление самооценки детей младшего школьного возраста

    • Вид работы: Курсовая работа
    • Выполнена: 9 ноября 2016 г.
    • Стоимость: 1 000 руб

    Заказать такую же работу

  • Смотреть все работы по психологии

    Не получается написать работу самому?

    Доверь это кандидату наук!

    Виды мышления человека, его основные формы, свойства и характеристики

    Виды мышления и их характеристика: Unsplash Мышление — важнейшая способность людей. Благодаря ему человек познает мир, приобретает опыт, планирует будущее. Мышление возникает вследствие практической и умственной деятельности и бывает нескольких типов.

    Какие есть виды мышления? Доктор психологических наук Роберт Немов делит мышление на теоретическое и практическое.

    В теоретическом мышлении выделяются такие типы, как понятийное и образное, а в практическом — наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.

    Пара слов о понятии

    Если опираться на определение, которое дает нам Википедия, то мышление – это психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений.

    У термина есть масса определений попроще.

    Мышление – это познавательная деятельность человека, результатом которой является мысль в виде идеи, смысла или понятия.

    В нейропсихологии мышление относят к одной из высших психических функций, которая имеет мотив, цель, систему действий и контроль.

    Исследовать данный феномен начали еще в античные времена. Философы и ученые рассматривали его не с точки зрения психологии, а с позиции философии и логики. Многие философы называли мышление сущностным свойством человека. Это ярко демонстрирует известное изречение Декарта: “Я мыслю, значит, я существую”.

    Этот процесс связан с функционированием мозга. Однако способность человека мыслить тем или иным образом возникает в процессе жизненного опыта, культуры, норм языка, логики и других факторов.

    Стадии развития мышления можно посмотреть в таблице.

    Понятийное мышление

    Освоив практические виды мышления, человек учится рассуждать теоретически. На этом этапе появляется понятийное мышление.

    Что характерно для понятийного мышления? Как отмечает доктор психологических наук Н. И. Козлов, оно не врожденное и не развивается само по себе, его формируют во время обучения. На этом этапе человек:

    • знакомится с понятиями и запоминает их свойства без личного контакта;
    • устанавливает общие закономерности и формирует логические классы;
    • учится строить логические цепочки.

    Понятийное мышление не замещает практическое, а лишь дополняет его. Оно тесно связано с применением речи и определенных логических операторов. Поэтому в различных классификациях его называют словесно-логическим (вербально-логическим) мышлением.

    Читайте также:  Что такое гражданство, способы его приобретения, как получают гражданство рф и как его правильно писать в анкете

    Понятийное мышление: Unsplash

    Свойства

    Человек воспринимает окружающую действительность исходя из своего мышления. А оно у каждого свое. Именно поэтому на одинаковые вещи мы все смотрим по-разному. Но всех людей объединяют определенные свойства мышления. В психологии их выделяют несколько:

    1. Целенаправленность. Каждый мыслительный процесс имеет свою конечную цель.
    2. Логичность. Вопреки популярным шуткам и анекдотам, у женщин тоже есть логика, только она неразрывно сопряжена с чувствами.
    3. Развитость. Неразвитым мышлением обладают только дети в неосознанном возрасте и люди с психическими отклонениями.
    4. Способность к формированию понятий. Все мы можем охарактеризовать предмет или явление, сравнить его с аналогичными и т. п.
    5. Субъективность. Как мы уже выяснили, каждый мыслит по-своему. Объективности препятствуют наши чувства, пережитый опыт, менталитет и прочее. Но нельзя сказать, что кто-то мыслит правильно, а кто-то нет. У каждого своя правда.
    6. Линейность во времени. Одни устремляют свое внимание в будущее, другие размышляют о прошлом. Но все пытаются найти решение сложившейся ситуации.

    Рекомендую ознакомиться с подборкой книг про мышление.

    Теоретическое образное мышление

    В чем особенность образного мышления? Этот тип отличается тем, что «материалом» для мышления становится не наглядный предмет или понятие, а образ. Он исходит из памяти или воссоздается воображением. К образному мышлению чаще всего прибегают люди творческих профессий, в частности писатели, сценаристы. Психолог Н. И. Козлов назвал этот тип сценарийным мышлением.

    О людях с сильным образным мышлением говорят, что у них развита интуиция. На самом деле, видя ситуацию, они воссоздают возможные развороты событий из опыта. Оперируя логикой и воображением, они могут предугадать развитие даже незнакомой для себя ситуации.

    Образное мышление: Unsplash

    Согласно другим классификациям, кроме вышеперечисленных видов, выделяют также творческое, аналитическое, интуитивное мышление, пралогическое (способность составлять простейшие логические цепочки), альтернативное (способность выстроить несколько возможных сценариев развития событий и выбрать лучший), критическое, стратегическое мышление и пр.

    Человек применяет все типы мышления, но наибольшего развития достигает тот, которого требует род деятельности. Определите, какое мышление дается вам лучше всего, и, вероятно, оно станет основой вашей профессии.

    Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1791961-vidy-myslenia-i-ih-harakteristika/

    Формы

    У мышления есть три основные формы:

    1. Понятие. Представляет собой мысль, которая отражает наиболее существенные, общие и отличительные признаки различных предметов и явлений. Понятие возникает как результат познавательной деятельности мозга, т. е. мышления.
    2. Суждение. Это мысль, которая содержит в себе утверждение или отрицание чего-либо о предмете, его свойствах или связях между несколькими предметами. Последовательная логическая связь нескольких суждений помогает нам решать разные задачи, находить ответы на вопросы. Такая последовательность называется рассуждением.
    3. Умозаключение – это итог цепочки суждений, т. е. тот самый ответ на вопрос, который мы ищем, выстраивая свои рассуждения. Умозаключение дает нам новое знание и понимание предметов и явлений окружающего мира. Умозаключения бывают дедуктивными, индуктивными и по аналогии.

    Что такое мышление и его функции

    Начнем, как всегда, с определения.

    Мышление – это такой процесс переработки информации, который отражает объективную реальность субъективно, через понятия, суждения, умозаключения. Это высший процесс, который свойственен только человеку, его познавательная деятельность.

    Благодаря мышлению мы развиваемся, узнаем что-то новое, устанавливаем связи между предметами. Например, мы знаем, что вино немного пьянит, машина может ехать с горки сама, дождь барабанит по крышам и т. д.

    Этот высший процесс помогает понимать сущность явления: гром гремит не потому, что ему хочется, а потому, что происходит столкновение разрядов. Или вода кипит не потому, чтобы выкипеть, а потому, что температура поднялась. Я тут в физику немного подалась

    Основные формы мышления и их описание

    Мышление – сложный психический процесс, присущий человеку, позволяющий организовать познавательную деятельность и управлять ей. Мышление может касаться различных сфер жизни и деятельности, а также иметь определенные формы.

    Что такое мышление

    Мышление – способность человеческой психики обрабатывать и фиксировать информацию, применять ее на практике и использовать по мере необходимости.

    Мышление помогает человеку преодолевать препятствия, давать объективную оценку происходящим событиям, осознавать и изучать окружающий мир, видеть его свойства и закономерности. Мышление бывает прямое и косвенное. То, что человек может осмыслить, если почувствует, увидит, потрогает – относится к прямому виду. То, что человек осмысливает через ощущение и восприятие, является косвенным.

    Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

    Мышление способствует развитию сознания, формированию суждений и логических умозаключений. Мыслительные операции, влияющие на качество и образ жизни, из всех живых существ на планете может совершать только человек.  

    Исследователи выделяют разные характеристики и направления мышления.

    Основные формы

    Самая популярная классификация мышления в психологии определена по форме. Под формой мышления понимают результат мыслительных операций, способствующих осознанию происходящих событий и окружающего мира, оценке взаимоотношений и обобщению информации.

    Формы мышления взаимосвязаны и взаимодополняемы:

    • понятие;
    • умозаключение;
    • суждение.

    Понятие как форма мышления

    Понятие отображает любые характерные признаки окружающих человека предметов и явлений. По объему в понятии выделяют общие и единичные признаки. Примеры общих: умение говорить, двигаться, читать, писать. Примеры единичных: манера говорить, жестикулировать, фигура, походка.

    По содержанию в понятии приводят конкретные и абстрактные признаки. Примеры конкретных: объекты, имеющие право на самостоятельное существование (страна, уклад).Примеры абстрактных: дополнение, изменение, характеристика признака (отзывчивость, внимательность).

    Различают также непосредственное и опосредованное понятие. Первое относят к происходящему в данный момент, второе является результатом споров и дискуссий.

    Формулировка понятия всегда выражается словами либо словосочетаниями. Понятийный процесс формируется за счет образования терминов, отражающих суть объектов или явлений. Пример: «Психологическая дисциплина» сформулировала термины «личность», «сознание», «характер», «темперамент».

    Понятию свойственны познавательная и коммуникативная функции. Немаловажное значение имеет способность осознавать полученную информацию.

    Умозаключение

    Умозаключение является одной из форм мышления, позволяющей сформировать новое знание на основе полученных или имеющихся представлений и понятий. Понятие умозаключения неразрывно связано с логическими рассуждениями.

    Психологи выделяют демонстративные и недемонстративные умозаключения. При демонстративных вывод делается на основе первоначальных суждений, при недемонстративном вывод не имеет ничего общего с начальными суждениями.

    Подвиды умозаключения:

    1. Индуктивный, при котором общее выводится из частного.
    2. Дедуктивный, при котором общее рассматривается как переход к частному.
    3. Аналогия, когда новый вывод строится на основе похожих, ранее известных фактов или суждений.
    4. Предположительный – вид умозаключения, которое не имеет доказательной базы.

    Процесс умозаключения являет собой одну из высших мыслительных форм и способствует как поиску ранее неизвестных решений, так и формированию новых видов суждений.

    Суждение

    Суждение – отражение предметных связей, их свойств, признаков и отношений с окружающим миром. Суждение всегда однозначно выражает согласие или несогласие.

    Примеры положительных суждений: «Студент готов к экзамену», «Материальная база предприятия устарела». Примеры отрицательных суждений «У него совсем не развита фантазия», «По этой улице не ездят».

    Выделяют истинное и ложное суждение. Истинное суждение основано на неоспоримых фактах и не требует доказательств. Ложное суждение базируется исключительно на предположениях и гипотезах.

    Существует понятие «формальное суждение». Оно подчеркивает взаимосвязь объектов либо понятий, но не конкретизирует их характер (ложное или истинное). Например, можно сказать: «нежное прикосновение».

    Понятие «эмпирическое суждение» относится к явлениям как к итогу наблюдения с возможностью проверки подлинности. Например, можно выразиться так: «чувствуешь, какое нежно прикосновение?».

    Помимо названных, существуют дополнительные подвиды суждения: единичные, частные, общие. Единичные касаются какого-то одного понятия, например, «Казань – столица Татарстана». Частные затрагивают некоторые аспекты: «Некоторые девочки умеют вязать». Общие суждения относятся ко всем явлениям и объектам, которые объединены единым понятием: «Во всех озерах вода стоячая». 

    Суждение всегда работает на раскрытие понятий. Чтобы высказывать определенное суждение, человек должен получить представление о содержании того или иного понятия, то есть владеть достоверной информацией в обсуждаемой области. Например, когда человек говорит «характер зависит от темперамента», он должен обладать знаниями о типах темперамента и особенностях характера.

    Принципы суждения могут стать основой как процесса, так и результата получения и фиксации обобщения информации. Сформированное мнение может строиться на критике, утверждении, отрицании, согласии, предположении. Принципы суждения всегда индивидуальны, формируются исключительно через получение личного опыта и комплексное рассмотрение ситуаций, предметов и явлений.

    Формы мышления в психологии, их описание

    За основу разделения и классификации форм мышления психологи взяли такие понятия, как возможность и функциональность. Выделяют следующие формы мышления:

    Наглядно-действенное

    Основано на изучении конкретных объектов и их взаимоотношений. Восприятие объектов происходит в реальной действительности. Данный вид мышления связан с практической деятельностью человека.

    Направлен на решение технических задач от идеи до воплощении и получения конкретного результата. В работу включаются умственные и практические навыки.

    Для наглядно-действенного мышления характерны внимательность, наблюдательность, образность, способность переключения с теории на практику.   

    Образное

    Образное или наглядно-образное мышление основано исключительно на образах и представлениях, для этого типа характерно анализирование, проведение сравнительных операций, обобщение данных. Например, человек запланировал ремонт. В его воображении уже складывается описание комнат после проведения работ: цвет стен, штор, фактура ковра, мебели, разделение на функциональные зоны.  

    Индуктивное

    Данный вид предполагает выстраивание единого субъективного мнения на основе частных образов. К примеру, на основе рассказов и публикаций о деталях массового праздника человек создает общее представление о мероприятии.

    Дедуктивное

    Дедуктивное мышление подразумевает выведение деталей и конкретных суждений из общих известных сведений. Например, зная общие данные о проведении массового мероприятия, человек представляет его этапы и моменты.

    Абстрактно-логическое

    Имеет в основе логические понятия и их практическое применение. С помощью такого мышления ученые выявляют законы природы, политики принимают важные социальные решения, научные сотрудники выдвигают новаторские теории и проекты.

    Примеры использования форм мышления в повседневной жизни

    Все виды мышления развиваются с раннего детства. Ребенок начинает познавать мир, получая информацию из разных источников. В возрасте 1-3 лет развивается наглядно-действенное мышление. Малыш трогает предметы, пробует их на вкус, твердость или мягкость. Ощущения, которые он получает, ложатся в основу его понимания и становятся базой для развития.

    Игрушка мягкая, кубики твердые, шапка теплая, туфельки красивые. Далее дети учатся находить применение некоторым предметам: из кубиков строят дом, кукол кладут спать, кофту надевают.

    Следующим этапом развивается образное мышление. Малыши делают выводы, основываясь на полученных образах, видах явлений. По мере развития психики и усложнения практической деятельности человек развивает и другие виды мышления. Причем взрослый вполне может пользоваться в практической деятельности разными типами мышления и успешно практиковать их совмещение.   

    Ссылка на основную публикацию